По какому календарю отмечается пасха. Как рассчитывается Пасха? Как считается православная Пасха: правила и примеры

На самом деле, ответ довольно прост - так уж сложилось исторически. А ещё и потому, что должна традиционно выпадать на воскресенье. Но увы, число 365 нацело на 7 не делится, поэтому даты воскресений тоже смещаются. Вот только не всё так просто. Поэтому сайт и расскажет вам, почему Пасха отмечается в разные дни

Небольшой исторический экскурс

Что вообще такое Пасха и как люди вообще могли определять, когда она должна была отмечаться? Обо всё этом довольно подробно описано в Библии. Всё же более эффективного источника информации, касающейся раннехристианских традиций, не найти. И вот согласно этим данным, Иисус Христос был схвачен, осуждён и казнён непосредственно после празднования иудейского праздника Пейсах, посвященного уходу иудеев из Египта под предводительством Моисея.


Вот только и этот праздник был привязан не к солнечному календарю, а к лунному, поэтому тоже каждый год смещался. Но что мешало христианам просто зацепиться именно за этот Пейсах и отмечать Пасху в следующее воскресенье после него? Ответ прост - отношение к иудеям.

Увы, несмотря на общие исторические и религиозные корни, эти две религии очень долго не могли существовать мирно. Поэтому привязывать светлый праздник воскресения Сына Божьего к чему-то иудейскому никому не хотелось.

Почему Пасха отмечается в разные дни?

И вот на Первом Вселенском Соборе от 325 года, когда все видные христианские деятели собрались, чтобы наконец-то совместными усилиями постановить, что же представляют собой догматы христианства, основные праздники, особенности богослужения и прочее, обсуждался и вопрос празднования Пасхи.


И было постановлено, что она должна отмечаться в первое воскресенье после первого новолуния, наступающего после весеннего равноденствия. Причём если полнолуние выпадает на воскресенье, то это не считается, и Пасха выпадет на следующее.

Итак. Весеннее равноденствие у нас тоже плавающее - чаще всего выпадает на 20, 21 и 22 марта. Полнолуния, опять же, плавающие. Лунный календарь с солнечным в принципе слабо совпадает. Вот поэтому Пасха и может праздноваться начиная с 4 апреля, заканчивая 8 мая. В 2018 году, например, это событие будет 8 апреля. А в следующем 2019 - 28 апреля.

Однако на этом споры о праздновании Пасхи не закончились. В 664 году был реальный конфликт между христианами города Уитби, у которых Пасху было принято отмечать с 14 по 22 лунный день, хотя и в воскресенье, и официальными церковными властями. Спор завершился в пользу ортодоксальной традиции, местным пришлось подчиниться.


Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать, почему тоже не всегда отмечают пасху в один день. Кроме 2025 года - тогда даты пасхи у них снова совпадут.

Пасха, Воскресение Христово - древнейший и самый важный христианский праздник.

Праздник Пасха установлен в честь Воскресения Иисуса Христа - центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения.

Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой.

Дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Пасхалия - методика расчёта даты Пасхи.

Для расчета даты Пасхи используются две различные пасхалии:

  • Католическая церковь использует григорианскую пасхалию
    (день равноденствия (3 апреля) рассчитывается по григорианскому календарю).
  • Православная церковь использует александрийскую пасхалию
    (день равноденствия (21 марта) рассчитывается по юлианскому календарю).

В александрийской пасхалии расчётное пасхальное полнолуние происходит в XX-XXI вв на 4-5 дней позже реального астрономического полнолуния вследствие накопившейся погрешности.

Алгоритм для вычисления даты православной Пасхи

Для перевода на новый стиль дату, как известно, нужно сдвинуть вперёд на 13 дней в 20-м и 21-м веках.
Православная пасха в 20-м и 21-м веках происходит в период с 4-го апреля по 8-е мая.

Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).

Пример расчета даты православной Пасхи

  1. Для заданного года (Y) определяется пасхальное полнолуние (pp):
    pp = (19·(Y mod 19) + 15) mod 30
  2. Полнолуние (Y) = 21 марта + pp где
    Y - номер года от Рождества Христова,
    m mod n - остаток от деления нацело m на n.
  3. Если значение Полнолуние(Y) 31, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.
  • pp = (19x(Y mod 19) + 15) mod 30

2. Определяем полнолуние в

3. Определяем поправку для дня (b)

  • b = (2x(Y mod 4) + 4x(Y mod 7) + 6xpp + 6) mod 7

4. Определяем дату Пасхи (d) f = (pp + b)
если (f) > 9, то Пасха будет (f - 9) = d апреля ст. стиля,
иначе (22 + f) = d марта ст. стиля.

Как вычислить дату Пасхи? Моя бабушка умела вычислять дату Пасхи каким-то методом.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Правила, определяющие время празднования Пасхи были выработаны в III веке Александрийскою церковью и закреплены постановлениями I Вселенского (325 г.) и поместного Антиохийского (341 г.) соборов. Установление это сохраняет силу до настоящего дня: праздновать Пасху в первый воскресный день с наступлением полнолуния в день или сразу же после весеннего равноденствия. Святыми отцами при этом было строго определено совершать этот главный христианский праздник только после еврейской Пасхи. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Следовательно, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, т.е. 21 марта (4 апреля по григорианскому календарю) и не позже 25 апреля (8 мая). В древней Церкви вычисление пасхального дня было поручено епископу Александрийскому, потому что александрийцы пользовались наиболее точным 19-ти летним циклом (открытым древнегреческим астрономом Метоном,V в. до Р.Х.), после которого полнолуния и фазы Луны приходились на те же дни месяца, как и предыдущие.

Человек неграмотный сам вычислить время Пасхи не может. Ваша бабушка, по-видимому, совершала простейшее действие: с наступлением Великого поста по его продолжительности (48 дней) определяла день Светлого Христова Воскресения. Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 – 1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е – 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 – 9 = 1апреля (Юлианского календаря).

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

От чего зависит дата Пасхи в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день, нас уже больше 50 000 человек. Еще одно, что бы не происходило в вашей жизни: беда, болезнь, унынье, злоба, гнев, неблагоприятные обстоятельства, ПОМНИТЕ, вы не одиноки, с вами Бог и он вас любит такими, какие вы есть! Молитесь Богу. Господь все устроит. Ангела Хранителя Вам!

Пасха в христианской религии считается торжеством торжеств и праздником праздников, от которой зависит все остальные праздники, так называемого Пасхального круга. Но, как известно этот праздник не имеет определенной даты празднования, а узнать о том почему Пасха каждый год в разные даты и как правильно ее определять поможет нижеописанная статья.

Почему пасха празднуется в разные даты

В православной религии существуют как преходящие праздники, то бишь дата празднования, которых не имеет четко установленного дня, так и непреходящие, а именно те празднования, которые совершаются в один и тот же день ежегодно.

Одним из главных переходящих праздников, от дня проведения которого зависит чуть ли не большая часть богослужебного годичного круга является Пасха. Как правило, от нее зависит дни празднования Пятидесятницы, праздника Входа Господнего в Иерусалим, Вознесение, начало поста Великого и не только. К этому дню христиане пекут куличи пасхи и красят яйца, убираются в доме.

В воскресении Христовом по рождестве, проведение этого Светлого праздника разделялось на христианское и иудейское, однако в те время определенного расчета даты празднования еще не было установлено.

Для первых верующих людей было достаточно проводить празднование в первое воскресенье спустя 7 дней после иудейского Воскресения Христового. Но после того, как Иерусалим пал в руины и произошло рассеивание народа еврейского был утерян их главный ориентир в виде созревших колосьев и перед ними возник вопрос, как выполнить расчет даты Пасхи. Ответ нашелся довольно быстро, евреи, а за ними и христиане стали использовать для определения дня празднования лунные и солнечные календари.

Стот заметить что как определяется день Пасхи у православных - довольно сложно рассчитать. Основное правило при этом формулируют так: «Воскресение Христово справляют весной в первое воскресенье после полнолуния, которое наступает вслед за весенним равноденствием».

То есть, при расчете необходимо учитывать такие факторы:

  • лунный календарь (обращение ночного светила вокруг земной оси);
  • солнечный календарь (то есть обращение нашей планеты вокруг Солнца);
  • общепринятый день празднества – воскресенье.

В случае если наступление полнолуния приходится раньше 21 марта (дня весеннего равноденствия), то по пасхальным учитывается последующая фаза луны. А если же пасхальное полнолуние приходится на воскресенье, то тогда Светлое Воскресение Христово отмечается в следующее воскресенье.

Следует отметить, что при вычислении дня Воскресения Христова также можно использовать и математический метод, который выглядит следующим образом:

  1. Необходимо поделить число текущего года на цифру 19, а получившийся остаток обозначить буквой «А».
  2. Остаток, который получен от деления числа текущего года на 4, обозначается буквой «B», а через букву «C» обозначить остаток от деления числа текущего года на 7.
  3. Величину 19xА+15 и затем разделяем на 30. Полученный остаток назовем буквой «D».
  4. Остаточное число при делении на 7 величины 2xB+4xC+6xD+6 именуем «E».
  5. Выражение 22+D+E – определяет, когда будет совершаться празднования для первого весеннего месяца, а для апреля – D+E-9.

Например: берем 1996 г. от деления которого на число 19 получаем остаток 1 (A). При выполнении деления на 4 остаток будет равен нулю (B). Деля число года на 7 в конечном и тоге в остатке получим 1 (C). При продолжении вычислений, получаем следующие значения: D=4, а E=6. Исходя из этого следует, что 4+6-9=1, то есть день празднование Воскресения Христово приходится на первое число второго месяца весны.

Каждую весну с пробуждением природы верующие некоторых конфессий отмечают день Пасхи. Он стал отправной точкой для многих сопутствующих традиций в ряде стран. Англичане приобретают к празднику новую одежду, шведы жгут костры, которые, якобы, должны отпугивать нечисть, в Латинской Америке проводятся красочные шествия и карнавалы и т.д.

Кто впервые сталкивается с ритуалом проведения праздника, проходит через выяснение обязательно возникающих вопросов – почему дата православной Пасхи каждый год проходит в разные дни и почему меняется, от чего зависит дата Пасхи следующего года, как рассчитать день Пасхи и т.п.?

Видео-обучение «Как рассчитать день Пасхи»

Католики и православные ведут расчет по пасхалиям. Тогда возникает очередной вопрос, почему Пасха в разные дни весны, ведь расхождение иногда бывает с разницей почти в месяц? Вопрос усложняется тем, что обе конфессии признают, что дата праздника выпадает на воскресенье, следующее за весенним новолунием.

Пока все сходится. Тогда, от чего зависит дата, как определить ее?

Разница в летоисчеслении. Католики ведут его по григорианскому, а православные – по юлианскому календарю. Поэтому, кто хочет знать, как рассчитать, на какую дату в конкретный год выпадет праздник, должен, как минимум, запомнить два периода:

  • по старому стилю Пасха выпадает на время с 22 марта по 25 апреля;
  • по новому стилю этот период попадает на время с 4 апреля по 8 мая.

В еврейских традициях праздник Пасхи, Песах, отмечается в Израиле семь дней, на день больше, чем в других странах. Он символизирует освобождение народа из-под рабского гнета египтян. Здесь дата выпадает на канун 15-го дня месяца нисана.

Расчет сложный. Отталкиваясь от конкретных условий, в расчет берут такие значения:

  • солнечный календарь, т.е. время обращения Земли вокруг Солнца;
  • лунный календарь, т.е. время обращения Луны вокруг Земли;
  • праздник отмечается в воскресенье.
  1. Если полнолуние начинается раньше 21 марта, то следующее полнолуние - пасхальное.
  2. Если пасхальное полнолуние совпадает с воскресеньем, то Пасха отмечается в следующий выходной.
  3. Время празднования – весна.

При этом применяется довольно сложная формула с конкретными составляющими. Никакие – ни простые, ни более уточненные варианты, как высчитать дату Пасхи, не отражают тех перипетий, которые происходили и остаются вокруг темы, кто лучше знает, как определить или, как вычислить настоящую дату празднования. Но есть обязательные условия, в рамки которых должен «вписаться» результат расчетов.

  1. Пасха отмечается после весеннего равноденствия.
  2. Пасху не отмечают день-в-день с иудеями.
  3. Празднуют Пасху после равноденствия и обязательно после первого последующего полнолуния.
  4. Пасха отмечается после полнолуния, в воскресенье, т.е. в первый день Седмицы.

Чтобы не ошибиться в вычислении даты празднования Пасхи, лучше ориентироваться по церковным пасхалиям – специальным таблицам, которые составляют священнослужители. Если есть желающие, предлагаем для контроля расчетов воспользоваться одной из таких таблиц на ближайшие годы:

Как рассчитывается дата празднования Пасхи?

Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования не является фиксированным, а определяется по лунно-солнечному календарю, - сообщает «irusalimprayer.blogrus.ru».

Расчет даты Пасхи сложен. Общее правило формулируется так: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - это полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.

В расчете, таким образом, участвуют следующие факторы:

Обращение Земли вокруг Солнца (солнечный календарь);

Обращение Луны вокруг Земли (лунный календарь);

Установленный день праздника - воскресенье.

Если полнолуние наступает раньше 21 марта (день весеннего равноденствия), то пасхальным считается следующее полнолуние. А если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Но поскольку Православная и Католическая Церкви используют разные календарные системы, то и даты Пасхи и связанных с нею праздников, как правило, бывают разными.

Дата Пасхи в Православии определяется в соответствии с 7-ым апостольскими правилом («Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина»), правилом Первого Вселенского Собора 325 г в городе Никее («Признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…» ) и 1-ым правилом Антиохийского поместного Собора о времени празднования Пасхи.

Из этих постановлений следует, что это празднование должно совершаться не ранее иудейской пасхи и не одновременно с ней; однако они не указывают ни календарной системы, ни месяцев, ни чисел - в них нет точного технического правила для определения времени празднования Пасхи.

В 1054 году Православная и Католическая Церкви окончательно разделились. Сложившаяся к тому времени православная пасхалическая традиция получила следующее запечатление в «Синтагмах» Матфея Властаря (XIV в.):

«Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания.

Первое - мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия.

Второе - не праздновать вместе с иудеями в один день.

Третье - праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия.

И четвертое - после полнолуния не иначе как в первый день седмицы

(то есть в воскресенье)».

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. В результате католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц, что противоречит православной традиции. За Римской Церковью последовали и западные протестанты.

В ответ на это было принято Определение Константинопольского Собора 1583 года, которое гласит: «Кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема - отлучить от Церкви и собрания верных».

Чтобы вычислить день Пасхи, можно пользоваться пасхалиями - специальными таблицами, которые составляет церковь.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской пасхалии :

где - остаток от деления нацело m на n.

Мир, Любовь и Благополучие - всем живущим на планете Земля!

Как определяется дата празднования Пасхи

Православная Пасха всегда празднуется в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Эта дата привязана к движению Земли вокруг Солнца и изменениям Луны. Такой подход к определению даты Пасхи был утвержден отцами Первого Вселенского Собора, происходившего в 325 году.

Стоит при этом уточнить, что сам принцип ее вычисления был перенят у иудеев и связан с обстоятельствами самой первой Пасхи - Воскресения Христа, которое, как известно из Евангелия, произошло на следующий день после еврейской Пасхи (Песах). Евреи праздновали Песах в память исхода из Египта. Дата их Пасхи высчитывается точно по такому же принципу, что и дата православной, а также католической Пасхи.

Особенности солнечного и лунного календарей

Уже тысячи лет человечество использует два типа календарей:

  • Солнечные календари, астрономическую основу которых составляет тропический год, а именно период годичного обращения Земли вокруг Солнца (365,2 дней).
  • Лунные календари построены на основе законченного периода чередования лунных фаз (по этим календарям месяц составляет 29,5 суток, год - 354-355 суток).

Солнечные календари не совпадают с лунными, поэтому последние принято называть блуждающими, потому что месяцы в них не согласованы с временами года. К примеру, в нашем солнечном календаре месяц январь всегда бывает зимой, а в мусульманском календаре Мухарарм (первый месяц) может быть как зимой, так и летом.

Солнечные календари были более присущи оседлым народам, жизнь которых зависела от времени года; а лунные календари – кочевым народам. Синтез этих двух вышеназванных календарных систем - месячно-солнечный календарь в наше время используется только в государстве Израиль.

Как же была решена проблема сопоставления этих систем времяисчисления? Самое удачное решение предложил грек Метон, который в 432 году до н.э. В основу он положил 19-летний цикл, названный впоследствии по его имени «метоновым» . Он доказал, что если к 239 месяцам (19 лунных лет) прибавить семь лунных месяцев, то этот период будет точно соответствовать 19 солнечным годам.

Ныне этот «метоновый» 19-летний цикл используется для вычисления даты Пасхи. Чтобы узнать дату Пасхи, календарь полнолуний накладывается на наш привычный солнечный календарь.

Просто смотрим, когда будет первое полнолуние после весеннего равноденствия (21 марта), и в первое воскресенье после этого полнолуния - Пасха.

Кстати, византийский ученый Матфей Власарь, живший в XIV веке, благодаря метонову циклу высчитал дни Пасхи на два тысячелетия вперед!

Почему православная, католическая Пасха и еврейский Песах чаще всего празднуются в разные дни?

Причина заключается в использовании разных календарей: юлианского (так называемый старый стиль, принят у православных) и григорианского (новый стиль, принят у католиков).

☀ 7 СЕКРЕТОВ СЧАСТЬЯ: ☀

Чтобы быть Счастливым Человеком, надо менять свой внутренний мир, отношение к окружающим и взгляд на мир. Существует 7 секретов Счастливого Человека. Все они кажутся на первый взгляд очень простыми, но на самом деле их не так-то просто соблюдать.

Секрет Счастья: меньше думайте, больше любите и радуйтесь. Все наши проблемы в жизни из-за беспокойного ума, который никак не может угомониться и все время думает-думает.
Надо уметь отпускать Ум, хотя бы на время.

Секрет Свободы: не волноваться о том, что думают о тебе другие. Эта проблема существовала во все времена. сколько людей, столько и мнений и всем Вы точно не угодите. Каждый человек – индивидуален, поэтому не стоит отравлять себе жизнь и быть зависимым от чужого мнения, у Вас должно быть свое собственное. Конечно, если Вы хотите казаться лучше, чем есть – это совсем другой случай. Здесь уже речь идет о слишком большом ЭГО, которое не сослужит хорошую службу Вам. Тем более, что все тайное когда-нибудь становится явным.

Секрет Любви: дарите Любовь и не переделывайте Любимых. Закон кармы никто не отменял: то, что Вы посылаете во Вселенную, то Вы и получаете. И притом в двойном размере.Научитесь принимать людей такими, какие они есть, не надо их ломать и пытаться переделать под себя -эгоиста. Если что-то не устраивает – лучше поговорить по душам и найти общее решение, которое устроит Вас обоих. Пока Человек сам по собственному желанию не захочет осознать и что-то изменить в себе – Вы ничего хорошего не добьетесь, только испортите отношения.

Секрет Реальности: мысли – материализуются. Как писал Паоло Коэльо: «Если человек чего-то захочет, то вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы его желание сбылось». Так что будьте аккуратнее со своими желаниями и мыслями.

Секрет Дружбы: не осуждать и не критиковать. Как написано в Библии: «Не судите, да не судимы будете». Порой мы торопимся осудить человека, его поступки, даже не зная о причинах того, что побудило его к тем или иным действиям. И нам кажется, что тот или иной человек в чем-то неправ. А вот Вы сами правы – такое встречается сплошь и рядом. Если Вы будете осуждать людей, разве это что-то изменит в них самих? Все мы люди разные: с разными недостатками и достоинствами, но в этом и индивидуальность каждого. Надо научиться принимать всех такими, какими они являются, не критиковать и не осуждать. А если Вы что-то хотите изменить в этом мире – лучше начните с себя, потому что: «в чужом глазу соринку видим, в своем бревна не замечаем».

Секрет Красоты: полюбите себя. Здесь опять хочется написать о принятии. Научитесь принимать себя таким, каким создал Вас Господь. займитесь своим духовным развитием – это будет полезно для Вас и окружающего мира.

Секрет Богатства: сначала научитесь отдавать, а потом получать. Вот поистине сложное правило для века потребителей. Чем больше мы в этом жизни отдаем – тем больше получаем – закон бумеранга. А еще главное – не просто отдавать, а отдавать от сердца и совсем не важно, что мы отдаем: материальные вещи, знания, опыт, любовь – все должно идти от сердца на Благо Всем Живым Существам.

Дата празднования Пасхи по годам

Ежегодно Пасха отмечается в разные даты. Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования - не определенная дата, он определяется по лунно-солнечному календарю. Этот день выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).

Чтобы вычислить день Пасхи , можно пользоваться пасхалиями - специальными таблицами, которые составляет православная церковь. От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, числа которых меняются каждый год. Это переходящие праздники: Вознесение Христа - сороковой день после Пасхи, Троица (Пятидесятница) - пятидесятый день после Пасхи, День Святого Духа - следующий день после Троицы.

Можно вычислить очередную дату Пасхи по специальным таблицам самостоятельно, а можно воспользоваться уже готовыми таблицами Пасхальных дат .

Главный недостаток юлианского календаря

Юлианский календарь, до сих пор поражающий воображение своей простотой, был введен Юлием Цезарем в 45 году до нашей эры. Он должен был решить расхождение между традиционным египетским календарем, в котором всегда было 365 дней в году, и периодом прохождения Солнца между двумя точками равноденствия (момента, когда центр Солнца пересекает небесный экватор). Он составляет 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд. Юлианский календарь предложил исправить это расхождение, добавляя каждые 4 года 1 дополнительный день. Такой год стал называться високосным, и длится он 366 дней. Юлианский календарь при всей своей простоте содержал в себе одну ошибку. Раз в 128 лет расхождение между реальными точками весеннего и зимнего равноденствия и календарной датой по юлианскому календарю составляло 1 день. Иными словами, каждые 1280 лет точка равноденствия будет смещаться на 10 дней. Рано или поздно мог бы настать момент, когда на календаре у нас в стране было бы первое января, и за окном бы весело щебетали птицы; а в далеком будущем мы бы встречали новый год по юлианскому календарю в летнюю жару.

Папа Григорий XIII постановил: 4 октября 1582 года прибавить 10 суток и считать следующий день 15 октябрем. Сделал он это для того, чтобы исправить ошибку юлианского календаря (1 день в 128 лет) и вернуть «правильную» с астрономической точки зрения пасхалию. Нетрудно заметить, что за время, прошедшее с момента григорианской реформы, расхождение между календарями достигло 13 дней. Произошло это вот почему. В Григорианском календаре последний год века не является високосным, если он без остатка делится на 400. В юлианском же календаре високосные годы строго следуют один раз в 4 года. В результате, к 2100 году расхождение между календарями достигнет не 13, а 14 дней, и нашим потомкам придется праздновать Рождество уже не 7, а 8 января по новому стилю.

Таким образом, юлианский календарь отстает от григорианского, следовательно, весеннее равноденствие по календарю нашей Православной Церкви наступает позже на 13 дней. И если полнолуние наступает в течение этих 13 дней, то у католиков наступает Пасха. У православных же это полнолуние не считается весенним, поскольку оно случается до весеннего равноденствия (однако по григорианскому равноденствие уже наступило). Православные ждут следующего равноденствия, и только тогда празднуют Пасху - Светлое Воскресение Христово.

У евреев, как было сказано, свой солнечно-лунный календарь, основанный на метоновом цикле, отличный от юлианского и григорианского. В нем равноденствие - 26 марта. А поскольку в каждые 19 лет полнолуние случается трижды в период между 21 и 26 марта, то оно для католиков является весенним, а для иудеев - нет. Тогда католическая Пасха бывает в марте, а еврейская (Песах) - в апреле (после следующего полнолуния, которое евреи уже считают весенним).

Православные, руководствуясь апостольскими постановлениями и Священным Писанием, считают празднование христианской Пасхи перед еврейской недопустимым. Получается, что католическая Пасха может быть до еврейской, а православная Пасха однозначно может быть только после еврейской.

Православный метод вычисления Пасхи имеет явное преимущество: в нем невозможно празднование Пасхи до Песах, что соответствует Писанию и апостольским установлениям. Седьмое апостольское правило звучит так: «Аще кто, епископ, или пресвитер или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен из священного чина ».

Католическая Пасха, несмотря на большую астрономическую точность, не всегда соответствует Священному Писанию, так как все евангелисты сообщают, что Господь воскрес после еврейской Пасхи.

Математический метод определения даты Пасхи

Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е – 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1 (с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 – 9 = 1 апреля (Юлианского календаря).

В начале эры большинство христианских церквей имели собственные пасхалии.

На I Вселенском Соборе в Никее было предложено отмечать всем христианам в один день.

С этого момента в христианском мире стала распространяться александрийская пасхалия как наиболее простая система, удовлетворяющая требованию: Пасха должна быть в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (полнолуние после весеннего равноденствия).

В VIII в. эту пасхалию целиком приняла и Римская Церковь.

В 1583 г. Римско-католическая Церковь при папе Григории XIII произвела реформу календаря, перейдя на т.н. григорианскую пасхалию. Эта пасхалия является более точной астрономически, но много более сложной чем Александрийская.

Расчёт даты Пасхи

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

  • Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);
  • Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);
  • Установленный день празднования - воскресенье.

Правило звучит так: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - это первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.

Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти круг Луны - её положение в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н.э. круг Луны равнялся 2, соответственно в год Y от Р. Х.

Круг Луны = остаток от (Y- 2)/19;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями равна 11. Число дней лунного месяца равно 30. Для расчёта используется золотое число Метонового цикла - G=круг Луны + 3;

Основание = остаток от (11·G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание;

Полнолуние = Новолуние + 14;

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресение, то Пасха празднуется в следующее воскресение.

Однако православная и католическая Пасха используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Вычисление даты православной Пасхи

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии.

где - остаток от деления нацело m на n.
Если значение Полнолуние(Y)< 32, то дата полнолуния будет в марте; Если значение Полнолуние(Y)>= 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

Немецкий математик Карл Фридрих Гаусс в XVIII веке предложил формулу вычисления Пасхи ( - остаток от деления нацело m на n)

  • a = [(19· + 15) / 30] (например, = 12, а = [(19·12 + 15)/30] = 3, Полнолуние(2007) = 21 марта + 3 = 24 марта)
  • b = [(2· + 4· + 6·a + 6) / 7] (например, = 3, = 5, итак для 2007 года b = 1)

Если (a + b) > 9, то Пасха будет (a + b − 9) апреля ст. стиля, в противном случае - (22 + a + b) марта ст. стиля. Получаем 22 + 3 + 1 = 26 марта (ст. ст) или 26 марта + 13 = 8 апреля (н. ст.)

Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю. (В XX-XXI вв. это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. стилю).

Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).

Российский инженер-конструктор Константин Чайкин в 2007 г. впервые в мире разработал и создал механические часы, автоматически (вечно) вычисляющие дату православной Пасхи на каждый год по юлианскому календарю.

Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение в в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.

Вычисление даты католической Пасхи

Католическая Пасха рассчитывается по Григорианской Пасхалии.
В XVI в. Римско-католическая Церковь провела календарную реформу, целью которой было ввести новый способ пасхальных расчётов. Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями - 13 дней в XXI в. Католическая Пасха в 45% случаев на неделю раньше православной, в 30% случаев совпадает, 5% - разница в 4 недели, и 20% - разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

  1. G = (Y mod 19) + 1 (G - так называемое «золотое число в метоновом» цикле - 19-летнем цикле полнолуний)
  2. C = (Y/100) + 1 (если Y не кратен 100, то С - номер века)
  3. X = 3*C/4 − 12 (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосные)
  4. Z = (8*C + 5)/25 − 5 (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу)
  5. D = 5*Y/4 − X − 10 (в марте день - D mod 7 будет воскресенье)
  6. E = (11*G + 20 + Z − X) mod 30 (эпакта - указывает на день наступления полнолуния)
  7. ЕСЛИ (E = 24) ИЛИ (E = 25 И G > 11) ТО увеличить E на 1
  8. N = 44 − E (N-е марта - день календарного полнолуния)
  9. ЕСЛИ N < 21 ТО увеличить N на 30 10. N = N + 7 − (D + N) mod 7 11. ЕСЛИ N >
  10. N = N + 7 − (D + N) mod 7
  11. ЕСЛИ N > 31 ТО дата Пасхи (N − 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта

Пасха (православная пасхалия) определяется по правилу которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г), в городе Никее. По этому правилу Пасха бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи. Постановления (каноны) Вселенских Соборов нельзя менять.

Римская Церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого «нового календаря». За Римской Церковью последовали и протестанты. Из за этого у них бывает, что иудейская Пасха бывает после их Пасхи, что является нарушением постановления Первого Вселенского Собора.

Как определяется дата Пасхи?

Определение даты Пасхи — один из самых древних спорных вопросов в истории Церкви.
В период со II по VIII в. проходили многочисленные дискуссии на эту тему: раскол четыредесятников во II в., первые установления пасхальных циклов в III в., спор на Никейском Соборе 325 г. и другие.

Изначально почти все христиане совершали Пасху по иудейскому календарю, и лишь меньшинство («четыредесятники») совершали ее 14 числа месяца нисана (первый месяц иудейского календаря), и еще другие в воскресенье, следовавшее за этой датой.

Первые таблицы расчета появились во II в., изобилуя многими противоречиями, поскольку иудейский пасхальный праздник является неподвижным по лунному календарю и подвижным по календарю солнечному…

Лунный год короче солнечного ровно на 11 и 1/4 дня, следовательно, фиксированный день (14 число нисана), согласно солнечному календарю, постоянно сдвигается, то же самое происходит и с мусульманским Рамаданом.
Через определенные промежутки времени необходимо добавлять один месяц, в этом случае год называется «эмболическим». Серия расчетов, установленных для определения даты празднования Пасхи называется «пасхальными правилами» (Пасхалией).

Таким образом, история оставила нам расчет Ипполита , сделанный в 222 г. и охватывающий 16-летний период; в 243 г. один неизвестный латиноязычный автор предложил внести некоторую поправку, приняв 28 марта за дату новолуния.

Спустя несколько лет был составлен так называемый «laterculus Augustalis», который установил более точный восьмидесятичетырехлетний пасхальный цикл, использовавшийся в Риме с 213 по 312 г., когда он был заменен на paschalia Romana supputatio vetus, также с восьмидесятичетырехлетним циклом, в котором дата Пасхи должна была обязательно приходиться на день между 25 марта и 21 апреля.

Христианский Восток изначально придерживался шестнадцатилетнего цикла, рассчитанного епископом Дионисием Александрийским («Paschalia Alexandrina», «Александрийская Пасхалия»).

Мы почти ничего не знаем об этом цикле, кроме того, что он не допускал совершения Пасхи до равноденствия.

Около 280 г. утвердился Анатолий, епископ Лаодикии Сирийской, известный составитель пасхалий, создавший систему, в целом используемую и сегодня.
Он установил девятнадцатилетний цикл с 235 лунными месяцами, соответствующими 19-ти юлианским годам, в котором Пасха не должна была быть раньше равноденствия, приходящегося на 19 марта, и позднее 25 апреля.

В ходе спора начала IV в. другой Александрийский епископ, Петр, защищал традиционные иудейские расчеты от критики некоего Трицентия: подобная дискуссия продлилась вплоть до Никейского Собора 325 г., пройдя через Собор, состоявшийся в Арле в 314 г., чтобы установить дату, которая не зависела бы от «иудейской традиции» (которая, впрочем, не уточняется).

Эдиктом императора Константина запрещалось совершать Пасху до равноденствия, исключенного из иудейских расчетов после разрушения Иерусалимского храма.

Таким образом Собор практически узаконил правило, установленное «Рaschalia Alexandrina».
Впоследствии имели место многие другие пасхальные споры, связанные с вопросами, возникавшими в различных поместных Церквах как на Востоке, так и на Западе и, наконец, с введением нового астрономического календаря, установленного Папой Григорием XIII в 1582 г., исправлявшего ошибки древнего юлианского календаря.

До сих пор существуют раскольнические Церкви, возникшие из-за споров о датах и календарях, как, например, так называемые греческие «старостильники» и другие.

Православная Пасха является «праздников праздником, торжеством из торжеств» для нашей Церкви. От нее зависит ряд других дат церковного календаря: Вход Господень в Иерусалим , Вознесение, Троица, которые образуют так называемый Пасхальный круг. Эти праздники называются переходящими. От чего зависит дата главного христианского праздника и как она вычисляется, мы расскажем в этой статье.

Еврейский Песах

Традиция отмечать Пасху восходит еще к ветхозаветным временам. Только тогда она имела другой смысл и значение, да и название звучало несколько иначе. Еврейский Песах переводится как «миновать, проходить мимо» и связан с событиями избавления израильского народа от порабощения Египтом.

Обычай ежегодно вспоминать и чтить Исход еврейского народа из рабства установил Сам Бог через пророка Моисея. Из Писания мы знаем, что Господь Иисус Христос, пришедший не нарушить закон, но исполнить, тоже принимал участие в этом празднике — после иудейской Пасхи Он и был распят.

Дата празднования Песаха приходилась на период с 14 по 21 число месяца нисана , что приблизительно соответствует нашему марту. Этот месяц был первым в еврейском календаре, ориентиром для определения его начала служил момент созревания колосьев. После разрушения Иерусалима этот ориентир был утрачен, поэтому иудеям пришлось перейти на лунный календарь.

Пасхальный спор

После Воскресения Иисуса Христа, как свидетельствуют историки, первые христиане вначале особым постом отмечали «Пасху крестную» , которая по времени совпадала с еврейской. Она продолжалась до следующего воскресенья, в которое отмечалась уже «Пасха радостная» , или воскресная.

Со временем второе празднование стало главным, уже ко II столетию оно обретает значение ежегодного главного торжества для всех христиан. Большинство верующих отмечало Воскресение Христово в следующее воскресенье после еврейского Песаха. Но не все.

Христиане Ассирии пользовались собственным календарем. Церкви Малой Азии, ссылаясь на авторитет апостола Иоанна Богослова, придерживались иудейского обычая. Празднование Пасхи у них всегда приходилось на 14 день нисана , за что их еще прозвали четыренадесятниками , или квадродециманами .

Наиболее распространенными среди всех верующих были Александрийские пасхалии. Западный мир отмечал Пасху в следующее воскресенье после еврейской, последнюю определяя как полнолуние после дня весеннего равноденствия.

Такая разница в определении даты празднования главного события, от которого зависели многие другие даты, не могла не вносить сумятицу в церковную жизнь, в результате чего возникли так называемые «пасхальные споры». Решить их был призван , который прошел в 325 году в Никее .

Постановление Вселенского собора

Вселенский собор единогласно постановил отмечать Воскресение Господне всем поместным церквям в один день. Что касается самой даты, то это правило звучало следующим образом:

Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния

Под весенним полнолунием подразумевается то, которое наступает после дня весеннего равноденствия. Таким образом, дата определяется из соотношения лунного (полнолуние) и солнечного (день весеннего равноденствия) календарей — на основе солнечно-лунного календаря. Этот принцип и по сей день применяется при вычислении даты православной Пасхи.

Было также согласовано время самого праздника. Собор установил время празднования «в средние часы ночи », что в целом сохраняется и сегодня.

Кроме того, Собор строго запретил совершать праздник «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями». Историки, правда, свидетельствуют, что часть малоазийцев не отказалась от своей традиции, за что была отлучена от Церкви как «иудействующие» еретики.

В основу исчисления постановили взять Александрийские пасхалии как наиболее простые и удобные. К этому времени как в западных, так и в восточных церквях крестная и воскресная Пасхи уже были объединены. Празднование первой из них длилось неделю до воскресенья (соответствует нашей Страстной седмице), второй — неделю после воскресенья (современная Светлая седмица).

Однако название Пасхи для обозначения именно — и только — Воскресения Христова закрепилось в христианском мире лишь в V веке . Тогда же этот день получил название «праздника праздников» , или «царя дней» , и постепенно стал центром богослужебного круга.

Проблема календарных стилей

И все было бы хорошо, мы бы так и отмечали главный праздник со всем христианским миром в один день, если бы с тех пор ничего не изменилось. Но изменения произошли. И связаны они с именем папы Григория XII I. В 1582 г оду он ввел новый календарный стиль, впоследствии названный его именем — григорианский (или «новый стиль»).

С чем это было связано? Все с тем же желанием упорядочить Пасхалии, внести в них большую точность. И здесь нужно сделать небольшое отступление и объяснить, что же до этого было не так.

Дело в том, что до этого времени весь европейский мир жил по юлианскому календарю. Его в 46 году до Рождества Христова составил император Юлий Цезарь по египетскому образцу. В основе этого календаря лежит солнечно-лунная система , по которой год получается длиннее на 11 минут 14 секунд года астрономического.

Из-за несоразмерности солнечного и лунного циклов день солнечного равноденствия, который в 325 году был 21 марта , к концу шестнадцатого века сместился на десять дней назад. Сразу скажем, что и сегодня время празднования православной Пасхи определяется по юлианскому (старому) стилю.

Недовольная этим Римско-католическая церковь провела реформу и ввела свой календарь, основанный исключительно на солнечной системе отсчета. Так она хотела сделать дату праздника фиксированной. Летоисчисление в 1582 году было механически перенесено на десять дней вперед, то есть днем весеннего равноденствия опять стала дата 21 марта.

Сегодня большая часть поместных православных церквей, за исключением Автономной Финской , дату празднования Воскресения Господня определяет по юлианскому календарю. В то же время другие праздники, не привязанные к этой светлой дате (как например, Рождество Христово), многие церкви отмечают по новому стилю. Разница между ними сегодня составляет 13 дней .

Пасха православная и католическая — чья правильнее?

Закономерно возникает вопрос: какой же стиль для определения дня Христова Воскресения лучше? Справедливости ради нужно сказать, что с астрономической точки зрения григорианский календарь, конечно, точнее. Если лишний день по юлианскому летоисчислению появляется через каждые 128 лет , то согласно григорианскому стилю он возникнет только через 3200 лет .

Однако с точки зрения хронологии Евангельских событий новый стиль уступает старому. Это связано с тем, что по григорианскому календарю Пасха может совпадать с еврейской. Иногда она совершается даже раньше, как получилось и в этом, 2016 году : католическое Воскресение Христово пришлось на 27 марта , еврейское торжество начинается только с 22 апреля . В нашей Церкви Пасха 2016 года выпадает на 1 мая.

Поскольку Сын Божий Иисус Христос воскрес после еврейского Песаха, то и празднование этого события не может совершаться раньше — это нонсенс. Именно поэтому его запретил Вселенский собор вплоть до анафемы. О том же гласит и седьмое апостольское правило:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина

Это объясняет, почему Православная Церковь не отказывается от старого стиля. Еще одним неоспоримым фактом истинности этой традиции исчисления является то, что Благодатный Огонь в Храме Гроба Господня сходит именно в день празднования по юлианскому стилю.

Почти в половине случаев католический Светлый праздник Воскресения бывает раньше православного. Приблизительно в 30 процентах случаев они совпадают, что мы будем наблюдать в следующем 2017 году 16 апреля . Обычно разница между двумя традициями празднования составляет более месяца.

Дата православной Пасхи колеблется в пределах с 22 марта по 25 апреля 4 апреля по 8 мая по новому стилю). Если она выпадает на 7 апреля (совпадает с праздником Благовещения ), ее называют Кириопасхой (Господней Пасхой).

Новые попытки реформации

Уже в XX веке неоднократно предпринимались попытки привести к единообразию празднования главного христианского торжества. В 1923 году на Всеправославном конгрессе Константинопольским патриархом Мелетием IV была предпринята попытка ввести новоюлианский календарь, совпадающий с григорианским до 2800 года.

Хотя восточные церкви не поддержали эту идею, спустя год на этот календарь все же перешла Румынская Церковь . Еще позже Антиохийская, Константинопольская, Элладская, Александрийская и ряд других православных церквей под влиянием того же Мелетия тоже перешли на новоюлианский стиль.

В Москве в 1948 году на Совещании Церквей было принято решение, что православная Пасха и все привязанные к ней переходящие праздники должны вычисляться по юлианскому календарю, а непереходящие праздники — по тому, который принят в данной поместной церкви. Полностью юлианским календарем сегодня пользуются лишь Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская православные Церкви , а также Святая гора Афон.

В 1997 году Всемирный совет церквей в Сирийском городе Алеппо предложил зафиксировать дату «торжества торжеств» в солнечном календаре или утвердить одну Пасхалию для всех христиан. Но эта реформа не была поддержана всеми участниками Совета.

Подробнее о разнице между григорианским и юлианским календарями можно узнать из видео: