Презентация "возрастные особенности младшего подростка" презентация к уроку на тему. Презентация: Возрастные особенности подростков Как проявляется чувство взрослости подростка
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Возрастные особенности младших подростков
Основные новообразования младшего подросткового возраста / по Д.Б.Эльконину / Потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Появление разнообразных увлечений внеучебного характера. Общение с товарищами становится « особой формой жизни ». «Чувство взрослости ». Осознание и обоснованность самооценки. Появление стремления экспериментировать. Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Полоролевая идентификация как следствие возрастных изменений. Личностная нестабильность.
Желание быть состоятельным в учебной деятельности (И нтеллектуальная С остоятельность). Желание строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками (К оммуникативная С остоятельность). Желание вносить свой вклад в жизнь класса, а может быть и школы (С остоятельность в Д еятельности).
Признаки тревожности школьника 1.Не может долго работать не уставая. 2.Ему трудно сосредоточиться. 3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4.Во время выполнения заданий излишне напряжён, скован. 5.Смущается чаще других. 6.Часто говорит о возможных неприятностях. 7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8.Жалуется, что снятся страшные сны. 9.Руки обычно холодные и влажные. 10.Нередко бывает расстройство стула. 11.Сильно потеет, когда волнуется. 12.Не обладает хорошим аппетитом. 13.Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14.Пуглив, многое вызывает страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16.Часто не может сдержать слёзы. 17.Плохо переносит ожидание. 18.Не любит браться за новые дела. 19.Не уверен в себе, в своих силах. 20.Боится сталкиваться с трудностями. Интерпретация: если отмечено 15 и более признаков – уровень тревожности высокий. 7 – 14 признаков - средний уровень. Менее 7-и признаков – уровень тревожности низкий.
Признаки дезадаптации школьника 1.Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. 2.Нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне. 3.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 4.Нежелание выполнять домашние задания. 5.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. 6.Жалобы на те или иные события, связанные со школой. 7.Беспокойный сон. 8.Трудности утреннего пробуждения, вялость. 9.Постоянные жалобы на плохое самочувствие. 10.Неадекватные поведенческие реакции на замечания учителя, грубость. 11.Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. 12.Снижение успеваемости, потеря интереса к учёбе.
Советы педагогам по работе с тревожными детьми 1.Хвалите ребёнка даже за незначительный успех. 2.Спрашивайте ребёнка в середине урока. 3.Избегайте заданий на скорость. 4.не сравнивайте ребёнка с окружающими. а только с его собственными достижениями. 5.Предъявляйте требования, адекватные возможностям ребёнка. 6.Используйте на уроках визуальную поддержку. 7.Снижайте количество замечаний. 8.Будьте честными с ребёнком и принимайте его таким, какой он есть. 9.Способствуйте повышению самооценки ребёнка. 10. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени. 11.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте примером для ребёнка. 12.Наказывая, не унижайте ребёнка. 13.Старайтесь не стыдить ребёнка, особенно в присутствии одноклассников. 14.По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах. 15.Избегайте длинных нотаций. 16.Старайтесь соизмерять свои основные требования с требованиями других учителей-предметников. 17.Обговаривайте с детьми заранее, как будет проходить экзамен, контрольная. 18.По возможности выберите подходящий для ребёнка способ проверки знаний (письменный ответ, ответ с места, подготовленный дома доклад и т.п.). 19.Обратите внимание на ваш стиль преподавания.
Методические и организационные условия, способствующие успешной адаптации пятиклассников Создание атмосферы доброжелательности, искренности, доверия. Создание ситуаций, позволяющих проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку и собственное мнение. Предоставление ученику права работать на уроке в собственном темпе получать задания в соответствии с уровнем обученности. Использование различных форм обучения, таких как: экскурсии, игры (дидактические и ролевые), диспуты (дискуссии), обсуждения, практические работы, мини-лекции. Р азвитие письменной речи (умение излагать своё мнение). Оценивать не только результат. но и процесс деятельности учеников. Предоставлять ученикам возможность свободного выбора источников информации. обучать умению работать с ними. Развивать рефлексивные умения – способность посмотреть на себя со стороны. Создавать эмоциональную обстановку в классе, близкую к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Особенности психологического развития подростков 10-11 лет Учитель начальных классов ВКК Смелякова Т.Л. МБОУ СОШ №19 Г.Воронеж
Особенности развития К 11 годам меняется гормональный фон ребенка, из-за чего его тело трансформируется. У мальчиков меняется голос. У девочек начинаются менструации, увеличивается грудь. Другими становятся осанка, походка. Родителям важно понимать возрастные особенности детей 11 лет, чтобы не потерять контакт с ними.
Психологические особенности В этот период жизни подросток отдаляется от семьи. Ребенку важно положение в социуме, поэтому появляется озабоченность внешним видом, интерес к моде. Для девочек в 11 лет значение приобретают отношения с противоположным полом. В этом возрасте интерес к мальчикам чаще платонический. Половое созревание мальчиков происходит позже, поэтому интерес к девушкам в этом возрасте может не отмечаться.
Девочки Переходный возраст у девочек наступает на 1-3 года раньше, чем у мальчиков Н астроение девочки становится нестабильным Возможны эксперименты со своей внешностью. Появится желание следовать моде, интерес к уходу за собой. Родителям нужно внимательно относиться к окружению девочки. Общение со старшими мальчиками лучше ограничить.
Мальчики У юношей пубертатный период наступает позже. Психика мальчика начинает меняться раньше, чем тело. Не следует чрезмерно опекать его. Сын должен учиться сам справляться с трудностями Папе следует обучить сына мужским делам: забивать гвозди, взять с собой на рыбалку… Родителям следует внимательно выслушивать рассказы юноши, интересоваться подробностями
Режим дня В 11 лет ребенок посещает школу, поэтому режим подстраивайте под его занятия. Поскольку вставать приходится рано, поздний отбой будет вреден для здоровья. Ложиться спать подростку нужно не позднее 22:00. В одиннадцать лет спать нужно не менее 9 часов в сутки. Дети много времени проводят сидя за партами. Чтобы осанка не испортилась, нужно включить в распорядок дня зарядку, занятия спортом.
Что должен знать ребенок в этом возрасте К 11 годам дети должны научиться самостоятельно себя обслуживать. Подростки в норме умеют выполнять домашние обязанности, устраивать быт, соблюдать личную гигиену. Полезно научить ребенка самостоятельно распоряжаться временем: выбирать, когда лучше сделать уроки, вымести комнату, погулять с друзьями. В раннем подростковом возрасте начинается половое созревание: у девочек могут начаться менструации, у мальчиков - поллюции. Следует объяснить ребенку причину этих явлений, чтобы он не испугался, столкнувшись с ними. Также родителям нужно рассказать о возможных последствиях половой жизни: беременности, заболеваниях, передающихся половым путем.
В пубертатный период изменение поведения является нормой. Важно сохранять доверительные отношения с подрастающими детьми. Это позволит вам узнать первыми, если у подростка возникнут проблемы, и вовремя отреагировать.
Причины агрессии Причиной агрессии у ребенка в 11 лет является стремление к самостоятельности. Часто это попытки защиты от чрезмерного контроля со стороны родителей. Чтобы уменьшить возникновение нежелательных ситуаций, взрослым нужно избегать ответной агрессии. Нужно поддерживать подростка, давать проявлять самостоятельность там, где это допустимо.
Что делать с истериками Истерики могут появляться не только у девочек, но и у мальчиков 11-летних. Причины этого состояния различны. Ребенок может использовать истерику как метод манипуляции родителями. Бурные проявления эмоций возможны, если у взрослеющего человека проблемы с общением в коллективе: так он проживает негативные эмоции. Успокаивать подростка не стоит, лучше дать ему выплакаться Можно обнять ребенка, оказав ему поддержку. Иногда лучше оставить его одного, пока не успокоится. С возрастом истерики прекратятся.
Что делать, если ребенок стал неуправляемый Подросток становится неуправляемым, желая самоутвердиться. Родителям следует признать, что он растет, взрослеет. Полезно будет дать подростку больше самостоятельности. Контролировать и наказывать нельзя: это может привести к ухудшению отношений, к вранью, поступкам назло.
Почему ребенок врет Детская ложь возникает из-за страха наказания, негативных эмоций. Чтобы избежать этого, нужно использовать методы педагогического контроля, выстраивать доверительные отношения. Подросток должен понимать, что его любят и принимают вне зависимости от его поступков
Что делать, если ребенок очень нервный Дети становятся нервными из-за неправильного воспитания (чрезмерного контроля или постоянного недостатка внимания), гормональной перестройки Повышенная нервозность может быть признаком проблем, беспокоящих подростка. Родителям следует выяснить, что стало причиной такого поведения, подумать, как защитить ребенка, помочь ему справиться с ситуацией. Родителям следует выстраивать доверительные отношения, больше говорить с подростком, поддерживать.
Слайд 2
- Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания (интерес к собственной личности, выявление своих возможностей и их оценка).
- Центральным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости.
Слайд 3
Происходит сознательное усвоение ценностей и норм поведения
В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти.
Слайд 4
Особенности поведения
- Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе).
- В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.
Слайд 5
- Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования.
- У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
Слайд 6
- Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
- Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
Слайд 7
- Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
- Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
- Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
Слайд 8
- Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
- Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
Слайд 9
- Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
- В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Слайд 10
Основные задачи развития в этот период
- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
- формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;
Слайд 11
- развитие чувства взрослости;
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания;
- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14