Как попасть в детский сад, даже если там нет мест и большая очередь. Что делать, если ребёнка не берут в школу по месту прописки Не берут в садик что делать
Warning
on line 447
Warning : chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/сайт/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447
Warning : chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/сайт/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447
Warning
: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/сайт/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php
on line 447
Среднее образование является обязательным, поэтому в случае отказа в приеме ребенка в школу родители должны добиваться поставленной цели, средств для её исполнения очень много, как и мер наказания для администрации школы.
Ни для кого не секрет, что существует негласный рейтинг школ относительно качества образования, месторасположения школы и её комфортности и приспособленности к образовательному процессу. К примеру, наличие плавательного бассейна автоматически делает общеобразовательное заведение более престижным. А уж если этот факт присоединяется к наличию учителей высокой квалификации и большим наличием внеклассных кружков, то попасть в такую школу становиться очень трудно. Иногда случается так, что ребенка не берут в школу, мотивируя это отсутствием мест, но стоит помнить, что ситуация со средним образованием кардинально отличается от дошкольного. Если посещение детского сада является не обязательным, то в случае, когда ребенок не ходит в школу, в проблеме разбираются социальные службы и даже прокуратура.
Родителям необходимо четко знать следующий факт – все школы страны обслуживают определенный микрорайон с определенным количеством жилых домов. Любой ребенок проживающий в закрепленном за школой районе имеет право посещать это учебное заведение, даже в том случае, если там свободных мест. По закону директор школы должен пересмотреть списки учащихся и предложить перейти в школу по месту жительства учащимся не из прикрепленного района, но до такого никогда не доходит. Обычно проблема легко решается следующими способами. Первый вариант, подобрать для ребенка класс на параллели, где есть свободные посадочные места, то есть парты. Если такого класса нет, второй способ предусматривает переход целого класса в более просторное помещение. Иногда случается так, что учащиеся посещают различные кабинеты, в таком случае уместно сделать так, чтобы учителя приходили к детям, а не наоборот.
Сложности могут возникнуть в том случае, если школа, за которой закреплен микрорайон не общеобразовательная, а специализированная. Но по закону для таких случаев исключений нет, ведь деление по микрорайонам происходило ещё в те времена, когда все школы были общеобразовательными. Относительно того, как принимают детей в школу, есть два варианта – с предварительным собеседованием и без оного. Собеседование может проводится и в общеобразовательной школы, без какой-либо специализации. Основная цель собеседования – проверить уровень знаний ребенка, поговорить с ним на общие темы, неудовлетворительных результатов нет и быть не может. Но если школа специализированная, то вполне возможен рейтинг при приеме как первоклассников, так и учащихся, которые переходят из других школ. Собеседование в специализированных школах проходит по следующим предметам – профильный, родной и иностранные языки, собеседование с психологом. Это относится только к учащимся, которые учатся в средней школе, что касается младшей, то никаких профильных знаний в ней не дают, уклон делается на обучение азов чтения, математики, изучение окружающего мира.
Если директор утверждает, что отказ в приеме в школу основан на других причинах, не связанных с отсутствием мест в школе (к примеру, с низкой успеваемостью учащегося в предшествующей школе) , то единственно правильным решением родителей будет обращение в вышестоящие инстанции, которые контролируют работу школы. Наиболее правильный порядок действия – это получения письменного отказа от администрации школы с пояснением причины в двух экземплярах, один регистрируется у секретаря, а второй выдается на руки. Далее с письменным отказом следует обратиться в районный совет образования. Обычно этого достаточно для того, чтобы уладить конфликт, но если по каким-то причинам и здесь родителям не смогли помочь, то необходимо обращается в городской совет, а затем и в прокуратуру и суды. Не стоит верить директору школы на слово, в ситуации, если он говорит, что в августе обязательно найдется место для ребенка. Известны многочисленные случаи, когда обнадеженные словами директора родители приходили писать заявление о приеме в школу, но вместо этого получали ответ в стиле «почему не обращались ранее, сейчас уже поздно что-то решать». Поэтому только документы могут подтвердить факт обращения в общеобразовательное учреждение и смогут помочь в том случае, если дело дойдет до суда.
Здравствуйте! в соответствии с Приказом Минобрнауки от 22.01.2014 г. № 32 В приеме ребенка в образовательное учреждение может быть отказано только при отсутствии свободных мест. Вам необходимо обратиться в Департамент образования либо местное управление образования.
ПОРЯДОК
ПРИЕМА ГРАЖДАН НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...5. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования ...
Также данный вопрос регулирует ст. 67 ФЗ «Об образовании»
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
2. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
5. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.
Также если Вы не согласны с действиями должностных лиц образовательного учреждения Вы можете подать жалобу в прокуратуру.
Удачи Вам! Всего доброго, надеюсь ответ был полезен.
Ребенка не берут в детский сад, указывая при этом на различные причины: нет мест, нет прививок, нет прописки и другие. Проблема нехватки мест в детских садах актуальна последнее десятилетие для всех регионов России. В 90-х годах прошлого века в связи со снижением рождаемости многие детские сады попросту закрыли, а здания передали на баланс частных организаций либо вообще забросили. Демографическая политика современной России, повышение рождаемости привели к тому, что мест в детских садах на всех перестало хватать. Родители вынуждены стоять в очереди. Зачастую ребенок попадает в дошкольное учреждение в трех или даже четырех летнем возрасте.
Первыми педагогами для маленьких членов общества являются мать и отец. Родители могут воспитывать свое чадо самостоятельно либо обратиться за помощью в специально созданные для этого учреждения известные как детские сады.
Дошкольное образование – это первая ступень общего образования, которое реализуется по специальной программе, разработанной в полном соответствии со стандартами. Родитель, не обладающий специальными познаниями, не сможет заменить ребенку обучение под руководством педагога. Кроме того, садик дает не только первоначальное образование, но и коллектив, который в свою очередь способствует социализации личности, умению общаться. Конституция РФ (ст. 43) гарантирует каждому члену общества доступность дошкольного образования.
Детские сады, несмотря на автономию, находятся в ведении местных органов власти. Муниципалитеты должны содержать детские сады в таком количестве, чтобы каждый обратившийся ребенок мог получить место. Эта обязанность прописывается не только в законе, но также в уставах городов и других поселений.
Порядок приема в детский сад
Законом установлены общие правила к алгоритму зачисления в сады малолетних граждан. Для поступления необходимо встать на очередь, другими словами, получить направление (путевку). В связи с повышенным спросом на места, многие родители стараются решить проблему заблаговременно, едва получив свидетельство о рождении ребенка. Известен случай, когда на очередь хотела записаться беременная женщина, предъявив обменную карту.
Заявление о выдаче путевки подается непосредственно в дошкольную образовательную организацию либо через Многофункциональный центр оказания услуг. Подать заявление так же можно через личный кабинет на сайте «Госуслуги». Муниципалитет (орган по образованию) координирует запись малышей, формирует очереди по возрастам, устанавливает льготы, предоставляет путевки согласно возрастным группам.
Детский садик можно посещать с двухмесячного возраста. Такой порог установлен законодательством. Однако учреждений, принимающих грудничков, практически нет. В таком возрасте малыш еще неразрывно связан с матерью и не нуждается в помощи образовательной организации. Максимальный возраст для посещения детского садика законом не определен, как правило, он соответствует возрасту приема в школу. Однако некоторые дошкольные учреждения оставляют у себя детей семилетнего возраста, что не противоречит правовым нормам и в некоторых случаях необходимо для родителей, например, в летний период времени.
Образовательные организации в своем уставе самостоятельно прописывают возраст начала приема детей согласно возрастных групп. Например, с 2,5 до 3,5 лет, с 3,5 до 4,5 лет и так далее. Если малыш не достиг возраста приема в ту или иную возрастную группу, ему могут отказать в путевке.
Путевки в детское учреждение распределяются в соответствии с очередностью. Учитывается дата постановки на учет и возрастная группа, на которую претендует ребенок. Точкой отчета, как правило, является дата 1 сентября. Если ребенок не достигает к этому сроку возраста приема в группу, ему отказывают в путевке. Малышам, которые родились в августе, в случае распределения мест в детские сады, особенно не повезло, поскольку они всегда будут находиться в конце списков.
После получения путевки родителем подается заявление о зачислении малыша. Его можно подать в любой день. Вместе с тем на практике зачисление происходит в строго определенное время (например, весной), а посещение начинается только с лета-осени. Такой подход обоснован с точки зрения реализации и усвоения образовательной программы. Малышу, попавшему в детский сад в конце года обучения, будет сложно догнать сверстников. Непросто будет и педагогу.
Помимо заявления предоставляются:
- свидетельство о рождении ребенка,
- сведения о регистрации или временной прописке;
- медицинское заключение о том, что ребенок может посещать дошкольное учреждение.
Отказ в путевке по причине отсутствия мест
Распространенным случаем непосещения ребенком образовательного учреждения является отсутствие мест в детском саду, когда количество желающих превышает фактическое число мест в учреждениях. Особенность распределения путевок между состоящими на учете детьми в условиях дефицита мест приводит к тому, что фактически детские сады посещает льготная категория детей. К таким категориям относятся следующие малыши:
- дети из многодетных семей;
- дети матерей одиночек;
- дети сотрудников правоохранительных органов;
- дети ветеранов боевых действий;
- другие категории.
Не имеющие привилегий семьи получают места в детские сады только после внеочередников.
Судебная практика
До 2012 года можно было смело заявлять, что отказ в путевке в детский сад по причине отсутствия мест противоречит Конституции РФ и другим законам. Системный анализ законодательства позволял сделать вывод о безусловной доступности дошкольного образования для всех и каждого и фактической незаконности, которая творилась при распределении мест.
Судебная практика по спорам о местах в детские сады развивалась по двум направлениям. Одни суды соглашались с требованиями возмущенных родителей и удовлетворяли иски, обязывая администрации муниципальных образований и дошкольные учреждения принять малыша в детский коллектив. Другие суды поддерживали доводы учреждений, отказывая в исках. Так или иначе, но судебные решения в пользу мам и пап на практике становились неисполнимыми, поскольку мест в детские учреждения объективно не было, и предоставление ребенку путевки вне очереди нарушило бы права других детей.
Частные иски родителей не решали проблему дефицита мест. Эффективной могла явиться мера, обязывающая муниципалитеты обеспечивать жителей детскими садами в достаточном количестве. Но законодатель пошел по третьему пути, признав такие отказы законными, о чем прямо указал в статье 67 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Это привело к существенному снижению судебных споров об отсутствии мест в детские сады.
Куда обратиться, если в детском саду нет мест
Законность отказов по причине отсутствия мест отнюдь не является точкой в решении вопроса обеспечения ребенка садиком. Те, кто остался без места вправе обратиться в администрацию города или областные (краевые) органы, занимающиеся вопросами образования. Они должны оказать содействие в устройстве малыша в другое детское дошкольное учреждение.
На практике данное положение реализуется достаточно слабо. Например, подбирают садик, находящийся далеко от дома. Родители отказываются от такого учреждения, и ребенок продолжает стоять в очереди в ожидании путевки.
Отказ по причине отсутствия прививок
Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется согласно федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998. Статья 5 предоставляет родителю право вообще не прививать свое чадо. Соответствующее решение должно иметь письменную форму. Следовательно, любой отказ в приеме в детский сад ребенка без прививок будет неправомерен.
Однако в некоторых случаях администрации учреждений не берут ребенка в детский сад, ссылаясь на его непривитость. Это законно только в период эпидемий. Срок запрета посещения садика законом не оговорен и может устанавливаться учреждением самостоятельно.
Стоит заметить, что запрет на посещение детского сада для непривитых детей в период эпидемий является жестким и не зависит от желания администрации учреждения. Другими словами, нет прививки – сидите дома, без каких-либо исключений и поблажек. Принимая не привитого ребенка в коллектив, администрация рискует быть подвергнутой наказанию в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Отказ из-за отсутствия прописки
Муниципалитет проводит учет будущих детсадовцев по месту жительства (территориальный принцип). Такой подход необходим, прежде всего, для обеспечения равномерного наполнения учреждений. Приоритет отдан тем детям, зарегистрированным на территории, закрепленной за соответствующим детским садом. Дети без прописки в зоне юрисдикции садика могут поступить в него только при наличии свободных мест. Аналогичное правило применяется и к школам.
В связи с этим отказ по причине отсутствия прописки будет условно правомерен. А условием будет: наличие детей, обладающих первоочередным правом на зачисление.
Порядок обжалования решений об отказе в приеме ребенка в детский сад
Порядок оспаривания подчиняется общим правилам обжалования действия (бездействий) должностных лиц. Чтобы в суде не возникли вопросы с доказательствами, следует начать с письменного обращения в администрацию детского учреждения, а также муниципальный орган по образованию, в котором попросить разъяснить основания и причины принятого решения. Получив таким образом отказ в письменном виде, можно обратиться в суд.
Защитой прав малолетних граждан занимаются органы Прокуратуры РФ. В случае нарушений ими может быть подан иск в интересах несовершеннолетнего с последующей его поддержкой в суде.
Формально не предоставление места в детский сад возможно только при отсутствии в нем мест. Однако фактически вариантов отказа в выдаче путевок очень много. В каждом конкретном случае следует разбираться и при выявлении фактов нарушений прав несовершеннолетнего обращаться за помощью в компетентные органы.
Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.
Существует ситуация, что пока строятся новые дошкольные учреждения на выделенные государством деньги, старые не в состоянии принять в свои стены всех желающих.Частные садики не для всех по карману, а в обычные – многолетняя очередь, зачастую созданная искусственно, для получения подарков и благодарностей. Ситуация, когда не берут ребенка в детский сад, происходит в стране повсеместно. Многие родители, сталкиваясь с ней, оказываются в растерянности и не знают, как выйти из затруднительного положения. На помощь может прийти знание законов (ст. 67 закона №273-ФЗ) и советы людей, побывавших в подобном положении.
Побеспокоится о будущем садике для ребенка нужно еще до его рождения. На этом этапе подыскивается как само детское учреждение, так и запасные варианты в случае форс-мажора.
Лучше всего заранее договориться с заведующей понравившегося садика о том, что при достижении определенного возраста вашим малышом, она возьмет его к себе.
В виде подстраховки необходимо узнать, где находиться комиссия по распределению малышей в детские садики. Обычно они работают при районной или городской администрации. Там учитываются все дети, которые стоят на очереди для получения места в детское учреждение. Впоследствии из них комплектуются группы и распределяются по садикам. Пройдя регистрацию как можно раньше, можно увеличить шансы, когда ребенок попадет в детский сад к назначенному сроку.
Внимание! Делать это надо, как только рождается ребенок!
Для регистрации понадобятся документы:
- Свидетельство о рождении.
- Паспорта родителей.
- Документы на право получения льгот (если они имеются).
Лучше всего обратиться в органы по месту прописки. Так отпадут некоторые спорные вопросы, но родители вольны зарегистрировать своего малыша там, где им покажется это удобным.
На руки папе и маме выдается уведомление о том, что их ребенок прошел регистрацию. В нем указан номер очереди и дата прихода на комиссию, чтобы получить место в детском саду.
Причины отказа и последующие шаги
Обычно родители выбирают детское учреждение, которое находится недалеко от их дома. Но в выборе первостепенное значение могут иметь условия содержания ребенка и компетентность персонала. Придя на прием к заведующей можно получить вежливый отказ. И причин у нее найдется множество.
Но на самом деле объективных причин существует только две:
- Возраст. Крохе меньше двух месяцев (ясли) или больше семи лет.
- Показатель здоровья. Некоторые болезни не позволяют находиться рядом с другими детьми.
Все остальные причины можно отнести к факту самоуправства. Многие родители не знают, что делать в таких случаях. А между тем все вопросы можно решить законным путем.
Не та прописка
Приоритетность принятия детей в детские учреждения по их прописке не имеет под собой законной почвы. Родители имеют право устраивать своего ребенка в любой детский садик страны. При таком отказе, заявители могут обжаловать его в судебных инстанциях.
Нет прививок
Самая распространенная и сложная причина – это отказ от вакцинации. Без прививки от кори не выдают медицинскую карту. Можно потребовать у врача письменный отказ в ее выдаче, с обязательным указанием причины – отсутствие вакцинации. Понимая, что отказом нарушают закон, скорее всего, карту отдадут. Но врач может сделать отметку, что он не рекомендует посещать ребенку дошкольные учреждения.
На заявление персонала детского сада о том, что они против нахождения малыша рядом с получившими вакцину детьми, необходимо напомнить о Федеральном законе.
В нем сказано, что:
каждый человек сам решает – отказываться или соглашаться на прививки. А в случае сомнений в здоровье ребенка, нужно потребовать письменное направление на обследование с указанием причины (отсутствие вакцинации).
Руководство дошкольного учреждения может проявить завидное упорство, ссылаясь на медицинский показатель. Чтобы врач отменил неугодную рекомендацию можно написать жалобу главврачу организации. Точный адрес и фамилию руководителя можно узнать в регистратуре. Письмо с его копией лучше всего зарегистрировать лично у секретаря. Ответ должен прийти в течении тридцати дней. К сожалению, он не всегда положительный. Тогда следующим этапом будет обращение в прокуратуру.
Но если родители не относятся к вакцинации отрицательно, то лучше всего заранее узнать без каких прививок не берут в детский сад и сделать их ребенку.
Обязательные прививки:
- БЦЖ (от туберкулёза)
- полиомиелита
- от гепатита В
- КПК (от кори, краснухи и эпидемического паротита).
- АКДС (от дифтерии, коклюша и столбняка)
Желательные прививки:
- против гриппа
- пневмококковой
- гемофильной
- менингококковой инфекций.
Нет мест
Когда не берут в детский сад из-за отсутствия мест, в этом обычно кроется тонкий намек на материальную помощь детскому саду. В случае принципиальной позиции необходимо потребовать уведомление в письменном виде, что учреждение не в состоянии принять еще одного воспитанника. Такая бумага, вместе с жалобой, предается в надзорные органы.
Возрастные ограничения
Если причиной указали, что вашему ребенку еще нет трех лет, то в этом случае необходимо обратиться в вышестоящие инстанции. Часто родители не знают куда обращаться. Помощи можно искать в департаменте образования или в соцзащите. В первую очередь нужно сходить в администрацию района.
Пошаговые действия для устройства ребенка в детский сад
Для тех, кто не боится противостоять беззаконию и у кого достаточно для этого сил, существуют четкие шаги, которые приведут к победе:
- Подается заявление в районный отдел образования. В нем озвучивается просьба о принятии ребенка в детский сад.
- Приходит отказ, мотивируемый тем, что существует очередь, а в не ее, малыша принять не могут.
- Нужно написать заявление в прокуратуру. Излагается просьба разобраться с администрацией района, а конкретно, с отделом образования.
- В случае поддержки прокуратуры, выполняем ее рекомендации и контролируем процесс.
- Если прокуратура отказала, то необходимо обратиться суд. Такой серьезный шаг требует помощи .
- Подается заявление.
- Проводится подготовка к процессу.
- Далее следует участие в заседаниях.
- Процесс выигрывается.
- Получаем место в детском саду.
Как видно из вышеизложенного, такие шаги требуют траты наличных средств. В частности, оплаты услуг адвоката.
Нюансы проблемы
Если малыша по уважительным причинам не берут в детский сад, то государство пытается решать такую проблему другим способом. Родителям назначается денежная компенсация. Но узкое место это вопроса в том, что из-за скудности бюджета многие регионы страны не имеют возможности реализовать это.
На рассмотрении у правительства был законопроект, который хотел в обязательном порядке включить в данную программу все регионы страны. Но он был отложен. Поэтому родителям необходимо самостоятельно узнавать – подпадают ли они под такую льготу.
Каждый регион, взявший на себя такие обязательства, сам назначает сумму выплат. Размер этих средств колеблется от 1000 до 6000 рублей.
Заключение
Нужно не забывать, что после всех жалоб и последующих проверок, отношения с руководством и персоналом детского учреждения будут в корне испорчены. Поэтому, прежде чем искать куда жаловаться и бежать это делать, нужно попытаться добиться своего мирным путем. Вежливое выяснение возможных условий получения места, может привести к обоюдному согласию и хорошим отношениям в будущем.
Как часто на детской площадке, или в парке, или во дворе можно увидеть такую картину: группа оживленно играющих детей - кто-то руководит игрой, указывая, что кому делать; кто-то сам вносит в сюжет игры новый поворот; кто-то ждет распоряжений «игрового лидера» - организатора и покорно их выполняет; кто-то просто подает нужную игрушку и с готовностью бросается отыскивать недостающий кубик (кастрюльку, пистолет)... А один ребенок стоит невдалеке, так, чтобы было видно и слышно играющих, но в то же время чтобы не привлекать их внимания. Он и не привлекает.
Он даже избегает встречаться с ними глазами, всегда готов посторониться, если мимо проносится кто-то из разгоряченных участников игры. А если вдруг случайно к нему обратятся с просьбой, относящейся к игре («Эй, ты там, подай мячик!»), он растеряется, неловко выполнит просьбу, а затем отойдет чуть подальше, внутренне переживая это редкое событие, чтобы затем снова вернуться на свой пост. И снова наблюдать за игрой - чужой игрой, в которой он не участвует. Может, боится, может, не умеет. А может, его не принимают.
Все верно: боится, что не примут, а не принимают - потому что не умеет играть. И если в три года еще все дети плохо умеют играть вместе, то в шесть, а тем более в семь лет и старше - это уже проблема, причем очень большая.
В детском коллективе свои законы - часто достаточно жестокие. А коллектив - это не обязательно группа детского сада, это любая компания детей, которые часто видятся в одном и том же месте. Такие компании стихийно возникают в местах, традиционно отведенных для детских прогулок: в парках, на оборудованных детских площадках, на дачных улицах и в городских дворах.
Как правило, мамы и бабушки, увлеченно беседуя на скамеечках «о своем, о женском», не обращают внимания на игру детей, разве что в крайнем случае - когда кто-то упал или подрался. И ребенок, которого не принимают в игру, вызывает у них только раздражение (отрывает от интересной беседы), даже некоторый стыд за него (все дети как дети, а этот, видите ли, особенный! все играют вместе, а вот он не как все, требует индивидуального внимания). И редко-редко какая-нибудь добрая мама или бабушка, пытаясь ему помочь... уводит его прочь от не принявшей его компании («А ну их! Пусть играют, они большие. А мы вот с тобой цветочков наберем, потом в магазин сходим, а дома я тебе почитаю или компьютер включим. Да и игрушек у нас дома полно, сам поиграешь...»).
Ребенок, которого тянут за руку, уходит, оглядываясь, на душе у него горечь. Да, дома - игрушки, книжки, компьютер, раскраски. Дома мама - только вот нет там друзей, и никогда не будет там так весело, как им сейчас, вот на этой поляне, в пыли, вспотевшим, радостным, а главное - играющим вместе.
Почему же так происходит?
Почему одни легко и непринужденно входят в любую компанию, а другие - вечно в стороне? Причем особенно тяжело таким детям в детском саду, где состав детей постоянен и почти нет надежды, что придет кто-то новенький и будет играть не со всеми, а именно с тобой, «отверженным». Такая ситуация отражается не только на сиюминутном настроении ребенка, не только на становлении его характера, но может определить в дальнейшем его жизненную позицию, а в конечном счете - судьбу.
Причин несколько.
Например, ребенок может быть отвергнут сверстниками по той простейшей причине, что он неприятен им внешне (некрасив, грязен, плохо одет, не вытирает нос, имеет какие-то врожденные или приобретенные дефекты - крупные родимые пятна, болячки, косоглазие, изуродованное лицо или руки, хромоту или другую инвалидность). Как бы не бунтовала против этого гуманная душа педагога или родителя, тем не менее, объективные данные говорят о том, что обычно, без специальной, длительной, организованной взрослыми работы, такого ребенка другие дети не принимают, и не только в игру, но и в свое общество вообще. См. →
Любой «не такой» всегда возбуждает у обычных детей негативное чувство, а гуманное отношение к таким людям в нашей стране не привилось даже в обществе взрослых.
Однако более частой и распространенной причиной является незнание ребенком стереотипов и негласных правил специфически детского общения, принятых в данном сообществе. Дети, выросшие среди взрослых и проводящие среди них фактически всю жизнь, незнакомы иногда даже со словарем и терминологией, используемыми сверстниками, и буквально не могут найти с ними общий язык. А их «взрослая» речь, которая так умиляет родителей, - с большим запасом слов, сложными оборотами и разнообразием тем, вызывает у сверстников в лучшем случае насмешки.
Еще более важной причиной является дезориентация ребенка в социальных взаимоотношениях окружающих его детей. Он не понимает соотношения социальных ролей в коллективе, ему не ясно, почему не всегда можно высказать свое мнение, он не видит причин выполнять распоряжения «лидера» и, главное, не представляет, чем это ему грозит. И когда на него обрушиваются насмешки или агрессия, он не улавливает связи между своими действиями и реакцией окружающих его детей. Это просто недостаток социального опыта: ведь наш ребенок, даже если и умеет договариваться со взрослыми, совершенно лишен такой возможности в обществе детей. Да еще большой вопрос, захотят ли они с ним о чем-то договариваться; гораздо легче его просто прогнать.
Недостаток социального опыта в сочетании с такими качествами характера, которые препятствуют его накоплению (застенчивость, например, или агрессивность), ведет к возникновению дефицита специфически игрового опыта.
В этом случае ребенку трудно:
Выделить роли и принять какую-то на себя;
Оставаться в рамках этой роли в течение всей игры;
Соблюдать соподчинение ролей по сюжету;
Понять собеседника-партнера с учетом как его роли, так и его личностных качеств, желаний, недовольств и т.д. и суметь договориться с ним в рамках роли и сюжета, не обидев при этом «по жизни», как личность.
Вот и получается, что ребенок играть не умеет, не понимает партнера, все время «вылезает» из своей роли, чтобы дать кому-нибудь полезный, с его точки зрения, совет, путает ролевые и реальные отношения и высказывания, обижается на них. Понятие «понарошку», которым он худо-бедно владеет в индивидуальной игре, вдруг забывается, и он всерьез воспринимает, например, гнев и наказание со стороны мальчика, исполняющего в игре роль злого папы, может испугаться и выйти из игры, заявив: «Петя меня ругает, не хочу с ним играть». Налицо игровая и социальная незрелость, неготовность к совместной игре. А ведь остальные учить его не будут, здесь закон простой: не умеешь - иди отсюда. Вот наш неудачник и идет, глотая слезы.
Чем можно помочь такому ребенку?
Во-первых, играть вместе с ним с самых ранних лет, учить принимать на себя определенную роль, действовать в ее рамках.
Во-вторых, если дети не принимают его в свой коллектив - придумать какую-то другую игру, где он будет более успешен, и пригласить остальных играть вместе (чаще с этим справляются почему-то папы). При этом важно не вломиться в уже развернувшуюся игру, где ваш ребенок не пришелся ко двору, а именно организовать новую (может быть, спортивную, соревновательную, народную), главное - требующую соблюдения четких правил, уже знакомых вашему ребенку. Как ни странно, четкая и конкретная организация игр с правилами помогает ребенку, не владеющему сюжетно-ролевой игрой, но часто оказывается сложной для «игровых» детей, привыкших именно к ней.
Разный принцип: опора на фантазию, сюжет, социальные и игровые взаимоотношения или на строго утвержденный «свод законов» и правил - лежит в основе притягательности и успешности у разных типов детей. А поскольку игры с правилами появляются в детском сообществе позже, и играют в них соответственно более старшие дети, то и большим уважением, авторитетом пользуются те, кто ими уже овладел.
Кроме спортивных игр, это могут быть любые другие виды детской деятельности, в которых ваш «неудачник» компетентен и успешен. Может, он прекрасно рисует? Дайте ему эту возможность: дома организуйте выставку, а на улице снабдите мелками, и вскоре вся компания будет зачарованно следить за его занятием и униженно просить разрешения «чуть-чуть покрасить» (вспомните Тома Сойера с его забором!). Не может сам рисовать - рисуйте вместе, но подчеркивайте все время (и даже утрированно) ведущую роль ребенка в этом процессе.
А может, вы с ним вместе склеили бумажного змея? Это сейчас мало кто умеет, и прославиться, завоевать всеобщее уважение можно легко.
А в крайнем случае можно просто вынести на улицу новые игрушки или конструктор - только придется следить, чтобы вашего ребенка «не затирали», а игрушки не отнимали.
Простор для вашей фантазии и творчества открыт. Главное - не оставляйте ребенка, не владеющего в достаточной степени навыками общения, одного со сверстниками, будьте рядом, помогайте, защищайте, но только ненавязчиво. При этом важно помнить, что нет необходимости сразу же «внедряться» в толпу детей со своими идеями, иногда (и часто) вполне достаточно организации контакта вашего ребенка с одним-двумя сверстниками.
Существуют разные дети, с разной потребностью в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся-то они раз в неделю, чтобы не чувствовать себя одиноким и гордо считать: «У меня есть друг». А другому плохо, если вокруг него не клубится целая крикливая компания, где каждый подчиняется его слову и даже жесту. Если этой «свиты» нет, то и «король» чувствует себя уже не у дел, ему скучно, а занимать сам себя он не умеет.
Как правило, страдания и переживания начинаются в том случае, если потребность в общении и игре ограничена невозможностью в этой игре участвовать или если признанный лидер вдруг в силу непредвиденных обстоятельств теряет возможность свои «лидерские замашки» реализовать (например, попал в новый коллектив, где есть вожаки и покруче).
В принципе любого ребенка надо учить самому себя занимать, расширять сферу индивидуальной игры и внеигровых видов деятельности и одновременно помогать ему овладеть теми общепринятыми среди детей способами общения и игры, которые необходимы, чтобы не быть изгоем. И если вы видите, что вашего ребенка не принимают в игры, редко звонят ему по телефону, пренебрежительно здороваются или вовсе игнорируют его робкое «здрассте» - то пора (и давно пора) брать дело в свои руки.
Ранняя невротизация у детей с ослабленной нервной системой во многих случаях является результатом их социальной изолированности. И если сам ребенок не в состоянии найти себе друга (или друзей), полноправно участвовать в играх и других видах детской деятельности, то без помощи родителей положение будет только ухудшаться. Поэтому необходимо обеспечить ребенку круг общения, причем именно детский. Если в старой компании, где его все знают, добиться признания и уважение бывшему «изгою» почти невозможно - значит, нужно искать другую компанию. Запишите его в кружки (выбирая те, где ваш ребенок будет на высоте), гуляйте в другом месте. В самом крайнем случае переведите его в другую группу в детском саду или смените школу. Но это крайняя мера, поскольку дети дошкольного и младшего школьного возраста (а иногда и старше) переносят такие перемены очень тяжело, и идти на это можно, только если физическому и психическому благополучию ребенка что-то серьезно угрожает, например, его не просто не принимают в игры, но постоянно бьют и унижают. Несмотря на свое незавидное положение в коллективе, эти дети всегда опасаются, что в новом месте будет еще хуже - ведь они социально некомпетентны, обычно очень тревожны и склонны к тяжелым эмоциональным реакциям, что чревато уже настоящим неврозом.
Задача родителей - обеспечить ребенку уверенность и эмоциональный комфорт в разных видах деятельности, с разными по возрасту детьми (очень часто таким детям гораздо легче подружиться с более младшими и почувствовать в себе силу и уверенность хотя бы на их фоне). А главное - помните, эта задача разрешима, и чем раньше начать ее решать, тем легче она окажется.
Как сделать ребенка популярным
Многие родители, когда их дети жалуются на социальное отвержение, говорят, что быть популярным вовсе не так уж и важно. Но если бы они на секунду задумались и вспомнили собственное детство, то поняли бы, насколько глубоко заблуждаются. Популярным быть необходимо, и, возможно, это одна из самых важных высот, которых способны достичь дети. См. →
Дети-изгои: психологическая работа с проблемой
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» - становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята - явление, к сожалению, частое и трудноисправимое. См. →
Как научить ребенка заводить знакомства
Вряд ли вы когда-нибудь видели ребенка, который при знакомстве с новыми людьми представляется как взрослый и пожимает другим руки. Дети знакомятся, присоединяясь к группе играющих детей. Некоторые дети не знают, как это делается, поэтому предпочитают играть одни. Другие предпринимают попытки вступить в игру, но делают это таким способом, что быстро начинают раздражать остальных детей. В этой статье вы найдете рекомендации, как помочь ребенку научиться знакомиться. См.