Психологические тесты для подростков 15 лет. Психологические тесты для подростков

Подростковый вариант многофакторной методики Р.Б. Кеттелла (Кеттела) предназначен для диагностики средне и старшеклассников в возрасте от 12 до 16-18 лет. Подростковая 14 факторная методика содержит 142 вопроса с тремя вариантами ответов для выбора наиболее подходящего. Время прохождения теста-опросника Кеттелла для подростков в среднем 30-40 минут.

Инструкция к подростковому опроснику Кеттела.

Вопросы к тесту Кеттела для подростков.

Обработка:

Ключ (расшифровка) к тесту Кеттела для подростков.

Нормативы к подростковому варианту теста Кеттелла. Мальчики 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 лет.

Нормативы к подростковому варианту теста Кеттелла. Девочки 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 лет.

Интерпретация результатов опросника Кеттела для подростков.

Инструкция к опроснику Кеттелла для подростков:

Тебе будет предложен ряд вопросов, каждый из которых имеет три варианта ответа. Твоя задача состоит в том, чтобы из трех предложенных вариантов ответа выбрать один, отражающий твое мнение или являющийся правильным по твоему мнению.
Выбранный вариант ответа ("а", "в" или "с") регистрируется напротив соответствующего номера вопроса. Задание выполняется последовательно, с первого до последнего вопроса, ничего не пропуская. Работаем быстро, долго не раздумывая. Всю работу нужно выполнить за 30-40 минут.

Не следует слишком часто выбирать к промежуточные варианты ответа ("в"). Выбираем такой ответ только тогда, когда не можем ответить иначе. Не нужно стремится произвести впечатление своими хорошими ответами. Любые ответы нигде обсуждаться не будут.

Вопросы к тесту Кеттела для подростков:

1. Ты полностью понял инструкцию?

а) да б) нет в) не уверен

2. Если бы волшебник превратил тебя в дерево, ты предпочел бы быть:

а) одинокой, величественной сосной на вершине утеса;

б) яблоней во фруктовом саду;

в) не уверен.

3. У тебя больше друзей, чем у некоторых твоих одноклассников?

а) да б)нет в) может быть.

4. Когда ты работаешь, то ты обычно:

а) с трудом заставляешь себя начинать;

б) садишься без и промедления сразу берешься за дело;

в) трудно сказать.

5. Перед экзаменом /или другим волнующим событием/ твой аппетит не хуже, чем обычно?

а) да, не хуже;

б) нет, аппетит хуже;

в) среднее между а) и б)

6. Разговаривая иногда с неприятными тебе людьми, ты взвешиваешь свои слова?

а) да б) нет; в) может быть.

7. Твои родители говорят, что ты обычно:

а) спишь спокойно;

б) ворочаешься или разговариваешь во сне;

в) среднее между а) и б)

8. Тебе кажется, что примерно 10-15 твоих одноклассников после школы устроятся лучше, чем ты:

а) да б) нет в) среднее.

9. Ты согласен, когда тебя выбирают вожаком в какой-нибудь игре?

а) да б)нет в)среднее.

10. Ты обычно считаешь себя:

а) человеком, которому свойственно придумывать что-то новое /например, новые правила игры/;

б) человеком, который постоянно и строго соблюдает установленные правила;

в) трудно сказать.

11. Предпочел бы ты потратить полчаса на чтение книги:

а) про путешествия и открытия;

б) смешной и веселой;

в) трудно сказать.

12. Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры?

а) да б) нет в) не уверен.

13. Такие предметы, как математика / или естественные науки/ нравятся тебе больше, чем литература / или гуманитарные науки/?

а) да б) нет в) не уверен.

14. За что тебе делают замечания?

а) за твою излишнюю активность и общительность;

б) за оторванность от общих дел и необщительность;

в) трудно сказать.

15. Ты испытываешь неловкость, если тебе приходится просить друзей о помощи, в которой ты действительно нуждаешься?

а) да б) нет в) может быть.

16. Ты обычно:

а) в одном и том же устойчивом настроении;

б) то полон сил, то чувствуешь себя мзмученным;

в) трудно сказать.

17. Чтобы получить удовольствие от спортивного состязания тебе, как правило, нужно болеть за какую-нибудь команду или достаточно с интересом наблюдать за общей игрой?

а) да, обязательно болеть;

б) нет, достаточно наблюдать;

в) трудно сказать.

18. Предпочел бы ты пойти:

а) в музей, где можно увидеть что-то интересное;

б) в многолюдную компанию;

в) трудно сказать.

19. Ты часто меняешь одно увлечение другим?

а) да б) нет в) среднее

20. Когда старшие тебя в чем-либо поправляют ты можешь слушать их замечания, не перебивая?

а) да б) нет в) среднее.

21. Когда другие вмешиваются в твою работу, бываешь ли ты иногда настолько рассержен, что мог бы оттолкнуть их?

а) да б) нет в) может быть.

22. Если кто-нибудь пользуется вещами без разрешения, то ты обычно:

а) говоришь, что не возражаешь;

б) очень сердишься;

в) трудно сказать.

23. Ты когда-нибудь так, что тебе доверили тайну, я ты по каким-то причинам не смог ее охватить?

а) да б) нет в) может быть.

24. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

а)да б) нет в) может быть.

25. Если обстоятельства очень тревожные, а тебе во что бы то ни стало необходимо сохранить спокойствие, тебе каждый раз удается это?

а) да б) нет в) может быть.

26. У тебя возникает иногда желание стать другим человеком, не таким какой ты есть?

а) да б) нет в) может быть.

27. Когда тебе объявляют что-то трудное и интересное, то ты:

а) замечаешь, что отвлекаешься и думаешь о чем-то;

б) просто скучаешь и ждешь конца объяснения;

в) среднее между а) и б)

28. Если у тебя /когда-нибудь/ что-то не получается, то ты:

а) ищешь кого-нибудь, кто бы мог тебе помочь;

б) стараешься любой ценой справиться сам;

в) трудно сказать.

29. Ты уверен, что действительно взвешиваешь свои слова, а не говоришь поспешно и необдуманно, как некоторые?

а) да б) нет в) может быть.

30. Какие люди больше тебе нравятся:

а) те, которые до некоторой степени веселые и очень несдержанные;

б) рассудительные, сдержанные, замкнутые;

в) среднее между а) и б)

31. Ты согласишься подойти к новому ученику, чтобы познакомиться с ним и познакомить его с другими?

а) да б) нет в) может быть.

32. Как, по-твоему, твоя жизнь веселее, чем жизнь других членов твоей семьи и твоих друзей?

а) да б) нет в) может быть.

33. Бывает, что ты нередко испытываешь тревогу, оглядываясь на прошлый день?

а) да б) нет в) может быть.

34. Невзирая на опасность, ты хотел бы поохотится на тигра?

а) да б) нет в)может быть.

35. Если ты взялся за книгу, которую тебе обязательно нужно прочитать, обнаружишь, что она скучная, то ты обычно:

а) редко дочитываешь ее до конца;

б) обычно все-таки дочитываешь ее до конца;

в) трудно сказать.

36. Ты расстраиваешься из-за того, что люди называют тебя беспечным или невнимательным?

а) да б) нет в) иногда.

37. Как тебе кажется, многие ли из твоих одноклассников считают тебя своим близким другом?

а) да б) нет в) не уверен.

38. При оживленном споре с друзьями ты часто не высказываешь свое мнение, если даже считаешь, что оно лучше мнения других.

а) да б) нет в) может быть.

39. Принимая решения, ты стараешься учесть все до мельчайшей детали:

а) да б) нет в) может быть.

40. Ты можешь работать не отрываясь, даже когда кругом шум и суета?

а) да б) нет в) может быть.

41. Тебе часто хочется делать противоположное тому, что от тебя

а) да б) нет в) может быть.

42. Ты обижаешься на друзей, если они посмеиваются над твоими маленькими странностями или непохожестью на других, особенно если дело касается твоей одежды:

а) да б) нет в) иногда.

43. Ты все ешь, что тебе дают:

44. Ты иногда любишь похвастаться:

а) да б) нет в) может быть.

45. Если ты строишь какие-то планы, ты всегда совершенно уверен, что все, что ты задумал, пройдет удачно:

а) да б) нет в) может быть.

46. Если кто-то сердится и кричит на тебя по пустяку, то ты:

а) обычно остаешься спокойным;

б) нередко выходишь из себя и отвечаешь ему тем же;

в) трудно сказать.

47. Перед каким-то волнующим событием ты:

а) заранее переживаешь это событие, напряжен и очень нервничаешь;

б) остаешься обычно спокойным;

в) среднее между а) и б)

48. Если все у тебя складывается как нельзя лучше, то есть удачно, то ты:

а) чувствуешь себя счастливым, но внешне остаешься спокойным;

б) готов буквально кричать от радости;

в) среднее между а) и б)

49. Ты предпочитаешь провести вечер:

а) в шумной компании;

б) остаться одному, чтобы заняться каким-нибудь своим любимым делом;

в) среднее между а) и б)

50. Тебе нравятся совершать отчаянные поступки и удивлять ими людей?

а) да б) нет в) иногда.

51. Ты обычно терпелив в общении с людьми, которые говорят очень быстро или очень медленно:

а) да б) нет в) иногда.

52. Если бы тебе все-таки пришлось работать в школе, ты предпочел бы быть:

а) библиотекарем, ответственным за выдачу книг;

б) преподавателем физкультуры;

в) трудно сказать.

53. Кем бы ты восхищался больше:

а) великим поэтом или писателем, который считается современным в кругу твоих сверстников;

б) летчиком-космонавтом;

в) трудно сказать.

54. Бывает, что новые мысли и идеи постоянно переполняют тебя, что просто необходимо рассказать об этом всем:

а) редко б) достаточно часто в) иногда.

55. Предпочел бы ты провести две недели летних каникул:

а) наблюдая за жизнью птиц и гуляя по деревенским местам с одним или двумя друзьями;

б) в качестве вожатого в турпоходе всего класса;

в) трудно сказать.

56. Обычно ты бываешь:

а) в очень хорошем настроении;

б) несколько грустноват;

в) не уверен.

57. Если бы твое неудачное школьное сочинение выставили бы на всеобщее обозрение, то ты:

а) предпочел бы спрятаться;

б) не возражал бы;

в) трудно сказать.

58. Ты можешь дурачиться и болтаться с группой друзей на людной улице:

а) да б) нет в) иногда

59. Если родители осуждают тебя за что-то, ты втайне все-таки думаешь, что прав:

а) да, как правило;

б) нет, почти никогда;

в) может быть.

60. Если люди пытаются тебя поучать и командовать, ты обычно:

а) спокойно продолжаешь делать по-своему;

б) споришь и ставишь их на место;

в) трудно сказать.

61. Ты предпочел бы охотнее послушать:

а) духовой оркестр, играющий танцевальную музыку;

б) выступление лектора по очень интересной для тебя теме,

в) трудно сказать.

62. В спорах с одноклассниками высказываешь ли ты человеку совершенно свободно то, что думаешь?

а) да б) нет в) может быть.

63. Ты шумишь иногда в классе, если там нет учителя?

а) да б) нет в) может быть.

64. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?

а) да б) нет в) может быть.

65. Бывало когда-нибудь так, чтобы ты почти жалел, что появился на свет?

а) да б) нет в) может быть

66. Ты испытываешь чувство неприятного раздражения, когда люди не обращают внимания, даже если ты понимаешь, что они это делают не специально?

а) никогда не испытываю;

б) как правило, испытываю;

в) может быть.

67. Если люди болтают во время музыки, то ты:

а) чувствуешь, что музыка для тебя испорчена;

б) так слушаешь музыку, что не замечаешь этой болтовни;

в) среднее между а) и б)

68. Отвечаешь ли ты вежливо, даже если тебе задают нескромные вопросы, которые на твой взгляд и задавать не следовало бы?

а) да б) нет в) может быть.

69. Друзья считают тебя тихим, спокойным человеком?

а) да б) нет в) может быть.

70. Если люди говорят, что так делать неправильно и вредно, всегда ли

это вызывает у тебя желание все-таки испытать это самому?

а) да б) нет в) не уверен.

71. Какие предметы тебе нравятся больше?

а) те, которые не требуют от тебя совсем никаких усилий;

б) те, которые требуют от тебя полной отдачи своих сил и в которых ты можешь проявить свои способности;

в) трудно сказать.

72. Тебе легко выражать словами свои мысли?

а) да, как правило, легко;

б) нет, обычно трудно;

в) среднее между а) и б)

73. Если бы ты имел возможность побывать в далеких странах, то что ты хотел бы увидеть:

а) жителей этих стран, чтобы узнать обычаи и особенности жизни;

б) технику этих стран и знаменитые достопримечательности;

в) трудно сказать.

74. Ты согласен с тем, что обычно не стоит плакать над грустным кинофильмом или над грустной книгой?

а) да б) нет в) не уверен.

75. Если ты знаешь, что какой-то человек был к тебе несправедлив, можешь ли ты тем не менее забыть об этом?

а) да б) нет в) может быть.

76. Ты можешь легко и свободно обсуждать со своими учителями волнующие тебя в школе вопросы?

а) да б) нет в) может быть.

77. Бывает, что ты иногда устаешь из-за собственных переживаний?

а) да б) нет в) может быть.

78. Избегаешь ли ты участвовать в коллективных мероприятиях, которые требуют от тебя много времени?

а) да б) нет в) может быть.

79. Бывает ли так, что нередко ты затрачиваешь на приготовление домашних заданий больше времени,чем требуется?

а) да б) нет в) может быть.

80. Ты получил бы большее удовольствие от спортивного состязания /например, от бокса или футбольного матча/:

а) если бы поспорил с кем-то о том "кто победит";

б) если бы не спорил, а просто следил за матчем;

в) не уверен.

81. Если тебе кажется, что ты надоел окружающим, то ты:

а) остаешься как ни в чем ни бывало в их обществе;

б) всегда покидаешь их общество, очень сердишься, недоволен;

в) трудно сказать.

82. Когда ты рассказываешь своим друзьям о чем-то увлекательном, то тебе обычно трудно бывает заинтересовать их?

а) да б) нет в) возможно.

83. Ты всегда выполняешь все так, как тебе говорят?

а) да б) нет в) возможно.

84. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?

а) да б) нет в) не уверен.

85. Если на тебя смотрят, ты можешь так же работать быстро и не делать ошибок?

а) да б) нет в) не уверен.

86. Если бы на классном собрании кто-то предложил тебя выбрать старостой класса, а при голосовании выбрали другого:

а) это меня совершенно не затронуло бы;

б) было бы несколько неприятно;

в) трудно сказать.

87. Бывает ли так, что во сне ты теряешь близких, друзей, родственников?

а) да б) нет в) не уверен.

88. Тебе легко удается скрыть свое отношение от других к кому-либо?

а) да б) нет в) может быть.

89. Тебе больше нравится:

а) когда твоя одежда имеет обычный вид;

б) когда твоя одежда яркая, сшитая по моде, очень красивая;

в) среднее между а) и б)

90. В музее ты любишь:

а) осматривать то, что тебя привлекло, а заканчивать как только устанешь;

б) присоединяться к группе, где есть экскурсовод, который рассказывает, и узнаешь то, что не удается узнать самостоятельно;

в) трудно сказать.

91. Как ты думаешь, те, кто хорошо тебя знают, считают тебя человеком, который работает очень настойчиво, что работа тебя очень интересует?

а) да б) нет в) трудно сказать.

92. Если кто-нибудь просит тебя доказать мысль, которую ты высказал, то ты:

а) начинаешь волноваться при этом и с трудом подбираешь нужные слова;

б) всегда имеешь готовый ответ;

в) среднее между а) и б)

93. Тебе нравиться бывать в компаниях, где примерно половина незнакомых среди друзей:

а) да б) нет в) не уверен.

94. Если ты кого-нибудь обидел, то ты думаешь про себя:

а) ничего, скоро все позабудет;

б) переживаешь, когда думаешь об этом;

в) среднее между а) и б)

95. Что тебе больше нравиться:

а) присматривать за меньшими детьми;

б) слушать того, кто разбирается в деле хуже, чем ты;

в) трудно сказать.

96. Ты иногда можешь сохранять спокойствие и оставаться в хорошем настроении, если начинают критиковать и осуждать тебя за что-то:

а) да б) нет в) может быть.

97. Когда ты работаешь быстро и тщательно, то ты видишь, что твои друзья:

а) некоторые все равно обгоняют тебя;

б) очень многие отстают и работают не так уверенно;

в) трудно сказать.

98. Если ты решил летом поработать, предпочел бы стать:

а) членом спасательной команды на пляже;

б) лесником;

в) трудно сказать.

99. Тебе говорили когда-нибудь, что ты делаешь вещи, которых нельзя ожидать от такого человека, как ты?

а) да б) нет в) не уверен.

100. Если ты должен сделать какую-то работу, то ты обычно:

а) работаешь без остановки, пока не закончишь;

б) некоторое время напряженно работаешь, потом отдыхаешь и снова работаешь;

в) среднее между а) и б)

101. Если тот, кого ты ждешь, долго не приходит, ты нервничаешь и предпочитаешь лучше уйти, чем остаться:

а) да, почти всегда ухожу;

б) почти никогда не ухожу;

в) трудно сказать.

102. Имея возможность выбирать, ты предпочел бы жить:

а) в уединенном доме в сельской местности;

б) в городской многолюдной квартире;

в) трудно решить.

103. Когда в класс приходит новичок / юноше или девушка/, то, как правило, знакомится ли она /он/ с тобой также быстро, как и со всеми остальными?

а) да б) нет в) между а) и б)

104. Случилось бы говорить тебе о ком-либо плохо?

а) да б) нет в) не уверен.

105. Когда ты счастлив, может ли какая-либо мелочь испортить тебе настроение?

а) да б) нет в) может быть.

106. Если твои товарищи отправляются куда-то, вдруг не пригласив тебя, то ты:

а) считаешь, что забыли;

б) начинаешь очень беспокоится и сердиться;

в) трудно сказать.

107. Придя в новую компанию, ты:

а) общаешься дружески со всеми;

б) некоторое время смотришь и решаешь, с кем действительно стоит познакомиться;

в) среднее между а) и б)

108. Кажется ли тебе, что большинство твоих сверстников более ребячливы и менее взрослые, чем ты?

а) да б) нет в) может быть.

109. Ты предпочитаешь иметь:

а) одного друга;

б) много друзей, хотя и менее близких;

в) трудно сказать.

110. В процессе работы ты контролируешь себя, что выполняешь ее правильно:

а) редко б) часто в) может быть

111. Хотел бы ты учиться в школе, где надо ходить не на все уроки, а только на те, которые тебе кажутся наиболее легкими?

а) да б) нет в) может быть.

112. Ты чувствуешь испуг при мысли, что забыл сделать то, что должен был сделать:

а) часто б) редко в) может быть.

113. Если ты приглашен в компанию, ты всегда рад туда пойти и достаточно уверен, что поведешь себя так, как следует:

а) да б) нет в) может быть.

114. Оказавшись в Испании XIX века, как следует:

а) пойти на концерт старинной гитары и слушать веселые испанские песни;

б) посмотреть бой воинов, который нередко заканчивался человеческими жертвами;

в) не уверен.

115. Если бы одного из твоих одноклассников наказали строже, чем он заслужил, ты всегда бы вступился бы за него:

а) да б) нет в) может быть.

116. Считаешь, что большинство людей настолько неразумны, что даже не знают, что для них хорошо, а что плохо?

а) да б) нет в) не уверен.

117. Тебе легко заводить новых друзей?

а) да б) нет в) не уверен.

118. Если тебе показать новую игру, ты ждешь:

а) пока не увидишь, как в нее играют другие;

б) помощи со стороны других;

в) среднее между а) и б)

119. Как ты думаешь, тебя считают человеком, который в любых обстоятельствах остается хладнокровным и сохраняет самообладание?

а) да б) нет в) не уверен.

120. Часто ли бывает так, что ты делал то, что не следовало бы делать?

а) да б) нет в) не уверен.

121. Как по-твоему, родители /воспитатели/ имеют право сурово наказывать детей, если те грубят им?

а) да б) нет в) может быть.

122. Если бы ты проводил лето на берегу моря, что бы тебе больше понравилось:

а) собирать морские раковины;

б) заниматься в секции водных лыж;

в) трудно сказать.

123. Если группе друзей нужно, чтобы кто-то один высказался за всех, это обычно делаешь ты:

а) да б) нет в) иногда.

124. Ты когда-нибудь говорил неправду?

а) да б) нет в) не уверен.

125. Если тебе в спешке приходится принимать решение, то остаешься ли ты довольным этим решением?

а) как правило, да;

б) очень редко;

в) иногда.

126. Если ты занимаешься, например, дописываешь контрольную работу, а вокруг стоит шум:

а) ты раздражаешься;

б) просто продолжаешь работать;

в) среднее между а) и б)

127. Если бы ты был журналистом, ты бы предпочел писать?

а) о новых спектаклях;

б) о каких-нибудь важных политических событиях;

в) среднее между а) и б)

128. Ты обычно:

а) никому никогда не говоришь о своих планах и намерениях;

б) не против того, если о них будут знать те, кто ими заинтересуется;

в) среднее между а) и б)

129. Тебе больше нравятся ребята:

а) задумчивые, спокойные, рассудительные;

б) всегда шумные, живые, беспокойные;

в) трудно сказать.

130. Ты считаешь, что неразумно брать на себя лишние хлопоты только ради того, чтобы быть вежливым:

а) да б) нет в) трудно сказать.

131. Если ты начал какое-то дело, то каждый знает, что ты его доведешь до конца?

а) да б) нет в) может быть

132. Бывает так, что когда ты собираешься выступать перед классом, у тебя начинают дрожать немного руки и колотиться сердце?

а) да б) нет в) может быть.

133. Если ты на глазах у людей совершаешь какую-то глупость, можешь ли ты отделаться шуткой и вести себя как ни в чем ни бывало?

а) да б) нет в) может быть.

134. Ты предпочел бы получить в подарок:

а) книгу стихов и пьес;

б) книгу о спортсменах / по гимнастике или хоккее/;

в) не могу сказать.

135. Если ребята разыгрывают кого-то, то ты:

а) часто присоединяешься, чтобы повеселиться с ними;

б) считаешь это ребячеством, плохим поступком;

в) может среднее а) и б)

136. Думал / думаешь/ ли ты, что случится, если ты потеряешься во время путешествия или в походе?

а) да б) нет в) трудно сказать.

137. Тебя иногда беспокоят никчемные мысли, от которых не можешь отвлечься?

а) да б) нет в) среднее между а) и б)

138. Если у тебя есть несколько свободных минут, ты бы предпочел:

в) трудно сказать.

139. Ты считаешь, что глупо всегда следовать моде:

а) да б) нет в) не уверен.

140. Читая о великих подвигах или героях, испытываешь:

а) как правило, желание самому совершать их;

б) нередко считаешь, что такие дела не для тебя;

в) может быть.

141. Ты бываешь иногда настолько нервным и возбужденным, что тебя раздражают внезапные звуки:

а) да б) нет в) может быть.

142. Ты уверен, что ответил на все вопросы?

а) да б) нет в) может быть.

Обработка результатов опросника Кеттелла для подростков.

1. В ходе диагностики подсчитывается количество совпадений ответов тестируемого с ключом. За каждое совпадение начисляется 2 балла. Исключение составляет фактор В, где за каждое совпадение ответа с ключом дается 1 балл, а также за ответ "в" начисляется 1 балл.

2. Полученная сумма баллов сравнивается с нормативными данными по таблице и относительно этих данных результат интерпретируется как низкая или высокая оценка.

Ключ к подростковому тесту Кеттелла:

1. А (шизотимия-аффектотимия)

2б, 3а, 22а, 42б, 62а, 82а, 102б, 103а, 122б, 123а

2. B (ложь)

23б, 24б, 43а, 44б, 63б, 64а, 83а, 84б, 104б, 124б

3. С (степень эмоциональной устойчивости)

4б, 5а, 6б, 25а, 26б, 45а, 65б, 85а, 105б, 125а

4. D (флегматичность-возбудимость)

7б, 27а, 46б, 47а, 66б, 67а, 86б, 87а, 106б, 126а

5. Е (подчиненность-доминирование)

8б, 9а, 28б, 48а, 68б, 88а, 107б, 108а, 127б, 128а

6. F (осторожность-легкомыслие)

10а, 29б, 30а, 49а, 50а, 69б, 70а, 89б, 109а, 129б

7. G (степень принятия моральных норм)

11а, 31а, 51а, 71б, 90б, 91а, 110б, 111б, 130б, 131а

8. H (застенчивость-авантюризм)

12б, 32а, 52б, 72а, 92б,93а, 112б, 113а, 132б, 133а

9. I (реализм-сензитивность)

13б, 33а, 34б, 53а, 54б, 73а, 74б, 94б, 114а, 134а

10. J (неврастения, фактор Гамлета)

14б, 15а, 35б, 55а, 75б, 95а, 115б, 116а, 135б, 136а

11. О (самоуверенность-склонность к чувству вины)

16б, 36а, 56б, 57а, 76б, 77а, 96б, 97а, 117б, 137а

12. Q2 (степень групповой зависимости)

17б, 18а, 37б, 38а, 58б, 78а, 98б, 118а, 138б, 139а

13. Q3 (степень самоконтроля)

19б, 39а, 59б, 79а, 80б, 99а, 100б, 119а, 120б, 140а

14. Q4 (степень внутреннего напряжения)

20б, 21а, 40б, 41а, 60б, 61а, 81б, 101а, 121б, 141а

Нормативы к подростковому варианту теста Кеттелла. Мальчики.

фактор 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 18 лет
A 12,9 11,1 12,6 12,9 12,3 13,6 12,9
B 5,3 4,2 4,4 4,8 4,2 4,2 4,2
C 13.5 12,4 12,9 14,9 11,4 13,6 12,6
D 12.0 13,3 13,5 13,6 11,9 10,9 12,3
E 14.1 13,7 13,6 15,2 14,9 14,0 12,9
F 12.7 13,5 14,1 13,6 13,0 14,6 15,4
G 15,0 13,4 13,8 14,7 13,2 14,4 14,1
H 14,8 15,2 14,7 14,7 12,3 13,6 15,2
I 9,6 10,8 11,3 11,2 4,2 4,2 11,2
J 12,5 13,1 12,6 13,3 11,4 13,6 10,2
O 12,6 14,6 14,8 14,7 11,9 10,9 14,3
Q2 13,2 13,3 13,9 14,8 14,9 14,0 13,1
Q3 14,5 14,5 13,9 15,4 13,0 14,6 13,8
Q4 12,2 13,4 12,8 13,2 13,2 14,4 13,5

Нормативы к подростковому варианту теста Кеттелла. Девочки.

фактор 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 18 лет

Интерпретация результатов методики Кеттелла для подростков.

Фактор А /шизотемия-аффектомия/

Низкие оценки: сдержанный, обособленный, критичный, холодный, склонен к ригидности, скептицизму, отчужденности. Вещи и идеи привлекают больше, чем люди. Предпочитаем работать в одиночку. Избегает компромиссов. Тверд, несгибаем, жесток. Точность и ригидность проявляются в действиях и установках. Показатель несколько коррелирует шизоидностью.

Высокие оценки: человек обращен вовне. Легкий в общении, доброжелательный, эмоционально богат. Склонен к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен. Хорошо приспособляется, присущи гибкие установки, которые легко меняются. Хорошо развито чувство сопереживания. В мышлении присущи реалистичные тенденции. В деятельности предпочитает социально значимые ситуации, которые связаны с людьми. Легко включается в активные группы. В личных отношениях щедр, открыт, не боится критики.

Фактор C /степень эмоциональной устойчивости/

Низкие оценки: чувствительный, эмоционально менее устойчив. Легко расстраивается. Изменчив в поведении, в эмоциях. Избегает требований окружающей действительности. Раздражителен, эмоционально возбудимый, невротически утомленный. Активно реагирует на удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей. Требует немедленного решения проблем, удовлетворения потребностей.

Высокие оценки: эмоционально устойчив. Зрелый тип. Реалистическое отношение к жизни. Невозмутим. Развита способность к соблюдению групповых моральных норм. Может проявляться покорность перед нерешенными проблемами /без отрицательных эмоций от неудовлетворенности/. Гибкое поведение в стрессовых ситуациях. Способен выбирать оптимальный вариант поведения. Не ригиден.

Фактор D /флегматичность-возбудимость/

Низкие оценки: сдержанный, инертный, осторожный, благодушный, стоический, неторопливый. Не склонен к резкости. Легко смущается. Склонен к самоунижению. Спокойный. Очень постоянен в своих интересах, привязанностях. Упорен в достижении цели.

Высокие оценки: возбудимый, нетерпеливый, требовательный, сверхактивный, несдержанный. Привлекающий внимание, позирующий, склонный к ревности. Самоуверенный, эгоцентиричный. Легко отвлекается и проявляет много нервных симптомов /беспокойно спит, легко обижается, сердится в возбужденном состоянии в ситуации ограничения/.

Фактор Е /пассивность-доминантность/

Низкие оценки: уступчив, навязчив в поведении. Зависит от других. Стремиться исповедоваться, раскрыться другим. В поведении корректен. Низкие оценки часто встречаются у невротиков.

Высокие оценки: по отношению к другим выступает как руководитель. Но это не коррелирует с истинным лидерством и реальными способностями. Могут быть временными лидерами в экстремальных ситуациях или в неформальных группах. Демократичны. Высокое упорство в борьбе против норм, установок в группе /если что-то не устраивает/. Склонны к самоутверждению. Придерживаются своих взглядов, установок. Властны, авторитарны, ожидают самостоятельности от других.

Фактор F /осторожность-легкомыслие/

Низкие оценки: трезвый, осторожный, молчаливый, неторопливый. Осторожность иногда выступает в комплексе с мрачностью и пессимизмом. Впечатлителен, склонен к субдепрессиям. На них можно положиться, но не эффективны как организаторы. На второстепенных ролях функционируют очень хорошо.

Высокие оценки: безалаберны, импульсивны, живые, веселые, полны энтузиазма, активны, разговорчивы. Часто бывают душой общества. Легко переключаются с одной деятельности на другую. Склонны к частой перемене мест. Оперативны, свойственна высокая производительность труда. Присущи хорошие организаторские способности. деятельность может не иметь реального эффекта. Высокий показатель по этому фактору коррелирует с низким показателем по фактору "Степени принятия моральных норм".

Фактор G /степень принятия моральных норм/

Низкие оценки: неустойчивость в достижении цели, поверхность. Избегает правил, мало чувствует обязанности. Не прилагает усилий при решении групповых задач, выполнении социально-культурных требований. Эгоисты, работают для себя и на себя. Обычно высокое честолюбие. Свободен от влияния группы. Отказ от подчинения правилам группы может коррелировать с низким уровнем соматических заболеваний /меньше болеют/. Большая устойчивость при стрессах.

Высокие оценки: сознательны, настойчивы, на них можно положиться. Степенны в поведении, требовательны к себе. Обязательны, настойчивы, руководствуются чувством долга, ответственны, полны планов. Не легки в общении. Педантичны. Могут возникать конфликты при попадании в другую культуру, в другое общество. Исполнительны. Не любят перемен мест работы. Избегают помощи со стороны окружающих. Довольствуются ресурсами собственной личности. Хорошие руководители. Копаются в мелочах и чувствительны к нарушениям морально-этических норм.

Фактор H /робость, застенчивость - смелость, авантюризм/

Низкие оценки: застенчивы, сдержаны, боязливы, уклончивы, держатся в тени. Проявляются подсознательное чувство вины, собственной неполноценности. Речь замедленна, затрудняется в высказываниях. Избегает профессий с личными контактами. Не склонны поддерживать отношения со всеми, кто их окружает. С трудом включается в общие мероприятия. Избегает яркого своего появления на людях, самовыражения.

Высокие оценки: авантюристичны, социально смелы, не заторможены. Очень живые и непосредственны в эмоциональных реакциях. Может небрежно относиться к деталям. Не реагирует на сигналы опасности. Пробивные. Тенденция заинтересованности к противоположному полу. Фактор коррелирует положительно с лидерством. Обычно академическая успеваемость невысокая. Охотно испытывает новые эмоции, с восторгом бросается в них. В деятельности много времени тратит на разговоры.

Фактор I /реализм - сензитивность/

Низкие оценки: практичны, самодовольны. Способствуют сплочению интеграции группы, реалистичны, мужественны, независимы. Проявляют скептицизм к культурным, социальным аспектам жизни, ко всему, что субъективно. Иногда могут быть безжалостны и жестоки. В группе ориентируются на реальную деятельность, а не на субъективные взаимоотношения. В основном полагаются на себя. Не терпят бессмысленной работы.

Высокие оценки: высокая эмоциональная чувствительность. Обычно не проявляют альтруизма. Выражена тенденция к избеганию ответственности в работе и личных отношениях. Свойственная беспричинная тревога. Фактор коррелирует со шкалой тревожности. Продуктивны в творческой деятельности, обладают артистическими способностями, тонкостью чувств. В жизни - нетерпеливы, непрактичны, слабы, легко поддаются влиянию других, недостаточно самостоятельны, зависимы, капризны, требовательны к вниманию других. Требуют и ждут помощи. Плохо переносят грубость и грубые работы. Замедляют деятельность группы.

Фактор J /неврастения, фактор Гамлета/

Низкие оценки: предприимчивы, предпочитают групповые действия. Любят внимание, энергичны. Принимающие общие нормы и оценки. Для них важна сосокупность людей.

Высокие оценки: индивидуалисты, внутренне сдержанны, интроспективны. В общем деле не очень эффективны, так как очень привередливы. В своих оценках очень холодны. Обычно, имеют свое мнение / его не навязывают и часто не сообщают другим/. Узкий круг друзей. Не забывают несправедливости. Интеллектуально развиты, думают над своими ошибками, стараясь избежать новых. Холодные неврастеники.

Фактор O /самоуверенность - склонность к чувству вины/

Низкие оценки: безмятежны, доверчивы, преобладает спокойное настроение, невозмутимы. Зрелая уверенность в себе и своих близких. Отсутствует чувство угрозы до такой степени, что в личных отношениях или в групповой деятельности может не заметить изменений. Самоуверены, зачастую вызывают явную неприязнь окружающих.

Высокие оценки: депрессивны, преобладает плохое настроение. Свойственны мрачные предчувствия, размышелния, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, субъективное чувство, что его не принимает группа. Неэффективные ораторы.

Фактор Q2 /степень групповой зависимости/

Низкие оценки: зависимые, ведомые, идущие на зов, присоединяющиеся. Предпочитают принимать решения вместе с другими людьми. Любят процесс общения. Любят, когда ими восхищаются. Не хватает решительности. Необходима поддержка группы. Близки к конформизму. Проявляется стадное чувство.

Высокие оценки: независимы, склонны идти своим путем, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Не считаются с общественным мнением. Не всегда доминируют. Нельзя сказать, что у них негативное отношение к другим людям, им просто не нужно их одобрение, поддержка. Предпочитают собственное мнение и решение. Плохо работают в группе, говоря, что при работе в группе теряют много времени.

Фактор Q3 / степень самоконтроля/

Низкие оценки: низкий волевой контроль. В своем поведении не руководствуется волевым контролем. Не обращает внимания на социальные требования. Низкая интегрированность. Не обращает внимания на социальные требования. Низкая интеррированность. Нет цельной личности. Не слишком

чувствительны, но импульсивны в своем поведении и, следовательно, подвержены ошибкам. Часто чувствуют себя неприспособленными к жизни.

Высокие оценки: высокий контроль поведения, поведение социально точное, соответствующее образу своего Я. Социально очень чувствительны. Характерно самоуважение, забота о собственной репутации. Устойчивые интересы, формы поведения. Склонны к упрямству. Нечувствительны в области чувств, необидчивы. Образ Я строят сами, но он почти совпадает с требованиями общества. Волевые, уверены в себе, в группе работают хорошо. Достаточно объективны к окружающим. Часто обладают хорошими ораторскими способностями. Уравновешены, надежны.

Фактор Q4 /степень внутреннего напряжения/

Низкие оценки: склонны к удовлетворенности. Расслабленность может привести к лени, к низким достижениям. Обычно снижена мотивация деятельности. Легко адаптируются. Если работа или жизнь требуют высокого напряжения - их деятельность низко эффективна. Идеальное условие для работы - это постоянный ритм.

Высокие оценки: сверхактивны, возбудимы, беспокойны, нетерпеливы. При групповой работе не очень приятны. Обычно недовольны порядком, руководством. Тип фрустрированный. В эмоциональном плане - взрывчаты. Очень высоко мотивированы. Низкий порог фрустации, который связан с высокой возбудимостью. Фактор хорошо коррелирует с высокой успеваемостью.

Тест-опросник Кеттелла для подростков. Методика 14 PF, 142 вопроса.

5 Rating 5.00 (7 Votes)

Ребёнка ты перерос, но ещё не стал взрослым, хочешь быть беззаботным или же пытаешься отыскать свою жизненную стезю. Пройди психологические тесты для подростков, узнай, какой ты в общении, интересен ли ты друзьям, перешёл ли ты грозную черту подросткового периода. Это даст определение в жизни, выявит характерные особенности. Многие и не предполагают, какой потенциал в них заложен, плывут по течению, не стараясь противостоять. В силу своих комплексов закрываются в себе, перестают общаться с ровесниками, навыдумывав для себя кучу комплексов.

Такая позиция не правильная, хоть подростковый возраст и не прост, следует сгруппироваться и мужественно пройти этот жизненный этап. Появляются первые увлечения противоположным полом, за ними разочарования. Здесь помогут тесты про любовь для подростков, именно по ним можно судить, нравитесь ли вы, а может, с вами, таким образом, дружат. Ведь девочкам в 11-12 лет тяжело определить, что к ним испытывают, да и 14-ти летним тоже не легче. Кроме этого, можно узнать свой характер, что о тебе думает окружение. Располагая такой информацией можно переменить своё отношение к тому или иному вопросу, посмотреть на ситуацию другими глазами.

Кол-во пройденных: 3844 641 31

В любом возрасте любовь играет в жизни огромную роль, а в подростковом возрасте ещё и вызывает множество вопросов и сомнений. Тесты про любовь для подростков помогут разобраться в себе и своих чувствах.

Кол-во пройденных: 2976 496 24

В 14 девочка начинает становиться девушкой, меняются её взгляды на жизнь и проблемы, которые её волнуют. Тесты для девочек 14 лет не оставят без ответов самые важные вопросы, интересующие каждую девочку.

Кол-во пройденных: 3224 537 26

В возрасте 11-ти лет ты перестаёшь быть ребёнком и становишься настоящим подростком. Тесты для мальчиков 11 лет созданы для того, чтобы определить, готов ли ты вступить в новый период своей жизни.

Кол-во пройденных: 4092 682 33

Тесты на психику для детей 13 лет разложат по местам все волнующие тебя проблемы и покажут, насколько хорошо ты с ними справляешься. Возможно, тебе станет легче понимать людей и общаться с ними.

Кол-во пройденных: 3844 641 31

Если ты замечал, что тебя никто не понимает и не хочет выслушать, тест «Познай себя» для подростков – отличный способ разобраться во внутренних переживаниях. Для начала стоит понять самого себя.

Кол-во пройденных: 3968 661 32

Подростковый возраст – идеальное время, чтобы впитывать все доступные знания. Развивающие тесты для подростков позволят раскрыть свои возможности и поднять уровень интеллекта до поразительных высот.

Кол-во пройденных: 3720 620 30

Тест для подростков на общение определит, насколько хорошо ты умеешь находить общий язык с окружающими. Может быть, стоит изменить что-то в своем стиле общения, чтобы люди вокруг хорошо относились к тебе.

Кол-во пройденных: 4712 785 38

В последнее время замечаешь, что ведёшь себя странно и задумываешься о том, что раньше совсем не волновало? Тест на переходный возраст для девочек прояснит ситуацию. Возможно, тебя настиг подростковый период!

Эта статья предназначена для родителей, учителей и психологов - для всех, кто взаимодействует с детьми среднего школьного возраста. Здесь собраны основные психологические тесты, предназначенные для детей 10-12 лет.

Основная, отличительная особенность детей данного возраста - потребность в самопознании. Это означает, что дети сильнее, чем когда-либо, начинают интересоваться своим внутренним миром. Ребенок задается вопросами: «Какой я? Хороший ли я друг? Лучше я или хуже других детей? Смогу ли я быть лидером?»

Психологические тесты - это своего рода инструмент измерения личности ребенка. С их помощью он сможет узнать много нового о себе, найти ответы на волнующие вопросы.

Знание личностных особенностей конкретного ребенка поможет улучшить взаимоотношения с ним, просто изменив подход к нему. Используя сильные и слабые его стороны, можно помочь ребенку самому стать лучше. И наконец, зная психологические проблемы ребенка, можно вовремя обратиться с ним к специалисту и лично оказать ему поддержку.

Какими бывают тесты

Существуют психологические научно обоснованные, а также развлекательные тесты. Последние не несут в себе достоверной информации, а служат просто для развлечения детей и их родителей. Ниже представлен список самых известных научно обоснованных психологических тестов. Все они подходят для детей 10-12 лет. Используют их в основном психологи, но и родители, и учителя могут при желании разобраться.

Рисуночные тесты

Рисуночный тест «Моя семья»

Ребенку дается инструкция: «Нарисуй свою семью». Только одна фраза, без каких-либо пояснений. После того как ребенок закончит рисунок, можно оценить, насколько он удовлетворен семейными отношениями.

  • наличие на рисунке всех членов семьи;
  • все члены семьи расположены близко друг к другу либо заняты одним делом;
  • основную часть рисунка занимают члены семьи, а не вещи или предметы;
  • все члены семьи улыбаются (но не «скалятся»);
  • отсутствие штриховки и слишком слабого или сильного нажима карандаша.

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Инструкция для ребенка: «Нарисуй животное, которого не существует в природе, и дай ему имя». Этот тест позволяет узнать, насколько благополучно эмоциональное состояние ребенка, насколько комфортно ему в окружающем мире.

«Благополучными» признаками являются:

  • животное имеет что-то похожее на рот, глаза, уши, руки и ноги человека;
  • животное сочетает в себе признаки различных живых существ (но не неодушевленных предметов);
  • животное дружелюбно, не прячется от окружающего мира, не имеет средств нападения или защиты (когти, зубы, панцирь);
  • животное имеет четкие (но без нажима) контуры;
  • отсутствие штриховки;
  • имя животного несет в себе позитивный смысл.

Рисуночный тест «Мое дерево»

Инструкция: «Нарисуй любое дерево».

После того как рисунок будет готов, анализируются размер и расположение дерева. Например, крупное дерево с толстым стволом может говорить об энергичности. Маленькое дерево внизу листа может говорить о низкой самооценке и подавленном состоянии. Также обращается внимание на составные части дерева: корни, ветки, листья. Засохшее или сломанное дерево может говорить о психологической травме.

Определение темперамента

Тест содержит 57 вопросов, на основании ответов ребенка определяется один из четырех типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Темперамент подразумевает под собой тип нервной системы человека. Он является врожденным и не поддается изменению. Тип темперамента определяется на основе таких характеристик нервной системы как сила, уравновешенность и подвижность. Темперамент может объяснить многие поведенческие особенности человека. Зная темперамент, можно выстроить правильный подход к ребенку. Так, например, нельзя требовать от меланхолика активности и энергичности, а от холерика - тихого и спокойного поведения.

Тест позволяет заодно определить, кем является ребенок — экстравертом (сангвиник и холерик) или интровертом (флегматик и меланхолик). Экстраверты предпочитают чаще быть среди людей, в то время как интроверты предпочитают уединение. Хотя у интровертов тоже есть потребность в общении, а экстраверты иногда хотят побыть одни.

Самооценка и тревожность

Цветовой тест Люшера (адаптированный детский вариант)

Ребенку показывают 8 карточек, каждая из них определенного цвета. Инструкция: «Выбери цвет, который тебе больше всего нравится в данный момент». Выбранная карточка откладывается, затем инструкция снова повторяется. И так до тех пор, пока не останется только один цвет.

На основании выбранных цветов можно судить об эмоциональном комфорте ребенка. Можно вовремя выявить у него депрессивное состояние (в этом случае он будет выбирать сначала темные цвета). Взрослый сможет выявить причины такого состояния и устранить их.

Тест на определение самооценки «Лесенка»

Ребенку показывают лесенку из 5-7 ступеней, нарисованную на бумаге. Затем говорят: «На самой верхней ступеньке находятся самые хорошие (добрые, умные, трудолюбивые) люди, а на самой нижней - худшие (злые, глупые, ленивые)».

Так определяется отношение ребенка к самому себе. Низкая самооценка может быть также признаком депрессивного угнетенного состояния. Крайне высокая самооценка - уже не является адекватной для данного возраста, это тоже повод задуматься.

Тест-опросник школьной тревожности

Ребенку задают 58 вопросов. На основании ответов можно определить не только общий уровень школьной тревожности, но и конкретные страхи. Например, страх перед ответом у доски, боязнь учителя, страх раскрываться перед другими людьми и прочее. Выявив конкретный источник тревожного состояния в школе, будет проще помочь ребенку проработать свой страх.

Социальная адаптация

Тест фрустраций Розенцвейга

Ребенку по очереди показывают 24 рисунка. На каждом рисунке изображены 2 человека. Один из них говорит другому фразу, вызывающую фрустрацию. (Фрустрация - состояние, вызванное неудовлетворенной потребностью). Ребенку нужно придумать ответ на эту фразу.

Все ответы анализируются психологом, после чего можно сделать вывод о степени социальной адаптации ребенка. То есть можно увидеть, насколько он конфликтен с окружающими в неприятных для него ситуациях.

Проективный тест «День рождения»

Ребенку показывают схематическое изображение стола и стульев вокруг него. Инструкция: «Представь, что у тебя день рождения. Куда ты сядешь за этим столом?» Стул помечается крестиком. — «Кто будет сидеть рядом с тобой? А с другой стороны?» — Стулья помечаются инициалами выбранных ребенком людей. — «Хочешь пригласить кого-нибудь еще? Расскажи, кого куда посадишь».

Тест помогает определить самых значимых для ребенка людей. Обычно это либо семья, либо группа сверстников. Иногда бывает, что ребенок называет только вымышленных персонажей. В таком случае можно предположить, что ребенку некомфортно в реальном мире.

Заключение

Все представленные тесты проверены на большом количестве людей нескольких поколений и достаточно надежны. Но все же нельзя судить о человеке по одному тесту. Для получения более точного результата важно использовать сразу несколько методик. Но и тогда нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что вы знаете все о ребенке. Не последнюю роль здесь играет общее впечатление о ребенке и характер общения с ним. Желательно сообщать о результатах тестов детям. Для них это возможность лучше узнать себя и развить в себе новые качества. Это будет благодатной почвой для дальнейшего личностного развития.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Когда ребенок вступает в переходной возраст, очень часто его оказывается нестабильным. Разобраться в том, что с ним происходит, вам помогут тесты для подростков, позволяющие вовремя выявить психологические проблемы и предотвратить возможные отклонения в поведении.

На сегодня известно более нескольких сотен опросников, которые станут отличным подспорьем в работе не только педагогов, но и родителей. Среди самых интересных тестов для подростков выделим следующие:

  • тест для определения психотипа личности;
  • тест на толерантность;
  • тест «Детектор лжи»;
  • тест Айзенка на выявление типа темперамента;
  • тест на наблюдательность;
  • тест для определения творческих способностей;
  • тест на степень концентрации внимания и состояние памяти;
  • тесты на выявление девиантного поведения подростков.
Тест «Шкала агрессивности»

Предложите старшекласснику честно ответить, считает ли он правильным в отношении себя следующие утверждения:

  1. Я не могу промолчать, если что-либо вызывает мое недовольство.
  2. Меня очень трудно переспорить.
  3. Я сержусь, если мне кажется, что надо мной кто-то подсмеивается.
  4. Я легко начинаю ссору, могу даже физически отплатить обидчику.
  5. Я уверен, что любое задание я способен сделать лучше ровесников.
  6. Иногда мне хочется совершить плохой поступок, который шокирует окружающих.
  7. Мне нравится дразнить животных.
  8. Бывает, что я хочу выругаться без всякой весомой причины.
  9. Если взрослые указывают, что мне делать, я стремлюсь сделать все наоборот.
  10. Я считаю себя самостоятельным и решительным.

Теперь необходимо оценить результаты этого теста на агрессивность для подростков. Каждый положительный ответ – это один балл. 1-4 балла говорят о низкой агрессивности ребенка, 4-8 баллов – показатель средней агрессивности, а 8-10 баллов – сигнал тревоги для родителей и учителей, свидетельствующий о высокой степени

Тест на испытываемый стресс

На утверждения этого теста подросток должен дать один из трех возможных вариантов ответа: «нет» (оценивается в 0 баллов), «да, безусловно» (оценивается в 3 балла) и «да, иногда» (оценивается в 1 балл). Опросник призван выявить, раздражает ли ребенка:

  1. Сильный запах духов?
  2. Когда друга или одноклассника приходится постоянно ждать?
  3. Если кто-то постоянно смеется без повода?
  4. Если родители или учителя часто поучают меня?
  5. Громкие разговоры в общественном транспорте?
  6. Люди, жестикулирующие во время общения?
  7. Когда мне дарят неинтересные и ненужные вещи?
  8. Когда мне рассказывают сюжет книги, которую я хочу прочитать?
  9. Если в кинотеатре передо мной кто-то постоянно вертится и разговаривает?
  10. Если кто-то грызет ногти при мне?

Результаты данного теста на стрессоустойчивость для подростков выглядят таким образом: 26-30 баллов – ребенок находится в состоянии сильного стресса, 15-26 баллов – его раздражают только очень неприятные вещи, а бытовые мелочи не способны вывести из равновесия, менее 15 баллов – подросток максимально спокоен и защищен от стрессов.

Тест на тревожность для подростков

Подростку необходимо будет оценить, подходит ли ему какое-либо из утверждений по следующей шкале: «Почти всегда» (оценивается в 4 балла), «Часто» (оценивается в 3 балла), «Иногда» (дает 2 балла) и «Никогда» (дает 1 балл). Сам опросник выглядит таким образом:

Результат от 30 до 40 баллов говорит о том, что тревожность стала постоянным спутником ребенка, от 15 до 30 баллов – подросток периодически испытывает беспокойство, но это не отражается на его психике, менее 15 баллов – школьник не склонен к тревожности вообще.

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, пережить сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, одобрить, посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела неспешно, предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если вам это не выгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. На «спор» вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?

19. Верно ли, что иногда вы на столько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств не большим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам беззаботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли вы за человека живого и веселого?

28. Когда дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли вы себя не спокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге, но не спросить у людей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравиться ли вам работа, требующая сосредоточенности?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстроты действия?

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?

47. Вы нервный человек?

48. Есть ли среди ваших знакомых те, которые вам явно не нравятся?

49. Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас подростков задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?

52. Беспокоит ли чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Могли бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Специальный тест для подростков!

Обработка результатов.

Для ответа на вопрос, к какому лагерю - экстравертов или интровертов - вы относитесь, нужно подсчитать сумму ответов "да" в вопросах 1, 3, 8, 10, 13, 17 ,22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов "нет" в вопросах 5, 15, 20, 29, 37, 41, 51.

Если сумма баллов

от 0 до 10, то вы интроверт - замкнуты внутри себя;

От 15 до 24 - вы экстраверт - общителны, обращены к внешнему миру;

От 11 до 14 - вы амбиверт - общаетесь, когда вам это нужно.

Для определения коэффицента эмоциональной устойчивости следует подсчитать сумму ответов "да" в вопросах 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 2, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 (см. график).

Если количество ответов «да»

От 0 до 10, то вы эмоционально устойчивы;

От 11 до 16 - вы эмоциональны впечатлительны;

От 17 до 22 - появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы;

От 23 до 24 - вам грозит нервный срыв, невроз.

Экстраверты

Экстраверты — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится к:

общению с людьми,

вниманию со стороны окружающих,

участию в публичных выступлениях,

участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

Экстраверты "заряжаются" энергией от внешнего мира — от действий, людей, мест и вещей. Они — расточители энергии. Длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, или одиночества, или общения только с одним человеком лишают их ощущения смысла жизни. Тем не менее экстравертам необходимо дополнять время, которое они проводят в действии, интервалами просто бытия, иначе они потеряются в круговерти лихорадочной деятельности. Экстраверты могут многое предложить нашему обществу: они легко самовыражаются, сконцентрированы на результатах, обожают толпу и действие.

Экстраверты подобны солнечным батареям. Для них состояние одиночества или нахождение внутри подобно пребыванию под тяжелыми, плотными облаками. Солнечным батареям для подзарядки нужно солнце — экстравертам для этого нужно быть на людях. Как и интровертность, экстравертность — темперамент с постоянной схемой действия. Ее нельзя изменить. Вы можете работать с ней, но не против нее.

Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.

Интроверты — тип личности (или поведения), ориентированный внутрь или на себя.

В своей основе интровертность — тип темперамента. Это совсем не то, что застенчивость или отчужденность, это не патология. Кроме того, это свойство личности не подлежит изменению, даже если вы очень сильно захотите. Но вы можете научить работать с ним, а не против него.

Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом.

Самая важная отличительная черта интровертов заключается в источнике энергии: интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира идей, эмоций и впечатлений. Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вводит их в состояние перевозбуждения, и у них появляется неприятное ощущение, когда чего-то «чересчур много». Это может проявляться в издерганности или, наоборот, в апатии. В любом случае им необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее интровертам нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем, когда они выходят во внешний мир, иначе они могут потерять ощущение перспективы и взаимосвязи с другими людьми. Интроверты, способные уравновесить энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, могут смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и творчески работать.

Интроверты подобны электрической батарее с подзарядкой. Им необходимо периодически останавливаться, переставать тратить энергию и отдыхать, чтобы зарядиться снова. Именно возможность зарядиться и обеспечивает интровертам менее возбуждающая обстановка. В ней они восстанавливают энергию. Такова их естественная экологическая ниша.

Интроверт может быть превосходным учёным, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться и в одиночестве.

Амбиверт

Амбиве́рт (в психологии) - личность, имеющая средние показатели по шкале интроверсии — экстраверсии. Экстраверсия означает обращённость...

Пояснение к тесту для подростков.

Определение типа темперамента.

Если в вашем окружении есть человек, вокруг которого все валится, рушится, летает, звенит и ломается, а голос его раздается с такой громкостью, что слышно в самых дальних закоулках, то вероятно он относится к холерикам. На напор не поддается, скорее сам заведется так, что мало не покажется. Напирать на него или заводить вообще нет необходимости - он взорвется без дополнительной помощи с вашей стороны. А когда «Остапа понесет», то только держись! «Легкий танк» как охарактеризовала своего парня - холерика одна из девушек. А.П. Чехов точно заметил, что холерик шуток не понимает и все терпеть не может. Имеет ужасное свойство, делающее его малопригодным для семейных скандалов: ты повышаешь на него голос, а он повышает еще больше. Ты бьешь чашечку - он бьет обеденную тарелку, ты швыряешь в него подушкой, он… впрочем, лучше не надо швырять в него подушку… Вы должны быть готовы, что муж-холерик может с чистым, но гневным сердцем запулить в вашу сторону башмак, утюг, ухват, гитару, музыкальный центр, стул - все, что попадет ему под руку. Потом он будет рыдать и просить прощения. Лучше, конечно, не в приемном покое…

Холерик подвижен, не заставляет себя ждать, когда требуется что-то придумать, предложить, выступить с инициативой. Известный психиатр В. Гарбузов утверждает, что древняя природно-биологическая функция холериков - завоевание новых пространств для стаи (племени, государства, семьи). Вот и держите такого в мирных домашних стенах! Неудивительно, что он норовит все время куда- то убежать. Не от вас, конечно, бегает. А к новым, неизведанным битвам

В большинстве случаев скромность не является заметной чертой холерика. Уверенность у многих холериков переходит в самоуверенность. Доделывать, додумывать, отшлифовывать не очень любит, хотя, если серьезно увлечется, остановить его трудно. В ухаживании это тоже проявляется весьма заметно.

Ждать не любит. Неудачи воспринимает как вызов судьбы - или лихорадочно действует, или впадает в апатию. Вообще, спутнице такого мужчины стоит привыкать к его перепадам настроения, вспыльчивости, периодическому многословию. Если он говорит, перебить его проблематично, если надуется в уголке, расшевелить тоже трудно. Хорошо, хоть объяснит, в чем дело (меланхолики редко на такое способны). Предсказать его реакцию на что-то новое практически невозможно - он не предсказуем!

Двигается такой «подарочек» специфически: быстро, порывисто, складывается впечатление, что у него слишком много рук, локтей и коленей. Обычно он хватает, дергает и бросает. Объятия соответствуют темпераменту (осторожно с позвоночником и ребрами!). Ему трудно широко и комфортно усесться в кресло или на стул - скорее присядет на край, как орел на обрыве - вот-вот взлетит! Всё-то ему надо сразу. И много…Не пытайтесь надеть на него «намордник» благочинности, это перерастет в неврастению, невроз. Вам нужен психически поврежденный муж? Тогда дайте ему поле для маневров, полку с вещами, которыми вы не очень дорожите, парочку врагов, цель для завоевания и реже запирайте его в четырех стенах. Дайте ему счастье побегать за собой, изредка награждайте пылкими свиданиями. В конце концов, от него есть и большая польза: если кто-нибудь к вам начнет приставать, холерик врежет ему раньше, чем вы отреагируете. Так что вокруг вас вскоре образуется табуированное свободное пространство, как вокруг царской персоны.

Сангвиник кое в чем похож на холерика, но в разведчики годится больше - хорошо владеет собой, уравновешен, на рожон не лезет. Если и есть какая-то яркая черта, то это ровная оптимистичность и работоспособность. Уверенность сангвиника- адекватная, подвижность не угрожает интерьеру, решительность от настроения мало зависит. Если у сангвиника рождаются идеи, считает естественным довести их реализацию до логического конца. Если ситуация накаляется, он в отличие от холерика не просто становится собранным, но и чувства юмора не теряет. Может шутками- прибаутками разрядить атмосферу. Из сангвиника может получиться не только характерный актер, но и актер- универсал - эмоциями владеет хорошо, речь громкая, интонации живые, мимика разнообразная. Сангвинику легче прослыть душой компании, заводилой и любимцем - он общителен, но не навязчив; уверенный, но не агрессивный лидер, активный, но не суетливый. Любит компании, легко знакомиться, в домашнем общежитии приятен. Легко переключается, на проблемах не зацикливается, отсюда то, что называется легкостью характера. Ссориться по пустякам не склонен, да и вообще отходчивый - одним словом, милашка! Природная роль сангвиника- обустройство «инфраструктуры» - связи между соплеменниками, управление, общественное самочувствие. Поэтому сангвиник вполне удобен в качестве мужа, но пару недостатков все-таки имеет. Например, его вкусы, интересы и склонности особым постоянством не отличаются. Может быть весьма влюбчивым. Вокруг сангвиника, как планеты вокруг солнышка, обычно крутятся поклонницы. Сангвиник наслаждается обществом противоположного пола - он буквально купается в лучах собственного красноречия и обаяния. «Ну как же я прогоню их, дорогая, я же не могу лишить этих милых девушек СЕБЯ! Это будет слишком тяжело для них»- такие рассуждения с большей или меньшей долей самоуверенности характерны для сангвиников.

Работа для подростков сангвиников нужна такая, где были бы разнообразные занятия, командировки смена деятельности. Может менять места работы в поисках такой, где было бы интересно. Если такой не находит - откровенно скучает и жалуется. Если уж увлечется - тогда другое дело. Трудоспособен, но способность эта не всегда реализуется. Любит командовать больше, чем подчиняться, предпочитает решать за других, расставлять людей по местам. Поэтому, если жизнь не корректирует сангвиника, оптимизм превращается в зубоскальство, прожигание жизни; лидерство - в тиранию, желание поддавить тех, кто слабее и от него зависит.

Флегматика вычислить тоже довольно просто. Он - противоположность холерику. В классе - «не нарушает», среди женщин гоголем не ходит, в споре - незаметный, в драку вступает последним. Правда, если вступит, то остановить его будет труднее, чем холерика. Потому что основная черта флегматика - инерционность, то есть раскачивается долго, а когда раскачается, сам остановиться не может.

Вы видели на вокзале, как трогается с места груженый состав? Если сравнить с легковушкой - есть разница? А можете мысленно представить, как остановить этот самый груженый состав на полном ходу? А остановить при тех же условиях легковушку? Инерционность у товарняка во много раз больше, чем у легкового авто. Теперь вы понимаете, что такое флегматик, только начинающий что-то делать, и флегматик, уже серьезно увлекшийся чем-либо. Это две большие разницы. И вы собственного мужа можете не узнать в этих двух состояниях. Вчера это был ленивый толстячок, лежавший на диване и не торопясь набрасывающий на бумажке план переоборудования кухни, сегодня - это деревообрабатывающий станок, не знающий отдыха, монотонно и размеренно выдающий «на-гора» обструганные доски, детали и предметы интерьера. Порой и на обед не дозовешься - вот как втягивается в работу! Но степень трудолюбия флегматика зависит от воспитания: и тружеником может стать, и лентяем (достаточно вспомнить Обломова)!

Еще флегматик удобен тем, что с ним в квартире тихо. Лишних слов он говорить не любит, да и голос часто не громкий. Речь спокойная без, эмоций. По наблюдениям А. П. Чехова, «вечно серьезен, потому что лень смеяться». Из себя его вывести трудно, обижаться не торопится. Вещи вокруг него в порядке, в своих знаниях и возможностях он уверен - и на голом месте такая уверенность строится, а на трудом приобретенном опыте и грамотных, неторопливых расчетах. В спор себя втягивать обычно не дает - если уж так спор интересен или если спорщики пристали - нате вам, пожалуйста, пару веских суждений. И опять - молчок. Природно-биологическая роль флегматика (по В. Гарбузову) - обустройство «свежезавоеванной» холериками территории. Поэтому для мужа флегматика важны следующие пункты:

территория, на которую он пришел, - это его территория, и без всяких военных действий;

обживать и обустраивать ее по своему вкусу ему никто не мешает;

на этой территории его никто не торопит - всему свое время, а с бухты-барахты флегматик практически ничего не делает.

Флегматик хорошо чувствует ритмы и циклы, и его не напрягает монотонная работа - он знает, что лето сменяется осенью, а осень - зимой, и пахать по весне все равно придется. Даже если это управленец или бизнесмен, со стороны он смотрится «пахарем» - упрямый, неторопливый, размеренный и терпеливый, «сеет» он свой скромный или крупный бизнес и умело взращивает. Хоть и град, и снег - у природы нет плохой погоды. Обладая тонкой и ранимой душевной организацией, регулярные природные катаклизмы не переживешь. А руки опускать - только свой прежний труд губить. Поэтому за поэтическими тонкостями - это не к флегматику. Жизненные трудности его из седла не выбивают, воспринимаются им просто обычными житейскими неурядицами. Если вокруг шум и гам, качка и канонада - флегматик в состоянии работать практически без ущерба качеству. Иногда флегматики даже грубоватыми кажутся из-за своей неэмоциональности и толстокожести.

Да и в самом деле, они - самые «толстокожие» из всех темпераментов. На «слабо» их не возьмешь, ненужный товар не всучишь, к сомнительной сделке не склонишь. В загс тоже затащить флегматика под влиянием порыва трудно - это вам не страстный холерик или увлекающийся сангвиник! Зато… ах! Никто не умеет так преданно и долго ждать возлюбленную, как флегматик. Он из тех однолюбов, которые, встретив юношескую любовь через 10-20 лет, как ни в чем не бывало идет с ней под венец - знал ведь, что никуда от него не денется! А то, что возлюбленная не так свежа, далеко уже не утренняя роза, - так с лица воды не пить, главное, что человек тот же.

Меланхолик внешне «маскируется» под флегматика - тихий, негромкий, лишней активности избегает, экспрессивностью не отличается. Но имеет как минимум два принципиальных отличия. Его тихость и невозмутимость - чисто внешние, а внутри - нервы, как оголенные провода, скрытые обиды и сомнения. Малейшие колебания человеческого поля фиксируются: он замечает полувзгляды, полуулыбки, вдохи и движения бровей. Слышит, как трава растет. Что же удивляться тому, что крики, скандалы, слезы и, не дай бог, жизненные драмы выводят его из равновесия. И поэтому когда меланхолик попадает в критическую ситуацию, он иногда даже теряет способность здраво соображать, а иногда просто «прячет голову в песок», как страус. Не потому, что он глупый или безответственный, а потому, что нагрузка для его чувствительной нервной системы запредельная. Просто «сгорают предохранители» и человек на некоторое время отключается. Если бы не отключался, то быстро попал бы на прием к психиатру. Так что старый трюк с «хулиганами» в подворотне с меланхоликом не проходит. В драку он, может быть, и полезет (мужчина все-таки!), но потом… Вы будете вынуждены много часов проводить успокоительные беседы, поить валерьянкой, ласкать и утешать меланхолика. Возможен вариант, что он сам сбежит от вас - если не захочет предстать перед Дамой сердца в столь немужественном виде. А сделать с собой он ничего не может - он не боец по натуре!

Кроме того, он нерешителен, неуверен, сделать выбор для него - сущее мучение! А познакомиться с дамой сердца для меланхолика - настоящая проблема. Какие дикие психологические выкрутасы должен провести над собой влюбленный меланхолик, чтобы просто подойти и узнать имя и контактные телефоны своей пассии! Да он самостоятельно и редко знакомится. Большие шумные компании меланхолик ре очень жалует, многочисленных контактов избегает. В быту может изрядно доставать его способность обижаться по мелочам и реагировать на незначительные неприятности. Тепла и утешения требует больше, чем представители прочих темпераментов. Радует лишь, что и в ответ от него можно ожидать того же. Меланхолик - верный друг, поэтическая, тонкая натура, легко чувствующая ваше настроение. Хотите цветов, серенад, вздохов при луне? Пожалуйста! Только не очень часто приставайте с просьбами:

решить тот лили иной принципиальный вопрос;

выбрать вид вклада в банке;

сменить работу, к которой он привык;

договориться о ремонте крыши (капремонте, перевозке багажа и т.п.) Воспитанный меланхолик, конечно, будет пытаться взваливать на свои плечи сей тяжелый груз, но слишком частое злоупотребление его мужественностью может нарушить гармонию ваших отношений. Природная функция меланхоликов - диагностика. Меланхолик в обществе - аналог болевых клеток в организме. Начались неприятности в каком-то месте - там заболело. Так же и меланхолик: пока в обществе все относительно ровно, привычно, спокойно - спокоен и меланхолик. Как только появились малейшие признаки нарушения - меланхолик в напряжении. Его чувствительность позволяет ему хорошо реализоваться практически в любой диагностической деятельности, будь то проверка компьютеров, медицинская диагностика, психология, педагогика, экономика, менеджмент, и даже политика. Меланхолик активно забеспокоился - в будущем жди неприятностей. Кстати, несмотря на столь хрупкую структуру, спиваются меланхолики не чаще представителей других темпераментов - здоровье берегут! Естественно, что каждый из четырех представленных темпераментов в чистом виде встречается редко. Чаще можно наблюдать переходные формы - холерик-меланхолик, флегматик-сангвиник и т.д. Само собой, к женщинам это тоже относится. Не бывает только сочетаний меланхолика и сангвиника, холерика и флегматика - слишком уж они разные.