Феофан затворник о воспитании детей презентация. О воспитании детей (святитель Феофан Затворник)
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПО УЧЕНИЮ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА 22.12.2017 17:51
Применение советов святого в современной практике.
Часть I. От младенчества до юношества
Сегодня можно часто услышать о нравственности, но очень редко говорится о её зависимости от греховных страстей, живущих в человеке с момента его рождения. Много можно услышать и о «духовно-нравственном» воспитании детей. Но редко можно услышать то, как родители могут влиять на погашение в детях страстных наклонностей. В своём труде «Путь ко спасению» святитель Феофан Заторник уделяет целый отдел раскрытию темы воспитания крещеного чада, показывая то, какими способами родители должны помочь чаду сохранить благодать, полученную в святом Крещении. Не потерявшие своей актуальности наставления святителя могут помочь современным православным родителям переосмыслить своё отношение к воспитанию детей. Сочинение святого довольно глубокое по смысловой нагрузке, поэтому, позволю себе остановиться на основных моментах, конспектируя важные тезисы святого и анализируя учение святителя с точки зрения его применения к современной жизни.
Цель воспитания.
Прежде всего, святитель напоминает о цели воспитания. И, она заключается не в том, чтобы ребёнок получил хорошее образование, вырос и построил семью и «продолжил свой род». Цель православного воспитания дитя в том, чтобы ребёнок, придя в «сознание, сознал себя не человеком только, существом разумно-свободным, но вместе, лицом, вступившим в обязательство с Господом, с Которым соединена неразрывно его вечная участь; не только сознал себя таким, но и находил себя способным действовать по этому обязательству и видел в себе преимущественное к тому тяготение» . Задача родителей крещёных младенцев - не допустить возобладания греху над своим чадом, направить своего дитя к Богу. Задача взрослых - сделать от себя все возможное, чтобы их чадо осознало себя христианином. Причем не с лозунгами «меня в детстве крестили, поэтому я православный», а с полным осознанием того, что без Христа никак нельзя и в соединении с Ним и состоит смысл всей человеческой жизни. К сожалению, многие взрослые, принося своих детей к святой купели, или становясь крёстными, не понимают этих основополагающих вещей. Как учил святитель Тихон Задонский, Бог не спросит родителей, имели ли их дети высшее образование, знали ли они французский язык, но спросит, все ли они сделали от себя зависящее для того, чтобы ребёнок стал настоящим христанином.
I этап. Младенец в колыбели.
Если младенец живет, значит, на его жизнь можно влиять, - пишет святитель. Положительное влияние, помогающее сохранить и раскрыть дары, полученные в Таинстве Крещения, оказывается созданием вокруг малыша церковной атмосферы вокруг него, а, главным к этому средство - частое причащение Святых Христовых Таин.
Охранение ребёнка от влияния нечистых сил есть 1) видимое: «частое ношение в церковь, прикладывание ко Святому Кресту, Евангелию, иконам…» и 2) невидимое: Ангел-Хранитель, приставленный к дитя с момента святого Крещения, внушающий родителям, «что надо сделать с находящимся в крайности детищем» .
Могущественнейшее средство к сохранению и укреплению благодатной жизни в детях - «дух веры и благочестия самих родителей». И этот дух можно передать ребёнку через взор: «И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти. Лучший внешний проводник при этом - взор»
. Учитывая то, что через взор открывается человеческая душа, святитель говорит, что в глазах родителей должна сиять не только их любовь к детям (это чувство - естественное), но и вера в то, «что на руках у них более, чем простое дитя, и надежда, что Тот, Кто дал им под надзор сие сокровище, как некоторый сосуд благодати, снабдит их и достаточными силами к тому, чтобы сохранять его, и, наконец, непрерывно в духе совершаемая молитва, возбуждаемая надеждою по вере»
.
.
II этап. У младенца пробуждаются силы.
Младенец крещён, из глубин его сердца изгнан злой дух, который теперь не может действовать изнутри. Но, страсти, остающиеся и в крещёном, постепенно начинают проявляться. Когда у малыша пробуждаются силы, нужно особое внимание родителей. Ребёнок ещё не может вести внутреннюю брань, и она должна вестись родителями: «должно не допускать до сего и как бы вырывать силы из рук греха и передавать Богу» .
Основные возбудители, влекущие ко греху:
1) в уме - пытливость;
2) в воле - своеволие;
3) в чувстве - самоуслаждение;
Задача родителей на данном этапе - «так вести и направлять развивающиеся силы души и тела, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию и самоуслаждению, - ибо это будет плен греховный, - а напротив, приучать отрешаться от них и преобладать над ними и, таким образом, сколько можно обессиливать их и доводить до безвредности. Это главное начало» . Православные родители и сами должны не только знать, и практиковать основы духовной брани.
Разбор главных воздействий на тело, душу и дух младенца.
1) Телесное воспиатние.
Телесная жизнь тесно связана с питанием. «В нравственном отношении оно есть седалище страсти к греховному услаждению плоти или поприще его развития и питания. Поэтому должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия».
Важный совет святителя: «Не должно смотреть, что дитя мало, - надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностью ».
а) Питание:
Избирать здоровую пищу;
Подчинить употребление пищи известным правилам (возможно, имеется ввиду распорядок питания);
Не отступать от правил.
Внешний порядок влияет на внутреннее состояние человека. К примеру, монастырская строгость в распорядке дня создана для того, чтобы монашествующие имели правильный духовный настрой. Применение определенного порядка в приеме пищи воспитывает в ребёнке порядок внутренний. Если ребёнок постоянно ест, когда ему захочется (имеется в виду подойти, съесть кусок и убежать), то, он привыкает к этой беспорядочности. Кроме распорядка в приёме пищи полезна и определенная мерность. Многие бабушки по любви к своим внукам ставят своей целью их откормить. Многие родители балуют своих детей сладостями, не задумываясь, какую пользу они этим приобретают. Всё это может навредить ребёнку влиянием на укоренение в нём страсти чревоугодия. Православный родитель должен задуматься, что важнее: временное удовольствие ребёнка, или строгость, которая не даст впоследствии разыграться страстям, которые будут властвовать над человеком. Важно отметить следующее: слово страсти со славянского в дословно означает «страдания». Привыкший к сластолюбию и к самоугодию обрекает свою душу на последующие страдания, и, конечно, любящий родитель не пожалеет этого своему чаду..
б) Движение («в отношении к душе оно - седалище воли, и очень способно развивать своеволие»):
Резвости ребёнка должно соответствовать времени и месту, так как «своевольно порезвившись, дитя всегда возвращается не с готовностью слушаться даже в каких-нибудь малостях» ;
Ребёнок должен научиться владеть телом. Родители не должны контролировать время игр детей и резвости. Бывает так, что родители устали, сами отдыхают и дети предоставлены сами себе, и так проходит час, второй и далее. Итог такого упущения - непослушание ребёнка и неприученость заканчивать игру тогда, когда указывают родители.
в) Нервы («нервы - седалище чувствительности тела или способности принимать приятные и неприятные впечатления»).
В отношении отправления нервов тела нужно «поставить правилом приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жара, холода, уязвлений, болей и прочего. Кто приобрел такой навык, тот счастливейший человек, способный на самые трудные дела, во всякое время и во всяком месте» . Один из примеров использования совета святителя - приучение детей к обливанию холодной водой. Излишняя забота о мягкости подушки и т.п. ведёт к изнеживанию тела.
«Главное зло в отношении к телу - теплолюбие и жаление тела. Оно отнимает всякую власть у души над телом и делает первую рабою последнего; напротив, не жалеющий тела не будет в своих предприятиях смущаться опасения со стороны слепого животолюбия. Как счастлив приученный к сему с детства!»
Подытожим задачи телесного воспитания ребёнка словами святителя Феофана: «Итак, не должно оставлять на произвол развития тела дитяти, а надо держать его под строгою дисциплиною с самого начала, чтобы потом передать его в руки самого воспитываемого уже приспособленным к жизни христианской, а не враждебным ей. Истинно любящие детей родители-христиане не должны жалеть ничего, ни даже своего родительского сердца, чтобы доставить сие благо детям» .
2) Воспитание души (впечатлительности).
Святитель говорит о том, что особое внимание нужно уделить на впечатление малыша, так как «первые впечатления глубоко остаются памятными» . Как первая пища влияет на темперамент тела, так и предметы, занимающие внимание души, сильно влияют на «характер души или тон её жизни» . Для воспитания христианина нужно сделать так, чтобы первые впечатления получались от священных предметов: «итак, пусть ограждают дитя священными предметами всех видов; все же, могущее развратить в примерах, изображениях и вещах, - удаляют».
Святой также предлагает сделать упор на предотвращение излишней пытливости. При познавании окружающего мира нужно следить за тем, чтобы ребёнок имел меру и порядок в этом познавании. Пытливостью можно назвать бесцельное, беспорядочное впитывание окружающего без различения того, что полезно, а что нет. Неупорядоченность и быстрый переход с одного предмета на другой может привести к тому, что ребёнок начнёт «мечтать и развлекаться образами и тем не давать покоя душе, мутя её приливом и отливом своих беспутных видений. Неумеющий владеть чувствами и воображением необходимо бывает рассеян и непостоянен, будучи томим пытливостию, которая будет гонять его от одного предмета к другому до расслабления сил, и все это без плода» .
III этап. В младенце начинают действовать страсти.
Современно вышесказанным способностям в ребёнка начинают проявляться страсти, которые тревожат его. Нужно противоборствовать этим движениям с раннего детства. Но как пресекать движение страстей? «Как это сделать - определить трудно. Все дело зависит от благоразумия родителей. Можно, впрочем, постановить следующее: 1) предупреждать всячески их [страстей] возникновение; 2) потом, если проявилась какая страсть, надобно спешить погасить ее придуманными и испытанными средствами. Этим предотвратится укоренение их, или предрасположение к ним» .
Если будет соблюдено всё вышеперечисленное, то душа ребёнка получит от этого прекрасную подготовку к истинному настроению. Но это - только подготовление к доброму настроению. Само же доброе устроение созидается действием на 1) ум, 2) волю и 3) чувства.
1) На ум .
Образование ума ребёнка нужно начинать с момента начала произнесения им первых слов, так как умственные способности, по мнению святителя, начинают развиваться с началом говорения. Главное, в чем надо наставлять ребёнка в здравых понятиях и суждениях: «что добро и зло, что хорошо и худо» . Кстати, подмечено, что относительно священных тем ребёнок все понимает подчас не хуже взрослого. Поэтому, когда спрашиваешь двух-трех- летнего ребёнка о том, что находится в Чаше с Причастием, он отвечает «Кровь Бога». А взрослые, отвечая на этот вопрос, часто начинают колебаться. Это свидетельствует о том, что в вопросах истины не нужно придумывать что-то, а надо говорить прямо, как есть. Есть Господь, есть смерть и так далее. Святитель Феофан говорит, что не стоит смущаться тем, что дитя ещё мало - истина доступна всякому. Он же пишет: «истина связывает ум и насыщает его. Мирское же мудрование не насыщает и тем разжигает пытливость» .
Также родители должны помнить о том, что, когда они разговаривают - дети слышат и всё это впитывают. Поэтому, родители всегда должны называть «вещи своими именами. Например: что значит настоящая жизнь, чем она кончится, от кого все получается, что такое удовольствие, какое достоинство имеют те или другие обычаи и прочее»
2) На волю.
Здесь главная задача заключается в том, чтобы «убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они даже боялись своей воли» . Естественное следствие этого - послушание и покорность родителям. Приобретенный навык послушания поможет поможет уже во взрослой жизни искать не своей, а Божией воли.
«Вместе с тем и самих детей надо вызывать на добрые дела, и сначала приказывать им делать их, а потом наводить, чтобы сами делали. Самые обыкновенные при этом дела суть: милостыня, сострадание, милосердие, уступчивость и терпение. Всему этому весьма нетрудно приучить» . Пример: проходя мимо нуждающегося, можно дать копеечку ребёнку, чтобы он сам положил просящему. Есть примеры, когда дети, привыкши к этому, находили мелочь и отдавали её своим младшим, предлагая, чтобы те дали нуждающемуся. Хорошо развивать привычку делать дела тайно. Приучить ребёнка в ответ на похвалу отвечать: «не меня хвали, а Бога».
3) На сердце.
«Под таким действованием ума, воли и низших сил само собою и сердце будет настраиваться к тому, чтобы иметь чувства здравые, истинные…» Автор «Пути ко спасению» утверждает, что мощнейшее средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность (храм, иконы, пение, тишина). «Очевидно, что театры, балаганы и тому подобное негодны для христиан» - пишет святой подвижник.
От души - к духу
Воспитанная вышепоказанным образом душа не будет препятствовать развитию духа. «Дух легче развивается, нежели душа, и прежде ее обнаруживает свою силу и деятельность». К нему относятся 1) страх Божий [к уму], 2) совесть [к воле], 3) молитва [к чувствам]. «Страх Божий рождает молитву и просвежает совесть» .
IV этап. Воспитание в школьном возрасте.
«Нельзя определить, когда человек приходит к сознанию себя христианином и самостоятельной решимости жить по-христиански. На деле это бывает разновременно: в 7, 10, 15 лет и позже. Может быть, прежде этого настанет время обучения, как и бывает большею частью. При этом непременное правило - хранить весь прежний порядок без изменения и на все время обучения: ибо он существенно вытекает из природы сил наших и требований христианской жизни» .
Ребенок растет, идёт в школу. Касательно образования ребёнка православные родители должны помнить следующее:
1) Богоугождение важнее учености:
«главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа жизни христианской, как эта научность и исключительная об ней забота».
2) Нужно следить за тем, что преподается ребёнку:
«У нас самое опасное заблуждение то, что преподают науки без всякого внимания к истинной вере, позволяя себе вольность и даже ложь, в том предположении, что вера и наука - две области, решительно разъединенные…»
Некоторые итоги:
Всё вышесказанное должно вести к достижению главной цели воспитания - чтобы ребёнок осознал себя христианином: «А это и есть главная цель христианского воспитания, чтобы человек вследствие этого сказал бы себе, что он христианин. Если же, пришедши в полное сознание себя самого, он скажет: «Я христианин, обязанный от Спасителя и Бога жить так и так, с тем чтобы удостоиться блаженного общения с Ним и избранными Его в жизни будущей», - то, возникши к самостоятельности, или к своеличному разумному учреждению жизни, он поставит для себя первым существенным делом - самостоятельно хранить и возгревать дух благочестия, в котором ходил прежде, по чужому руководству» .
Если подобного самосознания не будет, то в 15-16 лет юношу захлестнут страсти (прежде всего - похоть к противоположному полу, так как в современном мире это обширно культивируется). А как им противостоять, если не будет самосознания того, что «я христианин, который должен угождать Господу»? Если не будет этого стрежня, то молодой человек вряд ли сможет удержаться от блуда и не только (и сегодня мы видим эту трагическую картину). Когда пылают юношеские страсти - ум отключается, теряется контроль над собой. Нужны стержни - страх Божий, отречение от своеволия и христианское самосознание.
Ещё один важный момент. Ребёнок должен сам убедиться в том, что Православие - это единственный путь ко спасению. Кроме принятия сердцем, он должен понять это разумом. Нужно привить желание разбираться, а не просто слепо верить. Ведь, сколько встречается людей, которые не знаю своей веры и из-за этого они колеблются, как маятники: «Человек и в христианстве остается человеком. Потому ему и здесь должно быть разумным, только сию разумность он должен обратить в пользу святой веры. Пусть разумно убедится, что исповедуемая им святая вера есть единственно верный путь спасения и что все другие пути, не согласные с ним, ведут в пагубу. Не слепым исповедником быть есть честь человеку, а сознающим, что, поступая так, он действует, как должно. Все это он и сделает, когда сознательно наложит на себя благое иго Христово» .
Здесь кратко описан путь воспитания ориентировочно до 15-16-ти летнего возраста. А дальше «сознавший себя христианином, или сознательно решившийся жить по-христиански, пусть теперь сам хранит, со всем тщанием, принятое от прежнего возраста совершенство и чистоту жизни, как прежде хранили ее другие» .
Проверка домашнего задания 1. Как человек может сделать свою душу богаче? Когда человека хвалят, его душа стано- вится богаче. Когда человек приобретает материаль- ные блага, его душа тоже становится богаче. Чем больше человек отдаёт людям, тем больше приобретает для своей души.
Притча о пшенице и плевелах Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: - Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: - Враг человек сделал это. А рабы сказали ему: - Хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: - Нет, чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою.
Апостол Пётр Отрывок из Евангелия «Отречение Петра» Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа. И тут петух пропел утреннюю зарю... И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. - Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? - Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Вас смущает участь детей. Что делать? Почти общая дань ныне всех родителей та же. Воздух дурной, и предурной. А средств горю помочь нету. Молитва одна, но ей приемлемость пресекается возмущением веры. Хорошо, если б можно было расположить детей, чтоб сказывали, что их приводит в недоумение и отталкивает от веры, или бы ухитриться как-нибудь выпытывать у них, что засело в голове и сердце. Тогда можно бы исподволь наводить их на неправость вновь слышанного и правость исстари ведомого. Всяко мне думается, родителям не мешает с этой стороны касаться угрожающей их детям беды. Авось благословит Господь начинания их!
Что в заведениях дети становятся не те уже - что делать? Время мудреное. При всем том нельзя думать, чтоб все внушаемое им (доброе) пропадало или пропало. Все остается и в свое время принесет плод. Вы своего не оставляйте, чем можете содействуя тому, чтоб они не совсем сбились с дороги, а успех - все от Господа. Молитесь более… помогайте нуждающимся более, их молитве поверяя детей. Эта молитва сильна.
Детей вразумлять есть долг родителей, - стало, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать, какие нам и в голову не придут. Бог всем правит. Он мудрый, всеблагий и всемощный Правитель. И мы принадлежим к Царству Его. Чего же унывать? Он не даст Своих в обиду. Об одном надо заботиться, как бы не оскорбить Его, и Он не вычеркнул вас из числа Своих.
Горюете о детях. На то вы мать, чтоб о детях горевать. Но приложите к гореванию молитву… И Господь ублагоустроит детей. Поминайте матерь блаженного Августина. Плакала-плакала, молилась-молилась! И вымолила, и выплакала, что Августин опомнился - и стал как следут быть.
О сыне много не тужите. Каков нрав, смотрите, а жизнь потом заставит перекреститься. Что любит стяжания - это еще не велика беда. Степеннее будет. Не иметь нельзя, ибо надо есть, пить, иметь кров и прочее. Надежду только при имении на Бога возлагать надо, часть уделять неимущим. Учите его по копейке давать бедному, хоть в воскресенья только. Начав с этого, и далее пойдет.
И молитвою не докучайте, можно надоесть. Советуйте ему хоть немного да молиться утром и вечером, не читая никаких молитв, а так, умно очи к Богу возводя. Вечером - Бога поблагодарить за день, утром попросить о дне - своими словами, как знаешь, только бы делом. И этого довольно. Поклоны три-пять с такими мыслями. И днем иногда пусть обращается к Богу с краткою молитвою: «Господи, помилуй; благослови, Господи». Больше этого не нужно. «Трудно ли это, - скажите ему. - Ну, так доставь мне утешение…»
Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, - стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.
Детей отчуждение - дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?..
Вам нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет и попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление.
Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, нам следует обратиться за помощью и советом к духовно опытным наставникам. Письма святителя Феофана Затворника — бесценное богатство духовного опыта, который можно применить на практике.
Здесь представлены отрывки переписки святителя с теми духовными чадами, которые избрали супружество как один из земных путей, ведущих ко Спасению. Мы видим, насколько наставления святителя духовно глубоки и точны, и как необходимы современным родителям, потому что каждое слово святителя согрето любовью и заботой, каждое слово обращено к нам, ищущим помощи и совета.
Семья - крест житейский для ея главы
Смущает вас внешнее положение, и настоящее и особенно будущее, не столько за себя, сколько за семью. - Возверзите на Господа печаль свою. И молитесь, да устроит, как Его св. Воле угодно. Семья ваша разве не Божия?
И об ней разве Он не промышляет, как и о всех? - Молиться же о сем никакого нет греха… Кто научил нас в молитве взывать: хлеб наш насущный даждь нам… не оскорбится, когда воззовем и о прочем житейском, все впрочем предавая во святую волю Его.
Семья - это житейский крест для главы! Терпи, покорствуя Господу, и все с своей стороны делая, все предай в волю Божию.
Приготовление молодых супругов к рождению дитяти
Вареньку благослови Бог благополучно разрешиться… Имена у нас стали выбирать не по-Божьему, По Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам, или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по Крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих.
И пирушки на радостях о рождении тоже криво пошли. Если сдюжаешь, переверни на другой лад и это. Бедным и нуждающимся раздай, что следовало потратить на пирушку. И это без всяких соображений. Каких бедных Бог пошлет, тем и раздай. Бог все видит. Говорю: если сдюжаешь.
Потому что, может быть, очень трудно тебе переломить это.
Еще благословляю Вареньку. Благослови вас Господи обоих, - и будущее дитя ваше.
Наставление беременной жене
Милость Божия буди с вами!
И еще Бог дает вам иметь плод чрева… Поздравляю! Господь, давший его, да даст ему и добрый исход на свет Божий. Без трудностей, конечно, это не бывает. Так положил Бог в начале в указание на то, что сделала первая жена - мать всех нас. Но и в трудностях есть степени, Господь да смилуется над вами и да сотворит сии трудности, сколько можно, менее чувствительными.
Хотите вы заслужить сию льготу?! Облегчите себя от всех грехов.
Теперь по необходимости вы часто бываете в покое недвижимы… И больше имеете времени заняться собою и себя осмотреть. Осмотрите хорошенько, как самый строгий следственный судья, - все неисправности затем осудите, раскайтесь в том и пожалейте, что оно запущено, потом исповедуйтесь, получите разрешение и наконец причаститесь Св. Христовых Тайн. Всем этим вы заслужите встретить ожидаемую и желанную льготу.
Есть две вещи, которыя наводят на нас гнев Божий, тяготящий и теснящий: неприязнь к другим и похоть, а первой бывает большой простор.
Извольте потрудиться: всё, чем обнаруживала себя она в вас, выяснить и положить пресечь без раздумываний, как бы это благовидно ни казалось.
Неприязнь, вместо людей, обратите теперь на то, чем она в вас обнаруживалась и извергните то вон. Случалось вам читать или слышать слова Апостола: Сердце мое распространилось к вам? Так распространите и вы свое сердце и за то получите искомое и желаемое.
Желаю вам всего хорошаго во всех отношениях! Благослови вас Господи!
Ваш доброхот Е. Феофан
О рождении души
Где находятся души до рождения?! - Души не предсуществуют. А как они начинают быть, не ведаю. - Я различаю в человеке дух и душу.
Душа - такая же, как у животных, и получается естественным путем от родителей, как души всех животных - из земли, из некоей мировой души сначала, а потом естественным путем. Однако ж душа не делается чрез то вещественной.
Дух вдыхается Богом, как в начале. - Ибо продолжение тварей есть повторение их начала. Все, что есть в человеке, устремляющего его от земли горе’, принадлежит духу. О сем - напечатанныя письма трактуют, - о значении, т.е. духа, а не о происхождении. - Лучшее решение есть: душа является на свет как и весь человек, так, как Бог то ведает.
Судьбы идиотов и некрещенных людей
Идиоты - да ведь только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога.
Дух их своим путем растет. - Может статься, что мы, мудрые, окажемся хуже идиотов. - А дети - все Ангелы Божии суть. - Не крещенных, как и всех вне веры сущих, надо представлять Божию милосердию. - Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как - в отношении к ним - учредить. - Путей Божиих бездна! - Такие вопросы следовало бы решать, если бы на нас лежал долг всех призреть и пристроить. Как это не возложено на нас, то и оставим пещись о них Тому, Кто печется о всех. Свою душу спасать надо. - Враг - губитель душ - чрез ревность о спасении всех, - оставляет в пагубе душу того, кому влагает такие мысли. Св. Антоний Великий задумался однажды об участи людей. Ангел Господень явился ему и сказал: «Антоний! Себе внимай. А то не твое дело».
Молитва родителей о детях
Милость Божия буди с вами!
Детей вразумлять есть долг родителей - стало быть и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день, и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать, - какие нам и в голову не придут. Бог всем правит.
Он мудрый, всеблагий и всемощный Правитель. И мы принадлежим к Царству Его. Чего же унывать? Он не даст Своих в обиду. Об одном надо заботиться - как бы не оскорбить Его, и Он не вычеркнул бы вас из числа Своих. Благослови вас Господи!
Крест материнский
Милость Божия буди с вами! Христос воскресе!
Трудились много больного ради и свалились. Вам можно утешать себя тем, что не по своей вине свалились. Хоть Андрей и не стоит того, но Господь по милости Своей и ради вашей материнской любви и терпения ради оскорбляющего вас, примет уход за ним, как уход за Собою: болен бех… Даруй вам Господи оправиться… к тому времени, как весенний воздух установится… чтоб освежиться им и новую вдохнуть крепость.
Илья - утеха ваша; и ваше упование, что за его к вам доброе расположение Господь осенит его Своим благословением, не тщетно.
Господь милостивый сжалится наконец над вами и пошлет вам устроение быта житейского отрадное. Терпите благодушно. Ваш крест -крест Господень, - многоплодный, - только не здешними плодами…
Духовных вам утешений желаю, - таких, чтоб ради их отсеклось всякое желание здешних утешений. Благослови вас Господи!
Ваш доброхот Е. Феофан
Наставление матери при болезни дочери
Милость Божия буди с вами!
Какая вы мудреная?! Не поскорбеть, конечно, нельзя; но убиваться какой смысл? Что за беда, что заболела дочь? Поболит и оздоровеет. Ведь не все заболевающие умирают. С какой же стати вы провожаете на тот свет дочь, когда она только что заболела? Что ей стало хуже обычный порядок болезней.
Было хуже, а когда до вас доехал нарочный, ей уж лучше стало. А когда приедете туда, увидите, что она ходит по комнате.
Конечно, все мы в руках Божиих, - и смерть каждого может застать в каждую минуту.
У больного та особенность, что смерть, если ей суждено придти, придет не внезапно. В этом отношении - выгода у заболевшей от болезни. Она может подумать о себе и приготовиться к исходу по-христиански. Вот об этом и надобно позаботиться теперь паче, нежели убивать себя гореванием.
Положим - самое большое - что умрет. Какая беда, что умрет? Разве она одна только подвергается сему? Ведь и мы все умрем. Она - ныне, мы - завтра. Какая разница? Умрет ведь не она… Тело умрет, а душа жить будет. И ей без тела лучше будет, чем с телом. Вышедши из тела, к вам прилетит… и будет ласкать вас. Она будет говорить душе вашей: ах, мама, как мне хорошо! Бросай скорей землю и переходи ко мне. Она не будет в состоянии понять вашу скорбь, когда ей лучше, а вы скорбите.
Так вот видите,- что не только по причине болезни, но даже и по причине смерти, если бы она случилась, не следует убиваться. И извольте сейчас же встать, одушевиться и быть покойной… и всех тем утешить.
Благослови вас Господи! - и даруй душе вашей утешение.Спасайтесь!
Ваш богомолец Е. Феофан
Невнимание от детей
Невнимание от сыновей должно быть очень чувствительно. Потерпите и их, любовию покрывая их неисправность. Бог даст, придут в чувство и раскаются. И все пойдет как по маслицу. Благослови вас Господи!
Родительское проклятие заглаждается молитвою и благословением проклятого чада.
Ваше отлучение, изреченное сыну, было плодом ревности по Богу и любви к сыну, искавшей сим способом вразумить его. Какой же тут грех?!
Другое дело - мысль о силе сего отлучения. Но где вы нашли, чтобы единоличное отлучение, как громко ни прокричи его, действительно отлучало от Церкви? Стало быть, и этого нечего тут видеть?! - Говорите, что это отлучение стало стеною для сына вашего между им и Церковию.
Если он не от упорства и раздражения говорит вам нечто богохульное, а по убеждению, то эта стена уже была. А если этого последнего не было (убеждения), то ваши слова не могли воздвигнуть сей стены. Его речи были пусторечием, равно как слова неверия, - не неверие, а просто смятение ума или мыслей, навеянных совне. Это есть состояние брожения или перебраживания. Судить по нем человека нельзя. Так и сына вашего. Я полагаю, что он верует и по ошибке считает брожение мыслей за неверие, что незаконно. Молитесь. Господь не даст ему остаться в этом смятении. Ибо все системы новомодные очень шатки и непрочны. Сам увидит и бросит их.
Что вам сделать с вашим отлучением? Мне думается, помолившись, изречь гласно отеческое благожелание, как изречено отлучение. И сделайте так. Переговорив, конечно, с сыном, если удобно… помолитесь, и с верою в Господа благословите его всячески… И аминь.
Предел материнского попечения об устройстве жизни и быта детей
Снедает вас забота о детях… и их семейном быте, а совесть претит. Если совесть претит, то значит, дело уж чересчур. И надо его умалить. Положите себе, во-первых, не пытать, что им нужно, а когда узнаете без пытания, тогда, что важно и трудно, за то беритесь, а что мало и легко, то и сами справят. Так понемножку и отвыкните. Без забот и попечений как прожить?
Но все в меру, а главное, с преданием себя в волю Божию. Вы все сами хотите устроить детей, а Богу ничего не предоставляете. А на деле надо все Богу отдать, не прекращая, конечно, и своего попечения, но не придавая ему и слишком много значения. Если Бог не благословит детей, то что вы одни сделаете? Да не станет ли Бог смотреть на них равнодушно по причине ваших забот? И выйдет, что вы хлопотами ничего не сделаете прочного, и Бог не станет делать для них из-за вас. Вместо добра выйдет худо. Уверьтесь в этом и этим умеряйте свою заботливость. Это враг вас мутит. Со всякою немощию душевною следует тотчас обращаться с молитвою к Господу, прося Его исцелить. Затем, употребляя и от вас зависящие средства и собственные усилия, ждите помощь свыше, и Господь в свой час пошлет помощь и исцелит. Без Господа никакое добро не укореняется в сердце.
О воспитании девочки
Девочку учить надо… Всякий раз, как прорвется худое, толкуйте ей, как это нехорошо, - и прибавляйте, что так мужички только делают. Кто ни увидит тебя, будет говорить: вот и барышня, а ничем не лучше мужичков…
Иногда штрафуйте… не давая ей в этот день чего-либо, что она любит… Но никогда серчания не выказывайте… чтобы видело дитя, что вы делаете это по любви одной.
Наставление матери в руководстве сыном
О сыне много не тужите. Каков нрав, смотрите; а жизнь потом заставит перекреститься. - Что любит стяжания, это еще не великая беда. Степеннее будет. Не иметь нельзя, ибо надо есть, пить, иметь кров и проч. Надежду только при имении на Бога возлагать надо - часть уделять неимущим.
Учите его по копейке давать бедному, хоть в воскресенье только. Начав с этого, и далее пойдет.
И молитвою не докучайте; можно надоесть. Советуйте ему хоть немного, да молиться утром и вечером, не читая никаких молитв, а так умно очи к Богу возводя. Вечером - Бога поблагодарить за день, утром попросить о дне, - своими словами, как знаешь, - только бы делом. И этого довольно.
Поклоны - три-пять - с такими мыслями. И днем иногда пусть обращается к Богу с краткою молитвою: Господи, помилуй, благослови, Господи. Больше этого не нужно. «Трудно ли это, - скажите ему. - Ну, как доставь мне утешение что будешь делать так».
Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время -и короткое; - стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.
Заблудший сын
С сыном, правду говорите, лучше не толковать о религиозных делах. Молитесь только усерднее… и Господь помилует его, послав ему свет благодати, просвещающей и вразумляющей, - и все колебания прогоняющей.
Буйный сын
О буйном сыне молитесь. Бог даст укротится. Это у него навеянное молодечество. А пока-то придет укрощение его - даруй вам Господи терпение. Утешайтесь другими сыновьями… и довольствуйтесь тем. Да даст им Господь пробыть неизменными в добрых настроениях своих. Павел ваш - чудо, что ходит в церковь. Нынешних учащихся не затянешь туда на аркане. Такое дурное направление приняло наше учение.
Уход матери за дитятей
Матушку Черничку укрепи Господь. Пусть смотрит на труд ухаживания за малюткою не как на дело, от людей возложенное, и для людей делаемое; а как на дело, самим Господом порученное, и Ему приятное. Пусть зрит Господа и в сознании говорит Ему: Тебя ради, Господи, делаю. Помоги мне и приими благосклонно труд сей.
Материнское наставление вспыльчивой дочери
Очень жалею, что Черничка бывает резка… Надо ее поучить, чтоб навыкла владеть собою. Делайте так… Когда прорвется эта немочь, вы ничего не говорите ей. Потому что и вы немного неспокойны бываете, и она в смущении или волнении некоем. Добра никакого не выйдет говорить в таком состоянии. Но когда успокоитесь оба… в тот же день, или в другой…начинайте ей говорить матерински… Хочешь быть умницею, разумницею?
Никогда не допускай слабости, чтоб у тебя срывалось что с языка, или прорывалось движение, показывающее, что у тебя на душе есть некая неурядица… Это всегда унижает… и показывает, что ты не умеешь владеть собою. - Мне больно видеть это в тебе. Любя тебя, я желаю, чтоб ты была во всем совершенна… Это совсем немудрено сделать… Делай так: когда приходит в движение душа, укроти сие движение и тогда говори и действуй; а пока смятение есть - перемолчи…
Несколько опытов - может быть не совсем удачных - доведут до удачных… и конец.
Желаю от всей души успеха во всем. Спасайтесь! Благослови Господи!
Ваш богомолец Е. Феофан
Скорби родителей при потере детей
Милость Божия буди с вами!
Не поскорбеть - нельзя не поскорбеть. И скорби. Это так натурально, что и Господь, везде сый, смотря на вашу скорбь, не оскорбится, что с болезнию сердца встречаете то, что Он, конечно, по любви к вам, благоволил послать вам. Так скорбите, но в меру, - по-Иовлевски. У него целых десять детей зараз взято… Конечно, и он скорбел, но не давал скорби своей разливаться до безмерности, препобеждая ее благодушием, из преданности в волю Божию рождавшимся. «Господь даде, Господь отъят. Яко Господеви изволися, тако бысть». Напрягайтесь и вы взойти до такой же преданности, - и если ея недостанет, вопийте ко Господу, близь сущему и скоропослушному, - и Он подаст.
Вы сами указали источник, откуда следует черпать утешение, - из той веры, что дети ваши живы и находятся в лучшем положении, нежели, как были у вас на отеческих и материнских руках. Они не лишены и общения с вами, но бывают при вас. - Я думаю, что они очень изумляются, видя, что вы плачете, и спрашивают друг друга: чего плачут папа и мама? Нам так хорошо. Мы к ним не хотим, а хотим, чтобы они скорей к нам переходили.
Горе ваше по отошедшим увеличивается обманчивым представлением их по смерти! Воображаем их, как лежат в гробе, как в сырую и мрачную опущены землю… А на деле ведь так бывает, что как душа вышла из тела, так идет особо от тела. Там ее, в той особенности и воображать надо, - «в месте светле и прохладне». А мы себя терзаем - почти что попусту. Извольте себя успокаивать понемногу, и совсем успокоитесь. Не забудьте и благодарение Богу возслать, ибо за все надо Бога благодарить. Желаю вам в этом полного успеха. Бог всякой утехи да утешит вас Своим отеческим утешением.
Да чему мы и учились? Надо показать и Богу, и людям, что не на воздух же твердили вам божественные истины. Благослови вас Господи и утешь.
Ваш богомолец Е. Феофан
Милость Божия буди с вами!
Что горько, то горько… Об этом нечего… И опять скажу вам: горюйте в меру. Пройдите сердцем обетования нашей светлой веры, и сколько вы почерпнете из ней созерцаний в утешение скорби вашей?! Или не верите, что Бог лучше вас знает, что для вас с супругою и для детей ваших душеполезно?
Или полагаете, что Бог забыл о вас, и пропустил случившееся с вами без внимания, и оно случилось без особого направления во благо вам? Или вы у Бога пасынок и падчерица… а не сын и дщерь?! Вы уткнули свое внимание все на горестную сторону дела… и не узреваете Божией в том о вас попечительности?! А она действительно есть…
Не осязаете ее?! Она такова и есть, не осязаема в настоящем… а узреваема после. Воскресите же веру… и, как река, польются оттуда утешения.
Расскажу вам случай… В СПб одна большая барыня… потеряла троих детей, умненьких, миленьких, благонравных, - особенно старшая была благоговейного настроения и умела молиться… Мало тут горя?! Но этого мало. Спустя немного и мужа лишилась… и этого мало: осталась ни с чем…
Горю не было предела. Мужалась, предаваясь молитвам в волю Божию. Но скорбь грызла… Наконец смиловался Господь, и в утешение послал сон… Видит мужа в полусумрачном состоянии. Спрашивает: «Что тебе, как?»
- «Ничего, - говорит, - милостив Господь. Но надо потерпеть, пока отойдет эта мгла». - «А дети?» - «Дети там… - указывая на небо, сказал он»,
- «А Маша?» (это старшая, лет 5-ти) - «Машу посылает Бог на землю утешать скорбящих…»
С тех пор отошла скорбь. Так видели, где дети-то? И ваши там. Попали б они туда, если б живы остались? Так вам, родителям, чего же лучше желать для детей?! И установитесь в этой мысли… что участь детей ваших устроилась наилучшим образом… И перестаньте скорбеть. Ведь и сами помрете… Будет кому встречать вас… а, пожалуй, и защищать… даруй вам Господи всякого утешения.
Ваш богомолец Е. Феофан
Милость Божия буди с вами!
Очень жалею о ваших потерях. Господь да утешит вас! Ищете у меня утешения по прежним случаям… Очень рад утешить вас. Но ведь одна и та же песня во второй и третий раз уж не оставляет того впечатления, какое сделано в первый. А в настоящих ваших скорбях ничего нельзя придумать нового… все та же речь: предайте себя и все свое в руки Божии, и с Его определениями согласуйтесь вседушно - всем сердцем. Тогда тень скорби, покрывающая случай, начнет редеть и не дивно, что совсем рассеется. Как это? - сквозь прискорбное узреем благого - и на сей век и на будущий.
Сие да дарует Господь узреть уму вашему и почувствовать сердцем. Молитесь! Господь изольет вам в сердце потребное утешение.
Для родителей что утешительнее, как быть уверенным в блаженной участи детей. Детки ваши все пошли в рай. В этом и сомнения быть не может. А если б остались живыми, то уверенность в этом не могла бы иметь места. Она возможна и при этом; но много инстанций, не дающих положить, что так и будет.
Взирая теперь на сие лучшее и тем утешаясь, с уверенностию принесите сему в жертву удовольствие, какое доставили бы вам дети, оставаясь живыми, поставьте в параллель сему возможности, каким могли подвергнуться дети, при всем старании о них… Таким образом, видите, что Господь избавляет вас действительно светлою участию детей от встречи участи их худшей и непоправимою.
Милосердый Господь, Отец всех, и скорбящих паче, да пошлет вам утешения - откуда весть. И Владычица, всех скорбящих радость, да порадует вас.
Ваш доброхот Е. Феофан
Воспитание детей - дело, Богу угодное
Взяли вы на себя хорошее и прехорошее дело - ходить за малюткою.
(Взята сиротка на воспитание.) Вы напрасно беспокоитесь, что иногда крик дитяти отрывает вас от молитвы, будто от дела Божия к делу, чуждому Бога.
И то и другое - Божие дело. Богу приятно, когда детки Его к Нему устремляют очи свои в молитве… но не менее Ему приятно, когда они, любимые детки, заботливо спешат присмотреть за другими Его детками. Так не смущайтесь. И молясь, дело Божие исправляйте, и за малюткою смотря -тоже творите. И Бог одинаково умильно смотрит на вас, и когда молитесь, и когда около малютки хлопочете. Куда как хорошо, что вы любите дитя. Любовь ваша прямо душу ее питает, и она не чует лишенья матери. Пробудьте в этом расположении.
Строгость надо растворять теплотою любви
Заступаюсь за сиротку… Не всегда штраф… Почаще - уговаривание. Это мягче и прочнее. Строгость непрестанная жестка и безотрадна. Поблажки, конечно, не следует допускать, но и строгость надо растворять теплотою любви… Я уверен, что у вас дело так и идет.
Приготовление девочки в школу
Вы не стращайте ее школою, а так изображайте, чтобы она видела там рай и начала стремиться к нему; и на одно напирайте, что только надо слушаться и учиться не лениться - всему учиться… Это для нее будет хорошая подготовка.
Устроение сирот-родственников
Милость Божия буди с вами! Беспокойство, -по случаю налагающегося на ваши руки осиротевшего семейства, - разорительно для духовной жизни.
И, конечно, лучше б было, если бы его не было. Но как дело зацепило вас, -и не по воле, то надо покориться воле Того, Кто устрояет течение жизни нашей. Племянников надо поставить на ноги, и вдове способствовать -пойти доброю дорогою. Надо только при этом и собою заняться, - и заботы о сиротах так вести, чтоб они не разоряли. Это извольте сами устроять внутри - с Божией помощию - всякий раз, как встретится беспокойство.
Делайте возможное. Что вообще эта забота пришла, это может быть благодетельно. Она вас избавит от закаления в эгоизме: вы одни и все только о себе. А тут о других. От этой случайности большой беды не будет. А саможаление, на которое вы жалуетесь - уже опасно и пагубно.
Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если -под предлогом болезни, то это худо. Тут видно «лукавство пред собою самим», - самое злое из всех лукавств.
Болящее дитя. Доктора и молитва
Милость Божия буди с вами!
Премного жалею о горе вашем и молю Господа устранить причину онаго - болезненные припадки юной дочери вашей… Но молитва молитвою, а доктора докторами. И докторов Бог дал и к ним обращаться Божия есть воля. Господь со Своею помощию приходит, когда естественных средств, Им же нам устроенных, оказывается недостаточно.
Потому молиться - будем молиться, а естественных средств все же пренебрегать не следует. Ищите и обрящете!
Наступивший 2015 год – юбилейный. Ровно 200 лет назад вышенский подвижник появился на свет. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2015 году празднование юбилея будет отмечаться на общецерковном уровне. Поэтому в течение всего года мы будем знакомить читателей с духовным обликом и наследием святителя.
В Древней Руси детей воспитывали на образцах жизни праведников и угодников Божиих, сначала дети научались читать Псалтирь и Часослов, а потом уже брались и за другие книжки. «Между истинными христианами, – писал святитель Феофан, – всегда была и есть потребность иметь под руками святоотеческие писания о духовной жизни… Она и была всегда удовлетворяема как изданиями сих писаний в полном их составе, например святых Макария, Исаака и Ефрема Сириан, Лествичника и других многих…»
«Всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти»
Сам святитель был воспитан в благочестивой семье священника и с юных лет возлюбил храм Божий. Пример благочестивой жизни родителей навсегда остался у него в памяти и служил нравственным ориентиром в течение всей жизни. По своему жизненному опыту святитель отмечал, что церковность – самое сильное средство правильного воспитания детей. Христианские образы, с которыми соприкасаешься в детстве, остаются в памяти на всю жизнь, служат твердым основанием во всех встречающихся невзгодах и испытаниях: «Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь, прикладывание к святому кресту, Евангелию, иконам, накрывание воздухами; также и дома – частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святою водою, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к ним, благословение священника, приношение в домы икон из церкви и молебны; вообще – всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил».
Получив в раннем возрасте христианское устроение, святитель писал о важности воспитания в семье. Развивая ум ребенка, родителям надо дать доступные понятия о христианских началах жизни, добре, зле, о том, что хорошо и что плохо. Именно взрослые смогут сформировать у малыша эти понятия. Феофан Затворник рекомендовал настраивать детей так, чтобы они боялись своей воли, чтобы без разрешения родителей не предпринимали никаких серьезных дел.
Святителя часто спрашивали: «Как правильно воспитать ребенка? Как заложить в его душе основные нравственные понятия?» – и он давал такие советы: «Полюбите детей, и они вас полюбят»; но при этом любовь всегда необходимо сочетать с разумной строгостью: «Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова».
Именно любовь к Богу, к окружающим людям должна лечь в основу воспитания. Как и жизнь любого христианина, стремящегося идти спасительным путем, невозможна без каждодневного укоренения и плодотворного проявления этих заповедей, так в особенности воспитатель, научающий юную душу христианским добродетелям, не может осуществить свои задачи без любви: «Детей вразумлять есть долг родителей – стало быть, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день, и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать – какие нам и в голову не придут. Бог всем правит».
«…при всей заботе о современнейшем образовании ничего более не делают, как только раздувают пытливость, своеволие и жажду наслаждений»
Для преподавателей существует опасность пренебрежения христианскими основами воспитания, такие наставники, по мысли святителя, «не видят цели спереди – не видят пути к ней. Отсюда, при всей заботе о современнейшем образовании, ничего более не делают, как только раздувают пытливость, своеволие и жажду наслаждений». Чтобы избежать этого, «необходимо перестроить по новым, истинным началам школьное воспитание, внести в него христианские элементы, неисправное исправить; главное – держать во всё время воспитания воспитываемого под обильнейшим влиянием Святой Церкви, которая всем своим устроением спасительно действует на созидание духа».
Непростой период взросления святитель сравнивал с «домом без ограды» и «сухим хворостом в огне»
С особым опасением родители встречают период . Это так называемый «переходный возраст», когда вчерашний мальчик стремительно становится юношей, у него неожиданно появляются новые друзья, увлечения, очень часто в это время он несколько отстраняется от родителей, становится более дерзким, непослушным. Многие современные родители говорят о том, чтобы их детям не навязывали религиозные убеждения – мол, вырастут – сами разберутся. Однако святитель Феофан писал о том, что непростой период взросления, который он сравнивал с «домом без ограды» и «сухим хворостом в огне», проходится гораздо беспреткновеннее, если в детские годы уже заложены христианские нравственные основы. Самое надежное руководство в этом возрасте, по мнению святителя Феофана, есть разумная строгость и авторитет воспитателя. «Река жизни нашей пресекается волнистою полосою юности. Это время вскипения телесно-духовной жизни. Тихо живет дитя и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склоняются к покою; одна юность кипит жизнию. Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн… Что сказать о том, кто не только не любил христианской жизни и истины, но даже никогда и не слыхал о них?.. Он – дом без ограды, преданный разграблению, или сухой хворост, преданный горению в огне… Юноша живет сам по себе, и кто исследует все движения и уклонения его сердца? Это то же, что исследовать путь птицы в воздухе или бег корабля в море! Что брожение вскисающей жидкости, что движение стихий при разнородной их смеси, то сердце юности. Все потребности так называемой природы в живом возбуждении, каждая подает голос, ищет удовлетворения. Как в природе нашей наблюдается расстройство, так и совокупность этих голосов то же, что беспорядочные крики шумной толпы. Что ж будет с юношею, если он вперед не приучен влагать в некоторый строй свои движения и не наложил на себя обязательства хранить их в строгом подчинении некоторым высшим требованиям? Если сии начала глубоко запечатлены в сердце в первоначальном воспитании и потом сознательно приняты в правило, то все волнения будут происходить как бы на поверхности, переходно, не сдвигая основания, не колебля души».
«Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество»
Находясь на различных церковно-административных должностях, святитель Феофан всегда с большим вниманием относился к вопросам воспитания, основывал духовные училища, церковные библиотеки, всячески поощрял произнесение проповедей. Ему принадлежат слова о высокой цели воспитания и образования: «Воспитание из всех святых дел – самое святое… Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала всё внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная забота о ней. Она прямо ввергает в охлаждение и потом навсегда может удержать в нем…»
В трудах затворника, аскета, подвижника-монаха была разработана целая педагогическая система . По мнению жизнеописателя святителя П.А. Смирнова, «мы находим в сочинениях епископа Феофана немало указаний по постановке школьного образования, и в этом отношении он является педагогом-новатором, далеко опередившим свое время… Суть воспитывающего обучения сводится к стремлению давать в школе не только знания, не только развивать и обогащать ум, но и развивать все душевные способности ученика, нравственно воспитывать и облагораживать его. Вся педагогическая система святителя коренится именно в идее нравственно воспитывающего обучения. По его глубокому убеждению, каждая здоровая русская школа должна неизменно иметь в своей основе начала религии и нравственности».
Взгляды о воспитании обобщены в нескольких трудах святителя Феофана, прежде всего в одной из самых известных его книг – «Путь ко спасению», которая есть во многих домашних библиотеках. Именно с нее очень часто начинается знакомство с духовным наследием вышенского подвижника. В этой книге четко сформулированы порядок, правила и законы, применяемые к воспитанию личности, начиная от младенчества. «Тут всё, что мною писалось, пишется и будет писаться», – говорил Феофан Затворник об этой книге, подчеркивая центральность ее темы для всей своей литературно-богословской деятельности. В «Начертании христианского нравоучения» раскрыты понятия христианской нравственности. Теме воспитания посвящены и письма святителя, обращенные к многочисленным духовным чадам.