Кризис современной семьи. Кризис семьи в современном обществе Характеристика кризиса развития современной семьи
Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.
Характеризуя современную семью, можно выделить основные ее особенности:
Ø преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение церковных браков;
Ø свобода заключения и расторжения браков;
Ø равноправие женщин и мужчин в браке;
Ø увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;
Ø в основном семьи одно - двухдетные; многодетной считается с тремя и более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7 %.
Характеризуя современную семью, мы отмечаем также, что существенно меняется сфера занятости родителей. При сохранении традиционного разделения «мужского» и « женского» труда первый в массе своей (кроме деревень и малых городов)сведен к минимуму. Более трети матерей и отцов заняты в негосударственной сфере. Немало семей, где родители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное состояние. Появилось большое количество матерей-домохозяек. С одной стороны, это положительный факт (повышение контроля за детьми, уход за их здоровьем, повышенное внимание их образованию и развитию); с другой - сужение кругозора матери, замыкание ее интересов на домашних делах. Это не исключает возможности потери авторитета матери перед детьми. Зачастую они не обращаются к ней за советом, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Тревожно, что отец при этом тоже не обретает статус советчика. Чаще всего эту роль в жизни ребенка играет сверстник или взрослый, более значимый, чем собственные родители. Да, дети нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют интересующими их занятиями, далеко не всегда заботясь об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. На смену ему должен прийти авторитет личности родителей. Это означает, что роль семьи как института социализации снижается.
Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого - реалии сегодняшнего дня:
Ø резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности «богатых» семей. Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу, возникновение ссор, зависти и пр.;
Ø появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
Ø резкое увеличение безнадзорных детей; Некоторая часть детей (около 5-6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных, количество которых в стране постоянно увеличивается;
Ø рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют их поведение;
Ø приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;
Ø рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;
Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные - 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль - выяснению того, какие оценки получены.
Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Остается надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.
В этой статье мы кратко расскажем о каждом аспекте понятиях традиционной семьи и брака в современном обществе: основных функциях и их изменениях, видах, ролях, ценностях и их значении, кризисах, особенностях и тенденциях развития.
Разбираемся в терминологии
Пара, связанная узами брака, уже является тем коллективом, который среди людей считается семьей. Традиция объединения людей в более мелкие группы, нежели кланы или племена, имеет многовековую историю.
Поскольку это явление всеобъемлющее и фундаментальное, оно изучается различными науками:
- социологией;
- культурологией;
- этнографией;
- обществознанием.
Семейная ячейка в современном обществе несколько трансформировалась. Все дело в том, что ее предназначение перестало носить только практическую цель – воспроизводство потомства. Данный феномен может рассматриваться и в целом как социальный институт, и как малая группа.
Еще не так давно, пару десятков лет назад под одной крышей могли проживать несколько поколений сразу, что позитивно влияло на обмен опытом между представителями разных десятилетий. В современном же обществе наиболее распространена нуклеарная семья, то есть муж и жена с детьми.
Позитивной стороной подобного способа ведения быта становится мобильность. Отдельные поколения могут встречаться, проводить вместе отпуск, при этом сохраняя свою свободу и самостоятельность.
Негативный аспект такого расселения – высокая степень разобщенности. Из-за того, что семьи становятся более мелкими основаниями, иногда они включают только мужчину и женщину, теряется связь как внутри рода, так и с обществом.
Отсюда вытекает ряд неблагоприятных последствий:
- утрачивается ценность брака;
- нарушается преемственность поколений, а тотальный нигилизм молодежи порождает опасные течения;
- становятся под угрозу сохранение и развитие гуманистических идеалов.
Предотвратить эти пагубные социальные явления сможет только обращение к своим корням. Возможность обитания в одном доме бабушек, дедушек, сыновей и внуков не всегда имеется, но показать молодому поколению, кем были их деды, и рассказать об истории рода легко, если в вашей библиотеки есть фамильная книга от Российского Дома Родословия.
Узнавая о своих предках, ребенок поймет, что они были такими же людьми с желаниями, целями и мечтами. Они станут для него нечто большим, чем фотографиями в альбоме. Малыш научится воспринимать непреложные ценности и в будущем сохранит их уже в своем доме.
Это особенно важно сейчас, так как институт семьи в современном обществе стоит практически на грани исчезновения. Молодые люди, обладая высокой степенью инфантилизма и преувеличенной ценностью личной свободы, не стремятся узаконивать свои отношения.
Традиционные малые группы практически уходят в прошлое, где ценность союза была превыше всего. О том, что важная роль ячейки пошатнулась, свидетельствует не только динамика разводов, но и приверженность молодежи к набирающей популярность философии чайлдфри (child-free), то есть к стремлению жить для себя, не задумываясь о продолжении рода.
Это обстоятельство приводит к тому, что нуклеарные союзы, где есть хотя бы один ребенок, заменяют бездетные, для которых такой образ жизни является осознанным выбором.
Виды семей в современном обществе
Существует ряд критериев, по которым можно описать малые группы. В настоящее время, чтобы описать данный коллектив ученые используют несколько оснований:
- характер родственных связей;
- количество детей;
- способ ведения родословной;
- место проживания;
- тип главенства.
Традиционная союз мужчины и женщины в настоящее время уже редкость. И дело здесь не только в общем настрое и стремлениях девушек и парней. Социальные условия меняются, и в угоду им трансформируется устройство малой группы. Ранее это было прочное фундаментальное образование, где чтили традиции и ценили непререкаемые авторитеты. Ныне же малая группа стала более мобильной, а взгляды – лояльнее. Возникают даже однополые союзы в некоторых странах: Швеции, Голландии, Бельгии, Канаде, Норвегии.
В Российском обществе современного типа по-прежнему преобладают не только классический состав семьи, но количество детей. Во многом на то, сколько поколений сосуществуют в одном доме, влияют материальные возможности, но тенденция к отселению молодой пары от родителей становится все более популярной.
Характер родственных связей
По данном признаку социологи различают нуклеарные и расширенные семьи. Первый вид представляет собой супругов с детьми, а второй подразумевает сожительство с родственниками жены или мужа.
Расширенные союзы были широко распространены еще в советское время, не говоря о более давних временах. Такой образ ведения совместного быта учил лояльности, уважению старших, формировал истинные ценности, способствовал сохранению традиций.
Количество детей
В наши дни многие пары отказываются заводить детей вовсе или стремятся воспитать только одного. Но из-за кризисных явлений в демографии само государство проводит политику, стимулирующую рост рождаемости. Правительство установило определенный размер выплат на второго и последующих детей.
По данному критерию выделяют пары:
- бездетные;
- мало-, средне-, многодетные.
Способ ведения родословной
В обществознании семья в современном обществе характеризуется по еще одному основанию, а именно тому, чья линия наследования главенствует. Различают патрилинеальные (отцовская линия), матрилинеальные (материнская линия), билинеальные (по обеим линиям).
Благодаря равенству обоих партнеров в настоящее время устоялась билинеальная традиция ведения родословных. Учесть все нюансы и хитросплетения обеих линий сложно, но Российский Дом Родословия составит фамильное древо, соединив две ветви материнскую и отцовскую.
Место проживания
Существует три вида ячейки в зависимости от того, где молодожены предпочтут остаться после свадьбы:
- патрилокальные (живут в доме родителей мужа);
- матрилокальные (остаются у родственников жены):
- неолокальные (переезжают в новое отдельное жилье).
Выбор места жительства зависит от взглядов и традиций, сложившихся в роду.
Тип главенства
Ученые-социологи выделяют несколько типов сюзов по тому, в чьих руках сосредоточена власть.
- патриархальные (отец – главный);
- матриархальные (мать –главная);
- эгалитарные (равноправие).
Последний вид характеризуется равноправием. В таком союзе решения принимаются совместно. Социологи считают, именно этот тип семьи, преобладающим в современном обществе.
Функции ячейки
В глобальном плане, а именно как социальный институт, брачный союз помогает заботиться о воспроизведении рода. Людям важно найти свое продолжение в другом живом существе. Цикличность жизни наполняет ее смыслом, и во многом поэтому мы стремимся дать все лучшее нашим детям.
Основной функцией семьи в современном обществе исследователи считают репродуктивную. Данный подход считается традиционным, потому как в нем находит свое отражение жизненный уклад многих поколений, которые были до нас и останутся после. Ведь в этом заложен естественный природный механизм.
В качестве малой группы значение союза мужа и жены по-прежнему велико. Он выполняет роль стартовой площадки – первейший коллектив, в котором человек знакомиться со способами построения общественных отношений. Именно в кругу близких людей ребенок усваивает нормы и правила человеческого общения, постепенно социализируется.
Помимо этих основных функций – репродуктивной и воспитательной – существует ряд других:
- Регулятивная. Ограничивает инстинкты человека. Социум одобряет моногамию и верность одному супругу.
- Экономическая. Ведение совместного хозяйство помогает человеку удовлетворять его первичные потребности.
- Коммуникативная. Индивид нуждается в поддержке и духовном общении.
В настоящее время происходит некоторое изменений состава функций ячейки в социуме нового типа. На первое место выходят коммуникативная и хозяйственно-бытовая.
Производственная функция семьи по-прежнему сильна. Традиционно полагают, что дети должны быть рождены в браке. Молодые люди в возрасте до 18 лет нуждаются в материальной и моральной поддержке. В этот период идет активное усвоение опыта предшествующих поколений, формируется способность самостоятельно принимать жизненно важные решения. Ранние браки, как полагают специалисты, обладают высокой степенью неустойчивости и слабой реализацией репродуктивной функции.
Какие функции семьи изменились в современном обществе? Если раньше она была утилитарным образованием и служила только практическим целям – продолжению рода, то сейчас союзы заключаются ради поддержки и совместного достижения успеха, а также для обретения чувства социальной защищенности и спокойствия.
Проблемы развития молодой семьи и брака в современном обществе
Растущее с каждым годом количество матерей-одиночек, неполных союзов, а также пополнение численности воспитанников детских домов – все это является серьезными проблемами для развития рода в сегодняшних условиях.
Институт брака в наши дни по-настоящему стоит под угрозой разрушения. Социологи выделяют три проявления кризиса семьи в современном обществе.
- Первое и самое очевидное: отделения ЗАГСов по-прежнему принимают сотни заявлений в год, но статистика говорит о резком снижении числа браков.
- Второе кризисное явление заключается в том, что даже после нескольких лет совместной жизни пары решают разорвать свои отношения.
- Третье печальное обстоятельство: разведенные супруги не вступают в браки с другими партнерами.
Отсутствия стремления завести детей во многих брачных союзах несет в себе множество потенциальных трудностей в демографической ситуации.
Тенденции развития семьи в современном обществе
Условия нашей реальности заставляют женщин активно включаться в социальную и трудовую деятельность. Дамы наравне с мужчинам ведут бизнес, участвуют в решении политических вопросов, осваивают не свойственные им профессии. Это накладывает отпечаток на наличие некоторых особенностей недавних браков.
Многие карьеристки не хотят жертвовать своим временем и уходить в декретный отпуск для ухода за ребенком. Технологии так стремительно развиваются, что даже недельное отсутствие на рабочем месте может стоить серьезного отката назад в плане развития. Поэтому в наши дни пары равномерно распределяют между собой обязанности по дому, воспитанию ребенка.
Если Вы по-настоящему задумывались над тем, как меняется семья в современном обществе, то наверняка поняли, что трансформации эти значительны, даже глобальны. Становится другим состав ячейки, роль и функции каждого ее отдельного члена. Но наряду с негативными тенденциями, ученые выделяют и плюсы. Брак мужчины и женщины рассматривается как союз, который аккумулирует в себе достижения обоих партнеров и заключается для поддержки и совместного развития. Такая философия может дать жизнь новой ветви рода.
Образуется еще одна первичная группа, где человек будет учиться любить, уважать и ценить взаимоотношения.
Правильное воспитание способно передать, сохранить и приумножить вечные идеалы добра, любви, ценности человеческой жизни, верности супругов, которых порой так мало в нашем мире.
1. Неосознанность собственных мотивов вступления в брак. Отсюда в дальнейшем много манипуляций, притворства, наигранных эмоций по отношению друг к другу.
2. Множество надуманных ожиданий и иллюзий относительно семейной жизни (все очень далеко от жизни, нереальные идеальные образы мужа и жены). Основа для будущей постоянной неудовлетворенности семейной жизнью и спутником.
3. Необдуманное, часто жесткое следование общепринятому стандарту – этикету (какой должна быть хорошая семья). «Хорошая» семья рассматривается под определенным углом. Главное, чтобы все было прилично (особенно в присутствии посторонних людей). Такая позиция – основа для дальнейших конфликтов («так не должно быть!» – убеждает один из супругов и отстаивает свою точку зрения как амбразуру дзота). Дети в таких семьях учатся быть эмоционально холодными, так как послушание и обязательное следование стандарту рождает в душе постоянный страх.
4. Основная задача современного общества – воспитание сверхчеловека. И тогда основная тенденция – постоянное соревнование и борьба за власть. В большинстве сейчас мы видим семью, где муж и жена постоянно пытаются доказать друг другу свою значимость и «лучшесть». Мужчина доказывает, что он «не дурак», женщина – «что она то же человек». Существующая в семье борьба часто не осознается супругами. В реальности выражается в спорах не о чем, главное – показать, «кто в доме хозяин».
5. Эмоциональное отчуждение людей друг от друга (в том числе и супругов). Люди живут как будто на расстоянии друг от друга. Общение сводится на необходимый минимум («суп на плите», «деньги принес?» и т.д.). Супруги не говорят о том, что их волнует. Если сходятся супруги из различных семей (в одной семье намного теплее отношения, чем в другой), то это может быть постоянным источником раздора и зависти (каждый хвалит все «гнездо» – какое бы оно не было).
6. Неумение людей конструктивно общаться в обществе. Страх мешает людям вступать в искреннее взаимодействие. Происходит постоянное накопление непроявленных эмоций. Человек немного расслабляется, когда приходит домой, снимает социальную маску «спокойного», «уравновешенного», «внимательного и доброго» и т.д. В таких случаях семья становится отличным местом разрядки – как свалка негативных эмоций со всеми вытекающими последствиями.
7. Секс стал средством бизнеса. Индустрия, приносящая большую прибыль. СМИ усиленно рекламируют и рассказывают всем (в первую очередь, это слушают наши дети), каким должен быть секс. Внедряются определенные нормы, правила, стандарты. Молодежь начинает во все это верить и ожидает, что так должно быть в их жизни. В реальности же все немного иначе и намного проще. Усвоенные знания и ожидания насыщенной сексуальной жизни ведут к необоснованным амбициям, внутренним переживаниям несоответствия, становятся причиной семейных разногласий и раздоров.
8. Возрастающая тенденция активности женщин в обществе. Часто чисто потребительская позиция женщин по отношению к мужчинам. Растет число пассивных инфантильных мужчин. Этих мужчин растят сами женщины (заботливо растящие зависимых сыновей и передающих их по достижению определенного возраста в руки другой женщины), которые потом активно жалуются друг другу на то, что перевелись «настоящие мужчины»!
9. Материальная зависимость супругов друг от друга. Экономическая невозможность развода. Длительное принудительное проживание вместе оказывает пагубное влияние, как на женщину, так и на мужчину. В невыносимых условиях живут подрастающие дети, которые воспринимают такой уклад жизни как естественный (нет другого лучшего аналога – «да у всех все одинаково», «у меня еще родители ничего, вот у Пети совсем кошмар!)
10. Усиливающая тенденция жизни «чтобы не было хуже». Тогда главное, чем озабочена семья – выжить, экономить, скопить на «черный день». Жизнь в таких условиях – устрашающая необходимость.
- Направления психотерапевтической работы в супружеской психотерапии
Список проблем, которые явились поводом для консультации:
- Разного рода конфликты, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей.
- Конфликты, связанные с различием во взглядах на семью и семейные отношения (так в семье быть не должно. А как? Только фантастические мечтания).
- Сексуальные проблемы (неумение налаживать взаимоотношения, чтобы был хороший секс. В семье нет контакта).
- Сложности взаимоотношений семейной пары с родителями.
- Физическая или психическая болезнь одного из супругов и трудности адаптации к заболеванию.
- Проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях.
- Отсутствие тепла, близости.
Иногда клиенты заявляют одну, но в семье присутствуют все или многие причины. В сфере супружества возникают и широко проявляются личные проблемы супругов. Консультант помогает там, где он видит. Нам необходимо искать нить. Какой же единый стержень, на который нанизываются все проблемы?
Важна длительная терапия, если супруги хотят перестроить свои взаимоотношения.
Основная задача: научить различать неадекватные способы взаимодействия .
- Имеющиеся представления о родительской семье. У ребенка есть один идеал – его семья. Именно с ним он сравнивает, какие должны быть взаимоотношения в его семье. Человек стремится получить от своего партнера то, что недополучил от родителя противоположного пола (компенсация детских проблем: например, женщина хочет, чтобы муж больше времени проводил с ней – недостаток общения с отцом). Человек старается изжить семейную травму. Нынешняя семья выступает как полигон: либо усугубить либо сгладить семейную травму. Основная задача: понять, как в их взрослой жизни реализуются модели жизни в детстве и затрудняют взаимоотношения как с супругом, так и с детьми.
- Представление о том, что большинство конфликтов – это борьба за власть. Власть в семье у женщины. Но устраивается настоящая буря. Эта борьба ведется искренне. Используются любые средства. Отказ от сексуальных отношений («да ты и на настоящий секс не способен» и т.д.). В борьбу часто втягиваются дети. Клиенту можно просто сказать о том, что его семья становится нежизнеспособной (жизнь семьи будет ухудшаться). Власть в буднях и в серости. Тот, кто делает эту работу, тот на самом деле и является властью. Чаще всего, это делает женщина. Наш век – это век главенства женщин (хотя иногда они не занимают посты и часто зарабатывают меньше – внешняя дискриминация). Бороться бесполезно. Наша задача – помочь людям понять, что власть давно проиграна (мужчинам). Результат эволюции.
- Главное – это желание жить в семье . Семья – это труд (надо выйти замуж за лейтенанта, чтобы сделать из него генерала).
Важно узнать:
- Как, когда и в связи с чем произошел конфликт.
- В каких ситуациях обостряется?
- Что не нравится в другом супруге?
- Как вы способствуете проявлению данного конфликта в семье?
- Кто является зачинщиком?
В семейной кризисной работе можно выявить следующие установки супругов:
Продолжение отношений на более теплом уровне
Сохранение неустойчивого равновесия
Четкое и окончательное разделение
- Основные этапы психотерапевтической работы с семьей.
Основные этапы работы:
- Выявление центральной проблемы
- Акцентирование на частных вопросах
- Конфронтация с основной проблемой
- Признание основной проблемы
- Консолидация семьи на основе взаимоприемлемых решений
В работе используются техники:
- Техники достижения компромисса. Равенство обязанностей. Супруга часто бывает недовольна. Муж остается часто в неведении. Он привык действовать по указке, он пассивен. «Сказали – сделал, не сказали – не сделал». Прийти к компромиссу в результате переговоров.
- Понимание своих установок и поведения. Постоянное недовольство другим есть проявление доминирования. Зачем это постоянно доказывать, если женщина и так доминирует в доме? Одной рукой она подталкивает мужа к активности и сама же препятствует, выражая постоянное недовольство всем, что он делает.
- Главная тенденция – продемонстрировать свое превосходство. Необходимо помочь одному допустить некоторые преимущества другого. Если супруги готовы, то можно обсуждать с ними следующие вопросы:
- Почему каждый из них борется за власть?
- Как именно он борется за власть?
- Кому и что они постоянно доказывают?
- Как супруги контролируют друг друга?
- Что им дает такой способ жизни?
Методы сбора информации: свободная и стандартизированная беседа, методика «Генограмма», методика «Линия жизни».
Методы психотерапевтического воздействия: беседа, семейные диспуты, проигрывание ситуаций, совместная деятельность.
Несмотря на наличие разных точек зрения на кризис семьи, все исследователи едины в мнении о его наличии в современном российском обществе. Составляющими этого кризиса можно считать следующие признаки: падение рождаемости; массовая малодетность; депопуляция нации; рост числа разводов; увеличение количества неполных семей; детей, рожденных вне брака; широкое распространение неофициальных браков (сожительств); альтернативные формы брачно-семейных отношений («конкубинат», семья-коммуна, «свинг» «групповые браки»), легализация однополых отношений; рост лиц, живущих обособленно (одиночество).
Снижение уровня рождаемости в России началось с конца 60-х годов. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину.
Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.
Малодетность, как устоявшееся, развивающееся и ставшее многообразным социальное явление, перешагнула все границы: национальные, региональные, классовые, профессиональные. Она укоренилась в обществе, стала не случайным и не временным процессом, а закономерностью. Увеличение количества малодетных и бездетных семей является отражением нестабильности семьи, снижения ее статуса. Современное общество предоставляет человеку много различных возможностей самореализации личности, которые составляют серьезную альтернативу потребности иметь детей. Хотя, несомненно, низкий уровень жизни служит тормозом рождаемости, но причина кроется не только в этом. Кризис семьи – это не проблема богатства и бедности, это общая беда всей современной цивилизации, беда, которая выразилась в девальвации семейных ценностей. В системе этих ценностей, независимо от материального благосостояния, человеческое «я» самоопределялось как угодно, но только не через родительство. Мы имеем дело с тем, чего никогда не было в истории человечества: малодетность была вынужденной. Сейчас антидетная, антисемейная тенденция главным образом связана с жизненной философией молодого поколения, которое не хочет (или боится!) иметь детей по причине отсутствия реальных перспектив своего профессионального и социального самоопределения. Человеку в этой системе ценностей места не находилось, его удел – гипертрофированная социальная функция работника. Нет мужчины, нет женщины с ее особой ответственейшей ролью воспроизводства и воспитания подрастающего поколения, а есть работники, творцы, политики. Эти обезличенные отношения, к сожалению, люди перенесли и в семью, обесценив, таким образом, одну из важнейших ее функций. И поэтому сейчас не только фамилисты, но и представители других «человековедческих» наук с тревогой констатируют: «...Мы на пороге, как ни страшно звучит это слово, депопуляции, когда коэффициент смертности выше, чем коэффициент рождаемости. До тех пор пока мы не скажем, что кризис семьи – это не просто кризис ее материальных возможностей, не только по этой причине супруги отказываются иметь детей, а что это кризис системы ценностей, порожденный издержками промышленного производства, пока не будет осознана эта проблема в такой постановке, до тех пор не будет придумано ее разрешение. Разрешать же все равно придется, так как антидетное, антисемейное направление развития антигуманно, а значит, непрогрессивно, бесперспективно... Гуманной альтернативы семье – нет».
Низкая рождаемость является одной из причин депопуляции. Депопуляция – устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся – затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы.
Дестабилизация брака – одна из важнейших демографических проблем, количественно выражающаяся в неблагоприятном соотношении зарегистрированных и расторгнутых браков. Уровень разводи-мости в России непрерывно рос в 50-е, 60-е и 70-е годы ХХ века.
В настоящее время более 50 \% браков заканчивается распадом.
Развод – наиболее очевидное, но не единственное свидетельство разрушения семейных отношений, так как он лишь оформляет их фактическое положение. Далеко не все семьи с неблагополучными отношениями принимают решение о разводе либо в связи с боязнью процедуры и последствий развода, либо из-за психологической инертности, либо благодаря уверенности в том, что «дети должны иметь двух родителей, независимо от отношений между ними». При этом семья формально сохраняется, но нарушаются ее основные функции.
Тенденция к снижению брачности, усилившаяся к концу 1990-х годов, обусловливались несколькими факторами.
Во-первых, среди молодежи все активнее распространяется партнерское сожительство.
Во-вторых, регистрация браков совершается сегодня все более в озднем возрасте.
И, в третьих, общее ухудшение экономического положения, рост безработицы, особенно среди молодежи, падение жизненного уровня – все это тормозит вступление в брак.
Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у не состоящей в браке женщины и т. д.) составляет 20 \% с преобладанием неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец).
На фоне общего сокращения рождаемости и увеличения числа неполных семей наблюдается интенсивный рост родившихся вне брака детей среди всех родившихся. До 1985 г. их доля колебалась около
10 \%, а затем стала интенсивно расти, и в 2000 г. достигла 28 \%. Сегодня родители почти каждого пятого ребенка в нашей стране не состоят в зарегистрированном браке. Отчасти это объясняется ослаблением моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям, иногда это можно рассматривать как индикатор распространения фактических брачных отношений. Велик рост внебрачной рождаемости у несовершеннолетних матерей. Повышенная внебрачная рождаемость в самых молодых возрастах – это, главным образом, следствие низкой контрацептивной культуры в начале сексуальной жизни.
И наш, и зарубежный опыт свидетельствует, что среди внебрачных детей несовершеннолетних матерей особенно велико количество незапланированных и нежеланных детей. Поэтому увеличиваются показатели материнской и младенческой смертности, патологии новорожденных, отказов матерей от детей. Среди проблем неполных семей особенно остро предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Рождение вне брака понижает шансы ребенка на полную семью в будущем: «чисто» женское, равно как и «чисто» мужское воспитание детей приводит к формированию искаженного образа поведения. Еще одной немаловажной трудностью такого типа семей является их экономическая несостоятельность. Преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики бедных и зависимых от пособий.
Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме. Таким образом, специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на благополучии неполной семьи. Тем не менее из года в год число детей, рожденных вне брака, растет, что с течением времени усугубляет проблему неполных семей.
Исследователи, начиная со второй половины 80-х годов стали констатировать либерализацию общественного мнения по поводу сожительства. В общественном сознании за подобными союзами все больше закрепляется название «гражданский брак», хотя этот термин возник в совершенно другом контексте – как брачный союз, зарегистрированный в государственных органах, альтернативный церковному браку.
Отношение общества к «гражданским бракам» становится все более лояльным. За период с 1980 по 2000 годы их количество возросло в шесть раз. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брака, распространенность юридически не оформленных браков привела к тому, что в 2000 году каждый четвертый ребенок рождался вне брака.
В обществе расширяется социальная практика, когда для многих молодых людей заключению брака предшествует сожительство, которое можно рассматривать как временную, но в большинстве случаев непременную ступень к правовому закреплению эмоционально-психологически оправдавших себя отношений. На смену традиционному браку приходит так называемый «пробный брак» (сожительство, внебрачный союз), чаще всего в возрасте 18–25 лет. Анализируя причины роста внебрачных союзов, некоторые специалисты связывают этот факт прежде всего с кризисом современной семьи, падением ее социального престижа. Многих молодых людей пугает перспектива взять на себя ответственность за другого человека, а также за детей, которые рано или поздно появляются в семье. Винить их в этом не следует, потому что современная молодежь позднее достигает экономической самостоятельности. С другой стороны, раннее физическое развитие обусловливает потребность в половых отношениях. Конечно сексуальная потенция, потребность удовлетворить сексуальный инстинкт существовали всегда, однако раньше этому в значительной степени препятствовали строгие социальные нормы. Сейчас же доминирует свобода добрачных половых связей. Поэтому пара, живущая вместе без юридического оформления отношений, с большей легкостью, чем в условиях законного брака, может прервать свои отношения, если в партнере что-то не устраивает. Важную роль в росте внебрачных союзов играют и психологические факторы. Все большее число молодых людей (и даже их родителей) считают необходимым пройти перед «настоящим» супружеством испытательный срок в сожительстве - лучше узнать характер и привычки друг друга, проверить свои чувства, сексуальную совместимость. Но при этом следует отметить, что чаще всего инициатором «пробного брака» является мужчина. Современная женщина, как и раньше, в большей степени заинтересована в создании семьи и сильнее страдает от ее отсутствия, хотя супружеские обязанности связывают в первую очередь ее, а мужчине обеспечивают преимущества.
Интересные данные на этот счет сообщает объективная статистика. Женатый мужчина отличается от холостяка лучшим физическим и психическим здоровьем, он реже болеет, у него меньше шансов попасть под машину, стать алкоголиком, кончить жизнь самоубийством, он удачливее в профессиональной деятельности, дольше живет. А замужняя женщина отличается худшим, чем у ее сверстниц, не состоявших в браке, особенно в возрасте до 30 лет, здоровьем, ее продвижение по службе затруднено рождением и воспитанием детей, домашними обязанностями, возможности внесемейного досуга ограничены.
Получается, что брак в большей степени отвечает интересам мужчины, тем не менее он видит в семье «ссоры», а она – «счастье».
Положение женщины в «пробном браке» ничем не отличается от положения в зарегистрированном: именно на нее падает основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства. Мужчины же чаще чувствуют себя в неофициальном браке гостем, которому ежедневно и ежечасно оказываются почет и уважение и при этом никто не ждет, а тем более не требует его участия в домашнем труде. Все зависит от его личного желания, т. е. он пользуется всеми преимуществами женатого мужчины, но с той лишь разницей, что не имеет никаких обязанностей и не несет ответственности за экономическое благополучие семьи. Семейные проблемы решаются на основе обоюдной договоренности. Поэтому «пробный брак» следует рассматривать не как новую ступень в развитии межполовых отношений, а как кризисное состояние современной семьи.
Феномен многообразия моделей семьи и зарубежными, и отечественными исследователями связывается с глубокими социальными изменениями, имеющими глобальные и национальные характеристики и выражающимися в смене ценностных парадигм.
В ХХ в. наряду с моногамным типом семьи получили распространение и ряд типов нетрадиционных моделей. Появление таких форм в науке объясняется сложностью становления современных и постсовременных типов семей. В качестве примера приведем несколько форм, представленных в англоязычной литературе.
«Регулярно-раздельный» брак – это модель, суть которой в том, что муж и жена на определенной стадии развития индивидуальной семьи предпочитают жить раздельно в течение достаточно длительного промежутка времени. Супруги выбирают некую степень пространственной изоляции друг от друга, чтобы предотвратить рутинизацию жизни и бытовые коллизии и тем самым достигнуть максимального удовлетворения индивидуальных запросов и создать почву для творческого проявления.
Следующая нетрадиционная форма – «открытый» брак. Некоторые люди не признают развод как лучшее решение возникших в семье проблем, поэтому они ищут возможности «открыть» брак. «Открыть» брак означает предпринять шаги к полному равенству и независимости супругов в интеллектуальной и профессиональной сферах. В таком браке муж и жена являются независимыми партнерами. Одной из крайних форм «сексуального открытого брака» является так называемый «свининг». Здесь внебрачные сексуальные контакты в открытую практикуются обоими супругами, нередко одновременно и в одном и том же месте.
В качестве альтернативных браков также выступают «конкубинат» (при котором наблюдается некоторое участие «отца» в дальнейшей судьбе своего ребенка и его матери – при незарегистрированных отношениях, т.е. брак «де факто», хотя у мужчины есть официальная семья), а также все разновидности бигамии.
Одна из наиболее острых проблем брака и семьи на рубеже тысячелетия – легализация однополых сожительств, приравнивание их к юридически оформленным бракам.
Наконец, еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни. В той или иной степени одиночество было присуще и в прошлом различным обществам и народам. Но если в прошлом оно было результатом действия объективных факторов, которые почти не зависели от самого человека (гибель мужчин на войне, смерть одного из супругов от эпидемии и болезней), то ныне это зависит и от самой личности. Многие становятся одинокими осознанно, т. е. люди сознательно не желают вступать в брак. Со времен Второй мировой войны число живущих обособленно лиц резко возросло. В предыдущих поколениях одиночество воспринималось как судьба в целом к людям, испытывающим его, относились с пониманием. Однако сознательное одиночество обществом осуждалось. В наше время существует другой взгляд. Несомненно, что негативного отношения к нему общественное сознание уже не формирует: общество вполне терпимо относится к одиноким, может быть, даже равнодушно. Мы считаем, что данные изменения обусловлены в какой-то степени процессом смены акцентов в системе «общество – семья – личность». А в реальности это означает, что обществу сегодня не так важно – семейный это человек или нет. Более значительными становятся другие показатели: профессиональные, образовательные и т.д.
Мнения и установки в этой области зависят от национальности, степени урбанизованности поселения, возраста и некоторых других факторов. Вместе с тем ясно, что прямо или косвенно, но создаются предпосылки для одиночества: экономические, социальные, нравственные и психологические. Все блага и льготы распределяются в соответствии с достижениями человека в профессиональной деятельности. Одиночество становится явлением, органически присущим обществу, а не случайным и не временным. Почти забыты традиции и обычаи, с помощью которых наши предки боролись с ним.
Еще одним несомненным фактором, негативно влияющим на устойчивость брака, прежде всего за рубежом, но уже проникающим и в сознание россиян, является влияние феминистического мировоззрения. В России распространение феминистических идей происходит не только по внутренним причинам, но и под влиянием зарубежных теорий – через международные конференции, гранты иностранных фондов, через СМИ и разного рода издания. Например, во вступительных замечаниях к переводимым на русский язык работам видных феминисток дается в целом их позитивная оценка; в ряде переводных учебников социологии материал по семье и браку преподносится как часть гендерной социологии. Для русского читателя представляет определенный интерес рассмотрение «антисемейнизма» в американском феминизме с позиции фамилистики, просемейного восприятия этих взглядов.
Исчезновение социальной необходимости в многодетной семье и в высокой рождаемости вызвало контрацептивную и вместе с ней сексуальную революцию, крах тысячелетней системы социальных норм семейного образа жизни. Распространение малодетной семьи, рост разводов и сожительств, социализационной патологии, нелегитимных рождений и т. п. укрепляло новый строй мыслей, где семейность ассоциировалась со всем «старым» и «отжившим», а продукты распада ее – со всем «новым» и «передовым». В ситуации ценностного кризиса семейного стиля поведения и равнодушия общественного мнения в отношении семьи феминизм предстал как очевидное идеолого-теоретическое оправдание происходящего. В феминизме неравенство семьи среди эксплуатирующих ее институтов подменяется неравенством и эксплуатацией женщин, при этом социальная проблема упадка семьи снимается, а на первый план выдвигается проблема взаимоотношений полов.
Сокрушительная критика семьи присуща не только радикальному феминизму, заявившему о себе в полной мере в США в 70-е годы, но и остальным направлениям современной феминистической теории, различия между которыми в последнее десятилетие сглаживаются на почве общего неприятия семейности.
Идеология феминизма сформировалась под влиянием идей Просвещения об естественных правах каждого человека и благодаря вкладу видных деятелей женского движения: Мэри Уолстонкрафт, Френсис Райт, Сары Гримке, Элизабет Стэнтон и Сюзанны Энтони. На первом этапе становления американского феминизма либеральные феминистки постепенно склонялись к радикализму, рассматривающему женщин как угнетенный класс, а все социальные институты как атрибуты патриархата. В XIX в. делался акцент на разнице между мужчинами и женщинами, выделялись чисто женские качества, ведущей же идеей было стремление к сосредоточению всего управления в руках «сильных женщин». Фактически это была идея материнского права, очень модная тогда среди антропологов. Среди либеральных или культурных феминисток бытовало мнение, что призыв к «матриархату» (доминированию женщин) был ответной реакцией на закрепощение женщин Запада в XIX в.
В рамках культурного феминизма XIX в. Элизабет Стэнтон заняла радикальную позицию, отвергая религию и десять заповедей, придуманных якобы мужчинами для лишения женщин их прав. Матильда Гейдж пошла дальше Э. Стэнтон, приравняв патриархат к ужасам войны, проституции и порабощения женщин. Виктория Вудхалл стала первой женщиной, которая обратилась к конгрессу США по вопросу о женских правах, связав их с шокирующими взглядами на свободную любовь. В. Вудхалл отстаивала отмену брака как систему официальной проституции и изнасилования.
Культурные феминистки отстаивали также право на аборт: Эмма Годдмэн в 1916 г. была арестована за распространение литературы об абортах, а Маргарет Сангер выступила за улучшение условий жизни через легализацию аборта и пропагандировала замедление роста населения.
Антисемейная теория феминизма исходит из идеи индивидуальной свободы, культивирующей стремление к свободе, ничем не ограничиваемой – даже требованием индивидуальной ответственности за негативные последствия любых самовольных действий. Каждый индивидуум женского гендера волен поступать как угодно, ибо ответственность за это перекладывается на общество и государство. С точки зрения феминизма, традиционная социология семьи повинна в социокультурном признании разделения полов, в обосновании социализации детей согласно их физиологической конституции, т.е. в принудительно-гетерогенном воспитании. В условиях постмодернистской переоценки ценностей феминистское отрицание природы человека и релевантной этому человеческой культуры превосходит все известные формы нигилизма.
Итак, кризис современной российской семьи, к сожалению, является несомненным фактом. К тому же он протекает на фоне широкомасштабного социального кризиса в стране, что придает ему особую остроту и драматичность. Кроме того, он связан не только с социально-экономическими, но и целым рядом психологических причин, появившихся у людей на фоне общественной разрухи.
Семья перестала быть условием выживания в обществе, так как каждый взрослый человек имеет возможность стать экономически самостоятельным и поэтому проявляет больше заботы о своем личностном росте, чем о семейном благополучии. У большинства членов общества ярко выражена ориентация на удовлетворение основных жизненных потребностей не в семье, а вне ее. Сейчас гораздо важнее сделать карьеру, чем стать хорошим семьянином.
В последние годы все большее число молодых мужчин вовлекается в девиантную активность и криминальную среду либо привлекается к участию в военных действиях, которые ведутся на территории России. Все это, конечно, связано с образом жизни, отрицающим семью, поэтому молодые люди брачного возраста не торопятся ее создавать или же просто не успевают этого сделать.
Кризис современной семьи в некотором плане связан со снижением роли мужчины как стабилизирующего фактора внутри ее. Лидирующее положение продолжает занимать женщина с ее высоким уровнем эмоциональности, который нередко приводит к необдуманному разрыву брачных уз по ее инициативе. Свою отрицательную роль в этом сыграла и массовая культура, которая культивирует сексуальность без любви: в частности реклама, конкурсы красоты и другие подобные зрелищные мероприятия, которые ориентируют мужчину на оценку женщины с точки зрения сексуальной привлекательности, а не любви и материнства. Появились разного рода сексуальные услуги, начиная от специальных салонов и кончая компьютерным сексом для интеллектуалов, что несовместимо с семейной жизнью. Кроме того, в средствах массовой информации (печать, радио, телевидение) навязчиво пропагандируются идеи гиперсексуальности, ведущие к частой смене сексуальных партнеров. Естественно, претворение подобных идей в жизнь не способствует упрочению брака, ведет к обесцениванию духовно-нравственных ценностей и чувства любви.
В российском обществе произошло резкое снижение роли традиционно значимых родственных связей внутри семьи и, в первую очередь, между родителями и детьми. Родители, воспитанные в условиях советского режима, оказались неприспособленными к резко изменившимся общественным отношениям, растерялись перед непривычной и непонятной для них действительностью. Поэтому дети перестали воспринимать их как носителей мудрости, определенного жизненного опыта, который можно было бы позаимствовать. В свою очередь дети, не получившие хорошего воспитания, не знают, как воспитывать своих детей. Вольно или невольно трудные жизненные ситуации делают семью еще одним «раздражающим фактором», поэтому муж и жена, а также другие члены семейной группы, находясь в хроническом стрессовом состоянии на протяжении нескольких лет, стремятся хотя бы на какое-то время обрести покой. И возможным вариантом выхода в этом случае становится либо разрушение семьи, либо отказ от ее создания.
Таким образом, перед современным российским обществом и социальной работой встает насущная задача – помощь кризисной семье, находящейся в достаточно сложной социально-экономической ситуации, которая усугубляется все более распространяющимся падением ценностей фамилистического образа жизни.
Задания для самостоятельной работы
1. Предложите свое определение понятиям «семья» и «брак».
2. Изобразите генеалогическое древо своей семьи.
3. Расскажите о семье как социальном институте, используя пять групп общих признаков социальных институтов:
– установки и образцы поведения;
– культурные символы;
– утилитарные культурные черты;
– устные и письменные кодексы поведения;
– идеология.
4. Составьте таблицу «Типичные нормы традиционной и современной семьи»
Сфера жизнедеятельности семьи и внесемейной деятельности супругов |
Типичные нормы традиционной семьи |
Типичные нормы современной семьи |
5. Используя приведенную ниже схему, расскажите о жизненном цикле семьи. С какими типичными проблемами встречается семья на каждом этапе?
Стадии семейного цикла |
|||
Стадия бездетности, предродительства |
репродуктивного родительства |
социализированного родительства |
прародительства |
Семейные события |
|||
Заключение брака |
Рождение первенца |
Рождение последнего ребенка |
Отделение от родителей рождение первого |
6. Законспектируйте работу: Сорокина П.а. Кризис современной семьи // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 997. – № 3. Согласны ли вы с мнением социолога? Ответ аргументируйте.
Напишите эссе на тему: «Ценности семьи и брака в современном обществе».
Используя приведенную ниже таблицу, расскажите об особенностях альтернативных стилей жизни в современном обществе.
Традиционные брачно-семейные отношения |
Альтернативные формы брачно-семейных отношений |
Законные (юридически оформленные) |
Одиночество Незаригистрированное сожительство |
Обязательное наличие детей |
Сознательно бездетный брак |
Стабильные |
Разводы, повторный брак |
Сексуальная верность партнеров |
Свингерство |
Гетеросексуальность |
Гомосексуальность |
Диадичность |
Групповой брак |
9. Охарактеризуйте семью как малую социальную группу.
10. Расскажите о ролевых конфликтах в семье.
Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями. Функции семьи как способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов, историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.
Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.
Обратимся к понятию "семейный кризис". Кризис - резкий, переломный момент в чем-нибудь (Лапин Н. И., Гвишиани Д. М.).
Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.
Семья как социальный институт имеет две особенности. Во-первых, семья - это саморегулирующаяся система, культура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. Во-вторых, семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой.
В семейном кризисе исследователи выделяют две потенциальные линии дальнейшего развития семьи: (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В):
1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.
2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.
Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов.
Первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными, или горизонтальными стрессорами. Они возникают при препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.
В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи.
Первый кризис - зачатие, беременность и рождение ребенка.
Второй кризис - начало освоения ребенком человеческой речи.
Третий кризис - ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).
Четвертый кризис - ребенок вступает в подростковый возраст.
Пятый кризис - ребенок становится взрослым и покидает дом.
Шестой кризис - молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.
Седьмой кризис - наступление климакса в жизни женщины.
Восьмой кризис - уменьшение сексуальной активности мужчин.
Девятый кризис - родители становятся бабушками и дедушками.
Десятый кризис - умирает один из супругов.
Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.
Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными (Олифирович Н. И.).
Третий подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших и описавших два "критических периода" в жизни семьи .
Первый критический период наступает между 3-м и 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.
Второй кризисный период наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни. Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1 год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа.
В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявление трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других проблем); второго кризиса - нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни, связанное с отделением от семьи детей.
Согласно взглядам Н.В. Самоукиной, первый кризисный период (5-7 лет) связан с изменением образа партнера, а именно - с понижением его психологического статуса. Второй кризисный период (13-18 лет) вызван психологической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни. Этот период особенно остро переживают мужчины. Менее болезненно он проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинают искать способы обновления своих отношений.
Кризисы в отдельных подсистемах (например, вышеописанные кризисы в супружеских отношениях) могут оказывать влияние на протекание нормативных семейных кризисов, интенсифицируя их проявления.
Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.
Рассмотрим основные подходы к проблеме изучения семьи. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
Как социальный институт семья выполняет важнейшие функции: биологическое воспроизводство общества (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах семьи, эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).
Семья, как малая социальная группа, представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью. К тому же в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп (они, как мы уже отмечали в теме по социальной структуре общества, разновидность малых групп) достаточно наличия общих интересов.
Итак, под семьей понимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Если обратиться к рассмотрению специальной литературы по проблеме психологии семьи, то можно выделить два эпицентра, на которых сосредоточено внимание как психологов-исследователей, так и психологов-практиков: семья как социальная система и семья как образовательная институция. Иначе говоря, психологи изучают два направления: обеспечение сохранности семьи как важнейшего базового элемента социума и обеспечение трансляции семьей культуры социума от одного поколения людей к другому. Это говорит о том, что современная семья, испытывающая нарастающий стресс, перестает справляться с выполнением этих двух важнейших своих функций. В России, в частности прямыми и косвенными показателями неблагополучия семей являются: катастрофическое снижение рождаемости, самый высокий в мире показатель числа абортов, рост внебрачной рождаемости, очень высокая младенческая и материнская смертность, низкая продолжительность жизни, высокий уровень числа разводов, распространение альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми и т.д.), рост случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Причем проявления этого кризиса обнаруживают себя тем ярче, чем выше (в среднем) общий уровень социально-экономического развития общества, чем выше (в среднем) уровень жизни и материального благополучия людей.
Однако необходимо сделать важное замечание: интенсивность процессов социально-экономического развития (особенно высокая в так называемых "переходных" обществах, к которым в частности относится современная Россия) оказывает на все общество и, следовательно, на семью как его важнейшую подструктуру, чрезвычайно дестабилизирующее влияние, которое во многом маскирует более общую зависимость роста числа семейных проблем от общего уровня социально-экономического развития.
Кризис семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. Большие и малые группы, основанные на социально-экономической дифференциации общества, все более теряют свою роль пространства, в котором замыкаются непосредственные отношения между людьми, формируются их мотивы, представления, ценности.
Как правило, причины кризиса семьи усматриваются большинством специалистов (особенно не психологов) во внешних факторах: (социальных, экономических, политических, идеологических, экологических и даже биолого-генетических). Данный подход к определению причин кризиса семьи можно назвать социологическим (в широком смысле) и адаптивным: семья рассматривается здесь как неизменная данность, существующая в изменяющихся внешних условиях; кризис семьи - результат действия неблагоприятных внешних влияний; преодоление этого кризиса видится в создании оптимальных (наиболее благоприятных) условий для функционирования семьи. Подобный подход к пониманию природы, функций и назначения семьи долгое время был доминирующим, и лишь в самое последнее время он начинает критически переосмысляться.
На первый взгляд рассмотрение кризиса семьи представляется парадоксальным, поскольку оказывается, что оптимизация социальных условий ведет не к уменьшению, а, напротив, к увеличению числа семейных проблем, не к ослаблению, а к обострению кризиса современной семьи.
Наряду с данным традиционным подходом к кризису семьи существует иное видение данной проблематики, которое можно назвать экологическим, а так же психологическим: семья рассматривается как достаточно автономная подсистема в системе взаимоотношений "социум - семья - индивид", причем сама семья также является сложной системой интер- и трансперсональных взаимоотношений, существующих между ее членами. Необходимо отметить, что семья, в изменяющихся социальных условиях, сама тоже развивается, причем это развитие ни в коем случае нельзя определять лишь негативно, редуцировать до отклонений от некоего стандарта, образца или понимать как производное, вторичное.