Когда и с какими почестями уходят на пенсию пилоты. Каким образом рассчитывается стаж для расчета пенсии летному составу гражданской авиации? Пенсии летного состава гражданской авиации

Коллективный договор авиапредприятия, являющийся правовым актом авиапредприятия, принятым на двусторонней основе представителями работников и работодателей, не предусматривает возможности включения в стаж работы, дающий право на установление вознаграждения за выслугу лет, времени военной службы (за исключением особо оговоренного в коллективном договоре времени действительной срочной службы, если работник призван на военную службу с предприятия).

Обоснование: Частью 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с ч. 6 указанной статьи ТК РФ условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как отмечается в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009), трудовым законодательством, а равно нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление государственного регулирования в рассматриваемой области, не предусмотрена возможность определения указанными органами правил установления систем оплаты труда, в частности доплат и надбавок стимулирующего характера и систем премирования, работников организаций гражданской авиации, не находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта. Следовательно, при рассмотрении трудовых споров об оплате труда работников таких организаций Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и МГА СССР от 30.07.1974 N 208/22 "Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты ежегодного единовременного вознаграждения за выслугу лет в системе Министерства гражданской авиации и Госавианадзоре СССР" применению не подлежит.

Соответственно, в настоящее время в связи с отсутствием в гражданской авиации России действующего отраслевого соглашения отсутствуют и обязательные для применения нормативные правовые акты, устанавливающие вознаграждение за выслугу лет работникам предприятий гражданской авиации, не подведомственных Росавиации.

Согласно ч. 3 ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Именно исходя из данных положений в коллективные договоры на основании договоренностей между работодателем и работниками включаются нормы о выплатах работникам за выслугу лет. При этом, поскольку выплата за выслугу лет работникам коммерческих авиапредприятий в трудовом законодательстве отсутствует, устанавливать условия осуществления данной выплаты стороны коллективного договора вправе самостоятельно, исходя из принципа самостоятельного определения содержания коллективного договора его сторонами (ч. 1 ст. 41 ТК РФ).

Так, согласно коллективному договору вознаграждение за выслугу лет в гражданской авиации всем работникам организации выплачивается ежемесячно в зависимости от общего трудового стажа в гражданской авиации. Соответственно, в выслугу лет засчитываются именно периоды работы в гражданской авиации. Далее в коллективном договоре конкретизируется, какие именно периоды работы в гражданской авиации дают основание для получения вознаграждения за выслугу лет (периоды работы в системе гражданской авиации РФ и бывшего СССР; на выборных должностях в профсоюзных органах работников гражданской авиации; время действительной срочной службы, если работник призван на военную службу из предприятия гражданской авиации и вернулся на предприятие гражданской авиации в течение четырех месяцев после увольнения в запас).

Данный перечень является закрытым и установлен коллективным договором исходя из принципа добровольности принятия сторонами (в данном случае работодателем) обязательств (ст. 24 ТК РФ). Указанная в вопросе выплата за время военной службы расценивается как дополнительная выплата, превышающая, как уже отмечалось выше, законодательно установленный уровень (ст. 41 ТК РФ).

В соответствии с абз. 4 п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее — Закон N 76-ФЗ) гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение: зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со ст. 10 Закона N 76-ФЗ, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва.

Однако абз. 4 п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ неприменим к правам бывших военнослужащих на получение вознаграждения за выслугу лет по коллективному договору, так как назначение вознаграждения за выслугу лет является дополнительным обеспечением (преимуществом) работников авиапредприятия, которые отработали определенное количество лет непосредственно на предприятии или в отрасли, предоставляемым им за счет средств авиапредприятия.

Абзацем 1 п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ определено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Из содержания указанных правовых норм следует, что время военной службы включается в общий трудовой стаж, в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности.

В отличие от государственных и муниципальных учреждений, локальные нормативные акты которых (в том числе в области труда) должны соответствовать федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ (ст. 144 ТК РФ), коммерческие организации, не подведомственные федеральным органам власти, к каковым относится авиапредприятие, свободны в определении системы оплаты труда, включая установление условий осуществления доплат и надбавок стимулирующего характера (ст. 135 ТК РФ).

Действующий на предприятии коллективный договор определяет исчерпывающий перечень периодов работы и иной общественно-полезной деятельности, дающих право на получение вознаграждения за выслугу лет.

На основании изложенного коллективный договор авиапредприятия, являющийся правовым актом авиапредприятия, принятым на двусторонней основе представителями работников и работодателей, не предусматривает возможности включения в стаж работы, дающий право на установление вознаграждения за выслугу лет, времени военной службы (за исключением особо оговоренного в коллективном договоре времени действительной срочной службы, если работник призван на военную службу с предприятия гражданской авиации и вернулся на предприятие гражданской авиации в течение 4 месяцев после увольнения в запас).

Исходя из того что коллективный договор — правовой акт, который содержит свод правил, закрепляющих права и обязанности членов конкретного трудового коллектива, требования работников авиапредприятия — бывших военнослужащих, сводятся к внесению в коллективный договор изменений, исключающих возможность учета только периода фактической работы в отрасли, а соответственно, предусматривающих право работника на суммирование периода работы в организациях отрасли с иными периодами трудовой деятельности или иными видами деятельности.

Указанные требования бывших военнослужащих могут быть учтены только в случае внесения изменений в коллективный договор, что возможно только на основании согласованного решения работников и работодателя в лице их представителей (ст. 44 ТК РФ).

Указанный вывод подтверждается судебной практикой (см. Апелляционное определение Смоленского областного суда от 23.12.2014 по делу N 33-4635/2014).

В коллективном договоре организации гражданской авиации, не подведомственной Росавиации, зафиксировано, что вознаграждение (стимулирующая выплата) за выслугу лет в гражданской авиации всем работникам организации выплачивается ежемесячно в зависимости от общего трудового стажа в гражданской авиации. Далее в коллективном договоре конкретизируется, какие именно периоды работы в гражданской авиации дают основание для получения вознаграждения за выслугу лет (периоды работы в системе гражданской авиации РФ и бывшего СССР; на выборных должностях в профсоюзных органах работников гражданской авиации; время действительной срочной службы, если работник призван на военную службу с предприятия гражданской авиации и вернулся на предприятие в течение четырех месяцев после увольнения в запас). Один из работников организации, прослуживший на военной службе по контракту 15 лет, ссылаясь на ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», требует включить в стаж работы, необходимый ему для получения выплаты за выслугу лет, также и время его военной службы. Обязан ли работодатель включать в стаж работы, дающий право на установление вознаграждения (выплаты) за выслугу лет, установленного коллективным договором, время военной службы по контракту?

10.09.2018 , 11:27 44275

Вопрос интересный, пенсионный возраст увеличивают, работать надо больше, но есть профессии, на которые это не действует. Профессии с выслугой лет, например пилоты. Сколько нужно лет отработать? Какая будет пенсия? Как можно отблагодарить пилота с помощью пожарных машин? И как на Севере прощаются пилоты, совершая последний полет, в своей трудовой карьере? Обо всем этом в нашей статье.

Сколько лет нужно отработать пилоту, чтобы выйти на пенсию? Пилоты, относятся к гражданской авиации, а условия выхода на пенсию для них 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам. Главное, отлетать минимальное количество часов. Для мужчин это 6000 часов, для женщин 4800 часов. Для пилотов, кто принимал участие в спасательных операциях, либо занимались учебно-летной подготовкой - год стажа считается, как полтора года. Они этого заслуживают! Какая пенсия ждет пилота, после завершения трудовой деятельности? Пенсия пилота состоит из двух частей: первая часть - страховая пенсия, вторая часть - дополнительные выплаты. Размер дополнительных выплат зависит от стажа и специфики работы. Так размер доплат составляет 55% от среднемесячной зарплаты, но не более 75%.< В среднем пенсия пилота составляет около 40 тыс. руб. Такой пенсии можно и позавидовать. Если учесть, что средняя зарплата в России 30 тыс. руб. - 40 тыс. вполне неплохо! С какими же почестями провожают пилотов на пенсию?

В день, когда пилот выполняет свой крайний рейс в трудовой карьере, он не только прощается с работой, он прощается и с коллективом, и с компанией, в которой работал. Чтобы сделать этот день особенным, после приземления, самолет встречают аркой воды, подготовив для этого пожарные машины! Иногда даже организуют полноценные торжества, собирая огромные залы. И момент, когда бывший командир снимает погоны и передает их своему второму пилоту, наблюдает целый зал гостей. Это значит, что второй пилот повышен и теперь - он командир.

А на севере, есть традиция, при выходе на пенсию, взлетев крайний раз в небо, сделать несколько кругов над родным аэропортом, помахав крылом поселку... Это означало, что кто-то улетел с Севера навсегда!

Летчик, пилот, второй пилот

Летчик-инспектор (-инструктор, -наставник)*

Пилот-инспектор (-инструктор, -наставник)

Летчик-наблюдатель, главный летчик-наблюдатель, старший летчик-наблюдатель

Летчик-пилот, старший летчик-пилот

Летчик-штурман

Шеф-пилот*

Штурманы

Штурман, бортовой штурман корабля, воздушного судна, самолета, вертолета, экипажа

Штурман-инспектор (-инструктор, -наставник)*

Бортовой штурман-инспектор (-инструктор, -наставник)*

Главный штурман (его заместители)*

Штурман-лидировщик

Штурман-аэрофотосъемщик, штурман-аэросъемщик

Бортовые инженеры

Бортовой инженер корабля, воздушного судна, самолета, вертолета, экипажа

Бортовой инженер*

Бортовой инженер-инспектор (-инструктор, -наставник)*

Бортовой инженер-штурман

Бортовой инженер-оператор по облету радиотехнических средств

Бортовые механики

Бортовой механик корабля, воздушного судна, самолета, вертолета

Бортовой механик-инспектор (-инструктор, -наставник)*

Бортовой механик-оператор по облету радиотехнических средств

Бортовые радисты

Бортовой радист корабля, воздушного судна, самолета, вертолета

Бортовой радист-инспектор (-инструктор, -наставник)*

Другие члены летного экипажа

Инструктор-летчик (-пилот, -бортинженер, -бортмеханик, -бортрадист)*

Инструктор-методист-летчик (-пилот, -бортинженер, -бортмеханик, -бортрадист)*

Генеральный директор, директор (их заместители)*

Командир, руководитель, начальник, ректор (их заместители)*

Летный директор (его заместители)*

________________________________

* Указанные в строке должности могут иметь производные наименования должности (главный, ведущий, старший), а также следующие дополнения:

объединенного авиационного отряда;

объединенного авиационного отряда с аэропортом;

авиапредприятия;

авиакомпании;

объединения;

производственного объединения;

базы авиационной охраны лесов;

комплекса (авиационного, летного, летно-технического);

группы (авиационной, летно-транспортной, летной);

управления;

учебных заведений гражданской авиации: училища (летного, летно-технического), колледжа (летного, летно-технического, авиационного), высшего авиационного (летного) училища;

эскадрильи (авиационной, отдельной авиационной, летно-транспортной, летной, летно-методической);

звена (авиационного, летно-транспортного, летного);

отряда (авиационного, отдельного авиационного, летно-транспортного, летного, учебно-тренировочного, учебно-летного);

летного подразделения;

отдела (летного, учебно-летного, летно-методического, летно-штурманского);

инспекции;

инспекции по безопасности;

инспекции по безопасности полетов;

государственного надзора по безопасности полетов;

по летной подготовке;

по организации летной работы;

по летно-методической работе;

подразделения по обеспечению полетов;

летной службы;

летно-производственной службы (отдела);

центра (авиационного, учебно-авиационного, учебно-тренировочного, учебно-методического, подготовки авиационного персонала).

Примечание. Наименование должности может иметь дополнения "борт" (бортовой) или "авиа" (авиационный(ая).

Правила
исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. N 155)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее именуется - выслуга).

2. В выслугу засчитываются периоды работы в должностях, указанных в списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее именуется - список).

4. Периоды выполнявшейся с 1 декабря 1991 г. работы в должностях, указанных в списке, засчитываются в выслугу, если такая работа выполнялась на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации.

5. Исчисление выслуги производится исходя из налета часов. При этом засчитываются:

а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работ, предусмотренных в подпункте "б" настоящего пункта) - за один месяц выслуги;

б) каждые 12 часов налета на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ), в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики), в должностях командно-летного (включая инспекторский) и летно-инструкторского составов, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава гражданской авиации, - за один месяц выслуги.

6. Исчисление выслуги в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации соответственно на 20 и 12 часов. Периоды работы в годовом исчислении определяются путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.

7. При выполнении в течение года работ, указанных как в подпункте "а", так и в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, исчисление выслуги производится пропорционально налету часов (периоду занятости) на каждой работе.

8. Периоды работы в должностях, указанных в списке, на воздушных судах гражданской авиации подтверждаются трудовыми книжками, летными книжками, а при отсутствии этих документов или недостаточности содержащихся в них сведений - справками Федерального агентства воздушного транспорта по форме согласно приложению , выдаваемыми на основании соответствующих документов.

Документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка. В случае отсутствия летной книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений указанная информация может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке.

Наличие в летной книжке (в разделе "Сведения о налете") записи "проверяющий" не является основанием для исключения соответствующего периода летной работы (налета часов) в должностях, указанных в списке, из выслуги.

Приложение
к Правилам исчисления выслуги лет, дающей
право на ежемесячную доплату к пенсии членам
летных экипажей воздушных судов гражданской авиации
в соответствии с Федеральным законом
"О дополнительном социальном обеспечении
членов летных экипажей воздушных судов
гражданской авиации"
(с изменениями от 17 июня 2005 г., 19 августа 2009 г.)

Справка
о работе в качестве члена летного экипажа воздушных судов гражданской авиации

от _____________ N ______________ Дана _______________________________________________________________ (Ф.И.О.) в том, что он (она) работал (а) с ________________ по __________________________ ________________________ (наименование организации) (наименование должности) с ________________ по __________________________ ________________________ (наименование организации) (наименование должности) с ________________ по __________________________ ________________________ (наименование организации) (наименование должности) с ________________ по __________________________ ________________________ (наименование организации) (наименование должности)

Работа в указанных должностях и организациях относится к работе в качестве члена летного экипажа воздушных судов гражданской авиации, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".

Основание выдачи: __________________________________________________

Добрый день! Каким образом рассчитывается стаж для расчета пенсии летному составу гражданской авиации?

Ответы юристов: 2

ПРАВИЛА

ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ

РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ ЛЕТНОГО, ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТАВА, А ТАКЖЕ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

1. При исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается:

а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах «б» - «г» настоящего пункта) - за один месяц выслуги;

б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно - летного и летно - инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, - за один месяц выслуги;

в) один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно - спасательных (поисково - спасательных) подразделениях - за полтора года выслуги;

г) один год работы в должностях летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ - за полтора года выслуги при условии выполнения плана учебно - летной подготовки, а при выполнении элементов сложного или высшего пилотажа - за два года выслуги;

д) один год работы в должностях, предусмотренных в пункте 4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, - за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за два года выслуги.

При невыполнении условий, дающих право на льготное исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами «г» и «д», один год работы засчитывается за один год выслуги.

2. Исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.

3. При выполнении в течение года различных работ, указанных в пункте 1, выслуга лет исчисляется пропорционально продолжительности налета часов (занятости) на каждой работе.

4. В выслугу лет работникам летного состава засчитывается:

время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летно - испытательного состава - в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летно - испытательному составу;

время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации - в порядке, установленном пунктом 1 для соответствующих видов летной работы, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР (за период работы начиная с 1992 года);

время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, - по фактической продолжительности;

время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, предоставляемого женщинам, - продолжительностью, установленной законодательством.

5. Сроки выслуги работников летного состава за период работы до 1 января 1992 г. по выбору обратившегося за пенсией исчисляются по правилам, действовавшим до указанной даты.

6. В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается также работа в летном составе авиации.

7. В выслугу лет работникам инженерно - технического состава засчитывается также работа в летном составе авиации и работа по управлению воздушным движением.

8. В выслугу лет работникам инженерно - технического состава и работникам службы управления воздушным движением засчитывается работа в летном составе авиации, исчисленная в порядке, установленном пунктом 1 для соответствующих видов работы.

Здравствуйте!

В соответствии с нормами Федерального Закона №173-ФЗ* правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются следующие категории работников гражданской авиации:
-Мужчины, проработавшие не менее 25 лет и женщины не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчины, проработавшие не менее 20 лет и женщины - не менее 15 лет в летном составе гражданской авиации. К летному составу гражданской авиации относятся: члены экипажей воздушных судов, летно-инструкторский состав, командно-летный состав, парашютисты всех наименований. Для парашютистов обязательным условием является выполнение нормы прыжков, при работе в ДОСААФе – выполнение плана учебно-летной подготовки.
-Мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
-Мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет. Основным условием для досрочного назначения этого вида пенсии является непосредственная занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродрома (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).
-Мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев в качестве диспетчеров, диспетчеров-инструкторов, старших диспетчеров, руководителей полетов, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, бортпроводники.
Пенсия работникам гражданской авиации назначается и выплачивается независимо от факта увольнения с летной работы.
Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении пенсии подается лично (по почте), либо через представителя, имеющего соответствующую доверенность в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Для назначения трудовой пенсии по старости предоставляется стандартный перечень документов, а так же документы, подтверждающие специальный стаж (летная книжка, справка о налете часов или справки, подтверждающие льготный характер работы).
Помимо этого, для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным №155-ФЗ** предусмотрены доплаты к пенсии.

Постановление Совмина РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении Списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для...

ПРАВИЛА ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ ЛЕТНОГО, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА, А ТАКЖЕ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Утверждены

Постановлением

Совета Министров РСФСР

Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные данным документом, применяются для оценки пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам авиации летного, инженерно - технического состава, а также службы управления воздушным движением (Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537).

ПРАВИЛА

ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ

РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ ЛЕТНОГО, ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТАВА, А ТАКЖЕ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

1. При исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается:

б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно - летного и летно - инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, - за один месяц выслуги;

в) один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно - спасательных (поисково - спасательных) подразделениях - за полтора года выслуги;

г) один год работы в должностях летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ - за полтора года выслуги при условии выполнения плана учебно - летной подготовки, а при выполнении элементов сложного или высшего пилотажа - за два года выслуги;

д) один год работы в должностях, предусмотренных в пункте 4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, - за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за два года выслуги.

2. Исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.

3. При выполнении в течение года различных работ, указанных в пункте 1, выслуга лет исчисляется пропорционально продолжительности налета часов (занятости) на каждой работе.

4. В выслугу лет работникам летного состава засчитывается:

время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летно - испытательного состава - в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летно - испытательному составу;

время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации - в порядке, установленном пунктом 1 для соответствующих видов летной работы, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР (за период работы начиная с 1992 года);

время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, - по фактической продолжительности;

время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, предоставляемого женщинам, - продолжительностью, установленной законодательством.