Проявления детской нервности. Признаки детской невропатии

– психоневрологическое расстройство, характеризующееся неустойчивостью вегетативных функций, повышенной возбудимостью, легкой истощаемостью нервных процессов. Проявляется нарушениями сна и аппетита, чрезмерной чувствительностью к внешним и внутренним раздражителям (к боли, свету, звукам), эмоциональной лабильностью, боязливостью, плаксивостью. Диагностика проводится педиатром, неврологом, психиатром. Включает опрос, осмотр, наблюдение, дополняется инструментальными исследованиями. Лечение основывается на соблюдении режима активности и отдыха, исключении сильных раздражителей, применении общеукрепляющих средств, успокоительных препаратов, ноотропов.

Общие сведения

Синдром ранней детской невропатии имеет ряд синонимичных названий: синдром ранней детской нервности, врожденной нервности, эндогенной нервности, нервный дизонтогенез. Данное патологическое состояние не относится к самостоятельным заболеваниям, но рассматривается как фактор, предрасполагающий к развитию невротических расстройств, психозов, психопатий , вегето-сосудистой дистонии . Распространенность врожденной детской нервности наиболее высока среди малышей от рождения до 3-5 лет, достигает 0,6%. Отмечается эпидемиологическое преобладание синдрома у жителей крупных городов, первенцев и «поздних» детей. Заболеваемость выше среди мальчиков, гендерное соотношение составляет 1:1,8. У девочек симптоматика менее выраженная, последствия лучше поддаются коррекции.

Причины ранней детской невропатии

Этиология синдрома представлена сложным взаимодействием внешних и внутренних факторов. Их влияние может быть предопределено генетически, осуществлено в пренатальном, натальном и раннем постнатальном периоде. Детская нервность проявляется с самого рождения либо спустя несколько месяцев, в клинической картине преобладают эмоционально-личностные либо церебрастенические симптомы. Причины подразделяются на три группы:

  • Наследственные факторы. У детей с невропатией члены семей отличаются эмоциональной лабильностью, астенией , тревожно-мнительными чертами. В 79% случаев детской нервности высокая возбудимость выявляется у одного или обоих родителей.
  • Пренатальные и натальные негативные факторы. Распространенными экзогенными влияниями считаются токсикозы , хронические заболевания, стрессы, переживаемые будущей матерью. Также развитию невропатии у ребенка способствует асфиксия в процессе родов .
  • Ранние постнатальные поражения ЦНС. Тяжелые заболевания, перенесенные в первые недели и месяцы жизни, увеличивают риск возникновения детской нервности. Органические поражения мозга формируются при инфекциях, интоксикациях, травмах, гипоксических состояниях.

Патогенез

Патогенетической основой ранней детской невропатии является несформированность высших центров вегетативной регуляции – взаимосвязанных образований в мозговых структурах, регулирующих интеграцию симпатических и парасимпатических рефлексов, координацию соматических и вегетативных рефлекторных актов, вегетативное обеспечение произвольной деятельности. Анатомически они располагаются в области ствола мозга, гипоталамуса, среднего мозга, ретикулярной формации, мозжечка, лимбической системы и коры больших полушарий.

Функциональная недостаточность центров регуляции вегетативной нервной системы может быть обусловлена наследственно-конституциональными особенностями, органическими повреждениями пренатального, натального и раннего постнатального периода. В структуре резидуально-органических патологий синдром детской нервности проявляется сразу после родов, носит характер церебрастении , в дальнейшем нередко сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития. Синдром конституционального типа обнаруживается с 3-4 месяцев, выражен менее грубо, становится основой эмоциональных и поведенческих расстройств .

Классификация

Существует две наиболее распространенных классификации ранней детской невропатии. Первая учитывает особенности клинической картины. Согласно ей выделяют два типа синдрома: астенический, проявляющийся тревожностью , робостью детей, и возбудимый с симптомами аффективной захваченности, раздражительности, гиперактивности. По этиологическому признаку выделяют три вида детской нервности:

  • Истинная. Другое название – конституциональная невропатия. Диагностируется с трехмесячного возраста и позже, отличается большей выраженностью эмоционально-волевых, личностных отклонений.
  • Органическая. Симптомы проявляются с рождения. Преобладает вегетативная дисфункция – нарушения сна , пищеварения, выраженность реакций на физические раздражители.
  • Смешанного генеза. Конституционально-энцефалопатический тип нервности. До года превалируют симптомы органической патологии, в последующем – эмоционально-волевые, поведенческие отклонения.

Симптомы ранней детской невропатии

Клинические проявления наиболее заметны до двухлетнего возраста, далее становятся менее выраженными, трансформируются в нервно-психические и вегетативные патологии. У грудных детей наблюдается повышенная возбудимость, состояние беспокойства, крики, плач, прерывистый сон. Прикладывание к груди успокаивает ребенка ненадолго, нередки отказы от кормления. После приема пищи возникают обильные срыгивания, колики , возможны нарушения стула. Замедлено формирование циркадных ритмов: сохраняется частый и непродолжительный сон днем, бодрствование ночью. Характерна повышенная восприимчивость к шумам и изменению освещенности, вздрагивания во сне. Пробуждения сопровождаются плачем. Дети тяжело переносят одиночество, предпочитают находиться на руках у взрослого.

В периоде раннего детства повышенная тревожность, беспокойство проявляются излишней подвижностью, стереотипными движениями и действиями. Дети раскачиваются в стороны, сосут пальцы, обкусывают ногти. Высокая подвижность и недостаточная координация приводят к падениям, ушибам, что усиливает плач и беспокойство ребенка. Дисфункция желудочно-кишечного тракта, обусловленная незрелостью вегетативной координации, в сочетании с повышенной эмоциональной возбужденностью становится причиной отказов от прикорма, вздутия живота, тошноты, рвоты, диареи и запоров . Возможны нарушения акта глотания, жевания, избирательность в еде вплоть до отказа от всех продуктов кроме одного-двух.

При изменениях погоды, атмосферного давления самочувствие детей ухудшается – усиливаются вегетативные нарушения, появляется слабость, головные боли, плаксивость, капризность. Тяжело переносятся сезонные простудные заболевания, инфекции. При повышении температуры тела возникают судорожные приступы и иные нарушения неврологического спектра. В сфере социальных взаимодействий определяются противоречивые ситуации. С одной стороны, ребенок хочет играть со сверстниками, просит сходить на прогулку, на детскую площадку, в гости. С другой стороны, большое количество незнакомых раздражителей – крики детей, шум, тактильные контакты – быстро утомляют, повышают возбудимость, провоцируют истерику . Дети с синдромом ранней невропатии лучше чувствуют себя дома, в узком кругу близких родственников. Сильно привязаны к матери, предпочитают проводить время с ней, находиться в одиночестве не любят.

Осложнения

Характер осложнений ранней детской невропатии зависит от вида синдрома, своевременности и адекватности лечения. При конституциональной детской нервности вегетативный компонент нивелируется, часто формируются расстройства психической сферы, основанные на повышенной аффективной возбудимости, тревожности, истощаемости функций нервной системы. Нарушения эмоций, поведения закрепляются в форме неврозов и неврозоподобных синдромов, служат основой для формирования психопатий. Органическая невропатия осложняется вегетативно-сосудистыми патологиями, синдромом гиперактивности . Часто наблюдаются ночные страхи, кошмары, обмороки , энурез , ВСД с нарушения дыхания, болями в районе сердца, живота.

Диагностика

Ранняя детская невропатия определяется в ходе обследования неврологом и психиатром . Диагноз основан на раннем проявлении характерных симптомов, не имеющих связи с патологиями соматической и неврологической сферы, развивающимися в послеродовом периоде. Обследование ребенка комплексное, базовый набор процедур включает:

  • Общий осмотр, опрос педиатра . Врач проводит первичную беседу с родителем, собирает анамнез, уточняет жалобы, осматривает кожные покровы, измеряет температуру тела, рост и вес ребенка. Характерные признаки ранней невропатии – акроцианоз (посинение пальцев, кончика носа, кистей, стоп), холодные и влажные конечности, аллергический ринит , дерматит , нарушения ритма дыхания, плаксивость.
  • Осмотр невролога. Определяется лабильность, чрезмерная активность кожных и сухожильных рефлексов, возможна недостаточность глоточного и роговичного рефлексов. Мышечный тонус лабилен, в ситуации врачебного осмотра из-за повышенной возбудимости возникает перенапряжение (ложная спастичность). Зрачки часто расширены, определяется беспокойство, неравномерная реакция на свет. Болевая и тактильная чувствительность повышены.
  • Консультацию врача-психиатра. Специалист беседует с родителями, наблюдает за особенностями реакций и поведения ребенка. Отмечается раздражительность, слабость (астения), легкая возбудимость, быстрая истощаемость, нормальный уровень интеллектуального развития. В беседе ребенок робок, застенчив, напуган, иногда двигательно расторможен. При установлении продуктивного контакта обнаруживается любознательность, но интерес к общению быстро угасает.

Дифференциальная диагностика ранней детской невропатии основана на установлении причинно-следственной связи между соматическим, неврологическим заболеванием (воздействием негативных факторов) и проявлением симптомов. В спорных ситуациях назначаются лабораторные и инструментальные обследования: общий, биохимический анализ крови и мочи, УЗИ внутренних органов, ЭЭГ , МРТ головного мозга .

Лечение ранней детской невропатии

Лечение детской нервности включает комплекс процедур, центральное место в которых занимают общережимные и оздоровительные мероприятия. На первом году жизни необходимо организовать правильный режим кормления и сна, исключить моменты, провоцирующие беспокойство и плач ребенка (яркие и громкие игрушки, посещения гостей). В раннем детстве важно уделить внимание особенностям воспитания – создавать ситуации предсказуемости (план дня, режим), демонстрировать спокойствие, уверенность, предупреждая колебания эмоций, формирование страхов. Помощь врачей в лечении ранней детской невропатии включает:

  • . Зачастую симптомы невропатии усиливаются и поддерживаются особенностями поведения родителей – беспокойством, тревожностью, страхами, непоследовательностью действий. На консультации психолог рассказывает о наиболее благоприятных методах воспитания, способах взаимодействия с ребенком, позволяющих избежать обострения симптоматики.
  • Медикаментозное лечение. Препараты выписываются психиатром, неврологом. Показано применение общеукрепляющих, успокоительных средств, ноотропов.
  • Физиотерапию. Для улучшения регуляции вегетативного звена рекомендуются водные процедуры (гидромассаж , душ, плавание), массаж , лечебная и гигиеническая гимнастика. Индивидуально назначается терапия с использованием токов.

Прогноз и профилактика

Прогноз ранней детской невропатии во многом определяется правильным воспитанием, соблюдением режимных и общеукрепляющих мероприятий. Чем больше усилий приложено родителями в возрасте до 2-3 лет, тем менее выраженными будут последствия синдрома. При своевременной помощи к 5-7 годам признаки деткой нервности полностью исчезают. Для предупреждения ранней невропатии важно исключить влияние неблагоприятных факторов во время беременности и после нее, минимизировать риск осложнений в родах, ранних заболеваний ребенка. После рождения профилактика базируется на правильных воспитательных методах, создании спокойной предсказуемой обстановки. Необходимо снизить воздействие стрессовых факторов: не стремиться к посещению гостей, развлекательных мероприятий, не покупать игрушки, способные вызвать возбуждение ребенка (с громким звуком, резким запахом, яркие).


Для невропатии у детей характерна повышенная возбудимость, чрезмерно быстрая истощаемость, нарушение аппетита и пищеварения, расстройства сна, развитие тиков и заиканий, появление разнообразных аллергических реакций. Очень часто такие схожие симптомы испытывают дети с задержкой психического развития или так называемой умственной отсталостью. Но сравнивать эти 2 разных диагноза недопустимо.

На сегодняшний день в медицине под термином невропатия подразумевается целый ряд специфических психических нарушений, которые присущи для раннего детского возраста. Дети-невропаты активны, любопытны, чересчур эмоциональны, отличаются резким перепадом настроения. Им очень сложно успокоиться и держать себя под контролем.

Слыша диагноз – невропатия или врожденная детская нервность, у родителей возникает много вопросов, ответы на которые мы постараемся дать в этой статье.

Основные причины болезни

По мнению врачей, одной из главных причин развития такого недуга является неблагополучное протекание беременности:

  • стрессы;
  • некоторые хронические заболевания;
  • чрезмерно сильный токсикоз;
  • родовая асфиксия.

В первые месяцы жизни своего малыша стоит очень внимательно следить за протеканием заболеваний, как кроха их переносит (диспепсические расстройства, инфекции).

Ребенок активно развивается, и нервная система испытывает огромную нагрузку. Может возникнуть легкое органическое поражение некоторых зон головного мозга.

Причиной могут также стать травмы, инфекционные поражения и даже недостаточность витаминов.

Невропатия у детей: симптоматика

  • Врожденная детская нервность проявляет себя чаще всего уже с первых дней жизни. Младенец беспокойный, не спит, неохотно берет грудь, вздрагивает от малейшего шума. Плачет и кричит без повода. В дальнейшем возможны частые срыгивания, запоры или поносы.
  • После 2 лет малышам очень сложно сосредоточиться на чем-то одном, они не усидчивы, быстро утомляются.
  • Признаками невропатии могут быть головные боли, астматические приступы, обмороки, резкие колебания артериального давления.

Специалисты по симптомам выделяют две группы больных:

  1. Дети имеют неустойчивые эмоции, повышенную возбудимость, аффективные вспышки, сменяющиеся сильным утомлением.
  2. Больные другой группы имеют повышенную истощаемость, угнетенное состояние, истерические приступы. Им сложно приспособиться к переменам в жизни, они не уверенны в себе.


Впоследствии детская нервность переходит в другие нервно-психические расстройства.

Виды и формы заболевания

Медики выделяют типы невропатии:

  • Периферический. Такой тип болезни вызван нарушением периферической нервной системы. Он поражает нервные окончания, которые находятся в конечностях человека.
  • Краниальный. Вызывает нарушения работы одного из 12-ти пар черепно-мозговых нервных окончаний. Вследствие чего может нарушаться зрение или слух.
  • Автономный. Поражает вегетативную нервную систему. Она отвечает за работу сердца, пищеварение и другие важные функции организма.
  • Местный. Этот тип недуга может повреждать лишь один или группу нервов конкретного участка тела. Симптомы проявляются внезапно.

Возможные осложнения и последствия

Очень редко случается так, что к 6-7 годам ребенка исчезают все психоневрологические расстройства.

Но в большинстве случаев симптомы лишь ухудшаются (возникают вегетативно-сосудистые расстройства, нарушения двигательной сферы, развивается детский невроз) и создается фон для формирования психопатии.

В двухлетнем возрасте может уже проявляться гиперкинетический синдром, то есть дети становятся гиперактивны, но не целенаправленны. Регрессируют психические процессы.

В дальнейшем часто возникают ночные страхи и кошмары, периодически наступают нарушения дыхания. Могут быть жалобы на боль в области сердца, живота.

Как осложнение проявляются пароксизмальные нарушения. Больные страдают эмоциональной неустойчивостью, пугливостью, энурезом и энкопрезом.

Диагностические мероприятия

В случае проявления нескольких, даже на первый взгляд неясных симптомов, которые могут напоминать невропатию, необходимо немедленно обратиться к доктору (детскому неврологу).

После осмотра внешнего вида ребенка, нужно пройти стандартное обследование:

  • общий анализ крови, который определит СОЭ (иными словами — скорость оседания кровяных телец эритроцитов);
  • расширенный анализ мочи;
  • рентген грудной клетки;
  • измерить уровень глюкозы плазмы после еды;
  • сделать электрофорез сывороточных белков.

В зависимости от результатов доктора назначают дальнейшую тактику обследования. Проводят электромиографию, измеряют скорость проведения у больного его нервного импульса и берут на биопсию нервное волокно.

Как проводится лечение

Лечение невропатии проводится как комплекс медико-педагогических действий. Применяются меры для контролирования симптомов недуга и борьбы с первопричиной болезни.

Медикаменты назначаются только врачом. Это могут быть:

  • общеукрепляющие средства;
  • и так называемые седативные препараты.

Коротким курсом выписывают раствор бромида натрия 1% (200 мг) и кофеин-бензоат натрия 0,05 г по 1 чайной ложке трижды в день. Клизмы с сульфатом натрия применяют в дошкольном возрасте.

Подростки под наблюдением доктора проходят курс лечения легкими транквилизаторами. Это могут быть Либриум (от 10-ти до 30-ти мг в сутки), а также Седуксен (от 5-ти до 20-ти мг), Аминазин (не более 100 мг в сутки). Но чаще всего к лекарственным средствам советуют не прибегать, особенно в раннем возрасте.

  • прием витаминов;
  • водные процедуры;
  • гимнастику;
  • массаж;
  • и полный покой, чтобы дать восстановиться нервным клеткам.

Нужна ли реабилитация после лечения

Ребенок после лечения патологии нервной системы нуждается в домашней реабилитации. Но родителям следует понимать, что тяжелые повреждения в детстве нервного волокна, к сожалению, не поддаются восстановлению.

При прохождении курса реабилитации, очень важно, чтобы дети уделяли особое внимание физическим упражнениям, закалялись, часто пребывали на свежем воздухе. Обязательно стоит придерживаться беспрекословно всех рекомендаций лечащего доктора. Консультироваться с детским психологом, педиатром.

Средства и способы профилактики невропатии

Профилактика невропатии заключается в том, чтобы, в первую очередь, обеспечить нормальные условия беременности.

А после рождения ребенка уделять особое внимание сбалансированному питанию, мерам воспитательного и гигиенического характера, рационально организовывать занятость и отдых ребенка.

Опыт родителей

Как показывает статистика форумов, где обсуждалась тема невропатии у детей, родители справлялись все же с расстройствами у детей.

Известно, что кроме медикаментозного лечения, применяли они и другие меры. Пытались окружить ребенка заботой и лаской, проводили лечебные массажи, записывали детей в бассейн или возили к морю.

Доктор советует

Важно своевременно распознать признаки невропатии у ребенка и обратиться в медицинский центр. Старайтесь, чтобы ваш ребенок рос и развивался в атмосфере любви и спокойствия, придерживался постоянного режима и избегал высоких эмоциональных/физических нагрузок.

Видео к статье

Синдром ранней детской невропатии или «врожденной детской нервности» (В.В. Ковалев, 1979) является наиболее распространенным синдромом психических расстройств в раннем детском возрасте (от 0 до 3 лет). Основное место в структуре синдрома занимает резко повышенная возбудимость и выраженная неустойчивость вегетативных функций, которые сочетаются с общей повышенной чувствительностью, психомоторной и аффективной возбудимостью и быстрой истощаемостью, а также с более или менее выраженными чертами тормозимости в поведении (в виде боязливости, пугливости, страха перед всем новым).

В грудном и раннем детском возрасте в симптоматике невропатии на первый план выступают разнообразные соматовегетативные расстройства и нарушение сна. Среди соматовегетативных расстройств преобладают нарушения функции органов пищеварения (частые срыгивания, рвота, запоры, нередко сменяющиеся поносами, снижение аппетита или избирательность в пище, расстройства питания), дыхания (дыхательная аритмия), сердечно‑сосудистые расстройства (бледность и мраморность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника, неустойчивость пульса и др.). Отмечаются и другие вегетативные нарушения, как, например, субфебрилитет, не связанный с соматическими заболеваниями, нарушение сна, проявляющегося в виде недостаточной глубины и в нарушении формулы сна (сонливость днем и беспокойство в ночное время).

У детей нередко встречается повышенная чувствительность к различным раздражителям в виде появления или усиления двигательного беспокойства, аффективного возбуждения, плаксивости под влиянием обычных слуховых, зрительных и тактильных раздражений, изменения положения тела, небольшого изменения получаемой пищи и т. д. Подобные реакции могут возникать при «чувстве дискомфорта», связанного с голодом, жаждой, мокрыми пеленками, изменением температуры и влажности воздуха в помещении и т. п.

У многих детей, наряду с вегетативными нарушениями и повышенной чувствительностью, могут наблюдаться инстинктивные расстройства в форме повышенного чувства самосохранения, выражением которого является боязнь и плохая переносимость всего нового. Страхи проявляются в усилении соматовегетативных расстройств: отказа от еды, падения веса, усиления капризности и плаксивости при любой перемене обстановки, изменения режима, условий ухода, помещения в детское учреждение. У этих детей часто отмечается повышенная склонность к аллергическим реакциям, инфекционным и простудным заболеваниям.

С возрастом выраженность соматовегетативных реакций ослабевает, однако длительно сохраняются пониженный аппетит вплоть до анорексии, избирательность в еде, замедленное пережевывание пищи, расстройства функции кишечника, трудности засыпания, поверхностный сон с устрашающими сновидениями. Постепенно могут появляться новые симптомы: повышение аффективной возбудимости в сочетании с истощаемостью, большая впечатлительность, склонность к страхам, боязнь всего нового.

Как пишет Г.Е. Сухарева, в зависимости от преобладания черт тормозимости или аффективной возбудимости в поведении детей, можно выделить два клинических варианта ранней детской невропатии:

При одном (астеническом ) – дети робкие застенчивые, тормозимые, повышенно впечатлительные, легко истощаемые;

При другом (возбудимом )варианте дети аффективно возбудимые, раздражительные, двигательно расторможенные.

Патогенетическую основу невропатических состояний представляет несформированность высших центров вегетативной регуляции, связанных с их функциональной незрелостью и пониженным порогом возбудимости. Синдром невропатии довольно часто входит в структуру резидуально‑органических нервно‑психических расстройств, возникающих в результате внутриутробных или ранних органических поражений головного мозга («органическая» или «резидуальная» невропатия по С.С. Мнухину, 1968). В этих случаях проявления органической невропатии обнаруживаются уже в роддоме. Они носят более грубый и монотонный характер (новорожденные плохо берут грудь, беспокойны, стонут или плачут). В дальнейшем эти явления сочетаются с разнообразной минимальной мозговой дисфункцией (ММД), повышенным внутричерепным давлением, задержкой психомоторного развития и речи.

По данным Е.И. Кириченко и Л.Т. Журбы (1976), в дифференциальной диагностике необходимо обратить внимание на то, что при «истинной» невропатии личностные компоненты выражены сильнее, в то же время как у детей с «органической» невропатией более заметны церебропатические симптомы и симптомы двигательной расторможенности.

С возрастом у детей при «истинной» невропатии могут наблюдаться нарушения функционирования внутренних органов, на фоне которых формируются соматические расстройства. Так, при нарушении функции желудочно‑кишечного тракта с возрастом возникают различные гастриты, колиты и возможны функциональные нарушения (срыгивания или рвота, отказ от еды), проявляющие себя в стрессовой ситуации (поступление ребенка в детский сад или в присутствии незнакомых людей). У детей с преобладающими нарушениями со стороны дыхательной системы в последующем легко формируются различные воспалительные процессы (бронхиты, трахеиты) и астматические (спазматические) состояния. У детей с проявлениями функциональных расстройств сердечно‑сосудистой системы в раннем возрасте, в дальнейшем, при неблагоприятных условиях (физическая или психическая перегрузка), формируются устойчивая или периодически возникающая тахикардия, экстросистолия, болевые ощущения в области сердца. Эти симптомы могут наблюдаться у людей разного возраста, но начало они берут в раннем детстве. Необходимо подчеркнуть, что в дошкольном возрасте из группы детей с ранней детской невропатией формируются две самостоятельные группы: одни дети с явлениями гиперактивности, другие – тихие, малоактивные, нуждающиеся в побуждении к действию.

Воспитатели и педагоги в дошкольном учреждении должны обратить внимание на особенности каждого ребенка и из беседы с родителями выявить основные проявления отклонений в развитии и оказать необходимую помощь в организации деятельности, привлечению внимания к игре, конструированию, к помощи в уборке рабочего места, к занятиям музыкальной ритмикой, соблюдению режима.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Назовите различия понятий «симптом» и «синдром».

2. Каковы причины возникновения синдрома ранней детской невропатии?

3. Расскажите о проявлениях синдрома ранней детской невропатии.

4. Какие болезненные состояния развиваются на фоне ранней детской невропатии?

5. Расскажите о формах работы воспитателя в дошкольном учреждении с трудными детьми.

6. Назовите методы профилактики детской невропатии.

Гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности), который обозначается также синдром гиперактивности, встречается в возрастном периоде от 1,5 до 15 лет, однако наиболее выражено проявляется в дошкольном возрасте. Основными компонентами гипердинамического синдрома считаются: общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, недостаточная целенаправленность и, часто, импульсивность поступков, нарушение концентрации активного внимания. В ряде случаев наблюдаются: агрессивность, негативизм, раздражительность, взрывчатость, склонность к колебаниям настроения. В школьном возрасте постоянно отмечаются нарушения школьной адаптации, часто наблюдаются затруднения в усвоении знаний, в овладении навыками письма и чтения, нарушения пространственного синтеза (Л.Т. Журба, Е.М. Мас‑тюкова, 1980).

Поведение детей характеризуется стремлением к постоянным движениям, крайней неусидчивостью. Они беспрерывно бегают, прыгают, то ненадолго садятся, то вскакивают, трогают и берут в руки предметы, попадающие в их поле зрения, задают много вопросов, часто не слушают на них ответы. Их внимание привлекается на короткое время, что крайне затрудняет проведение воспитательной работы с ними. В связи с повышенной двигательной активностью и общей возбудимостью дети легко вступают в конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями или педагогом из‑за нарушения режима дня, при выполнении классных заданий и т. п.

Гипердинамический синдром наиболее часто встречается при отдаленных последствиях ранних органических поражений головного мозга, что послужило его отождествлению с так называемым синдромом «минимальной мозговой дисфункции» (ММД). Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что гипердинамический синдром формируется на фоне ММД и может сочетаться и с другими синдромами, являющимися следствием раннего повреждения мозга. На это указывают сведения в анамнезе детей, родители которых обращаются за специализированной помощью. В группе риска выявляется патология внутриутробного периода, досрочные роды, родовая травма и асфиксия новорожденных, перенесенные заболевания в первые годы жизни. Изменения в состоянии головного мозга подтверждаются на ЭЭГ и ЭХОграмме. В этих случаях гипердинамический синдром входит в структуру психоорганического дефекта, сочетаясь с расстройствами высших психических функций (гнозис, праксис, пространственной ориентировки), интеллектуальными, церебрастеническими и психопатоподобными нарушениями (Ю.И. Баршнев, Е.М. Белоусова, 1994).

Приведем следующий пример выписки из истории болезни Вовы, 6 лет, родители которого обратились за медико‑педагогической помощью в связи с трудным поведением мальчика.

Со слов матери стало известно, что мальчик от первой беременности, протекавшей с токсикозом. Мать несколько раз находилась в больнице для сохранения беременности. Роды у матери наступили в срок, длительные с акушерской помощью. Ребенок родился в асфиксии. Грудь взял сразу, но сосал слабо. Все этапы физического развития в пределах возрастной нормы, несколько запаздывало речевое развитие. Мальчик часто болел простудными заболеваниями. В детский сад для детей с нарушениями речи Вова пришел в 3,5 года и сразу обратил на себя внимание своей неусидчивостью, двигательным беспокойством, неумением играть с игрушками. Все дети играют, Вова тоже принимает участие в игре, но занятие ему быстро надоедает. Мальчик начинает мешать окружающим, ломать постройки. Если дети рисуют, то он мешает им, зачеркивает рисунки, забирает карандаши и т. п. (из характеристики воспитателя). Постоянно возникает конфликтная ситуация. Дети обижаются, шумят, иногда возникает драка между ними (элементы агрессии). Посадив мальчика за стол, педагог работает с ним одним, все остальные дети занимаются своим делом. Конфликты в группе становятся все чаще, что привело мать с мальчиком на консультацию к врачу‑психоневрологу, психологу и дефектологу.

При осмотре: мальчик пониженного питания, бледный, развитая сосудистая сеть под кожей у висков. В неврологическом статусе: недостаточное отведение правого глазного яблока, несколько сглажена носогубная складка справа, движение артикуляционной мускулатуры выполняется недостаточно, кончик языка отклоняется влево. Сухожильные рефлексы оживлены, симптом Бабинского справа. Мелкая моторика не сформирована. На основании проведенного неврологического обследования можно говорить о минимальной мозговой дисфункции.

При обследовании в кабинете дефектолога: мальчик беспокоен, задает много вопросов, рассматривает все предметы и игрушки на столе, внимание неустойчивое, быстро истощаемое. Обследуемый ничем не заинтересовывается, ходит по кабинету, не учитывает дистанцию, называет врача и педагога на «ты». На вопросы отвечает пространно, но легко сбивается и переходит на другую тему. Словарный запас достаточный, фразовая речь распространенная. Запас общих сведений ниже возрастной нормы.

На ЭХОграмме выявляется расширение боковых желудочков, что указывает на гипертензию. На диске глазного дна видны извитые узкие кровеносные сосуды. Выявленные данные указывают на минимальную мозговую дисфункцию (ММД) и гипертензионный синдром.

В данном случае гиперактивность сочетается с нестойкостью активного внимания и является следствием органического поражения центральной нервной системы в виде ММД и гипертензионного синдрома. Мальчик нуждается в лечебных мероприятиях по нормализации внутричерепного давления и общеукрепляющему лечению, в дальнейшем наблюдении и особых условиях обучения. Проведена беседа с педагогом и матерью о формах воспитания ребенка, организации учебной деятельности, соблюдения режима дня.

Можно провести дифференциальную диагностику между детьми с разными формами нарушенной активности (табл. 1).

Детская нервность обусловлена как биологическими, так и микросоциаль-ными причинами, но чаще всего их сочетанием. Биологические причины – травматические, инфекционные, токсические и другие вредные воздействия при зачатии, в период беременности, родов, в первые месяцы или годы жизни, а также неблагоприятные наследственные влияния. К микросоциальным причинам относятся переживания беременной или недавно ставшей матерью женщины, неправильное воспитание и неблагоприятные условия жизни ребенка в детстве. Зачастую микросоциальные причины настолько тесно связаны с биологическими, что их трудно разделить.

Судьба человека в немалой степени зависит от сравнительно короткого периода с момента зачатия ребенка до первого вздоха новорожденного. Беременность протекает по-разному в зависимости от того, желанна она, досадна или, еще того хуже, воспринимается женщиной как катастрофа и неприемлема для мужчины, будущего отца.

Приведем несколько возможных ситуаций, способствующих неблагоприятному течению беременности.

1. Женщина беременна, с радостью сообщила об этом мужу, а он категорически против рождения ребенка. Решилась: «Буду ждать ребенка». Но беременность воспринята конфликтно, и мрачная тень недовольства уже легла на нее. Позже отец полюбит ребенка, полюбит ребенка и бабушка по отцу, издергавшая невестку в период беременности ссорами и упреками. Однако зло уже свершилось – в семье растет невропатичный, трудный ребенок. Сомнения и колебания женщины по поводу рождения будущего ребенка, ее страхи и опасения, недовольство супруга и свекрови, вызывая тягостные переживания беременной, сказываются на состоянии и развития плода. Существует мнение, что дети, которые родились в семье, где родители живут в любви и согласии, красивы, уверенны в себе и оптимистичны.

2. А вот другая житейская ситуация. Любовь, заявление о желании вступить в брак и начало половой жизни до его заключения. Но свадьба, счастливая и волнующая, состоялась, когда у будущей матери шел второй месяц беременности. Приготовления, гости, три дня шумного веселья. Поздравления, обилие впечатлений. Гости курили, облако сигаретного дыма окутывало невесту фатой, она пригубила бокал шампанского. Затем поездка по городам и на море, новые встречи, новые поздравления. А в это время происходит закладка сердца, нервной системы и органов чувств плода. Эмоциональный же стресс сопровождается выбросом гормонов тревоги в кровь матери, через пуповину они поступают к плоду, что небезразлично для него. На 5-м месяце внутриутробного развития плод ощущает учащение ритма сердца у взволнованной матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда она отдыхает. В 6-7 месяцев плод реагирует на резкое изменение положения тела матери, спокоен, если не взволнована беременная. Следовательно, если будущая мать много нервничает, возникает риск появления на свет ребенка с врожденной нервностью – невропатией. По наблюдениям врачей, у 63,2 % матерей детей-невропатов отмечались тяжелые потрясения во время беременности.


Женщина страдает хроническим тонзиллитом, холециститом, у нее кариес зубов, пиелонефрит. Она легкомысленно не подготовилась к беременности, так как беременность “застала ее врасплох”. Лечиться теперь? Но лекарства, боли и страх, испытываемые при стоматологических или ЛОР-процедурах, противопоказаны при беременности. В первые месяцы беременности не следует принимать лекарства без жизненных на то показаний. Лекарства способны накапливаться в тканях и органах плода, и отрицательные последствия их воздействия могут сказаться через многие годы. Не лечиться? Но это еще хуже. Вследствии интоксикации при очаге инфекции у беременной буквально отравляется плод.

Если беременная женщина проводит девять чрезвычайно важных месяцев в своей жизни в душном помещении, спит с закрытой форточкой, мало гуляет, то плод развивается в условиях кислородного голодания - гипоксии. В результате ребенок может родиться с меньшими интеллектуальными возможностями.

Если беременность протекала неблагоприятно и ребенок родился слабым, осложненным окажется не только период новорожденности - первый месяц жизни, не только первый год жизни. Будут осложнены воспитание, формирование характера, личности в целом. Слабый ребенок беспокоен, у него плохой аппетит, он медленно набирает массу тела. В дом, где он живет, чаще заходит врач. Родители озабочены состоянием его здоровья; ему уделяется больше внимания, чем его брату или сестре; он пользуется особыми льготами и как-то улавливает это. В результате уже с первого года жизни у ребенка формируется трудный характер. Ребенок уже окреп, но остается по-прежнему не в меру требовательным. Он и хочет есть, да в начале пожеманиться, покапризничает. Каждый пустяк, естественное отправление он выполняет не просто, а с претензией. Родители встревожены, а он достиг желаемого: он вновь в центре внимания. Ему всего-то год-два, а он уже эгоистичен, истеричен.

Еще одна из частых причин появления детской нервности – это подавление темперамента ребенка. В классическом варианте темперамент - проявление темпа психических процессов (Стреляу Я., 1982). Свойства темперамента можно определить также, как энергетическую характеристику психических свойств (Мерлин В. С., 1973). Темперамент подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания (Стреляу Я., 1982). Известна точка зрения И. П. Павлова на преобладание крайних типов темперамента при неврозах (Павлов И. П., 1938). По мнению В. Н. Мясищева, состояние тревоги и страха, тревожной мнительности, обидчивости и взрывчатости, реализуясь в зависимости от темперамента, вызывают реакции эмотивного характера, переходящие в состояние невроза при непонимании со стороны окружающих (Мясищев В. Н., 1973). В концепции В. И. Гарбузова основное патогенное противоречие при неврозах заключается в несоответствии средового влияния врожденному типу реагирования - темпераменту (Гарбузов В. И., 1977). Последний В. И. Гарбузовым рассматривается в измерениях холерического, сангвинического и флегматического темперамента. Меланхолический темперамент объединен с флегматическим, поскольку встречается редко в детском возрасте и представляет, скорее, клинический вариант, чем вариант нормы. Подобного мнения придерживаемся и мы, так как это позволяет к тому же более равномерно распределить темперамент по полярной шкале «холерик - сангвиник - флегматик». В качестве ведущего критерия темперамента нами используется темп протекания психических и моторных реакций. Соответственно, холерик при интервью определяется как «быстрый, стремительный, быстро говорит, думает, делает»; флегматик - как «медлительный, неторопливый, медленно говорит, думает, делает»; сангвиник - как среднее двух характеристик.

Характеры, вытекающие из темперамента, особенно наглядно проявляются при преодолении экстремальных обстоятельств, когда их носители, действуя по-разному, эффективно разрешают общую задачу. Родителей по той или иной причине «не устраивает» темперамент ребенка, и они пробуют изменить его, «улучшить». Особенно часто это происходит тогда, когда, например, стремительность ребенка-сангвиника раздражает флегматичную мать или, наоборот, когда мать имеет сангвинистический темперамент, а ребенок – флегматик. В таких случаях холерика хотят видеть покладистым, сангвиника – спокойным и тихим, флегматика – подвижным и быстрым.

К микросоциальным причинам детской нервности или трудности традиционно относят неблагоприятные условия жизни ребенка. Говоря о неблагоприятных условиях жизни ребенка, следует, прежде всего, иметь ввиду неприятие его родителями; отсутствие в семье отца, особенно когда оно остро переживается ребенком; злоупотребление отца алкоголем, как правило, сопровождающееся конфликтным поведением отца, ссорами в семье, исключением отца из процесса воспитания; хроническую конфликтную ситуацию в семье. Взрослые должны помнить, что все это отражается на ребенке. Его интересы страдают более всего, его воспитание тяжело и нередко необратимо нарушается. Ребенок переживает, он морально подавлен, невротизируется, нередко замыкается в себе, ведет себя негативно. Его темперамент подавляется целиком, или заостряются одни его черты при подавлении других, у него формируется трудный характер.

Как это ни парадоксально, трудное детство и у ребенка, которого любят, если на нем фиксируются, им живут, обволакивая его вниманием, удушая чрезмерной заботливостью. Его неистово ревнуют к другим взрослым, не оставляя ни на миг наедине с самим собой. Ребенок в подобных случаях не взрослеет вовремя, или, напротив, взрослеет преждевременно. Подобная любовь тяготит его. Ребенку не по силам роль “смысла жизни”, “якоря” для взрослого человека. Ответственность не по возрасту за другого, замыкание на одном человеке, сужение мира общения ребенка, ситуация “сиамских близнецов”, когда в роли одного из них выступает мать или бабушка, нередко ведут к неврозу.

Теперь посмотрим формирование представлений о том, что “можно” и что “нельзя”. “Можно” и “нельзя” возникает как реакция на “хочу”. “Хочу” - важная проблема. Пожалуй, вокруг удовлетворения или отказа в “хочу” и концентрируется процесс воспитания. Из “хочу” вырастают притязания человека. На достижение “хочу” направлен темперамент. “Хочу”, как и “не хочу”, возникает уже до года. Именно из “хочу” рождается проблема “нельзя” и “можно”, из “не хочу” - сверхпроблема “надо”. От путей ее разрешения на первом году жизни и до 5 лет во многом и чаще всего зависит, каким станет человек - социально благополучным или эгоистом, трудным. Здесь же корни нервности - от ее первых проявлений до невроза, психосоматических состояний.

Еще одной из ведущих причин детской нервности или трудности является задержка умственного развития детей. Эта причина - самое огорчительное и обидное открытие для родителей, которое порождает у них смятение и чувство вины. Она вносит в семью нервозность, иногда - разлад и омрачает отношения как между родителями, так и между ними и ребенком вплоть до неприятия его с решительным высказыванием: “У нас в роду были всякие, но дураков не было ”. Дети, желая как можно больнее унизить такого ребенка, называют его, своего сверстника дураком, а то и пишут на стене “Коля дурак ”. И нет ничего обиднее этого для нашего Коли. Ребенку с задержкой умственного развития становится трудно и неуютно уже в детском саду. Все дети идут направо, а он - налево. Всем почему-то смешно, а ему неясно - почему. Такого ребенка часто и все обижают. Он не понимает воспитательницу, она - его. Непонятное представляется ему опасным или враждебным. Ребенок дезориентирован, а потому тревожен, испытывает страх, депрессию. В школе он также среди отстающих. Учительница не скрывает своей досады, он ей мешает, и у нее невольно вырывается: “Бестолковый!”. Дети в начальных классах дружат с тем, кого ценит учительница, и отвергают того, кем она недовольна. Они презирают его, и он также начинает презирать себя. Он замыкается в себе. Молчит, когда нужно отвечать, молчит, даже если может ответить, и от этого положение его еще больше усложняется. Ребенок растерян и кажется глупее, чем есть на самом деле. Если задержка умственного развития не глубока и заключается в том, что ребенку трудно постичь сложное, абстрактное, теоретическое, а в конкретных, повседневных, практических вопросах он ориентируется, как все, то такой ребенок ощущает свою непонятливость, переживает, нервничает, и у него может возникнуть невроз. Если задержка умственного развития глубока и ребенок переоценивает свои возможности, полагая, что в его неудачах виноваты другие, что к нему придираются, то он начинает протестовать, демонстративно, вызывающе неповинуется взрослым, а сверстникам доказывает свою “правоту” кулаками. Девочки в таких случаях склонны к истерическим реакциям, а их протест может выражаться в чрезмерно раннем интересе к интимным отношениям. Непрерывные санкции, проработки в конце концов допекают этих детей, особенно подростков, вызывают у них враждебное отношение к школе, приводят к трудному поведению. Они ищут понимания и самоутверждения в уличной компании, но и там умственно неразвитых детей используют для “вытаскивания каштанов из огня”, они терпят неудачи, часто попадают в беду. В результате у них формируется невроз, и как правило, истерический.

Во взаимосвязи биологических и микросоциальных причин детской нервности или трудности особое место занимает наличие физического дефекта у ребенка. Физическим дефектом является задержка в физическом развитии, отклонения в нем, генетически неблагоприятные физические данные. Ребенок физически слаб, неловок, плохо координирован, нескладен, мал ростом. Дети обижают такого ребенка, не принимают в игру. Какой из него вратарь, защитник или нападающий, если его пальцем перешибешь? Такому в игре не устоять на ногах. Воспитательница, учительница сердятся, потому что его надо буквально водить за руку. На уроках физкультуры он раздражает тем, что при групповой форме занятий требует индивидуальной опеки. Ребенок ощущает свои неблагоприятные физические данные как неполноценность. Ему стыдно, обидно и страшно. Он избегает бывать на уроках физкультуры. Необходимость раздеваться при всех и предстать в смешном виде мучительна для него. Ему в радость даже болезнь, поскольку она хоть на короткое время избавляет его от насмешек сверстников, вызванных тем, что он не может, как они, прыгать, бегать, подтягиваться на перекладине. Каждому не составляет труда обидеть его. В итоге ребенок и сам начинает презирать себя. Мужчины, которые в школе были самыми маленькими и самыми слабыми, хорошо знают, что это такое, и нередко с горечью вспоминают те годы. Если ребенок толст, неуклюж, то над ним тоже смеются, его дразнят, не принимают в игру. В конце концов и он, будучи униженным, начинает самоуничижаться. Горестная ситуация, зачастую приводящая к детской нервности.

Встречаются у детей и дефекты внешности: косят глаза, явно некрасивы формы носа, ушей или лицо в целом, обезображены рука, нога или шея, грудная клетка. Таких детей сверстники если и не дразнят, то молчаливо отвергают, и ребенок с дефектом внешности рано осознает это, затаенно страдает. Ущемляется самое важное для человека - чувство достоинства, потребность малыша быть не хуже других. Ребенка не утешишь заявлением типа “с лица воду не пьют”. Подобное воспринимается как попытка примирить его с тем, с чем невозможно примириться. Дефект необходимо попытаться своевременно устранить, а если он не устраним - психологически компенсировать.

Как физический дефект воспринимается и хроническая болезнь. Детство проходит в больницах, ребенок подолгу прикован к постели, пропускает школу, тоскливо смотрит в окно на играющих в хоккей, футбол. Дети избегают болезненного, дразнят и не уважают его. И он начинает относится к себе также. Даже пожилому человеку трудно привыкнуть к роли хронически больного; для ребенка это и вовсе непереносимо. Детство и хроническая болезнь - несовместимые понятия. Хронические заболевания - частая причина детской нервности или трудности, источник тяжелых переживаний. Физический дефект омрачает детство, приводит к восприятию его как безрадостного, тяжелого и соответственно относится к неблагоприятным условиям жизни. Мудрые и любящие родители никогда не допустят, чтобы их ребенок в чем-то был последним. В каждом ребенке есть некая одаренность, изюминка, развивая которую родители примирят дитя с его физическим или иным недостатком, сохранив ему чувство достоинства и радость жизни.

Еще одной распространенной причиной детской нервности являются разводы в семьях. Отец уходит из семьи или сам, или вытесняемый женой. И в том, и в другом случае его уход - это в первую очередь, трагедия для детей. Развод происходит не сразу. Дети чувствуют нелады в семье, растущее отчуждение родителей. Неврозы нередко возникали у детей за 1-3 года до развода родителей, и мать, подумав, соглашалась - невроз начался со времени, когда в семье только возникало напряжение. Развод родителей для ребенка - катастрофа, предательство, унижение. Он не понимает его причин, по-детски бескомпромиссен и не может простить отца. Более старшие дети стыдятся ухода отца, скрывают это от сверстников, ощущают страх перед будущим, испытывают на себе ухудшение жизни после развода. Двойственность ситуации - осуждение отца и тоска по нему - невротизирует ребенка. Еще хуже, если он считает, что в уходе отца повинна мать. Ушедший отец и бабушка по отцу нередко как раз уверяют его в этом. Он живет теперь только с матерью. Ему бы сплотиться с ней, а он в разладе с матерью, конфликтует с ней, и беда удваивается. Ребенок многого не понимает, и поэтому его переживания еще тяжелее. Разочарование в родителях губительно. Как ему после происшедшего верить во все остальное в жизни? И ребенок становится нервным и трудным.

Причиной нервности или трудности ребенка может стать появление в семье отчима. Как бы внимательно не относилась мать к отцу ребенка, малыш привык к этому, воспринимает такое отношение как нормальное, не ревнует. Ребенок воюет с отцом за мать, если его уже сделали чрезмерно эгоистичным. Но и тогда причина конфликта заключена не в отце. Он, в таком случае, воюет за мать против всех и даже против ее работы. Но отчима ребенок воспринимает конфликтно. До его появления ребенок жил с матерью вдвоем, и она безраздельно принадлежала ему. И он сравнивает положение до появления отчима с тем, что стало теперь. И если исстрадавшаяся от одиночества женщина, выйдя замуж, становится менее внимательной к ребенку, полагая, что он никуда не денется, а второй муж, как и первый, может уйти, то ребенок начинает борьбу с отчимом, который как-бы отнял у него мать. Это тяжелая борьба, в которой ребенок может победить, только заболев. И он заболевает неврозом, часто истерическим. Тогда мать оказывается перед трудным выбором, но перед тем как выбрать в пользу ребенка, она борется с ним, и его невротизация усиливается.

Невротические и неврозоподобные расстройства встречаются, как правило, не изолировано, а в различных сочетаниях. Наиболее часто они проявляются в виде заикания, непроизвольного подергивания век, мышц лица, шеи, (тики, гиперкинезы), ночного недержания мочи (энурез), нарушения сна и т.д. Благоприятной почвой, на которой они возникают, является ослабленная нервная система. Поэтому не случайно такие дети обычно бывают вялыми, плаксивыми, раздражительными, часто с пониженным фоном настроения, плохим аппетитом, склонностью к страхам. Как правило, у них нарушается и сон он становится поверхностным, тревожным, сопровождается сновидениями, вызывающими чувство страха, тревоги.

Нарушения высшей нервной деятельности

И. П. Павлов в опытах на собаках установил, что можно вызвать серьезные нарушения высшей нервной деятельности, если, например, применять чрезмерно сильные условные или безусловные раздражители, резко увеличивать длительность действия тормозных раздражителей, включать непосредственно друг за другом или даже одновременно положительный (подкрепляемый) и отрицательный (неподкрепляемый) раздражители и пр.

Если без перерыва по очереди включать положительный условный раздражитель (например, метроном с частотой 60 ударов в 1 мин) и сходный с ним отрицательный (такой же метроном, но с частотой 100 ударов в 1 мин), то условные рефлексы на некоторое время нарушаются. После их полного восстановления опыт протекает нормально, но лишь до тех пор, пока не применяются раздражители, вызвавшие нарушения. Стоит пустить в ход хотя бы один из них, т. е. затронуть больной пункт коры, как на несколько часов, часто и па несколько дней, снова нарушается протекание условных рефлексов.

Такая «ранимость» больного пункта коры иногда сохраняется в течение многих месяцев. Подобные нарушения Павлов назвал локальной, т. е. местной, патологической инертностью корковых клеток.

Изучение нарушений высшей нервной деятельности животных позволило Павлову объяснить возникновение у человека повышенной нервности и некоторых нервных и психических заболеваний. В частности, опыты с получением локальной патологической инертности дали возможность объяснить такие явления, как бред преследования, мания величия, некоторые формы галлюцинаций и др. Локальная инертность нервных клеток лежит в основе явлений «навязчивости», часто наблюдающихся у здоровых людей в форме навязчивых мыслей, идей, музыкальных мотивов, отдельных движений, поступков.

Установлено, что легкость, с которой возникают нарушения работы коры больших полушарий, а также характер и интенсивность этих нарушений зависят от типа высшей нервной деятельности. Нарушения чаще появляются и тяжелей протекают при слабом и сильном неуравновешенном типе высшей нервной деятельности: при слабом типе кора больших полушарий находится почти непрерывно в состоянии заторможенности; при сильном неуравновешенном типе, наоборот, в состоянии сильного возбуждения, которое может временно сменяться резким падением возбудимости.

Причины детской нервности

В нервной системе детей первых лет жизни возникшее возбуждение легко иррадиирует, приводя к общему двигательному беспокойству, а длительное или сильное раздражение приводит к торможению. По мере образования новых и новых условных связей и усложнения высшей нервной деятельности действие чрезмерных раздражителей все сильнее сказывается на поведении ребенка. При слабом типе высшей нервной деятельности ребенок становится пугливым, обидчивым, часто плачет, дрожит; при возбудимом типе - недисциплинированным, капризным, вспыльчивым, чрезмерно подвижным, суетливым. Таких детей называют нервными. Дети других двух типов (уравновешенного подвижного и уравновешенного медленного) также могут быть нервными, но у них нервность, как правило, проявляется значительно слабее.

Следовательно, ребенок может унаследовать от родителей слабый или возбудимый тип нервной системы, а тем самым ее неустойчивость, легко приводящую к нервности. Нередко предрасположение к нервности бывает врожденным, т. е. возникает у плода до рождения под влиянием неблагоприятных условий внутриутробного развития. Такие условия создаются, если мать во время беременности перенесла тяжелую болезнь или нервное потрясение, плохо питалась, потребляла алкогольные напитки и вообще нарушала нормальный образ жизни. В таких случаях признаки нервности часто проявляются уже в первые дни после рождения: ребенок много кричит, спит беспокойно, часто просыпается.

О приобретенной нервности говорят в тех случаях, когда причины, ее породившие, действовали на ребенка после его рождения. Такой причиной может быть все, что ослабляет, истощает организм ребенка, особенно его нервную систему, как, например, родовая травма, неправильное питание, несоблюдение нормального режима, недостаточный сон, различные заболевания, в особенности протекающие хронически, т. е. длительно.

Часто ребенок становится нервным по вине окружающих людей. Ребенок замечает и по-своему переживает все, что совершается вокруг него. К значительному напряжению нервной системы и развитию нервности может привести часто повторяющаяся шумная обстановка, семейные споры, грубые перебранки. Ребенок тяжело переживает резкое, несправедливое или неровное отношение к нему, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, частые замечания и запрещения, подавление инициативы. Частые телевизионные передачи, посещения театра и кино, сильно возбуждая нервную систему, также могут способствовать развитию нервности.

Негативизм

Каждый ребенок может проявить своеобразное упрямство-делать противоположное тому, что от него требуют. У нервных детей такое негативное, т. е. отрицательное, отношение к внешним воздействиям может часто повторяться и стать характерной чертой поведения. Ребенку подставляют тарелку с кашей и предлагают есть - он отказывается. Стоит убрать тарелку - он требует ее. Снова подставляют - и опять отказ. Если, отодвинув тарелку, сказать: «Не ешь!» -и затем не обращать на ребенка никакого внимания, он через некоторое время сам ее пододвинет, все съест и даже может попросить добавку. Подобные негативные реакции появляются, когда требуют, чтобы ребенок вымыл руки, пошел гулять или ложился спать. Чем строже настаивать на своем, тем сильнее проявляются негативные реакции.

Эта черта поведения, называемая негативизмом,- одно из частых проявлений детской нервности. Чтобы ослабить негативизм, следует избегать тона приказания, например сказать: «Если хочешь, съешь» - и больше не настаивать на своем.

Детские страхи

Испугать ребенка может каждое явление окружающей жизни, если оно незнакомо ему и возникло неожиданно. Ребенок пугается, если из-за угла внезапно выскочила собака, или раздался сильный непривычный звук, или впервые он увидел человека в маске. Такой испуг естествен и, как правило, не оставляет никаких дурных последствий. Иное дело - необоснованные и непреодолимые страхи, свойственные многим нервным детям. Они пугаются громких звуков, даже часто повторяющихся, боятся темноты, грозы, сильного ветра, жуков, червяков - словом, поводов для страха может быть много. Мало того, ребенок боится войти во двор, где когда-то его испугала собака, отказывается подойти к человеку, на котором он раньше видел маску. Постоянные страхи угнетают ребенка, подавляют его активность.

В развитии страхов чаще всего повинны окружающие, запугивающие ребенка милиционером, стариком, который унесет его в мешке, злым разбойником, серым волком, а иной раз мать угрожает, что отнесет его в темный лес или сама уйдет от него навсегда. Если в развитии нервности основную роль сыграли семейные неурядицы, то нередко с ними связываются и страхи: отец бросил семью - ребенок непрестанно боится, что мать уйдет от него; при иных ситуациях ребенок может бояться драки, вида пьяного отца и т. п.

Неврозы

Чрезмерно сильные раздражения могут вызвать более серьезные нарушения нервной деятельности, которые принято называть неврозами. Они проявляются не только в повышенной нервности, но и в нарушении тех или иных функций организма. Так, сильный испуг может привести к появлению судорожных припадков, к заиканию, изменению сердечной деятельности или к другим патологическим явлениям. Все эти явления могут сохраняться длительное время, иногда многие годы и даже всю жизнь.

Чрезмерно сильные воздействия, травмирующие нервную систему, могут вызвать невроз у любого ребенка. Однако чаще всего невротическое состояние появляется у детей со слабым типом высшей нервной деятельности и с неуравновешенным, или возбудимым, типом. У детей двух уравновешенных типов - подвижного и спокойного - такие же воздействия чаще всего вызывают лишь временные и менее выраженные нарушения, которые позднее бесследно исчезают. Иными словами, ребенок с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности легче противостоит травмирующим воздействиям.

Профилактика нервности

Лечить нервных детей, особенно страдающих неврозами, должен врач. Создавать же обстановку, предохраняющую от возникновения или усиления уже существующей нервности,- это дело тех, кто окружает и воспитывает ребенка.

Профилактика, т. е. предупреждение, нервности в основном сводится к устранению всего того, что может нанести ущерб высшей нервной деятельности ребенка. Начинать профилактику надо с внутриутробного периода его развития, создавая для беременной женщины максимально благоприятные условия жизни, оберегая ее от заболеваний и всего, что травмирует нервную систему. Для воспитания столь необходимой ребенку бодрости и жизнерадостности большое значение имеют физическая культура, подвижные игры, а в дальнейшем и спорт. Взрослые должны быть всегда спокойны и вежливы как между собой, так и с ребенком. У нерешительных детей надо пробуждать активность, прививать им навыки самообслуживания, всячески стимулировать их деятельность, давать им ряд посильных заданий все возрастающей трудности. Неуемную активность возбудимых детей надо направлять по разумному пути, заполняя жизнь ребенка игрой, физическими упражнениями, трудом.

В целях предупреждения детского негативизма взрослые не должны препятствовать проявлению их самостоятельности. Постоянные одергивания и запреты, нередко не обоснованные, лишь способствуют развитию детской нервности. Вместе с тем слово «нельзя» должно быть действительно запретом.

Очень интересные опыты были проведены на детях дошкольного возраста. У них был образован положительный условный рефлекс на слово «можно» и отрицательный на слово «нельзя». Произведенное один раз подкрепление отрицательного раздражителя (слова «нельзя») и неподкрепление положительного раздражителя (слова «можно») привело к тому, что если в дальнейшем слово «можно» быстро удалось снова превратить в положительный раздражитель, то слово «нельзя» на долгое время перестало быть прочным тормозным раздражителем: несмотря на отсутствие подкрепления, оно вызывало положительную реакцию. Взрослый человек взвешивает значение этих слов на основании своего многолетнего опыта: он знает, когда и почему «можно» и «нельзя». Для ребенка слова «можно» и «нельзя» в сильной степени носят характер приказания.

Слово «нельзя» перестает быть тормозным раздражителем, когда, например, вслед за запрещением взять конфету ребенок ее получает. Это ведет к нарушению одной из существенных норм поведения. Отсюда понятно, какое огромное значение имеет установление правильных условных связей между определенными речевыми раздражителями и реакциями ребенка. Вместо постоянного «нельзя» лучше, где возможно, отвлекать внимание ребенка, а запреты должны быть убедительными, понятными ребенку и вместе с тем окончательными.

Родители и воспитатели должны разговаривать с ребенком всегда в ровном, спокойном тоне, без ноток раздражения, нетерпения и гнева. Не должно быть противоречия между требованиями отца и матери, родителей и воспитателей. Упрямым детям приказания рекомендуется делать не в категорическом тоне, а в виде просьбы. Если протест ребенка очень бурный, лучше не настаивать на выполнении приказания. Никогда нельзя применять телесных наказаний, так как они не только причиняют боль, но оскорбляют и озлобляют ребенка, травмируют его нервную систему.

Источник Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. Изд. 2-е, перераб. М., "Просвещение", 1975.