Что ребенок должен в месяц доктора комаровского. Доктор комаровский
Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.
До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рожденииТаблица физических параметров до года
Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.
Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )
Возраст, мес | Рост, см | Вес, кг | Окружность головки, см | Окружность груди, см |
---|---|---|---|---|
49,0 - 54,0 | 2,6 - 4,0 | 33,0 - 37,0 | 31,0 - 35,9 | |
1 | 52,0 - 55,0 | 3,0 - 4,3 | 35,8 - 37,2 | 34,0 - 36,0 |
2 | 55,0 - 57,0 | 4,5 - 5,0 | 37,5 - 38,5 | 36,0 - 38,0 |
3 | 58,0 - 60,0 | 4,0 - 6,0 | 38,0 - 40,0 | 36,0 - 39,0 |
4 | 60,0 - 63,0 | 4,5 - 6,5 | 38,0 - 40,0 | 36,0 - 40,0 |
5 | 63,0 - 67,0 | 6,5 - 7,5 | 37,5 - 42,2 | 37,0 - 42,0 |
6 | 65,0 - 69,0 | 7,5 - 7,8 | 42,0 - 43,8 | 42,0 - 45,0 |
7 | 67,0 - 71,0 | 8,0 - 8,8 | 43,8 - 44,2 | 45,0 - 46,0 |
8 | 71,0 - 72,0 | 8,4 - 9,4 | 44,2 - 45,2 | 46,0 - 47,0 |
9 | 72,0 - 73,0 | 9,4 - 10,0 | 45,2 - 46,3 | 46,5 - 47,5 |
10 | 73,0 - 74,0 | 9,6 - 10,5 | 46,0 - 47,0 | 47,0 - 48,0 |
11 | 74,0 - 75,0 | 10,0 - 11,0 | 46,2 - 47,2 | 47,5 - 48,5 |
12 | 75,0 - 76,0 | 10,5 - 11,5 | 47,0 - 47,5 | 48,0 - 49,0 |
Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.
От рождения до 3 месяцев
Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.
Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.
2 МЕСЯЦА
Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.
3 МЕСЯЦА
На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.
Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!
С трех месяцев начинается активная социализация малыша – он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
---|---|---|---|
1 | Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. | Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). | Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке. |
2 | Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. | Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. | Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса. |
3 | В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. | Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). | Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
1 | К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. | Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. | Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз. |
2 | Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. | В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. | Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции. |
3 | Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. | Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. | Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным. |
От 4 месяцев до полугода
4 МЕСЯЦА
Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).
5 МЕСЯЦЕВ
Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.
6 МЕСЯЦЕВ
На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.
В речи также происходят заметные изменения:
- начинает выражать первые просьбы;
- гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
---|---|---|---|
4 | Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. | Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. | Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса. |
5 | В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. | Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. | Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука. |
6 | Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. | Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. | Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки. |
6-7 месяцев – время для первого прикорма
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
4 | По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. | Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. | Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое. |
5 | Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. | Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. | Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела. |
6 | Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. | Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. | Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую. |
От полугода до 9 месяцев
7 МЕСЯЦЕВ
Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.
8 МЕСЯЦЕВ
Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.
С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх – подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.
9 МЕСЯЦЕВ
Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности – коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.
Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.
В 9 месяцев малыш уже “совсем большой”, он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются
Физические особенности
Месяц | Движения | Навыки |
---|---|---|
7 | Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. | Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек. |
8 | Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. | Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку. |
9 | Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. | Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
7 | Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. | Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. | Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят). |
8 | Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. | Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. | Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует. |
9 | Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. | В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) | Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память. |
От 10 месяцев до 1 года
10 МЕСЯЦЕВ
После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.
11 МЕСЯЦЕВ
Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.
Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.
1 ГОД
После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.
Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.
Физические особенности
Месяц | Движения | Навыки |
---|---|---|
10 | Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки. | |
11 | Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. | Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки. |
12 | Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. | Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
10 | У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. | Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». | Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие. |
11 | Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. | Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). | Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию. |
12 | Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). | Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». | Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание. |
Мнение доктора Комаровского
Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:
(4 оценили на 5,00 из 5 )Доктор Комаровский уже стал своеобразным кумиром среди молодых родителей. К его советам прислушиваются все, кто хотя бы один раз посмотрел передачу, прочитал книгу или зашел на сайт. Очень подробно Комаровский рассказывает и о детях до года, ведь этот период считается одним из самых важных в развитии ребенка.
В эти первые месяцы своей жизни ребенок постепенно привыкает, что он находится отдельно от мамы. Тогда же возникает и первый комплекс – испуг. Малыш еще побаивается незнакомых людей и начинает плакать, если видит, что мамы или папы нет рядом.
Кому-то покажется ранним, но у малыша в это время формируется модель отношения к близким людям. Именно эти первые модели в дальнейшем переделать практически невозможно. Поэтому родители должны осознавать всю значимость правильного воспитания уже с самого рождения.
Комаровский: дети до года
Итак, роды завершают длительное ожидание малыша и говорят о начале развития вне организма матери и переходе к самостоятельному существованию. В этот момент определяется физическое и психическое развитие ребенка. За этот год его ждет большой скачок: от подачи первых звуков до появления шагов.
Развитие в этот период идет очень интенсивно, вес увеличивается почти втрое, а рост на 22-26 см. Появляются первые зубы.
Постоянно спящая кроха постепенно вырастает в любопытного человечка, который пытается познать этот огромный мир, овладевая все большим количеством навыков.
Умеренная двигательная активность способствует нормальному психическому развитию, и наоборот, гармоничное психическое развитие позволяет моторным функциям малыша формироваться в нужном направлении. В это время происходит регулирование физиологических процессов на уровне рефлексов.
Поэтому, если у ребенка что-то пошло не так, то он сразу сообщит вам об этом самым доступным методом – при помощи плача. Окружение тоже играет роль в моторном и психическом развитии детей до года.
Комаровский: ваш ребенок от рождения до года
0-3 месяц . Малыш учится правильно держать голову, следит за яркими предметами, которые находятся или мелькают у него перед глазами. Он узнает взрослых, которые ухаживают за ним, появляется первая улыбка, он старается гулить. Игрушки, которые ему дают, он старается удерживать, ищет источники звуков. Рефлексы новорожденного постепенно стихают и сходят на нет.
3–6 месяц. Малыш начинает переворачиваться с живота на спину и обратно. Он начинает хватать игрушки и стремится скорее потянуть их в рот. Иногда можно услышать уже достаточно громкий смех и отдельные слоги. К 6 месяцам ребенок старается самостоятельно усесться и даже ползать. Когда взрослые поддерживают его, то он уже с уверенностью стоит на ножках и обычно что-то лепечет. Постепенно вводят прикорм.
6–9 месяц. Сидит малыш уже очень уверенно, почти освоил ползание, а в некоторых случаях и самостоятельно ходит к окончанию этого периода. Быстро реагирует на просьбу «дай», речь воспринимается им все лучше. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет ребенку брать в руки небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев ("пинцетного захвата"). Разорвать бумажку и раскидать игрушки – легко! Родители все чаще слышат от малыша первые слова: «мама», «папа» и даже некоторые названия животных.
9–12 месяц. В последние три месяца первого года жизни кроха совершает первые шажки. Всё окружающее вызывает больший интерес. Малыш не пропускает незнакомый предмет, возникает повышенное влечение к содержимому шкафчиков и полок, ведь он теперь способен дойти до них. Все-таки же в ход идет разрывание бумаги (особенно обоев), нажимание всевозможных кнопочек на пульте. Речь развивается, а лексикон расширяется.
Дети до 1 года – Комаровский говорит о том, как общаться с ребенком
Есть такие родители, которые считают, что говорить с ребенком в этот период бесполезно и даже глупо, малыш же еще не понимает. Но с чего они вообще решили, что он ничего не понимает? То, что он не определяет точный смысл слов, он воспринимает общий смысл при помощи невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, тональности голоса и т.д.). С ребенком нужно говорить, хотя бы потому, что благодаря этому он научится понимать всю вашу речь спустя какое-то время.
Что это значит?
- Общение с ребенком до года – это необходимость для дальнейшего развития речи. Старайтесь говорить с ним на похожем языке.
- Разбавляйте «детскую» речь, которую вы произносите обычными, «взрослыми» предложениями. Конечно, рассказывать ему длинные монологи и сложные предложения не стоит. Обращайтесь лучше к нему и говорите о вещах, которые его окружают (игрушки, предметы мебели, животные и т.д.).
- Говорите с ребенком, а не ребенку. Это важно. Будьте искренны, и он вас поймет.
О психомоторном развитии малыша до 1 года
1 месяц
В моторике: преобладают безусловные рефлексы (в особенности сосательный и хватательный), угасают беспорядочные движения ножками и ручками, физиологический гипертонус снижается.
В статике: ближе к завершению первого месяца малыш держит голову в течение нескольких минут, когда лежит на животике.
В сенсорных реакциях: изредка разглядывает окружающую обстановку и сосредотачивает слух.
В речи: малышом произносятся гласные, примерно похожие на «а», «и», «е».
хорошая реакция на громкий звук и яркие цвета (свет); в течение недолгого времени может сосредоточить внимание на лице кого-то из близких.
2 месяц
В моторике: все чаще малыш делает повороты головой в разные стороны.
В статике: появляется возможность держать голову вертикально.
В сенсорных реакциях: малыш сосредотачивает внимание на подвижном предмете, часто гулит.
В эмоциях и социальном поведении : улыбается и фокусирует взгляд на лице человека, даже если тот находится в движении.
3 месяц
В моторике: исчезает почти каждый безусловный рефлекс, тонус постепенно приходит в норму, малыш старается тянуться за предметом (игрушкой).
В статике: хорошо удерживает голову.
В сенсорных реакциях: хорошая реакция на звуковые и световые раздражители, сосредотачивает свое внимание.
В речи: часто и продолжительно гулит, слышны подобия слогов.
В эмоциях и социальном поведении: улыбается всем, даже незнакомым, окружающие получают от ребенка ответ на эмоциональное общение.
4 месяц
В моторике: движения становятся целенаправленными, переворачивается со спины на бок, хорошо держит игрушки.
В статике: начинает узнавать всех близких, игрушка поддается внимательному изучению.
В сенсорных реакциях : активная реакция на звук и яркие предметы.
В речи: слышны согласные звуки, радостных возгласов все больше.
В эмоциях и социальном поведении: отвечает на эмоциональное общение громким смехом.
5 месяц
В моторике : перевороты с живота на спину и наоборот, дотягивается и трогает игрушки.
В статике: при поддержке стоит на ногах, касаясь пола кончиками пальцев.
В сенсорных реакциях: различает знакомых и незнакомых, тянет в рот любой подходящий предмет.
В речи: произносит цепочки из слогов.
В эмоциях и социальном поведении: общение с другим малышом приносит радость, способен отреагировать на определенную интонацию в голосе.
6 месяц
В моторике: активные перевороты, берет игрушки, может перекладывать их из одной руки в другую.
В статике: лежа на животе может опираться на вытянутые руки, постепенно садится.
В сенсорных реакциях: активная реакция на близких, следит за игрушкой, которая упала.
В речи: совершенствует навык говорения, начинает соединять слоги, меняет силу и тональность звуков.
В эмоциях и социальном поведении: активно просится на руки.
7 месяц
В моторике: лежит на спине, играя со своими ногами.
В статике: научился сидеть, выпрямив спину; начинает пружинить ногами, если его поставят вертикально.
В сенсорных реакциях: стремится взять игрушку, не изменяя положение.
В речи: разговорный навык совершенствуется.
В эмоциях и социальном поведении: включен в игру и увлечен ею, начинает настойчиво требовать внимание мамы.
8 месяц
В моторике: хочет, чтобы в каждой руке было по игрушке.
В статике: активное ползание на животе с переставлением рук; сам ложится, садится и привстает.
В сенсорных реакциях: может кивнуть головой на вопрос «да» или «нет»; с успехом повторяет «ладушки» и машет на прощание.
В эмоциях и социальном поведении: много разговаривает и внимательно изучает других детей.
9 месяц
В моторике: сам играет игрушками и использует забавный для него трюк: скидывание игрушек и ожидание, что кто-то подберет, а затем снова их бросает.
В статике: качается в положении «на четвереньках», стоит при поддержке.
В сенсорных реакциях: на несложные вопросы дает ответ действием.
Речь: начинает четко удваивать слоги.
В эмоциях и социальном поведении: быстро идет на контакт, повторяя чужие действия.
10 месяц
В моторике: движения становятся целенаправленнее, в этот период может сложить пирамиду, положить на место игрушку, закрыть ящик. Учится пользоваться «пинцетным захватом»: небольшие предметы берет с помощью большого и указательного пальца.
В статике: уверенно и быстро ползает; стоит, держась за предмет.
В сенсорных реакциях : активно копирует движения взрослых.
В речи: говорит первые слова; пытается вступить диалог, повторяя знакомые слова.
В эмоциях и социальном поведении: на разнообразные движения и мимику очень эмоциональная реакция; нравится играть с детьми.
11 месяц
В моторике: улучшает навык «пинцетного захвата».
В статике: очень активно ползает и научился стоять, не опираясь на что-либо; может сделать пару шагов, если его поддерживать за обе руки.
В сенсорных реакциях: может выполнить простую просьбу; понимает, когда ему говорят «можно», «нельзя».
В речи: речь усложнилась, произносит обычные слова упрощенным способом. Речь усложняется.
В эмоциях и социальном поведении: разборчиво относится к другим малышам, радуется вместе с ними, появляются первые дружеские отношения.
12 месяц
В моторике: играет с игрушками больше часа.
В статике: начинает ходить с опорой на мебель либо без опоры.
В сенсорных реакциях : может выполнить просьбы посложнее, возрастает число разных реакций на окружающих.
В речи: запас слов примерно около 10.
В эмоциях и социальном поведении: ему очень нравится играть с другими детьми, играет «в прятки», обнимает, ожидает от близких похвалы.
Эти стандарты развития приняты на международном уровне и применяются почти во всех странах. Как ведет себя ребенок до года Комаровский расскажет в видео ниже.
Основы здоровья ребенка до года
Дети до года, говорит Комаровский, имеют несформировавшийся иммунитет, поэтому необходимо внимательно следить за состоянием окружающей среды, где находится малыш.
Температура чистого воздуха в комнате для ребенка должна быть в пределах 15-18 градусов, а влажность от 55% до 75%. По максимуму нужно ограничить использование бытовой химии. Строительные материалы и мебель в комнате должны быть выполнены их экологически чистых материалов, чтобы не вызывать аллергию у малыша.
Регулярно проводите влажную уборку (не обязательно тщательную и полностью делать помещение стерильным), просто избегайте накопление пыли на коврах, мягких игрушках, поверхностях предметов.
Что касается питания, то здесь доктор Комаровский настоятельно рекомендует родителям ни в коем случае не принуждать малыша есть. Соблюдайте интервалы приема пищи и дайте ему поесть тогда, когда он действительно захочет.
Следите за качеством игрушек, которые вы предлагаете ребенку. Предпочтительнее будет не давать малышу до года мягких игрушек.
Ежедневные прогулки – вот еще один залог здоровья новорожденного. Одевайтесь по погоде и прогулки принесут удовольствие и вам и вашему дитя!
Закаливание, питание и активный образ жизни
Особое место в постулатах методики Евгения Олеговича Комаровского занимает закаливание. Конечно, он не призывает бросать младенца в прорубь, а рекомендует постепенно приучать малыша к прохладной воде. Доктор считает, что закаливание исходит от природных механизмов, поэтому нужно создать условия для развития тех самых адаптационных способностей, которые помогут в развитии ребенка в целом.
Одним словом – попытайтесь приблизить образ жизни малыша к естественным условиям и сделайте его активным. Выезжайте на природу, прогуливайтесь в прохладную погоду, делайте контрастный душ, и тогда малыш вырастет здоровым, утверждает доктор.
Автор публикации: Анна КуликоваВ ожидании рождения ребенка любящие мама и папа стараются хорошо подготовиться и выяснить все важные в этом случае вопросы. Уход за новорожденным – сложная и невероятно увлекательная тема. Ей доктор Комаровский посвящал немало своих передач. От того, насколько правильным окажется развитие в первые месяцы жизни, зависит в дальнейшем здоровье и самочувствие ребенка. Поэтому следует точно определиться с тем, какое развитие считается нормальным.
КОМАРОВСКИЙ: РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО В ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ
- Первый месяц. На этом этапе доктор Комаровский просит обратить внимание на сформированность рефлексов. Новорожденный сразу после рождения должен обладать сосательным и хватательным рефлексом, отталкиваться от подставленной к ножкам опоры и пытаться ползать.
- Второй месяц. В таком возрасте новорожденный днем может оставаться активным по 15 минут в час. Движения становятся менее резкими, взгляд фиксируется на предметах. Комаровский говорит, что новорожденный начинает тянуть предметы в рот и пытается имитировать звуки извне.
- Третий месяц. Дальнейшее развитие предполагает трехразовый сон днем, появление признаков улыбки, узнавание родителей. Появляется характерное «гуление» и поворот головы в сторону источника звука.
- Четвертый месяц. Новорожденный становится более выносливым, играет по 2 часа за раз, переворачивается без посторонней помощи. Доктор Комаровский говорит о развитии способности выделять себя из окружающего мира.
- Пятый месяц. Особенно важен в развитии. К такому моменту новорожденный должен уметь совершать поворот с живота на спину, узнавать всех близких родственников, управлять мимикой, хватать и подтягивать игрушки.
- Шестой месяц. К такому периоду у новорожденного появляется умение сидеть, откликаться на собственное имя, озвучивать самые простые слоги. Если все это наблюдается, говорит доктор Комаровский, развитие новорожденного по месяцам можно считать успешным.
Как развивается маленький человечек в первый год жизни? О физическом, нервно-психологическом и умственном развитии своего ребенка думает каждый родитель. Поэтому для вас, уважаемые мамы и папы, мы публикуем таблицы, составленные Всемирной организацией здравоохранения, с приблизительными параметрами развития деток.
Развитие каждого новорожденного происходит в индивидуальном порядке. Поэтому параметры, представленные в таблице ниже, имеют средние показатели по развитию малыша до одного годика. Допустимо, если от этих норм есть небольшие отклонения. Стоит помнить, что мальчики и девочки развиваются по-разному. В том случае, если дети долгое время не достигают норм в своем возрасте, надо обратиться к специалисту.
Возраст (месяц) | Рост (см) | Вес (кг) | Окружность головы (см) | Окружность груди (см) |
Новорожденный ребенок | 49,0 — 54,0 | 2,6 — 4,0 | 33,0 — 37,0 | 31,0 — 35,9 |
1 | 52,0 — 55,0 | 3,0 — 4,3 | 35,8 — 37,2 | 34,0 — 36,0 |
2 | 55,0 — 57,0 | 4,5 — 5,0 | 37,5 — 38,5 | 36,0 — 38,0 |
3 | 58,0 — 60,0 | 4,0 — 6,0 | 38,0 — 40,0 | 36,0 — 39,0 |
4 | 60,0 — 63,0 | 4,5 — 6,5 | 38,0 — 40,0 | 36,0 — 40,0 |
5 | 63,0 — 67,0 | 6,5 — 7,5 | 37,5 — 42,2 | 37,0 — 42,0 |
6 | 65,0 — 69,0 | 7,5 — 7,8 | 42,0 — 43,8 | 42,0 — 45,0 |
7 | 67,0 — 71,0 | 8,0 — 8,8 | 43,8 — 44,2 | 45,0 — 46,0 |
8 | 71,0 — 72,0 | 8,4 — 9,4 | 44,2 — 45,2 | 46,0 — 47,0 |
9 | 72,0 — 73,0 | 9,4 — 10,0 | 45,2 — 46,3 | 46,5 — 47,5 |
10 | 73,0 — 74,0 | 9,6 — 10,5 | 46,0 — 47,0 | 47,0 — 48,0 |
11 | 74,0 — 75,0 | 10,0 — 11,0 | 46,2 — 47,2 | 47,5 — 48,5 |
12 | 75,0 — 76,0 | 10,5 — 11,5 | 47,0 — 47,5 | 48,0 — 49,0 |
Психологическое развитие и физические особенности от появления на свет до трех месяцев
С развитым зрением и слухом ребенок рождается. У малыша активно проявляются рефлексы. Он моргает, сосет, глотает, хватает сразу же после рождения. А вот переворачиваться новорожденные еще не в состоянии. Как и держать голову, когда лежит на животике.
1 месяц
А вот в один месяц ребеночек уже может поднять головку на считанные секунды, когдалежит на животе. В этом возрасте у малыша появляются реакции ответные на посторонние громкие звуки. Это состояние ребенок выражает прижиманием рук к телу, разводит их. Лежа на спине, кроха имитирует ходьбу ножками.
2 месяца
Когда родители держат новорожденного столбиком, то он может держать голову более
минуты, иногда – почти две. А лежа на животе, ребенок в состоянии поднять головку и даже грудь. Кроха активно ворочает голову в разные стороны, внимательно разглядывает окружение. В этом возрасте у ребенка развивается вестибулярный аппарат. Предметы, которые двигаются, малыш может ухватить ручками.
3 месяца
В этом возрасте малыш может удержать от одной до трех минут голову. 3-месячный ребенок в состоянии приподняться, когда лежит на животике, опереться на локти. У крохи нет уверенной координации, когда он крутится или переворачивается. Появляется еще больший интерес к игрушкам. Малыш к ним тянется. Свои пальцы он запихивает в ротик. Пеленку, на которой лежит, ребенок тянет, хватает. А при появлении родителей, малыш становится радостным. Он смеется, улыбается, гулит. На резкие звуки откликается, поворачивая голову.
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
1 | Движения слабо координируются. Руки и ноги в согнутом состоянии. Все построено на безусловных рефлексах. Сосательный и хватательный рефлексы особенно проявляются. Может поворачивать голову к концу одного месяца. | Лицо или игрушку может удерживать в поле зрения несколько минут. Следит глазками за движущимся по дуге игрушками («автоматическое слежение»). | Постепенно рассасывается слизистая жидкость в барабанной перепонке, поэтому улучшается слух. Ребенок прислушивается к голосу, погремушке. |
2 | Активные движения развиваются. Малыш руки отводит в стороны, поворачивает голову. Лежа на животе может на 5 секунд приподнять головку. Движения рук совершенствуются: 2-3 секунды ребенок ударяет по погремушке, удерживает ее. | За движущимися объектами следит течение 10-15 секунд. Свой взгляд на игрушке или лице фиксирует на 20-25 секунд. Может трехмерно воспринимать предметы. | Сосредотачивается на звуках 5-10 секунд. Поворачивает головку в сторону звуков. |
3 | На руках у взрослого удерживает головку в течение 30 секунд. И около одной минуты, лежа на животе. В этом положении малыш приподнимается на руках, опирается на локти. Когда ребенка держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность. Его ноги при этом выпрямляются. Малыш может выгибаться, при этом становиться на мостик. Превращается в сознательный захват хватательный рефлекс. | Ребенок следит за движущейся по дуге игрушкой заинтересованно, а не автоматически. Рассматривает свои руки минут пять. Ребенка интересуют многие близкие объекты, которые находятся примерно до 60 сантиметров от глаз. | У ребенка формируется восприятие звука. Малыш сначала глаза отводит в сторону звука, а потом поворачивает голову. При громких звуках напрягается, замирает, морщится, может заплакать. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
1 | К концу одного месяца ребенок улыбается в ответ родителям на ласковую интонацию. Прислушивается к голосу. Стучит ногами, машет ручками в ответ на громкую речь. У ребенка формируется оживленная реакция на близких. | Издает гортанные звуки – э, к-х, гы. | Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Ребенок адаптируется к окружающему миру. У малыша возникает интерес к предметам. Развивается скоординированное движение рук и глаз. |
2 | Малыш улыбается, когда к нему обращаются. При этом стучит ногами и руками. | Появляется гуление: аг-к-х, к-хх. Разные интонации при крике. | К внешним объектам интерес больше. Зрительно-ориентировочные реакции становятся лучше. |
3 | У ребенка оживление проявляется на 100 %. Это его первый сознательный акт поведения. Он взаимодействует со взрослыми глаза в глаза. | Малыш издает гласные и их сочетания – аэ, ау, ааа, а-гу. | К окружающему миру у ребенка появляется сознательный интерес. |
Психологическое развитие и физические особенности от четырех месяцев до шести
4 месяца
Когда грудничок лежит на спине, он приподнимает головку. А если поставить его на ноги, то он будет ими уже твердо упираться. В этом возрасте ребенок начинает сидеть. Он способен перевернуться со спины на животик. Лежа в таком положении, тело приподнимает и упирается ладонями. Хватает предметы. Ведет наблюдение за ними.
5 месяцев
Ребенок садиться. Но его спинка при этом еще не совсем ровная. Когда малыш держится за руки взрослого, то он будет на ногах устойчиво держаться. В этом возрасте кроха пытается перевернуться с живота на спину. Погремушку или другой предмет малыш может долгое время держать в руке. Ребенок уже узнает маму и папу. Посторонних он может бояться. По мнению доктора Комаровского, кроха в 5 месяцев начинает понимать интонации мамочки. Также — ее эмоции.
6 месяцев
Кроха может сесть в полгода. Спина у него ровная. Может поворачиваться. Когда мама, папа немного помогут, то малыш в полгода встает и немного переступает. В этом возрасте он встает на четвереньки, может начать ползти. Погремушки разбросанные может поднимать. Ими ребенок уже активно машет. В полгода ребенок может начать выражать свои просьбы. Гуление сменяют звуки: «МА», «ПА», «БА».
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
4 | Ребенок самостоятельно поворачивается на бок. Пытается перевернуться. Игрушку держит уверенно. Ее тянет в рот. Во время еды, малыш прикасается к маминой груди или бутылочки со смесью, придерживать их старается. | Родных малыш узнает. Им в ответ улыбается. И в зеркале он узнает себя. Примерно три минуты ребенок наблюдает за погремушкой. | Слушая музыку, ребенок замирает. Он ворочает головой в сторону раздающегося звука. Малыш может различить чей-либо голос. |
5 | Ребенок, лежа на спине, как бы пытается встать: он приподнимает головку и плечки. Когда лежит на животе, он пытается приподниматься и опираться на ладони. Может короткое время сидеть, придерживаясь ручками за опору. Тянет игрушки в рот, изучает их, щупая. Появляются навыки: малыш ест из ложки еду полугустой консистенции. И из кружечки пьет воду. | Близких и незнакомых ребенок различает. 10-15 минут наблюдает за предметом. | Ребенок может различать интонации говорящих людей. К источнику звука он поворачивается всем телом. |
6 | Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. | Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. | Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
4 | Ребеночек смеется по-настоящему. Он это делает в ответ на улыбку. Малыш может отреагировать на щекотание. И ему требуется больше внимания. | Малыш еще гулит. Но у него появляются не только гласные звуки, но и слоги. | Наступает третий этап сенсомоторного интеллекта, когда ребенок что-то делает целенаправленно. В этом возрасте идет развитие реакций на новшества. Начинается осмысление причинно-следственных связей. |
5 | Малышу хочется участвовать в общении, он пытается обратить внимание на себя. Воспринимает других детей с удовольствием. | У ребенка появляется певучее гуление. Он произносит гласные: оо, аа, эу, ээ, ай, хаа, маа и другие. | Малышу интересны как близкие предметы, так и те, которые находятся на расстоянии метра. Ребенок начинает понимать, что у него есть и другие части тела кроме ручек. |
6 | Ребенок начинает чувствовать любовь и привязанность взрослых. Он ожидает похвалы от них. А это значит, что общение становится ситуативно-деловым. | Может говорить некоторые лепетные слоги. Может произнести примерно 30 – 40 звуков. | Может ставить цель и выбирает способ для ее достижения. К примеру, чтобы дотянуться до понравившейся игрушки, ребенок отодвигает в сторону другую игрушку. |
Психологическое развитие и физические особенности от семи до девяти месяцев
7 месяцев
Ребенок уверенно сидит долгое время. В таком положении малыш может делать наклоны. Кроха хорошо ползает. Стоять на коленках он может, если есть опора, например, диван или стул. А держась за маму или папу, ребенок может шагать и стоять. Ему нравится собственное отражение в зеркале. Если взрослые называют предметы, то малыш находит их взглядом.
8 месяцев
Дети в этом возрасте без посторонней помощи встают на ноги. Сидят без поддержки. Хлопают в ладоши, играя в игру «Ладушки». С помощью старших малыши с радостью шагают. У деток мимика на лице становится разнообразной. Видны удивление и испуг. По лицу можно определить заинтересованность. Дотягиваются до нужных им предметов настойчиво. Долго могут играть. Интересуясь игрушками, детки кидают их или стучат ими.
9 месяцев
Ребенок, когда встает на ноги, может не принимать поддержку взрослого. Причем, встает малыш из разных положений. Он шагает, держась за предметы мебели. Ему интересно взбираться на скамеечку, подушку и другие высокие объекты в доме. У крохи развивается моторика.
Он уже пытается складывать игрушки из разных частей. Двигает машинки и интересуется конструктором. Если мама попросила подать мяч или помахать рукой, то эти просьбы малыш может исполнить. Играет ребенок в основном сидя. Он с легкостью запоминает слова.
Предметы любит искать. Называйте малыша по имени, и он будет откликаться. Различает форму, размер и цвет предметов.
Физические особенности
Месяц | Движения | Навыки |
7 | Сидит без опоры. Со спины на живот и обратно переворачиваться. Ползает на четвереньках. Любит бросать игрушки. Самостоятельно дотягивается к предметам. Берет игрушку в руку. Ею стучит и размахивает. | Из кружки уверенно пьет (из рук взрослого), придерживает ее. Ест с ложки. Сухарь или сушку малыш долго слюнявит. |
8 | Ребенок, держась за опору, сам встает на ножки. Переступает ими, если мама или папа поддерживают. Сидит и ложится самостоятельно. Ползает подолгу. | Тянет руки к кружке, из которой обычно пьет сам, если она в руках у взрослого. Хлеб может сам держать в руке и кушать. В это время ребенка уже можно учить садиться на горшок. |
9 | Если малыш рукой держится за что-то, то он может делать различные действия. Например, приставными шагами идти к взрослому и свободной рукой хвататься за другую опору. Сидит ребенок уверенно до 15 минут. Хорошо ползает. | Придерживает кружку, когда пьет (чашку держит мама ли папа). Не капризничает, когда сидит на горшке (если начали приучать). |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
7 | Старается обращать на себя внимание. Ребенку важно играть вместе с взрослыми. От поцелуев и ласк родственников он может отказываться. | Лопочет активно. Может четко говорить: ба-ба-ба, ма-ма, па-па-па, а-ля-ля. | У ребенка развивается понимание причинно-следственных связей. Он кидает игрушки и смотрит, куда они падают. Когда малыш голодный, то он смотрит в сторону комнаты, где он обычно ест (кухни). |
8 | Наступает кризис восьми месяцев. В это время малышу нравится общаться только с близкими, а незнакомых людей он сторонится. При них он может плакать или беспокоиться. | Произносит слоги и слогосочетания: а-ля-ля, а-де-де, ай, хэ, а-ба-ба, а-дять и другие. | Наступает четвертая стадия сенсомоторного интеллекта: ребенок начинает действовать целенаправленно. Малыш изучает и исследует свое окружение. |
9 | В этом возрасте ребенок может испытывать гнев, страх, удивление, радость. Ему хочется общаться со взрослыми. Нравится, когда они с ним играют и разговаривают. | У малыша в речи возникают первые указательные слова. Их понимают в основном только родные и близкие. Ребенок знает, что есть запрещающие слова – «нельзя», «нет». Также понимает поучения – «поцелуй маму» или «покажи, как…». | Малыш отделяет себя от взрослых. Воспринимает себя, как центр вселенной. У ребенка развивается долговременная и рабочая память. |
Психологическое развитие и физические особенности от десяти месяцев до года
10 месяцев
В этом возрасте малыш самостоятельно становится на ноги и может пойти. Он шагает, держась ручкой за руку взрослого. Мелкие игрушки кроха берет пальцами. Если понравившиеся ему предметы у него забирают, то обижается, капризничает. Ребенок подражает движениям взрослого. Малыш может прятать и находить, бросать и поднимать, открывать и закрывать. Односложные слова малыш уже может произнести.
11 месяцев
Кроха развивается очень активно. У него ключевые навыки прекрасно развиты. На игрушки, предметы мебели, части тела и животных малыш указывает.
Выполнить может простые указания, «Да»-«Нет» выражает, качая головой. Этот возраст хорош для того, чтобы развивать мелкую моторику. Например, ребенок может разорвать листок бумаги двумя пальцами. Взрослым необходимо уделять внимание развитию детской любознательности.
Ребенка надо хвалить. Как можно больше с малышом необходимо разговаривать.
Один год
В этом возрасте у малыша наступает нелегкий этап развития. Девочки зачастую развиваются быстрее, чем мальчишки. В год ребенок умеет самостоятельно ходить. Если малыша позвать по имени, то он подойдет к взрослому. Без помощи ребенок может присесть и выпрямиться. Не присаживаясь, поднимает с пола игрушки. Сложные просьбы малыш выполняет. Он может принести какой-нибудь предмет из другого помещения или открыть дверь. Ребенку интересно снимать с себя одежду. Ему нравится купаться. Примерно 10 слов кроха уже должен говорить. В 12 месяцев малышу нравиться наблюдать за машинами, людьми.
Физические особенности
Месяц | Движения | Навыки |
10 | Самостоятельно недолгое время стоит без опоры и поддержки. | У ребенка закрепляются умения и навыки, которые были приобретены ранее. |
11 | Не опираясь, стоит примерно пять секунд, балансируя руками. Ноги при этом у ребенка расставлены. Малыш первые шаги пытается делать. Когда взрослый его поддерживает, то ребенок шагает уверенно. | Продолжается у ребенка закрепление умений и навыков, которые были приобретены ранее. |
12 | Ребенок самостоятельно может пройти три метра. Приседает и поднимается свободно. Малыш наклоняется и поднимает с пола игрушки. Может залазить вверх по лестнице. | Малыш пьет из чашки сам, без поддержки мамы или папы. Ложку держит уверенно, водит ею по тарелке. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
10 | У малыша формируется привязанность к людям, которые значимы для него. Он прекрасно идет на контакт с другими детьми. | Ребенок повторяет отдельные слоги за взрослыми. Общается на языке, который только близкие хорошо понимают. Ребенок понимает слова «где», «дай». | У малыша усложняются все ощущения качественно: тактильное восприятие, слух, вкус, запах. |
11 | К другим деткам избирательно относится. Общаться с ними ребенку в радость. Малыш лепечет с ними. Игрушки может взять у других деток. | Говорит одно-два слова. Звукоподражания «би-би», «ав-ав». Понимает и выполняет просьбы. Например, «покорми куколку», «покатай машинку». | Ребенок учится управлять своими действиями. Он мысленно организует информацию, которая поступает. |
12 | Испытывает разные эмоций, которые базируются на чувстве «отделения» от взрослого. Ведь малыш уже может сам передвигаться. | За взрослыми повторяет слоги. Лепетанием обозначает отдельные предметы и понятия. Если предмет/игрушку не показывать, то ребенок понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения: «принеси», «покажи», «дпй», «найди…», «отнеси на место». | У ребенка – пятая стадия развития сенсомоторного интеллекта. Понимает категории явлений и предметов (мебель, животные, еда). У малыша формируется произвольное внимание. |
Доктор Комаровский о развитии детей
В своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках известный доктор Комаровский интересно и подробно рассказывает о детях и их развитии. Много говорит Комаровский о педиатрии. Из его лекций и изданий также можно многое узнать об основных этапах развития и роста ребенка, об уходе за ним, о кормлении малыша. Причем, доктор описывает не только питание по ВОЗ, но и свою авторскую методику прикорма.
(3
оценок, среднее: 5,00
из 5)
Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня я хочу продолжить с вами говорить о наших новорожденных детках! Помню, как советовалась с родственниками по поводу воспитания своего младенца – ведь мамой я стала впервые. Что интересно, так это то, что советы от родственников поступали самые разные!
Когда вашему малышу исполнится два месяца, вы заметите, что он стал совершенно другим. Сравните фотографии малютки из роддома и его внешний вид на данный момент – он не похож на маленького «инопланетянина» из роддома. Черты лица преобразились, движения стали более уверенными, сам кроха – спокойнее.
На плановом осмотре детский врач взвесит и замерит грудничка, чтобы выявить, не отстает ли он от своих сверстников в физическом развитии.
Нормой считается , если:
- девочка весит 3,9-6,6 (мальчик: 4,3-7,1) кг;
- рост малышки 53-61,1 (мальчишки: 54,4-62,4) см;
- окружность головки девочки 35,8-40,7 (мальчика: 36,8-41,5) см.
Однако во время осмотра врач берет во внимание и другие факторы:
- в какой срок был рожден ребенок;
- есть ли у него хронические заболевания;
- и прочее.
Поэтому, если рост/вес ребенка не соответствует норме – это вовсе не значит, что ваш малыш неполноценный или развивается несвоевременно. Каждый малыш индивидуален, поэтому запомните, что общепринятые нормы зачастую не имеют особенного значения.
Режим дня малютки также меняется. Теперь малыш спит меньше, чем ранее. В общей сумме, количество часов сна приравнивается к 19. Причем, дважды за день новорожденный может проспать до трех часов подряд! Ночью может и вовсе не просыпаться. Сон становится более крепким.
В двухмесячном возрасте у новорожденных нередко возникают проблемы с дефекацией. Детки, что питаются маминым молоком, могут опорожняться до 8 раз за день! А вот малыши, которые с рождения переведены на сухие смеси, зачастую начинают страдать от запоров.
Обратите внимание на поведение своего ребенка, если он часто сучит ножками и плачет, а его животик стал плотным – возможно, у него колики. Это частое явление у деток такого возраста.
2. Особенности развития крохи
Со временем малыш совершенствует свои навыки, взрослеет, крепнет, набирается сил. Теперь, помимо безусловных рефлексов, он научился осознанно смотреть на мир.
В двухмесячном возрасте ваш малыш умеет концентрировать свой взгляд на определенном предмете и даже может следить за мамой, которая ходит по квартире (ещё в месяц младенцу крайне трудно фокусировать взгляд на предметах в движении).
Так что же должен уметь ребенок в возрасте двух месяцев? Во-первых, всё то, чему научился за предыдущий месяц своей жизни.
Более того, теперь он приобрел новые навыки :
- научился удерживать головку на протяжении 15 секунд;
- умеет переворачиваться с боку на спинку самостоятельно (а ведь буквально вчера ребенок бы лежал в том положении, в котором вы его оставили);
- улыбается во весь рот (конечно, такая мимика больше похоже на восхищенное «о», но вы, мама, сразу узнаете, что малыш смеется);
- реагирует на прикосновения родителей и других людей (причем, мамины объятия вызывают у крохи легкую улыбку, а руки незнакомых людей могут спровоцировать малыша на плач);
- гулит, тянет гласные буквы (может даже пытаться петь);
- вслушивается в разные звуки (причем, даже может начать определять, с какой стороны доносится звон);
- плачет, с целью выразить свое недовольство относительно чего-то (например, хочет, чтобы его накормили или просит таким образом сменить ему грязный подгузник).
Конечно же, малыш за первые месяцы может успеть освоить гораздо больше. Для этого нужно чаще с ним заниматься и в этом вам помогут различные игры!
3. Развивающие игры
Молодые родители знают, что маленький человечек ещё совсем не готов к серьезным поучительным урокам. Сейчас куда правильнее развивать навыки младенца с помощью детских игр.
Вы можете предложить малышу с целью получения новых знаний:
- тянуться за игрушками, подвешенными в полуметре над его головой (выбирайте яркие и красивые фигурки, чтобы малышу хотелось их достать ручками);
- наблюдать за звенящей погремушкой, которую вы будете водить со стороны в сторону (это поможет малышу развить зрение и научиться концентрировать свое внимание на определенном предмете);
- повторять за вами гласные буквы (только ни в коем случае не заставляйте малыша петь, если у него нет настроения).
Сейчас малыш очень любознательный, поэтому ему очень понравится изучать окружающую местность.
Возьмите ребеночка на руки и расхаживайте с ним по квартире, называя каждый встречный предмет. Также поступайте и на улице. При систематичности повторений малыш начнет запоминать слова и ассоциировать их с предметами.
Ещё очень полезно для развития тактильных ощущений проводить с малышом пальчиковую гимнастику. Такие занятия стимулируют мозговую деятельность. В интернете есть множество видео-уроков о том, как правильно выполнять упражнения. А вообще, можно приобрести целое пособие для развития мелкой моторики – книга вам пригодится и в дальнейшем!
Можете пофантазировать! Наши бабушки включали смекалку, когда воспитывали нас: давали трогать предметы разных форм (макароны, пуговицы, столовые приборы), читали газеты вслух, давали дергать свои волосы. Сейчас любые занятия пойдут на пользу малышу!
Но главное, не оставляйте ребенка без присмотра! Теперь он начал тянуть в рот все то, что попадает к нему в руки! Будьте осторожны!
Ну, что ж, буду прощаться с вами, но, ненадолго. Если вам была полезна статья – порекомендуйте её своим друзьям. И подписывайтесь на мои обновления. Пока-пока!