Пасха каждый год разные дни. Почему пасха каждый год в разные дни

Немногие христиане знают, почему Пасха в разные дни. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно вспомнить историю возникновения праздника и основу расчета его даты. Статистика показывает, что даже знатоки этой темы в двух словах не могут изложить ее суть, так много важных событий здесь переплетается.

Великое воскрессение - один из самых главных христианских праздников, который почитается миллионами верующих, поэтому так важно хотя бы теоретически знать, почему Пасха в разное время. Ведь в современном мире не приходится забивать этим голову. Выпускаются церковные календари с указанием дат всех праздников, а также приходит на помощь интернет, в котором есть уже готовые формулы (нужно лишь поставить год для расчета или найти соответствующую тему).

Как рассчитывается святой день?

День празднования воскресения Иисуса Христа каждый год выпадает на новую дату. Она рассчитывается по специальным формулам, некоторые данные которых являются переменными величинами. Чтобы высчитать дату Христова дня по одной из них нужно знать:

Весеннюю дату, когда день равен ночи
Дату полнолуния, следующего за равноденствием
День недели, в который празднуется Светлое воскресение

Просмотрев многие вычисления, которыми пользуются ученые, пропадает всякое желание попробовать рассчитать дату праздника, так они сложны и требуют определенных знаний, как в области математики, так и астрономии. Почему меняется дата Пасхи?

Определение даты по формуле

Достаточно простая формула, предложенная Карлом Гауссом в начале 19 века, содержит только лишь математические вычисления. Объяснений по поводу данного вычисления он не дал, но по нему можно определить время праздника в любом году.

Действия:

  1. Год (вернее его номер), в который нужно узнать дату Великого дня делится на 19. Остаток = А
  2. Число года разделить на 4 = В
  3. Число года разделить на 7 = С
  4. (19 * А + 15) : 30 = число, а остаток = D
  5. (2 * В + 4 * С + 6 * D + 6) : 7 = число. Остаток = Е
  6. D + Е <= 9, то Пасха будет в марте + 22 дня, если >, то в апреле: полученное число - 9

Пример расчета для 2014 года:

  1. 2014: 19 = 106, остаток = 0
  2. 2014: 4 = 603 ост 2
  3. 2014: 7 = 287 ост 5
  4. (19 * 0 + 15) : 30 = 0,5 остаток 15
  5. (2 * 2 + 4 * 5 + 6 * 15 + 6) : 7 = 17 остаток 1
  6. 15+1 = 16 больше 9, значит Христов праздник будет в апреле 16-9=7, поправка на стиль +13 дней, значит 20 апреля.

Воскресение после полнолуния

Православная церковь пользуется расчетом, которым был принят еще в третьем веке. Пасха отмечается по правилам александрийской пасхалии после наступления весеннего равноденствия (21 марта по старому стилю и 3 апреля по новому) в первое воскресение после полнолуния.

Немного истории

Много лет прошло с тех пор, как Иисус Христос был распят за грехи людские и воскрес. С того времени ежегодно празднуется Христов день на четырнадцатые сутки первого месяца весны. По древнему лунному календарю это событие выпадает на первый день недели, то есть воскресенье. До завоевания Вавилоном этот месяц назывался Авив, а после пленения – Нисан. В современном календаре есть четко установленные рамки празднования воскресения Господнего: этот день может быть между 4 апреля и 8 мая по новому стилю (22 марта и 25 апреля по старому).

Все дело в том, что раньше не было единого летоисчисления. Один из самых древних народов - израильтяне, следили за временем по лунному численнику, египтяне и римляне же – по солнечному.

Лунный календарь: основные параметры

12 месяцев
Количество дней в месяце 29 или 30
Число дней в году 354

Солнечный календарь: основные параметры

12 месяцев
Количество дней в месяце 30
Число дней в году 365

Видно, что разница в днях между календарями составляла 11 дней. Чтобы сгладить несоответствие, евреи добавляли дополнительный месяц – тринадцатый (Ве-Адар) каждые несколько лет. Это происходило в тот год, который в современном календаре считается високосным. Некоторые народы считали, что в году всего 10 месяцев (304 дня), причем год начинался с марта, а потом добавлялись оставшиеся январь и февраль.

Проведение двух значимых реформ упростило процесс контроля за уходящими днями:

1. Реформа Цезаря – Юлианский календарь

Римский император Гай Юлий Цезарь принял решение упорядочить летоисчисление на своей территории. Таким образом, новый Юлианский календарь содержал 365 дней в году, а в високосный – 366. Но, несмотря на это, лунный численник не прекратил своего существования и велся параллельно.

Реформа была закреплена окончательно для всего христианского мира в 325 году на соборе епископов. Именно тогда в честь императоров были названы месяцы июль и август. Юлианский численник используется в Православной церкви.

2. Основание Григорианского календаря

У природы свои законы. Юлианское летоисчисление оказалось несовершенным: наступало весеннее равноденствие, а на календаре было только лишь 11 марта. Опять возникла необходимость в реформировании. Римский папа Григорий XIII в 1582 году основал Григорианский календарь, по которому год состоял из 365 дней.

Это интересно:

У жителей Рима и Египта, которые ориентировались по солнечному календарю, было разное количество дней в году: 355 и 354.

Новое времяисчисление в России стало использоваться только спустя 336 лет после проведения реформы. Православная церковь противилась его принимать, вспыхивали восстания, проливалась кровь.

Разница между новым и старым стилями сейчас составляет 13 суток. Изначальная разница в 10 суток увеличивалась в каждом веке на одни сутки.

Сначала проходит иудейское Воскресение, затем католическое и православное. Почему так происходит и зачем пекут куличи на Пасху можно узнать, заглянув в историю.

Часто даты пересекаются: иудейская может совпасть с католической, а католическая с православной. Иудейская же с православной никогда не пересекаются.

В Израиле неделя начинается с воскресенья – это первый рабочий день. Суббота – выходной, а пятница, как правило, сокращенный день.

Во времена существования Александрии день Пасхи вычислял действующий епископ и сообщал об этом в Рим, чтобы празднование совершалось в один день. Но постепенно такая традиция исчезла.

Было время, когда христиане не морочили себе голову расчетом даты Воскресения Господнего и вопросом, почему Пасха переходящий праздник. Они отмечали праздник через неделю после иудейской Пасхи.

Самым большим праздником христиан, несомненно, является Пасха (Светлое Христово Воскресение), который, наряду c Рождеством Христовым, входит в число самых важных – «двунадесятых» – праздников православия. «Праздник праздников» и «торжество торжеств» – так называют ее в народе. В этом году Пасха – достаточно ранняя и выпадает на 8 апреля.

Даже у людей, далеких от религии, Пасха ассоциируется с торжественной службой, крестным ходом и куличами, а также крашеными яйцами и колокольным звоном. Волжский.ру решил разобраться в истинном смысле праздника и подготовил специальный материал об истории и традициях Пасхи, о том, почему каждый год она выпадает на разные дни, что стоит и чего не стоит делать в этот день, а также о других связанных православных праздниках – Вербном Воскресенье и Благовещении.

Пасха: откуда взялся праздник?

Корни самого слова «пасха» уходят в историю освобождения еврейского народа от египетского рабства. Праздник зародился задолго до рождения Христа, но его значение уже тогда было большим для еврейского народа. В Ветхом Завете он служит напоминанием о том, как Всевышний обошел стороной еврейские дома во время последней из «казней египетских», когда погибли первенцы всех египтян: на иврите «песах», или «паса́х» дословно означает «миновал», «прошёл мимо».

Позже у христиан праздник приобрел несколько иное толкование: переход от смерти к жизни, от земли – к небу. В этом смысле Пасха прочно связана с библейским воскрешением Христа, чье распятие случилось после еврейской Пасхи, в пятницу, впоследствии названную «страстной». Это событие дополняет значение праздника новым смыслом, традициями и атрибутами. Иными словами, слово «пасха» до сих пор означает и ветхозаветный, и новозаветный праздники.

Почему Пасха всегда выпадает на разные дни?

Пасха – главный переходящий праздник церковного календаря. Это значит, что он не имеет конкретной даты, и каждый год исчисляется по лунному календарю. Так, еще с давних времен для праздника было избрано первое воскресенье после полнолуния в день весеннего равноденствия или сразу же после него. Таким образом, Пасха может выпасть на любой день в период с 4 апреля по 8 мая. Кстати, именно от даты Пасхи исчисляются все другие переходящие праздники – Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Праздник святой Троицы (Пятидесятница).

В этом году Пасха отмечается 8 апреля, поскольку день весеннего равноденствия – 21 марта, а первое весеннее полнолуние выпало на 31 марта 2018 года.

В соответствии с датой Пасхи, начало 40-дневного Великого Поста в этом году выпало на 19 февраля, а окончание – на 7 апреля и совпало с праздником Благовещения. Этот праздник знаменует собой день, когда Дева Мария получила благую весть: Архангел Гавриил известил ее о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа.

Великий Пост: что можно, чего нельзя?

За 40 дней до Пасхи православные верующие начинают поститься: первый день поста начинается после Масленицы и Прощеного воскресения. При этом самые строгие две недели поста – первая, когда верующие только начинают путь к покаянию – и последняя, когда завершается очищение души. В эти дни верующие не едят продукты животного происхождения, и, в целом, воздерживаются от обильной пищи. В отдельные дни поста нельзя питаться горячей пищей и добавлять к ней растительное масло, зато в другие – разрешена, к примеру, рыба и даже красное вино. Исключения и послабления, согласно церковным канонам, делаются для стариков, детей, беременных женщин, больных и путников.

На просторах интернета предостаточно информации о постном меню и способах соблюдения церковных канонов за столом в эти дни. Заметим, однако, что из года в год «отцы церкви» неустанно повторяют: намного важнее в этот период соблюдать пост духовный. То есть, воздерживаться от скверных поступков, слов, мыслей, ссор, уныния и других грехов. Пост – время очищения и внутреннего совершенствования православных, а также приближения к пониманию веры и Богу.


Вербное воскресенье: как оно связано с Пасхой?

Вербное воскресенье знаменует собой вход Господа в Иерусалим и отмечается ровно за неделю до празднования Пасхи. В этот день ученики Иисуса и верующие его принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий. Также верующие шли торжественным крестным ходом с пальмовыми ветвями в руках. Однако, на Руси климат был холодный, и пальмы не росли, поэтому со временем в народе их заменили вербой, на которой в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника – Вербное воскресенье.

На Руси в этот день прихожане молились во время утрени с освященной вербой а, придя домой, глотали вербные почки, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать хворь. Женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота, а затем втыкали ее под крышу дома. Считалось, что это сохранит скотину в целости и поможет ей после выгула исправно возвращаться домой.

Страстная неделя: «неделя страданий»

Вся последняя неделя поста именуется Страстной седмицей, и в переводе с церковнославянского языка означает «неделя страданий». Каждый ее день имеет свое особое значение и историю. В это время, согласно библейским писаниям, Христос начал свой путь к гибели за все грехи человечества и последующему воскрешению. Поэтому Страстную неделю христиане усиленно молятся, соблюдают строжайший пост, вспоминают последние дни земной жизни Христа. Страстная седьмица в этом году начнется 2 апреля и завершится 7 апреля.

Священники рекомендуют в это время ходить в церковь, оставив все мирские дела. Именно посещение богослужений и духовный пост во время Страстной недели намного важнее поста «застольного». Также в это время желательно причаститься хотя бы дважды: в Великий четверг и на Святую Пасху.


Страстная неделя: строго по дням

Многие православные не имеют возможности соблюдать пост все 40 дней, но стараются ограничить себя в пище хотя бы в последнюю, Страстную неделю.

Так, например, в понедельник пищу принимают всего 2 раза в день, ограничивая ее объём и придерживаясь сухоядения. В этот день можно употреблять сырые, отварные, квашеные овощи, хлеб, орехи, ягоды, сухофрукты. Пища должна быть приготовлена без растительного масла. Во вторник следует также придерживаться сухоядения, но разрешена отварная каша и компот из сухофруктов. Великая среда: только отварные и свежие овощи, хлеб, легкие супы, приготовленные без растительного масла и мяса. Великий четверг предполагает небольшое послабление: например, растительное масло, горячие супы и салаты. Но четверг сменяется полным отказом от еды в Великую Пятницу, именуемую «страстной». Тем, кто не может полностью отказаться от употребления пищи, рекомендуется придерживаться сухоядения. В Великую Субботу мирянам также следует придерживаться сухоядения или вообще отказаться от еды до наступления полуночи.

Светлая Седмица: сколько празднуется Пасха?

Многие ошибочно полагают, что Пасха празднуется всего один день. Но, на самом деле, празднование Пасхи длится 40 дней (считается, именно столько Господь пребывал на земле после воскрешения). В это время верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» и славословят Христа.

Особенно светлой и радостной для православных является первая неделя после Пасхи – Пасхальная (Светлая) седмица. В 2018 году Светлая седмица пройдет с 9 по 15 апреля. В церковных канонах сказано, что она празднуется «как един день»: всю неделю полностью повторяется ночное пасхальное богослужение. О том, насколько широко празднуют Пасху в это время, свидетельствует тот факт, что в течение всей Светлой седмицы нельзя самовольно налагать на себя пост – даже тем, кто готовится к причащению. Кстати, любую работу во всю Пасхальную седмицу «ортодоксальные» приверженцы православных догматов считают большим грехом.


Пасхальный стол

В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, настоящую творожную пасху, крашеные яйца. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, и только затем уже все остальные блюда.

Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли «крашенка», расписное – «писанка», а деревянные пасхальные яйца – «яйчата». При этом испокон веков православные яйца красили именно в красный цвет, знаменующий собой искупление человеческих грехов Христовой кровью. Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, строгие церковные каноны не приветствуют. К примеру, термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями, хотя и широко представлены на прилавках магазинов, в конечном счете, отправляются в мусорное ведро, что недопустимо.

Одна из легенд, которая объясняет традицию окрашивания яиц на Пасху, связана с Марией Магдалиной. Согласно преданию, она посетила Рим и императора Тиверия с проповедью, подарив ему обыкновенное куриное яйцо. Но Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскрешении Иисуса и воскликнул: «Это столь же невероятно, как если бы яйцо стало красным!». И тогда, прямо на глазах императора, яйцо покраснело. С тех пор православные христиане окрашивают пасхальные яйца, которые символизируют сотворение чуда.

К слову, многие верующие, которые соблюдают Великий Пост, считают, что на Пасху стоит «компенсировать» его обильным застольем. Священники же говорят, что этого дня ждут не ради того, чтобы предаться греховному излишеству, а чтобы понять, для чего вели строгий образ жизни все 40 дней. Да и резкий переход от воздержания к обильной пище опасен с медицинской точки зрения.

На кладбище в Пасху: ходить или не ходить?

Православные «отцы церкви» из года в год настоятельно не рекомендуют ходить на Пасху на кладбище.

В то же время, православные священники отмечают, что с каждым годом на кладбище в канун Пасхи ходит все меньше людей. По словам священнослужителей, традиция оставлять угощения на кладбище – это, своего рода, пережиток язычества. Древние славяне в процессе похорон насыпали большой курган и устраивали на нем поминальную трапезу. Традиция сохранилась и спустя несколько веков, при этом, угощения, оставленные на могилах, чаще собирали малоимущие. Сегодня церковь считает это абсолютно нормальным явлением: ведь сладости на кладбище оставляют не умершим, а живым – для помина. В то же время, употреблять в пищу любой помин – так же, как и устраивать любые застолья – лучше дома, а не на кладбище.


Богослужения в Волжском

В ночь на Светлое Воскресенье в церквях проходят торжественные службы, воспевающие подвиг Христа, его мученическую смерть и последующее воскрешение. Верующие идут в храмы, чтобы освятить главные символы праздника – кулич, символизирующий жизнь и крашеные яйца, символизирующие возрождение, начало новой жизни.

Праздничные Пасхальные богослужения пройдут во всех храмах Волжского. Службы начнутся в 11.00-11.30 часов 7 апреля. При этом освятить куличи и яйца волжане смогут как после пасхальной службы, так и заранее. Освящение начинается в храмах в субботу с 11.00 часов и продолжается почти в течение всего дня.

Пасхальные ярмарки в Волжском

В преддверии празднования Пасхи, с 5 по 7 апреля, в городе будут организованы выставки-продажи куличей. Пиобрести куличи от местных производителей волжане смогут по следующим официальным адресам:

  • пр. Ленина, 94 (территория перед рынком);
  • ул. Оломоуцкая, 31а (территория перед торговым центром);
  • ул. Мира, 41 (территория перед входом в поликлинику);
  • ул. Мира, 75а (территория перед торговым центром «Престиж»);
  • ул. Горького, 25.

Почему праздник Пасхи каждый год празднуется в разное время?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение, является основным переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев. Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою Пасху, которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. Иудейский праздник Пасхи не является переходящим праздником в еврейском календаре: он всегда праздновался от 14-го до 21-го дня месяца авива (нисана). 14 нисана в еврейском солнечно-лунном календаре по самому смыслу этого календаря было первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому (названному так в честь Юлия Цезаря) календарю. Поэтому иудейский праздник Пасхи, уже в системе юлианского календаря, сделался переходящим: он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после этого дня. (Если 21 марта совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28 марта.)

Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18 апреля приходится на воскресенье, то христианская Пасха празднуется через неделю в воскресенье 25 апреля, так как последовательность событий библейской истории требует, чтобы Воскресение Христово праздновалось позже первого дня иудейской Пасхи.

Таким образом, православный праздник Пасхи может праздноваться в любой день от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (старому стилю), или (в XX и XXI столетиях, когда разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней) от 4 апреля до 8 мая включительно по новому стилю.

Однако чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри промежутка от 4 апреля до 8-го мая подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года. Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом. По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться.

Промежуток времени от 4 апреля до 8 мая определяет праздник Пасхи в Православной церкви. Римо-Католическая Церковь и большинство протестантских конфессий рассчитывает Пасху, ориентируясь на дату весеннего равноденствия 21 марта по григорианскому календарю (новому стилю). Эта отправная точка в пасхальных расчетах дает совершенно другие даты для праздника Пасхи. Поэтому Пасха у римо-католиков и протестантов Запада бывает в промежуток времени от 22 марта до 25 апреля по григорианскому календарю. В редких случаях она совпадает с православной Пасхой. Поскольку евреи, в отличие от западных христиан, не изменили свой исторический календарь, их 14 нисана по прежнему отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта по юлианскому (3 апреля по григорианскому) календарю. Таким образом, католическая Пасха в некоторые годы может совпадать с иудейской и даже предшествовать ей, что противоречит последовательности событий земной жизни Иисуса Христа.

Обычно Пасха отмечается весной в один из воскресных дней. Почему же каждый год этот великий праздник может праздноваться в разное время?

Иудейская и христианская Пасха

Изначально празднование христианской Пасхи было тесно связано с датой празднования Иудейской пасхи. Она отмечалась не по солнечному календарю, а по лунному еврейскому.

Суть Иудейской пасхи заключается в том, что она посвящена чудесному освобождению евреев из египетских рабских оков. Это событие имело место быть в середине 13 века до н.э. Оно описано во второй книге Библии – Исход.

В книге говорится, что Господь предупредил израильтян о предстоящем спасении и возвестил их о том, что в ближайшую ночь каждая египетская семья потеряет первенца, поскольку только такая кара заставит египтян освободить евреев из рабства. А чтобы это наказание не коснулось самих евреев, необходимо было двери их домов помазать кровью заколотого накануне ягненка (агнца). Его кровь спасет еврейских первенцев от смерти и освободит их из рабства. Так и случилось. С тех пор Пасха празднуется каждый год, а в память об этом событии закалывается пасхальный ягненок.

Этот агнец является прообразом Иисуса Христа, который явился Спасителем мира, распятым на кресте за грехи человечества. В Евангелии сказано: «Христос - Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, Его драгоценная Кровь, пролитая на Голгофе, очищает нас от всякого греха. И его распятие непосредственно в день иудейской Пасхи отнюдь не случайно».

Это произошло в день полнолуния, после весеннего равноденствия, 14-го нисана по еврейскому календарю. А воскрес Иисус на третий день после распятия, который мы и называем воскресением. Вот почему даты празднования иудейской и христианской Пасхи так взаимосвязаны.

Первые три столетия христианской истории существовало сразу две даты празднования Пасхи. Одни отмечали ее 14-го нисана вместе с иудеями – как символ памяти о Христовом распятии и его смерти, другие же, которых оказалось большинство – в первое же воскресенье после 14-го нисана, как символ Христова воскресения из мертвых.

Окончательное решение о дате празднования Пасхи было принято в 325 году на первом Вселенском соборе. Было решено: «…праздновать Пасху, после Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после оного, но не ранее весеннего равноденствия».

Юлианский и Григорианский календарь

Таким образом, начиная с 325 года, христиане всего мира начали праздновать Пасху и другие христианские праздники в один день.

Однако после раскола Христианской церкви в 1054 году появилась так называемая Римско-Католическая Церковь. Сначала календарь праздников оставался единым, но затем в 1582 году папа Римский Григорий 13-й ввел Григорианский календарь, а значит и новое летоисчисление. Данный календарь считался более точным с точки зрения астрономии, потому сейчас он принят в большинстве стран мира.

А Русская Православная Церковь и по сей день пользуется старым Юлианским календарем (который еще в народе называется Православным), поскольку Иисус Христос жил в те времена, когда действовал Юлианский календарь.

Исходя из этого календаря, Пасха, описанная в Евангелии, по хронологии идет сразу после Пасхи еврейской. В Григорианском же календаре считается, что католическая Пасха может не только совпадать с еврейской, но и быть несколько раньше нее.

Таким образом, порой православная Пасха совпадает с католической, а иногда бывает достаточно большое расхождение в числах.

Стоит также отметить, что Григорианский календарь, безусловно, точнее, однако вот уже на протяжении столетий благодатный огонь в Вифлееме нисходит именно в день Пасхи по Юлианскому (Православному) календарю.

Если наши бабушки четко понимали, когда в какой будет отмечаться Светлое Воскресение, то мы об этом узнаем из Интернета. И нас очень удивляет, почему Рождество, Благовещение, Спас отмечаются каждый год в один и тот же день, а день празднования Пасхи каждый год меняется. Отчего это зависит и как его рассчитать?

Почему мы отмечаем Пасху в разные дни

Есть давнее и единое для всех религий правило: Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния. А первое полнолуние следует за днем весеннего равноденствия - 22 марта.

ВАЖНО. Есть два исключения из единого правила празднования Светлого Воскресенья:

Первое полнолуние выпадает на воскресенье - Пасха переносится на следующее;
. христианскую Пасху не празднуют в один день с иудейской.

Ориентируемся по лунному календарю, который составляет 354 дня (в солнечном - 365 или 366 дней, если год високосный). Также важно понимать, что лунный месяц состоит из 29,5 суток, таким образом, полнолуние наступает каждые 29 дней.

Получается, что первое полнолуние после дня весеннего равноденствия (21 марта) наступает в разные дни, поэтому и смещается дата празднования Пасхи.

ВАЖНО. Так как день весеннего равноденствия наступает в ночь с 21 на 22 марта, Пасха празднуется не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая.

Определение даты празднования Пасхи по формуле

Эту простую формулу предложил Карл Гаусс в начале 19 века:

1. Год (его номер), в который нужно узнать дату Великого дня делится на 19. Остаток = А

2. Число года разделить на 4 = В

3. Число года разделить на 7 = С

4. (19 * А + 15) : 30 = число, а остаток = D

5. (2 * В + 4 * С + 6 * D + 6) : 7 = число. Остаток = Е

6. D + Е <= 9, то Пасха будет в марте + 22 дня, если >, то в апреле: полученное число - 9

Почему Пасху празднуют в разные дни в разных вероисповеданиях

Давно звучат призывы праздновать католическую и православную Пасху в один день, ведь эти церкви производят летоисчисление по разным календарям (православные - по юлианскому, а католики - по григорианскому).

В 2017 году - исключение, и Пасху мы отмечаем в один день - 16 апреля. А вот как будет обстоять в 2018 году и далее.

Причина такой разницы уходит в далекий 325 год, когда Первый Вселенский Собор постановил правило исчисления дня Пасхи: в Риме (у католиков) - весеннее равноденствие 18 марта, в Александрии (православные) - 21 марта.

ВАЖНО. С иудейской Пасхой (Песах) все гораздо проще: она всегда, ежегодно наступает на 15-й день месяца нисан. Это дата исхода евреев из Египта, а началом месяца в лунном календаре иудеев выступает новолуние, длится же лунный месяц - 28 дней.