Конспект урока:«Наша дружная семья». план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.
Планируемые результаты : учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала.
Оборудование : плакаты «Будь внимателен к близким!», «Помогай по дому!»; у учащихся — цветные фишки, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ проверочной работы
(Учитель анализирует ошибки, допущенные в проверочной работе, разбирает задания, которые вызвали затруднения.)
III. Актуализация знаний
(Можно использовать КИМы (тест 39, с. 55—56).)
IV. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела.
— Прочитайте на с. 41 учебника, как он называется. (Общение.)
— Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
— Что вам показалось особенно интересным? (Ответы детей.)
— Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.
Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать.
— Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, — подумал он.
Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
— Мама, вот он я! — закричал Толя.
Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
— Я не хочу быть невидимкой, — заплакал Толя. — Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
— Заинтересовала ли вас эта история? Что особенно запомнилось? (Ответы детей.)
— Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?
— Почему же Толя решил, что невидимкой быть плохо? (Ответы детей.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О семье.)
— Прочитайте тему урока на с. 42. (Наша дружная семья.)
— Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Прочитайте, что предлагает нам Муравьишка.
V. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
(Учащиеся отвечают на вопросы 1, 2 (с. 42).)
— Рассмотрите рисунок ниже. Расскажите о семье.
— Как вы понимаете слова «культура общения»? (Ответы детей.)
— Рассмотрите фотографии на с. 43. Выполните задание к ним.
(Учащиеся выполняют задание, затем рассказывают о своих семьях.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради №1,2 (с. 21).
(Самостоятельное выполнение.)
VI. Физкультминутка
(Учитель читает текст несколько раз, а учащиеся постепенно заменяют слова жестами (по одному слову после каждого прочтения). Колпак — дети показывают на голову, мой — на себя, треугольный - показывают руками треугольник, он - показывают на другого, не — мотают головой.)
Колпак мой треугольный
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак.
И если он не треугольный,
Значит, он не мой колпак.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте текст на с. 44—45 учебника. Обсудите в парах роль семейных традиций.
— Что такое традиция?
— О каких семейных традициях вы прочитали?
— Какие традиции есть в вашей семье?
— Какие семейные традиции вам понравились?
— Для чего нужны семейные традиции?
— Что вы можете сделать для сохранения добрых семейных традиций?
— А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье». Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.
— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.
— Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно? (Ответы детей.)
(Учитель вывешивает плакат «Будь внимателен к близким!».)
Усталая с работы
Пришла под вечер мать.
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметен,
Что, лежа на диване,
Читает книжку он.
— А как вы встречаете свою маму? (Ответы детей.)
— Что вы сделаете, если к вам пришел друг (подруга), а мама попросила вас ей помочь? (Ответы детей.)
(Учитель вывешивает плакат «Помогай по дому!».)
VIII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 45, в рамке).)
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
IX. Подведение итогов урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Как нужно вести себя по отношению к близким людям?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о традициях своей семьи.
Дополнительный материал
Две неряхи
Идет Лена по улице, а все на нее смотрят и гадают: девочка это или щетка от пылесоса? Висят на Ленином платье нитки всякие, в волосах перья застряли, клочки бумаги, щеки все в пыли, руки и ноги — тоже. Нет, щетка даже после большой уборки чище Лены.
У старичка одного в опрятном летнем костюме от этого редкого зрелища очки сами съехали на кончик носа.
— Девочка, — проговорил он, — почему ты такая грязная? Лена оглядела себя:
— Я... это... потому...
Это все, что она смогла пробормотать. Не нашлось у нее слов для ответа.
— Где же ты была? — спросил старичок. -У Веры...
— И ты у Веры платьем своим пыль вытирала, а косичками паутину сметала?
— Нет, — щеки у Лены запылали, — мы с ней в прятки играли. Залезли только под стол и под кровать, а больше ничего не делали.
— Гм... - кашлянул старичок.
А Лена скорее приводить себя в порядок стала, стыдно ей было глядеть в глаза старичку.
А кому еще стыдно должно быть? Кому?
Да Вере же, той самой, у которой Лена в гостях была, в прятки играла.
Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.
Раскрыть понятие « семья», « родство», «традиции»,«культура общения».
Развивать навыки работы в группах, обще – учебные умения и навыки (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и обобщения материала).
Воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.
Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наша дружная семья»
Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.
Раскрыть понятие « семья», « родство», «традиции»,«культура общения».
Развивать навыки работы в группах, обще – учебные умения и навыки (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и обобщения материала).
Воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.
Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала.
Ход урока
- Организационный момент
Наши ушки всё слышат
Наши глазки всё видит
Наши ручки нам не мешают, а помогают
IV. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела.
Чтобы узнать, о чём пойдет речь на уроке посмотрите на доску…(слайд 1)
Что вы видите? (на доске изображение дома)
Мысленно загляните в окошко этого домика и послушайте стихотворение
У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Мы будем говорить о семье)
Откройте пожалуйста учебники на с. 41 и прочитайте название раздела.. (Общение.)
- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
- Прочитайте тему урока на с. 42. (Наша дружная семья.)
- Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.) (Мы узнаем, что такое « семья», « родство», «традиции», «культура общения»).
- Прочитайте, что предлагает нам Муравьишка.
V. Работа по теме урока
Загадки (слова отгадки прикрепляем в виде облачков)
Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом.
Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!»
Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье?
Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.(Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)
Мама
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
Папа
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
дедушка
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа,
бабушка
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду,
Брат(сын)
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
сестрёнка
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
Ребята прочитайте кто живёт в нашей семье. (ученики читают слова отгадки: папа, мама, бабушка,…-это семья или родственники)
Семья – самые близкие для вас люди.
А сейчас мы познакомимся с ещё одной семьёй.(видео)
Вот с такой семьёй мы познакомились, и узнали какие обязанности есть у каждого члена семьи.
А какие обязанности есть у вас?(ответы детей)
Давайте откроем рабочую тетрадь на с. 24. и выполним задание № 2.
Помимо обязанностей в каждой семье есть свои традиции.
Что же такое традиции?
Традиции - то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Какие традиции есть в вашей семье?
А теперь посмотрим какие традиции есть в семье домовёнка.(видео)
VI. Физкультминутка (видео 2 мин)
VII. Продолжение работы по теме урока
Вернёмся к помощнику- учебнику на с. 42.
-Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите, как общаются в семье Серёжи и Нади.
Наши герои разговаривают, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.
- . Подумайте, что такое «культура общения»?
Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку- это культура общения. - Ребята скажите, пожалуйста, а у вас дружная семья?
А давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи.
Немного поиграем с вами, я буду говорить предложения, если они подходят к вашей семье, говорите да, если не подходят – нет.
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7. Вместе распределяют деньги на покупки.
8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
9. У каждого свой кошелек.
10. У каждого члена семьи свое хозяйство.
Когда в доме все друг другу помогают, он наполнен улыбками, в нем тепло и уютно всем.
Ребята а когда вы станете большими, вы хоте чтобы у вас была такая же дружная семья.
Давайте мы сейчас построим дом вашей мечты.
На брёвнышках вашего дома написаны слова, постройте дом из тех слов, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.
Какие слова вы использовали?
понимание |
раздражение |
вражда |
любовь |
взаимопомощь |
ссора |
радость |
безразличие |
уважение |
наказание |
VIII. Рефлексия
Давайте подведём итоги.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Как нужно вести себя по отношению к близким людям?
Домашнее задание
Сделать генеалогическое древо
сек. 6.6
Дома попробуйте создать древо жизни своей семьи.
Внизу, посредине вы пишете свое имя.
Выше, слева папа и его имя, справа мама и ее имя.
Над папой его папу и маму, ваших дедушку и бабушку.
Над мамой – ее родителей, бабушку и дедушку с маминой стороны и т.д.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ. В ШКОЛЕ.
Проверка домашнего задания. Ответьте на вопросы предложенного вам теста, выбрав один правильный ответ.
Проверь себя! Переходя улицу, необходимо быть собранным, внимательным, осмотрительным. Если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно, необходимо вызвать пожарников по телефону 01 . Оставшись дома один без взрослых, когда позвонят в дверь, ты должен позвонить папе, маме или в милицию.
Без чего не может жить человек?
НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ. В ШКОЛЕ.
Культура общения Культурное поведение Вежливая речь Доброе, уважительное отношение к человеку
Мы общаемся не только в семье, но и в … 1 2 3 4 5
Мы общаемся не только в семье, но и в … 1 ш к а ф 2 3 4 5
Мы общаемся не только в семье, но и в … 1 ш к а ф 2 д о с к а 3 4 5
Мы общаемся не только в семье, но и в … 1 ш к а ф 2 д о с к а 3 з в о н о к 4 5
Мы общаемся не только в семье, но и в … 1 ш к а ф 2 д о с к а 3 з в о н о к 4 м е л 5
Мы общаемся не только в семье, но и в … 1 ш к а ф 2 д о с к а 3 з в о н о к 4 м е л 5 п а р т а
ХОРОШО или ПЛОХО Выпуск подготовили учащиеся 2 класса. Школьная стенгазета. Выпуск №14.
Правила поведения на уроке и перемене.
Что такое культура общения? Нужна ли культура общения в семье и в школе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"
Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...
Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.(Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
7. У мамы сестра
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
8. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»
(ученики читают слова отгадки: папа, мама, бабушка,…-это семья или родственники)
2. Словарная работа. (работа в группах) слайд 5
А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.
Будем работать по группам. Каждая группа получит слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре.
Семья – группа живущих вместе родственников, сплочённых общими интересами.
Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков.
Традиции - то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7. Вместе распределяют деньги на покупки.
8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
9. У каждого свой кошелек.
10. У каждого члена семьи свое хозяйство.
V. Физминутка.
За дровами мы идем и пилу с собой несем (ходьба)
Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.
Чтобы печку протопить, надо много напилить. (движения пильщиков)
Чтоб дрова полезли в печке, их разрубим на дощечки. (движения дровосеков)
А теперь их соберем и в сарайчик отнесем (наклоны)
После тяжкого труда надо посидеть всегда. (садятся за парты)
VI. Продолжение работы.
- Вернёмся к помощнику- учебнику(стр. 46).
-Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите, как общаются в семье Серёжи и Нади.
Наши герои разговаривают, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.
Подумайте, что такое «культура общения»?
Вывод:
вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку- это
культура общения. (слайд 9)
- Упражнение «Продолжи предложение» (слайд 10)
Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения, которые сейчас появятся на доске.
Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
- Я люблю, когда бабушка…
- Мои мама и папа для меня самые…
- Я люблю своих родителей за то, что…
- Я доверяю своим родителям…
- Я люблю своего дедушку за то, что…
- Я хочу своим родителям пожелать…
- Свою семью я считаю…
- Моя мамочка для меня самая… - Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка … - Я желаю своим близким …
3. Пожелания родителей своим детям (видео) (слайд 11)
После таких приятных слов, хочется сделать что то доброе. Я предлагаю построить дом для вашей семьи. Назовём его…
4. Дом моей мечты. Приложение 1 (слайд 12)
Ребята, напишите на брёвнышках дома, те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.
Какие слова вы использовали? (домики вывешиваются на доску)
понимание |
раздражение |
вражда |
любовь |
взаимопомощь |
ссора |
радость |
безразличие |
уважение |
наказание |