Энергия окружающий мир. Интернет-урок по литературному чтению "С


ЧТО ТАКОЕ ЭНЕРГИЯ?

Цель: научить правильно находить источники энергии и использовать понятие «энергия», правильно применять понятие «энергия» в языке.

Оборудование: иллюстрации с изображением приборов, работающих на электричестве или бензине и использующих мышечную силу, электрический фонарик (на батарейке и на механическом заводе), детская машинка (на батарейке и на механическом заводе с ключиком), плакат «Что такое энергия» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов: Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3 . Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Прочитайте высказывание и объясните, как вы его понимаете:

«Солнцем освещается земля лучами, а человек – знаниями»

II. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

На доске парами расположены иллюстрации:

Учитель. Ребята, рассмотрите рисунки на доске. Что на них изображено?

Дети. Дрели, мясорубки, велосипед и мотоцикл.

Учитель. Как вы думаете, почему я расположила их парами?

Дети. По названию общих понятий: дрели, мясорубки, транспортные средства.

Учитель. Посмотрите внимательно, на какие две группы разделены рисунки. Почему они так разделены? По какому принципу?

Дети. Одни механизмы работают с помощью человека, то есть он должен приложить силу. А электрическая дрель и мясорубка работают от электричества, мотоцикл едет за счёт бензина.

Учитель. Что нужно, чтобы привести эти механизмы в движение? Как сказать одним словом?

Дети. Сила, энергия.

Учитель. Что общего между автомобилем, заправляемым бензином, и человеком, который ест обед?

Дети. И автомобиль, и человек получают (запасают) энергию для движения.

Понаблюдайте за работой этих механизмов: демонстрация работы фонарика на батарейке и на механическом заводе или детской машинки на батарейке и на заводе ключиком. За счёт чего работает фонарик или двигается машинка ? (За счёт энергии.)

– Что интересного заметили? (Одна машинка работает за счёт энергии батарейки, а вторая – за счёт завода ключиком.) Какие вы видите факты? Какой у вас возникает вопрос?

Работа по учебнику, с. 17.

Учитель. Ребята, прочитайте в учебнике о проблеме, возникшей у вашей знакомой Лены. Помогите ей.

Ученики читают диалог в учебнике на с. 17.

– Какова будет цель урока?

– Какова будет тема урока? Сформулируйте проблему урока, чем мы будем заниматься на уроке? (Что такое энергия?)

ПЛАН:

  1. Что такое энергия?
  2. Почему её нужно беречь?

III. Совместное открытие знаний.

1. Работа по учебнику, с. 17.

Учитель. Сможете ли вы объяснить Лене, что такое энергия?

Попробуйте сформулировать, что такое энергия.

Ученики предлагают свои варианты.

Дети. Энергия – это то, за счёт чего совершается движение, работа.

Ученики записывают определение в учебник. Учитель вновь обращает их внимание к рисункам на доске.

Учитель. Вы определили, что механизмы приводит в движение энергия.

Учитель пишет на доске: энергия .

Учитель. Но ручную дрель приводит в движение энергия человека, а электрическую дрель – электричество. Значит, у них разные источники энергии.

Учитель пишет на доске: источник энергии .

Запись на доске:

источник энергии

энергия

2. Работа по учебнику, с. 17.

Учитель. Посмотрите на рисунки. Как называются источники энергии для машины, коровы, человека и телевизора?

1-й ученик. Для машины источник энергии – бензин.

2-й ученик. Для коровы источник энергии – сено.

3-й ученик. Для человека источник энергии – еда.

4-й ученик. Для телевизора источник энергии – электричество.

3. Работа по учебнику, с. 17.

Учитель. Проверьте, правильные ли вы сделали выводы. Прочитайте текст на с. 17.

Ученики читают. Учитель задаёт вопросы по тексту.

Учитель. Правильно ли вы сформулировали определение о том, что такое энергия?

Дети. Правильно.

Учитель. Что может быть источником энергии?

Дети. Источником энергии могут быть пища, бензин, электричество и т. д.

Учитель. Как существует энергия в природе?

Дети. Энергия может существовать в свободном виде или быть запасена в веществе.

IV. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Обучение способам самостоятельного применения знаний.

1. Игра «Найди источник энергии».

Описание. Детям предлагается найти источники энергии для живых существ и механизмов, соединяя их линиями.

Учитель. Примените полученные знания при выполнении задания. Соедините линиями названия животных и механизмов с соответствующими им источниками энергии.

На доске:

лошадь сено

ученики пища

обезьяна

компьютер газ

газовая плита электричество

пылесос бананы

Ученики выходят к доске, соединяют слова стрелками и проговаривают, что является источником энергии.

2. Работа по учебнику, с. 18.

Учитель. Человек, начиная с древних времён, учился использовать разные виды энергии. Человечество постоянно находится в поиске новых источников энергии.

Попробуйте восстановить ход истории, последовательность, в которой человек научился использовать разные виды энергии. Посмотрите на рисунки на с. 17.

1-й ученик. Сначала человек научился использовать энергию движения стрелы, выпущенной из лука, – это первое.

2-й ученик. Потом научился использовать энергию тепла от горящего костра – это второе.

3-й ученик. Третье – человек стал использовать энергию лошади, чтобы на ней ездить.

4-й ученик. Энергия тепла стала использоваться для движения поездов (паровозов, тепловозов, пароходов, теплоходов) – это пятое.

5-й ученик. Человек научился добывать нефть, делать из неё керосин, бензин и использовать энергию, запасенную в них, – это шестое.

6- й ученик. Человек научился использовать энергию электричества – это седьмое.

Учитель.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Какое определение энергии является наиболее правильным?

Энергия – свойство живых организмов, помогающее им двигаться. Энергия – то, из чего состоят все вещества.

Энергия – источник движения, способность совершать работу.

Энергия – присущий неживым предметам источник движения, помогающий совершать работу.

Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. А вы знаете, как вырабатывают электричество для нашего города?

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Учитель. Какова была цель урока? Достигли её?

Учитель. С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке?

Дети. С понятиями энергия и источники энергии .

Учитель. Что такое энергия?

Дети. Энергия – это источник движения, способность совершать работу.

Учитель. Что вы узнали об источниках энергии?

Дети. Мы узнали, что у каждого живого существа и механизма есть свой источник энергии.

Домашнее задание ; О- с. 17–19 из учебника,

В-задания в рабочей тетради с.5-6,

Т- загадка об энергии.


Вы часто слышите слово «энергия»?….. Конечно! «Энергия, электричество, какой энергичный ребенок….»А что же такое энергия? Откуда она взялась? Где живёт? Вот это нам и предстоит нам выяснить в исследованиях…

Энергия – удивительное явление. Ею пропитан наш мир. Энергия может находиться в людях и животных, в камнях и растениях, в ископаемом топливе, деревьях и воздухе, в реках и озерах. Энергия поднимает в космос ракеты, движет автомобилями, кораблями и самолетами, зажигает миллионы огней больших городов. Энергия дает нам свет, тепло, связь.

Само слово «энергия» пришло из греческого языка и означает «действие».

Все что движется, является источником энергии: летящий мяч, прыгающий за мячом вратарь, обнимающиеся от радости зрители.

И, представляете, человек заставил энергию работать на нас. Как? Давайте разберёмся…

Учёные заметили, что использование энергии всегда приводит к какому-либо действию, движению, изменению. Это наблюдение позволило открыть закон сохранения энергии .

Нашу современную жизнь практически невозможно представить без электричества… Верно? Скажите, как можно обойтись без освещения и тепла в доме, без холодильника на кухне, без пылесоса, без компьютера и телевизора?
Как можно обойтись в большом городе без фонарей, красивых витрин, трамвая, троллейбуса?

Электричество настолько глубоко проникло в нашу жизнь, что мы порой и не задумываемся, что это за волшебник помогает нам?

Рабочая тетрадь

Что такое электричество и откуда оно берется

Сосчитай, сколько розеток в твоей квартире…. В проводах происходит много всего интересного… К каждой из них протянуты провода, по которым днем и ночью течёт электрический ток.

Ток — это движение заряжённых частиц (электронов ).

Как ток попадает в провода?

Ток появляется в специальных местах, называемых электростанциям .

Как работает электростанция? Здесь на помощь приходит природа. Когда в печах сжигают полезное ископаемое — уголь или пропускают через турбины потоки воды, или используют газ, идущий из-под земли, то появляется большое количество электронов. Они очень энергичные, что их сразу же отправляют в путешествие по проводам.

Они расходятся по электрическим сетям всей страны, на заводы, фабрики, освещают улицы и комнаты в наших домах. Это происходит при огромном напряжении в 110–1150 киловольт. Такое высокое напряжение необходимо для того, чтобы электрический ток мог проходить большие расстояния. Но в квартирах такое высокое напряжение крайне опасно, поэтому перед тем, как электрический ток попадет к нам в дом, напряжение понижают с помощью трансформаторов.

На самом деле, этот длительный путь электроэнергия проходит настолько быстро, что её движение для нас совершенно незаметно.

Существуют специальные устройства, где электроны могут жить очень долго, а человек выпускает их оттуда тогда, когда захочет. Это устройство для электронов называется аккумуляторами . Они накапливаются там и остаются до тех пор, пока к аккумулятору не будет подключен электрический прибор.

А как же работает электростанция?

Сердцем любой электростанции является машина, которая называется генератор . Она приводится в движение специальным двигателем – турбиной. Электростанции бывают нескольких видов.

Электростанция в Лондоне

Если турбину заставляет вращаться вода (поток воды), то это гидроэлектростанция (ГЭС). Если для работы генератора используют пар, который образуется при нагреве воды, то это тепловая электростанция . Существуют еще теплоэлектроцентрали , которые производят и тепловую, и электрическую энергию. Самые мощные из ныне существующих электростанций – атомные (АЭС). Электричество на них добывается за счет энергии радиоактивного распада ядер атомов. Это очень производительный, но вместе с тем и таящий в себе немалую опасность источник энергии.

Человечество продолжает приручать природу, осваивая новые источники энергии – более экономичные и безопасные. Мы уже научились использовать для своих нужд энергию ветра и солнца, энергию океанских приливов и тепло земных недр.

Морская теплоэнергетика

Когда-то капитана Немо (герой романа «Двадцать тысяч лье под водой» Жюль Верна) сказал: «Я всем обязан океану. Океан снабжает меня электричеством, а электричество дает «Наутилусу» тепло, свет, способность двигаться, словом, жизнь!». Сегодня ученые реализовали идею морской электростанции, работающей за счет перепада температур морской воды. Для работы такой электростанции требуется значительная разница температур: + 25 градусов на поверхности, и + 5 градусов на глубине в 1000 метров.

Принцип действия прост: холодная морская вода с глубины подается по трубе на поверхность, где используется для перевода в жидкое состояние подходящего газа, например, аммиака. Затем с помощью теплой воды с поверхности моря этот сжиженный газ нагревают и доводят до кипения, а образующийся при этом пар приводит в движение турбину электрогенератора.

Создатели новой электростанции говорят, что она универсальна: ветрогенераторы и солнечные батареи работают, только когда дует ветер или светит солнце, а станция, преобразующая тепловую энергию океана, будет вырабатывать энергию непрерывно.

Энергия подземных недр

Вы слышали о том, что для отопления домов можно использовать тепло земли? Оказывается, это не такая уже редкость. Оказывается, на глубине 4-6 километров под землей залегают раскаленные до 100-200°С массивы. Пробурив скважину, можно получить фонтан пара и горячей воды и пустить этот дар природы на обогрев зданий или на турбины электростанций. Для обогрева домов при помощи тепла земли применяют специальное оборудование – тепловые насосы. Технически тепловой насос похож на холодильник, который работает в обратном режиме. Он забирает энергию у окружающей среды и концентрирует ее в теплоносителе. В холодное время года включается режим отопления, а в жаркое – режим кондиционирования. В Швеции сегодня работает более полумиллиона таких тепловых насосов, а в Японии – более 3 миллионов.

Энергия ветра

Еще более активно сегодня развивается ветряная энергетика. Ветры дуют на земле постоянно и повсюду: запасы энергии ветра на планете более чем в сто раз превышают запасы гидроэнергии всех рек планеты. Для производства энергии из воздушных потоков применяются специальные механизмы – ветряки, высокие столбы с гигантскими трехлопастными ветротурбинами. Они работают по принципу вентилятора, только наоборот: вместо того, чтобы при помощи электричества производить ветер, они при помощи ветра производят электричество.

Кстати, рассказывая о ветряной энергетике, нельзя забывать о морях и океанах: вот где ветры дуют постоянно и с огромной силой. Первая плавучая ветряная ферма появилась недавно у берегов Англии. А в будущем ветряные электростанции в океанах могут появиться повсеместно, ведь на открытой воде ветер не встречает никаких препятствий – ни гор, ни холмов.

Солнечная энергия

В странах с жарким климатом солнечное тепло уже давно используется для получения энергии. На крышах домов в теплых странах часто можно увидеть баки с водой, которая нагревается от солнечных лучей и обеспечивает горячее водоснабжение.

Солнечная электростанция в Неваде

Солнечные батареи, или фотоэлементы, устанавливаются на крышах и фасадов домов, полностью обеспечивая их обитателей электроэнергией.

В Германии есть настоящий солнечный город – Фрайбург, где целые районы существуют исключительно за счет альтернативной энергии солнца.

Кстати, фотоэлементы сегодня устанавливают не только на жилые здания. Миниатюрными солнечными батареями оборудуют уличные светильники, которые накапливают энергию днем и светят ночью, и даже автомобили. Сегодня автомобиль, который будет передвигаться за счет энергии, получаемой от солнечной панели, разрабатывают в компании «Тойота».

Как работает солнечная батарея или фотоэлемент

Солнечный свет, как и любой другой свет, несет заряд энергии. Когда луч света попадает на какой-нибудь предмет, эта энергия трансформируется в тепло. Такое же тепло, как то, которое мы ощущаем, сидя на солнце. Это значит, что наше тело не превращает лучи солнца в электричество. А вот некоторые материалы обладают свойствами трансформации света в электричество. К ним относится кристаллический поликремний (силикон), полупроводник, используемый в производстве солнечных батарей. Для оснащения солнечных батарей специально выращивают большие кристаллы поликремния. В этих кристаллах «подогретые» солнцем электроны начинают двигаться в определенном направлении. Это и есть электричество. А весь процесс называется фотоэлектрическое преобразование.

Как работает тепловая электростанция (ТЭС)

В работе ТЭС используется энергия природного топлива. Она выделяется при сжигании угля, природного газа, мазута и т.д. В машинном зале установлен котел с водой. При сгорании топлива вода в котле нагревается до нескольких сот градусов и превращается в пар. Пар под давлением вращает лопасти вращающейся паровой турбины. Турбина в свою очередь вращает генератор, который вырабатывает электрический ток.


Как работает теплоэлектроцентраль (ТЭЦ)

На ТЭЦ одновременно производятся и электричество, и тепловая энергия (в виде пара и горячей воды). Принцип работы теплоэлектроцентрали похож на работу теплоэлектростанции. Но у них есть одно важное различие. Часть пара, после того, как из него был выработан электрический ток, используется для нагревания воды, которая по теплопроводам направляется в котельные и на тепловые пункты для отопления и горячего водоснабжения квартир, больниц, школ и детских садов и промышленных предприятий.

Как работает гидроэлектростанция (ГЭС)

Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища. Если реку перегородить плотиной, уровень воды в реке до плотины повысится. А если приоткрыть в плотине несколько затворов-окон, вода с силой устремится в них и мощным потоком уйдет вниз по течению. Под высоким давлением вода поступает на лопасти турбины, которые начинают вращаться, вырабатывая при этом механическую энергию. Механическая энергия затем передается на гидрогенератор, который и вырабатывает электроэнергию.

Как работает атомная электростанция (АЭС)

Принцип работы атомной электростанции похож на работу тепловой электростанции, но на АЭС для выработки электричества используется энергия радиоактивного распада ядер атомов урана. Реакция деления ядра урана происходит в основном блоке атомной электростанции, который называется ядерный реактор. Энергия, выделяемая в реакторе, поступает в парогенератор, который производит пар, поступающий в паровую турбину. Турбина вращает электрогенератор, вырабатывающий электрическую энергию. На выходе из турбины пар попадает в конденсатор, где охлаждается водой, поступающей из водохранилища или при помощи специальных приборов, называемых «градирнями».

Электростанция в космосе

Где искать новые источники энергии? Да хотя бы в космосе! Выработка электроэнергии на геостационарной орбите, расположенной на высоте 35 700 километров, по мнению ученых, может обеспечить человечество экологически чистой и дешёвой энергией. Например, Япония планирует открыть орбитальную солнечную электростанцию к 2040 году.

Альтернативные источники энергии

Чем дальше движется в своем развитии человечество, тем более актуальным становится использование альтернативных, возобновляемых источников энергии. Почему человечество в поисках новых новых источников энергии? Причины этому – истощенные природные ресурсы и угроза экологической катастрофы.

Приручив энергию земли, воды, ветра и солнца, мы перестанем загрязнять окружающую среду и сэкономим ценные ископаемые ресурсы. Вместо традиционной энергетики, применяющей в качестве источника нефть, газ или уголь, сегодня ученые разрабатывают, а энергетики внедряют альтернативные энергетические установки. Человечество постоянно открывает все новые источники энергии и изобретает новые способы ее выработки. Люди научились добывать энергию при помощи океанских волн и течений, теплых подземных источников, солнечных лучей, порывов ветра. Энергию вырабатывают из рисовой шелухи, куриного помета, банановой кожуры. Можно не сомневаться, что в будущем наши потомки полностью перейдут на альтернативные источники энергии и энергетика станет экологически чистой и абсолютно безопасной для природы и человека.

Проверим, что … Энергия это движение, свет и тепло. Живое существо двигается, излучает тепло. Для живых существ это жизнь. Откуда они получают энергию?

1. Энергия солнца дает нам тепло и свет. Благодаря солнечной энергии возникла жизнь на нашей планете Земля.

Исследование 1

В солнечную погоду под стекло положите деревянный брусок. Брусок нагрелся. Значит, солнечное тепло нагревает предмет.

2. Энергия огня. Человек научился с помощью огня плавить металл, делать стекло. Огонь помог человеку заставить двигаться пароходы и другие машины. Огню поклонялись как божеству.

Исследование 2

(Домашнее творческое задание)

Нагрейте на огне кастрюлю с водой. Когда вода закипит, посмотрите — окружающий воздух тоже нагрелся. Это и есть энергия тепла, она переместилась из кастрюли с водой в воздух.

Из листа бумаги вырежьте змейку. Зажгите свечу и над ней держите свою змейку.

Вы увидите, как змейка станет крутиться и подниматься вверх. Значит, тепловая энергия помогает предметам двигаться.

3. Энергия ветра используется очень давно. При помощи ветра плавали корабли, работали мельницы. Сейчас ветряные станции вырабатывают электричество.

Исследование 3.

В ветреную погоду следует вынести на улицу вертушку. Вертушка станет вращаться. Значит, сила ветра может приводить в движение вертушку.

В помещении над батареями прикрепите тонкие полоски бумаги и откройте форточку. Теплый воздух от батареи устремился вверх, а холодный воздух из форточки станет опускаться вниз, и полоски бумаги станут двигаться. Это и есть энергия ветра !

4. Сейчас на больших реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают энергию, энергию воды.

Исследование 4.

Поставьте в тазик колесо для животных (водяная мельница) и лейте воду из лейки на лопасти колеса.

Лопасти колеса станут вращаться. Значит, вода может приводить предметы в движение.

5. Электрическую энергию вырабатывают турбины. Сейчас электричество есть в каждом доме.

Исследование 5.

Рассмотрите лампочку в настольной лампе, вы увидите нить. Если лампочку включить, нить мгновенно раскалиться, и свет заполнит всю комнату.

ВНИМАНИЕ! трогать лампочку опасно, она стала горячей – её нагрела нить.

Лампа несет тепловую энергию, но она дает и свет. Значит, существует световая энергия .

В вашей квартире есть электрические провода, по ним бежит электрический ток и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.

У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! Электричество, при помощи которого работают электроприборы, опасно для человека!!! Поэтому с электричеством никаких исследований проводить НЕ БУДЕМ!

Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать», то с ним можно очень интересно поиграть.

Возьмите шарик, потрите его о волосы и приложили к стене той стороной, которой натирали. Вот шарик и повис.

Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его «поймали», когда стали шарик тереть о волосы. Он наэлектризовался, поэтому и притянулся к стенке. Значит, электричество живет не только в проводах, но и в волосах. Это электрическая энергия .

Возьмите обычную маленькую пластиковую расческу и интенсивно потрите ее о волосы, а потом поднесите к маленьким кусочкам бумаги и бумага притянется к расческе. Значит, электричество живет в расческе.

6. Энергия питания.

Рома постоянно не ест утром кашу. Плохо кушает суп и не любит пить молоко. На физкультуре Рома медленно бегает и часто устает. Значит, принимая в пищу: овощи, фрукты, хлеб, молоко мы приобретаем энергию. Она нам помогает двигаться: бегать, ходить, дышать, жить.

7. Энергия живет и в не живых предметах.

Исследование 7.

Возьмите два шарика, один легкий, другой тяжелый и пустите их по наклонной доске. В конце доски положите деревянный кирпичик…

… Шарик, который был легче не смог сдвинуть его, а шарик, который был тяжелее, легко это сделал. Тяжелый шарик скатился быстрее, чем легкий. Значит, у шариков есть энергия движения . Чем тяжелее предмет, тем он быстрее двигается. Когда мы двигаемся, то у нас есть энергия движений, которую мы можем передавать другим предметам.

Выводы.

«Энергия – это сила, способная выполнять какую-нибудь работу. Энергия приводит в движение и машины, и наше тело».

«Энергия никуда не исчезает и не возникает из ничего, она постоянно переходит из одного вида в другой».

Интересная квест — игра с друзьями «Загадки всемогущей энергии» — .

Памятка для родителей и детей

1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Почему? — Потому что ток, как по мостику, переберется по ним на вас и может убить.

2. Не касайтесь руками оголенных проводов! Почему? — По оголенному, не защищенному обмоткой проводу течет электрический ток, удар которого может быть смертелен.

3. Не прикасайтесь к включенным электроприборам мокрыми руками! Почему? — Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.

4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра! Почему? — Потому что включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и т. д.

5. Не перегружать работой электроприборы! Почему? – Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.

6. Не пользоваться неисправными розетками, электроприборами! Почему? – Это приведёт к пожару.

Главное правило пользования электроприборами для дошкольников- Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом.

Как работает батарейка

В батарейке есть два электрода – положительный (анод) и отрицательный (катод). Между ними – жидкость-электролит: раствор, который хорошо проводит электрический ток и участвует в химической реакции. Когда металлы начинают взаимодействовать через этот раствор, возникает движение заряженных частиц из анода (+) к катоду (-) – и вырабатывается электрическая энергия.

При этом расходуются исходные вещества. Чем меньше их остается – тем тяжелее батарейке поддерживать нужное напряжение между пластинами. Батарейка «садится». Такое слово используют, чтобы показать, что батарейка расходует свою энергию. Так человек, когда начинает уставать, стремится куда-нибудь присесть.

Некоторые батарейки предназначены для одноразового использования, другие можно перезаряжать.

История изобретения батарейки

У обычной, «одноразовой» батарейки есть и другое название – «гальванический элемент» . Оно дано в честь итальянского учёного Луиджи Гальвани из Болоньи. Ещё в 1791 году он совершенно случайно изобрёл первый источник электрического тока. Явление возникновения и протекания тока было обнаружено при присоединении полосок из двух разных металлов к мышце лягушачьей лапки.

Опыты Гальвани, но с большей точностью повторил другой итальянский учёный — Алессандро Вольта .

200 лет назад он сформулировал главную идею изобретения: появление электричества объясняется взаимодействием двух различных металлов, между которыми образуется с помощью проводника химическая реакция.

Как создать «вкусную» батарейку

Для создания батарейки нам понадобились следующие материалы:

  • цинковые пластины (можно металлические гвозди),
  • медная проволока,
  • фрукты и овощи,
  • мультиметр — прибор для измерения силы тока и напряжения.

В самодельном гальваническом элементе цинковая пластина(гвоздь) действует как отрицательный электрод, а медная проволочка – как положительный. Электролитом (жидкость проводящая ток) является сок фруктов и овощей.

Попробуйте сделать овощную или фруктовую батарейку…. из лимона, яблока, апельсина, киви, картофеля, лука, свёклы.

Вы удивитесь, но фрукты и овощи дают электричество!

Для того чтобы любой организм начал дей-ствовать, его необходимо накормить. А чтобы начал работать механизм, его надо снабдить горючим или подключить к электричеству. Что же во всём этом общее? Пища, бензин, электричество — источники энергии .

Энергия — источник движения, помогаю-щий совершать работу.

Энергия может сущест-вовать в свободном состоянии, например в ви-де солнечного света или тепла. Но энергия может быть заключена в веществе. Так, тепло-вая энергия , запасённая в дровах, при горении освобождается и совершает работу — согревает помещение.

Вспомни, как горят дрова в печке и как нагревается чайник. Это — работа тепловой энергии .

Человек применяет в жизни разные виды энергии . Раньше древние люди для соверше-ния работы использовали энергию, накоплен-ную в организмах их самих и домашних жи-вотных. Со временем они овладели умением получать тепло, то есть использовать тепловую энергию, которая заключена в дровах.

Когда запасы древесины стали сокращаться, люди научились использовать энергию, содер-жащуюся в угле, добываемом из подземных кладовых. Был изобретён паровой двигатель, в котором энергия пара приводила в движение колёса паровоза и парохода.

Шло время. Люди открыли другие источни-ки энергии . Из нефти они стали получать ке-росин и бензин, которые служат топливом для современных двигателей. Сегодня это топливо приводит в движение автомобили, тепловозы, теплоходы и самолёты. Материал с сайта

Благодаря научным открытиям люди научи-лись использовать электрическую энергию . Мы уже не можем представить себе нашу жизнь без неё. Энергия электричества зажгла в до-мах лампочки, заставила работать пылесосы, миксеры, радиоприёмники и телевизоры. Она привела в движение двигатели электровозов и электрических поездов.

Даже из атомов — мельчайших частиц вещества — люди научились извлекать энер-гию. Её назвали атомной энергией .

На этой странице материал по темам:

  • Природоведение виды энергии

  • Энергия в жизни человека краткий реферат

  • Источники энергии краткая история

  • Виды и источники энергии в кратце

  • Что общего в этих явлениях автомобиль заправляют горючим человек ест еду

Вопросы по этому материалу:

Проблемный урок по окружающему миру Образовательная система: « Школа 2 100»

Учебник: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, окружающий мир, «Обитатели Земли»,3-й класс (1-4), часть 1

Учитель: Дымченко Галина Васильевна

Тема: «Что такое энергия?»

Класс: 3 «А»

Дата проведения: 19.09.2008 г.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Место урока: урок является третьим в разделе «Вещество и энергия» и предваряет изучение темы «Превращение энергии», которой и завершается данный раздел.

Цели урока:

обучающие

Раскрыть содержание понятия «энергия», одновременно напоминая об истории освоения человеком разных форм энергии;

Научить правильно находить источники энергии и применять понятие «энергия»;

Обратить внимание учащихся на разницу энергии в чистом виде и энергии, запасённой в веществе;

Вести подготовительную работу к изучению нового по теме «Превращение энергии».

развивающие

Развивать умение правильно применять понятие «энергия»,

Умение безошибочно определять источник энергии,

Умение различать энергию в свободном состоянии и энергию, запасённую в веществе;

Развивать речь, познавательную активность, мыслительные операции.

Воспитывающие

Показать учащимся, что понятие «энергия» и само существование энергии играет важную роль в жизни людей;

Воспитывать бережное отношение к энергии; осторожное отношение к домашним приборам, которые работают от источников энергии;

Вызвать стремление учащихся не только познавать, но и охранять окружающую среду.

Оборудование: горелка на спирту, колба с водой для демонстрации опыта; мультимедийная презентация по теме «Что такое энергия?" (Приложение №2); карточки у каждого ребёнка для мотивации к изучению нового (Карточка №1), для рефлексии урока (Карточка №2); индивидуальное задание для игры «Найди источник энергии»; цифровые веерки; кусочек пластилина; кубики с разноцветными гранями.

Ход урока

I. Организационный момент. Положительный настрой на урок. (Приём «Кусочек пластилина».) Учитель: - Оставьте и доверьте все свои тревоги, страхи, сомнения этому маленькому кусочку пластилина. Вылепите «свой страх», который мешает вам на уроке.

А теперь сломайте его и выбросите в мою коробочку.

Физкультминутка. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь.

II. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний. Слайд №1 (Титульный лист) Слайд № 2 (Изображение приборов, работающих на электричестве или бензине и использующих мышечную силу.)

Ребята, рассмотрите рисунки на слайде. Что на них изображено?

Дрели, мясорубки, велосипед и мотоцикл.

Как вы думаете, почему они расположены парами именно так?

По названию общих понятий: дрели, мясорубки, транспортные средства.

Вспомните наш кусочек пластилина, почему у нас получалось из него что-то вылепить, что мы к нему применили?

Посмотрите внимательно, на какие две группы разделены рисунки. Почему они так разделены? По какому принципу?

Ученики:

Одни механизмы работают с помощью человека, то есть он должен приложить силу. А электрическая дрель и мясорубка работают от электричества, мотоцикл едет за счёт бензина.

Учитель:

Что нужно, чтобы привести эти механизмы в движение? Как сказать, одним словом?

Ученики:

Сила. Энергия.

Что общего между автомобилем, заправляемым бензином, и человеком, который ест обед?

И автомобиль, и человек получают (запасают) энергию для движения.

Можете в дальнейших своих ответах использовать такой термин как «потенциальная энергия». Потенциальная энергия – это скрытая (запасённая) форма энергии.

III. Мотивация и ученическое целеполагание.

Cформулируйте тему нашего урока. Выразите её название вопросительным предложением.

Ученики:

Что такое энергия?

Слайд № 3 (Название темы « Что такое энергия?».)

Закончите предложения по-своему. Что вы ждёте от этого урока, какие знания хотите приобрести?(Карточка №1)

В конце урока мы узнаем, получили ли вы от урока то, что ожидали.

Но, несомненно, то, что мы узнаем очень многое, важное и интересное по теме урока. Для этого нам придётся заглянуть за пределы страниц учебника.

Слайд № 4 (Эпиграф)

В качестве эпиграфа к нашему уроку хочется взять следующие строчки чешского педагога:

<p align=right>Считай несчастным тот день и час,
В котором ты не усвоил ничего нового
И ничего не прибавил к своему образованию.
Я. А. Коменский

IV. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.

1. Работа по учебнику (задание 1, с.7).

Ребята, прочитайте в учебнике о проблеме, возникшей у вашей знакомой Лены. Помогите ей.

Ученики читают диалог в учебнике на с. 7

Что такое энергия?

Сможете ли вы объяснить это Лене? Попробуйте сформулировать, что такое энергия.

Ученики предлагают свои варианты ответов.

Энергия – это то, за счёт чего совершается движение, работа.

Ученики записывают определение в учебник.

Учитель возвращается к рисункам на слайде.

Слайд № 5 (Рисунки ручной и электрической дрели.)

Вы определили, что механизмы приводит в движение энергия.

Слайд № 6 (На слайде появляется слово «энергия».)

Но ручную дрель приводит в движение энергия человека, а электрическую дрель – электричество. Значит, у них разные источники энергии. (На этом же слайде появляется словосочетание «источник энергии».)

Источник энергии ↓ энергия

2. Работа по учебнику (задание 2, с. 7).

Откройте учебник на странице 7. Найдите задание 2. Представляете, что сейчас происходит!? Сейчас, когда мы листаем страницы нашего учебника, химическая энергия съеденной пищи превращается в энергию движения рук.

Ребята, что нужно сделать в задании № 2?

Нужно соединить стрелками, что необходимо для жизни существ и работы механизмов.

В ответе используйте понятие «источник энергии».

1-й ученик:

Для автомобиля источник энергии – бензин.

2-й ученик:

Для коровы источник энергии – сено.

3-й ученик:

Для мальчика источник энергии – еда.

4-й ученик:

Для телевизора источник энергии – электричество.

Проверьте, правильные ли вы сделали выводы. Прочитайте текст на с.8.

Ученики читают. Учитель задаёт вопросы по тексту.

Правильно ли вы сформулировали определение о том, что такое энергия?

Правильно.

Что может быть источником энергии?

Источником энергии могут быть: пища, бензин, электричество и т. д.

Слайд № 7 («Источники энергии».)

Учитель:

А может ли служить источником энергии кусок дерева, вот эта (показывает) таблетка сухого спирта?

Демонстрация опыта.

Учитель зажигает таблетку сухого спирта и нагревает воду (совершает работу).

Тепловая энергия, запасённая в таблетке сухого спирта, при горении освободилась и нагрела воду в колбе.

Как же существует энергия в природе? Прочитайте об этом на странице 8.

Энергия может существовать в свободном состоянии. Например, в виде солнечного света и тепла.

Ученик:

Или энергия может быть запасена в веществе. Так, тепловая энергия, запасённая в дровах, при горении освобождается и нагревает воду в чайнике.

Работа в группе (по интерактивной методике «Снежный ком»).

Состав групп – разнородный. Групп – 3. Группа - 7 человек.

Этапы работы.

1. Каждый работает самостоятельно (1-2 мин.).

2. Работа в парах (2-3 мин.).

3. Работа в четвёрках (2-3 мин.).

4. Обсуждение всей группой (7 чел.)

Задание для проведения методики «Снежный ком».

Учитель:

Ребята, давайте подумаем, что же происходит каждый раз при использовании энергии? Переходит ли она из одного вида в другой или исчезает вообще? Используйте в своём ответе термин «потенциальная энергия». Напоминаю, что это скрытая (запасённая) энергия.

Слайд № 8 (Задание для групп.)

1. Как вы думаете, исчезает ли энергия бесследно?

2. Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите ситуацию взрыва здания.

1 группа – до взрыва

2 группа – во время взрыва

3 группа – после взрыва

По окончании работы в группах их представители предлагают вариант решения своей группы. Инициативная группа (из трёх человек) знает ответ на поставленный вопрос и в обсуждении не участвует.

Предполагаемые ответы.

Слайд № 9 (Здание до взрыва)

до взрыва

Потенциальная энергия – это скрытая (запасённая) форма энергии. До взрыва она была сосредоточена во взрывчатке и панелях высотного здания – тяжеловесных конструкциях, поднятых высоко над землёй. При взрыве она преобразуется в другую энергию. Значит, она не исчезает.

Слайд № 10 (Здание во время взрыва)

во время взрыва

При взрыве потенциальная энергия взрывчатых веществ преобразуется в тепло, движение и звук, который возникает, когда тонны бетона и железа обрушиваются на землю. Потом она переходит в другую энергию. Она не исчезает.

Слайд № 11 (Здание после взрыва)

после взрыва

Когда пыль после взрыва окончательно осядет, можно сказать, что потенциальная энергия взрывчатки и самого здания перешла в другую форму – в основном бесполезную. Всё равно энергия сохраняется, только в другом виде.

Так исчезает ли энергия бесследно?

Послушаем инициативную группу. Она подтвердит или опровергнет ваши предположения, обобщит ответы, сделает выводы.

1-й ученик:

Превращение энергии

Какие бы изменения ни происходили с энергией, она не исчезает бесследно. Правда некоторая её часть переходит в форму, которую уже нельзя использовать. Так, потенциальная энергия бензина в основном преобразуется в энергию движения автомобиля, но некоторая её часть превращается в шум и тепло, рассеивающиеся в воздухе.

2-й ученик:

Потерянная энергия

Часть энергии отбойного молотка превращается в шум и тепло; эту энергию уже нельзя использовать.

3-й ученик:

Разрушительная сила

Чтобы разрушить здание, можно разобрать его «по кирпичику». Но ведь можно взорвать его – при взрыве выделится много энергии, и здание будет разрушено практически мгновенно. На трёх слайдах мы увидели, как одни формы энергии переходят в другие и к каким катострафическим последствиям это может привезти. Как пример страшной трагедии в США, мы можем привести взрыв зданий-близнецов террористами.

2-й ученик:

Энергия – это основа всего. Без неё Вселеннная была бы холодна, пуста и неподвижна. Известно много видов энергии – тепловая, световая, звуковая, электрическая.

Поэтому наша инициативная группа призывает вас помнить о правильном и бережном, приносящем пользу людям, отношении к энергии, так как она не может возникнуть из ничего и теряется в виде тепла при превращениях. Помните и о правилах пользования домашними приборами, которые работают от источников энергии и могут быть опасны для жизни.

Выполняется задание № 9,с. 11(Допиши правила пользования домашними приборами.)

Физкультминутка «Энергия из звука «Аааааа».

Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные лёгкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во всё время выдоха долгое «Аааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления и скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом весёлые и радостные мысли. На каждом выдохе распевайте звук «Аааааа» всё громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью.

V. Первичное закрепление.

Обучение способам самостоятельного применения знаний.

1.Игра «Найди источник энергии».

Описание. Детям предлагается найти источники энергии для живых существ и механизмов, соединяя их линиями.

Учитель:

Примените полученные знания при выполнении задания. Соедините линиями названия животных и механизмов с соответствующими им источниками энергии.

Посоревнуемся группами. Чья группа не допустит ни одной ошибки, та и выиграет. При подсчёте баллов для группы учитывается индивидуальная работа каждого.

Индивидуальное задание. (У каждого на парте.)

Это же задание дублируется на слайде.

Слайд № 12 (Задание для игры «Найди источник энергии»).

лошадь керосин курица уголь обезьяна овёс самолёт газ паровоз пшено газовая плита электричество пылесос бананы

Ученики выходят к слайду, соединяют указкой нужные объекты и проговаривают, что является источником энергии.

Подведение итогов игры.

Учитель:

Ребята из инициативной группы подготовили для вас вопросы.

1-й ученик:

Скажите, пожалуйста, от какого предмета получают необходимую энергию растения?

Ученики:

Растения получают необходимую им энергию от солнца.

2-й ученик:

А животные?

Они получают необходимую им энергию от съеденных растений или животных.

3-й ученик:

Учитель:

Давайте посмотрим, как бактерии и водоросли, которые берут энергию Земли, причудливо окрашивают воду и берег национального парка в США.

Слайд № 13 (Бактерии и водоросли, живущие в богатых минералами горячих источниках Йеллоустонского национального парка в США, причудливо окрашивают воду и берег.)

И я вам тоже подготовила интересные вопросы в тестовой форме, которые, так или иначе, имеют отношение к нашей теме. Обсуждаем вопрос в группе, поднимаем соответствующий цифровой веерок. Подводим итоги.

№1

Пароходы, движущиеся с помощью водяного колеса, появились в XIX веке. Они перевозили пассажиров и грузы. В наши дни их используют в качестве аттракциона для туристов. По какой реке они ходят?

1. Нил 2. Ганг 3. Миссисиппи

Мощность автомобильного двигателя измеряется в единицах, получивших своё название от имени животного. Что это за животное?

1. Муравей 2. Лошадь 3. Слон

Кто изобрёл лампочку в 1879 году?

1. Братья Люмьер 2. Джон Лэмп 3.Томас Эдисон

№4

Когда был изобретён цветной телевизор?

1. В 1910 году 2. В 1940 году 3. В 1970 году

Аккумуляторная батарея производит электрическую энергию. За счёт чего возникает эта энергия?

1. За счёт разницы температур 2. За счёт химической реакции 3. За счёт смешивания различных жидкостей

№6

Как называется материал, который не проводит электричество?

1. Ион 2. Электролит 3. Изолятор

№7

Какое основное сырьё используется в работе атомных электростанций?

1. Уран 2. Уголь 3. Природный газ

№8

Как называется современный будильник, на котором время показывается не с помощью циферблата и стрелок, а только цифрами?

1. Электронный будильник 2. Аналоговый будильник 3. Цифровой будильник

В настоящее время в Японии используют скоростной поезд «Маглев». Он развивает скорость до 552 км/ч, что делает его самым высокоскоростным поездом в мире. Какая энергия приводит его в движение?

1. Ядерная 2. Энергия магнитного поля 3. Электрическая энергия

Учитель:

Ребята, а что такое магнит? Показать-то мы все можем, а вот объяснить!?

Ученик:

Магнит (греч. – магнитный железняк – камень из Магнесии – древнего города в Малой Азии) - тело, обладающее собственным магнитным полем.

Физкультминутка «Магнит».

Задаю правила игры: пол (земля) превращается в «магнит», который притягивает ваши ноги. Передвигаясь по «магниту», вы вынуждены с напряжением отрывать от него ноги. Чем ближе ноги к «магниту», тем сильнее к нему притяжение.

2. Работа по учебнику (задание 3.с. 8)

Человек, начиная с древних времён, учился использовать разные виды энергии. Человечество постоянно находится в поиске новых источников энергии.

Попробуйте восстановить ход истории, последовательность, в которой человек научился использовать разные виды энергии. Посмотрите на рисунки в задании 3. Пронумеруйте иллюстрации, подведём итоги правильности выполнения этого задания по группам.

1-й ученик:

Сначала человек научился использовать энергию движения стрелы, выпущенной из лука – это первое.

2-й ученик:

Потом человек научился использовать энергию тепла от горящего костра – это второе.

3-й ученик:

Третье – человек стал использовать энергию лошади, чтобы пахать.

4-й ученик:

Четвёртое – человек стал использовать энергию, заполненную в угле.

5-й ученик:

Энергия тепла стала использоваться для движения поездов (паровозов, тепловозов, пароходов) – это пятое.

6-й ученик:

Человек научился добывать нефть, делать из неё керосин, бензин, и использовать энергию, запасённую в них, - это шестое.

7-й ученик:

Человек научился использовать энергию электричества – это седьмое.

Ответы: 1 – стрела, 2 – костёр, 3 – лошадь, 4 – уголь, 5 – поезд (паровоз, тепловоз, пароход) , 6 – нефть, 7 – энергия электричества.

Что же такое электричество? Этим вопросом заинтересовалась ваша одноклассница Анна. Она подготовила целый проект под названием «Батарейки вокруг нас». (Приложение № 1 )

Ученица кратко рассказывает о том, как и почему она решила исследовать, что такое электричество, где «живёт» и как попадает в наши бытовые приборы, сопровождая свой рассказ слайдовой презентацией. Также Аня соберёт батарею, вырабатывающую электрический ток, из самых простых и доступных материалов. (С использованием лимонов, картофеля.)

Учитель:

Ребята, я думаю, что этот проект заслужит внимания не только на нашей школьной конференции, но и на городской. Давайте поддержим Аню аплодисментами и пожелаем ей удачи.

А вы знаете, где и как вырабатывают электричество для нашего города?

На Волжской гидроэлектростанции. Она превращает энергию потока воды в электричество.

Учитель:

Вы знаете уже, что город Тольятти – город необычной судьбы. Он как бы трижды рождался.

1-я ученица:

Первое рождение – в далёком 1737 году, когда деревянная крепость Ставрополь подняла невысокие свои стены над безлюдными берегами волжской поймы.

А вот второе рождение связывают со строительством Волжской ГЭС.

Слайд № 14 (Волжская ГЭС)

2-я ученица:

Второе рождение – спустя два с лишним века, в 1950 году, когда тишину Жигулёвских распадков нарушили первые взрывы – к створу будущего гидроузла пришли изыскатели.

3-я ученица:

Волга у Жигулей так сильна и могуча, что казалось с ней не сладить. И всё-таки овладевшие техникой люди победили стихию.

4-я ученица:

В августе 1955 года в сооружении гидроузла за одни сутки было уложено свыше 19 тыс. кубометров бетона, что стало мировым рекордом.

5-я ученица:

В конце октября этого же года осуществлено перекрытие Волги за 19 часов 35 минут вместо 47 часов как предусматривалось планом. А в декабре дал ток первый агрегат гидростанции.

6-я ученица:

Станция входит в состав Единой энергетической системы нашей страны. Энергия из Жигулей передаётся в города и сёла Центральной России, Урала, Самарской, Ульяновской, Саратовской и других областей.

7-я ученица:

Волжская ГЭС имени В.И. Ленина – первое детище Куйбышевгидростроя. Родина высоко оценила этот подвиг. Куйбышевгидрострой в августе 1958 года был награждён орденом Ленина.

Ребята, а знаете ли вы, что называют у нас «электрическим сердцем города»? Тогда слушайте.

Слайд № 15 (ТЭЦ ВАЗа) Имеет мощность, равную половине мощности Волжской ГЭС.

8-я ученица:

Тремя серыми железобетонными свечами поднялись на стопятидесятиметровую высоту трубы Тольяттинской ТЭЦ (теплоэлектроцентрали), по праву считающейся электрическим сердцем города. Миниатюра «Гости в Тольятти».

Послушайте, о чём нередко спрашивают приезжие тольяттинцев. 1-й приезжий: - А зачем понадобилась ещё одна электростанция? 2-й приезжий: - Разве Волжской ГЭС не хватает? 1-й тольяттинец: - Во-первых, электроэнергия никогда не бывает лишней. 2-й тольяттинец: - Во-вторых, эта электростанция – тепловая. Она обеспечивает паром заводы большой химии и отапливает жилые кварталы города.

Учитель:

Какие ещё электростанции вы знаете? Как на них вырабатывается электричество?

Ученик:

Слайд № 16 (Ветряные электростанции.)

Ветряные электростанции. Принцип действия ветряных электростанций прост: ветер крутит лопасти ветряка, приводя в движение вал электрогенератора. Энергия ветра превращается в электрический ток.

Ученик:

Атомная электростанция. На ней ядерная (атомная) энергия преобразуется в электрическую.

Учитель:

АЭС составляют основу ядерной энергетики, приобретающей всё большее значение в связи с растущими темпами потребления электроэнергии, с одной стороны, и ограниченностью мира запасами угля и нефти, с другой стороны.

Ребята, а что связывают с третьим рождением нашего города?

Строительство Волжского автогиганта.

Верно. На нашем заводе существует целое энергетическое производство.

Слайд № 17,18 (Энергетическое производство ВАЗа.)

На Волжском автозаводе создана собственная энергетическая служба. На огромной территории, через многие тысячи километров трубопроводов, кабельных и воздушных линий электропередач, шинопроводов и воздуховодов отдаётся людям тепло, свет, вода и другая энергия.

Ученик:

Никогда, за более чем 40 лет, по вине энергетиков не возникло экстремальных ситуаций, которые влекли бы за собой остановку завода. 162 работника награждены правительственными наградами, 7 – носят почётное звание «Заслуженный энергетик Российской Федерации».

Слайд № 19 (Пробы воды)

Ученик:

Особое внимание уделялось охране окружающей среды. Энергетики нашего завода добились того, что стоки, сбрасываемые в Волгу после обработки, в том числе и ультрафиолетом, чище, чем сама вода в реке, а питьевая вода, подаваемая на завод и в город, не только отвечает жёстким санитарным нормам России, но и требованиям Всемирной организации здравоохранения.

Учитель:

Ребята, может, и из вас кто-нибудь в будущем выберет эту нужную людям профессию. Профориентацией энергетики ВАЗа занимаются давно и серьёзно. Знаете ли вы, что энергетики – наши шефы?

Ученик:

Например, уже в 1985 году энергетик, кандидат технических наук Владимир Степанович Третьяков оборудовал в подшефной 51-й школе (нашей школе) компьютерный класс. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда он был первым и долгое время единственным. Сегодня многие выпускники нашей школы стали прекрасными специалистами и работают в энергетическом производстве.

VI. Итог урока. Рефлексия.

С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке?

С понятиями энергия и источники энергии.

Что такое энергия?

Энергия – это источник движения, способность совершать работу.

Что вы узнали об источниках энергии?

Мы узнали, что у каждого живого существа и механизма есть свой источник энергии.

Пришло время узнать, чему вы научились на уроке, что было для вас новым, интересным, может быть, необычным.

Выберете одно или несколько предложений, которые вам захочется продолжить.

Карточка №2 Полужирное начертание

Самое лучшее сегодня … - Я узнал (а) … - Оказывается, … - Я почувствовал (а) … - Мне понравилось … - Меня удивило … - Было интересно … Другой вариант ответа.

Оценивание учащихся.

Учитель даёт словесную оценку учащимся, поощряет наиболее активных учеников, выставляет оценки.

Пирамида знаний.

Учитель:

Давайте выразим своё отношение к уроку, составив «Пирамиду знаний».

Дети составляют пирамиду из кубиков гранью определённого цвета.

Вырази своё отношение к уроку!

Зелёный – отличное настроение, всё понравилось, легко работалось, хотелось многое узнать.

Жёлтый – хорошее настроение, было интересно, но немного было трудностей.

Красный – было скучно, неинтересно, много затруднений.

VII. Домашнее задание: с.10, задания 5,6 (игра); читать с.7-8.

Содержание приложений № приложения Содержание Страницы Приложение № 1 Проект «Батарейки вокруг нас» по предмету «Окружающий мир», секция «Естествознание». Тема урока «Что такое энергия?» 21-30 Приложение № 2 Слайдовая презентация по теме урока. 31-35 Примечание: Проект ученицы занял II место в V городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку», в секции «Естествознание».

Класс: 2

Форма проведения: урок-исследование.

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • сформировать знания о способах получения энергии различными живыми организмами;
  • развивать у учащихся активную позицию в получении знаний и умения использовать дополнительные источники информации для получения новых знаний;
  • воспитывать бережное отношение к разнообразным представителям живой природы.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир. 2 класс» Самкова В.А., Романова Н.И., рабочая тетрадь «Окружающий мир. 2 класс» Зелеева С.Г., Гринёва Е.А., Самкова В.А, презентация к уроку, рисунок-аппликация.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Ребята, сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники учёной лаборатории. Поэтому будьте наблюдательны, внимательны, доброжелательны друг к другу. Я желаю вам успешной работы.

II. Сообщение темы, цели и плана урока.

Представьте, что отключили электрическую энергию. Что за этим последует?

Ответы детей. (Погаснет свет, не станут работать электроприборы). Значит, электрические приборы питаются электрической энергией.

А нужна ли энергия человеку?

Только ли человеку нужна энергия?

Обобщение учителя : энергия нужна всем живым существам. Верность этого высказывания мы докажем на этом уроке.

Итак, тема урока: «Энергия и живые существа». (Слайд 2)

Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю и нам с вами составить план работы на уроке. Согласны? С чего начнём?

Ответы детей.

Вспомогательные вопросы классу. На слайде 2 запись плана :

  • Для чего нужна энергия человеку?
  • Чем питаются растения?
  • Как получают энергию животные.

Тема определена, план записан. Приступаем к работе.

III. Изучение нового материала.

1 . Каков первый пункт плана?

Для чего нужна энергия человеку? (Дети читают)

Определите в этом предложении главное (ключевое) слово. Ответы уч-ся.

Энергия. (Учитель подчёркивает слово в предложении).

Что такое энергия? Ответы детей.

Вопрос классу: С какими словами для вас ассоциируется (связывается) слово «энергия»?

(Энергичный человек). О каком человек говорят «энергичный»? Ответы детей.

Я нашла такие слова (Слайд 3): шустрый, юркий, сильный, быстрый, подвижный. Со всеми словами вы согласны? Какое слово здесь может быть лишним?

А в толковом словаре говорится так (Слайд 4) .

2 Беседа:

  • Что необходимо человеку, чтобы быть энергичным? Ответы детей. Человеку надо питаться.
  • «Мало каши ел». Вам знакомо такое выражение? В каких случаях так говорят?
  • Как вы себя чувствуете, когда долго не можете покушать, поесть? Ответы детей.

Таким образом, после еды силы восстанавливаются – организм получает необходимую энергию.

  • Куда она расходуется? Ответы детей.

Делаем выводы: для чего нужна энергия человеку? (С подсказки учителя).

Убедимся в верности своих рассуждений. Прочитайте текст в учебнике на стр. 47 (в рамке). Читают сами.

Скажите, верны ли наши рассуждения?

Итак, мы можем дать ответ на первый пункт плана?

Каков он? Ответы детей.

3. Перейдем к работе по второму пункту плана. Прочитаем его.

Какие вы знаете растения? Ответы детей.

Об одном из них я загадаю загадку: (Слайд 5 )

Выросло из зёрнышка золотое солнышко.

Что это? Подсолнух.

Как догадались?

На примере этого растения нам предстоит выяснить, чем питаются растения.

4 . Объяснение материала с составлением аппликации на доске.

В ходе объяснения на доске появляются картинки цветка подсолнуха, солнышка.

Зелёные растения способны улавливать энергию солнечных лучей. Для роста растений необходимы питательные вещества, (например, сахар и крахмал).

С помощью солнечной энергии растения создают эти вещества из воздуха и углекислого газа. Растения поглощают углекислый газ, который содержится в воздухе, и выделяют кислород, нужный всем живым существам для дыхания.

5. Беседа по новому материалу.

Итак, посмотрите на наш рисунок и ответьте на вопросы:

  • Что необходимо для роста растений?
  • С чьей помощью растения создают питательные вещества?
  • Что поглощают из воздуха растения?
  • Чем полезен кислород, который выделяют растения?

6. Опыт.

А сейчас мы проведём научный опыт.

Что у меня в руке? (Закрытая пустая банка).

Что вы скажете об этой банке? Ответы детей.

Я открываю банку и помещаю что, догадались? Да, зелёную веточку. Закрываю банку крышкой.

Ещё одна банка. Что скажете об этой банке? (Она без крышки, заполнена чистой водой). В неё также помещаем зелёную веточку.

В какой банке растению будет хорошо?

Ответы детей.

А если нас с вами, как это растение, поместить в закрытое помещение? Ответы детей.

Все дело в том, что в процессе жизнедеятельности живые организмы выделяют углекислый газ. Поэтому в душной комнате нам плохо, хочется быстро выйти на свежий воздух.

Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Итак, теперь мы можем ответить на второй пункт плана?

7. Физкультминутка

Мы – подсолнышки.
Повернулись к солнышку. (Влево-вправо)
Наклонились – рапрямились.
Покачнулись
И друг другу улыбнулись

8. У нас остался последний пункт плана. Прочитаем его.

Знает кто-то из вас ответ на этот вопрос?

Для начала выясним, каких животных вы знаете?

Работа с рисунком. Перевернули стр. учебника (стр. 48).

Рассмотрите внимательно рисунок.

  • Каких животных вы видите?
  • Подумайте, зачем художник использует на рисунке стрелки?
  • Художник выделил группы животных. Рассмотрим каждую группу животных в отдельности.

Найдите группу в верхнем левом углу рисунка – гр. №1. Что видите?

Найдите группу в нижнем углу рисунка – гр. №2.

Что изобразил художник в верхнем правом углу рисунка? Гр. №3.

Что изображено в нижнем правом углу рисунка? Гр. №4.

Что вы видите в центре рисунка?

А сейчас – работа по группам. Распределим группы.

Внимательно послушайте задание:

  • Соотнесите рисунки между собой по стрелкам (что за чем следует).
  • Подумайте, что бы вы дорисовали на месте художника?

2 минуты на это задание. Время пошло. (Песочные часы).

Время истекло. Подводим итоги.

Итак, можем мы ответить на вопрос, чем питаются животные?

Ответы детей.

IV. Закрепление изученного материала.

А теперь закрепим то, что узнали. Открыли тетради на стр. 32. Первое задание. Прочитаем его. Возьмите карандаши и запишите пропущенные слова.

Взаимопроверка: проверьте работу другу друга. Верные ответы отметьте «плюс», неверные – «минус».

Проверяем вместе: дети читают предложения, оценивают.

V. Итог урока.

Завершается работа нашей лаборатории:

На какие вопросы темы мы искали ответы на уроке? Обратимся к плану (слайд 2). (Дети читают).

  • Для чего нужна энергия человеку? Ответы.

Что необходимо человеку, чтобы оставаться энергичным? (Человек должен питаться, например,..)

  • Чем питаются растения? Ответы.
  • Как получают энергию животные. Ответы.

VI. Домашнее задание.

подобрать примеры, подтверждающие вывод о том, что Солнце является источником энергии для живых существ.

VII. Рефлексия.

Оценим свою работу на уроке. Закончи фразу (слайд 6 ):

  • Сегодня на уроке я научился …
  • Мне понравилось …
  • Было интересно …
  • Знания полученные на уроке, пригодятся мне …
  • Своей работой на уроке я … (доволен или нет – почему)

Благодарю за работу на уроке (Слайд 7 ).