Речевой уголок в младшей группе. Основные элементы речевого развития дошкольников на примере второй младшей группы
Одно из важнейших условий успешного воспитания и обучения детей является развивающая среда (предметно-пространственная) в группе и на участке детского сада. Для того, чтобы узнать, какой должна быть предметно-пространственная среда во 2 младшей группе, какие игрушки, дидактический материал, зоны (уголки) вам необходимы, можно обратиться к следующим документам:
- СанПиН 2.1.3.2630-10, где вы найдете санитарные требования к размещению оборудования.
- ФГОС ДО, требования к охране жизни воспитанников, принципы построения ПРС, комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, учет ЗБР.
- Программа, по которой работает ваше дошкольное учреждение.
Предметно-пространственная среда во 2 младшей группе с учётом ФГОС
Настольная игра «Залатай коврик»
Игру «Залатай коврик» изготовить очень просто. На листы цветной бумаги наклеить белые геометрические фигуры и пропустить через ламинатор (когда-то мы просто заклеивали картон скотчем), проделать с помощью дырокола отверстия и сделать бахрому, отдельно вырезать геометрические фигуры того же цвета.
Дети с удовольствием латают коврики.
Коврограф — незаменимая вещь для второй младшей группы. Помимо театра, на нем можно разместить любое пособие. В нашем случае это геометрические фигуры и разноцветные капельки (можно работать индивидуально).
А вот современный вариант игры «Собери цветок». Если разобрать цветок, то из вязанных кругов можно собрать гусеницу, неваляшку и т.д.
Сенсорное панно «Подводный мир»
Так же в сенсорной зоне мы оборудовали панно «Подводный мир», используя который можно развивать мелкую моторику руки разными способами. Панно прикреплено к задней стенке полки, которая отгораживает учебную зону от игровой. Для фона мы использовали обычную занавеску для душа с морским рисунком, а можно было найти клеенку, самоклеящуюся пленку или просто нарисовать и покрыть лаком.
Для создания подводного мира использовались разные материалы: рыб мы изготовили из наждачной бумаги, губки для мытья посуды, вязанные рыбы и морские звезды с бусинами смотрятся отлично. Водоросли изготовлены из кусочков фетра, к которым пришиты ленточки для завязывания, камушки — простые ватные диски. Множество тактильных ощущений, не так ли?
Интересный подводный житель — осьминог. Для его изготовления нужны лишь разные ленточки и картон. Попробуйте сделать отличное пособие для детей.
В уголке математики малышей встречают кубик, конус и цилиндр. Кстати, в ещё должны быть пособия типа «Много, один, ни одного», раздаточный материал, различные матрёшки, кубы-вкладыши и т.д.
В зоне активной речи вы найдете тренажеры для дыхания, картотеки по лексическим темам, минибиблиотеку и игры, расширяющие кругозор детей, например «Кто что ест?»
В природной зоне есть все необходимое для экспериментирования, ухода за растениями и наблюдениями за природой.
Макет «Бабушкино подворье» позволяет расширить знания детей об особенностях и пользе домашних животных.
Наш детский сад в работе пользуется программой поликультурного образования, в соответствии с которой во 2 младшей группе мы знакомим детей с народной игрушкой. Поэтому мы собрали мини музей деревянной игрушки и оформили его так:
Надеюсь, у вас уже родилась идея! Отлично!
Содержание речевого уголка в младших группах дошкольного образовательного учреждения
В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по традиционным методикам не давала желаемого результата. Многие из них разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями и патологией увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.
В вопросах профилактики речевых нарушений помогает работа с дошкольниками в речевом уголке. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени, помогающий воспитателю в коррекционной работе.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала необходимо учитывать:
Наполняемость уголка;
Разнообразие материала;
Соответствие возрасту;
Доступность;
Системность;
Эстетика оформления;
Ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).
Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
1-я младшая группа
1. Картинки по лексическим темам.
2.Каталог игр:
г) пальчиковой гимнастике.
6. Предметные картинки.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);
2-я младшая группа
1. Картинки по лексическим темам (альбомы).
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением характерных особенностей времен года;
б) предметами домашнего обихода;
в) деталями предметов;
г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов;
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).
Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь - инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.
Создание и работа уголка речевого развития в детском саду: роль, значение, цели и задачи
Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.
Уделять внимание развитию речи необходимо с раннего возраста ребёнка
Процесс овладения речью - сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область - «Речевое развитие» - и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков - книжный, логопедический, театрализованный и речевой.
Речевое развитие воспитанников осуществляется на типовых занятиях
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития - оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Материалы и оформление речевого уголка привлекательны для детей и вызывают интерес
Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Таблица: задачи речевого уголка
Возраст детей | Задачи | |
1,5–3 года |
|
|
3–4 года |
|
|
4–5 лет |
|
|
5–6 лет |
|
|
6–7 лет |
|
Цель речевых упражнений - развитие мимических и артикуляционных умений
Оформление речевого уголка своими руками
Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.
Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики - место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки для с семенами и камешками.
В речевом уголке младшей группы можно оформить столик с играми на развитие сенсорного восприятия
Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.
Забавные изображения на коврике привлекают детей и побуждают к активному сенсорному восприятию текстильных образов
Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды - доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда), велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.
Развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики способствует изучение т. н. «бизибордов»
Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».
Для создания игры использованы простые материалы: картон, цветная бумага и ватные шарики
В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:
- «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.
- «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.
- «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.
- «Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название.
- «Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.
Такие игры учат детей складывать слоги и слова, а также развивать речевые способности в коллективной игре
Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку - это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукл на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.
Куклы и декорации стимулируют самостоятельное речевое творчество детей
Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО
- Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.
- Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
- Наличие одушевлённого персонажа - куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и .
- Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок.
- Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.
Вариант оформления речевого уголка - видео
Пример оформления речевого уголка в средней группе - видео
Паспорт речевого уголка
Паспорт уголка в детском саду - это информационный документ, в котором описывает состояние центра активности, оборудование и предметное содержание. Паспорт составляется воспитателем и заверяется администрацией ДОУ, хранится в папке документов педагога или в специальной ячейке уголка. С информацией о содержании уголка могут ознакомиться коллеги, молодые специалисты, родители воспитанников. Паспорт необходим для выдвижения уголка на конкурс педагогических проектов по организации предметно-развивающей среды для детей.
Примерный шаблон паспорта речевого уголка:
- Название уголка, возрастная группа.
- Задачи уголка (кратко).
- Предметы мебели, количество.
- Электроприборы, если есть (аудиопроигрыватель, проектор).
- Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, мнемотаблицы).
- Список демонстрационных материалов (тематические картинки, карточки-схемы).
- Дидактические и настольные игры.
- Наборы для дыхательной гимнастики, игр-драматизаций.
- Картотека речевых упражнений и игр.
Фрагмент паспорта уголка по развитию речи: наглядно-дидактические и демонстрационные материалы - таблица
Как назвать уголок развития речи
Название уголка развивающей деятельности в детском саду должно быть кратким и понятным. Традиционно центр активности называется по собственно направленности занятий. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников. Можно устроить конкурс для детей и родителей на придумывание названия.
- Классические названия: «Речевой уголок», «Речевичок», «Уголок развития речи», «Учимся разговаривать», «Уроки речевого развития».
Традиционное название отражает направление развития детских способностей в уголке
- Названия с именем хозяина уголка: «Уроки тётушки Совы», «Привет, Незнайка!», «В гостях у Лунтика», «Пуговка приглашает», «Говоруша», «Мушка-болтушка», «Зайка-лопотушка».
Уголок назван по имени одушевлённого персонажа - зайца Говоруши
- Смешные названия: «Поговорим-ка», «Беседка», «Звукарик», «Говоряшка/Говоруша», «Азбукварик», «АБВГДЕйка», «Говорилки», «Логострана», «Посидим-поговорим», «Речецветик».
Смешные названия привлекают детей к изучению уголка
Средства оформления речевого уголка
Уголок организуется в помещении группы с целью развития речевых способностей детей и своим оформлением побуждает воспитанников к высказыванию мнений, совместному обсуждению, беседам. К рисованию плакатов, стенгазет и картинок привлекаются и дети, и их родители.
Таблички и эмблемы - фотогалерея
Таблички для всех уголков группы могут быть выполнены по единому шаблону На табличке для привлечения внимания детей может быть изображён любимый персонаж Табличка привлекательна и вызывает положительный настрой к деятельности в уголке Табличка содержит оригинальное название уголка и изображение его хозяина
Таблички и эмблемы с названием уголка являются обязательным элементом оформления: они обозначают направление образовательной деятельности, содержат название и иногда изображение любимого детьми персонажа. Эстетически грамотно сделать для всех зон активности в группе табличке в одном стиле либо сохранить единообразие в эмблемах центров речевого развития.
Картинки - фотогалерея
Рисунки могут представлять собой одушевлённых персонажей, которые задают детям речевые упражнения Изображения сказочных персонажей украшают стены уголка Картинки по любимой детьми сказке служат одновременно и украшением уголка, и материалам для построения рассказа Картинки указывают на одно из направлений работы речевого уголка - знакомство с буквами и звуками
Картинки и рисунки украшают стены и мебель в помещении группы. Для оформления уголка развития речи используются изображения героев сказок и мультфильмов, животных, букв. При этом картинки в речевом уголке функциональны, детям можно задать по ним вопрос или придумать задание, направленные на развитие устной речи: «Кто изображён на картинке? Опиши, какой он», «Поздоровайся с Незнайкой. Расскажи ему, как прошёл твой день», «Придумай небольшой рассказ по этой картинке» и т. д.
Стенд - фотогалерея
Стенд с пластиковыми ячейками подходит для размещения информации для родителей и схем-картинок для детей На стенде воспитатель размещает дидактические материалы по теме текущих занятий Стенд в речевом уголке может содержать описание игр и схемы артикуляционных упражнений
Стенды в речевом уголке удобны для размещения наглядных материалов: картинок, карточек-схем, мнемотабличек, фотоматериалов и рисунков воспитанников. Поскольку содержание стенда постоянно обновляется, рекомендуется сделать пластиковые ячейки или использовать магнитную доску в качестве стенда (закрепление информационных листов и картинок канцелярскими кнопками небезопасно, особенно, в младших группах).
Одушевлённый персонаж - фотогалерея
Кукла размеров с рост ребёнка удобна в демонстрации двигательных упражнений Одушевлённый персонаж представлен в виде плаката на стене Плюшевая игрушка может быть хозяином в уголке развития речи
Особое место в речевом уголке отводится одушевлённому персонажу. С этой игрушкой или картинкой ребята беседуют в игровой форме, он «присылает» им посылки с новыми играми и письма с заданиями.
Содержание речевого уголка в детском саду
Для центра детской деятельности выбирается экологически безопасная (пластиковая, деревянная, мягкая) мебель. Шкафы, стулья и столы должны быть удобными, подходить под рост детей. Примерный список мебели для речевого уголка:
- Шкаф/стеллаж с полками.
- Столик или полка для временных выставок.
- Рабочий стол и стульчики.
Мебель для уголка выбирается экологически безопасная и удобная для детей
Оборудование в уголке развития речи:
- Зеркало. Нужно для выполнения артикуляционных упражнений, ребёнок следить за своей мимикой, учится самостоятельно контролировать и направлять свои действия. Зеркало должно быть надёжно закреплено на стене и находиться за рабочим столом, во-первых, это удобно ребёнку во время занятия, во-вторых, так исключается риск того, что дети случайно заденут зеркало и оно упадёт.
Большое зеркало дополняет рабочее место в уголке и необходимо для самоконтроля выполнения артикуляционных упражнений воспитанниками
- Аудиомагнитофон, телевизор. Одна из составляющих речевого развития в детском саду - обогащение слухового опыта воспитанников. Дети слышат грамотную речь, правильное произношение, логично построенные высказывания - формируется их культура устного общения. С этой целью в речевом уголке прослушивают аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами. Просмотр коротких видеороликов служит материалом для построения дальнейшей беседы.
В речевом уголке дети просматривают видеоматериалы с целью обсуждениях показанной темы, сюжета
- Магнитная доска. Как говорилось выше, такая доска может быть использована для размещения текущей информации, демонстрации фотографий и иллюстраций по теме занятия. Но чаще она используется для выполнения упражнений воспитанниками. Например, в следующих заданиях: «Расположи картинки в правильной последовательности, чтобы получился сюжет сказки. Попробуй пересказать», «Из букв магнитной азбуки сложи слова…», «Распредели картинки по темам, придумай название для каждой из них».
Магнитная доска используется для выполнения заданий воспитанниками и демонстрации педагогом иллюстраций
Таблица: состав материальной базы уголка речевого развития - таблица
Наглядные материалы, пособия |
|
Материалы для сенсорного развития |
|
Предметы для развития дыхания |
|
Дидактические материалы |
|
Материалы для игр-драматизаций |
|
Для разыгрывания диалогов в речевом уголке пригодятся наборы сказочных персонажей
Эскизы оформления речевых уголков
Стеллаж в речевом уголке младшей группы наполняется материалами, доступ к которым открыт воспитанникам. Зона сенсорики содержит безопасные элементы.
Расположение материалов для самостоятельного изучения должно быть удобно для малышей
В средней группе речевой уголок дополняется местом (столиком или полкой) для временных тематических выставок книг, иллюстраций, образцов письменного общения: «Иллюстрации скороговорок/поговорок/загадок (лубок)», «Азбука и букварь - первые учебники», «Поздравительные открытки», «Письма и телеграммы» и др. Игровые и развивающие материалы (в том числе по сенсорике) хранятся в шкафу.
Выставка для побуждения к речевой деятельности занимает центральное место в уголке
В речевом уголке для старших дошкольников в открытом доступе должна быть большая коллекция настольных игр. Пространство развивающего центра дополняется демонстрационным материалом (стенгазеты, стенд, плакаты, картотеки упражнений) и магнитной доской для выполнения заданий.
Детям 5–7 лет интересно работать с магнитной доской, играть в настольные игры
Работа в уголке развития речи
Занятия в речевом уголке строятся в рамках ведущей деятельности дошкольников - игре. Именно поэтому обязательно наличие игрушки-помощника для воспитателя, включение в игровую ситуацию происходит, как только персонаж здоровается с детьми. К речевой деятельности детей часто приходится побуждать. Воспитатель зарождает в воспитанниках интерес к беседе, используя близкие детям темы («Наши игрушки», «Что вам нравится делать на прогулке», «Какие сказки читали вам родители», «Кем ты хочешь стать» и т. д.).
Игры и упражнения в центре развития речи направлены на развитие способностей и коррекцию. Уголок задействуется во время проведения фронтального речевого занятия (со всей группой). Но чаще здесь проводятся занятия индивидуальные и в подгруппе, поскольку наблюдается тенденция сокращения логопедических групп и на воспитателя налагается обязанность осуществлять преемственность с работой логопеда.
Таблица: виды и формы деятельности в речевом уголке
Вид деятельности | Форма деятельности |
Занятие в подгруппе |
|
Индивидуальное | Индивидуальные занятия в речевом уголке проводятся с детьми, у которых мониторинг выявил низкий уровень речевого развития, и с теми, кому назначены дополнительные занятия специалистом логопункта.
|
Самостоятельная деятельность |
|
Речевые игры в детском саду - видео
Игры на развитие речевого общения в ясельной группе - видео
Артикуляционная гимнастика для детей - видео
Игра-драматизация в первой младшей группе - видео
Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка. Богатый словарный запас, уверенность в формулировке мыслей, выученные наизусть стихотворения, знание пословиц и поговорок, выразительность речи показывают на высокий интеллектуальный уровень дошкольника.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при объединении всех участников педагогического процесса в единое образовательное пространство, которое подразумевает взаимодействие, сотрудничество на всем протяжении дошкольного детства ребёнка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребёнка. По сравнению с ранним детством словарь ребёнка дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса, как считает В.С. Мухина, непосредственно зависит от условий жизни и среды, в которой пребывает ребёнок. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и сверстники, с которыми постоянно общается ребёнок. Предметно-развивающая среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности.
Речевая среда должна способствовать реализации следующих факторов:
- восприятие речи взрослых;
- наблюдение за языком;
- вовлеченность в активную речевую среду;
- диалог между взрослыми.
Речевая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Наполнение речевой среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста и отражать все направления работы по развитию речи.
Задачи работы:
- развитие словаря ребёнка;
- работа над грамматическим строем речи;
- развитие связной речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- подготовка к обучению и обучение грамоте;
- развитие мелкой моторики;
- знакомство с художественной литературой;
Группа раннего возраста
- портреты писателей с биографией (Барто А., Токмакова Н., Маршак С. Я. и другие);
- пособия для развития дыхания;
- игры по развитию связной речи;
- предметные картинки с изображением явлений природы, овощи, фрукты, деревья, домашние животные и птицы, времена года, насекомые, транспорт и другие;
- различные виды театров;
Вторая младшая группа
- портреты писателей с биографией (Ушинский К., Михалков С., Мошковская Э. и другие);
- подбор детской художественной литературы (4-5 наименований книг по 2-3 экземпляра, книжки-ширмы.);
- пособия для развития дыхания;
- пособия для развития мелкой моторики;
- игры по развитию связной речи (предметные картинки для составления описательного рассказа, сюжетные картинки – сюжет простой);
- дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи;
- предметные картинки с изображением явлений природы, овощи, фрукты, деревья, домашние животные и птицы, дикие животные, ПДД, времена года, насекомые, транспорт, посуда, цветы, профессии и другие;
- различные виды театров;
- картотека пальчиковых игр, стихов, потешек, приговорок.
Средняя группа
- портреты писателей с биографией (Маяковский В., Пушкин А.С., Чуковский К.И. и другие);
- подбор детской художественной литературы (5-6 наименований, оформляются тематические выставки – 1 раз в квартал);
- пособия для развития дыхания;
- пособия для развития мелкой моторики;
- игры по развитию связной речи (предметные картинки для составления описательного рассказа с опорой на схему, сюжетные картинки-сюжет простой);
- дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи;
- предметные картинки с изображением явлений природы, овощи, фрукты, деревья, домашние животные и птицы, дикие животные, ПДД, времена года, насекомые, транспорт, посуда, цветы, профессии, ягоды, грибы, космос, обитатели водоёмов и другие;
- различные виды театров;
- картотека чистоговорок, загадок, словесных игр.
Старшая группа
- портреты писателей с биографией (Горький М., Житков Б, Толстой Л., Бианки В. и другие);
- подбор детской художественной литературы (7-8 книг разной тематики и жанров, оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему – 1 раз в квартал);
- портреты художников-иллюстраторов (Чарушин Е.И., Рачев Е.М.)
- пособия для развития дыхания;
- пособия для развития мелкой моторики;
- игры по развитию связной речи (предметные картинки для составления описательного рассказа с опорой на схему, сюжетные картинки-сюжет многоплановый);
- дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи;
- различные виды театров;
Подготовительная к школе группа
- портреты писателей с биографией (Куприн А.,Паустовский К., Есенин С. и другие);
- подбор детской художественной литературы (наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам, выставляется 10-12 книг, различных по жанру и тематике., оформляются тематические выставки с рисунками детей);
- портреты художников-иллюстраторов (Билибин И., Васнецов Ю.)
- пособия для развития дыхания;
- пособия для развития мелкой моторики;
- игры по развитию связной речи (сюжетные картинки-сюжет многоплановый);
- дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, обучение детей грамоте;
- набор букв разного цвета, размера, материала;
- дидактический материал для изображения букв (верёвочки, камешки и др.)
- заготовки для штриховки, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости;
- иллюстрации о памятниках и музеях города, страны;
- карта России, где отмечены города;
- предметные картинки с изображением явлений природы, овощи, фрукты, деревья, кустарники, домашние животные и птицы, зимующие и перелётные птицы, дикие животные, животные жарких стран, животные Севера, мой город, моя страна, День Защитника Отечества,ПДД, времена года, насекомые,бытовая техника, транспорт, посуда, цветы, профессии, ягоды, грибы, космос, обитатели водоёмов и другие;
- различные виды театров;
- картотека чистоговорок, закличек, поговорок, пословиц, словесных игр.
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Уголок речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например “Речевичёк”, “Учимся говорить правильно”, или просто выделить место. Подбор материала должен соответствовать программным требованиям, возрастным и индивидуальным особенностям. В его оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями.
Одним из главных условий качества речевого уголка является искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.
Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.