День когда змеи собираются в клубки название. Где зимуют змеи? Заговоры и привороты на Воздвижение

В сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».

«Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на , которые сопровождались шутками и байками.

По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.

Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».

Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».

Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.

А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004

Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам".

Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут".

Энциклопедия суеверий

Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался «Сдвижением».

По народным поверьям, на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV). В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею, ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась».

Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»), обычно заканчивающийся песнями и плясками.

Вообще, воспринимались в народе как небольшие хозяйственные празднества. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. В некоторых же губерниях в честь «капустников» даже затевалось своеобразное колядование: девушки в своих лучших нарядах собирались где-нибудь и начинали с песнями ходить из дома в дом, получая повсюду какое-нибудь угощение, которое потом съедалось на посиделках.

К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи, а также гадания о погоде и плодородии. Так, например, на Воздвиженье священник совершал обходы домов и полей с молитвой о будущем урожае; во многих местах вдобавок к этому устраивали еще крестный ход вокруг деревни, полагая, что этим село ограждается от всякого лиха на целый год. Предписываемый в день Воздвиженья пост соблюдался крестьянами ради защиты домашней скотины от медведей и волков. В некоторых местах, например, на Русском Севере, на Воздвиженье совершались и различные очистительные обряды, такие как обряд «прогона мух» и т.п.

Краткая энциклопедия славянской мифологии


Клубок змей на дереве:


27 сентября Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник – Воздвижение Креста Господня. Он посвящен двум важным событиям, связанным с Крестом, на котором распяли Иисуса Христа. Это обретение Креста, произошедшее в IV веке благодаря стараниям святой Елены (матери Константина Великого) и затем, через три века, избавление императором Ираклием святыни из «персидского плена».

Воздвижение Креста Господня: традиции и обычаи дня

В народе говорили: «На Воздвиженье тепло сдвинется, а холод надвинется. На Воздвиженье осень к зиме быстрее движется ». И действительно к этому времени наступала настоящая осень: солнце светит, но уже не согревает своим теплом, дует холодный, порывистый ветер, птицы отлетают в теплые края, а люди достают теплые вещи из сундуков. В этот день происходит третья встреча осени и подходит к концу бабье лето.

По народному преданию, 27 сентября происходит битва между «честью » и «нечестью », одна на другую две силы поднимаются («воздвигаются»): «свято» и «несвято», правда и кривда. С помощью поднявшегося из земных недр Святого Креста Господнего победу одерживает правда. Так как Крест – символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня в народе считался постным.

Этот день ещё называли «Ставровым днем» (в переводе с греческого «крест»). С давних пор в этот церковный праздник совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы на год защитить их от бед. Служили молебен, с иконами обходили поля, прося Господа о будущем урожае. Ещё молились о больных. Верили, что если с верой помолиться, то Животворящий Крест и со смертного ложа подымет.

Было принято поднимать кресты на строящихся церквях, строить часовни и небольшие церквушки в честь праздника. В закрома, сусеки и в ясли к корове крестьяне клали вырезанные из дерева кресты или просто ветки рябины, сложенные крест-накрест. В старину, чтобы защитить от бед своё жилище, скотину и собранный урожай, на дверной притолоке и на амбарных воротах выжигали кресты.

Существовало поверье, что на праздник Воздвижение нельзя начинать никаких важных и значительных дел, потому что все начатое в этот день или будет бесполезно и безуспешно, или завершится полным провалом.

Наши предки подмечали, что на этот праздник пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неизвестные теплые края, а с ними улетают и ласточки. По этой причине люди на весь день тщательно запирали ворота, калитки и двери, чтобы ползущие в вырей гады, по ошибке не заползли во двор, да и в лес на Воздвижение старались не ходить.

Этот день был опасным для походов в лес не только из-за змей, но и из-за оборотней, леших и другой нечисти. По легенде, лешие собирали в одном месте подвластных им зверей для осмотра перед наступающей зимой. Встретившемуся им человеку они могли причинить вред.

Кроме леших, этот день был важен и для овинника – духа, который живет в овине и принимает облик хозяина дома. 27 сентября отмечались «овинные именины». Овин в этот день топить не разрешалось. Молотильщики тоже не работали. Если в овин уже были наложены снопы, то хозяин делал вид, что разгружает его, вынимая два верхних снопа. Хозяйки расстилали на овинном окне вышитое полотенце, и на ночь оставляла угощение овинному хозяину.

Третья встреча осени – «Капустник»

С этой даты начинался черед веселых осенних вечеринок – «капустниц», «капустников», которые длились две недели. Справляли их не только жители сел и деревень, но и горожане. Девушки, одевшись в цветные нарядные одежды, ходили по домам капусту рубить. Холостые мужчины высматривали себе невест.

Вечером, когда была порублена капуста, начиналось настоящее веселье, приводившее довольно часто к свадьбам, игравшимся на Покров. Чтобы покорить сердце понравившегося парня девушки читали специальный заговор.

На такие вечеринки приглашали соседок и знакомых. Женщина, входя в дом, поздравляла с урожаем капусты хозяев. Для гостей варили пиво и пекли пироги. Вечер заканчивался песнями и плясками.

27 сентября: приметы и поверья

  1. Если гуси летят высоко – к большому полноводью, если низко – к малому.
  2. Дует северный ветер – лето теплым будет.
  3. Если на Воздвижение змея укусит человека, то ей не уползти в теплые края. Придется ей мерзнуть в зимнюю стужу.
  4. Заморозки с утра – к ранней зиме.
  5. Если погода ясная и теплая, то холода наступят нескоро.
  6. Резко похолодало – весна ранней будет.
  7. Северный ветер – к жаркому лету.
  8. Увидев стаю перелетных птиц, нужно попросить их передать привет усопшим родственников.
  9. Девушкам в лес ходить нельзя, потому что леший украсть может.
  10. На Воздвижение нельзя проходить мимо мест, где когда-то было совершено убийство – нечистый попутать может.
  11. Увидев на земле непонятные следы, нельзя их переходить. Эти следы могут принадлежать лесной нечисти. Кто их перейдет, тот скоро тяжело заболеет.
  12. Человек, заблудившийся в этот день в лесу, должен снять с себя одежду, встряхнуть её и прочитать молитву. Считается, что это поможет ему найти быстрее дорогу и убережет от встречи с лешим.

Человеку, родившемуся 27 сентября, даны способности к художественному творчеству. Ему следует носить аметист .

Полное название праздника, который верующие в 2017 году будут отмечать 27 сентября, называется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день христиане вспоминают о вечной борьбой добра и зла, о движении, которое и является самой жизнью всего, что есть на земле.

В праздник Воздвижения Креста Господня вспоминаются два главных события: обретение в 326 году в Иерусалиме Креста и его возвращение из персидского плена в VII веке греческим императором Ираклием. Эти события объединяло то, что оба раза Крест воздвигали (поднимали) перед народом, обращая его при этом ко всем сторонам света, чтобы все желающие могли ему поклониться и разделить друг с другом радость обретения святыни.

В старину этот день называли «Ставровый». Верующие собирались и шли крестным ходом вокруг сел и городов, для того, чтобы защитить их от бед, врагов и болезней. Жители деревень, желая получить богатый урожай на будущий год, обходили крестным ходом поля. Кстати, именно на праздник Воздвижения с полей забирали последний сноп. Это был своего рода знак о завершении сбора урожая и о начале подготовки к зиме.

На праздник Воздвижения запрещалось ходить в лес, чтобы не мешать лесным жителям готовиться к наступлению зим. Существовало поверье, что в этот день особой агрессией отличаются змеи, сползающиеся на зимовку в одну нору. А еще в этот день, те, кто отправлялся в лес, могли ненароком потревожить всякую нечисть, которая также прощалась друг с другом и отправлялась спать. Нарушителям их покоя лешие и кикиморы могли навредить, закрутить в лесу, наслать проклятие и порчу.

Чего нельзя делать Воздвижение

Помимо того, что на праздник Воздвижения нельзя было ходить в лес, чтобы не тревожить его обитателей, в этот день не начинали никаких важных дел, потому что считали, что тем самым отдыхающей природе, подарившей людям блага и богатый урожай, наносится оскорбление. По другим поверьям, все, что вы начинали делать в этот день, было просто бесполезным и не приносило никого результата.

А еще в этот день было принято соблюдать один из самых строгих постов, а потому под запретом находилось употребление мяса и рыбы и всех разновидностей молочной продукции.

В Воздвиженье обязательно отмечали именины Овинника – хранителя овина, места, где сельские жители хранили пшеницу. В этот день в овине нельзя было работать и топить печи. На полу расстилали праздничные полотенца и раскладывали угощения для домового.

Также в этот день готовили всевозможные блюда из исконно русского продукта – капусты. Пирогами с капустой и самолепными варениками угощались не только домочадцы – часть приготовленных блюд относили к церкви, где раздавали нищим.

Приметы на праздник Воздвижение

- На Воздвижение кто в лес пойдет, тот может не вернутся.

- В этот день змеи в норы прячутся.

- На Воздвижение Леший гуляет - кто в лес пойдет, тот дорогу назад не найдет.

- На Воздвижение медведь в берлогу, змея в нору, а птицы на юг.

- У доброй хозяйки в Воздвижение и пирог с капустой.

- Кто на Воздвижение постится, тому семь грехов простится.

- В Воздвижение с поля последняя копна движется.

- С Воздвижения осень к зиме сдвигается.

- В Воздвижение птицы лето за моря уносят.

- Кто на Воздвижение пост не держит - на того семь грехов воздвигнутся.

- Кто увидит последний птичий отлет, может загадывать желание и оно обязательно сбудется.

-Осень в это время передает свои права зиме: если дует северный ветер, то лето в следующем году будет теплым; западный же ветер предвещает плохую погоду в летние месяцы.

В первый день сентября на славянских землях принято было чествовать одно из воплощений бога Семаргла - земной, домашний огонь. Люди видели в нем силу сродни небесному огню, которая могла как прогнать нечисть, одарить пищей, так и наказать провинившихся пожарами. Славяне представляли огненного бога в виде крылатого волка или пса и верили, что в свой праздник он спускается на землю принять от людей поклонение и жертвы.

Земной огонь выполнял множество функций в хозяйстве наших предков. Он трудился в кузнице, обеспечивая мирных крестьян разнообразным инструментом, а воинов - оружием. Он очищал все старые вещи от скопившейся негативной энергии. Прыгнувшие через костер люди и проведенные рядом с ним домашние животные избавлялись с его помощью от порчи, сглаза или обычных болезней. Огонь погребального костра с дымом переносил души усопших в Ирий, а пламя на жертвенниках отправляло богам на небеса людские приношения и просьбы о помощи.

В день праздника волхвы разжигали новый земной огонь от искры небесного, который, по преданию, приносил на землю на своих крыльях Семаргл. Чтобы задобрить пламя, его полагалось накормить и напоить жертвенными подношениями. После проведения обряда на лугу возле деревни накрывался общий стол, на который каждая семья приносила разные кушанья. После трапезы женщины и дети уносили частичку нового огня по домам, а мужчины традиционно оставались на совет, где решались насущные проблемы общины. В домах между тем продолжалась обрядовая часть торжества. Хозяйки метлой из веток полыни выгоняли на улицу надоевших за лето насекомых, приговаривая: Кыш, мухи, к Селухе, а блохи к Явдохе. Метлу затем выставляли за порог, чтобы мухи и блохи не могли вернуться назад.

Со дня Семаргла, по приметам, начиналось полное вымирание разнообразной мошкары и очищение от нее дома. От принесенного с капища огонька зажигали свечи, которые должны были защитить хозяйство от несчастья, и пламя в очаге, которое следовало разводить, не отводя глаз, чтобы не упустить удачу. Огонь в очаге считался одним из семейных богов, которые исправно охраняли счастье и покой дома и его обитателей, дарили им благополучие и помогали в трудные времена.

Праздник Рожаницы - начало бабьего лета

8 сентября к славянам приходил праздник рожаниц, а вместе с ним начало бабьего лета - теплые солнечные дни, напоминающие об ушедшем лете и посвященные женской силе. Считалось, что богини рожаницы не только основали род небесный, но и от них же пошел род земных праматерей. В патриархальном обществе славянским женщинам отводилось свое, почетное место: нашим предкам не приходило в голову утверждать, что они - существа второго сорта. Мужчина был главным в решении проблем общины и на войне, его мать или жена - в семье и домашнем хозяйстве. Даже ритуальные и магические практики часто имели мужскую или женскую направленность, и каждая была по-своему незаменима.

На рассвете в день рожаниц все женщины общины отправлялись на капище, к идолам богинь, которых изображали матерью и дочерью либо лосихами. Интересно, что в зависимости от возраста славянки выбирали разные праздничные наряды. Девушкам полагались белые платья, они распускали косы и украшали волосы венками. Женщины в детородном возрасте одевались ярко, дополняли головные уборы и одежду украшениями - бусами, подвесками, вышитыми поясками. А пожилые, чтобы подчеркнуть свою близость к переходу в потусторонний мир, надевали одежду темных тонов, без вышивки и украшений. И дары, приносимые богиням, были разными: девушки несли венки и букеты полевых цветов, замужние славянки - напитки, фрукты и овощи, а старухи разнообразную выпечку - хлебы и пироги.

Разжигать в этот день жертвенный огонь доверяли не жрецу, а старшей в селе женщине - большухе. Одновременно полагалось петь обрядовые песни, посвященные рожаницам и славянским праматерям. В пламя разожженного огня отправлялся один специально выпеченный жертвенный каравай, а другой такой же большуха делила на ломти и раздавала всем участницам ритуала. Особая роль в празднике отводилась беременным: считалось, что в этот день и дальше, весь период бабьего лета, они могут исцелять женские болезни и бесплодие, творить маленькие бытовые чудеса и предсказывать будущее.

После обрядов на капище женщины общины приступали к забавному обряду, говорящему о том, насколько все прошедшее лето им досаждала разнообразная мошкара, - похоронам мухи. Пойманное насекомое с песнями укладывали в гроб из морковки, длинной процессией относили за околицу и торжественно погребали в могилу. А покуда их родственницы исполняли все необходимые ритуалы, мужчины занимались домашними делами. Они брали все хозяйство в свои руки, чтобы оказать уважение женским божествам и матерям, женам и сестрам.

Праздник Сдвижение - от лета к зиме

14 сентября природа оборачивалась к зиме, и славяне праздновали Сдвижение - день, когда земля сдвигалась от жаркой летней поры к холодам. В это время птицы улетали в теплые края, а наши предки верили, что некоторые из них летят прямо в Ирий и могут передать весточку предкам. Первой улетала кукушка, поскольку, согласно поверью, именно она хранила ключи от небесных врат. В день праздника принято было обращаться к предкам, поминать их, спрашивать у них совета. Матери, рано потерявшие своих деток, верили, что птицы отнесут ушедшим привет и материнскую любовь. А кто хотел продолжить род, просили аистов, чтобы те по весне принесли им на крыльях детскую душу, которая воплотится в новорожденном младенце.

Начиная со Сдвижения все змеи ползли в леса и укладывались там в глубокие норы в спячку. Потому на это время запрещались любые походы в лес, чтобы не повстречаться с гадами, а хозяйки накрепко запирали двери всех домашних построек, дабы змея не заползла в дом или овин и не устроилась там спать до весны. Одновременно со змеями разбредались по берлогам и медведи, а они грозили забредшему в лес грибнику куда большей бедой, чем змеи. Кроме того, в этот же день устраивал досмотр своему хозяйству леший, и мешать ему считалось непозволительным.

На Сдвижение, согласно поверьям, нельзя было начинать никакие новые дела - их ожидала неудача. Можно было лишь продолжать или завершать начатое раньше. Ко дню торжества в каждой семье заканчивали заготовки из яблок и орехов, и все заготовленное припрятывали в погреба на зиму. Погода становилась все холоднее, недаром до наших дней сохранилась пословица: Свиту на Сдвиженье снимай, а тулуп надевай.

Световид и Овсень - рождество осеннего солнца

В конце месяца, 25 сентября , славяне чествовали сразу двух божеств. Одним из них было осеннее воплощение солнца - Световид. Его изображали в виде четырехликого мужчины, разные лики которого смотрели в прошлое и будущее, на небеса и землю. Этот суровый бог следил, чтобы во всех мирах соблюдались законы Прави и не нарушался порядок всеобщего бытия. Если же где-то нарушалась гармония мира, он приходил на помощь обиженным и сурово карал ослушников воли небес.

Световид считался одним из покровителей воинов, причем он помогал им не только в бою, но и в мирное время. По легенде, он приезжал на землю на белом коне вместе с рассветом и без устали бился с врагами дня. Поэтому в капище возле идола Световида постоянно держали лучшего белого скакуна, а рядом с ним - седло и упряжь. Только волхвы имели право ухаживать за конем, кормить его и выводить на прогулку, чтобы не застаивался и всегда был готов послужить своему небесному всаднику. Птицей, посвященной Световиду, считался петух, и в день праздника на капище его приносили в жертву богу осеннего солнца.

Другим божеством, которому отдавали почести в этот день, был Овсень - распределитель материальных благ и устроитель единства славянских родов. Овсеня почитали как своеобразный мост из лета в лето, его чествование связывали с окончанием сельскохозяйственных работ, началом общинных праздников и сезона свадеб. Изображали бога в виде богато одетого всадника, в правой руке несущего богатые плоды урожая, а в левой - сухую траву и ветки.

Трудолюбивых и честных Овсень щедро одаривал богатством, а нечистых на руку и ленивцев наказывал бедностью и неприятностями. На Овсеня непременно устраивалось богатое застолье, главным украшением которого был огромный, специально выпеченный калач. Он символизировал богатство славянской общины и одновременно - несущее людям урожай сильное и мудрое осеннее солнце. Согласно приметам, после Овсеня ясных дней становилось все меньше, начинались затяжные дожди, и осень окончательно вступала в свои права.

Обычаи на Воздвижение

В древних летописях этот день имеются как «Ставровый», на который принято было ходить крестным ходом вокруг сел и городов, защищая их таким образом от бед, врагов и болезней. В деревнях также обходимо и поля, чтобы на следующий год получить богатый урожай. В Воздвиженье с полей забирали последний сноп и это служило окончанием сбора урожая, последним, третьим праздником встречи осени и началом подготовки к зиме.

В этот же день, было запрещено ходить в лес: все живое готовилось к зиме, звери уходи в норы, сползались на зимовку в одно место змеи. Даже нечисть, и та готовилась впасть в спячку до весны. Сегодня распространено поверье, что такой запрет обосновывался на том, что змеи в этот день очень злые и если вы помешаете им, вас покусают. А вот в древности, люди просто уважали все живое и старались не нарушать единения животных и природы. При этом, славяне верили, что та змея, которая вас укусит, уже не сможет вернуться обратно в нору и она обречена на смерть из-за того, что преступила законы своего племени.

Большую опасность в лесу в этот день, представляли не животные, а нечисть: лешие, водяные, оборотни злились, что им приходится ложиться в спячку и они не смогут больше вредить людям. В Воздвиженье у нечисти был последний сход, во время которого они прощались друг с другом и отправлялись спать. Тем людям, которые нарушали их покой, они могли и навредить, закрутить в лесу, наслать проклятие и порчу.

Важным этот день был и для домашней нечисти. В отличие от лесной, эти духи были полезными для семьи и домашнего очага, являлись их защитниками и хранителями. Поэтому в Воздвиженье отмечали именины Овинника – хранителя овина, места, где хранилась и мололась пшеница. Помещение не топилось, в нем не велась никакая работа, на полу расстилали вышитые рушники и на них оставляли угощение для духа. Считался этот праздник и днем капусты и каждая хозяйка должна была приготовить как можно больше блюд из этого вкусного и полезного продукты, напечь пироги с капустой, сварить вареники. Некоторую часть угощений несли к церкви, где и раздавали нищим.

Заговоры и привороты на Воздвижение

Со дня Воздвиженья начинался период девичьих посиделок – капустенские вечера, которые длились две недели. Согласно традициям, все девушки, собирающиеся на эти вечеринки, одевали свои самые лучшие наряды, приносили с собой праздничные блюда, накрывали столы в горнице и пировали с парнями, которые в это время, и выбирали себе невест.

Чтобы точно заполучить себе жениха на таких посиделках, девушки проводили особые обряды и заговоры. Перед тем как идти на вечеринку, девушка умывалась чистой, недавно набранной родниковой водой и приговаривала:

«Как водица чиста и прозрачна, так и любовь (имя) будет ко мне сильна и постоянна. Да будет так, крепко мое слово».

Приготовление к посиделкам начиналось задолго до их начала. Девушки вышивали пояса для себя и своих женихов. Если такой пояс преподносился парубку и он его принимал, это считалось заключением помолвки. С Воздвижения и до самой Покровы, девушкам было разрешено творить ворожбу и привороты, чтобы быстрее выйти замуж.

К примеру, был распространен такой обряд. Девушка готовила небольшие пирожки с капустой, наливала в стакан молоко и оставляла все это на ночь на столе со словами:

«Друг мой домовой, стань мне сватом и засватай (имя) мне (имя). Аминь».

Еще один любовный заговор девушки произносили накануне праздника. На заходе солнца перед праздником выходили на улицу, смотрели на закатное солнце и произносили такие слова:

«Заря-зарница, красная девица, ходишь ты высоко надо мной, летаешь – далеко. Посмотри, где раб Божий (имя) гуляет, что делает, где отдыхает, в каком дому живет, в каком терему. Подойди заря-зарница к нему близко-близко, любовью ко мне дойми, Присуши, припеки, к моему дому приведи, на законный венец нас благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Достаточно сильный приворот делали в праздник Воздвижения на дым. 27 сентября после захода солнца, но до полуночи, необходимо развести костер и когда он разгорится, выкрикивать слова любовного заговора:

«В сухом бору стоит сухой лес. В том лесу вся листва сухая, сушь ту листву погоняет, на раба Божьего (имя) тоску, сухоту нагоняет по мне, Божьей рабе (имя). Сохни ему без меня вода, не лезь в его рот без меня еда, сон раба Божьего (имя) обойди, тоска-сухота на него найди по мне, Божьей рабе (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Никаких важных дел на Воздвиженье не начинали, так как верили, что этим оскорбляют отдыхающую природу, подарившую им блага и богатый урожай. По другим поверьям, все, что вы начинали делать в этот день, было просто бесполезным и без результативным.

Приметы на Воздвижение

  • На Воздвижение кто в лес пойдет, тот может не вернутся.
  • В этот день змеи в норы прячутся.
  • В Сдвиженье Леший гуляет - кто в лес пойдет, тот дорогу назад не найдет.
  • На Воздвижение медведь в берлогу, змея в нору, а птицы на юг.
  • У доброй хозяйки в Воздвижение и пирог с капустой.
  • Кто на Воздвижение постится, тому семь грехов простится.
  • В Воздвижение с поля последняя копна движется.
  • С Воздвижения осень к зиме сдвигается.
  • Если в этот день дует холодный северный ветер, то следующее лето будет жарким.
  • В Воздвижение птицы лето за моря уносят.
  • Кто на Воздвижение пост не держит - на того семь грехов воздвигнутся.