Лунный свет на заре. Лунный свет на зарелики и маски однополой любви
Часть 1
В ЛАБИРИНТАХ ПОЗНАНИЯ
1-1. От ответов к вопросам
Слова, слова, слова
От теологии к сексологии
1-2. Влечения и комплексы
Теория Фрейда
Эволюция психоанализа
1-3. От анамнеза к анкете
Альфред Кинзи
Современные массовые опросы
Вопросы теории и методологии. Проблема бисексуальности
1-4. Гены, гормоны и мозг
Гомосексуальное поведение у животных
Гомосексуальность в свете эволюционной биологии
Эндокринология и нейрофизиология
В поисках гена гомосексуальности
Пол, гендер и сексуальность
1-5. Диагноз судьбы и судьба диагноза
Лечить или не лечить?
Отмена диагноза
Гомосексуальность и психическое здоровье
Особое мнение российской психиатрии
От текста к контексту.
От биологии к наукам о человеке
Социальный конструктивизм
Квир-теория
Часть 2
СКВОЗЬ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
2.1. Однополая любовь как феномен культуры
Этнография однополых отношений
Гомосоциальность и гомоэротизм
Гомосексуальность в мужских инициациях
Люди «третьего пола»
2-2. По странам и континентам
Передний Восток
Индия
Древний Израиль
Исламский мир
Китай
Япония
Американские цивилизации
2-3. "Греческая любовь"
Боги и герои
Происхождение древнегреческой педерастии
Мужская любовь в классической Греции
Гомоэротизм в изобразительном искусстве
Педагогический эрос или сексуальное использование?
Лесбийская любовь
Однополая любовь в Древнем Риме
Гомоэротизм в римской литературе
2-4. Христианская Европа
Содомский грех
Однополая любовь в среде рыцарей
Монастыри Гонения на содомитов «Красивый порок» Короли и фавориты
Гомоэротика в английской литературе. Шекспир.
Молли и либертины
2-5. " Любовь, не смеющая назвать себя"
Секуляризация содомии
Однополая любовь и философия Просвещения От феодального права к буржуазному Байрон Равенство прав и гомофобия
Любовь или дружба? Эллинизация однополой любви Привилегированные школы Джон Аддингтон Саймондс
Эстетизм и проза жизни
Медикализация однополой любви
От Эмерсона до Уитмена
Процесс Уайльда
Гомосексуальные скандалы в Германии
Кружок Блумсбери
Однополая любовь во французской литературе
Марсель Пруст
Андре Жид
Жан Кокто
Гомосексуальная культура в Германии
Томас Манн
Фашистский геноцид
2-6. Вдвойне невидимые
2-7. Все цвета радуги
Прекращение уголовного преследования
Гомофобия и гетеросексизм
Из подполья в культуру
Гомосексуальная тема в кино
Гомофильское движение в США
Стоунволл и радикализация гомофильского движения
Сексуальная революция и контркультура
СПИД и его социальные последствия
Борьба за гражданское равноправие
Обособление или интеграция?
2-8. В родных пенатах
Церковное право и народная культура
Великосветская жизнь и школьные приключения
Гомоэротизм в русской литературе
Криминализация и медикализация
П. И. Чайковский
Михаил Кузмин и друзья Гафиза
Сергей Дягилев
Зинаида Гиппиус
Лесбийская любовь
Цветаева и Парнок
Под сенью УК РСФСР
Отмена статьи 121 Состояние общественного сознания
Общественно-политическая активность геев и лесби- янок
Ч а с т ь 3
Я И ДРУГИЕ
3-1. В поисках себя
Как я стал таким?
Чувство непохожести
Родители и сверстники
«Экзотическое становится эротическим»
Половое созревание и образы
Сексуальные игры
Гомоэротические дружбы и влюбленности
Первый сексуальный опыт — совращение или осуществлен- ная мечта?
Стать самим собой
Мужские и женские траектории развития
Кому мне открыться сегодня?
Подростковые самоубийства
3-2. Групповой портрет без интерьера
Социально-демографический профиль
Психологический профиль
Геевская чувствительность
Сексуальный профиль
Однополые пары
Разновозрастные пары
«Голубые» родители
Старение
Геи и женщины
3-3. «Голубая» эротика
Гомоэротическое воображение
Психологические особенности мужской однополой любви
Гомосексуальный взгляд и поэтика мужского тела
Художник и его произведение
Критерии сексуальной привлекательности
Культ пениса
«Иконы»гомосексуального воображения
Андрогины и имперсонаторы
Андрофилы и бойлаверы
Гомосексуальные практики
Мастурбация и партнерский секс
Оральный секс — фелляция
Анальный секс
Связывание и дисциплина
Виртуальный секс
3-4. Наследницы Сафо
Будущее однополой любви
Создав собственную балетную труппу, Дягилев получил новые возможности выбирать красивых и талантливых лю-бовников, которым он не только помогал делать карьеру, но в буквальном смысле слова формировал их личности 47 . Эротические пристрастия Дягилева были запрограммирова-ны жестко, он увлекался только очень молодыми людьми. Его знаменитые любовники-танцовщики — Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Антон Долин, Сергей Лифарь — при-шли к нему 18-летними, а его последнее увлечение— ком-позитор и дирижер Игорь Маркевич — 16-летним. Власт-ный, нетерпимый и в то же время застенчивый (он стеснял-ся своего тела и никогда не раздевался на пляже), Дягилев не тратил времени на ухаживание. Пригласив подававшего надежды юношу к себе в гостиницу, он сразу же очаровы-вал его властными манерами, богатством обстановки и пер-спективой блестящей карьеры. Его обаяние и нажим были настолько сильны, что молодые люди просто не могли со-противляться. Мясин, который не хотел уезжать из Моск-вы, пришел к Дягилеву во второй раз с твердым решением отклонить предложение о переходе в дягилевскую труппу, но, к собственному удивлению, вместо «нет» ответил «да». Никто из этих юношей не испытывал к Дягилеву эротичес-кого влечения. Мясин и Маркевич, по-видимому, были гетеросексуалами, Нижинский до знакомства с Дягилевым был любовником князя Львова, а Дягилева больше боялся, чем любил. Работать и жить с Дягилевым было невероятно трудно. Он бывал груб на людях, отличался патологической ревностью (Лифарь называл его «Отеллушка»), ревнуя сво-их любимцев и к женщинам и к мужчинам, включая соб-ственных друзей, требовал безоговорочного подчинения во всем. Это касалось не только творческих проблем. Стоило Лифарю не надеть подаренную ему Дягилевым шляпу, как тот на него публично накричал: «Что? Она тебе не идет? Ты хочешь сказать, что у меня нет вкуса, что я не знаю своего ремесла? Вон с глаз моих, негодный щенок!» Однако он да-вал своим любовникам не только положение и роли, кото-рых они безусловно, заслуживали, но за которые в любой труппе идет жесткая конкуренция. Приблизив молодого че-ловека, Дягилев возил его с собой в Италию, таскал по концертам и музеям, формировал его художественный вкус и раскрывал его скрытые, неизвестные ему самому, таланты. Поскольку сам Дягилев не был ни танцовщиком, ни хореографом, между ним и его воспитанниками не могло быть профессионального соперничества, а получали они от него очень много, причем на всю жизнь. И хотя после не-скольких лет совместной жизни и работы их отношения обычно охладевали или заканчивались разрывом (как было с Нижинским и Мясиным), молодые люди вспоминали Дя-гилева благоговейно (исключением был Нижинский, с юности страдавший серьезным психическим заболеванием; уход от Дягилева, казавшийся ему освобождением, на са-мом деле усугубил его психические трудности).