Ребенка во многом зависит. Безопасность детей во многом зависит от взрослых

Нередко родители допускают ошибки в отношении к «плохому» поведению своих детей - одни полностью игнорируют агрессивное поведение, считая, что с возрастом «оно само пройдет», другие же, наоборот, применяют неоправданно строгие наказания. Как реагировать на агрессию? Что делать, если ваш «идеальный» малыш вдруг стал бить кота, обижать других детей, кусаться и не слушаться?

По мере взросления ребенка меняются и причины его агрессивного поведения. Поэтому родителям необходимо учитывать возрастные особенности своих детей и в соответствии с ними реагировать на те или иные проявления агрессии. Однако существуют и некоторые общие положения, применимые ко всем возрастным группам. Итак, как же правильно реагировать на агрессивные выпады малыша, чтобы помочь ему справиться с негативными эмоциями?

Прежде всего, контролируйте свое поведение . Избегайте конфликтов, грубых окриков и уж тем более не применяйте физическую силу ни при каких обстоятельствах. Если вы сами будете кричать, бить посуду, пинать кота и шлепать ребенка, то будьте готовы к тому, что малыш будет вести себя так же по отношению к вам, сверстникам, домашним питомцам и т. д.

Система требований к ребенку должна быть понятной, четкой, последовательной. Неверно оценивать один и тот же поступок в зависимости от своего настроения (например, вчера вы строго наказали малыша за то, что он ударил собаку, а сегодня не обратили на это внимания). От последовательности ваших требований зависит внутренняя стабильность малыша, формирование его картины мира.

Слово «нельзя» должно звучать в исключительных случаях, когда поведение ребенка угрожает его жизни и здоровью (например, он трогает провода, тянется к раскаленной сковородке, лезет на подоконник, берет нож и т. п.). В этом случае следует проявить твердость и быстроту реакции. Громко и четко произнести «Нет!» или «Нельзя!» и остановить малыша. Если потребуется, удержите его руку или возьмите на руки и крепко прижмите к себе. Только в этом случае ребенок усвоит это слово и будет реагировать на него, пусть даже и выражая недовольство. Если же запреты звучат каждую минуту по всякому поводу и без, то малыш, с одной стороны, перестает их «слышать», а с другой, постоянно раздражается и злится на вас, так как вы все время препятствуете достижению его целей.

Ни в коем случае не отвечайте на агрессивные выпады малыша тем же (если он укусил или ударил вас, а вы повторите его действие, чтобы показать, как вам неприятно, на самом деле вы негласно подтвердите, что так делать можно и только закрепите в нем этот способ поведения). Если он обидел вас - отойдите от него, на какое-то время лишите его общения (но ненадолго). Если он ударил малыша на площадке - уведите его домой. Таким образом, ребенок усвоит, что он лишается интересной деятельности и общения, если дерется, кусается и т. п. и постепенно откажется от такого проявления агрессии.

Наказание за агрессивный поступок должно следовать сразу. При этом не стоит читать лекций и нравоучений (ребенок их просто не услышит и не воспримет). Неверно также надолго лишать ребенка своего внимания, общения или игр, тем более не стоит отсрочивать наказание (например, на прогулке произошла драка по вине малыша, а пожурили вы его дома спустя 3 часа), так как дети очень быстро забывают, из-за чего же все случилось, и воспринимают наказание как несправедливость.

Обеспечивайте ребенку возможность интенсивного выхода его физической активности : позволяйте ему бегать, прыгать, громко петь, хлопать в ладоши, бить в барабан и т. п. Известно, например, что бег, командные и соревновательные игры способствуют наибольшему выходу агрессии.

Поощряйте познавательную активность ребенка - ограничения самостоятельности и инициативы провоцируют у ребенка агрессивные реакции.

Оставляйте ребенку достаточно времени для игр, прогулок, общения. Большая загруженность (кружки, секции, всевозможные занятия) приводит к перенапряжению нервной системы, служит почвой для протестного агрессивного поведения.

Предупреждайте заранее ситуации, которые могут разозлить, вывести вас и ваших близких из себя. Если вы знаете, что муж дорожит новой радиоаппаратурой, не стоит давать ребенку играть с пультом и наушниками. Поставьте ограничители на все ящики и дверцы, если «гора» всевозможных вещей и предметов посередине комнаты вызывает у вас ужас и негодование т. д.

Если вы раздражены, вас легко вывести из равновесия не стоит начинать совместных игр с малышом. Дайте себе время немного успокоиться и прийти в себя. Не берите ребенка на руки в таком состоянии - дети легко «заражаются» эмоциональным состоянием своих родителей.

Если вы устали, огорчены, расстроены - поделитесь своим состоянием с ребенком. Скажите ему: «Мне нужно немного успокоиться», «Я очень устала на работе, скоро я приду в себя и мы поиграем». Если же вы молча будете переживать и нервничать, ребенок может подумать, что вы сердитесь именно на него (детям свойственно многое принимать на свой счет). Если вы чувствуете, что вы разгневаны и расстроены, дайте себе время восстановиться, сделайте то, что доставит вам удовольствие - выпейте чаю, примите теплую ванну, послушайте любимую музыку и т. д. Помните, что от вашего состояния во многом зависит состояние вашего ребенка.

Старайтесь заранее предупреждать ситуации, в которых ребенок может проявить агрессию. Например, если вы знаете, что после вашего длительного отсутствия в течение дня малыш встречает вас кулаками, криками и капризами, подготовьте его заранее к своему уходу. Чтобы помочь ребенку справиться со страхами и тревогой, связанными с расставанием и вашим отсутствием, предупредите его о том, что скоро вы уйдете, расскажите, куда и зачем, что вы там будете делать и когда вернетесь. Это успокоит малыша. Если вам предстоит поход к врачу, в детский сад, подготовьте ребенка к этим событиям: расскажите о том, что там будет происходить, поиграйте с ним «в доктора» (пусть он «полечит» вас, «сделает укол», «проверит зубки») или «воспитателя» («накормите» всех мишек и кукол обедом, уложите их спать, почитайте им книжку, «поиграйте» с ними) и т. д.
Таким образом, всегда важно помнить, что поведение и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от внутреннего состояния родителей, их реакции на его поступки, системы требований и наказаний, последовательности и стабильности в подходе к воспитанию. Задумывайтесь об этом каждый раз, когда ваш малыш ведет себя агрессивно!

Текст: наш партнер, информационный портал для настоящих и будущих мам

Здоровье детей во многом зависит от правильного, поставленного на научную основу, четко организованного питания. Пища должна не только количественно, но и качественно отвечать физиологическим потребностям и возможностям детского организма. У нас в стране делается все, чтобы в яслях, детских садах и школах дети получали богатую витаминами, вкусную, разнообразную пищу.

Неустанную заботу и внимание к проблеме общественного питания проявляют Коммунистическая партия Советского Союза и Советское правительство. В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года, утвержденных XXVII съездом КПСС, предусмотрено: "Опережающими темпами развивать общественное питание, совершенствовать организацию работы, укреплять материально-техническую базу этой отрасли. Внедрять индустриальную технологию производства продукции на основе кооперации с отраслями пищевой промышленности, создания крупных заготовочных предприятий по выпуску полуфабрикатов и продукции высокой степени готовности и централизованного снабжения ими предприятий общественного питания. Увеличить сеть столовых в школах, училищах, высших и средних специальных учебных заведениях. Полностью обеспечить к концу пятилетки удовлетворение потребностей трудящихся в общественном питании по месту работы. Расширять специализированную сеть предприятий быстрого обслуживания. Значительно повысить качество приготовляемых блюд" * .

* (Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 305. )

В пищевых отраслях промышленности предстоит расширить ассортимент, улучшить качество продукции, увеличить выпуск расфасованных товаров, осуществить более рациональную переработку сырья. К концу двенадцатой пятилетки намечено увеличить выпуск полуфабрикатов, быстрозамороженных плодов, овощей и готовых блюд, не требующих кулинарной обработки, безалкогольных напитков и их концентратов в широком ассортименте.

Для улучшения организации питания детей предполагается значительно расширить производство продуктов детского питания, совершенствовать их рецептуры для выработки более сбалансированного рациона. С этой целью вводятся в действие специализированные предприятия по выпуску молочных смесей, детских мясных и плодоовощных консервов, диетпродуктов. Предприятия общественного питания и пищеблоки детских учреждений оснащаются современным высокопроизводительным оборудованием.

Правильная организация питания детей с первых дней их жизни с учетом возрастных потребностей и индивидуальных особенностей определяет развитие здорового ребенка. Поэтому так велика роль повара в пищеблоке детского учреждения - ведь приготовляя пищу, он должен учитывать не только повседневные нужды организма ребенка, но и его потребности, связанные с ростом, развитием и совершенствованием физиологических процессов.

Подготовку поваров детского питания осуществляют в системе профессионально-технического образования, где учащиеся наряду с профессией получают среднее образование.

В профессионально-технических училищах будущие повара изучают курсы "Кулинария детского питания" и "Организация производства".

В курсе "Кулинария детского питания" изучают рациональные способы механической и тепловой обработки продуктов для приготовления блюд и кулинарных изделий в условиях массового производства для детских учреждений. Он основывается на традициях народной кухни, достижениях науки и техники.

Производство кулинарных изделий на современных предприятиях общественного питания - сложный технологический процесс, состоящий из ряда последовательных операций по обработке продуктов и приготовлению блюд. Особое внимание в учебнике уделено лечебному питанию. Этот раздел основан на данных физиологии, биохимии и гигиены питания, в частности знаниях о роли в питании отдельных пищевых веществ и продуктов, о значении сбалансированности и режима питания. На основании последних исследований считают целесообразным снижение натрия в рационах питания детей и взрослых. В блюдах детского питания недопустимо излишнее использование поваренной соли. Для детей дошкольного возраста при приготовлении блюд соль кладут из расчета 0,5-0,8% к массе готового изделия. Причем для детей до 1 года - 0,5%, от 1 года до 3 лет - 0,6, от 3 до 5 лет - 0,7, от 5 до 7 лет - 0,8%.

"Кулинария детского питания" тесно связана с такими дисциплинами, как товароведение пищевых продуктов, основы физиологии питания, гигиена и санитария, организация производства, технологическое оборудование пищеблока, а также с химией и физикой.

Качество готовой пищи во многом зависит от используемого сырья. Поэтому изучение товароведения пищевых продуктов необходимо для оценки их качества, правильного хранения и определения наиболее рациональных способов обработки.

Повар должен знать основы физиологии питания. Это поможет ему более правильно вести технологические процессы производства полуфабрикатов и готовых изделий в целях максимального сохранения в них пищевых веществ и получения изделий высокого качества.

При нарушении технологических процессов, сроков хранения сырья и готовой продукции могут возникнуть пищевые отравления. Поэтому в процессе приготовления, хранения и реализации готовой пищи повар обязан строго соблюдать требования гигиены и санитарии.

Повар должен знать физику и химию, так как при кулинарной обработке продуктов в них происходят физические, химические и биохимические изменения, непосредственно влияющие на качество готовых изделий.

Более высокой производительности труда повара и повышению культуры производства способствует знание основ "Организации производства". Наконец, работа повара на пищеблоке связана с использованием механического, теплового и холодильного оборудования, поэтому ему необходимы знания устройства и правил эксплуатации различных машин и агрегатов.

Повар детского питания согласно "Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий в торговле и общественном питании" должен уметь с учетом специфики детского питания: 1) готовить блюда для детей различного возраста в детских учреждениях (яслях, детских садах, яслях-садах, школах, детских кафе и других предприятиях общественного питания); 2) приготавливать простые молочные смеси, овощные и фруктовые соки, пюре из овощей, фруктов, мясных продуктов; 3) готовить жидкие 5- и 10%-ные каши, а также полувязкие, вязкие и рассыпчатые каши из различных круп; 4) готовить отварные, тушеные и запеченные блюда из овощей, пюре, суфле и др.; 5) варить мясокостный и куриный бульоны; 6) приготавливать супы заправочные, пюреобразные, молочные, холодные, сладкие; 7) готовить томатный, сметанный, молочный, сладкие соусы; 8) приготавливать котлеты, биточки, тефтели, суфле, гуляш и другие вторые блюда из мясных, куриных и рыбных продуктов; 9) готовить блюда из яиц и творога; 10) готовить запеканки из круп, овощей с мясом, яйцами, творогом; 11) приготавливать овощные, мясоовощные салаты, винегреты, паштет из печени, рубленую сельдь, рыбу под маринадом и другие холодные блюда; 12) приготавливать горячие и холодные сладкие блюда и напитки, компоты, кисели, желе, мусс, морс, гренки с фруктами и др.; 13) замешивать дрожжевое и бездрожжевое тесто и выпекать из него булочки, пирожки, ватрушки, оладьи, блинчики и другие изделия; 14) порционировать и раздавать блюда в соответствии с возрастными нормами для детей грудного, раннего, дошкольного и младшего школьного возраста; 15) бережно обращаться и экономно расходовать топливо, электроэнергию и материалы; 16) применять передовые приемы работы, способы организации труда и рабочего места; 17) соблюдать требования безопасности труда, санитарии и гигиены, а также правила внутреннего трудового распорядка.

Повар детского питания должен знать: 1) основы и значение питания детей грудного, раннего, дошкольного и младшего школьного возраста; 2) характеристику и биологическую ценность различных пищевых продуктов, признаки доброкачественности пищевых продуктов и органолептические методы их определения; 3) сроки хранения и реализации сырья и готовой продукции, полуфабрикатов; 4) особенности кулинарной обработки продуктов для детей; 5) технологию приготовления первых, вторых, третьих, холодных блюд и изделий из теста; 6) режим и продолжительность тепловой обработки: варки, жарки, припускания, выпечки; 7) нормы, соотношение и последовательность закладки сырья; 8) объем блюд в соответствии с возрастом детей; 9) правила пользования таблицей замены продуктов; 10) устройство и принципы работы обслуживаемого механического, теплового, весоизмерительного, холодильного и другого оборудования, правила его эксплуатации и ухода за ним; 11) санитарные правила содержания пищеблока; 12) правила личной гигиены; 13) меры предупреждения пищевых отравлений; 14) правила раздачи пищи детям; 15) основы экономики труда и производства; 16) требования безопасности труда, противопожарные мероприятия и правила внутреннего распорядка.

Родители, которые воспитывают счастливых и способных детей, имеют много общего.

Paul L Dineen/Flickr.com

Они учат детей навыкам социализации

Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка наблюдали более 700 детей со всей Америки на протяжении 20 лет, чтобы найти связь между развитием социальных навыков в детстве и успешностью в 25-летнем возрасте.

Продолжительное исследование показало, что те дети, которые умеют сотрудничать со своими сверстниками, понимают их чувства, готовы помочь другому и решать проблемы самостоятельно, чаще заканчивают обучение, получают диплом и устраиваются на постоянную работу.

Те же, кто в детстве с трудом налаживал контакт с другими, во взрослом возрасте гораздо чаще попадали в неприятные ситуации, в общем имели более высокие шансы быть арестованными и не могли похвастаться высоким социальным статусом.

«Это исследование показывает, что родители должны помогать детям развивать социальные навыки и эмоциональный интеллект. Это одни из самых важных умений, которые необходимы ребенку для того, чтобы быть подготовленным к будущему, - рассказывает Кристин Шуберт (Kristin Schubert), программный директор Фонда Роберта Вуда Джонсона, финансировавшего исследования. - С раннего возраста эти навыки определяют то, будет ли ребёнок учиться или попадёт в тюрьму, получит ли он работу или увязнет в наркотических зависимостях».

Они ожидают многого от ребёнка

Используя данные национального опроса 6 600 детей, родившихся в 2001 году, профессор Нил Хэлфон (Neal Halfon) и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе смогли обнаружить: ожидания родителей имеют огромное влияние на то, чего их дети достигнут в будущем.

«Родители, которые рассчитывали, что в будущем их ребёнок будет учиться в университете, кажется, подводили его к этой цели, независимо от семейного дохода и других факторов», - рассказал профессор.

Это подтверждается и так называемым эффектом Пигмалиона, описанным американским психологом Розенталем. Его суть заключается в том, что человек, который твёрдо убеждён в каком-либо факте, неосознанно действует таким образом, чтобы получить реальное подтверждение своей уверенности. В случае с детьми, они неосознанно стараются оправдать ожидания родителей.

Матери работают

Психологи обнаружили, что дочери работающих матерей идут в школу уже имея опыт самостоятельной жизни. В будущем такие дети зарабатывают в среднем на 23% больше, чем их сверстники, выросшие в семьях, где мамы не работали и всё время уделяли дому и семье.

Сыновья работающих матерей ярче проявляли тенденцию к заботе о детях и работе по дому: исследование показало, что они проводят на 7,5 часов в неделю больше ухаживая за детьми и помогая по хозяйству.

«Моделирование ситуации является способом подать сигнал: вы показываете, что является уместным в плане того, как вы себя ведёте, чем занимаетесь, кому помогаете», - говорит ведущий автор исследования, профессор Гарвардской бизнес-школы Кэтлин Макгинн (Kathleen McGinn).

Они имеют более высокий социально-экономический статус

Чем выше доход родителей, тем выше оценки их детей - такова общая закономерность. Эти данные могут нас опечалить, ведь многие семьи не способны похвастаться большим доходом и широкими возможностями. Что ж, психологи говорят: такая ситуация действительно ограничивает потенциал ребёнка.

Шон Риердон (Sean Reardon), исследователь из Стэнфордского университета, указывает, что статистическая разница в успешности детей из богатых и бедных семей только увеличивается. Если сравнивать тех, кто родился в 1990 году, и тех, кто родился в 2001 году, то можно увидеть, что этот разрыв вырос с 30% до 40%.

Если не брать во внимание комплексные дорогостоящие меры, сам по себе социально-экономический статус семьи мотивирует детей достигать большего в учёбе.

Они получили высшее образование

Исследование показало, что дети, рождённые матерями в подростковом возрасте, с меньшей вероятностью заканчивают школу и поступают в университет.

Исследование, проведённое в 2014 году под руководством психолога Сандры Танг (Sandra Tang), обнаружило, что матери, которые закончили школу и институт, скорее всего, вырастят ребёнка, который также получит высшее образование.

Ответственность за стремления ребёнка по крайней мере частично лежит на плечах родителей.

Психолог Эрик Дубов (Eric Dubow) обнаружил, что уровень образования родителей на тот момент, когда их ребёнку исполняется 8 лет, является определяющим на следующие 40 лет. Это означает, что именно от него во многом зависит успех ребёнка в будущем.

Они учат своих детей математике с ранних лет

Анализ поведения 35 000 дошкольников из США, Канады и Англии, проведённый в 2007 году, показал: раннее развитие математических способностей становится огромным преимуществом для ребёнка в дальнейшем. Почему так, не очень понятно, но факт остаётся фактом. Дети, которые с малых лет разбираются в числах и простейших математических понятиях, быстрее учатся читать.

Они развивают отношения со своими детьми


Sarah G/Flickr.com

Исследование, проведённое в 2014 году, показало, что дети, к которым относились с пониманием и уважением в первые три года жизни, не только лучше показывают себя в учёбе, но и способны устанавливать здоровые взаимоотношения с другими. К 30 годам большинство из них являются более успешными и образованными людьми.

Родители, которые чутко и внимательно относятся к своему ребёнку, дают ему ощущение безопасности, необходимое для того, чтобы развиваться дальше и исследовать мир вокруг себя.

Они меньше подвержены стрессу

Научные исследования говорят: то количество времени, которое матери проводят наедине со своими детьми в возрасте с 3 до 11 лет, имеет небольшое значение для их развития. Но активное, интенсивное и навязчивое материнство может иметь разрушительные последствия.

Когда мать находится в стрессовом состоянии из-за попыток балансировать между работой и семьёй, она плохо влияет на своих детей. Дело в том, что существует психологический феномен «заразительности» эмоций. Люди способны улавливать чувства друг друга подобно тому, как заражаются простудой. Поэтому, когда один из родителей морально истощён или печален, это мрачное чувство передаётся и ребёнку.

Они ценят усилия, а не страх провала

В течение десятилетий Кэрол Двек (Carol Dwek), психолог из Стэнфордского университета, проводила исследования, в ходе которых обнаружила: дети (и взрослые) способны оценивать успех двумя способами.

Первый из них называется фиксированным мышлением . Люди, которые так думают, оценивают свои способности, интеллект и таланты как данность, как нечто, что уже нельзя изменить. Соответственно, для них успех измеряется лишь этой величиной и все силы они бросают на то, чтобы не только достичь поставленной цели, но и избежать ошибок любым способом.

Существует ещё перспективное мышление , направленное на принятие вызова. Неудача для такого человека является «трамплином» для дальнейшего роста и работы над собственными способностями.

Поэтому, если вы говорите ребёнку, что он успешно сдал тест потому, что у него «всегда было хорошо с математикой», вы приучаете его к фиксированному мышлению. А если вы скажете, что у него получилось потому, что он приложил все силы, малыш поймёт: он может развивать свои способности, и каждое следующее усилие будет приносить новый результат.

Нередко родители допускают ошибки в отношении к «плохому» поведению своих детей – одни полностью игнорируют агрессивное поведение, считая, что с возрастом «оно само пройдет», другие же, наоборот, применяют неоправданно строгие наказания. Как реагировать на агрессию? Что делать, если ваш «идеальный» малыш вдруг стал бить кота, обижать других детей, кусаться и не слушаться?

По мере взросления ребенка меняются и причины его агрессивного поведения. Поэтому родителям необходимо учитывать возрастные особенности своих детей и в соответствии с ними реагировать на те или иные . Однако существуют и некоторые общие положения, применимые ко всем возрастным группам. Итак, как же правильно реагировать на агрессивные выпады малыша, чтобы помочь ему справиться с негативными эмоциями?

Прежде всего, контролируйте свое поведение . Избегайте конфликтов, грубых окриков и уж тем более не применяйте физическую силу ни при каких обстоятельствах. Если вы сами будете кричать, бить посуду, пинать кота и шлепать ребенка, то будьте готовы к тому, что малыш будет вести себя так же по отношению к вам, сверстникам, домашним питомцам и т. д.

Система требований к ребенку должна быть понятной, четкой, последовательной. Неверно оценивать один и тот же поступок в зависимости от своего настроения (например, вчера вы строго наказали малыша за то, что он ударил собаку, а сегодня не обратили на это внимания). От последовательности ваших требований зависит внутренняя стабильность малыша, формирование его картины мира.

Слово «нельзя» должно звучать в исключительных случаях, когда поведение ребенка угрожает его жизни и здоровью (например, он трогает провода, тянется к раскаленной сковородке, лезет на подоконник, берет нож и т. п.). В этом случае следует проявить твердость и быстроту реакции. Громко и четко произнести «Нет!» или «Нельзя!» и остановить малыша. Если потребуется, удержите его руку или возьмите на руки и крепко прижмите к себе. Только в этом случае ребенок усвоит это слово и будет реагировать на него, пусть даже и выражая недовольство. Если же запреты звучат каждую минуту по всякому поводу и без, то малыш, с одной стороны, перестает их «слышать», а с другой, постоянно раздражается и злится на вас, так как вы все время препятствуете достижению его целей.

Ни в коем случае не отвечайте на агрессивные выпады малыша тем же (если он укусил или ударил вас, а вы повторите его действие, чтобы показать, как вам неприятно, на самом деле вы негласно подтвердите, что так делать можно и только закрепите в нем этот способ поведения). Если он обидел вас – отойдите от него, на какое-то время лишите его общения (но ненадолго). Если он ударил малыша на площадке – уведите его домой. Таким образом, ребенок усвоит, что он лишается интересной деятельности и общения, если дерется, кусается и т. п. и постепенно откажется от такого проявления агрессии.

Наказание за агрессивный поступок должно следовать сразу. При этом не стоит читать лекций и нравоучений (ребенок их просто не услышит и не воспримет). Неверно также надолго лишать ребенка своего внимания, общения или игр, тем более не стоит отсрочивать наказание (например, на прогулке произошла драка по вине малыша, а пожурили вы его дома спустя 3 часа), так как дети очень быстро забывают, из-за чего же все случилось, и воспринимают наказание как несправедливость.

Обеспечивайте ребенку возможность интенсивного выхода его физической активности : позволяйте ему бегать, прыгать, громко петь, хлопать в ладоши, бить в барабан и т. п. Известно, например, что бег, командные и соревновательные игры способствуют наибольшему выходу агрессии.

Поощряйте познавательную активность ребенка – ограничения самостоятельности и инициативы провоцируют у ребенка агрессивные реакции.

Оставляйте ребенку достаточно времени для игр, прогулок, общения. Большая загруженность (кружки, секции, всевозможные занятия) приводит к перенапряжению нервной системы, служит почвой для протестного агрессивного поведения.

Предупреждайте заранее ситуации, которые могут разозлить, вывести вас и ваших близких из себя. Если вы знаете, что муж дорожит новой радиоаппаратурой, не стоит давать ребенку играть с пультом и наушниками. Поставьте ограничители на все ящики и дверцы, если «гора» всевозможных вещей и предметов посередине комнаты вызывает у вас ужас и негодование т. д.

Если вы раздражены, вас легко вывести из равновесия не стоит начинать совместных игр с малышом. Дайте себе время немного успокоиться и прийти в себя. Не берите ребенка на руки в таком состоянии – дети легко «заражаются» эмоциональным состоянием своих родителей.

Если вы устали, огорчены, расстроены – поделитесь своим состоянием с ребенком. Скажите ему: «Мне нужно немного успокоиться», «Я очень устала на работе, скоро я приду в себя и мы поиграем». Если же вы молча будете переживать и нервничать, ребенок может подумать, что вы сердитесь именно на него (детям свойственно многое принимать на свой счет). Если вы чувствуете, что вы разгневаны и расстроены, дайте себе время восстановиться, сделайте то, что доставит вам удовольствие – выпейте чаю, примите теплую ванну, послушайте любимую музыку и т. д. Помните, что от вашего состояния во многом зависит состояние вашего ребенка.

Старайтесь заранее предупреждать ситуации, в которых ребенок может проявить агрессию. Например, если вы знаете, что после вашего длительного отсутствия в течение дня малыш встречает вас кулаками, криками и капризами, подготовьте его заранее к своему уходу. Чтобы помочь ребенку справиться со страхами и тревогой, связанными с расставанием и вашим отсутствием, предупредите его о том, что скоро вы уйдете, расскажите, куда и зачем, что вы там будете делать и когда вернетесь. Это успокоит малыша. Если вам предстоит поход к врачу, в детский сад, подготовьте ребенка к этим событиям: расскажите о том, что там будет происходить, поиграйте с ним «в доктора» (пусть он «полечит» вас, «сделает укол», «проверит зубки») или «воспитателя» («накормите» всех мишек и кукол обедом, уложите их спать, почитайте им книжку, «поиграйте» с ними) и т. д.
Таким образом, всегда важно помнить, что поведение и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от внутреннего состояния родителей, их реакции на его поступки, системы требований и наказаний, последовательности и стабильности в подходе к воспитанию. Задумывайтесь об этом каждый раз, когда ваш малыш ведет себя агрессивно!

Текст: наш партнер, информационный портал для настоящих и будущих мам

В последнее время понятие «дисциплина» относительно воспитания детей приобрело негативный окрас: у многих людей оно ассоциируется с авторитарным воспитанием и наказаниями. Методы воспитания различаются в разных семьях в зависимости от религии, культуры, традиций и ценностей, а также от особенностей характера ребенка. И такие различия могут быть существенными.

Что означает понятие «дисциплина»?

Говоря простыми словами, дисциплина – это способ научить ребенка отличать хорошее от плохого, понимать границы и правила. Дисциплина подразумевает подкрепление хорошего поведения и, наоборот, наказание или негативные последствия за плохое.

Однако то, что мы понимаем как наказание, не всегда имеет отрицательное значение. Сегодня наказания в воспитании обычно более мягкие, чем раньше. Наказание может проявляться в том, чтобы показать ребенку отрицательные последствия его поведения, лишить его каких-либо привилегий или показать свое неодобрение каким-либо другим способом.

Если родители используют эффективные методы, чтобы приучить ребенка к дисциплине, это помогает ему понять, что другие люди обладают такими же правами, как и он сам. Это помогает ему социализироваться, развивать уверенность в себе, чувствовать себя в безопасности и формировать модели хорошего поведения. Дисциплина помогает родителям предотвратить проблемы с поведением у ребенка, например, неуважительное поведение (когда ребенок игнорирует требования родителей) или вызывающее поведение (когда ребенок специально ведет себя плохо).

Типы воспитания и дисциплина

Существуют разные способы, с помощью которых родители могут приучать к дисциплине своих детей.

Авторитарные родители верят в то, что они воспитывают ребенка в соответствии с правилами. В таком воспитании нет места ни привязанности, ни состраданию. Родители не объясняют ребенку свои поступки, а ребенок не чувствует, что имеет на это право.

Психологи утверждают, что этот стиль воспитания менее эффективен, чем другие стили, при использовании которых родители проявляют больше сострадания и доброты. Авторитарный стиль воспитания может понизить самооценку ребенка и заставить его усомниться в своих способностях. Такой стиль также может формировать у ребенка чувство обиды и враждебности по отношению к родителям. Это ухудшает связь между родителями и ребенком.

Родители, которые используют демократический стиль воспитания, устанавливают четкие правила и озвучивают свои ожидания от ребенка. Родители проявляют привязанность и гибкость по отношению к ребенку, но при этом демонстрируют твердость в борьбе с плохим поведением. Иными словами, ребенок не может безнаказанно нарушать правила или вести себя плохо. Ребенок чувствует себя в безопасности и ощущает любовь родителей, но именно родители несут ответственность за ребенка.

Поскольку демократический стиль воспитания помогает ребенку понять, что плохое поведение влечет за собой негативные последствия, он учится ответственности и развивает уверенность в себе. Также он начинает уважительно относиться к окружающим и их правам.

Кроме того, существует индифферентный стиль воспитания, при котором родители накладывают определенные ограничения на поведение ребенка, но практически не устанавливают для него последствий за плохое поведение. При таком стиле воспитания ребенок проявляет большую привязанность по отношению к родителям, его самооценка и уверенность в себе укрепляются. Но если родители позволяют ребенку слишком многое, процесс воспитания становится неэффективным.