Презентация для малышей что такое фольклор. Презентация "Роль фольклора в воспитании и обучении детей" презентация к занятию (младшая группа) на тему
1 слайд
«Детский фольклор – не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собой «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор – полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики» Г.С. Виноградов
2 слайд
Тема проекта: Детский фольклор как своеобразное видение мира и особый вид устного народного творчества.
3 слайд
4 слайд
Проблемные вопросы В чем отличие детского фольклора от взрослого? Жанровое своеобразие детского фольклора? Какие сферы детского бытия обслуживает детский фольклор? Общее и различия в поэзии считалок и жеребьевок? Для чего нужны скороговорки? На что направлены загадки, головоломки и затейливые вопросы? Зачем дети рассказывают страшилки? Как детский фольклор организует сферу дружбы?
5 слайд
Дидактические цели проекта Находить нужную информацию с использованием Internet-ресурсов; Работать в команде над решением единой проблемы; Планировать и реализовывать реальную проектную деятельность; Формирование исследовательских навыков учащихся в применении компьютера для анализа фольклорных текстов; Формирование умений выделять жанровые особенности фольклорных произведений; Формирование грамотности в области детского фольклора; Совершенствование прикладных навыков работы с персональным компьютером в аспекте литературоведческих исследований.
6 слайд
Методические цели проекта формировать умения учащихся свободно ориентироваться в жанрах детского фольклора; формировать умения выделять специфику каждого жанра; формировать способность к сочинительству; формировать устойчивого интереса к устному народному творчеству; формировать желание собирать фольклор.
7 слайд
Описание проекта Проект проводится в рамках учебной программы в 6 классе и рассчитан на одну учебную четверть. Проектная деятельность выполняется по ходу изучения темы «Детский фольклор» и является итоговой в ее изучении, являясь самостоятельной работой учащихся. Данный проект помогает ученикам систематизировать полученные знания. В ходе работы над проектом учащиеся делают самостоятельные обобщения и выводы, проводя определенные наблюдения. Работа над проектом ведется как на уроках литературы, так и во внеурочное время VIZITKA
8 слайд
Основная идея проекта Данный проект предполагает привлечение интереса учащихся к устному народному творчеству посредством изучения детского фольклора, наиболее близкой шестиклассникам области народного творчества. В ходе реализации проектной деятельности учащиеся учатся анализировать произведения фольклора, выделять специфические особенности фольклорных жанров, выявлять жанровые связи и различия. Учащиеся активно приобщаются к собиранию произведений устного народного творчества. Но самое главное, что в ходе проекта раскрывается творческий потенциал ребенка. Учащиеся сами сочиняют произведения детского фольклора, учитывая все жанровые особенности. Кроме того, дети учатся работе с текстом с помощью компьютера (например, оформляют школьные газеты). Таким образом, данный проект рассчитан, прежде всего, на сочетание исследовательской деятельности с раскрытием творческих способностей.
9 слайд
Этапы и ход работы 1 урок – организационный момент, знакомство с целями проекта и его выполнением, распределение обязанностей среди учеников. 2 - 4 урок – выявление особенностей детского фольклора, его отличие от взрослого фольклора, подготовка учащихся к выполнению презентации. 5 – 12 урок - выявление жанровой специфики детского фольклора, разбор отдельных жанров, подготовка учащихся к выполнению публикаций и веб-сайта. 13 урок - предзащита презентации и публикаций. 14 урок - предзащита веб-сайта. 15 урок – выполнение теста. 16 урок – защита проекта.
10 слайд
Темы исследований учащихся Свирщук Витана, Чернышова Анастасия, Мкоян Тигран – презентация «Добро пожаловать в мир детского фольклора» Королев Андрей, Королева Кристина, Неклюдов Олег, Борисова Юлия – бюллетень «Алло, мы ищем таланты…» Джабадари Вахтанг, Орлов Михаил – буклет «Страшное в жизни ребенка» Джабадари Вахтанг, Королев Андрей, Шилкина Анастасия, Сычева Анастасия – веб-сайт «Увлекательный детский фольклор»
11 слайд
Критерии оценивания Критерии оценки презентации Критерии оценки публикаций Критерии оценки web-сайта Результаты проектной деятельности
12 слайд
Итоги проекта В результате выполнения проекта все работы были защищены на отлично. Качество работы учащихся составило 100 %. В ходе работы над проектом практически все знания ученики получали исследовательским путем, в результате чего и был получен высокий процент качества. Благодаря проектной деятельности у детей начал вырабатываться устойчивый интерес к литературе и анализу фольклорного произведения, а также учащиеся класса решили выпускать ежемесячную газету «Алло, мы ищем таланты…». Проектную деятельность учащиеся намерены продолжать при изучении и других произведений.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Фольклор – это устное народное творчество В переводе с английского языка означает: народная мудрость, народное знание. Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать.
3 слайд
Описание слайда:
Знакомство с ДЕТСКим ФОЛЬКЛОРом 1. Приобщает детей к народному искусству, народным традициям, праздникам, обычаям, национальной культуре. 2. Знакомит детей с жизнью и бытом, повериями древних людей, своих предков. 3. Учит в игровой форме различать добро и зло, любовь и несправедливость, уважение и зависть, хорошее и плохое, ценить и просто любить мир. 4. Способствует формированию и развитию детей и их творческих способностей. 5. Прививает детям навыки поведения в детском коллективе. 6. Воспитывает у детей эстетические чувства, уважение и любовь к истокам культуры своего народа.
4 слайд
Описание слайда:
Виды фольклора для детей: Материнская поэзия (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, частушки) Детский игровой фольклор (считалка, жеребьёвка, припевки, игры целовальные) Фольклор словесных игр (сечки, молчанки, дразнилки, скороговорки, голосянки, нелепицы, загадки, поговорки и пословицы) Детский календарный фольклор (заклички, приговорки) Современный жанр детского фольклора (страшилки, садистские стишки, детские анекдоты)
5 слайд
Описание слайда:
Колыбельная Баю – баюшки – баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок И утащит во лесок Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи Нашу Машу не буди. *** Баю – бай, Баю – бай, Поскорее засыпай! Прилетели гуленьки, Сели возле люленьки, Они стали ворковать, Нашу деточку качать. *** Баю – баю – баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке, Будет наш сынок ходит, Новы валенки носить. Поэзия пестования относится к творчеству взрослых для детей и связана с воспитанием, заботой и уходом за ними. Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? Слово “колыбельная” произошло от слов “колебать”, “колыхать”,“качать”. Колыбельные – помогают усыпить ребёнка.
6 слайд
Описание слайда:
Пестушки, потешки Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ручки фатюнюшки, А в роток говорок, А в головку разумок. *** У сороки боли, У вороны боли, У Феденьки заживи! *** С гуся вода, С Пети худоба. *** Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьет, - Забодает, забодает, забодает. *** Наша Поленька в дому, Что оладушек в меду, Что оладушек в меду. Сладка ягодка в саду. Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом. Они очень короткие. Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям, похвала отличительных признаков характера, красоты.
7 слайд
Описание слайда:
частушки Эй, девчушки-хохотушки, Начинаем петь частушки, Начинаем веселей, Чтоб порадовать гостей. *** Не хотела я плясать. Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла - Я не удержалася. *** А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала – подружки. *** По деревне я шла И Ванюшку видела – Под кустом сидел и плакал: Курица обидела. Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду. Частушка – двух– или четырёхстрочные рифмованные песни весёлого, задорного, обычно любовного, сатирического или юмористического содержания. В основе ритмической организации частушки лежит 4-х-стопный хорей.
8 слайд
Описание слайда:
Считалки, жеребьёвки Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы играть: В кошки-мышки, салочки, Прятки, догонялочки. Книжки будем мы читать, Будем очень много знать. *** Шире, шире, шире круг. У Алёны сто подруг. Эта, эта, эта, эта, А любимая вот эта. *** Матки, матки, Смерти или живота? Дядю Федю Или белого медведя? Са хару кусочек Или красненький платочек? Наливное яблочко Или золотое блюдечко? Лисицу в цветах Или медведя в штанах? За печкой заблудился Или в ложке утонул? Канат вертеть Или с неба лететь? Шар катить Или воду лить? Коня вороного Или казака удалого? Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре. Жеребьёвая сговорка определяет деление играющих на 2 команды. Её роль – устанавливать порядок в игре. Создавая жеребьёвки дети часто импровизировали на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок.
9 слайд
Описание слайда:
Приговорки, припевки Солнце обогрело, Лето повелело: Трижды окунуться, Нырком пройти, Из-под воды вон уйти. *** Сей, сей горох, Посевай горох! Уродись, горох, И крупен, и бел, На потеху всем; И сам тридесят – Для всех ребят. *** Божья коровка, Улети вверх ловко. Принеси нам с неба: Хлебу замену, Грибам подмену, Ягодам рост, Редьке длинный хвост. Игровые приговорки и припевки – маленькие произведения для организации игры с отголосками древних обрядовых игр. Игровое действие унаследовало свои формы, правило и порядок от древних языческих игрищ в честь Костромы, Коляды и Верила. В играх дети изображали семейный быт, трудовые занятия деревни. Например, игры Костромушка, Курилка, Солнце-золотые ворота.
10 слайд
Описание слайда:
Игры целовальные, обрядовые Селезень утку загонял, Молодой серу загонял, Пойди, Утица, домой, Пойди, Серая, домой, У тя семеро детей, А восьмой Селезень, А девятая сама, Поцелуй разок меня! *** НА СТУЛЬЧИКЕ Один из играющих сидит в кругу на стульчике или на пенёчке. Все стоят вокруг него и проговаривают слова: Сам сижу на стульчике, Сам сижу на крашеном. Кто меня любит, Тот меня скупит. Кто меня скупит, Три раз поцелует! Раз, два, три! На счёт «три» все бегут к сидящему. Кто первый до него добежит и поцелует (или прикоснётся) три раза в щёку, тот садится в круг и всё повторяется сначала. Целовальные – в них играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки); Обрядовые - были свойственны обрядам и праздникам. Например, забавы на Масленичные гулянья: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу; Сезонные – были распространены среди детей, особенно в зимнее время. Например,«Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «Воротики» и «Ручеёк».
11 слайд
Описание слайда:
скороговорки Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку - Рак за руку грека - цап! *** Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа. *** Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. *** Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок. *** Мышка залезла под крышку, Чтобы под крышкой сгрызть крошку, Мышке, наверное, крышка – Мышка забыла про кошку! Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они развивают дикцию. Бывают рифмованные и нерифмованные.
12 слайд
Описание слайда:
Сечки, молчанки Стих для 15 "сечек": СекУ – секУ – сЕчкУ нА пустОм местЕчкЕ, чЕсть - пЕречЕсть - пЯтнАдцАть – Есть! *** Стих для 20 "сечек": секУ – секУ – дЕсЯть- в нЕбе – крУглый мЕсЯц, стАну сЕчь – вЫсекАть, звЕзды нА небЕ считАть: счЕсть - двАдцАть – Есть! *** Ехали цыгане, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез, кто промолвит слово, тот её и съест. Сечки –это стишки, сопровождающиеся ударом по дереву секущим предметом. В текстах сечек содержится зашифрованный счёт. Один из самых редких и древних жанров фольклора. Они связаны с процессом обучения счёту. Ритмические единицы – количество ударов по дереву. Молчанка – небольшое сихотворное произведение для проведения игры. Один из детей начинает читать текст комического содержания. Обычно во время игры старался рассмешить или задеть участников, чтобы кто-то засмеялся и заговорил.
13 слайд
Описание слайда:
голосянки Соберемся на полянке И затянем голосянки! А кто не дотянет, Тот безголосым станет! Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-ей!.. *** Ну-ка, девицы – красавицы, Голосяночка вам нравится?! Тянем – тянем – голосим, А кто не дотянет, Того за косы-ы-ы-ы-ы!.. *** Голосянки, голосяночки, Голосим за прянички, Голос тянем до черты, А, кто не дотянет, Животы будут пусты-ы-ы!.. Голосянки и Молчанки связаны с одноимёнными святочными играми. Когда-то в молчанку и голосянку играли и взрослые, и дети. Участники игры в "голосянку" должны были тянуть конечный гласный звук без вдоха (на сколько хватит сил и воздуха в лёгких) как можно дольше, а дети старались их рассмешить, заставить перестать "голосить": первый замолчавший (сделавший вдох) считался проигравшим.
14 слайд
Описание слайда:
Небылицы, нелепицы Федул, что губы надул? Кафтан прожег. Можно зашить. Да иглы нет. А велика ли дыра? Один ворот остался. *** Фома, что из леса не идешь? Да медведя поймал! Так веди сюда! Да он не идет! Так сам иди! Да он меня не пускает! *** Что ваши девчата делают? Шьют да поют. А матушки? Порют да плачут. *** Фома, у тебя в избе тепло? Тепло. На печи в шубе согреться можно! *** Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун. Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни. Небылицы-перевертыши играют роль загадок и прибауток. Для взрослых людей они предстают как нелепицы, а для детей - это смешные истории о том, чего не бывает!
15 слайд
Описание слайда:
Загадки Кто скрывался под кустом? Маленький трусишка, Он боится очень сильно Волка и лисицу. (Заяц.) *** Кто сидит в конуре? А потом она во дворе на траве Прыгает и скачет, Лает и играет. (Собака.) *** Любит он играть, мяукать, Любит кушать и лакать. Он пушистый, как игрушка, Серый маленький зверюшка. (Котенок.) *** Кто кусает, Громко лает, К дому она не подпускает? (Собака.) Загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная народная забава, испытание на смекалку, сообразительность. Загадка, как и пословица – это краткое образное определение предмета или явления. Но в отличие от пословицы загадка даёт определение в иносказательной форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт, а может представлять собой и простое описание предмета.
16 слайд
Описание слайда:
Пословицы, поговорки Ну, кто из вас не согласится, Что без труда мечта мертва; Что дело мастера боится, Что жизнь дана нам для добра; Что друг не тот, кто медом мажет, А то тот, кто правду прямо скажет. Что долог день до вечера, Коли делать нечего, Что сам себя лишь тот погубит, Кто других совсем не любит. И, конечно, без труда Не вытащишь и рыбку из пруда. Помни! Тот, кто хочет много знать, Тот не должен долго спать. Согласитесь: лень и плут До добра не доведут. *** Друзья познаются в беде. Знал бы, где упадёшь - соломки бы подстелил. Мягко стелешь, да жёстко спать. Родина - мать, умей за неё постоять. Семеро одного не ждут. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. У кого есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… – ПОСЛОВИЦА.
17 слайд
Описание слайда:
дразнилки Обманули простака – На четыре кулака, На щелбан и на подушку, На зеленую лягушку. *** Плакса, вакса, Гуталин, Проглотил Горелый блин. *** Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост. Если мост обвалится, То собака свалится. *** - Рева-корова, Дай молочка! Сколько стоит? - Три пятачка! *** Федорóк с вершок, Голова с горшок, Шапка колышком, Ножки бревнышком. Дразнилки – короткие насмешливые стишки, высмеивающие качества или просто привязанные к имени ребёнка. Полагают что они выросли из прозвищ и кличек, к которым добавлялись рифмованные строки. Дразнилки высмеивают трусость, лень, жадность, заносчивость, пьянство, но бывают и беспричинные.
18 слайд
Описание слайда:
Заклички, приговорки Дождик, дождик, пуще. На мамину капусту, На папин лен Поливай ведром. *** Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. *** Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денёк. *** Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила. Заклички – закликать, звать. Это обращения к различным силам природы, которые выкрикивались детьми хором или на распев. Обозначают некоторый магический договор с силами природы. Приговорки – обращения к живым существам, произносимое каждым ребёнком по одиночке. Дети подражают пению птицы или голосу животного. Это игра в обман или детская угроза, или звуковая дразнилка, или приговор на удачу.
19 слайд
Описание слайда:
страшилки Белая простыня Жили мать и дочка. Когда дочка подросла, она стала помогать матери по дому: готовить, мыть посуду и пол. Однажды она мыла пол и обнаружила под кроватью, в углу, большое пятно крови. Она сказала об этом матери. «Ты это пятно не стирай, - сказала ей мать, - а то меня больше не увидишь». Мать ушла на работу. А дочка позабыла её наказ, взяла ножик и поскребла пятно. Вечером мать не вернулась с работы. Дочь уже собиралась бежать к ней, как вдруг по радио объявили: «Закрывайте окна и двери. По городу летает белая простыня!» Девочка быстро закрыла дверь и окна. А вскоре увидела, что перед её окнами несколько раз пролетела белая простыня. Девочка обо всём рассказала старушке-соседке. А старушка ей и говорит: «В следующий раз, когда объявят, ты окна не закрывай, а залезь под кровать. Когда простыня влетит в твою квартиру, уколи иголкой свой палец и капни крови на то место, где было пятно. И вместо простыни появится твоя мать». Девочка так и сделала: только простыня влетела в квартиру, она взяла ножик, надрезала вену и капнула крови. И на месте простыни появилась её мать. Страшилки – это словесные игры детей 6-12 лет с элементами мистики и фантастики. В них используются мотивы смерти, покойники, приведений. Страшилки закрепляются в традиции и передаются из уст в уста. Оригинален жанр страшных вызывалок (Как вызвать Бабу Ягу), цель которых – победить страх. В страшилках всё есть от фольклора.
20 слайд
Описание слайда:
Садистские детские стишки Девочка в поле лимонку нашла. «Что это, дядя?» - спросила она. «Дёрни колечко!» - ей дядя сказал. Долго над полем бантик летал. *** Маленький мальчик нашёл ананас, Им оказался немецкий фугас. Вымыл он ручки и сел за стол есть… Череп нашли километров за шесть. *** Дочка у мамы просила конфетку. Мама сказала: «Сунь пальцы в розетку». Быстро обуглились детские кости. Долго смеялись над шуткою гости. *** Дети в подвале играли в гестапо: Зверски замучен сантехник Потапов. Дети в подвале играли в СС: Зверски замучен спартаковец Гесс. *** Маленький мальчик по стройке гулял, Тихо к нему подъезжал самосвал. Не было слышно ни крика, ни стона, Только ботинки торчат из бетона. Садистские стишки - жанр современного русского юмористического фольклора. Это четверостишия с попарно рифмующимися строчками (реже двустишия), в которых рассказывается о гибели или получении увечий главным персонажем («маленький мальчик» или «девочка»), обычно в результате техногенного воздействия. Составлены в нарочито лёгкой форме, что создаёт впечатление абсурда. Детей всегда волновали вопросы смерти. Но поскольку в официальной советской культуре тема смерти и страха была под запретом (разрешено было лишь героически гибнуть на благо Родины) фольклор восполнил недостаток рассуждения о смерти. Жизни человека могут угрожать не только минные бомбы, но и бытовые вещи: бритва, лифт, автомобиль, холодильник... Смерть настигает персонажей черного юмора везде: дома, на улице, в поле, на чердаке..
21 слайд
Описание слайда:
Детские анекдоты Дети, начертите квадрат со стороной десять сантиметров! - Марьиванна, что же это за квадрат такой - с одной стороной?! *** Учитель: - А теперь я докажу вам теорему Пифагора. Лентяй с задней парты: - А стоит ли? Мы вам верим на слово. *** Сема, сколько твоя мама должна заплатить за 2 килограмма яблок, если 1 кг стоит 2 рубля? - Не могу сказать господин учитель, моя мама всегда торгуется. *** Недавно в детском саду №5 прошел концерт Мэрлина Мэнсона. Он думал, что он исчадье ада, отродье сатаны... А оказалось, что он банальный бабай! В 19 веке слово "анекдот" означало приключившееся с кем-то подлинное происшествие. Современный анекдот - чаще вымышленный комический случай. Детские анекдоты лаконичны, умны, каждое слово выверено и взвешено. Они рождаются на злобу дня и легко передаются из одного детского коллектива в другой, с интересом воспринимаются детьми и взрослыми. Юмор в них редко глумливый, чаще добродушный. Главное же - анекдот дает точную формулировку запретной правды, опровергая "взрослую" ложь. Проговаривая запретный анекдот, дети дышат свободой от родительского и государева ока.
22 слайд
Описание слайда:
Детский дворовой фольклор Раз, два, три, четыре, пять Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф – паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Привезли его в больницу, Он украл там рукавицу, Привезли его в палату, Он украл там шоколаду. Привезли его на крышу, Он украл там дядю Мишу. Привезли его домой, Оказался он живой. *** Цыпленок жареный, Цыпленок пареный, Пошел по улице гулять. Его поймали, арестовали. Велели паспорт показать. Паспорта нету – Гони монету, Монеты нет – Иди в тюрьму. Тюрьма закрыта, Окно разбито. Цыпленок прыг, и был таков! *** – Чижик-Пыжик, где ты был? – На базаре водку пил! Выпил рюмку, выпил две – Закружилось в голове! С помощью этих стишков и дразнилок дети взаимодействуют с коллективом, ищут границы моральных норм. Используя ритмичный звукоряд, часто бессмысленный, дети избавляются от негативных эмоций, отделяют свой уголок мира от взрослых (из-за "неприличности" или "недоступности для понимания"), где являются полными хозяевами. ЧИЖИК-ПЫЖИК Эта незамысловатая детская песенка имеет глубокие исторические корни и несет смысл, уже неведомый маленьким ее исполнителям. Песня родилась в начале 20 века в Петербурге. Чижик-пыжик - вовсе не птица, а студент Петербургского Императорского училища правоведения. За яркие цвета мундира (желтый и зеленый), совпадающими с цветами оперения этой птицы, студентов прозвали «чижиками»
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Музыкальный руководитель д/с «Теремок» Кандейкина Н.А. Презентация на тему: «Жанровое разнообразие детского фольклора. Воспитательное значение жанров детского фольклора».
ВВЕДЕНИЕ Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей и активных исполнителей. Эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклором. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию: сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее.
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР Что же такое детский фольклор? В.П. Аникин к детскому фольклору относит: -творчество взрослых для детей; -творчество взрослых, ставшего со временем детским; и -детское творчество в собственном смысле слова». Детский фольклор составляют произведения, которые не включают репертуар взрослых; это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети. Следует отметить, что в детский фольклор проникают и произведения взрослых. Дети почти всегда присутствуют при исполнении фольклора взрослыми, нередко усваивают его отдельные произведения. На определенной стадии некоторые традиционные жанры угасают, исчезают в фольклоре взрослых и переходят к детям, живут как органическая составная часть детского фольклорного репертуара. Видоизменяясь, эти произведения приобретают признаки детского фольклора и становятся органической частью детского фольклорного репертуара. Детский фольклор создается как в жанрах взрослого фольклора (припевки, приговорки, прибаутки), так и в жанрах, разработанных самими детьми (считалки, дразнилки).
ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА Жанровая система детского фольклора - явление довольно подвижное. В процессе исторического развития одни жанры уходят из детского фольклора, другие, наоборот, приходят в него. В детских фольклор входят произведения, резко отличающиеся друг от друга, как по своей функциональной роли, так и по художественному своеобразию. Одни произведения используются для того, чтобы ребенок быстрее засыпал, другие, напротив - чтобы ребенок смеялся и бодрствовал; одни из них предназначены для организации подвижных игр, другими же дети дразнят своих обидчиков. От функциональной роли произведения во многом зависит его тема, подбор слов и ритмика. Весь репертуар детского фольклора можно разделить следующим образом: -произведения детского творчества (игры-песни, считалочки- попевки, дразнилки, сказочки и другие); -произведения взрослых для детей (колыбельные песни, потешки, сказки, пестушки); -произведения, заимствованные из фольклорного творчества взрослых.
В детском фольклоре есть жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни. Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Он представлен героями эпоса, сказками, многочисленными произведениями малых жанров» «Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словом, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно» «В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Рассмотрим некоторые из этих жанров»
Колыбельные песни. «Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от основы колебать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска, народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять)» Её назначение или цель – усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Колыбельная "Баю-баюшки-баю" Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю: Придет серенький волчок, Тебя схватит за бочок И утащит во лесок, Под ракитовый кусток; Там птички поют, Тебе спать не дадут. Частый персонаж в колыбельной песне – кот, фантастические персонажи – Сон да Дрёма. Животные наделены человеческими качествами-антропоморфизм. Статистический анализ наблюдений показал, что носителями традиционной колыбельной песни, как правило, являются представители уходящего поколения. Чем ниже возрастной ценз, тем выше удельный вес фольклорных заимствований и песен литературного происхождения. Молодое поколение пестуний редко пользуется колыбельными песнями и почти не пользуется традиционными. На наших глазах происходит интенсивный процесс разложения и угасания жанра.
Потешки. Потешками принято называть особые забавы взрослых с маленькими детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называются и песенки – приговоры, организующие эти забавы. Еду-еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке, По ровной дорожке На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Всё прямо и прямо, А потом вдруг... в яму! Бух! Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, бытовые назначения, эмоционально – мелодическая основа совершенно иные». Потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. «Она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию. При помощи потешек взрослые вырабатывали у детей потребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного и эстетического воспитания».
Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1 до 4 слогов). Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку, Кто её возьмёт – Тот и вон пойдёт У считалок две главные особенности, во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция. Загадки служили средством проверки мудрости. « Педагогическая ценность загадок видна в том, что она знакомит ребёнка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, внимание глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определённость мышления и силу воображения. – Это, так сказать, педагогические предпосылки загадок»
Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток. Прибаутки вносят в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд – ритмичность, звукоподражание. Через прибаутки мамы и няни, знакомят с повадками и голосами птиц и животных… Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот - задом наперед, А за ним комарики на воздушном шарике, А за ними раки на хромой собаке, Волки на кобыле, львы - в автомобиле, Зайчики в трамвайчике, жаба - на метле. Едут и смеются, и пряники жуют!
Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народного фольклора. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт. В настоящее время в фольклористике многое сделано в области изучения жанра волшебной сказки, ее генезиса, истории, поэтики, стиля, особенностей бытования и т.д. Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Игровые жанры детского фольклора неотделимы от игры. Молчанки и голосянки (от "голосить" - "говорить, орать, петь громко, кричать нараспев") связаны с одноимёнными святочными играми. Вот пример современной молчанки, ставшей вполне самостоятельной игрой: Тише, тише, Кот на крыше, А котята еще выше! Кот пошёл за молоком, А котята - кувырком! Кот пришёл без молока, А котята: "Ха-ха-ха!
Песенный жанр- Частушка. Одни ученые считают, что частушка (припевка, пригудка, коротушка) родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Бесспорно одно, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества. В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, несерьезно, с озорством. Пример русской народной частушки: Ай да серенький коток Пошел к речке под мосток, В воду хвостик опустил, Кошкам рыбы наловил! Как по саду-огороду Любит козочка гулять. После этого похода Урожая не собрать! Различные русские народные частушки, песенки, игры знакомят чадо с окружающим миром. Рифма с ритмом вызывают интерес, слыша мелодию ребенок пританцовывает и учится контролировать свои движения, повторение песенок развивает речевой аппарат, происходит привыкание к звучанию родного языка. Ощущая радость дети перестают бояться. Плюс у малыша появляется чувство эстетики.
Детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей страны. Это общенациональное детское искусство слова.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЖАНРОВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА «Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Это высказывание характеризует одну из целей музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Думаю, что серьезную помощь в этом может оказать и обращение к детскому музыкальному фольклору. Интересное содержание народного творчества, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Знакомство детей с музыкальным фольклором, развивает у них интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитываю художественный вкус, а также многому учит: у детей развивается речь, обогащаются знания о природе, формируются нравственные привычки. Ведь народное творчество несет в себе складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений. В них мужчина-«орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее - «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой.
Не могу не отметить, что целый пласт народных песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Народная педагогика берет начало в колыбельной песне - первых мелодиях, первых музыкальных впечатлениях ребенка. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного значения - успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции развития ребенка. Из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью. Воспитательная функция колыбельных выражается в том, что малыш вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках - любви к родному человеку, доброте, честности. Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному. Народная поэзия, народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образом, чувствам, выраженным в искусстве. Крупнейшим исследователем детского фольклора был Георгий Семенович Виноградов. Он выделял пять основных разделов детской народной поэзии: 1) игровой фольклор; 2) потешный фольклор; 3) сатирическая лирика; 4) бытовой фольклор; 5) календарный фольклор. Михаил Никифорович Мельников выделил еще один раздел - поэзию пестования.
Одной из задач народной педагогики является воспитание доброты и любви к людям. Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, видящим свои недостатки, не осуждающим других, способным к сопереживанию. Эти качества почти утеряны современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, по моему мнению, которое нуждается в реабилитации, и в этом плане музыкальный фольклор не оценим. Например, предлагаемая детям для инсценирования песня «Как на тоненький ледок», лучше всяких занятий по этике служит воспитанию доброты и стремления помогать людям. Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей: укрепляется мышечный аппарат, развивается пластика, моторика, чувство ритма, координация движений. Многие русские народные подвижные игры полюбились детям, среди них: «Ворон», «Гори ясно», «Колобок», «Золотые Ворота», «Плетень». В раннем возрасте основным педагогическим средством формирования личности является игра. Игра соответствует природе ребенка. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «Мы на луг ходили», « Козынька », «Ай, Весна-красна, тепло летечко » или « Земелюшко -чернозем», «А я по лугу», «Ходит Ваня», «Сидит Яша»), а также путем соединения 2-3 песен.
Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции, в которых дети не просто слушатели, а участники и постановщики. В таких играх развитие способностей и формирование личностных качеств, происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Думаю, что ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Фольклор - источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека. В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Заключение Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизм славянского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 32 города Ейска МО Ейский район Роль фольклора в воспитании и обучении детей
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей. С их помощью можно развивать: фонематический слух грамматический строй речи звуковую культуру речи. обогащать словарь
А.П.Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Колыбельные песни Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а « котенька », « коток », «котик», « котя ».
По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствоать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Я считаю, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Д ети в основном пользуются в речи короткими фразами, только 55 % детей при общении со взрослыми пользуются трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Повторить за взрослым предложения из 3-4 слов смогли только 35 % детей.
Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно -образовательный процесс
В связи с этим были поставлены задачи: Знакомить детей с устным народным творчеством. Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Заучивать потешки. Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сотрудникам детского сада. Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.д. Воспитывать любовь к живому.
Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать фольклор в воспитании детей.
Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры.
Широко используется фольклорный материал в развитии речи детей. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.
Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 15 город Лабинск Роль фольклора в воспитании и обучении детей Из опыта работы воспитателя Никоновой Инны Владимировны
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей. С их помощью можно развивать: фонематический слух грамматический строй речи звуковую культуру речи. обогащать словарь
А.П.Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Колыбельные песни Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствоать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Я считаю, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Дети в основном пользуются в речи короткими фразами, только 55 % детей при общении со взрослыми пользуются трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Повторить за взрослым предложения из 3-4 слов смогли только 35 % детей.
Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс
В связи с этим были поставлены задачи: Знакомить детей с устным народным творчеством. Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Заучивать потешки. Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сотрудникам детского сада. Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.д. Воспитывать любовь к живому.
Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывался в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, чтобы проводимая работа способствовала решению общих задач. Тема Фольклорный материал потешки Загадки, речевые игры подвижные игры театрализация Сентябрь Части тела Разучивание потешки «Водичка -водичка» Цель: учить получать радость от чтения новой потешки Игра «Дарики, летели комарики» Цель: закрепить названия частей тела человека П/и «Здравствуйте ручки» Цель: закрепить названия частей тела. Семья Разучивание потешки «Это вся моя семья.» Цель: закреплять знания детей о членах семьи П/и «Каравай» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Настольный театр «Курочка ряба» План работы с детьми по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей»
Я руководствовалась следующими принципами: Принцип активности и посильной самостоятельности. Принцип познавательной активности Принцип наглядности Принцип поэтапности Принцип вариативности
Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать фольклор в воспитании детей.
В своей работе я выделили два направления: Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникация и чтение художественной литературы. Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.
Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры.
Широко используется фольклорный материал в развитии речи детей. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр.
Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала.
На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». Используем малые формы фольклора в разных видах деятельности.
Таким образом, использование малых форм фольклора, способствует: Умению внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Развитию памяти. Воспитанию уважительного отношения к взрослым и бережно го отношени я друг к другу.
Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.
Для выполнения этих задач подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Кулачки сложили, Кулачками били: Тук-тук, тук да тук, Тук-тук, тук да тук. (стучим кулачками друг о друга) Ладушки-ладошки, Хлопали в ладошки, Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши) Отдохнем немножко. (руки на колени).
Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».
Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю».
Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки». «Шапка, да шубка, вот и весь Мишутка»