Едв трудоспособным вдовам погибших военнослужащих. Военная пенсия по случаю потери кормильца
Жизнь и здоровье военнослужащих подлежит обязательному страхованию за счет средств Министерства обороны. Это значит, что за любое повреждение здоровья, связанное с исполнением служебных обязанностей, застрахованному выплачивается компенсация. В случае смерти офицера или «контрактника» государственная поддержка полагается членам его семьи.
Это значит, что вдовы военнослужащих льготы получают за счет средств Фонда социального страхования.
Законодательное регулирование
Правовое обеспечение освещаемого вопроса происходит на федеральном и региональном уровне. Основными нормативными актами являются:
Какие льготы и пособия положены вдове военнослужащего в 2020 году
Законы устанавливают, какие дополнительные выплаты положены вдове военного. К ним относятся:
- военнослужащего;
- пособие по потере кормильца;
- некоторые социальные льготы;
- вторая пенсия (действует в отношении жен военных пенсионеров);
- пенсия по возрасту при наличии стажа не меньше 15 лет.
К данному списку можно отнести право вдов героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 36 410 рублей.
Порядок выплаты пособия по потере кормильца
Материальная поддержка полагается в равной степени вдове, ребенку или лицам, находившимся на иждивении покойного. Пособие выплачивается из средств государственного бюджета. Его размер определяется исходя из таких факторов, как:
- заработная плата умершего, включая базовый оклад и надбавки за звание, выслугу, «вредность» и др.;
- показатель повышения за службу сверх положенной выслуги.
Документы
Для оформления льготы в части получения пособия вдовам военных потребуются:
- паспорт (для несовершеннолетних заявителей не обязательно);
- вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина без вести пропавшим (при наличии);
- свидетельство о браке (если заявителем является ребенок, то необязательно);
- справки об инвалидности или иные документы, дополнительно подтверждающие статус «льготника» (прилагаются только при их наличии);
- справка из учебного заведения (если пособие оформляется на имя обучающегося в ВУЗ е или СУЗ е);
- СНИЛС;
- паспорт банковского счета, куда будут перечисляться средства;
- военный билет или другие документы, подтверждающие, что умерший состоял в рядах ВС РФ;
- заключение военно-врачебной комиссии о том, что гибель наступила в результате осуществления служебных обязанностей;
- справка ЗАГС об отсутствии у заявительницы зарегистрированного брака.
Заявление с приложенными документами передается в местное подразделение Пенсионного Фонда и рассматривается в течение 10 рабочих дней. При положительном решении вдове назначается пенсия со дня смерти супруга, дата обращения не имеет значения.
Важно! и его размер определяется причинами смерти военнослужащего. Если умерший офицер получил инвалидность в ходе несения службы, то его вдова будет получать 50% от его заработной платы. Если смерть наступила в результате повреждения здоровья, полученного в ходе боевых действий, то размер пенсии составит 40% от прижизненной зарплаты военного. Вдовам офицеров, которые совместно с супругом проживали в пределах Крайнего Севера, также полагается увеличенное пособие.
Вторая пенсия вдовы военного
Вдова погибшего военнослужащего пенсионера имеет право на льготы в виде дополнительного пенсионного обеспечения.
Этот вид выплат полагается вдовам военных пенсионеров, которые при жизни реализовали права на получение «гражданской» пенсии по старости или инвалидности. Именно она является дополнительной, так называемой «второй» пенсией. Для ее оформления женщина должна обратиться в ПФ Р. Чтобы получить государственную пенсию необходимо подать заявление в Министерство обороны или военный комиссариат по месту своего проживания.
В обе указанные инстанции направляются одни и те же документы:
- паспорт заявителя;
- свидетельство о смерти военнослужащего, ушедшего на пенсию;
- если при жизни пенсионер являлся инвалидом, прилагается соответствующая справка;
- свидетельство о браке;
- реквизиты банковского счета для начисления средств.
Если женщина сама имеет группу инвалидности, то данный список дополняется подтверждающим документом. Нередко работники Пенсионного фонда требуют сведения о причинно-следственной связи между функциональными обязанностями бывшего офицера и наступившей смертью.
Срок рассмотрения обращения в МО и ПФР – 10 дней. После чего уполномоченные комиссии обеих инстанций принимают решение о назначении двойного пенсионного обеспечения. Право на него сохраняется даже при повторном замужестве.
Социальная поддержка
Кроме денежных пособий, государство предоставляет льготы вдовам военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, в ряде социальных областей. Что касается льгот по налогам для вдовы умершего военнослужащего, то таковых в 2020 году не планируется.
Компенсация оплаты ЖКХ
Начисление компенсации на коммунальные расходы вдовам военнослужащих происходит на основе уже оплаченных квитанций. Вдовам офицеров, погибших в ходе боевых действий, полагается возмещение 50% расходов.
Бесплатный проезд
Речь идет не о ежедневном проезде в общественном транспорте. Данная льгота предусматривает возможность женщины и еще двух членов семьи посетить места гибели и захоронения офицера один раз в год за счет государства. При условии, что эти места находятся на территории России. Также компенсируется проезд в санаторий или другое место для восстановления здоровья, назначенное врачом.
Медицинское обслуживание
Вдова военнослужащего имеет право на льготы по медицине. В частности, после смерти супруга за ней и совместно проживающими членами семьи сохраняется возможность бесплатного лечения и реабилитации в ведомственных медицинских заведениях (госпиталях, санаториях, курортах), а также право на обеспечение лекарствами по назначению лечащих врачей.
Что касается льготных путевок в санатории, то государство компенсирует 50% от их стоимости. Вторую половину все же придется заплатить самостоятельно. Для оформления путевки заявку подают в Региональный департамент по санаторно-курортному обеспечению Министерства обороны. Она рассматривается в течение 30 рабочих дней. После чего заявительнице вручается решение о предоставлении льготы.
Обеспечение жилплощадью
За вдовой и другими совместно проживающими близкими родственниками умершего сохраняется право на жилье, которое они занимали при жизни главы семьи. В течение всего срока проживания эти лица не могут быть выселены. Руководство воинской части или муниципалитет не имеют права перевести их в жилище с меньшей площадью или иным образом ухудшить условия проживания.
Женщина имеет право на жилищную субсидию в том размере, которая при жизни полагалась бы ее супругу, при условии, что он был участником НИС, и его выслуга составляет 10 и более лет. Также государство возвращает выплаты, внесенные военнослужащим в рамках участия в НИС.
Советский районный суд г. Тулы
Советский районный суд г. Тулы - СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Советский районный суд г. Тулы в составе
Председательствующего Бездетновой А.С.,
При секретаре Карманниковой О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-817/11 по искам Устиновой Людмилы Петровны и Щербаха Надежды Ивановны к Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны,
У с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с иском к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты.
В обоснование заявленных требований сослались на то, что они являются родителями и женами военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы. В соответствии со ст. Федерального закона «О ветеранах» им начисляется и выплачивается ежемесячная денежная выплата, однако, полагают, что выплата ЕДВ как родителям и вдовам погибших военнослужащего производится с нарушением действующего российского законодательства. Ответчик в настоящее время начисляет и выплачивает им ЕДВ в соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5, в то время как обязан производить начисления и выплаты с 01.01.2005 года. В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1.08.1989г. № 313-1 на родителей и вдов военнослужащих, погибших при защите СССР или исполнения обязанностей военной службы, распространяются льготы, установленные для участников ВОВ, следовательно и ЕДВ должна начисляться и выплачиваться в размере, определенном для участников ВОВ, именно с указанной даты.
Конституционный суд РФ в своем определении от 04.04.2007 г. № 331-О-П установил, что взаимосвязанные положения статьи Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату матерям и родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Они обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле с заявлениями, в которых просили назначить ЕДВ в размере, определенном для участников ВОВ, с ДД.ММ.ГГГГ. Однако в ответах УПФ РФ в г. Туле отказало в пересмотре размера ЕДВ, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством.
Полагают, что УПФ РФ (ГУ) в г.Туле нарушает право на получение ЕДВ в установленном действующим российским законодательством размере с момента его нарушения, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
Просили признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в недополученную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 48 814 рублей 07 копеек.
В ходе рассмотрения дела истцы, уточнили свои исковые требования, просили суд признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г.Туле недополученную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 48 039 рубля 98 копеек; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г.Туле судебные расходы в сумме 3000 рублей.
В судебное заседание истцы не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенностям – Фалдина А.В. и Морозова А.А. заявленные исковые требования не признали, указав на то, что согласно Определению Конституционного Суда РФ 04.04.2007 г. № 331-ОП не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005г. в соответствии с Законом СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с п.п.2 п.4 ст.23.1. Ф3 «О ветеранах» участникам ВОВ. К вышеуказанному кругу лиц относятся родители и жены: военнослужащих, погибших при защите СССР, военнослужащих, погибших при исполнении иных обязанностей военной службы, умерших военнослужащих, признанными инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, и заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 г.
Данное определение Конституционного суда вступило в силу 04 апреля 2007 года. При этом порядок вступления в силу данного определения в нем специально не оговаривается, поэтому действует общий порядок, предусмотренный ст. 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», то есть с момента его провозглашения (4 апреля 2007 г.). С указанного момента положения п. п. 9, 10 и 19 ст. 44 Федерального закона № 122-ФЗ, ст. , п. 2 ст. и ст. Федерального закона «"О ветеранах» должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.
С момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом. Согласно ч.1 и ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», акты или его отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы Устинова Л.П. и Щербаха Н.И. как вдовы погибших военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы являются получателями ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОВ» в соответствии с подп. 2 п.4 ст. Федерального закона «О ветеранах» с ДД.ММ.ГГГГ
Гибель или смерть детей и супругов истцов наступила до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: у Устиновой Л.П. погиб супруг Устинов Н.В. – ДД.ММ.ГГГГ, у Щербаха Н.И. – погиб супруг Щербаха В.М. – ДД.ММ.ГГГГ
Истцы обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле с заявлением о назначении им ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из ответов УПФР в г.Туле указанный территориальный орган Пенсионного фонда РФ отказал истцам в установлении ЕДВ по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненные к участникам Великой Отечественной войны» с указной даты с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством. При этом, ответчиком право истцов на получение единовременной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, как родителей и жен погибших при прохождении срочной военной службы военнослужащих, не оспаривается и с ДД.ММ.ГГГГ указанная льгота им предоставляется.
Разрешая заявленные истицами требования о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ, а также давая оценку выводам УПФР в г.Туле, изложенным в письме, имеющихся в деле, суд приходит к следующему.
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Устиновой Людмилы Петровны и Щербаха Надежды Ивановны к Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Советский районный суд г.Тулы.
Председательствующий подпись А.С.Бездетнова
Вопрос о ежемесячных денежных выплатах родственникам погибших военнослужащих, на который пыталась ответить (см. номер от 1.07.2010 г.), остается открытым.
В редакционный материал вкралась неточность - связанная с противоречивостью правового положения этих льготников: выплаты в рамках одной категории различаются в 2,5 раза, причем их размер нередко определяют суды, вынося в одинаковых случаях противоположные решения.
Попали в окружение
Коллизия складывалась 20 лет. Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 1 августа 1989 года приравнял членов семей военных, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Потом появился Закон РФ "О ветеранах" от 12 января 1995 года - но статус родителей и вдов чиновники фактически определяли по советским нормам. А вот в 2004 году, с выходом Закона "о монетизации льгот", членов семей военных приравняли уже к ветеранам боевых действий - менее защищенной группе льготников. Путем корректировки ФЗ "О ветеранах": задним числом. До 16 января 1995 года (включительно) для них "стали" актуальны нормы 1989-го, после - 2004-го.
Итак, до монетизации родные погибших получали одинаковые наборы льгот, установленных для участников ВОВ. Теперь же ветеранам Великой Отечественной начали выдавать по 1050 рублей в месяц, а членам семей погибших военнослужащих - по 150. Плюс соцпакет стоимостью 450 рублей, которым было трудно воспользоваться.
18 вдов военных из Воронежа эти правила оспорили. Вера Уварова, председатель областного движения жен погибших военнослужащих, дошла до Конституционного суда. В определении по ее делу (№ 331-О-П от 4 апреля 2007 года) сказано: если жены военнослужащих до 2005 года получили и реализовали право на льготы согласно советскому закону - то ЕДВ меньшего, чем для участников ВОВ, размера им назначать нельзя.
Выходит, родители и вдовы, имевшие до монетизации "большие" льготы (независимо от даты гибели сыновей и мужей), должны получать и "большие" ЕДВ - сегодня это 2547 рублей. Но автоматическое увеличение выплат Пенсионный фонд произвел не всем. Многим выдают 1019,7 рубля (аналог тех 150+450). Дискуссии об этом с участием КС РФ завершились разъяснением: члены семей военнослужащих, погибших или умерших после 16 января 1995 года, к участникам ВОВ не приравнены.
Этой позиции придерживается и отделение ПФР по Воронежской области, судя по ответу начальника отдела социальных выплат Ирины Болквадзе:
С принятием ФЗ "О ветеранах" Закон СССР от 1 августа 1989 года утратил юридическую силу. Однако из определения Конституционного суда РФ от 4 апреля 2007 года № 331-О-П следует, что родителям и женам погибших военнослужащих, которым ранее предоставлялись льготы на основании указанного Закона СССР, установление ЕДВ следует производить в размере не ниже, чем для участников Великой Отечественной. При этом юридически значимым является факт гибели (смерти) военнослужащего, наступившей до вступления в силу Закона "О ветеранах" (то есть до 16 января 1995 года), при указанных в Законе СССР обстоятельствах.
Вера Кобелева, Елена Чепик и Елизавета Шведова, чьи мужья погибли в начале нулевых - до монетизации, получали натуральные льготы как участники ВОВ и после определения КС по делу Уваровой ждали перерасчета. Через три года отправились в суд. "В областном нам сказали: для вдов, которые обратились в КС, сделали исключение, а вам не положено. Разве Конституция существует для нескольких человек? - удивляются женщины. - Многие наши девочки начинали судиться, но сдались, проиграв в первой инстанции. Мы пойдем до конца".
Дело принципа? Во многом. Но и материальную его сторону не стоит преуменьшать. Обе женщины остались вдовами с двумя несовершеннолетними детьми ("Муж погиб в апреле, выплаты детям стали приходить с октября. Моей зарплаты не хватало, бутылки собирали", - вспоминает Елизавета). Обе служили в армии, позже были вынуждены уволиться. Пенсии по случаю потери кормильца получать рано, гражданские специальности забыты - устраивались на работу, как говорит Елена, по принципу "куда возьмут". В итоге оклада даже на оплату квартиры и коммунальных счетов не хватает.
Приходится слышать: почему вдовы военных ждут от государства денег, их мужья знали, на что шли. Да, но они думали, что в случае чего их родные не будут брошены, - произносит Елена. - Военные мотались по "точкам" с семьями. Быт никакой, зачастую - угроза для жизни. И теперь мы за копейки бьемся…
…Если бы они выиграли суд, компенсации по ЕДВ с 2007 года составили бы около 70 тысяч рублей.
Огонь на себя
По наблюдениям юристов всероссийского фонда "Право Матери", перерасчеты ЕДВ были сделаны в 90 процентах случаев. Но до сих пор борются за свои права родители тех, кого не стало в январе 1995 года - в разгар чеченской кампании. Военные гибли каждый день, а их смерти волей законодателя сделались качественно разными.
Ребята из одного города погибли в одной операции. Один поздно вечером 16-го, другой - буквально в 00:30 17-го января. Мать второго получает на полторы тысячи рублей меньше, - рассказала юрист фонда "Право Матери" Анна Мукасеева. - Или: мальчик погиб 1 января 1995 года, но удостоверения о праве на льготы его родители не могли получить до 16 января. В таких случаях в Калмыкии, Удмуртии и Владимирской области им не назначали ЕДВ как участникам ВОВ. Мы обратились в исполнительную дирекцию Пенсионного фонда, и вопросы для этих регионов были решены. Сложнее, когда военнослужащие считались пропавшими без вести. Суды, устанавливая их личность, "назначали" датой смерти дату вынесения своего решения. Приходится это оспаривать.
Еще одна проблема - Пенсионный фонд делал перерасчет ЕДВ с 4 апреля 2007 года, когда было вынесено определение КС, а не с 1 января 2005-го, когда началась монетизация. Отсудить компенсации за "выпавшие" годы удалось, по словам Мукасеевой, в Москве и Зеленограде: "По Гражданскому кодексу право восстанавливается с момента его нарушения".
Иногда ПФР отказывается начислять ЕДВ родным погибшего под предлогом того, что по документам он не погиб, а умер. Но обосновать тождественность этих понятий в суде вполне реально.
Регионы иногда приходится буквально пробивать - кассационными и надзорными жалобами. Часто причина в неправильно составленном иске. Собираясь судиться без помощи юристов - семь раз отмерьте! Услышали на суде непонятное слово - запишите и сразу попросите перенести заседание на другой день, чтобы разобраться, - объяснила Анна Мукасеева. - Ваш проигрыш может стать плохим прецедентом для региона.
Инициатива
На фоне отдельных побед общая несправедливость еще заметнее. В некоторых субъектах Федерации (Свердловская область, Санкт-Петербург) введены меры поддержки для родственников тех военных, что погибли после 16 января 1995-го. Но это не решает проблему в реальном масштабе.
Юристы фонда "Право Матери" предлагают внести изменения в пункт 4 статьи 23.1 Закона "О ветеранах" (указанные ниже суммы подлежат индексации и на данный момент изменены):
4. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:
<...>
2) участникам Великой Отечественной войны, [членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны - включить] - 2 316 рублей;
<...>
4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, <...> членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, [членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны - исключить], а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - 927 рублей.
Это предложение поддержал уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. Оно направлено в Госдуму и ряд инстанций, обладающих правом законодательной инициативы.
Прямая речь
Вероника Марченко, председатель правления фонда "Право Матери":
После принятия Конституционным судом определения по жалобе Веры Уваровой категория "члены семьи погибших военнослужащих" разделилась: одни получают 2547,6 рубля, другие - 1019,7 рубля. Разница ощутимая и, по нашему мнению, недопустимая. Статья 19 Конституции РФ запрещает дискриминацию прав по каким-либо обстоятельствам. Тем более - как здесь, внутри одной категории населения. Дата 16 января 1995 года разделяет вооруженный конфликт в Чечне и на прилегающих к ней территориях, длившийся с декабря 1994 по декабрь 1996 года. Пока ФЗ "О ветеранах" не изменен, de jure члены семей военнослужащих, погибших в период действия Закона "О ветеранах", могут получать социальное обеспечение только по статье 21 (которая устанавливает меньший размер ЕДВ). Но de facto они не должны быть дискриминированы.
Справка "РГ"
Фонд "Право Матери" с 1990 года бесплатно консультирует родственников военнослужащих, погибших в мирное время на территории России и СНГ, и представляет их интересы в судах.
Определение Пензенского областного суда от 22.04.2008 по делу N 33-746 Исковые требования об обязании ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты как вдове погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника ОВД удовлетворены, поскольку истец приравнен по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, которые отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты.
ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДКАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья: Овчаренко А.Н.
22 апреля 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
Председательствующего Мамоновой Т.И.
Судей Моисеевой Л.Т. и Елагиной Т.В.
заслушали в открытом судебном заседании по докладу Моисеевой Л.Т. дело по кассационной жалобе начальника Управления ПФР по Ленинскому району г. Пензы Т.В. Ануфриевой на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 года, которым постановлено:
Иск К.Н. удовлетворить.
Признать за К.Н. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 апреля 2005 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.
Заслушав доклад судьи Моисеевой Л.Т., заслушав объяснения представителя К.Н. - Р.С. (по доверенности), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
К.Н. обратилась в суд с иском к Пенсионному фонду в лице ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы и просила обязать ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты, право на которые она имеет как вдова погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника органов внутренних дел.
В обоснование своих требований истица указала, что ее муж, К.И., находясь в служебной командировке, погиб 12 мая 2002 года при исполнении служебных обязанностей в городе Грозном Чеченской Республики.
Пенсионным отделением ФЭО УВД Пензенской области 31 июля 2002 года ей было выдано удостоверение как вдове погибшего воина, в котором указано, что она в соответствии со ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“ имеет право на льготы, установленные данной нормой. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 года N 294 “Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации“ истица была включена в регистр федеральных льготников и с 1 января 2005 года ей выплачивались ежемесячные денежные выплаты.
Однако в апреле 2005 года ответчик прекратил выплачивать эти средства, что она считает незаконным.
Просила признать за ней право на пользование мерами социальной защиты, установленными ч. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“, признать действия ответчика по прекращению ежемесячных денежных выплат неправомерными, обязать ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты с апреля 2005 года в размере, установленном ст. 154 ФЗ РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ“, с учетом подачи в пенсионный орган заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.
Истица К.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истицы К.Н. - Р.С., действующий на основании доверенности от 24 октября 2007 года, иск своей доверительницы поддержал и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, исковые требования уточнил и просил суд: 1) признать за К.Н. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“; 2) обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 апреля 2005 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.
Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы - Торкина В.А., действующая на основании доверенности от 9 января 2008 года, исковые требования не признала, пояснив, что поскольку К.Н. не относится ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 21 и ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, она не имеет право на меры социальной поддержки, в т.ч. права на получение ежемесячных денежных выплат. Часть 1 ст. 21 указанного Закона определяет такое право членов семьи погибших только при условии, если они являются нетрудоспособными. К.Н. является трудоспособной, а потому ежемесячные денежные выплаты прекращены ей правомерно.
Представитель третьего лица - ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Ленинский районный суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе начальник ГУ УПФР по Ленинскому району г. Пензы Т.В. Ануфриева просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.
Не отрицая, что истица действительно является вдовой сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы, кассатор считает, что ей обоснованно прекращены ранее назначенные ежемесячные денежные выплаты, поскольку ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“ предусматривает, что такие выплаты могут получать лишь те вдовы погибших сотрудников органов внутренних дел, которые являются нетрудоспособными, состоящими на иждивении погибшего и получающего пенсию по случаю потери кормильца. Истица же является трудоспособной и пенсию по случаю потери кормильца не получает.
По мнению кассатора, суд неправильно истолковал положения ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“.
Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Удовлетворяя иск К.Н., суд признал установленным и исходил из того, что ее требования соответствуют закону и подтверждены соответствующими доказательствами.
Данный вывод суда является правильным.
В судебном заседании установлено, что К.Н. является вдовой сотрудника органов внутренних дел К.И., погибшего 12 мая 2002 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий в Чеченской Республике.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 27 декабря 2004 года К.Н., как члену семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел, с 1 января 2005 года пожизненно была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 150 руб. (л.д. 35).
Однако решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 22 марта 2005 года ежемесячная денежная выплата истице была прекращена с 1 апреля 2005 года (л.д. 41).
Письмом Отделения Пенсионного фонда РФ по Пензенской области от 18 октября 2007 года N 16/6019 была подтверждена правомерность указанного решения и истице было сообщено о невозможности возобновления ежемесячной денежной выплаты.
По мнению ответчика, К.Н. как вдова сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, не имеет права на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ РФ “О ветеранах“, поскольку, являясь трудоспособной, не относится ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 21 и ст. 23.1 ФЗ РФ “О ветеранах“.
Однако суд обоснованно пришел к выводу о неправильности выводов ответчика.
При этом суд, проанализировав положения соответствующих норм ФЗ РФ “О ветеранах“, Закона РФ “О милиции“, исходил из следующего.
В соответствии с положениями ст. ст. 14 - 16 ФЗ РФ “О ветеранах“ при жизни инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим, предоставлены меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартира - занимаемой жилой площади).
В случае их гибели (смерти), исходя из толкования ответчиком положений ст. 21 этого Закона, член семьи (вдова), в случае ее трудоспособности, теряет названную меру социальной поддержки, как и ряд других, предусмотренных п. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 года N 475, к членам семей погибших (умерших) военнослужащих, которым положены компенсационные выплаты, относятся, в частности, вдовы (вдовцы) за исключением вступивших в новый брак, вне зависимости от трудоспособности.
Согласно же ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.
Пунктом 2 ст. 21 предусмотрены меры социальной поддержки независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка: родителям погибшего (умершего), супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супругу (супруге) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.
Таким образом, родители и вдовы погибших (умерших) указаны в одном пункте названной статьи, в связи с чем следует применить конституционный принцип равенства всех перед законом.
Из анализа положений ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ суд пришел к выводу о том, что истица, будучи вдовой сотрудника органа внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, приравнена по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
В связи с тем, что члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“ отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты, суд обоснованно признал, что К.Н., как лицо, приравненное законом к этой категории граждан, также имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с данной правовой нормой.
Как указано в решении суда, нормы ст. ст. 21 и 23.1 ФЗ “О ветеранах“ не могут применяться отдельно друг от друга, т.к. находятся в системном единстве и имеют общий предмет регулирования - устанавливают единые по своему правовому назначению меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также приравненных к ним категорий граждан.
С учетом изложенных обстоятельств суд признал незаконным отказ в предоставлении К.Н. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“, как лицу, обладающему правом на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 данного Закона.
Иное противоречило бы вышеуказанному правовому назначению данной выплаты (восполнение потерь ранее существовавших натуральных льгот и гарантий и обеспечение стабильности юридического статуса гражданина) и ставил бы истицу в неравное положение с другими аналогичными с ней получателями мер социальной поддержки, что не соответствует принципу равенства всех перед законом, гарантированному ст. 19 Конституции РФ.
С учетом изложенного суд признал необходимым удовлетворить заявленный иск, возложив на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы обязанность возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“ с 1 апреля 2005 года (т.е. с момента ее прекращения).
Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 года по делу по иску К.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы о признании права на получение мер социальной поддержки и понуждении к возобновлению ежемесячных денежных выплат оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФР по Ленинскому району г. Пензы - без удовлетворения.
С татьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" с 2005 г. установлен принципиально новый вид социальной поддержки семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, - ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Данная выплата введена Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ взамен "натуральных" льгот, предоставляемых ранее семьям погибших военнослужащих (бесплатный проезд на общественном транспорте, льготное обеспечение лекарствами, освобождение от уплаты некоторых налогов и др.).
С 1 января по 31 декабря 2005 г. ЕДВ семьям погибших военнослужащих производилась в размерах с уменьшением на 450 руб. На удерживаемые 450 руб. получателям предоставлялся набор социальных услуг. Семьям погибших военнослужащих, имеющим право на получение ЕДВ, было предоставлено право до 1 октября 2005 г. подать заявление об отказе в предоставлении им набора социальных услуг (социальной услуги) на 2006 г. Указанным гражданам ЕДВ в последующие годы производится в размере, указанном в п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах", с учетом индексации (изменения) суммы ЕДВ и стоимости набора социальных услуг, периодически осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и п. 5 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено осуществление индексации ЕДВ в порядке и сроки, определенные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации базовой части трудовой пенсии по старости.
Во исполнение указанных норм в прошедшие после принятия данных законодательных положений годы периодически проводилась указанная индексация (см. таблицу 6).
Таблица 6
Индексация ЕДВ, осуществляемой членам
семей погибших военнослужащих
Получатели
|
Размер ежемесячной денежной выплаты (в руб.) |
|||||||
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
|
Члены
|
699,82 |
Порядок осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в Российской Федерации регулируется Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 г. N 294.
Порядок, утвержденный данным Приказом, регулирует процедуру обращения членов семей погибших военнослужащих за ЕДВ, рассмотрения территориальным органом ПФР этих обращений, определяет перечень документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении за ЕДВ, определяет правила установления, начисления и организации доставки ЕДВ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Этот порядок распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на ЕДВ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ЕДВ назначается без учета районного коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания.
Полномочным органом, на который возложена обязанность осуществления ЕДВ семьям погибших военнослужащих, является ПФР. В этих целях территориальный орган ПФР выполняет следующие функции:
1) разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации;
2) принимает заявление об установлении ЕДВ со всеми необходимыми документами;
3) дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных для подтверждения права на ЕДВ, а также оценку правильности оформления этих документов;
4) регистрирует членов семей погибших военнослужащих, имеющих право на ЕДВ, в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
5) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов;
6) сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения;
7) принимает решения о назначении ЕДВ, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ЕДВ на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов;
8) производит начисление суммы ЕДВ с учетом обстоятельств, влияющих на ее размер;
9) производит зачет излишне выплаченных получателю сумм ЕДВ вследствие недобросовестности этого получателя или счетной ошибки.
Члены семей погибших военнослужащих подают письменное заявление о назначении ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту жительства.
Члены семей, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление об установлении ЕДВ в территориальный орган ПФР по своему месту пребывания. Члены семей, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, могут подать заявление об установлении ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту своего фактического проживания.
Члены семей погибших военнослужащих, получающие пенсию по случаю потери кормильца в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР по месту нахождения выплатного дела. Члены семей, проживающие в стационарном учреждении социального обслуживания, обращаются за ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения.
В тех случаях, когда член семьи военнослужащего, которому назначается ЕДВ, является недееспособным, заявление подается по месту жительства его опекуна (попечителя). В том случае, если законным представителем недееспособного члена семьи является соответствующее учреждение, в котором недееспособный гражданин пребывает, заявление указанного лица подается администрацией данного учреждения в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения.
Члены семей погибших военнослужащих могут обращаться за ЕДВ в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Члены семей погибших военнослужащих могут обращаться за ЕДВ непосредственно либо через представителя. Дата приема заявления регистрируется в специальном журнале регистрации заявлений и решений территориального органа ПФР.
Факт и дата приема заявления со всеми необходимыми документами от гражданина, обращающегося за ЕДВ, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой заявителю территориальным органом ПФР.
Заявление о назначении ЕДВ подается по следующей форме:
Образец
(наименование территориального органа Пенсионного фонда
Российской Федерации)
ЗАЯВЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ ВЫПЛАТЫ
(фамилия, имя, отчество)
1. Принадлежность к гражданству: гражданин Российской Федерации,
иностранный гражданин, лицо без гражданства (нужное подчеркнуть)
2. Адрес места жительства:
__________________________________________________________________________
(указывается почтовый адрес места жительства, места пребывания,
Фактического проживания)
Наименование? ?Дата? ?
Документа, ? ?выдачи? ?
Удостоверяющего? ? ? ?
Личность? ? ? ?
????????????????????????????????????????????????????
Дата? ?
????????????????????????????????????????????????????
Место? ?
Кем выдан? ?рождения? ?
????????????????????????????????????????????????????
3. Сведения о законном представителе несовершеннолетнего или
недееспособного лица:
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
__________________________________________________________________________
(почтовый адрес места жительства, места пребывания, фактического
Проживания, телефон)
????????????????????????????????????????????????????
Наименование? ?Дата? ?
Документа, ? ?выдачи? ?
Удостоверяющего? ? ? ?
Личность? ? ? ?
????????????????????????????????????????????????????
Дата? ?
Номер документа? ?рождения? ?
????????????????????????????????????????????????????
Место? ?
Кем выдан? ?рождения? ?
????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????
Наименование? ?
Документа, ? ?
Подтверждающего? ?
Полномочия? ?
Законного? ?
Представителя? ?
????????????????????????????????????????????????????
Номер документа? ?Дата выдачи?
????????????????????????????????????????????????????
В том случае, если законным представителем является юридическое
лицо, то дополнительно указываются банковские реквизиты учреждения:
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
4. Прошу назначить мне ежемесячную денежную выплату:
(указываются статьи, дата и
На ежемесячную денежную выплату)
в соответствии с Федеральным законом: ____________________________________
(указываются статьи, дата и
N соответствующего федерального закона)
????????????????????????????????????????????????????
? ? ? ? ?
????????????????????????????????????????????????????
Дата? Подпись заявителя?
????????????????????????????????????????????????????
Данные, указанные в? Подпись специалиста?
Заявлении, ????????????????????????
Соответствуют документу, ? ?
Удостоверяющему личность? ?
?????????????????????????????????????????????????????
К заявлению прилагаю следующие документы: ?
?????????????????????????????????????????????????????
Перечень?
?????????????????????????????????????????????????????
1. шт.?
?????????????????????????????????????????????????????
2. шт.?
?????????????????????????????????????????????????????
3. шт.?
?????????????????????????????????????????????????????
?????????????????????????????????????????????????????
5. Обязуюсь сообщать об обстоятельствах, влияющих на изменение размера
ежемесячной денежной выплаты, а также об обстоятельствах, влекущих
прекращение ежемесячной денежной выплаты.
Расписка-уведомление
Заявление и документы гр. ________________________________________________
????????????????????????????????????????????????????
Принял?
????????????????????????????????????????????????????
? ? ? ?
????????????????????????????????????????????????????
__________________________________________________________________________
(линия отреза)
Расписка-уведомление
Заявление и документы гр. ____________________________________
????????????????????????????????????????????????????
Принял?
? ?????????????????????????????????
Регистрационный? Дата приема? Подпись?
Номер заявления? заявления? специалиста?
????????????????????????????????????????????????????
? ? ? ?
????????????????????????????????????????????????????
К заявлению члена семьи погибшего военнослужащего, обратившегося за назначением ЕДВ, должны быть приложены документы:
Удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;
О признании членом семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий либо приравненных к ним лиц;
О месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации;
Удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя);
О смерти кормильца;
Подтверждающие родственные отношения с погибшим (умершим) кормильцем;
Подтверждающие нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении погибшего (умершего) кормильца;
Подтверждающие, что нетрудоспособный член семьи имеет право на пенсию по случаю потери кормильца.
Для подтверждения права членов семей погибших (умерших) военнослужащих на получение ЕДВ предъявляются следующие документы:
а) в качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство заявителя предъявляется паспорт этого лица или заменяющий его документ (удостоверение личности, военный билет и т.д.);
б) в качестве документа, подтверждающего место жительства лица, обратившегося за ЕДВ, предъявляется паспорт (свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации);
в) в качестве документа, подтверждающего место пребывания гражданина Российской Федерации, обратившегося за ЕДВ, принимается свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации. Документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является его личное заявление;
г) в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации;
д) в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для лица без гражданства, выданный органами внутренних дел Российской Федерации;
е) документом, подтверждающим регистрацию в системе государственного пенсионного страхования, является страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, выданное застрахованному лицу в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ;
ж) в качестве документов, подтверждающих статус члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий либо военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, принимаются удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209 и утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР от 18 октября 1989 г. N 345, либо справка, заменяющая названное удостоверение, либо пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", либо справка установленной формы о гибели военнослужащего, либо документы, подтверждающие право члена семьи на пенсию по случаю потери кормильца, относящегося к числу указанных в настоящем пункте ветеранов;
з) в качестве документов, подтверждающих изменение фамилии, имени, отчества, предъявляются: свидетельство о браке, свидетельство о перемене имени, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств;
и) в качестве документов, подтверждающих брачные отношения, предъявляются: свидетельство о браке, справки компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств;
к) в качестве документа, подтверждающего факт смерти и дату смерти гражданина, принимается свидетельство о смерти;
л) в качестве документа, подтверждающего признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим, принимается решение суда;
м) в качестве документа, подтверждающего полномочия законного представителя лица, которому устанавливается ЕДВ, предъявляется удостоверение, выданное органом опеки и попечительства, а при его отсутствии - решение органа опеки и попечительства, свидетельство об усыновлении, положения (уставы) учреждений, предусмотренные ст. 35 ГК РФ, паспорт и иные документы, удостоверяющие личность и должность руководителя учреждения;
н) в качестве документов, подтверждающих родственные отношения, предъявляются: свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки паспортно-визовых подразделений МВД России и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях - решение суда об установлении данного факта;
о) факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справкой жилищных органов или органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения, а в необходимых случаях - решением суда об установлении данного факта;
п) документом, подтверждающим, что нетрудоспособные члены семьи имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, является справка территориального органа ПФР по месту их жительства.
В подтверждение права на ЕДВ принимаются копии документов, содержащих достоверные сведения и выданных компетентными органами или должностными лицами. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях указанные документы должны быть выданы на бланках установленного образца.
ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за ЕДВ считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Решение о назначении ЕДВ в размере, предусмотренном Федеральным законом "О ветеранах", выносится территориальным органом ПФР не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами.
В случае отказа в удовлетворении заявления территориальный орган ПФР не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.
ЕДВ назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ЕДВ, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В случае несогласия гражданина, обратившегося за ЕДВ, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом.
Решение как территориального органа ПФР, так и вышестоящего органа ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано в суде.
Документы получателя ЕДВ, являющегося пенсионером, брошюруются в выплатное дело, хранящееся в территориальном органе ПФР. На получателя ЕДВ, не являющегося пенсионером, заводится выплатное дело, хранящееся в территориальном органе ПФР, в которое брошюруются его документы.
ЕДВ начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Заявление об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги) подается ветераном в территориальный орган ПФР ежегодно в срок до 1 октября текущего года лично или иным способом.
При подаче заявления иным способом установление личности и проверка подлинности подписи ветерана осуществляются нотариусом или в порядке, установленном п. 3 ст. 185 ГК РФ, либо органом (организацией), с которым у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.
Для начисления ЕДВ территориальным органом ПФР открывается лицевой счет на каждого получателя этой выплаты. Лицевой счет оформляется на лицо, которому установлена ЕДВ. Пенсионеру, состоящему на учете в территориальном органе ПФР, открытие дополнительного лицевого счета не требуется, начисление ЕДВ производится в соответствующем разделе лицевого счета этого пенсионера.
В том случае, когда лицо, которому назначается ЕДВ, является несовершеннолетним или недееспособным, в лицевой счет вносятся сведения о законном представителе этого лица.
Начисление сумм ЕДВ в лицевом счете производится на основании документов выплатного дела и иных документов, поступивших в распоряжение территориального органа ПФР, включая исполнительные документы.
В том случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги) в следующем году, то в следующем году сумма ЕДВ выплачивается за вычетом стоимости набора социальных услуг (социальной услуги).
Приостановление, продление и возобновление ЕДВ производятся в порядке, определенном для трудовой пенсии в соответствии Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и с учетом Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правления ПФР и Минтруда России от 16 февраля 2004 г. N 15п/18.
ЕДВ прекращается:
1) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть получателя либо вступило в силу решение об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим;
2) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на ЕДВ.
Начисленные суммы ЕДВ, которые не были востребованы своевременно, выплачиваются за прошедшее время не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением.
ЕДВ, не полученная членом семьи погибшего военнослужащего своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Суммы ЕДВ за прошедшее время определяются с учетом информации о предоставлении получателю набора социальных услуг (социальной услуги).
Суммы ЕДВ, причитавшиеся члену семьи погибшего военнослужащего и не полученные им при жизни, наследуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Доставка начисленных сумм ЕДВ осуществляется за текущий календарный месяц. Доставка начисленных сумм ЕДВ пенсионерам, состоящим на учете в территориальном органе ПФР, производится одновременно с пенсией. Доставка ЕДВ пенсионеру осуществляется через организацию, доставляющую ему пенсию.
Член семьи погибшего военнослужащего вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку ЕДВ, и письменно уведомить об этом территориальный орган ПФР. Члену семьи, законным представителем которого является соответствующее учреждение, ЕДВ может перечисляться на счет указанного учреждения.
Получателям, проживающим в стационарном учреждении социального обслуживания, ЕДВ производится территориальным органом ПФР в общеустановленном порядке.
Доставочные документы на суммы ЕДВ оформляются в порядке, установленном для выплаты и доставки трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Члены семьи, имеющие право на получение ЕДВ, обязаны безотлагательно сообщать территориальному органу ПФР об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ЕДВ.
Сравнительный анализ ст. 21 и ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" показывает, что между указанными статьями имеется противоречие с точки зрения круга лиц, имеющих право на ЕДВ.
Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) ветеранов, распространяются на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Однако в ст. 23.1 данного Федерального закона указывается, что право на ЕДВ имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда.