Беспокойный ребенок: как с ним быть? Можно ли во младенчестве определить черты характера ребенка? К лучшему или к худшему.
мария вежливцева
Педагогическая поддержка детей с повышенными образовательными потребностями
В условиях детского сада говорить об одаренности нужно очень осторожно, так как фактическое выявление одаренного ребенка возможно в возрасте 6-7 лет и старше (в дошкольном возрасте речь чаще всего идет о высоком уровне интеллектуального развития, поэтому наша работа заключается в выявлении и психолого-педагогической поддержке детей с повышенными образовательными потребностями .
Важно понять, в чем отличие таких понятий как одаренность, талант и способности.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Талант – сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
Способности – это личностные образования , включающие знания и умения, которые сформированы на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных деятельностей.
Раннее выявление, обучение и воспитание таких детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования .
Важно понимать, что в силу личностных особенностей дети с повышенными образовательными потребностями могут быть наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Они могут быть более эмоциональны или, наоборот, зажаты, обладать повышенными уровнем тревожности , иметь конфликтный характер общения, проявление невротических отклонений.
По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь четыре категории одаренных детей . Именно эти представления, что совсем не случайно, и закладываются в фундамент дифференциации обучения :
Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
Дети с высоким уровнем творческих способностей. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике
Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.) эту категорию чаще называют талантливыми;
Дети, хорошо обучающиеся в детском саду и школе (академическая одаренность) .
Одаренных детей , как правило отмечают высокая любознательность и исследовательская активность, способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем, обычно обладают отменной памятью, имеют большой словарный запас, повышенную концентрацию внимания.
Портрет одаренного ребенка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением . Часто озабочен преобразованием , улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Проявление одаренности в различных сферах :
Изобразительно -художественная одаренность
В рисунках нет однообразия . Ребенок проявляет оригинальность в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Ребенок становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д., в свободное время, без побуждения взрослых.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. Любит создавать объемные изображения , работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Музыкальная одаренность
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Хорошо поет.
В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. Любит музыкальные записи.
Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Литературная одаренность
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо, передает их характер, чувства, настроения.
Артистическая одаренность.
Легко входит в роль какого-либо персонажа : человека, животного и других.
Интересуется актерской игрой.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт .
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей. Когда о чем-то с увлечением рассказывает.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
Любит игры-драматизации.
Техническая одаренность
Интересуется механизмами и машинами.
Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
Любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск» .
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
Читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей) .
Быстро и легко осваивает компьютер.
Лидерская одаренность
Инициативен в общении со сверстниками.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
Легко общается с детьми и взрослыми.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
Часто руководит играми и занятиями других детей .
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Спортивная одаренность
Энергичен, производит впечатления ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.) .
Физически выносливее сверстников.
Методы и средства обучения детей с повышенными образовательными потребностями :
1. Проблемные ситуации.
2. Проблемные и поисковые задачи.
3. Решение познавательных задач.
4. Детское экспериментирование и опытническая деятельность.
5. Практическая исследовательская деятельность (самостоятельная, индивидуальная, групповая)
6. Моделирование.
7. Развивающие кроссворды.
8. Создание сказочных ситуаций.
9. Игры – драматизации.
10. Игры – путешествия.
11. Специальные упражнения (вопросы-гипотезы, вопросы-доказательства) .
Формы работы с детьми :
1. Работа по плану индивидуального образовательного маршрута .
2. Индивидуальные и подгрупповые занятия в группе детского сада.
3. Обучение детей в кружках по интересам.
4. Участие детей в конкурсах различного уровня.
5. Участие детей в исследовательской , проектной деятельности.
Жалобы матерей на то, что грудной ребенок очень беспокойный, не спит столько, сколько положено грудничкам, постоянно виснет на груди, требует неусыпного внимания, в последнее время участились. Многие мамы могут только мечтать о том, чтобы уложить ребенка днем спать на 2-3 часа и спокойно заняться, наконец, домашними делами. Но, как говорится, детей не выбирают, и приходится поневоле приспосабливаться к ритму жизни беспокойного грудного ребенка.
Замечательные и подробные рекомендации о том, как обращаться с ребенком, который имеет «высокие потребности», дают Сирсы. И они же подчеркивают все преимущества, которые получает от жизни такой ребенок. Да, воспитывать ребенка, который требует внимания к себе почти 24 часа в сутки, сложно. Сложно везде носить его с собой (слава слингам!), кормить по требованию – а требований может быть несколько в течение часа. Зато в первые месяцы жизни из суммы расходов на содержание ребенка можно смело вычитать коляску: такие дети в ней почти никогда не лежат. Сложно забыть обо всех домашних делах, и слышать упреки бабушек (бабушек!) в том, что ребенка разбаловали до невозможности, и нужно только дать ему соску и оставить в покое.
Но мамам, которые не имеют времени ни поспать, ни поесть, нужно помнить о том, что сейчас они делают для ребенка то, что немногие мамы делают для своих «спокойных» детей. А именно: дают ему максимум ласки и заботы.
Ребенок с высокими потребностями, у которого думающие родители, никогда не остается без внимания. Он чаще получает столь необходимый ему тактильный контакт. Он путешествует с мамой в течение дня – и по квартире, и по тем местам, куда ей необходимо отправиться, ведь оставить такого ребенка с кем-то еще практически невозможно. Он постоянно находится в условиях, к которым так стремятся грудные дети, и которые так напоминают им пребывание в матке: тепло, ограниченное пространство, биение маминого сердца.
Конечно, стоит отдать должное родителям, которым при воспитании беспокойных детей приходится проявлять недюжинное терпение. Но зато, по мнению Сирсов, все их усилия окупятся сторицей. Ребенок, потребности которого постоянно и немедленно удовлетворяются родителями, будет более уверенным в себе, заботливым, и способным понимать потребности других людей.
Если говорить о личном опыте, то моя дочь – именно беспокойный грудной ребенок, с высокими потребностями. На руках, а точнее, в слинге, практически весь день. Нам уже почти три месяца – полет нормальный. Вопреки уверениям многих о том, что к трем месяцам большинство детей «слазит с рук» и перестает кормиться по 20 часов в сутки, поведение ее пока не меняется.
Но зато я уверена, что она действительно получает максимум моего внимания. Благо, требовать его она научилась практически с рождения!
Хорошо, если родители проявляют мудрость, такт, терпение, исправляя отрицательные черты в характере ребенка. При соответствующем правильном воспитании в детском возрасте эти качества могут обеспечить ребенку преуспевание в будущем.
У вас особенный ребенок.
Характер определяет индивидуальный стиль поведения и взаимодействия с окружающими. Характер не является ни «хорошим», ни «плохим», он только существует. Мир был бы очень уныл, если бы все вели себя одинаково. Однако дети с определенным характером более приятны для родителей, чем другие. Стиль воспитания детей с трудным характером может определять, станут ли эти качества в конечном счете активом или грузом.
С нашими первыми тремя детьми было несложно. Они хорошо спали ночью, их желания были предсказуемы и легко удовлетворялись. К счастью для нас, они легко и просто адаптировались в окружающей и непредсказуемой жизни. Но когда родился наш четвертый ребенок, Хейден, я был вынужден пересмотреть свои взгляды на воспитание. Единственный график, который она знала, был ее собственный. Ее крики сплотили бы армию. Единственное, что можно было предсказать в ней, - была ее непредсказуемость. Если бы Хейден была нашим первым ребенком, мы считали бы, что ее поведение - результат наших ошибок и неопытности в воспитании. Но она была четвертым ребенком, и к этому времени мы уже знали, как заботиться о ребенке. Так мы получили урок номер один: младенцы беспокойны из-за характера, а не из-за родительской неопытности.
Почему Хейден была такой беспокойной, раздражительной, не имело значения; вопрос был в том, что делать. Позже мы сформулировали термин «ребенок с высокой потребностью». Я использовал этот термин в разговоре с родителями, которые приходили в мой офис в поисках консультации, как справиться со своими трудными младенцами. Он понравился им. И даже воспринимался как комплимент. Это помогло им развить хорошее, доброжелательное чувство к своим младенцам.
Мы поняли, что наша цель состоит в том, чтобы помочь Хейден приспособиться к окружающей жизни. Хейден нужно было научить войти в наш семейный образ жизни. Чтобы сделать это, мы должны были усилить предъявляемые ей требования. Это помогло бы Хейден, учитывая наши условия, проявить свои разнообразные способности. Так мы получили второй урок: воспитание трудного ребенка начинается со смягчения его характера при возрастании чувствительности родителей.
Мы определили те особенности характера Хейден, которые больше всего беспокоили ее и нас. Затем мы продолжали работать с ней до тех пор, пока не получали определенного результата. Интенсивные крики Хейден смягчались, когда мы носили ее на руках, поэтому мы продолжали носить ее. Она хорошо спала ночью рядом с нами, поэтому мы продолжили укладывать ее рядом с собой. Она приспособилась к постоянному ношению у груди. Урок номер три: младенцы с высокими потребностями требуют более высокого уровня воспитания. Одно слово характеризовало потребности Хейден - «больше».
Она нуждалась в большем времени ношения на руках, большем количестве питания, большей энергии для успокоения - большем количестве всего, кроме сна. Хейден открыла нам новый уровень воспитания. По мере роста она продолжала нуждаться в «большем» от нас - больше терпения, больше физической и эмоциональной энергии, больше творческого потенциала, больше внимания, зрелости и заботы.
Конечно, мы могли нарушить ее внутренние потребности и приспособить к сложившемуся стилю воспитания. Но в этом случае проиграли бы сражение. При таком подходе Хейден никогда бы не превратилась в великолепного лидера", каким она является сегодня. Мы не узнали бы радости от полноценного результата, который дает метод «прикрепления».
Соответствие или несоответствие? Соответствие характеров ребенка и родителя (характер пары) влияет на формирование взаимоотношений в процессе воспитания. Так же как дети появляются на свет с различными характерами, различными способностями и разными уровнями потребностей, так и у родителей различные уровни чувствительности, соучастия и сочувствия. Некоторые родители автоматически откликаются на потребности детей. Другие не находят ответы автоматически, и их воспитательные способности нуждаются во времени, чтобы созреть. Когда уровень потребности ребенка соответствует уровню родительского отклика, проблемы воспитания маловероятны, и если они происходят, то решаются легче. Характер ребенка влияет на характер родителя, и наоборот. Не только характер детей создает проблемы, но и особенности характера родителей создают проблемы воспитания. Некоторые родители пытаются согласовать свои характеры, другие конфликтуют. Чем больше свободы в выборе методов у матери, воспитывающей чувствительного, требовательного ребенка, тем лучших результатов она добивается. Она сосредотачивается на «крупном» и не тратит впустую энергию на «мелочи». Напряженная, легко возбудимая мать столкнется с энергией своего ребенка, и, очень вероятно, появятся трудности в воспитании. Определите ситуации, которые приводят к конфликтам. Интенсивный, властный родитель должен немного ослабить давление на детей. Родители, управляющие послушным ребенком, должны давать больше свободы и возможности для принятия самостоятельных решений. Трудные дети нуждаются в большинстве методов воспитания, которые описаны в этой книге, и нуждаются в них больше, чем другие дети.
Оставайтесь в тесном контакте. Трудные дети не хотят повиноваться инструкциям и указаниям - это особенность их характера. Они расценивают любое давление как вызов. Цель воспитания по методу «прикрепления» состоит в том, чтобы помочь этим детям самостоятельно принять решение, необходимое вам и полезное для всех. Этот ребенок, вероятно, со временем будет более послушен.
Усиливайте положительные факторы.
Изучайте проблемы поведения, острые углы в индивидуальности вашего ребенка, которые нужно смягчить. Сосредоточение на негативе, вероятно, будет способствовать созданию отрицательной атмосферы. Помогая ребенку избавиться от ошибок, подчеркивайте то, что правильно. Уделяйте больше времени правильным чертам его индивидуальности, чем отрицательным признакам характера. Дети с трудным характером восприимчивы к негативам в окружающей среде, которые укрепляют их и без того отрицательную атмосферу. Они нуждаются в днях, полных положительными эмоциями:
«Да», «Замечательно», «Спасибо», «Хорошая работа», «Одобряю».
Оставайтесь положительно настроенным. При воспитании трудного ребенка проще всего постоянно употреблять «Нет» в течение всего дня. В конечном счете ребенок подхватывает негативное настроение своих родителей, что усиливает все проблемы его поведения. Труднее оставаться положительно настроенным, когда ваш ребенок (единственный в группе играющих) бьет собаку. Вы не должны даже в такой ситуации срываться на гнев и жалобы. Родители, которые воспринимают своего ребенка негативно/часто используют отрицательные ярлыки, и ребенок ведет себя соответственно. Таким образом, «плохая девочка» становится пророчеством, которое может исполниться.
Не усугубляйте проблему. Дети с трудным характером привыкают к ярлыкам, к тому, что их выделяют из группы только для наказания. Это становится их неотъемлемым качеством. Однако не улучшает поведение, а может сделать его хуже. Традиционные методы исправления, типа «перерыва» или лишения привилегий, редко работают.
Рассеять гнев. Ворчание, крик, гнев усиливают оппозиционное поведение трудного ребенка; оскорбительное наказание, особенно телесное, делает ребенка еще более неуправляемым. Например, если вы требуете, чтобы ребенок навел порядок в своей комнате, он воспринимает это как вызов. Чем больше вы наказываете его, тем больше он замыкается в себе и отказывается сотрудничать. В конечном счете вы проиграете эту игру, так что лучше ее не начинать.
Помогите вашему ребенку преуспеть. Выявляйте таланты и желания детей. Помогите им приобрести навыки игры на музыкальном инструменте, добиться превосходства в спорте или проявить свои способности в художественном творчестве. Не оставляйте ребенка наедине с проблемой, с которой он не может справиться.
Увеличьте допуск. Поведение детей с трудным характером раздражает не только окружающих, но и родителей. Они, кажется, знают, когда и где вы уязвимы. Планируйте на один шаг вперед. Если ребенок пристает к вам, когда вы говорите по телефону, делайте звонки, когда его нет рядом. Выигрывайте «сражения» мудростью и гибкостью.
Угрозы не работают.
Я спросил Хейден, нашего трудного ребенка (с высокой потребностью), о том, что думает она о воспитании. Она сказала: «Не угрожайте мне. Это только отбивает у меня желание делать то, что вы заставляете». По логике Хейден (и она права), она предпочитает думать, что принимает решение самостоятельно. Она хочет, чтобы это был ее выбор. Угрозы типа: «Если ты не вернешься к определенному времени, я должен буду забрать автомобиль», лишают ее выбора. Решительные дети не любят, когда их загоняют в угол.
После того как мы выслушали описание родителями поведения Натана, мы предположили, что он был ребенок с высокой потребностью, который требует высокого уровня воспитания. Джанет согласилась: «Я всегда думала, что его характер сделает его королем или преступником». Мы подчеркнули, что искусство воспитания Натана предусматривает строгое равновесие. Они не должны растоптать его индивидуальность, и при этом они должны позволить ему много работать. Мы также советовали Джанет и Тому тщательно выбирать себе советников. Люди, у которых нет такого ребенка, как Натан, не поймут его.
Разные характеры - разные подходы к воспитанию
Воспитание детей с различными характерами - это сложный, кропотливый труд, требующий знаний и терпения. Вот почему мы постоянно подчеркиваем, что главная часть воспитания - изучение индивидуальности ребенка, чтобы, учитывая его характер, найти выход из любой сложившейся ситуации. Вот как мы решаем вопрос о наведении порядка в детской комнате. Нашему «ответственному» ребенку мы говорим: «Я возлагаю на тебя ответственность за порядок в твоей комнате». Если мы скажем ему, когда и как это делать, он, вероятно, отклонит наше требование, заподозрив давление на него. Для нашего вспыльчивого ребенка требование превращаем в игру: «Посмотрим, сможешь ли ты навести порядок в комнате до сигнала таймера». Нашему противоречивому ребенку мы даем достаточно времени, чтобы настроить его на выполнение задания: «Я бы хотел видеть порядок в твоей комнате к вечеру». Первоначально поиски разнообразных подходов к разным детям требуют много творческого потенциала и энергии, но в конечном счете мы извлекаем пользу в виде растущего взаимопонимания и сотрудничества.
Природа и забота
На индивидуальность ребенка влияют как наследственные факторы, так и окружающая обстановка. Ребенок, который считается «трудным» на одной стадии развития, благодаря заботливому стилю воспитания может в дальнейшем стать послушным. Как только проблемы, связанные с формированием характера, нарастают и не находят разрешения, ребенок все более становится неуправляемым, сложным во взаимоотношениях и хронически сердитым. А это становится очень серьезной проблемой.
Воспитание должно сосредоточиться не только на предотвращении чрезмерного выражения гнева. Оно должно помочь ребенку выработать механизмы самостоятельно справляться с отрицательными чувствами.
Дети с трудным характером нуждаются в выходе избыточной энергии и выражении бури чувств. Прекрасный способ - это спортивные состязания или любой тип физической деятельности. Дайте им больше возможностей для физической игры на открытом воздухе, если возможно. Поощряйте их желание заниматься бегом или велоспортом. Если они находятся в закрытом помещении, включите музыку и предложите всем танцевать или петь.
Уровень потребности
Окончательная цель воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку добиться успеха - процветать. Термин «процветание» значит больше, чем просто достижение чего-то более высокого или большого. Это значит, что ребенок максимально развил свой физический, умственный или эмоциональный потенциал. Невозможно измерить уровень потенциальных возможностей, а следовательно и процветания, поэтому нам трудно определить, достигнет ли ребенок когда-либо своего полного потенциала. Мы только создаем для этого условия. Чтобы реально помочь процветанию ребенка, важно понять, что мы определяем термином «уровень потребности».
Каждый ребенок появляется на свет с определенным уровнем потребности, и если этот уровень достаточен, ребенок развивает свой потенциал полностью. Он процветает. Например, всех младенцев нужно носить на руках, некоторые младенцы для процветания требуют постоянного ношения. Эти младенцы обычно появляются на свет с соответствующим характером, который требует, чтобы их держали на руках столько времени, сколько им нужно. Эти младенцы кричат, если вы пытаетесь отклонить их требования. Малыши, потребности которых обычно удовлетворяются, получают свою самую первую характеристику: «требовательный». Фактически «требовательный» - это положительная черта, которая помогает ребенку процветать. Если у ребенка высокие потребности, но он не может выразить их, он не будет процветать. Сигналы ребенка - ключ к пониманию его характера, а следовательно, и его потребностей. Как только вы поймете это, вы сможете реагировать на его запросы адекватно.
Уровень потребности малыша определяет, направляет поведение матери при формировании взаимодействия высокого уровня. Мать, ощущая уникальную индивидуальность ребенка, старается сама стать лучше. Пара родитель - ребенок достигает гармонии, и воспитание действует. Если мать не проявляет гибкость, а идет на конфликт, родитель и ребенок не проявляют лучшее друг в друге.
Концепция «уровень потребности» не означает, что ребенок всегда получает, а "родители всегда отдают. Суть этого метода состоит в том, что чем больше вы даете, тем больше получаете. Вы даете ребенку внимание, заботу, тепло, чтобы удовлетворить особые потребности ребенка. Удовлетворяя их, вы получаете навыки, которых не имели прежде, кроме того, ребенок становится чувствительным к вашему руководству. Вы не можете управлять характером и способностями своего ребенка. Но вы сможете понять, действительно ли ребенок имеет особые потребности и в чем они заключаются. Поступая так, вы сможете обогатить свою жизнь, поскольку становитесь более зрелым.
Способы воздействия на ребенка
Хорошо или плохо повлияет выбранная методика воспитания на ребенка, часто зависит от того, как вы применяете ее. Наказания, подобные лишению привилегий, которые выбраны в гневе или под влиянием отрицательных эмоций, будут плохо воздействовать на ребенка. То же самое наказание, если оно применено в состоянии покоя и связано с подлинным беспокойством о формировании хорошего поведения ребенка, даст эффект, который вы хотите. Исправляйте поведение ребенка любя и чувствительно, независимо от того, какой метод вы используете.
Создайте вокруг ребенка благоприятную атмосферу, это изменит ваше отношение к нему. Мать ребенка с трудным характером сказала нам: «Однажды я создала положительную атмосферу вокруг малыша, перестала сосредотачиваться на негативах, и наше взаимопонимание улучшилось». Пробуйте использовать эпитеты, несущие положительные эмоции, например «энергичный», «интересный», «возражающий», «сострадательный», «требовательный» и «чувствительный». Наш опыт свидетельствует, если «трудный ребенок» получает воспитание по методу «прикрепления» и комфортную среду, он наверняка заслужит эти комплименты.
Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет
Наверное, все родители с первых дней жизни ребенка пытаются определить, каким вырастет их малыш. Будет ли он спокойным или активным, эмоциональным или сдержанным, любопытным или боязливым? Конечно, со 100% точностью спрогнозировать, какими будут черты характера ребенка, вряд ли получится, но определенные задатки его личности можно определить уже во младенчестве.
“Легкий”, “средний”, “тяжелый”
В американской педиатрии выделяется три основных типа темперамента новорожденных (плюс промежуточные случаи). Дети с “легким” темпераментом характеризуются хорошей приспособляемостью к внешним условиям: они быстро привыкают к режиму, спокойны; проблема “” никогда не становится “больным местом” папы и мамы. Эти малыши хорошо себя чувствуют и на руках у родителей, и в компании игрушек, довольно лояльно относятся к посторонним (часто, вообще, минуя период “страха чужаков”), а когда подрастают, у родителей не возникает вопроса, как отнять чадо от груди или как отучить ребенка от пустышки . В общем, таких карапузов обычно называют “награда для родителей”. Повзрослев, они становятся приятными во всех отношениях, уравновешенными (как правило, сангвиниками или флегматиками), доброжелательными, легко вливающимися в коллектив.
Дети с характером “средней” тяжести чуть хуже приспосабливаются к переменам, более негативно реагируют на чужаков, чем малыши из первой группы, но в целом тоже не доставляют родителям особых проблем.
Дети с “тяжелым” характером описываются как “безрежимные”, с трудом приспосабливающиеся к некомфортным для них условиям; они постоянно и очень настойчиво требуют внимания родителей и моментально попадают в категорию “ручных”; на новых людей реагируют обычно негативно. Эмоциональные проявления (плач, смех) такого малыша очень интенсивны, при этом он долго расслабляется, а его укладывание превращается в марафон. в первый год жизни почти нереально.
Традиционно малыши из “тяжелой” группы оценивались как некое проблемное явление: если “легкие” дети – подарок для родителей, то эти – “наказание божье”. Например, в книге “Развитие ребенка и его отношений с окружающими” (в России опубликована в 1992 году) им предрекались “проблемы в поведении в школьном возрасте”; считалось, что они вырастают , истеричными, эгоистичными, чуть ли не с криминальными наклонностями. Реабилитировал детей с такими чертами характера современный американский педиатр Уильям Серз. В своих работах он отказался от термина “трудный” ребенок (таких малышей он называет “детьми с повышенными “) и указывает на то, что этим карапузам свойственны и положительные качества. В их числе – сильная воля; эмоциональность; способность к глубоким переживаниям – залог развитой в будущем эмпатии; способность понимать истинную суть вещей и событий (не правда ли, очень похоже на то, что пишут сейчас про “детей индиго”?). Чтобы все эти черты характера в ребенке проявились со временем, от родителей требуется грамотный педагогический подход, чуткость и понимание.
Уход за ребенком с повышенными потребностями
- Если волею судьбы вам достался ребенок с повышенными потребностями, настройтесь на то, что вам легче будет подстроиться под него, чем подстроить его под себя. Если малыш не хочет засыпать в “назначенное педиатром” время, есть каждые 3 часа – не мучьте его. Вопреки сложившемуся мнению, строгий вовсе не обязателен. Наблюдайте за карапузом и вы научитесь понимать его, и задача организовать свой быт уже не будет выглядеть столь сложной.
- Постарайтесь создавать детям с такими чертами характера минимум стрессовых ситуаций: их психика очень уязвима, потрясения могут усугубить их врожденную нервозность. Не оставляйте ребенка одного, приучайте к новым людям постепенно.
- Упражнения, направленные на , помогут ему научиться расслабляться либо, наоборот, концентрироваться на положительных внешних “раздражителях”, что в дальнейшем будет способствовать снижению тревожности, формированию позитивной картины мира.
- С раннего возраста занимайтесь
Воспитание детей с трудным характером (иначе называемых «детьми с повышенными потребностями»)
Ребенок с трудным характером – это испытание для родителей, с ним нелегко жить под одной крышей, его нелегко воспитывать. Впрочем, в этой ситуации есть то, что радует: если родители рано заметят особые черты характера ребенка и будут разумно направлять его, то те же свойства, которые могли бы довести ребенка до беды, позже принесут ему пользу. Каждый ваш ребенок будет и брать от вас, и отдавать вам. Ребенок с трудным характером втрое больше возьмет, но троекратно и возместит взятое.
У вас – особенный ребенок. Характер – это тип нервной системы ребенка. Характер определяет его индивидуальную манеру поведения, способ действий. Характер не может быть ни «хорошим», ни «плохим», это данность. Мир был бы очень скучен (а возможно, и предельно хаотичен), если бы все вели себя совершенно одинаково. И однако некоторые характеры у детей – действительно испытание для их родителей. От того, как родители воспитывают таких детей, зависит, станут ли в конечном итоге черты характера плюсом для детей или же помехой.
Наши первые трое детей были покладистыми младенцами. Они хорошо спали по ночам, их потребности подчинялись прогнозу, и мы охотно удовлетворяли эти потребности. К счастью для нас, наши малыши прекрасно приспособились к суматошной жизни их родителей, изучавших медицину. Помню, я говаривал: «Нервные младенцы? Все это выдумки нервных родителей. Родители наверняка преувеличивают. Не так уж тяжело смотреть за маленькими детьми». Затем появилось на свет наше четвертое чадо, дочь Хейден, заставившая меня, когда ей было всего лишь несколько дней от роду, пересмотреть приведенное утверждение. Она признавала свое и только свое расписание. Ее крик поднял бы на ноги целую армию. Единственное, что было в ней предсказуемо, так это ее непредсказуемость. Будь Хейден нашим первенцем, мы бы искали свою вину, мы бы думали, что делаем что-то не так. Но она была нашим четвертым ребенком, и к тому времени мы уже имели опыт ухода за младенцами. Поэтому мы усвоили урок первый: поведение новорожденных зависит, главным образом, от их темперамента, а не от ваших родительских промахов.
Не имело значения, как называть Хейден, – нервным ребенком, страдающим коликами, трудным, проблемным, – вопрос был в том, что делать. Позже мы запустили в обращение понятие «ребенок с повышенными потребностями». Это было щадящее определение и более или менее близко описывавшее феномен, который являло собой наше чадо. Я опробовал это понятие, консультируя приходивших в мой кабинет педиатра родителей трудных младенцев. Родителям понравилось это понятие. Оно было позитивным, ободряющим и, возможно, даже комплиментарным. Оно помогало родителям относиться с симпатией к своим малышам. А прежде ярлыки, навешивавшиеся на подобных детей, все как на подбор, были негативными. Хейден росла, из младенца с повышенными потребностями становилась ребенком с повышенными потребностями; теперь же мы в шутку зовет ее «подростком с дорогостоящими потребностями».
ГИДРОТЕРАПИЯ
Самый верный рецепт для нервных детей любого возраста – от надрывно плачущих новорожденных младенцев до травмированных десятилетних детей – это гидротерапия.
Вода успокаивает, расслабляет и забавляет детей – в зависимости от того, чем обусловлено их возбуждение – неудобством, волнением, скукой. Возможно, лучше всего гидротерапия подходит детям «ходункового» возраста, а матери ходунков прежде всего. Возьмите толстую книгу с собой в ванную, сидите и поглядывайте на ребенка, играющего со своими «водоплавающими» игрушками. И у мамы и у ходунка – передышка. Мама может сама забраться в ванну – вместе с маленьким ребенком. Многосторонняя польза гидротерапии – вероятно, главная причина, почему дети обожают принимать ванну перед сном. Мы советуем родителям неугомонных ребятишек подольше купать их перед сном.
Мы осознавали, что наша цель была помочь Хейден приспособиться ; в этом слове аккумулировано все, к чему сводятся родительские задачи. Нам надо было научить Хейден приспосабливаться к нашей семье, к нашему образу жизни. А для этого нам как родителям надо было приспособиться к ее повышенным потребностям. Только так Хейден смогла бы расцвести, а мы смогли бы выжить. Мы усвоили урок второй: воспитание трудного ребенка начинается с того, что вы смягчаете его «неумолимый» нрав, становясь более чуткими.
Мы определили те свойства Хейден, которые больше всего тяготили и ее и нас. Затем мы стали руководить ею как взрослые и работали с ней, пока не добились кое-каких успехов. Напряженный плач Хейден утихал, если мы носили ее на руках, поэтому мы непрестанно ее и носили. Она спала по ночам, если оставалась в нашей постели, поэтому мы устраивали ее на ночь рядом с нами, в нашей кровати. Она сделалась младенцем «наручным», «нагрудным», «у-нас-в-постели-проживающим»: и таким образом она приспособилась к нам. Урок третий: младенцы с повышенными потребностями нуждаются в повышенном родительском внимании.
«Больше» – вот слово, характеризовавшее потребности Хейден. Ее нужно было больше носить, больше кормить, больше успокаивать; ей всего требовалось побольше – кроме сна. Хейден подняла наш родительский профессионализм до нового уровня. Развиваясь, она продолжала требовать от нас в большем объеме терпения, энергии, выдумки, предусмотрительности, зрелости и заботливости.
Мы могли бы ожесточить свои сердца против нее, сломить ее дух, заставить ее подчиниться нашему сложившемуся стилю родительского ухода, и мы бы убедили себя в том, что мы выполнили свой родительский долг в ее отношении. Но в таком случае мы бы все проиграли. Мы не приспособились бы друг к другу. Хейден не стала бы чутким руководителем, какой из нее теперь получился; мы бы не узнали того, как восхитительны плоды родительской привязанности.
Подходят или нет?.. Подходят ребенок и мать, ребенок и отец друг другу, иными словами, сходятся ли они характерами, важно, поскольку от этого зависит вероятность осложнений в воспитательном процессе. Точно так же, как дети рождаются с разной нервной системой и разными способностями заявлять о своих нуждах, так и родители обладают разной способностью к отклику. Одни родители автоматически реагируют соответствующим образом и проявляют отзывчивость, отвечающую уровню потребностей их детей. Другим родителям это не удается, им нужно время, чтобы «перевоспитаться», приобрести навыки ухода. Если уровень потребностей младенца и уровень отклика матери соответствуют, проблемы воспитания маловероятны, а если проблемы и возникнут, то легко разрешатся.
Характер ребенка воздействует на характер родителя. Мать ребенка с повышенными потребностями однажды призналась мне: «Наше требовательное чадо заставило меня до конца проявить все лучшее и худшее, что во мне заложено».
Характер некоторых детей делает их предрасположенными к нежелательному поведению и последующим проблемам воспитания, но также и родители определенного склада, вероятно, обзаведутся проблемами в деле воспитания. Одни характеры сочетаются, другие нет. Мать горластого, требовательного ребенка – сама спокойная и невозмутимая, – наверное, без особого труда будет заниматься его воспитанием. Однако беспокойная, испытывающая напряжение мать будет приходить в отчаяние от ребенка, настойчиво заявляющего о своих повышенных потребностях, и поэтому ей будет трудно воспитывать его. Отдавайте себе отчет в том, что вы с ребенком где-то не сходитесь характерами. Настойчивому властному родителю, у которого покладистый ребенок, нужно несколько «сбавить обороты». Властные родители податливого ребенка должны остерегаться того, чтобы не сделать из него личность-конформиста, – вопреки характеру ребенка. Покладистые родители ребенка с сильной волей, наоборот, не должны забывать, что это они – взрослые; им надо решать, действовать и осуществлять руководство, как пристало взрослым.
К трудным детям следует применять все методы воспитания, описанные на страницах этой книги, причем – в большей мере, нежели к прочим детям.
К ЛУЧШЕМУ ИЛИ К ХУДШЕМУ?
Из вышеприведенной таблицы следует, что качества детей с трудным характером не являются изначально «хорошими» или «плохими». Важно то, что вы сделаете с ними.
ПОНЯТИЕ ОБ УРОВНЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Главная цель воспитания, фактически смысл всех усилий родителей, сводится к тому, чтобы помочь младенцам расцвести . Расцвести – это значит не просто прибавить в весе и росте, это значит максимально развиться в физическом, интеллектуальном и эмоциональном отношении. Да, для растущих детей предусмотрены контрольные диаграммы прибавления в весе и росте; однако что касается их способности расцвести, то она не измеряется и не оценивается. Поэтому нам в действительности неизвестно, развивает ребенок максимально свой потенциал или нет. Мы просто сами делаем для этого все, что в наших силах. Чтобы помочь ребенку расцвести, чрезвычайно важно уразуметь то, что мы определяем как понятие об уровне потребностей.
Каждый ребенок рождается со своим уровнем потребностей, и если удовлетворение потребностей ребенка соответствует их уровню, ребенок максимально развивает свой потенциал. Расцветает. Например, у всех младенцев есть потребность в том, чтобы их держали на руках; но некоторым младенцам требуется, чтобы их постоянно держали на руках, и только так они могут развиваться. Эти последние младенцы обычно рождаются с соответствующим характером, в силу которого будут настойчиво выражать недовольство, если их держат на руках недостаточно долго. Эти младенцы отчаянно плачут, если вы кладете их. И эти младенцы, чей уровень потребности оставаться на руках высок, получают такую – свою первую – характеристику, отражающую их характер: «требовательные». Иногда она бывает и похуже: «нервные», «трудные». Характеристика «требовательный» вначале кажется не слишком лестной, но на самом деле требовательность – это положительная черта характера, позволяющая младенцу расцвести. Если бы малыш имел повышенные потребности, но был бы не способен сообщить об этих потребностях, он не смог бы полноценно расти. Сигналы, подаваемые вашим маленьким ребенком, свидетельствуют о его темпераменте и одновременно о его потребностях. Как только вы осознаете это, вы сумеете откликаться на его сигналы соответствующим образом.
«Наше требовательное чадо заставило меня до конца проявить все лучшее и все худшее, что во мне заложено», – жаловалась одна уставшая мать. Другая также развила эту мысль: «Я устаю, но мне никогда не надоедает делать то, что я делаю». Высокий уровень потребностей младенца формирует поведение матери, поднимая ее чувство долга до высокого уровня. Интуитивно постигающая индивидуальные особенности своего младенца мать будет приспосабливаться к нему, с тем чтобы они лучше ладили друг с другом. В таком случае мать и младенец благоденствуют, и воспитание приносит свои плоды. Если же мать не столь гибка или эмоционально глуха, эта пара не сумеет выявить друг в друге все лучшее.
Понятие об уровне потребностей не подразумевает, что ребенок всегда берет, а родители всегда отдают. Уход за ребенком с повышенными потребностями приучает такого ребенка тоже отдавать. Этот подход хорош тем, что чем больше вы отдаете, тем больше получаете. Вы проявляете заботу о ребенке, удовлетворяя его особые потребности. И таким образом приобретаете навыки, которыми не владели прежде, а также бываете вознаграждены ребенком, который откликается на ваши наставления. Вы не выбираете характер или возможности, присущие вашему ребенку. Но откликнуться на особые потребности ребенка или нет, решаете вы. Делая выбор в пользу ребенка, вы обогащаете свою жизнь, поскольку становитесь более зрелой личностью.
Оставайтесь в связи. Перечитайте главу 2 этой книги, посвященную тому, как устанавливать и поддерживать связь с ребенком. Трудный ребенок по своей природе не склонен следовать вашим наставлениям. Он воспринимает их как вызов. Цель воспитания – привить таким детям желание слушаться вас, что и в их, и в ваших интересах. «Привязанный» ребенок стремится радовать родителей. Он, вероятно, будет более восприимчивым, если родители тоже делают ставку на привязанность; лишенный привязанности ребенок не имеет никаких причин соглашаться с родителями.
Лучше приуменьшать все отрицательное и преувеличивать все положительное . Определите поведенческие проблемы у вашего ребенка, те острые углы его личности, которые требуется сгладить. Однако сосредоточение на этих отрицательных моментах, скорее, усугубит отрицательную обстановку, доминирующую у вас в семье. Помогая ребенку исправить то, что плохо, признавайте все хорошее в нем. Оценивайте приятные стороны личности ребенка, не жалея на это времени, и поменьше тратьте время на замечания по поводу его минусов. Дети с трудным характером очень болезненно воспринимают критику и будут только деградировать в атмосфере осуждения. Им нужно день за днем слышать побольше похвал: «Да… замечательно… спасибо… отличная работа… браво!»
ОБРАМЛЕНИЕ
Одни фотографии кажутся удачнее других благодаря выигрышной рамке. Пойдет ли на пользу ребенку некий прием исправления поведения, к которому вы прибегаете, или же принесет только вред – это часто зависит от «обрамления» приема. Наказания, такие как лишение удовольствий в сочетании с гневом и мстительностью, плохо отразятся на ребенке. То же наказание, «в рамке» искренней заботы о формировании у ребенка поведения, которое послужит к его же выгоде, окажется верным способом достичь желаемой вами цели. Дополняйте исправительные меры проявлением любви и чуткости, и тогда любая выбранная вами мера наверняка будет иметь положительный и длительный эффект.
«Поместите» ребенка «в рамку», которая красит его, – и вы увидите ребенка в ином свете. Вот что сказала нам мать ребенка с трудным характером: «Как только я обрисовала его положительным образом и перестала сосредотачиваться на всем отрицательном, что было в нем, наши отношения намного улучшились». Попробуйте рисовать портрет ребенка, прибегая к таким определениям: «энергичный», «интересный», «многообещающий», «сострадательный», «решительный» и «чуткий». Как нам известно из нашего опыта, «трудные дети», чувствуя родительскую привязанность и получая положительное «обрамление», доказывают, что они достойны подобных похвал.
ОТЛИЧИЯ ДЕТЕЙ С ПОВЫШЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Будьте настроены говорить «да» . У родителей ребенка с трудным характером так легко слетают с языка слова «нет», «не надо», «нельзя». Постепенно ребенок усвоит родительский негативизм и либо замкнется в себе, либо будет упорствовать в том, что родители не поощряют. Трудно видеть вещи в радужном свете, если в группе играющих детишек один ваш ребенок будет вести себя безобразно, однако вам следует сохранять благодушие, не поддаваться гневу и не разражаться замечаниями. Родители, считающие своего ребенка плохим, склонны навешивать на него негативные ярлыки. И тогда ребенок ведет себя соответственно плохо. Поэтому ваши слова «плохая девочка» – это уже клеймо, которое долго не сотрется.
ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ХАРАКТЕРАМИ НАДО ВОСПИТЫВАТЬ ПО-РАЗНОМУ
В воспитании детей с разными характерами есть нечто от маркетинга. Вам необходимо знать вашего маленького покупателя, которому вы намерены что-то «сбыть». Вот почему мы подчеркиваем, что главное в деле воспитания – это изучение вашего ребенка, с тем чтобы вы могли справляться с каждой ситуацией соответственно природе вашего ребенка. Вот как мы просим наших детей убрать в их комнате. Нашему чаду, стремящемуся «командовать», мы говорим: «Я хочу поручить тебе ответственность за уборку в твоей комнате». Если мы укажем, когда и как убирать, чадо заартачится. Для нашей егозы мы превратим уборку в игру: «Ну-ка попробуй опередить таймер, убирая в своей комнате». Что касается нашего «методичного» ребенка, то мы будем взывать к его чувству долга, учтем его стремление к порядку и аккуратности: «Эта комната «вышла из-под контроля». Пожалуйста, приведи ее в порядок». Нашему «хладнокровному» и медлительному ребенку мы выделим достаточно времени, чтобы он спланировал задачу и продумал, как можно осуществить ее поэтапно: «Мне бы хотелось, чтобы сегодня к вечеру твоя комната была убрана». Вначале разный подход к разным детям действительно требует от вас немалой изобретательности и дополнительной траты сил, но в конечном итоге вы выигрываете, добиваясь послушания.
Не усугубляйте ситуацию. Дети с трудным характером привыкают получать негативные характеристики, привыкают к тому, что их выделят из толпы и накажут. Скоро их «особенность» становится характеристикой их «я», отчего их поведение не улучшается, а наоборот, может сделаться еще хуже. Традиционные исправительные меры, такие как тайм-аут или лишение удовольствий, редко помогают.
Усмиряйте свой гнев. Ваши нотации, крик и явное раздражение побуждают ребенка с трудным характером упорствовать в своем поведении; жестокое наказание, например битье, делает ребенка еще более трудным, потому что он приходит в бешенство. Например, если вы требуете от ребенка с трудным характером, чтобы он убрал в своей комнате, он воспринимает это как вызов. Чем больше вы его наказываете, тем больше он замыкается в себе и отказывается повиноваться. В конце концов вы проиграете; так что лучше не ввязывайтесь в эту игру. Если ребенок с трудным характером постоянно раздражен, это значит, что вы обзавелись серьезной проблемой. Воспитание не только должно предупреждать избыток раздражения, но также помогать ребенку обучиться приемам устранения негативных чувств.
Пусть набегается… Детям с трудным характером надо избавляться от их избыточной энергии и эмоционального напряжения, для чего прекрасно подойдет спорт и любая форма физической активности. Предоставляйте им как можно больше возможности участвовать в подвижных играх и – желательно на улице. Поощряйте их бегать, кататься на велосипеде. Когда дети дома, включайте живую музыку, и пусть каждый танцует и поет.
Помогайте ребенку добиваться успеха . Выясните, какие у ребенка таланты, какие стремления. Помогите ему приобрести соответствующие навыки, например, научиться играть на музыкальном инструменте, добиваться спортивных успехов, заниматься рукоделием, поделками. И не заставляйте ребенка справляться с тем, что ему не по силам.
Будьте терпимее . Поведение детей с трудным характером раздражает родителей и часто выводит их из терпения. Такие дети, кажется, знают, где ваше больное место. И все же будьте на шаг впереди них. Если ваш ребенок выжидает время, когда вы станете говорить по телефону, и тогда повиснет на вас, отложите звонки, звоните, когда его нет поблизости. Ведите соревнование разумно. Однажды вечером на собрании скаутов я слышал, как группа матерей обменивалась опытом поведения в условиях семьи с волевыми детьми. Одна из матерей сказала: «Я поменяла для себя скаутский девиз «Будь готов» на «Будь гибок».
Угрозы не действуют . Я попросил подросшую Хейден, наше чадо с повышенными потребностями, изложить ее мнение как ребенка по вопросу воспитания. Она письменно прокомментировала исправительные меры, которые мы применяли к ней. В этом изложении были такие строки: «Не угрожайте мне. Потому что тогда мне не хочется делать то, чего хотите вы». По логике Хейден (и она права), отпрыск предпочитает прислушиваться к родителям (т. е. откликаться на их разумные высказывания), потому что ему хочется того же. Необходимо, чтобы выбор был за ребенком. Угрозы вроде «Если не будешь дома вовремя, я отберу у тебя машину» лишают ребенка выбора – слушаться или нет. Дети с сильным характером не любят, когда их загоняют в угол.
ПРИРОДА ПРИРОДЕ РОЗНЬ
Как гены, так и окружение воздействуют на складывающуюся личность ребенка. Характер не высечен на скрижалях. Ребенок может получить ярлык «трудный» на какой-то ступени развития, однако вследствие различного рода влияний и способа родительского воспитания позже он может стать более покладистым. Психологи-бихевиористы, объясняя характер, прибегают к аналогиям из области геологии. В личности некоторых ребятишек присутствуют естественные трещины, нечто вроде «линий разломов», которые предрасполагают к «поведенческим землетрясениям». Сила и число происходящих колебаний в значительной степени зависят от активного воздействия среды.
Не относите это на свой счет . Джанет и Том консультировались у Марты и у меня в отношении Натана, их упрямого и импульсивного четырехлетнего сына, который истощал их терпение. Джанет призналась: «Я принимаю это близко к сердцу. Мне кажется, люди смотрят на него и думают, что он ужасный ребенок, продукт плохого воспитания. Я очень люблю Натана и изо всех сил стараюсь заставить его хорошо вести себя». Мы убедили Джанет и Тома в том, что в неудовлетворительном поведении Натана не было их вины. Некоторыми детьми трудно руководить. Послушав, как супруги описывали поведение мальчика, мы предположили, что он был ребенком с повышенными потребностями, нуждавшимся в особом воспитании. Джанет согласилась: «Я всегда думала, что с его характером он будет либо королем, либо бандитом». Мы подчеркнули, что искусство воспитания Натана требует соблюдения равновесия. Им не следует подавлять его личность, но они не должны допускать и того, чтобы он совсем отбился от рук. Мы также посоветовали Джанет и Тому осторожно выбирать советчиков. Люди, у которых нет ребенка, подобного Натану, не поймут такого ребенка.
Из книги Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии автора Борякова Наталья ЮрьевнаГлава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными
Из книги Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов автора Петрова Вера ИвановнаВера Ивановна Петрова, Татьяна Дмитриевна Стульник Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов Уважаемые коллеги!Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной
Из книги Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет автора Ганошенко Наталья ИвановнаНаталья Ганошенко, Софья Мещерякова Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности Игры и занятия с детьми раннего возраста 1-3 года Пособия к программе «Первые шаги» издаются под общей редакцией Л.Н. Галигузовой, С.Ю. МещеряковойГаношенко Наталья Ивановна –
Из книги Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста автора Смирнова Елена ОлеговнаВиктория Михайловна Холмогорова, Елена Олеговна Смирнова Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 1–3
Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни МартиРодители с характером Исполнение родительских обязанностей таит массу подводных камней независимо от характера родителей. Ниже я перечислю некоторые барьеры, с которыми сталкиваются как интроверты, так и
Из книги Времена Антона. Судьба и педагогика А.С. Макаренко. Свободные размышления автора Фонотов Михаил СаввичАх, Карабанов, не иначе – укротитель… Все обернулось так, что спортсмен, всадник, плясун, шахматист, артист, мастер на все руки – Семен Калабалин сам стал педагогом и воспитателем, «убежденным сторонником переделки человека», как выразился Макаренко, продолжателем дела
Из книги Почему принцессы кусаются. Как понимать и воспитывать девочек автора Биддалф СтивДевочки взрослеют иначе и быстрее Девочки развиваются быстрее мальчиков, особенно это касается умственных способностей. Эстроген в их организме, который начинает вырабатываться, когда они еще находятся в утробе матери, способствует ускоренному росту мозга, так что уже
Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Из книги Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными автора Гиппенрейтер Юлия БорисовнаВзаимодействия детей и с детьми ПОЗВОЛИТЬ РЕШАТЬ САМОМУ? Ирина (сыну 2 года): «Когда мой сын общается с другими детьми, мне все время хочется вмешаться, чтобы его никто не обидел, да и чтобы он не толкался и не отбирал игрушки у детей. Но я чувствую, что вмешиваться не стоит.
Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс МартаМладенцы спят иначе Лишь взрослые могут переходить от состояния бодрствования непосредственно к фазе глубокого, или медленного, сна достаточно быстро – младенцы так не могут. Прежде чем войти в состояние глубокого сна, они проходят через период быстрого, или
Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс МартаХарактеристики детей с высокими потребностями Чтобы помочь вам понять, посчастливилось ли вам иметь ребенка особого типа, приводим наиболее характерные свойства, отмечаемые матерями при описании своих детей, имеющих высокие потребности.«Суперчувствительный». Дети с
Из книги Саммерхилл - воспитание свободой автора Нилл Александр СазерлендДетей успокаивает естественное воспитание Благодаря этому высокочувствительному подходу к реагированию на сигналы ребенка (интерпретации их и реакции на них) ребенку становится практически не нужно плакать. Естественное воспитание – это укрепляющий интуицию подход,
Из книги автораЕстественное воспитание: его положительное влияние на детей и родителей За те многие годы, что мы занимаемся педиатрической практикой, мы установили четкую зависимость между различными подходами к воспитанию ребенка, а также их отсутствием, и развитием ребенка. Подход к
Из книги автора19 Воспитание в особых случаях и воспитание особенных детей Дети с повышенными потребностями нуждаются в особом воспитании. Некоторые дети ставят перед родителями чрезвычайно серьезные задачи, потому что у них иные способности сравнительно с обычными детьми. Вкладывая
Из книги автораВоспитание ребенка с особыми потребностями Воспитание ребенка с «особой дееспособностью» наверняка должно выявить все лучшее и все худшее, что заложено в родителях. Родители стараются восполнить недостающее ребенку, окружая его неизмеримой любовью и повышенным
Из книги автораЧасть 2. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ