Русские виды рукоделия. Наследница традиций рукоделия История рукоделия на Руси

  • Дать понятие о вышивке как традиционном виде рукоделия.
  • Воспитать уважение к народным традициям Руси, интерес к традиционным видам рукоделия.

1 Организационная часть.
2.Вступительное слово учителя. Просмотр выставки творческих работ детей.
3. Путешествие в историю русского костюма.
4. Изучение старинных символов в русской вышивке.
5. Реферат: “ История привычных вещей “Полотенце””.
6. Подготовка к практической работе: Украшение полотенца вышивкой с использованием таблицы старинных символов и схем для вышивки. Проведение инструктажа по технике безопасности.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

На Руси умение вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать ребёнка этому ремеслу начинали с 4-5 лет.

Крестьянская девочка к своему совершеннолетию, к 15-16 годам - сама себе приготовить приданое. В её сундуке к приходу сватов накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды, десятки метров холста, сотканного её руками.

На свадьбе из девичьего приданого устраивали своеобразную выставку. Гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты, её трудолюбие, усердие и терпение, и всем было ясно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая хозяйка.

Во время беседы просматривается выставка работ учащихся.

3. Путешествие в историю русского костюма.

Сейчас мы проведём увлекательную экскурсию в прошлые века и поговорим о традициях русской одежды.

Во все времена одежда была одним из самых ярких проявлений отличия одного народа от другого, одной части населения от другой. Как же выглядели предметы одежды, имелось ли в них своеобразие?

Повсеместно в южной части Подмосковья, а также и в сёлах нашей губернии Ижмора, Ушинка носили широкую юбку в сборку из домотканой клетчатой шерстяной или суконной материи, так называемую понёву .

Как вид одежды в форме юбки понёва известна ещё с домонгольского периода. Понёву носили достигшие совершеннолетия девушки и замужние женщины. С понёвой были связаны обряды и верования, восходящие к дохристианской эпохе. В период формирования древнерусской народности на территории теперешней Московской области понева была основным, ведущим видом одежды, который принят в 10-13 вв. До 14 в. Дожил обычай, в соответствии с которым каждый населённый пункт или несколько деревень и сёл имели свои отличия в украшении ткани, из которой шилась понёва, в размерах клеток ткани и т. д. Если девушка выходила замуж в другую деревню, она должна была подчиниться традициям того села, откуда муж был родом: приходилось носить понёву того типа, который принято носить в деревне мужа.

Понёву не носили женщины из привилегированных слоёв общества. Это был вид одежды крестьянок. Дольше всего понёва держалась в южных губерниях.

В северной части Подмосковья описанный вид юбки заменяла другая форма одежды- ---- холщёвое платье с затяжным лифом и широкой сборчатой юбкой, так называемый наборец . Вместе с наборцем в тех же северных районах Московской области носили насовец-- холщёвый длинный до полу сарафан с широким подолом и зауженной талией, имевший спереди сверху донизу нашитые пуговицы. И, наконец, третьим видом одежды была кумашница.

Она шилась почти также как наборец, однако внизу была сильно расклешена и сочетала в себе материалы двух цветов: красный кумачёвый в верхней части, и белый холст от талии к низу

Слово кумашница образовано от кумач, что значит красная хлопчатобумажная ткань. На Руси украшали кумачёвой материей одежду. Из кумача шили мужские кафтаны и даже штаны. Так в архивных бумагах о Петре Великом имеется указание на то, что отпускали “ царевичу в хоромы карликам на штаны кумач красный”

В деревнях Московской области имел широкое распространение ещё один вид сарафана Саян .

Саян был чаще всего синего цвета. Его особенно любили пожилые и старые женщины, хотя и молодые, очевидно, носили что отражено в следующей прибаутке

У моей у миленькой
Есть саянчик синенький
Она ходит семенит
И саянчиком блестит

Саян носили жительницы Курской, Смоленской, Тверской областей

Одной из непременных деталей женского туалета являлась рубашка с белыми полотняными рукавами. Их называли подставами, подставками, станухами, станушками. Они были частью комплекта женской одежды. Были также в туалете женщин кофты браные, то есть сшитые из ярких, цветастых тканей с рукавами в грибаточку - с пышными в сборочку рукавами.

Итак, одежды были разных фасонов и разного качества. Нарядную одежду называли срядой, нарядой, кобедишной.

Все народные костюмы и предметы обихода украшались вышивкой

4. Изучение старинных символов в русской вышивке.

6..Подготовка к практической работе:

Ваша задача украсить вышивкой полотенце, используя таблицу старинных символов вышивки и схемы вышивок, карточки с которыми лежат перед вами.

Приложение 3

Прежде, чем вы начнёте работу, вспомним, какое оборудование вам понадобится и правила техники безопасности при выполнении данного вида работ.

Название

Назначение

Основа для вышивки

  • Мулине
  • Шерсть
  • Люрекс

Ими выполняется вышивка, качество зависит от качества и вида ткани

Специальные для вышивки. Толщина зависит от толщины ткани и ниток

  • с прямыми концами
  • с закруглёнными концами

Для разрезания ткани

Для обрезания ниток, чтобы не повредить ткань

Для натягивания ткани. Могут быть овальной, круглой, прямоугольной формы.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

8. Домашнее задание(творческая работа):

Используя таблицу старинных символов в русской вышивке придумать и изобразить схематично узор для украшения русской рубахи.

Бурная история нашей страны не предполагает глубоких знаний о семейных родословных, но все же моя дочь знает своих предков до пятого колена. И все женщины в семье были рукодельницами.

Прабабушка Елизавета была мастерица вязальщица, вязала невесомые ажурные платки красоты необыкновенной, но все на продажу, чтобы выжить в военные и послевоенные годы. Дочкам лишь в приданное по платку досталось, и нам еще посчастливилось увидеть один из этих платков шестидесятилетней давности.

Прабабушка Антонина была умелая портниха. И чудом сохраненная в оккупации, а затем в эвакуации, швейная машинка «Зингер» помогла прабабушке с семьей выжить после войны, она обшивала всю округу, а из обрезков мастерила одежду для детей, чтобы было в чем отправить в школу. До сих пор храним фартуки, которые она сшила уже на девятом десятке лет.

Бабушка Евгения хорошо шила, немного вязала, очень любила вышивать наволочки «ришелье», они украшают ее квартиру и раздарены внукам и правнучкам. Бабушка Лилия много и красиво вязала, всех близких радуют и согревают кофты, джемперы, жилетки, шапки, шарфы, варежки, связанные ею. А еще она изумительно вышивает крестиком и гладью. Вышитые картины радуют глаз и создают в доме уютную, душевную атмосферу. Так что моей дочке Екатерине есть с кого брать пример и у кого учиться.

Но время привносит свои коррективы даже в виды рукоделия. Появляются новые материалы, осваиваются новые техники, появляются другие потребности украсить мир вокруг себя (уже не от недостатка, а от ширпотребного изобилия). У дочки с раннего детства проявился интерес к декораторству. У нее получались замечательные фоторамочки украшенные ракушками, игрушками из «киндер сюрпризов», самодельными плетеными шнурами, сухоцветами и т.п. Некоторые из них прочно и уютно поселились в нашем доме, другие были подарены друзьям и родным.

Следом появились очаровательные коллажи из природных материалов, флористические композиции. Из деревянных заготовок получились «сердечные» елочные игрушки, дверной глазок «сова», в витражном стиле расписана межкомнатная дверь.Она с удовольствием украшает дом к праздникам или просто создает новое настроение. На холодильнике поселяются совы, а в ванной стандартный шкафчик приобретает свой цветной характер и мыло ручной работы поднимает настроение.

Есть люди, для которых рукоделие становится профессией. Для других это способ самовыражения или просто снятия стресса. В любом случае – это счастье творчества. И я желаю этого счастья своей любимой дочке на многие годы!

Традиционные виды рукоделия

Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры.

Народное искусство охватывает многие виды творчества, это зодчество, музыка, фольклор, бытовое искусство, т.д. В формах каменных орудий первобытного человека, в простейших фигурах орнамента, проявляются зачатки творчества.

В народе всегда существовала потребность украшать свой быт, делать радостным труд и дополнять свою жизнь красотой. Наиболее искусно украшали праздничные вещи. Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки, выдумки и новшества народных мастеров.

Многие изделия народного творчества производились в организованных центрах художественного ремесла, возникавших вблизи источников сырья. Народное искусство развивается в произведениях современного народного искусства. На основе старых традиций во многих районах страны в 20-30-е годы XX в. возродились или возникли вновь центры народного ремесла.

1. ВЫШИВКА

Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения, и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл "оберегов”. Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохранят от разных неприятностей и принесут в дом счастье. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства. Оформленные вышивкой декоративные занавеси, панно, салфетки органически включаются в обстановку современной квартиры и играют значительную роль в украшении быта.

2. ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ

Вязание крючком – один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки, о чем до сих пор напоминает название тунисского способа, то есть вязания длинным крючком. В XIII – XVI вв. вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на белорусские земли, в Великое княжество Литовское (об этом говорят археологические находки инструмента для плетения и вязания, датируемые XIV – XVIII вв.); несколько позднее, в XVIII в., вязать научились в России. Существует и другая концепция относительно самостоятельного возникновения вязания в разных регионах, толчком к которому послужило развитое мастерство плетения сетей.

3.ВЯЗАНИЕ НА СПИЦАХ

Вязание на спицах – создание полотна из переплетенных петель – изобрели мужчины.

Первые сведения о вязаных изделиях, сохранились на восточных фресках, относящихся к в. до н. э. Затем, как упоминают историки, вязание было известно в Древней Греции во времена создания «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Но эти сведения не подкреплены никакими находками вязаных изделий. Самые старые вязаные изделия были найдены в Перу.

4.БИСЕР

Бисер – история бус увлекательна, как роман, полный тайн и неожиданных поворотов.

У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников. Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. После изобретения стекла в IV в. до н. э. яркие бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих.

5.МАКРАМЕ

Макраме – это искусство плетения узлами. Узлы мы завязываем ежедневно и делаем это почти механически: завязываем бант из ленты, шнурки на ботинках, галстук, шарф. Ни в одном из рукоделий не используется такое разнообразие материалов, как в макраме. Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме (узелковое плетение) –одно из древнейших. Истоки его лежат в Древнем Китае и Японии, но были известны в других частя света. Для некоторых древних народов узелковое плетение служило средством накопления и передачи информации. Так, у древних инков существовала развитая система своеобразной

«узелковой письменности». Расшифровать «узелковое письмо» можно было по форме, размеру, цвету и по взаимному сочетанию узлов. Основой макраме является плетение, завязывание узелков. Началось это, когда человеку впервые потребовалось соединить две нити. Постепенно усложняясь, техника макраме приобрела декоративное значение. Слово «макраме» арабского происхождения и означает «бахрома». Этот термин употребляется для всех видов работ, связанных с завязыванием узлов и плетением нити. Однако, более древними являются арабское слово «миграмах», означающее платок или шаль, и турецкое слово «макрама» - нарядный платок или шаль с бахромой. В Европе слово «макраме» в значении узелкового плетения впервые начали употреблять в XIX веке. Предполагают, что в Европу искусство узелкового плетения в VIII-IX веке с Востока. Одним из посредников его проникновения в страны Европы был парусный флот. Макраме периодически забывалось, затем возрождалось заново, техника его постоянно усложнялась, переходила другие виды творчества человека. Большого расцвета достигло узелковое плетение в Италии и ряде других стран Европы в эпоху Ренессанса. Плетёным кружевом украшали одежду, интерьер. Плетёные изделия стали появляться на живописных полотнах. Одним из первых художников, изобразивших плетёные изделие, был Сандро Боттичелли. Голову одного из персонажей на его картине «Поклонение волхвов» украшает шапочка, выполненная в технике макраме. Сегодня во многих музеях можно увидеть сохранившиеся от тех времен плетеные изделия, поражающие своей оригинальностью и изысканностью. В России макраме стали увлекаться значительно позднее, чем в Западной Европе. Большой размах это рукоделии получило в России в конце XIX-начале XX столетия. Наряду с изящными сумочками, кошельками, поясами русские мастерицы плели и более сложные изделия утилитарного назначения: скатерти, салфетки, газетницы, шали, занавеси с бахромой и кистями. Большой популярностью пользовались плетенные воротники. В последние годы искусство макраме переживает свое очередное возрождение. Несмотря на древность оно не утратило своей привлекательности в наши дни. Современный интерьер, сложившийся во многом из стандартных вещей, потребовал поиск новых оригинальных решений в убранстве дома. На помощь пришло старое искусство макраме. Панно, коврики, скатерти, кашпо, абажуры выполненные в этой необычной технике из массивных шнуров, веревок, пеньки, хлопчатобумажных, льняных и синтетических нитей, придают современному интерьеру особый уют и оригинальность.

6.ПЭЧВОРК

Пэчворк – работа, выполняемая из лоскутков, которые определяют узор и колорит изделия. Если верхнюю деталь, сшитую из лоскутков, соединить стежками с промежуточным слоем и нижней деталью в единое целое, то полученное изделие называется квилтом. Сочетая пэчворк и квилтинг, получается нечто новое. Так как современное представление о лоскутном шитье пришло через иностранные журналы и книги, то английские названия «patchwork» (лоскутное шитье) и «quilt» (стежка) стали широко использовать в России. Многие даже считают, лоскутного творчества у нас никогда не было – все пришло из-за рубежа. На Руси широкое распространение такое занятие получило во второй половине прошлого столетия. В это время во многих городах нашей страны наладилось производство разнообразнейших тканей.





Казалось бы, совсем недавно «Формула Рукоделия» была молодой выставкой – и вот у нее снова прошел юбилей. Московская «Формула» принимала гостей в 15-й раз. Юбилей – это не только праздник, это повод оглянуться, посмотреть, что сделано за эти годы, – и, конечно, немножко погордиться собой!

А гордиться есть чем! С 2009 года «Формула рукоделия» провела 34 выставки в Москве, регионах России и за рубежом. Число участников за эти годы выросло с 70 до 530, а посетителей – с 9,5 до 32 тыс. человек. Выставка постоянно расширяется (сейчас ее площадь – 9000 кв. м), появляются новые проекты, и многие из них становятся постоянными (например, спецпроект «Вкусный handmade» или Фестиваль современного войлока).

У каждой выставки «Формула Рукоделия» есть своя, особая тема, и юбилейную выставку мы решили посвятить традициям, ведь именно они лежат в основе любого рукоделия. Тема традиций заинтересовала многих участников нашего проекта. Так, клуб-мастерская текстильного дизайна «Красный сарафан» представила целую коллекцию одежды, кукол и аксессуаров, где обыгрывалась тема набивного ситца и яркая палитра русского народного костюма. Необычный проект представил клуб «Мастерёлки» – его участницы сшили лоскутную палатку, где каждый лоскуток представлял ту или иную традицию русского народного искусства – гжель, хохлому, дымковскую игрушку и т. д. Колледж им. К. Фаберже представил народные мотивы в батике. Мировые традиции представила школа китайской живописи гохуа – на ее стенде гости выставки могли своими глазами увидеть, как создаются китайские картины тушью. Отдельная экспозиция была посвящена семейным традициям рукоделия – там можно было видеть рукодельные работы трех-четырех поколений нескольких семей, прочесть историю каждой творческой семьи, увидеть, что окружало рукодельниц прошлого.

Но и это еще не все. Тема традиций оказалась актуальной вне зависимости от темы выставки. Например, все больше производителей вышивальных наборов обращаются к русской мифологии, истории, архитектуре – от образов языческой Руси до портретов Юрия Гагарина. Кроме того, сильно вырос интерес к традиционным видам рукоделия и у гостей выставки – большим спросом пользовались вышивальные наборы в различных техниках, товары для шитья и печворка. Хорошо было представлено модное направление – алмазная мозаика, а также раскрашивание по номерам, живопись шерстью, фурнитура для украшений и художественные материалы. Стоит также отметить большой выбор книг по рукоделию, в том числе еще один тренд сезона – альбомы для раскрашивания.

На выставке мы подвели итоги первого индустриального конкурса «Золотая пуговица». Список финалистов определяло народное голосование, а победителей среди финалистов выбирали Экспертный совет и Большое жюри конкурса. Так, лучшим производителем вышивальных наборов 2015 года оказалась компания Panna, лучшим несетевым магазином рукоделия – «Мир шитья», а лучшей книгой по рукоделию – «Библия узоров», книга по вязанию крючком от издательства «Контэнт». Полный список победителей, а также условия участия в следующем туре конкурса вы сможете найти на сайте: craft-award.ru.
2016 год собрал коллекцию ярких юбилеев в индустрии рукоделия и творческого хобби. На выставке «Формула Рукоделия» свои юбилеи отметили учебный комбинат «Мастерица», компания «РИОЛИС», «АЛИСА» и «Колор Кит». Старейшим юбиляром был комбинат «Мастерица», не закрывавшийся ни на день в течение 75 лет! Весомым был и юбилей компании «РИОЛИС», первые наборы которой появились на свет 20 лет назад!

В целом выставка прошла очень динамично, было очень заметно, что профессионалы индустрии рукоделия готовы и бороться за потребителя, и идти ему навстречу, а потребители – все так же активно творить, следить за новинками рынка и покупать материалы для творчества. Согласно подсчетам билетов, резко возросло число гостей, которые посещали выставку несколько дней подряд! Кроме внушительного ассортимента товаров для рукоделия многих привлекали мастер-классы: да 4 дня выставки только в зоне мастер-классов прошло более 250 занятий, многие компании, например «Гамма» и «Гела», практически без перерывов вели мастер-классы у себя на стендах.
Не менее активной ожидается и осенняя выставка, уже сейчас заявки на участие подали более 500 экспонентов. На осенней выставке (29 сентября – 2 октября) будет продолжена тема традиций, но основной темой решили сделать кулинарию, так что готовьтесь, вышивайте котлеты, лепите тортики из полимерной глины и валяйте из войлока пельмени! Встретимся осенью, ну а пока – следите за информацией на нашем сайте и готовьтесь участвовать в конкурсах (стр. 7)!