Презентация 5 кл изо праздничный костюм. Открытый урок изобразительного искусства

ГБОУ НАО «Средняя школа п.Харута»

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

«Народный праздничный костюм»

учителя изобразительного искусства и черчения

Талеевой Марины Валентиновны

п.Харута, 2015г.

Тип урока: комбинированный

Вид деятельности: индивидуальная

Предполагаемый результат:

Художественно-творческий:

    создание коллективной творческой композиции «Русский хоровод»;

Метапредметный: (УУД)

    познавательные действия – умение строить художественный образ;

    регулятивные действия -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;

    коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.

Личностный:

    чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

    понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

    умение формировать эстетические чувства, художественно – творческое мышление и фантазию;

    умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;

    умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Цели и задачи:

    Ознакомить учащихся с образным строем русского народного костюма, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде, символикой орнамента и цвета.

    Воспитывать национальное самосознание к русскому народному творчеству.

    Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

    Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Музыкальный ряд: русские народные песни

Материалы для учащихся: Клей, ножницы, ткани, тесьма, бисер, нитки, иголка.

Материалы и оборудование для учителя:

    ПК, мультимедиа, экран

    Презентация «Сокровища из старого сундука»

    Раздаточный материал - шаблон фигуры человека.

    Репродукции картин русских художников – И.П.Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Е.Маковский «Девушка в кокошнике», А.П.Рябушкин «Свадебный поезд в Москве», «Русские женщины 17 столетия в церкви», «Воскресный день», В.Васнецов «Снегурочка»

Ход урока :

художественной задачи.

Конспект урока:

Этап урока

№ слайда

1.Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Рапорт дежурного по классу, проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

2. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

«Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо»

О каком образе говорится в этой песне?

(В этой песне говорится о русской девушке.)

Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?

(Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину )

Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.

Оказывается, внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают".

О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?

Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с традиционным русским костюмом, научимся создавать эскиз-образ русской женской одежды. Что для этого нужно?

Составим схему нашего урока.

Познакомиться с историей костюма

Изучить правила украшения

Выполнить творческую работу

Оценить свою работу

Итак, мы отправимся в далекие прошлые времена - на просторы нашей необъятной Родины, в деревню с запахом только что вынутого из печи душистого хлеба, с благоуханьем скошенной сочной травы. Окунуться в жизнь самых простых русских людей.

Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Ответы детей.

Правильно, действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовки на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. А когда крестьяне отдыхали?

(Когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным )

Праздника ждали и готовились к нему.

Как готовились к праздникам? (Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство )

Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она с большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто передавалась из поколения в поколение по наследству. Хранили такие наряды в специальном ящике с крышкой – сундуке.

Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником.

На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток.

В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки).

Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером.

И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.

По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.

Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".

Посмотрите, какие они были красивые, разных форм в работах русского художника Константина Маковского!

Рассмотрим на слайдах одежду разных губерний, а также картины русских художников, где изображаются женщины в народных костюмах.

3.Этап «Актуализация знаний». Ответы на вопросы.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Что такое орнамент?

Для чего вышивали орнамент?

Какие символы применяли в орнаментах?

Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.

Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.

Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.

И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке.

4.Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

5. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка

художественной задачи.

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания народного костюма в материале.

На основе увиденного материала о костюме будем выполнять аппликацию костюма. Можно пользоваться рисунком фигуры человека. Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определите колорит и характер, вид головного убора. Вам в помощь на доске представлена последовательность выполнения аппликации. Прочитайте.

Техника безопасности при работе с ножницами и иголкой.

6. Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Приступаем к работе (тихо звучит музыка )

Учитель делает целевые обходы:

    контроль организации рабочего места

    контроль правильности выполнения приёмов работы

    оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения

    контроль объёма и качества выполненной работы.

7. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.

Учебник, страница 50-59, задание 3

8. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Рефлексия:

мне было интересно…

меня удивило…

мне было трудно…

мне захотелось…

Ученики выходят к доске со своими работами.

Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".

Литература:

1.Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2005

2.Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2012.

http://www.google.ru

План-конспект урока "Народный праздничный костюм" 5 класс

Цели:

* способствовать развитию национального самосознания учащихся,

* формировать уважения к русской культуре,

* развивать патриотизм.

Задачи:

Учебные:

* Познакомить учащихся с русским праздничным костюмом.

* Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

* Закреплять навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

* Развивать эстетическое мировосприятие.

* Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Развивающие:

* Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

I. Актуализация знаний.

Учитель: - Дети! Вы любите надевать красивую одежду?

В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.

Учитель: - Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?

Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. И так на Руси сложился целый комплекс замечательных праздников и замечательные народные традиции, которые дошли до наших дней. Давайте сейчас вспомним, какие народные, христианские, праздники вы знаете? (Перечисление традиционных праздников)

II. Формирование новых знаний.

«По одёжке встречают...»

Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» - совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание.

Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.

В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах. Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ - понёвой), более поздний северорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс, а также сформировавшийся под влиянием городской моды в конце XIX века комплекс «парочка» (с юбкой и кофтой) и ансамбль из цельного платья. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах.

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация.

Давайте, сейчас повторим, какие детали старорусской одежды вы знаете? (Просмотр слайдов, ответы учащихся.)

Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток.

Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Давайте сейчас посмотрим отрывок из замечательного фильма «Морозко». Обратите внимание на только на одежду героев, а и на головные уборы. (Просмотр Х.ф.)

После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение.

Головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII - XIX вв.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. - фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре.

Скажите какие наиболее распространенные элементы оберегового орнамента вы знаете и что они означают? (ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя).

Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами. Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.(Просмотр репродукций на слайдах)

Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны - низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.

У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений.

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько килограммов.

Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее - полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.

Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими Селезневыми перышками. В древности славянские девушки ходили с распущенными волосами. Позднее этот обычай сохранился только в свадебных обрядах.

Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: "Девичья коса – всему миру краса". Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.(Демонстрация моделей из коллекции школьного музея)

В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.

Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?

Ответы учеников:

Орнаменты классифицируются по трем формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?

Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. теме русской одежды есть еще один важный смысл.

Одежда - визитная карточка.

Практически каждая женщина обязана была сама шить одежду для себя и семьи. Соответственно - чем более удачно получался костюм, чем больше на нем орнамента, украшений и т.д - тем лучше и старательней считалась хозяйка. Кроме этого - основа славянского мировоззрения - умение гармонизировать пространство вокруг себя. То есть - гармония в семье, порядок во дворе и доме. Эта гармония может достигаться только при условии внутренней гармонии. Если человек сбалансировал и привел в гармонию свои энергии - он без труда это сделает и с пространством вокруг себя. Соответственно - если женщина находится в гармонии сама с собой - результат ее действий (в данном случае пошив и украшение одежды) будет гармоничным и привлекательным. Вывод - если к тебе приходит человек в рваной рубахе с торчащими нитками и косыми рукавами - это отражение атмосферы в его семье, соответственно и в его душе. Хорошего ничего не стоит ожидать от этого человека, к чему бы он не прикоснулся - получится так же как его рубаха.

Еще немаловажно. Рукоделием занимались только ЖЕНЩИНЫ. Это еще одно подтверждение тому, что предки понимали - что атмосфера в семье зависела только от женщин.

III. Закрепление знаний.

Игра "Туесок " на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит плетеный туесок с записками, на которых написано название элементов народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают достают листочки показывают на помощнице названные части костюма.

IV. Практическая работа.

Задание: выполнить эскиз народного и праздничного костюма (зимнего или летнего), обговорить заранее величину фигур.

Выполнение практической работы сопровождается звучание музыки (русской народной).

Материалы: бумага, гуашь, акварель, кисти (крупные и мелкие)

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением народного костюма, компьютерная презентация, ученица в русской одежде, головные уборы из музея.

Музыкальный ряд: русские напевные мелодии, народная хороводная музыка и песни.

Учитель: ребята, мы с вами должны помнить, что крестьянство на Руси – хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме

V. Анализ работ. Подведение итогов урока.

В конце 2х часового урока выставка и обсуждение детских работ, в ходе, которой выявляются недостатки и самые удачные моменты и работы ребят. Методом всеобщего решения выбираются лучшие эскизы на школьную выставку.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Передник (запон) - одежда из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок Занавеска - длинная туникообразная одежда с рукавами и прямоугольным вырезом до лопаток.

Просмотр содержимого документа
«Народный праздничный костюм»

  • 5 класс

Народный праздничный костюм


Цели урока:

  • Закрепить знания о народном костюме;
  • Ознакомить с понятием ансамбль и значением колорита в одежде;
  • Развить эстетический вкус;
  • Привить интерес к народному творчеству.

  • Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

А. С. Пушкин

  • Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Д.С.Лихачев


Женский костюм

  • Рубаха – основа женского народного костюма.
  • Сарафан

  • Пояс
  • Передник (запон) – одежда из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок
  • Занавеска – длинная туникообразная одежда с рукавами и прямоугольным вырезом до лопаток.

  • Душегрея – короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки.

  • Епанечка – разновидность душегреи, короткая утепленная кофта без рукавов и воротника, державшаяся на бретельках.
  • Понева – домотканая клетчатая юбка из шерсти. Одежда замужних женщин.


Сочетание белого и красного цветов – отличительная черта как вышивки, так и народной одежды в целом.


Головной убор

«Кокошник»

«Сборник»

«Повойник»


Мужской костюм.

  • Основой мужского костюма была рубаха, которая имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка) . Рубаха носилась навыпуск и обязательно подпоясывалась. Шили ее из белой, красной или синей ткани, украшали также вышивкой.

  • Обязательной частью одежды русского крестьянина были штаны (порты), которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, простой люд – холщовые. Заправлялись они в сапоги, или обертывались длинными кусками ткани (онучами). Поверх надевали зипун.

  • Кафтан – традиционная верхняя одежда
  • Армяк – одежда, похожая на халат. Одевали поверх кафтана

Орловский костюм

Курский костюм

Тамбовский костюм


Рязанский костюм

Смоленский костюм

Воронежский костюм


  • В чем секрет красоты русского народного костюма?
  • Какую роль играли узоры в убранстве крестьянского костюма?

Практическая работа

  • Зарисовка женских и мужских фигур в традиционной одежде

5 класс 1четверть Урок № 8

Тема: «Русский народный женский костюм»

Учитель изобразительного искусства:

Дьяконова Людмила Николаевна

МОАУ «СОШ № 56 имени Хана В.Д.

с углубленным изучением

русского языка, обществознания и права»

г.Оренбург

Тип урока: комбинированный

Вид деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Предполагаемый результат:

Художественно-творческий:

    мини-проект- создание альбома « Народный праздничный костюм»,

    создание коллективной творческой композиции «Русский хоровод»;

Метапредметный: (УУД)

    познавательные действия – умение строить художественный образ;

    регулятивные действия -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;

    коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.

Личностный:

    чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

    понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

    сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;

    умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;

    умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Цели и задачи:

1. Ознакомить учащихся с образным строем русского женского костюма, его структурой, символикой орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.

3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Музыкальный ряд : русская народная музыка.

Материалы для учащихся : цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски.

Материалы и оборудование для учителя : видеоряд - презентация «Народная праздничная одежда», раздаточный материал- выкройки для бумагопластики, опорные карточки «Последовательность выполнения национального праздничного костюма»

Ход урока:

    Организационный этап. Подведение к цели урока.

    Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

    Этап «Актуализация знаний». Ответы на вопросы.

    Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.

V . Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Конспект урока

I. Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

Раньше о женщине говорили:

Красна девица идёт,
Будто павушка плывёт.

Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?

Оказывается внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают".

О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?

Тема сегодняшнего урока - традиционный русский костюм. Мы узнаем, что в облике женщины позволяло сказать о нёй:

Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо”

И еще

А сама-то величава,
Выступает слово пава.

О каком образе говорится в этой песне?

Дети: В этой песне говорится о русской девушке.

Научимся создавать эскиз-образ русской женской одежды. Что для этого нужно?

Составим схему нашего урока.

Познакомиться с историей костюма

Изучить правила украшения

Выполнить творческую работу

Оценить свою работу

Дети: Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину.

Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.

Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом.

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Осознание новой темы

Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно -иллюстративный материал, презентацию “Русский народный праздничный костюм ”

Осознание темы предполагает совместно с детьми выработку и постановку цели на данном этапе деятельности, выбор средств выразительности и материалов и способов работы.

Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.

Учитель рассказывает как развивался, изменялся и совершенствовался костюм Древней Руси: Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком - гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние - из более плотного(суконные

Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном.

Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус.

Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом.

Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца.

Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава.

III. Этап «Актуализация знаний».

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Что такое орнамент?

Для чего вышивали орнамент?

Какие символы применяли в орнаментах?

Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.

Так одевались в центральных районах и на севере России.

Костюм же южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.

Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.

Как вы думаете, почему существовали такие различия в покрое, а особенно в цветовой гамме костюмов севера и юга?

И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.

По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.

Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".

Не только золотой нитью украшались головные уборы, но и речным жемчугом. И всё-таки самым распространённым видом головного убора был кокошник. В псковской губернии носили кокошник "шишак", расшитый жемчугом, жемчуг собран в "шишки" - символ плодородия. На лоб опускается поднизь в виде сетки мелкого жемчуга.

Ещё один удивительный кокошник, в виде плоскодонной круглой шляпы. Чтобы поля топорщились, жемчуг нанизывали на конский волос. Сами кокошники делали из картона, обтягивали парчой и расшивали жемчугом.

Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.

Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.

И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке.

IV. Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной профилактической гимнастики для глаз.

V . Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.

VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Самостоятельная работа . В процессе работы сообщаются дополнительные сведения.

Более 500 лет назад о правилах ношения и хранения одежды в "Домострое" сказано: «В праздники и в погоду хорошую, да и на людях надлежит надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от снега, и от дождя беречься, питьём не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть. С праздника или из гостей воротясь, нарядное платье, с себя сняв, оглядеть его, высушив, размяв, оттереть грязь, вычистить да хорошо уложить туда, где оно хранится».

Все ли мы так же бережно относимся к своей одежде?
Немало важной частью костюма являлся пояс. Раньше ходить без пояса Считалось грехом. На новорождённого сразу после крещения надевали поясок. Ширина пояса могла составлять от 1 до 10см. В зависимости от моды пояса повязывались то на талии, то под грудью. Девушки носили на них съёмные карманы - "лакомники". Женщины прикрепляли к ним небольшие кошельки для денег, ключи, а иногда даже куриную косточку "вставанку", что по поверью помогало им просыпаться рано по утрам.

Снять с человека пояс, распоясать его, означало обесчестить его. Вот откуда берет корни выражение "распоясавшийся человек"- человек недостойного поведения.

Учащиеся работают по трем заданиям: дифференциация в обучении:

1группа выполняет эскизы в цвете (слабые уч-ся);

2 группа выполняет эскиз сарафана в технике – аппликация;

3группа работает индивидуально и в паре - выполняют объемную фигуру. Техника - бумагопластика. Используется видео-наглядность.

Конечный результат: 1 и 2 группы оформляют альбом (мини - проект) –« Русский женский костюм» и защищают.

3 группа составляет коллективную композицию «Веселый хоровод»-Звучат русские напевы, частушки.

VII . Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.

VIII . Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Рефлексия:

мне было интересно…

меня удивило…

мне было трудно…

мне захотелось…

Итог урока

Ученики выходят к доске со своими работами.

Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".

Литература:

1.Горяева Н.А.,. Островская О.В Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2003.

2.Шпикалова Т.Я, Сокольникова Н.М и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства рекомендациями / - М.: Мозаика-Синтез, 1997.

http ://www .google .ru

http ://www .museum .ru

Новые слова:

1.Рубаха -основа женского народного костюма. Шилась из белого льняного или конопляного полотна

2.Рарафан - одевался поверх рубахи, украшался спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами

3. Сарафанный комплект обычно включал в себя рубаху, собственно сарафан, и передник

4. Понева – юбка сшитая из нескольких полос, украшенная тесьмой

5. Навершник – одевался поверх одежды

6. Венец и повязка –девичьи головные уборы.

7. Косники вплетали в косу – украшения (с бантом)

8. Женские головные уборы - Кокошники имели разную форму и в разных местах назывались по-разному: кика рогатая, ряска, каблучок, сорока, повойник .