Развитие ребенка по месяцам комаровский. Массаж и гимнастика новорожденных по технике доктора комаровского
Воспитание детей до года. Что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Психология, советы доктора Комаровского, методики.
Многие родители ответственно относятся к своему ребенку, начиная его воспитывать с рождения. Немного странно звучит фраза «воспитание детей до первого года жизни». Что можно привить малышу, когда он только родился и ничего не понимает? Оказывается, можно, потому что первый год жизни важен для крохи. В это время формируются зачатки характера, будущего поведения, прививаются гигиенические нормы.
Физическое воспитание малышей до года
Чтобы организм ребенка нормально рос и развивался, нужно с рождения и массажу. Утром, протирая личико малыша, влажным ватным диском, нужно на несколько минут оставлять его на пеленальном столике голеньким. Используя в это время некоторые приемы массажа.
Деткам такие процедуры очень нравятся. А выкладывание малыша на животик поможет ему освободиться от лишних скопившихся газов.
Близкая тема:
Психология воспитания ребёнка до года
Первый месяц самый сложный в жизни, как для малыша, так и для его родителей. Почти сорок недель кроха находился внутри своей мамочки в специальной водной среде, не прилагал усилий для того, чтобы дышать, круглые сутки кушал через плаценту. Родившись, он попадает в совершенно иную контрастную среду. Он учится дышать, ощущает другую температуру, круглосуточное питание закончилось. Ему страшно. Здесь срабатывает инстинкт выживания, как у всех живых существ, он начинает громко плакать, чтобы привлечь к себе внимание, просит о спасении.
Что делать, когда ребенок плачет?
Если в семье первый ребенок, то новоиспеченные родители некоторое время пребывают в панике, так как они не могут понять, что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Но через пару недель, наблюдательная мама , хочет ли он кушать, писать или покакал. В родительской среде обсуждается вопрос унимать или не унимать плач крохи.
Как приучить ребенка к самостоятельности?
Часто мамочка задается вопросом, как оторвать малыша от груди и спать отдельно от него.
- Традиционная система воспитания самостоятельности призывает к раннему отдалению малыша от родителей. Он , один находиться в комнате, сам себя развлекать. Считается, что так он быстрее станет самостоятельным, сможет легко обходиться без родителей. Конечно, при таком подходе мамам и папам это удобно, но детская психика от этого страдает. Когда как не в детском возрасте дать ему всю родительскую нежность и любовь.
- Современные родители утверждают, что с малышом нужно проводить как можно больше времени. Спать вместе с ним, держать его на руках, носить в слинге. Не стоит бояться, что ребенок, привыкший спать с мамой, в возрасте 2-3-х лет, не захочет засыпать отдельно.
Во всем важно знать определенную меру. В первые месяцы, когда в новой среде малыш некомфортно себя чувствует, можно разрешить ему спать вместе с родителями. Так он лучше и быстрее будет засыпать и долго продлится его отдых. По достижении им трехмесячного возраста, заснувшего малыша лучше перекладывать в его кроватку. В этом возрасте его сон становится крепким, разбудить его уже сложно.
Психологи заметили, что малыш, постоянно находящийся с мамой, вырастает уверенным в себе. А чтобы он не стал «маменькиным», нужно выполнять все вместе с ним, а не вместо него. Учить самостоятельно принимать решения.
Методики воспитания детей
Как происходит формирование личности малыша? Воспитывают ли его родители собственным примером или прибегают к разным методикам? Вряд ли наши предки задумывались о каких-либо методах. Как бы то ни было, но психологи, педагоги и простые родители всего мира разрабатывают свои уникальные методы формирования личности ребенка.
Существует большое количество методик воспитания, некоторые из них подходят и для детей до года.
Какую методику воспитания выбрать родителям, решать им самим. Главное, больше находиться рядом с малышом, разговаривать с ним.
Воспитание до года по Комаровскому
Евгений Комаровский – известный детский врач, в своих лекциях о воспитании детей большое внимание уделяет здоровой психоэмоциональной сфере в семье. Если ребенок растет в спокойной обстановке, не слышит громких криков, грубых ругательных слов, видит хорошие взаимоотношения родителей, то он вырастет психологически здоровым и адекватным человеком.
Если же в семье часто ссорятся, грубо и громко разговаривают, родители пьют или дерутся, то чадо, в скором времени, начнет показывать отрицательные стороны характера. Неудивительно, что такие дети страдают неврозами, отклонениями в развитии, девиантным поведением.
Кроме психологического климата в семье важна и здоровая атмосфера. Частое проветривание помещения, закаливающие процедуры только укрепляют здоровье малыша. Не нужно укутывать его во сто одежек по осени или зимой. Не нужно пичкать его грудью или смесью, захочет – поест.
Важно следить за режимом. Двухчасовой дневной сон необходим малышу, он укрепляет его нервную систему. На ночь укладывать спать необходимо в одно и то же время.
Когда малыш учится говорить, важно с ним проводить беседу на обычном языке, а не на детском. Так разговаривать он начнет гораздо раньше. О девочках нужно больше заботиться, мальчикам больше доверять.
Тематический материал:
Родители могут выбрать любую методику воспитания. Они могут пользоваться советами авторитетных педагогов и докторов. Но самое главное, что необходимо малышу – это общение с родителями. Нужно чаще играть с ним, хвалить за любые успехи или попытку что-то сделать самому. Нужно научиться понимать свое чадо, формировать у него положительное отношение к родным и близким. И всегда надо помнить, что ребенок часто копирует поведение своих родителей.
Просмотры: 49 140Как развивается маленький человечек в первый год жизни? О физическом, нервно-психологическом и умственном развитии своего ребенка думает каждый родитель. Поэтому для вас, уважаемые мамы и папы, мы публикуем таблицы, составленные Всемирной организацией здравоохранения, с приблизительными параметрами развития деток.
Развитие каждого новорожденного происходит в индивидуальном порядке. Поэтому параметры, представленные в таблице ниже, имеют средние показатели по развитию малыша до одного годика. Допустимо, если от этих норм есть небольшие отклонения. Стоит помнить, что мальчики и девочки развиваются по-разному. В том случае, если дети долгое время не достигают норм в своем возрасте, надо обратиться к специалисту.
Возраст (месяц) | Рост (см) | Вес (кг) | Окружность головы (см) | Окружность груди (см) |
Новорожденный ребенок | 49,0 — 54,0 | 2,6 — 4,0 | 33,0 — 37,0 | 31,0 — 35,9 |
1 | 52,0 — 55,0 | 3,0 — 4,3 | 35,8 — 37,2 | 34,0 — 36,0 |
2 | 55,0 — 57,0 | 4,5 — 5,0 | 37,5 — 38,5 | 36,0 — 38,0 |
3 | 58,0 — 60,0 | 4,0 — 6,0 | 38,0 — 40,0 | 36,0 — 39,0 |
4 | 60,0 — 63,0 | 4,5 — 6,5 | 38,0 — 40,0 | 36,0 — 40,0 |
5 | 63,0 — 67,0 | 6,5 — 7,5 | 37,5 — 42,2 | 37,0 — 42,0 |
6 | 65,0 — 69,0 | 7,5 — 7,8 | 42,0 — 43,8 | 42,0 — 45,0 |
7 | 67,0 — 71,0 | 8,0 — 8,8 | 43,8 — 44,2 | 45,0 — 46,0 |
8 | 71,0 — 72,0 | 8,4 — 9,4 | 44,2 — 45,2 | 46,0 — 47,0 |
9 | 72,0 — 73,0 | 9,4 — 10,0 | 45,2 — 46,3 | 46,5 — 47,5 |
10 | 73,0 — 74,0 | 9,6 — 10,5 | 46,0 — 47,0 | 47,0 — 48,0 |
11 | 74,0 — 75,0 | 10,0 — 11,0 | 46,2 — 47,2 | 47,5 — 48,5 |
12 | 75,0 — 76,0 | 10,5 — 11,5 | 47,0 — 47,5 | 48,0 — 49,0 |
Психологическое развитие и физические особенности от появления на свет до трех месяцев
С развитым зрением и слухом ребенок рождается. У малыша активно проявляются рефлексы. Он моргает, сосет, глотает, хватает сразу же после рождения. А вот переворачиваться новорожденные еще не в состоянии. Как и держать голову, когда лежит на животике.
1 месяц
А вот в один месяц ребеночек уже может поднять головку на считанные секунды, когдалежит на животе. В этом возрасте у малыша появляются реакции ответные на посторонние громкие звуки. Это состояние ребенок выражает прижиманием рук к телу, разводит их. Лежа на спине, кроха имитирует ходьбу ножками.
2 месяца
Когда родители держат новорожденного столбиком, то он может держать голову более
минуты, иногда – почти две. А лежа на животе, ребенок в состоянии поднять головку и даже грудь. Кроха активно ворочает голову в разные стороны, внимательно разглядывает окружение. В этом возрасте у ребенка развивается вестибулярный аппарат. Предметы, которые двигаются, малыш может ухватить ручками.
3 месяца
В этом возрасте малыш может удержать от одной до трех минут голову. 3-месячный ребенок в состоянии приподняться, когда лежит на животике, опереться на локти. У крохи нет уверенной координации, когда он крутится или переворачивается. Появляется еще больший интерес к игрушкам. Малыш к ним тянется. Свои пальцы он запихивает в ротик. Пеленку, на которой лежит, ребенок тянет, хватает. А при появлении родителей, малыш становится радостным. Он смеется, улыбается, гулит. На резкие звуки откликается, поворачивая голову.
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
1 | Движения слабо координируются. Руки и ноги в согнутом состоянии. Все построено на безусловных рефлексах. Сосательный и хватательный рефлексы особенно проявляются. Может поворачивать голову к концу одного месяца. | Лицо или игрушку может удерживать в поле зрения несколько минут. Следит глазками за движущимся по дуге игрушками («автоматическое слежение»). | Постепенно рассасывается слизистая жидкость в барабанной перепонке, поэтому улучшается слух. Ребенок прислушивается к голосу, погремушке. |
2 | Активные движения развиваются. Малыш руки отводит в стороны, поворачивает голову. Лежа на животе может на 5 секунд приподнять головку. Движения рук совершенствуются: 2-3 секунды ребенок ударяет по погремушке, удерживает ее. | За движущимися объектами следит течение 10-15 секунд. Свой взгляд на игрушке или лице фиксирует на 20-25 секунд. Может трехмерно воспринимать предметы. | Сосредотачивается на звуках 5-10 секунд. Поворачивает головку в сторону звуков. |
3 | На руках у взрослого удерживает головку в течение 30 секунд. И около одной минуты, лежа на животе. В этом положении малыш приподнимается на руках, опирается на локти. Когда ребенка держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность. Его ноги при этом выпрямляются. Малыш может выгибаться, при этом становиться на мостик. Превращается в сознательный захват хватательный рефлекс. | Ребенок следит за движущейся по дуге игрушкой заинтересованно, а не автоматически. Рассматривает свои руки минут пять. Ребенка интересуют многие близкие объекты, которые находятся примерно до 60 сантиметров от глаз. | У ребенка формируется восприятие звука. Малыш сначала глаза отводит в сторону звука, а потом поворачивает голову. При громких звуках напрягается, замирает, морщится, может заплакать. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
1 | К концу одного месяца ребенок улыбается в ответ родителям на ласковую интонацию. Прислушивается к голосу. Стучит ногами, машет ручками в ответ на громкую речь. У ребенка формируется оживленная реакция на близких. | Издает гортанные звуки – э, к-х, гы. | Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Ребенок адаптируется к окружающему миру. У малыша возникает интерес к предметам. Развивается скоординированное движение рук и глаз. |
2 | Малыш улыбается, когда к нему обращаются. При этом стучит ногами и руками. | Появляется гуление: аг-к-х, к-хх. Разные интонации при крике. | К внешним объектам интерес больше. Зрительно-ориентировочные реакции становятся лучше. |
3 | У ребенка оживление проявляется на 100 %. Это его первый сознательный акт поведения. Он взаимодействует со взрослыми глаза в глаза. | Малыш издает гласные и их сочетания – аэ, ау, ааа, а-гу. | К окружающему миру у ребенка появляется сознательный интерес. |
Психологическое развитие и физические особенности от четырех месяцев до шести
4 месяца
Когда грудничок лежит на спине, он приподнимает головку. А если поставить его на ноги, то он будет ими уже твердо упираться. В этом возрасте ребенок начинает сидеть. Он способен перевернуться со спины на животик. Лежа в таком положении, тело приподнимает и упирается ладонями. Хватает предметы. Ведет наблюдение за ними.
5 месяцев
Ребенок садиться. Но его спинка при этом еще не совсем ровная. Когда малыш держится за руки взрослого, то он будет на ногах устойчиво держаться. В этом возрасте кроха пытается перевернуться с живота на спину. Погремушку или другой предмет малыш может долгое время держать в руке. Ребенок уже узнает маму и папу. Посторонних он может бояться. По мнению доктора Комаровского, кроха в 5 месяцев начинает понимать интонации мамочки. Также — ее эмоции.
6 месяцев
Кроха может сесть в полгода. Спина у него ровная. Может поворачиваться. Когда мама, папа немного помогут, то малыш в полгода встает и немного переступает. В этом возрасте он встает на четвереньки, может начать ползти. Погремушки разбросанные может поднимать. Ими ребенок уже активно машет. В полгода ребенок может начать выражать свои просьбы. Гуление сменяют звуки: «МА», «ПА», «БА».
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
4 | Ребенок самостоятельно поворачивается на бок. Пытается перевернуться. Игрушку держит уверенно. Ее тянет в рот. Во время еды, малыш прикасается к маминой груди или бутылочки со смесью, придерживать их старается. | Родных малыш узнает. Им в ответ улыбается. И в зеркале он узнает себя. Примерно три минуты ребенок наблюдает за погремушкой. | Слушая музыку, ребенок замирает. Он ворочает головой в сторону раздающегося звука. Малыш может различить чей-либо голос. |
5 | Ребенок, лежа на спине, как бы пытается встать: он приподнимает головку и плечки. Когда лежит на животе, он пытается приподниматься и опираться на ладони. Может короткое время сидеть, придерживаясь ручками за опору. Тянет игрушки в рот, изучает их, щупая. Появляются навыки: малыш ест из ложки еду полугустой консистенции. И из кружечки пьет воду. | Близких и незнакомых ребенок различает. 10-15 минут наблюдает за предметом. | Ребенок может различать интонации говорящих людей. К источнику звука он поворачивается всем телом. |
6 | Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. | Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. | Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
4 | Ребеночек смеется по-настоящему. Он это делает в ответ на улыбку. Малыш может отреагировать на щекотание. И ему требуется больше внимания. | Малыш еще гулит. Но у него появляются не только гласные звуки, но и слоги. | Наступает третий этап сенсомоторного интеллекта, когда ребенок что-то делает целенаправленно. В этом возрасте идет развитие реакций на новшества. Начинается осмысление причинно-следственных связей. |
5 | Малышу хочется участвовать в общении, он пытается обратить внимание на себя. Воспринимает других детей с удовольствием. | У ребенка появляется певучее гуление. Он произносит гласные: оо, аа, эу, ээ, ай, хаа, маа и другие. | Малышу интересны как близкие предметы, так и те, которые находятся на расстоянии метра. Ребенок начинает понимать, что у него есть и другие части тела кроме ручек. |
6 | Ребенок начинает чувствовать любовь и привязанность взрослых. Он ожидает похвалы от них. А это значит, что общение становится ситуативно-деловым. | Может говорить некоторые лепетные слоги. Может произнести примерно 30 – 40 звуков. | Может ставить цель и выбирает способ для ее достижения. К примеру, чтобы дотянуться до понравившейся игрушки, ребенок отодвигает в сторону другую игрушку. |
Психологическое развитие и физические особенности от семи до девяти месяцев
7 месяцев
Ребенок уверенно сидит долгое время. В таком положении малыш может делать наклоны. Кроха хорошо ползает. Стоять на коленках он может, если есть опора, например, диван или стул. А держась за маму или папу, ребенок может шагать и стоять. Ему нравится собственное отражение в зеркале. Если взрослые называют предметы, то малыш находит их взглядом.
8 месяцев
Дети в этом возрасте без посторонней помощи встают на ноги. Сидят без поддержки. Хлопают в ладоши, играя в игру «Ладушки». С помощью старших малыши с радостью шагают. У деток мимика на лице становится разнообразной. Видны удивление и испуг. По лицу можно определить заинтересованность. Дотягиваются до нужных им предметов настойчиво. Долго могут играть. Интересуясь игрушками, детки кидают их или стучат ими.
9 месяцев
Ребенок, когда встает на ноги, может не принимать поддержку взрослого. Причем, встает малыш из разных положений. Он шагает, держась за предметы мебели. Ему интересно взбираться на скамеечку, подушку и другие высокие объекты в доме. У крохи развивается моторика.
Он уже пытается складывать игрушки из разных частей. Двигает машинки и интересуется конструктором. Если мама попросила подать мяч или помахать рукой, то эти просьбы малыш может исполнить. Играет ребенок в основном сидя. Он с легкостью запоминает слова.
Предметы любит искать. Называйте малыша по имени, и он будет откликаться. Различает форму, размер и цвет предметов.
Физические особенности
Месяц | Движения | Навыки |
7 | Сидит без опоры. Со спины на живот и обратно переворачиваться. Ползает на четвереньках. Любит бросать игрушки. Самостоятельно дотягивается к предметам. Берет игрушку в руку. Ею стучит и размахивает. | Из кружки уверенно пьет (из рук взрослого), придерживает ее. Ест с ложки. Сухарь или сушку малыш долго слюнявит. |
8 | Ребенок, держась за опору, сам встает на ножки. Переступает ими, если мама или папа поддерживают. Сидит и ложится самостоятельно. Ползает подолгу. | Тянет руки к кружке, из которой обычно пьет сам, если она в руках у взрослого. Хлеб может сам держать в руке и кушать. В это время ребенка уже можно учить садиться на горшок. |
9 | Если малыш рукой держится за что-то, то он может делать различные действия. Например, приставными шагами идти к взрослому и свободной рукой хвататься за другую опору. Сидит ребенок уверенно до 15 минут. Хорошо ползает. | Придерживает кружку, когда пьет (чашку держит мама ли папа). Не капризничает, когда сидит на горшке (если начали приучать). |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
7 | Старается обращать на себя внимание. Ребенку важно играть вместе с взрослыми. От поцелуев и ласк родственников он может отказываться. | Лопочет активно. Может четко говорить: ба-ба-ба, ма-ма, па-па-па, а-ля-ля. | У ребенка развивается понимание причинно-следственных связей. Он кидает игрушки и смотрит, куда они падают. Когда малыш голодный, то он смотрит в сторону комнаты, где он обычно ест (кухни). |
8 | Наступает кризис восьми месяцев. В это время малышу нравится общаться только с близкими, а незнакомых людей он сторонится. При них он может плакать или беспокоиться. | Произносит слоги и слогосочетания: а-ля-ля, а-де-де, ай, хэ, а-ба-ба, а-дять и другие. | Наступает четвертая стадия сенсомоторного интеллекта: ребенок начинает действовать целенаправленно. Малыш изучает и исследует свое окружение. |
9 | В этом возрасте ребенок может испытывать гнев, страх, удивление, радость. Ему хочется общаться со взрослыми. Нравится, когда они с ним играют и разговаривают. | У малыша в речи возникают первые указательные слова. Их понимают в основном только родные и близкие. Ребенок знает, что есть запрещающие слова – «нельзя», «нет». Также понимает поучения – «поцелуй маму» или «покажи, как…». | Малыш отделяет себя от взрослых. Воспринимает себя, как центр вселенной. У ребенка развивается долговременная и рабочая память. |
Психологическое развитие и физические особенности от десяти месяцев до года
10 месяцев
В этом возрасте малыш самостоятельно становится на ноги и может пойти. Он шагает, держась ручкой за руку взрослого. Мелкие игрушки кроха берет пальцами. Если понравившиеся ему предметы у него забирают, то обижается, капризничает. Ребенок подражает движениям взрослого. Малыш может прятать и находить, бросать и поднимать, открывать и закрывать. Односложные слова малыш уже может произнести.
11 месяцев
Кроха развивается очень активно. У него ключевые навыки прекрасно развиты. На игрушки, предметы мебели, части тела и животных малыш указывает.
Выполнить может простые указания, «Да»-«Нет» выражает, качая головой. Этот возраст хорош для того, чтобы развивать мелкую моторику. Например, ребенок может разорвать листок бумаги двумя пальцами. Взрослым необходимо уделять внимание развитию детской любознательности.
Ребенка надо хвалить. Как можно больше с малышом необходимо разговаривать.
Один год
В этом возрасте у малыша наступает нелегкий этап развития. Девочки зачастую развиваются быстрее, чем мальчишки. В год ребенок умеет самостоятельно ходить. Если малыша позвать по имени, то он подойдет к взрослому. Без помощи ребенок может присесть и выпрямиться. Не присаживаясь, поднимает с пола игрушки. Сложные просьбы малыш выполняет. Он может принести какой-нибудь предмет из другого помещения или открыть дверь. Ребенку интересно снимать с себя одежду. Ему нравится купаться. Примерно 10 слов кроха уже должен говорить. В 12 месяцев малышу нравиться наблюдать за машинами, людьми.
Физические особенности
Месяц | Движения | Навыки |
10 | Самостоятельно недолгое время стоит без опоры и поддержки. | У ребенка закрепляются умения и навыки, которые были приобретены ранее. |
11 | Не опираясь, стоит примерно пять секунд, балансируя руками. Ноги при этом у ребенка расставлены. Малыш первые шаги пытается делать. Когда взрослый его поддерживает, то ребенок шагает уверенно. | Продолжается у ребенка закрепление умений и навыков, которые были приобретены ранее. |
12 | Ребенок самостоятельно может пройти три метра. Приседает и поднимается свободно. Малыш наклоняется и поднимает с пола игрушки. Может залазить вверх по лестнице. | Малыш пьет из чашки сам, без поддержки мамы или папы. Ложку держит уверенно, водит ею по тарелке. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
10 | У малыша формируется привязанность к людям, которые значимы для него. Он прекрасно идет на контакт с другими детьми. | Ребенок повторяет отдельные слоги за взрослыми. Общается на языке, который только близкие хорошо понимают. Ребенок понимает слова «где», «дай». | У малыша усложняются все ощущения качественно: тактильное восприятие, слух, вкус, запах. |
11 | К другим деткам избирательно относится. Общаться с ними ребенку в радость. Малыш лепечет с ними. Игрушки может взять у других деток. | Говорит одно-два слова. Звукоподражания «би-би», «ав-ав». Понимает и выполняет просьбы. Например, «покорми куколку», «покатай машинку». | Ребенок учится управлять своими действиями. Он мысленно организует информацию, которая поступает. |
12 | Испытывает разные эмоций, которые базируются на чувстве «отделения» от взрослого. Ведь малыш уже может сам передвигаться. | За взрослыми повторяет слоги. Лепетанием обозначает отдельные предметы и понятия. Если предмет/игрушку не показывать, то ребенок понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения: «принеси», «покажи», «дпй», «найди…», «отнеси на место». | У ребенка – пятая стадия развития сенсомоторного интеллекта. Понимает категории явлений и предметов (мебель, животные, еда). У малыша формируется произвольное внимание. |
Доктор Комаровский о развитии детей
В своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках известный доктор Комаровский интересно и подробно рассказывает о детях и их развитии. Много говорит Комаровский о педиатрии. Из его лекций и изданий также можно многое узнать об основных этапах развития и роста ребенка, об уходе за ним, о кормлении малыша. Причем, доктор описывает не только питание по ВОЗ, но и свою авторскую методику прикорма.
(3
оценок, среднее: 5,00
из 5)
Малыш появился на свет и с первых дней удивляет и радует своих родителей. Мама и папа с нетерпением вглядываются в кроху - что нового он теперь может, какие изменения в нем произошли. Меняются детки первого года жизни довольно стремительно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что родителей интересует, своевременно ли развивается малыш, не отстает ли он от ровесников, вписывается ли его развитие (физическое и эмоциональное) в общепринятые нормы. Об этом написано множество книг и статей. О развитии малышей по месяцам много и подробно рассказывает авторитетный детский доктор Евгений Комаровский.
Новорожденный
Новорожденным ваш кроха считается с момента появления на свет до достижения им возраста 28 недель. Четыре календарных недели - именно такой срок отвела природа на формирование основных навыков. В этот период у маленького человека совершенствуются органы чувств, с помощью которых он будет изучать окружающий мир. Видит он пока только размытые пятна разной яркости, фокусировать зрение новорожденный научится позже. Слух при рождении несколько снижен, но уже на 3-4 день малыш начинает слышать мир точно также, как это делают взрослые. Он хорошо различает вкусы (горькое, сладкое, кислое), осязание довольно развито, поэтому тактильный контакт является очень важным элементом познания мира в первые недели самостоятельной жизни.
Режим дня новорожденного в первый месяц играет большую роль для дальнейшего развития. От того, как родители организуют питание, купание, прогулки и сон, зависит, насколько здоровым и крепким будет расти карапуз. Грудничок олько кажется крошечным и беспомощным. Его умения обусловлены самой природой, и он может не так уж и мало, как думают родители. Новорожденный до 1 месяца демонстрирует рефлексы, которые свойственны только ему, по мере взросления они исчезают за ненадобностью. Оценить основные рефлексы родители вполне могут самостоятельно:
Хватательный рефлекс. Поднесите свой указательный палец близко к ладошке малыша, он обязательно очень крепко ухватится за него.
Рефлекс объятий. Положите кроху на твердую поверхность (например, на столик для пеленания), резко стукните ладонью по поверхности стола. Громкий звук и вибрация вызовут у малыша движения, сходные с движениями взрослого при объятиях - сначала малыш прогнется назад и широко раскинет ручки, а потом он вернет их в положение у грудной клетки.
Ползательный рефлекс. Из положения лежа на животе малыш будет рефлекторно совершать движения, которые используются при ползании.
Шаговый рефлекс. Возьмите малыша под мышки и держите вертикально. Если слегка опереть его ножками на твердую поверхность, он оттолкнется ими, спружинит. Если при этом слегка наклонить тело ребенка вперед, он совершит несколько «шажков» ногами.
Рост и вес
За первый месяц жизни среднестатистический ребенок, будь то мальчик или девочка, прибавляет в среднем от 450 до 700 граммов в весе и 1,5-2 сантиметра в росте. Эти параметры очень индивидуальны, по словам Комаровского, а потому не стоит сравнивать своего ребенка с другими только по этим критериям.
В первый месяц особое внимание родителям следует уделить формированию рефлексов крохи, установлению четкого режима дня. Уход за новорожденным должен строиться по принципам создания оптимальных условий для развития его иммунитета (купание в прохладной воде по методу Комаровского, прогулки, температура воздуха не более 20 градусов в комнате, влажность воздуха в помещении в пределах 50-70%).
1 месяц
Период новорожденности завершен. У крохи несколько снижается тонус мышцы, движения ручками и ножками становятся менее скованными, но более хаотичными. Пупочная ранка зажила. Спит ребенок по-прежнему много - от 17 до 20 часов в сутки. В этом возрасте среднестатистический ребенок должен уметь непродолжительное время удерживать головку в положении лежа на животе. Его зрение совершенствуется, карапуз уже может на несколько секунд фиксировать взгляд на неподвижном крупном и ярком предмете.
Развивается эмоциональная сфера - малыш уже узнает маму, правда, пока не зрительно, а по запаху, прикосновениям и голосу. Но он уже умеет радоваться ей, прогибая при этом спинку и раскидывая ручки (рефлекс объятий). Кроха делает первые попытки имитировать звуки.
Рост и вес
Девочки (родившиеся с весом более 3 килограммов) в 1 месяц весят в среднем 4150-4400 гр, их рост 53-55 см. Мальчики весят 4400-4900 гр, их рост составляет от 54-56 см.
В этом возрасте полезно не только купание в прохладной воде, но и занятия плаваньем. Евгений Комаровский советует перевести ребенка в большую ванну. Если родители бояться отпускать месячного малыша в плаванье с небольшой поддержкой, можно купить специальный круг для купания. Он удобно фиксирует шею и дает ребенку возможность плавать, совершать перевороты в воде.
2 месяца
Во внешности ребенка произошли разительные перемены: он больше не напоминает инопланетное существо, его личико обрело милые черты, в целом малыш стал гораздо спокойнее, его движения уже не такие резкие и хаотичные. Спит кроха около 19 часов в сутки. Сон становится более крепким. Малыш умеет фокусировать взгляд не только на неподвижных предметах, но и на перемещающейся по квартире маме.
При выкладывании на животик кроха удерживает головку около 15-20 секунд. Если положить его на бок, он самостоятельно переворачивается на спинку. Многие малыши в 2 месяца начинают осознанно улыбаться во весь рот людям, которых они хорошо знают (маме, папе). Карапуз забавно гулит, распевая гласные. Он научился определять, откуда идет звук и поворачивать головку в этом направлении.
Рост и вес
Двухмесячный малыш в среднем прибавляет за месяц около 800 граммов в весе и около 2 сантиметров в росте.
Внимательно следить за развитием навыков в этом возрасте. Если двухмесячный кроха вообще не пытается поднимать головку и удерживать ее, не реагирует на звуки, не проявляет реакции в ответ на ласковые слова мамы, это повод для обследования у врачей-специалистов (педиатр, невролог, лор).
О том, стоит ли водить малыша на плаванье в бассейне, смотрите в передаче доктора Комаровского.
3 месяца
Трехмесячный карапуз - уже настоящий красавец, за счет роста жировой подкожной клетчатки, его тело становится более пухлым, появляются ямочки на щечках (не у всех). Малыш уже с большой долей вероятности научился переворачиваться со спинки на животик и опираться на предплечья, лежа на животе, он поднимается всем телом, опираясь на ручки. Ребенок тянется к предметам, которые ему интересны, а если их удается схватить, сразу тянет в рот.
Он различает все основные цвета, ему нравятся разные на ощупь игрушки и кусочки ткани, поскольку совершенствуется тактильное восприятие.
Рост и вес
Средняя прибавка в весе за месяц – около 800 граммов, в росте - 2,5-3 сантиметра.
Развивающие игры уже будут восприниматься ребенком именно как игры, то есть ему становится интересен сам процесс игры, а потому самое время поэкспериментировать с погремушками , трещотками и пищалками.
Малыш уже остро нуждается в эмоциональном общении, он активно гулит, к гласным звукам добавляются глухие согласные, он охотно осознанно улыбается, некоторые даже начинают смеяться, ребенок с интересом прислушивается к музыке.
Спит кроха около 15 часов в сутки, периоды бодрствования уже могут составлять около 2 часов, и это время нужно обязательно использовать по максимуму - дважды в день делать малышу массаж, не менее двух раз в день гулять с ним, проводить развивающие занятия.
Вес и рост
На четвертом месяце самостоятельной жизни малыш должен прибавлять в весе примерно 700 граммов, в росте около 2,5 сантиметров.
Нужно чаще подстригать ногти малышу во избежание травм, ведь у четырехмесячных крох ногти и волосы начинают расти невиданными темпами.
Кроме того, родителям следует чаще поощрять индивидуальность крохи, по словам Комаровского, в этом возрасте он уже прекрасно выделяет себя из окружения и начинает осознавать себя как личность.
5 месяцев
На первое место выходит эмоциональное общение. Ребенок очень выразительно лепечет, гулит, распевает. Смех и улыбка уже на 100% осознанны. Некоторые дети (впрочем, далеко не все) к концу пятого месяца могут сидеть при поддержке спины. Почти все малыши в этом возрасте осваивают новый интересный вид досуга - лежа на спине они подтягивают ножки вверх и без затруднений берут пятку в рот.
Кроха отлично распознает лица, уже делит людей на знакомых и незнакомых, с удовольствием разглядывает себя в зеркале, проявляет сильное осознанное беспокойство, когда мама ненадолго покидает дом. Координаций движений уже почти идеальна - малыш, не отрывая взгляда от предмета, может дотянуть до него рукой, схватить и сразу отправить в рот. Теперь малыш уже может 5-15 минут играть самостоятельно.
Рост и вес
Понять, все ли в порядке с этими показателями поможет простой способ: вес крохи рождении следует умножить на 2. Получится средний вес в пять месяцев. Прибавка за пятый месяц составляет около 700 гр. В росте малыш прибавляет 3 сантиметра.
Основаниями для введения первого прикорма могут быть очень веские причины, так как нехватка грудного молока, малая прибавка в весе (ее должен констатировать педиатр, а не заботливая бабушка), частые проблемы с животом и обильные срыгивания.
6 месяцев
Мышцы развиваются стремительными темпами, поэтому многие дети в полгода могут сидеть уже без поддержки, некоторые начинают предпринимать первые попытки ползать . Ребенок вообще становится невероятно подвижным, за ним нужен глаз да глаз. Увеличивается выделение слюны, и у многих малышей вылезают первые зубки (обычно это нижние резцы).
Координация движений совершенствуется, теперь малыш не просто тянется к интересной игрушке и хватает ее, но может довольно легко поднять выпавший из рук предмет. Карапуз семимильными шагами продвигается в умственном развитии, он уже прекрасно строит причинно-следственные связи: если погремушку встряхнуть, она загремит, если бросить - она упадет, если закричать - придет мама, если закричать громко - мама прибежит, а с ней и папа с бабушкой.
Ребенок реагирует на собственное имя, улыбается в ответ, он внимательно слушает речь, и при знакомых словах заметно оживляется, всплескивает ручками и ножками. Разные звуки кроха пробует увязать в слоги. Пока особого смысла в них нет, он просто пробует издавать новые звуковые эффекты, и процесс доставляет ребенку настоящее удовольствие. Если ребенка прикармливают с ложки, шестимесячный кроха прекрасно понимает, что нужно широко открывать рот в ходе кормления.
Рост и вес
За шестой месяце кроха в среднем набирает в весе более 600 граммов и подрастает на 2 сантиметра.
Если ребенок не сел в полгода, родителям не надо заставлять его садиться насильно. Комаровский призывает в этом случае всячески поощрять ползание. Есть дети, которые ползать учатся раньше, чем сидеть, и никаких отклонений в этом нет.
О том, что стоит учесть при ползании малыша, смотрите в передаче.
7 месяцев
Малыш меняется каждый день. Он уже не похож на беспомощное существо, большинство крох в этом возрасте прекрасно сидят, многие ползают, некоторые пытаются встать, держась за опору. Интересно то, что правое полушарие головного мозга развивается более быстрыми темпами, а потому чаще ребенок будет пользоваться левой рукой, но это вовсе не означает, что он левша. Зрение малыша развито на высоком уровне, он не только следит за движущимися предметами, но и способен различать их на разной дистанции.
Кроха активно познает мир, и делает он это через предметы - трясет, переворачивает их, пробует на зуб, на вкус, кидает и перемещает. Семимесячный малыш хорошо ест с ложки, уже осваивает кружку, сам придерживает бутылочку с питьем.
Вес и рост
За седьмой месяц рост ребенка увеличивается на 2 сантиметра, вес в среднем на 600 граммов.
Особое внимание следует обратить на развитие речи в этом возрасте. Малыш уже в состоянии не просто складывать звуки в слоги, но и употреблять определенные слоги в конкретных ситуациях.
На прогулке, во время игры желательно отчетливо называть ребенку все, что он видит, проговаривать названия по слогам. Так он быстрее сможет называть вещи своими именами. Прикорм вводить - согласно графику. В ночном кормлении ребенок этого возраста уже не нуждается.
8 месяцев
Из положения лежа малыш может присаживаться и ложиться обратно. Переворачиваться в этом возрасте карапузы вообще могут в самых разных направлениях. Некоторые малыши уже умеют играть в «ладушки», и почти все научились брать маленькие предметы пальцами (развивается мелкая моторика). С особым восторгом дети в 8 месяцев узнают себя в зеркале и на фотографиях. Они уже научились снимать носочки с ног.
Малыши этого возраста начинают бояться громких звуков, а потому могут плакать, если включают пылесос или блендер. Малыш понимает похвалу. Он стремится к социализации, оживленно реагируя на других детей, пытается установить с ними контакт.
Рост и вес
Темпы роста несколько замедляются. За восьмой месяц малыш набирает в среднем 500 граммов, а его рост увеличивается на 1,5 сантиметра.
Если зубов у восьмимесячного малыша еще нет, паниковать не стоит, всему свое время. В этом возрасте вообще разрыв в развитии разных детей увеличивается. Одни уже умеют стоять при поддержке, другие только пытаются садиться.
Если ребенок здоров, хорошо прибавляет в весе, Комаровский советует не сравнивать его развитие со статистическими нормами, а учитывать его индивидуальность.
9 месяцев
Ребенок уже уверенно ползает. И не имеет большого значения, каким именно способом он это делает - на четвереньках или по-пластунски, оба варианта - норма. Малыш умеет сидеть, и у некоторых вполне хорошо получается стоять в манеже, держась за бортики. В игре карапуз уже высказывает свои предпочтения - выбирает определенную игрушку, а не ту, которая под руку подвернулась, пытается пользоваться двумя игрушками, стуча их друг о друга и выискивая им другие применения.
28 дней от момента рождения, еще точнее – с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.
Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, – дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, – дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу – предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный, поскольку физиологические особенности детей недоношенных – тема специфическая, требующая акцента не столько на “умениях”, сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.
Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: “родился 8-9 баллов по Апгар” . Не все знают, кто такой или что такое “Апгар”, многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар – это фамилия такая с ударением на первой букве “А”, принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе – получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.
Но оценивать по Апгар – это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного. Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет… Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.
И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов – вовремя получить информацию. Есть и второй способ – попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.
Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего – что дитя видит, что слышит, что чувствует.
Зрение
И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка – не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.
Специфика именно новорожденного – мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза – не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света – реагирует.
Слух
Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома – слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий – вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.
Обоняние
На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.
Вкус
Вот с этим – уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.
Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на “невкусные” лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.
Осязание
Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано – плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.
Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.
Кожа
Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс – очень высокая восстановительная способность – заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.
Мышцы
Специфическая особенность – повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой – не менее 40%.
Дыхательная система
Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, – малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного – узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос – уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия – чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.
Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.
Сердечно-сосудистая система
Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного – один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно – практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.
Система пищеварения
Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала – поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней – светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.
Система выделения
Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое – 4-5 раз в сутки – это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет – 10-15 мл “собралось” и достаточно – пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) – отличны от норм взрослого человека.
Нервная система
Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее – меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.
Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют “физиологические рефлексы новорожденных”. Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг “созревает”, они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:
Хватательный рефлекс.
Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.
Рефлекс объятия.
Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой – ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.
Рефлекс ползания.
Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы.
В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.
Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение – способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам.
Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого – не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.
Некоторые родители ориентируются на специальный календарь развития, но учитывая особенность каждого малыша, с точностью невозможно сказать какие изменения может заметить мама в тот или иной период его жизни. Как говорит всеми любимый детский врач, основным заданием малыша до 4-х месяцев должен быть сон и питание, поэтому родители должны создать все условия, чтоб их ребенок имел правильный режим дня.
Доктор Комаровский тем родителям, которые тщательно изучают календарь развития детей первого года жизни всегда напоминает, что он создан только для того чтоб молодые родители имели представление и возможность ознакомится с общей информацией, как по достижению ребенка после рождения и до 1 года. Но если малыш немного отстает от календарного развития, это совсем не значит, что у крохи какие-либо проблемы. Все дети особенные, поэтому если соседский мальчик пошел в девять месяцев, а ваш малыш только в 11 месяцев, нет ничего страшного. Врач считает, что некоторые ступеньки в развитии малыша предусмотрены самой природой, а другие достижения крохи определены индивидуально самым ребенком, поэтому не стоит переживать из-за того, малыш не всегда укладывается в нормы календаря. Каждый ребенок усваивает основные этапы развития по-своему.
Какие трудности ждут родителей в первые 12 месяцев?
Сразу после рождения ребенка, новоиспеченным родителям предстоит многому научиться. Они должны осознать и принять всю ответственность за ребенка, создать все условия для его здорового роста и развития. Повседневные обязанности, первые неудачи, тревоги и переживания, радость и усталость, это те моменты с которыми сталкиваются все мамы и папы. Для того, чтобы правильно ухаживать за ребенком, научится распознавать потребности малыша, нужно знать общепринятые показатели и нормы первого года жизни. Пожалуй, одним из главных моментов после появления в семьи малыша считается его питание. Если женщина кормит грудью, особых проблем нет, но в случаи, когда по каким-либо причинам грудное вскармливание невозможно, очень важно подобрать правильную смесь для новорожденного, от которой будет зависеть как самочувствие ребенка, так и его сон. В основном до 3-х месяцев малыш только спит и ест, при этом кормление должно проводиться каждые 3 часа. Не менее важным в первые дни и месяцы после выписки с роддома считается уход за пупочной ранкой, а также регулярное и ежедневное купание перед вечерним сном.
Сразу после рождения, у ребенка начинает вырабатываться ряд рефлексов, которые помогают ему адаптироваться к новой жизни. Консультацию по правильном уходе за ребенком родители могут получить как от участкового педиатра, так и от патронажной медсестры, которая регулярно навещает грудничка дома.
С момента рождения ребенок понемногу начинает познавать мир. Родители замечают, как он фиксирует взгляд, начинает различать маму от других членов семьи, часто улыбается. Комаровский считает, что первые 12 месяцев ребенок отличается быстрым и всесторонним развитием. За этот период у малыша улучшается работа головного мозга, полностью формируется нервная система. Начиная с 5 – 6 месяцев, малыш становится более активным, он пытается самостоятельно сидеть, ползать, а к концу года и вовсе делает первые шаги, понимает речь, издает первые слова.
У новорожденного ребенка присутствует тесная связь с матерью, которая зарождается еще в период внутриутробного развития. Потребности малыша, как и его навыки меняются каждый месяц, а то и день, поэтому в педиатрии первый год жизни принято рассматривать поквартально или по месяцам.
Первый месяц
Принято считать, что именно первый месяц от рождения наиболее трудный для родителей. Несмотря на то, что ребенок больше времени спит, родителям нужно привыкнуть к новым обязанностям. В 1 месяц, движения ребенка еще плохо скоординированные, при этом он уже может сжимать пальчики рук, активно двигать ножками и ручками. Питание ребенка трехчасовое, также родители должны ухаживать за пупочной ранкой, обрабатывать ее зеленкой или другим антисептиком. Для купания малыша педиатры рекомендуют использовать легкие отвары трав, а сама вода для гигиенических процедур должна быть прокипяченная и иметь температуру не ниже 35 градусов. К концу первого месяца жизни ребенок умеет фиксировать свой взгляд на ярких игрушках или лице человека, реагирует на громкие звуки.
В 1 месяц после рождения, у новорожденного формируются рефлексы, хватательный, сосательный рефлекс, а также рефлекс опоры, ходьбы, ползания, которые ему пригодятся в будущем. Новорожденные большую часть дня и ночи спят, а просыпаются только при ощущении голода или если их что – то беспокоит. Начиная с этого периода у грудничка часто присутствуют колики, которые появляются в результате того, что пищеварительная система вырабатывает не все ферменты. Колики не являются каким-либо заболеванием кишечника, но все же родителям придется купить специальные капельки: Хилак или Еспумизан, которые помогут кишечнику лучше переваривать грудное молоко или смесь.
Второй месяц
На втором месяце, новорожденный становится более активный, лучше управляет ручками и ножками, преподносит кулачки ко рту, часто улыбается. В этот период родители уже привыкли к режиму, хорошо понимают неудовольствие и желания ребенка. Двухмесячный ребенок реагирует на яркие предметы. Родителям не нужно пугаться, когда они заметят, что малыш немного косит глазками. Это связанно с тем, что мышцы глаз и лица еще не полностью развиты.
Маленький человечек умет различать лицо матери, прислушивается к определенным звукам, часто улыбается. Интервал между прием пищи на 2-м месяце можно увеличить до 3.5 часов. Если ребенок находится на искусственном кормлении, количество приема пищи в сутки можно снизить до 6 раз.Третий месяц
На третьем месяце жизни ребенка, у него совершенствуется опорно – двигательный аппарат и нервная система. Ребенок может полностью выпрямлять ножки, лежа на животе подымать голову. Родителям нужно быть предельно внимательными с обращением малыша, поскольку его кости еще слишком хрупкие, а тугое пеленание или неправильная посадка может вызывать деформацию костей. В этот период ребенок сам тянется к игрушкам, хорошо различает голос мамы, часто улыбается и проявляет свой характер. Примером если мама поэт колыбельную и остановится, он может заплакать, а при продолжении пения, опять успокаивается.
В календаре развития 3 месяца, дети спят намного меньше, кушают по требованию, но не больше чем 5 – 6 раз в сутки. В этот период малыша очень интересует его тело, он может играть ручками, «гуглить», часто улыбается, чем приносит неощутимую радость своим родителям.
Четвертый месяц
На 4-м месяце жизни в развитии ребенка происходят выраженные изменения, он может более 2-х часов бордствовать, постоянно требует внимания родителей. Малыш может переворачиваться со спины на живот или наоборот, различает вкусы, хорошо слышит окружающие его звуки. В этот период ребенок становится очень интересным, его черты лица приобретают более четкий вид, движения тела четкие и собранные. В этот период малыш различает запахи, более активно растут ногти, волосы. Глаза ребенка двигаются более скоординировано и синхронно, исчезает косоглазость, которая присутствовала в 2 месяца. Если преподнести зеркало к лицу ребенка, он может в нем разглядывать свое изображение и даже улыбается сам себе. Также ребенок начинает издавать первые четкие звуки, постоянно привлекает и требует внимания взрослых.
Пятый месяц
Пятый месяц от рождения один из главных периодов, поскольку именно в это время родители должны внимательно рассмотреть, что умеет их ребенок. На данном этапе ребенок должен уметь самостоятельно переворачивается с живота на спину и наоборот, уверено держать разные предметы в руке, различать родных людей от чужих. Пятимесячный ребенок должен уметь поднять упавшую возле него игрушку. У некоторых деток в этот период появляются первые зубки, присутствует повышенное слюноотделение. На фоне прорезывания зубов ребенок может капризничать, присутствует риск повышения температуры. В этом возрасте малыш более гибкий, поэтому родителям нельзя оставлять его без присмотра на диване, в коляске или пеленальном столике, поскольку он может скатится на пол и получить травму.
Шестой месяц
В календаре 6-го месяца развития говорится, что кроха в этот период должен самостоятельно переворачиваться, садится, подымать упавшие предметы, сидеть и ползать. Родители в этот период имеют возможность впервые услышать слоги «ма», «ба», «па». Начиная с этого возраста, взрослые должны позаботится о том, чтоб ребенка окружали только безопасные предметы, поскольку ему интересно все вокруг. Начиная с 6-ты месячного возраста мама вводит прикорм. Меню крохи становится более разнообразным.
Седьмой месяц
Ребенок на 7-м месяце жизни часто издает простые слова - «дай», «мама», «папа», повторяет окружающие его звуки. Большинство детей в этом возрасте уверено сидят, ползают, могут сползать с дивана на пол. Малыш очень любит исследовать окружающие его предметы и все пробовать на вкус, а когда получает желаемую вещь, начинает радоваться. Практически у всех деток на 7-м месяце появляются первых верхних два зуба. У некоторых детей зубки могут прорезаться гораздо раньше или позднее.
Восьмой месяц
На 8-м месяце малыш должен уверено сидеть, отталкиваться ногами от пола, начинает делать первые шаги, держась за мебель или руки взрослого. На данном этапе родители могут готовится к появлению первых шишек и синяков. Речь ребенка более четкая, он хорошо понимает запреты мамы, хотя и не всегда слушается. В этом возрасте ребенок может кушать мягкие продукты.
Девятый месяц
Календарь развития ребенка уверяет, что малыш в 9 месяцев может самостоятельно вылезти на стул, открывать ящики и рассматривать их содержание. Ребенок этого возраста хорошо понимает некоторые слова мамы, при этом всегда стремится их повторять. Некоторые дети питаются делать первые шаги, очень быстро ползают. Если ребенок в 9 месяцев не стоит крепко на ножках, но при этом отталкивается ими лежа или сидя, ничего страшного, возможно ему еще рано.
Десятый месяц
В десять месяцев малыш может свободно передвигается по комнате ползком или на четвереньках, часто улыбается, радует родителей новыми словами, часто пытается копировать взрослых. В этом возрасте ребенка больше интересуют мелкие и яркие предметы, которые он обязательно будет тянуть в рот. Некоторые дети на данном этапе роста начинают без посторонней помощи делать первые шаги.
Одиннадцатый месяц
Ребенок в 11 месяцев хорошо понимает, о чем говорят взрослые, он умеет различать настроение мамы. Малыш умело копирует голоса, много говорит, хотя речь не всегда понятна окружающим, при этом ее хорошо понимает мама. В этот период ребенок умеет самостоятельно и уверено сползать с кровати, играет игрушками. В 11 месяцев врачи рекомендуют родителям покупать яркие и развивающие игрушки: кубики, конструктор. Ребенок не должен в 11 месяцев кушать из бутылочки или увлекаться соской, родители должны учить его пользоваться ложкой, тарелкой и кружкой. У некоторых детей в 11 месяцев присутствует более 6 зубов, в то время как у других они только начинают появляться.
Двенадцатый месяц
Когда ребенку исполнилось 12 месяцев от рождения, он должен уметь многое. К этому моменту многие дети уже хорошо и крепко стоять на ногах, самостоятельно передвигаются. Если ребенок к этому периоду еще не ходит сам, родителям не стоит волноваться. Многие детки свои первые шаги делают после года. Годовалый малыш уже может говорить короткими приложениями, хорошо понимает маму и ее настроение. В этот период детям нравиться слушать маму, рассматривать разноцветные картинки. Родители должны уделять особое внимание своим малышам, они могут покупать развивающие игры. Взрослим нужно быть предельно внимательными, поскольку в этот период ребенок может на улице подымать разные предметы, пробовать их на вкус. Доктор Комаровский рекомендует родителям с 1 года говорить с ребенком на простом литературном языке, без сюсюканий. Это поможет ему в дальнейшем правильно выговаривать слова. Взрослые должны помнить, что годовалый ребенок часто копирует родителей, как «губка» впитывает все слова, реагирует на крик, поэтому взрослые должны в некоторых случаях быть внимательны в своих высказываниях и не подавать плохой пример маленькому члену семьи.
Родители должны помнить, что первый год жизни ребенка – наиболее важный период, поскольку именно на протяжении 12-ты месяцев происходит формирование характера, навыков и привычек малыша. Взрослые должны приложить все усилия на то, чтоб малыш правильно развивался, уделять ему как можно больше внимания, постоянно дарить нежность, любовь и свою ласку.
Особенности первого года жизни ребенка
В первые 12 месяцев жизни ребенка, малыш учиться ползать, сидеть, говорить, улыбаться и ходить. Родители всегда радуются любому достижению малыша, уделяют ему максимально внимания, чтоб он рос и развивался в хороших условиях. Многие родители изучают разную литературу по развитию малыша, следят за календарем развития и очень волнуются, когда их малыш не успевает по тем показателям, которые прописаны в книгах. Доктор Комаровский неоднократно заявляет, что такие календари предназначены только для того, чтоб родители имели воображение о развитии малыша. Он всегда говорит, что одинаковых детей нет и если ребенок чуть отстает по книге, повода для волнения не должно быть. Если все же родителей что – то беспокоит в развитии их ребенка, нужно не терзать себя сомнениями, не искать ответ в Интернете, лучше обратиться за консультацией к участковому педиатру, который ведет ребенка с самого рождения.