Интервью с айваром пожарским. Способ оформления вышивки - мк айвара пожарского Айвар пожарский в контакте
Совсем я забросила свой раздел интервью. А между тем, за год скопилось аж 4 прекраснейших интервью с интересными людьми из мира вышивки. Пора исправляться и печатать материал. Итак, начну я с самого раннего интервью - с Айваром Пожарским. Как некоторые уже знают, в июньском номере журнала "Formula Рукоделия" вышло наше с ним интервью. К сожалению, журнальный формат - это не мой блог, так что оно сильно было сокращено. И вот, спустя почти полгода после публикаций, я хочу выложить полную версию. Конечно, оно сильно отличается, так как Айвар на днях внес кое-какие правки, все-таки, мир не стоит на месте. Одним словом - читайте и узнавайте что-то новое. У Айвара есть своя группа в
- Айвар, скажите, что вы больше всего в жизни любите?
- Свою работу. Не устаю повторять: я – счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом, за которое мне еще и платят.
- Как вы пришли к багетному оформлению?
По образованию, я – учитель рисования,черчения и труда, даже 4 года в школе отработал. Собственно тогда то на уроках трула мы с детишками и первые в моей жизни рамочки сделали. Кроме того, я – владел собственной художественной галерей, где выставлял в основном живопись и графику. Но раньше я не понимал вышивку, потому что ничего о ней не знал. Пришел я к работе с вышивкой после одного переезда, когда остался без клиентской базы и, следовательно, работы у меня было немного. В поисках клиентов я зашел на один сайт с вышивальными работами и началось! Именно в Интернете я познакомился с двумя известными багетчиками – Алексом Виктором и Всеволодом Марьяном. Именно с их подачи я заинтересовался оформлением вышивок и это внесло в мою жизнь новые творческие идеи. Здесь – большие возможности для творчества! В работе с вышивкой возможно декаративно-прикладное оформление. Вышивка – это объемный проект, в который вышивальщица вложила много труда. Оформляя вышивку, я чувствую тепло и энергетику каждой работы.
- Как долго вы занимаетесь багетным оформлением?
Мой опыт формировался в течение 20 лет. В декабре этого года будет юбилей. А свою первую раму я создал еще в 1984 году, работая в школе.
- Продолжаете ли вы обучение, совершенствование?
Я учусь до сих пор. Я окончил багетную школу, и был одним из первых, кто получил международный багетный сертификат
FATG в России. Номер его не помню, но точно меньше 1500.
- Сложно ли творить, а затем объяснять заказчику, почему именно так в итоге получилось?
Профессиональный багетчик должен объяснять, почему он сделал так, а не иначе. Таких понятий, как нравится/не нравится, нет в нашем лексиконе. Ведь что такое вышивка? Объемная картина в 3
D . И это очень важно при оформлении. Именно отталкиваясь от этого, нужно создать дизайн-проект чтобы вышивка и рама представляли собой единое целое.
- Расскажите немного о багетном мастерстве в России?
Багетное мастерство — падчерица всех искусств! Ее никто не ценит! Никто не изучает и не занимается данным видом искусства. До сих пор, на русском языке не написано ни одного серьезного труда по этому мастерству! По истории и стилю — да, книги есть, а по багетному дизайну — ничего. Три года назад была основана Гильдия Багетчиков и при ней русская багетная школа, в которой я преподаю свой курс.
- В чем состоит главная цель Гильдии Багетчиков?
Объяснить, что такое оформление работы. Оформление любой работы, в первую очередь — это сохранение работы! К тому же, многие хотят учиться и совершенствоваться, а Гильдия им в этом помогает.
- В чем вы видите свою цель, как педагога-багетчика?
Во-первых, мне, как багетчику, удалось донести до многих вышивальщиц, как нужно оформлять вышивку и что надо говорить приёмщице или багетчику. А во-вторых, улучшить вышивальную среду. Яркий пример: три года назад я стал ставить при оформлении двойное паспорту, тогда мало кто так оформлял. А сейчас, такое оформление — норма. Теперь работаем, чтобы ставили три! Или другой пример – музейное стекло, 20 лет назад музейное стекло в размере двух упаковок я продавал больше двух лет, а теперь оно составляет порядка 50% от общего числа моих заказов. Только моя мастерская эти две упаковки в течении одного месяца «кушает»
- А в чем особенность музейного стекла?
Оно не искажает цветопередачу работы, за счет специальных светофильтров. Оно придаёт работе другое ощущение восприятия, чем обычное стекло, и обеспечивает защиту вышивке, за счет отражения ультрафиолетовых лучей.
- Многие оформляют работу без стекла. Как вы относитесь к такому оформлению?
Я оформляю все свои заказы только со стеклом. Вышивка боится пять факторов: Ультрафиолет, влажность, насекомые, грязь и кислоты. Именно поэтому важно ставить стекло. Музейное стекло спасает вышивку от вредного воздействия света, а также предохраняет и от остальных вредных воздействий. а безкислотные материалы гарантируют, что работа не будет испорчена самим оформлением.
- Очень часто мы слышим такие фразы, как 3-ий уровень оформления, или 4-ый, но мало кто знает, что это обозначает?
Оформление вышивки делится на пять уровней: 1-ый уровень — готовая покупная рамка; 2-ой уровень подразумевает оформление с экономным вариантом (отказные или бракованные рамы, использование бюджетных материалов). Багетные мастерские должны работать с 3-ого уровня: при этом оформлении дается гарантия 5 лет и сама работа размещается только обратимым способом, допускающий ее демонтаж без повреждений. работы. 4-ый уровень, это — длительная консервация, с гарантией на 25 лет, кроме того вышивка защищается, как от внешней среды, так и от возможных вредных веществ в используемых материалах, в частности, от кислот, которые часто содержатся в картонах, используемых при бюджетном оформлении, или скотчках. А 5-ый уровень — музейный. Гарантия – порядка 30 лет. Здесь главная цель — продление жизни работы.
- Очень интересно. Наверное, у багетного бизнеса большая история?
В советское время багетного бизнеса, как такого, не было. Как явление он развивается последние 25-30 лет. Сейчас у многих западных багетных мастерских свои направления, кто-то специализируется на зеркалах, кто-то оформляет фотографии, а кто-то воссоздает рамы по старинным описаниям и технологиям. У нас же все «на все руки мастера»… Иногда эти руки оторвать хочется(((
- А кто для вас был примером для подражания?
Легендарная американская студия Ренсел (
Rensel Studio ). Когда-то давно, ко мне пришли заказчицы и показали их оформление. Мне очень понравилось, и я захотел если не повторить, то сделать что-то подобное. Когда у меня в мастерской появилась помощница Екатерина Александрова, то мы не только на пару с ней смогли сделать что-то подобное, но и в чем-то превзойти Ренсел студио. Хотя за её работой я слежу и сейчас, и так же восхищаюсь.
- Что вам лично хотелось бы сделать в багетном секторе?
Хотелось бы попробовать воссоздать старинные рамы. Вся проблема современного багетного оформления в том, что он проходится только по верхам, а нужно копать вглубь.
- Как у опытного мастера, не было ли у вас желания написать книгу?
Желание не только было, но и есть. Но катастрофически не хватает времени.
- Были ли у вас свои ученики?
Учеников у меня много. В каждого из них я вкладывал частичку себя, а потом часто происходило разочарование. Ведь ученик редко когда дорастает до уровня учителя или превосходит его. Но должен отметить, что среди них уже есть и те, которые сейчас достигли очень высокого уровня, и порой я даже у них новые идеи заимствую.
- А как же ваша помощница Екатерина Александрова?
Катя — огромная находка! Она не ученица, а именно помощница. Когда она пришла ко мне, то уже была профессионалом в технике декоративной росписи. Её не нужно было учить, так как она сама мастер, причем со своим почерком и стилем. Именно благодаря этому у нас получился прекрасный творческий тандем, так как у нас практически идентичен подход к оформлению, на базе «Не забей!» . То есть какими бы мы украшательствами не занимались, следует всегда помнить- что вышивка- это главное, а оформление- вторично.
- Как вы относитесь к китчу в оформлении?
Даже китч имеет право на существование, если работа и интерьер соответствующие!
- А как насчет критики в оформительстве?
Я стараюсь не обсуждать чужой дизайн, ибо не знаю всех условий приема работы на оформления. Ведь почему-то у нас считается, что заказчик всегда прав. Однако это далеко не так. Поэтому как можно критиковать коллег, за отвратительный дизайн, если это была прихоть клиента? Но другое дело, если коллеги используют вредные технологии и не проверенные материалы, да еще упорствуют…Тут не только критика уместна…
- Кто ваш любимый вышивальный дизайнер?
Я не многих знаю, но очень люблю мандалы Мартины Вебер. Последнее время набирают популярность отшивы по авторским схемам русских дизайнеров. Многие очень даже приятные - с ними работать одно удовольствие. Мне не очень нравятся некоторые русские и украинские покупные наборы. В них слишком много огрехов, как с художественной точки зрения, так и с точки зрения некачественных материалов.
-Что вам нравится в вышивке?
Лаконизм.
- С каким материалом вам нравится больше всего работать?
Я работаю только с деревом и с деревянным багетом. Никакого пластика! Дерево живое и теплое, оно так же сохраняет энергетику человеческих рук, как и вышивка.
. Это мое самое оригинальное оформление. А самое сложное моё оформление — леопард от Риолиса в резной раме. Это работа была сложной именно с технической точки зрения.- Есть ли что-то новое, что вы открыли для себя в последнее время?
Открытие прошлого года в оформлении для меня — светло-теневое паспорту. Оно интересно обрамляет работу. И что важно, оно не отвлекает на себя внимание. Тут важно помнить, что самое лучшее оформление – то, которого еще нет, которое вы не замечаете!
А сейчас я экспериментирую над созданием структуры нового картона для паспарту, которое даже планирую запустить в производство, чтобы оно было доступно коллегам. Это паспарту с различными цветными слоями бумаги в толщине картона, которые при вырезании окна дают одну или несколько цветных линий на срезе. То есть, используя один такой лист мы получаем эффекты, которые сегодня можно получить лишь при использовании двух а то и трех слоев картона, или расчерчивая линии рейсфедером. А Катя у меня последнее время увлеклась техникой декора рамки. Получаются просто потрясающие рамки, и все оригинальные и экслюзивные.
- Получается, что вы экспериментируете при оформлении?
Да. Постоянно. И слава Богу, что у нас такие замечательные клиентки, которые нас в этом поддерживают и ждут от нас креатива. Но, в разумных пределах. Часто вышивка в этом не нуждается.
- А если все же заказчице не нравится...
То мы все переделываем за свой счет. Но у нас такое — редкость. Да, может не нравиться паспорту, или отдельные детали, но не работа целиком. Однако если все таки такое случается, то тогда мы просто отдаем работу клиента назад, не смотря на то, что перепробовали несколько вариантов, и потратили уйму дорогостоящих материалов. Такое, как правило, случается с новыми клиентами, которые о нас слышали, но не знают специфики нашей работы - мы с ними просто не совпадаем во вкусах. Меня это не сильно расстраивает, так как все равно, тот вариант, от которого клиент отказался, является более чем достойным вариантом дизайна. А вот если бы мы пошли на поводу пожеланий такого заказчика, то скорее всего мне было бы стыдно показывать кому либо эту работу, и уж тем более подписывать на ней бирку, что она оформлена в нашей мастерской. А так, даже не состоявшийся заказ все равно сфотографирован и пополнит нашу галерею оформлений. И наверняка, другой заказчик будет уже отталкиваться от этого варианта.
*Все фотографии готовых работ взяты из группы Айвара
Новый способ натяжки вышивки, отвечающий всем консервационным стандартам и обратимости.Принцип закрепления вышивки аналогичен знакомому всем вышивальщицам натягиванию ткани на пяльцах для вышивания. Когда верхнее кольцо пялец, плотно прилегая к внутреннему кругу, крепко и надежно удерживает вышивку.
Этот способ оформления вышивки показал на своих занятиях в Багетной Школе в Москве специалист из Англии Стивен Макги.
Мы взяли метод на вооружение для работы в своей багетной мастерской, и предлагаем его освоить вышивальщицам, оформляющим свои вышивки самостоятельно.
Способ подходит:
- только для вышивок оформляемых с паспарту.
- Замечателен тем, что позволяет хорошо натянуть вышивку даже при очень маленьком поле свободной канвы (1 см).
- Подходит для разных тканей, но особенно хорош для натяжки тонких материалов типа льна или шелка.
Нам понадобится:
Берем пенокартон 5 мм и вырезаем из него прямоугольник размером будущей работы с прибавкой полей паспарту.
Размечаем внутри точно размер вышивки с запасом свободной канвы.
Обыкновенным но очень острым ножом аккуратно вырезаем прямоугольное отверстие и внутренность не выкидываем.
Резать нужно под острым углом по вертикали, чтобы пенокартон не крошился при резе.
Вырезанный квадрат пенокартона и будет для нас аналогом внутреннего кольца пялец для натяжки нашей вышивки.
На внутренний прямоугольник накладываем вышивку, аккуратно и ровно расположив ее, и вставляем снизу в вырезанное отверстие.
Точно так же как внутреннее кольцо пялец с тканью вставляли во внешнее кольцо.
Желательно между вышивкой и пенокартоном (как подложку под вышивку) проложить тонким белым синтепоном. Это нужно особенно когда изнанка вышивки неравномерная, имеет протяжки, утолщения или узелки, которые «утонув» в мягком слое подложки не проступят на лицо при натяжении вышивки.
Все это входит очень плотно в отверстие. Далее подтягиваем канву снизу, в нужных местах пока не добьемся идеально ровного и красивого натяжения
Вот что у нас получается сзади.
Теперь нужно разровнять сзади свободную канву, аккуратно «конвертиком» заложить уголки
подклеить к пенокартону сзади двухсторонний скотч там, куда не загнется свободная канва, и приклеить на него задник из обыкновенного переплетного картона, который все запрячет.
Теперь в таком виде вы можете нести работу в багетную мастерскую и заказывать под нее паспарту и рамку со стеклом
Данный способ идеален, если практически нет полей свободной канвы, или канва старая и сыпется. Для него достаточно поля в 1 см...
Понятно, что этот способ годится только под паспарту.
И сама вышивка должна быть аккуратно вышита, и не иметь сильных перекосов.
Но зато вообще никакого клея, и по необходимости все демонтируется без следов за считанные секунды.
И даже если вдруг оформленная вышивка немного провиснет со временем (или от изменения условий хранения), то вы без труда снова все подтянете.
Исполнитель мастер-класса Айвар Пожарский
Новый способ натяжки вышивки, отвечающий всем консервационным стандартам и обратимости.
Принцип закрепления вышивки аналогичен знакомому всем вышивальщицам натягиванию ткани на пяльцах для вышивания. Когда верхнее кольцо пялец, плотно прилегая к внутреннему кругу, крепко и надежно удерживает вышивку.
Этот способ оформления вышивки показал на своих занятиях в Багетной Школе в Москве специалист из Англии Стивен Макги
.
Мы взяли метод на вооружение для работы в своей багетной мастерской, и предлагаем его освоить вышивальщицам, оформляющим свои вышивки самостоятельно.
Способ подходит:
- только для вышивок оформляемых с паспарту .
- Замечателен тем, что позволяет хорошо натянуть вышивку даже при очень маленьком поле свободной канвы (1 см).
- Подходит для разных тканей, но особенно хорош для натяжки тонких материалов типа льна или шелка.
Нам понадобится :
- Лист материала называемого «пенокартон» толщиной 5 мм. Приобрести его можно в магазинах для художников, у рекламщиков, или спросить в багетных мастерских.
- Нож (резак как для картона)
- Линейка, карандаш
- Скотч для фиксации ткани на обороте под задник
Берем пенокартон 5 мм и вырезаем из него прямоугольник размером будущей работы с прибавкой полей паспарту.
Размечаем внутри точно размер вышивки с запасом свободной канвы.
Обыкновенным но очень острым ножом аккуратно вырезаем прямоугольное отверстие и внутренность не выкидываем.
Резать нужно под острым углом по вертикали, чтобы пенокартон не крошился при резе.
Вырезанный квадрат пенокартона и будет для нас аналогом внутреннего кольца пялец для натяжки нашей вышивки.
На внутренний прямоугольник накладываем вышивку, аккуратно и ровно расположив ее, и вставляем снизу в вырезанное отверстие.
Точно так же как внутреннее кольцо пялец с тканью вставляли во внешнее кольцо.
Желательно между вышивкой и пенокартоном (как подложку под вышивку) проложить тонким белым синтепоном. Это нужно особенно когда изнанка вышивки неравномерная, имеет протяжки, утолщения или узелки, которые «утонув» в мягком слое подложки не проступят на лицо при натяжении вышивки.
Все это входит очень плотно в отверстие. Далее подтягиваем канву снизу, в нужных местах пока не добьемся идеально ровного и красивого натяжения
Вот что у нас получается сзади.
Теперь нужно разровнять сзади свободную канву, аккуратно «конвертиком» заложить уголки
Подклеить к пенокартону сзади двухсторонний скотч там, куда не загнется свободная канва, и приклеить на него задник из обыкновенного переплетного картона, который все запрячет.
Теперь в таком виде вы можете нести работу в багетную мастерскую и заказывать под нее паспарту и рамку со стеклом
Данный способ идеален, если практически нет полей свободной канвы, или канва старая и сыпется. Для него достаточно поля в 1 см...
Понятно, что этот способ годится только под паспарту.
И сама вышивка должна быть аккуратно вышита, и не иметь сильных перекосов.
Но зато вообще никакого клея, и по необходимости все демонтируется без следов за считанные секунды.
И даже если вдруг оформленная вышивка немного провиснет со временем (или от изменения условий хранения), то вы без труда снова все подтянете.
Айвар Пожарский – известный в вышивальных кругах человек. Его имя – символ бережного отношения к вышивке и качественного оформления любых работ. Его мастерская Art Frame – место, где хотят оформить свою работу многие вышивальщицы. Именно он ввел понятие «арт-фрейм» в широкий обиход и показал всем, что из любой вышивки с помощью правильного оформления можно сделать неповторимый шедевр.
Наш корреспондент Яна Бебре взяла интервью у Айвара Пожарского на выставке «ФР»
ФР:
Айвар, скажите, что вы больше всего в жизни любите?
Свою работу. Не устаю повторять: я – счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом, за которое мне еще и платят.
ФР:
Как вы пришли к багетному оформлению?
По специальности я учитель рисования, черчения и труда, также обучался в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Кроме того, я еще и художник-акварелист. Знаете, раньше я не понимал вышивку, потому что ничего о ней не знал. Пришел я к работе с вышивкой после одного переезда, когда остался без клиентской базы и, следовательно, работы у меня было немного. В поисках клиентов я зашел на один вышивальный форум – и началось! Именно в Интернете я познакомился с двумя известными багетчиками – Алексом Виктором и Всеволодом Марьяном, которые объяснили мне специфику работы с вышивками. С тех пор этот вид оформлений стал основным в моей работе, и он привнес много новых творческих идей. Здесь большие возможности для творчества! В работе с вышивкой возможно декоративно-прикладное оформление. Вышивка – это объемное изображение, в которое вышивальщица вложила много труда. Оформляя вышивку, я чувствую тепло и энергетику каждой работы.
ФР:
Как долго вы занимаетесь багетным оформлением?
Мой опыт формировался в течение 20 лет. В декабре этого года будет юбилей. А свою первую раму я создал еще в 1984 году.
ФР:
Продолжаете ли вы обучение, совершенствование?
Я учусь до сих пор. Мы основали Русскую багетную школу, и я был одним из первых, кто сдал экзамен на звание «Добросовестный оформитель» FATG (Англия) в России. Я стараюсь не пропускать ни одного занятия, которые проводят в ней мои коллеги из других стран.
ФР:
Сложно ли творить, а затем объяснять заказчику, почему именно так в итоге получилось?
Профессиональный багетчик должен объяснять, почему он сделал так, а не иначе. Таких понятий, как «нравится – не нравится», нет в нашем лексиконе. Ведь что такое вышивка? Объемная картина в 3D. И это очень важно при оформлении. Именно отталкиваясь от этого, можно создать дизайн-проект чтобы вышивка и обрамление представляли собой единое целое.
ФР:
Расскажите немного о багетном мастерстве в России?
Багетное ремесло – падчерица всех искусств! Долгое время им вообще никто не занимался, а в России в советское время оно практически было утрачено. До сих пор на русском языке не написано и не переведено ни одного серьезного труда по этому мастерству! Хотя на Западе подобной литературы достаточно. Но два года назад была основана Гильдия багетчиков и при ней открыта Русская багетная школа, что позволяет надеяться, что ситуация изменится.
ФР:
В чем состоит главная цель Гильдии багетчиков?
Внедрить сберегающие технологии и обратимость в повседневную практику коллег. Заполнить информационный вакуум. Отстаивание профессиональных интересов перед государством. Мало кто понимает, что багетное ремесло стоит в авангарде по защите культурных ценностей. От нашей добросовестности зависит, доживут ли будущие раритеты до музеев или сгинут в небытие.
ФР:
В чем вы видите свою цель как педагога-багетчика?
Во-первых, мне много приходится общаться как с клиентами, так и с коллегами. Клиентам я объясняю основные моменты, на которые стоит обращать внимание при заказах, так как многие наиболее важные для сохранности их работ операции скрыты от глаз. А с коллегами я делюсь теми наработками, которые родились в недрах моей мастерской. Яркий пример: два года назад я стал использовать при оформлении тройное паспарту, тогда мало кто так оформлял. Сейчас, такое оформление – норма, а светотеневое 4-слойное – наша коронная фишка. Или другой пример – музейное стекло, 20 лет назад музейное стекло я не мог убедить клиентов поставить даже на музейные вещи, а теперь оно составляет порядка 50% от общего числа заказов.
ФР:
А в чем особенность музейного стекла?
Оно не искажает цветопередачу и снимает блики. Придает работе другое ощущение восприятия по сравнению с обычным стеклом и обеспечивает защиту изображению от ультрафиолета.
ФР:
Многие оформляют работу без стекла. Как вы относитесь к такому оформлению?
Я оформляю все работы только со стеклом. Вышивка боится многих факторов: света, влажности, насекомых, пыли, кислоты и т. п. Именно поэтому важно ставить стекло. Музейное стекло спасает вышивку от вредного воздействия ульрафиолета, а безкислотные материалы гарантируют, что работа не будет со временем испорчена самим оформлением.
ФР:
Очень часто мы слышим такие фразы, как «третий уровень оформления» или «четвертый», но мало кто знает, что это обозначает…
Оформление делится на пять уровней: 1-й уровень – готовая покупная рамка; 2-й уровень подразумевает оформление с экономным вариантом (отказные или бракованные рамы, использование бюджетных материалов).
Багетные мастерские должны начинать работать с 3-го уровня – при этом оформлении дается гарантия 5 лет и используются обратимые технологии. Также обеспечивается защита от воздействий окружающей среды. Он используется при оформлении малоценных вещей.
4-й уровень – то же, что и на 3-м уровне, но используются только безвредные материалы для данного вида изображений. Обеспечивается длительная консервация с гарантией
25 лет. Визуально оно может практически ничем не отличаться от рекомендованного, но по стоимости будет существенно дороже за счет использования дорогих специальных материалов
А 5-й уровень – музейный. Гарантия – порядка 30 лет. Здесь главная цель, помимо защиты, еще и продление жизни работы.
ФР:
Очень интересно. Наверное, у багетного бизнеса большая история?
В советское время багетного бизнеса как такового не было. Как явление он развивается последние 20 лет и еще весьма хаотичен. В то же время у западных багетных мастерских свои специализации, кто-то работает с зеркалами, кто-то оформляет фотографии, а кто-то воссоздает рамы по старинным описаниям и технологиям.
ФР:
А кто для вас был примером для подражания?
Легендарная американская студия «Ренсел» (Rensel Studio). Когда-то давно ко мне пришли заказчицы и показали их оформление. Мне очень понравилось, и я захотел если не повторить, то сделать что-то подобное. Когда у меня в мастерской появилась помощница Катя, то мы не только на пару с ней смогли сделать что-то подобное, но и в чем-то превзойти «Ренсел». Хотя за работой этой студии я слежу и сейчас – и так же восхищаюсь.
ФР:
Что вам лично хотелось бы сделать в багетном секторе?
Хотелось бы попробовать воссоздать старинные рамы. Вся проблема современного багетного оформления в том, что он проходится только по верхам, а нужно копать вглубь.
ФР:
Как у опытного мастера, не было ли у вас желания написать книгу?
Желание не только было, но и есть. Но катастрофически не хватает времени.
ФР:
Были ли у вас свои ученики?
Учеников у меня много. Но я даю лишь первоначальный толчок. Лишь от самого ученика зависит, сумеет ли он воспользоваться этим ускорением или пойдет по пути наименьшего сопротивления и будет просто зарабатывать деньги. Но радует то, что некоторые все же находят силы подняться над обыденностью и приобретают свое самостоятельное лицо. Тогда уже и я начинаю у них перенимать их опыт.
ФР:
А как же ваша помощница Екатерина?
Катя – огромная находка! Она не ученица, а именно помощница. Когда она пришла ко мне, то уже была профессионалом в технике декоративной росписи. Ее не нужно было учить, так как она сама мастер. Именно благодаря этому у нас получился прекрасный творческий симбиоз.
Позже Катя сдала экзамен на международный сертификат FATG.
Поэтому наша мастерская чуть ли не единственная в стране, где все сотрудники имеют высшую международную квалификацию.
ФР:
Как вы относитесь к китчу в
оформлении?
Даже китч имеет право на существование, если работа и интерьер соответствующие!
ФР:
А как насчет критики в офор-
мительстве?
Я стараюсь не обсуждать чужой дизайн, ибо не знаю всех условий. Часто оформление подбирается под интерьер, который диктует свои особенности.
ФР:
Кто ваш любимый вышивальный дизайнер?
Я не многих знаю, но очень люблю мандалы Мартины Вебер. Мне не очень нравятся некоторые русские и украинские дизайны. В них слишком много огрехов, как с художественной точки зрения, так и с точки зрения некачественных материалов.
ФР:
Что вам нравится в вышивке?
Вышивки, как и любой текстиль, теплые, уютные. Они сохраняют тепло рук вышивальщицы.
ФР: С каким материалом вам нравится больше всего работать?
Я работаю только с качественным материалом. Это деревянный багет и хорошее паспарту со стеклом. Никакого пластика!
ФР:
В чем суть вашей работы?
Максимально выгодно и интересно подать вышивку. Это или создать арт-фрейм, где изображение и оформление составляют единый арт-объект, или полностью бросить все силы на подачу самой вышивки, тогда мой дизайн вообще не заметен.
Говорить о строжайшем соблюдении всех сберегающих технологий даже не стоит, это само собой разумеющееся. Радует, что много клиентов заказывают нам консервационное оформление, как на современные, так и на старинные вышивки, которые в противном случае так бы и лежали по сундукам и чемоданам. А тут появилась возможность их достойно оформить и сохранить на основе современных материалов и технологий
ФР:
Есть ли у вас за 20 лет работы знаковая работа?
Наверное, для меня такой работой стал кот «Слишком устал». Это мое самое оригинальное оформление. А самое сложное мое оформление – леопард в резной раме. Эта работа была сложной именно с технической точки зрения.
ФР:
Есть ли что-то новое, что вы открыли для себя в последнее время?
Есть, и много!
Это и светотеневое паспарту, которое пока никто не делает, за редким исключением. Оно интересно обрамляет работу. И что важно, его как бы нет. Тут важно помнить, что самое лучшее оформление – то, которого нет!
Это и декоративные полоски в древнейшей турецкой технике эбру, и наборные паспарту, которые содержат в своей основе цветные слои бумаги. Последние не производятся промышленно, поэтому все это мы делаем сами.
ФР:
Получается, что вы экспериментируете при оформлении?
Да. Одна из моих последних находок – кулисное паспарту. Вышивка оформляется как театральная композиция. Есть первый план, второй план и сама работа.
Но важно отметить, что багетчику можно и нужно экспериментировать, но не за счет клиента.
ФР:
То есть если заказчице не нравится...
То мы все переделываем за свой счет. Но у нас такое – редкость. Да, может не нравиться паспарту или отдельные детали, но не работа целиком. В моей практике не было такого, чтобы клиент забрал работу и ушел ни с чем.
ФР:
Желаем вам успеха и побольше активных вышивальщиц!
Для многих мастерских работа с паспарту — чуть ли не основная операция при оформлении произведений. К сожалению, не все багетчики уделяют этому достаточно внимания, хотя именно от дизайна паспарту во многом зависит подача и восприятие оформляемой работы.
Прежде всего, напомню. что предназначение паспарту в создании необходимой дистанции, предотвращающей соприкосновение изображения со стеклом.
Отсюда следует что практически все работы. выполняемые под стекло должны иметь или паспарту или дистанцию между стеклом и произведением.
При этом на различных видах изображений одного слоя паспарту бывает недостаточно. Для начала рассмотрим однослойное паспарту.
Первый же вопрос, который возникает у дизайнера: какого цвета и тона выбрать картон?
Всем известна традиционная рекомендация: «Паспарту должно быть темнее светлого и светлее темного в работе». Это правило подходит для большинства случаев, хотя и не является универсальным. К тому же. совершенно не ясно НАСКОЛЬКО СВЕТЛЕЕ? НАСКОЛЬКО ТЕМНЕЕ? А ведь именно от этого н зависит точность оформления.
И тут мы должны вспомнить, как «работает» паспарту.
Во-первых, оно может быть как «туннель». Это примерно то же самое, когда из темной комнаты мы смотрим через открытую дверь на улицу. При «туннельности» паспарту. ставится относительно темнее общего тонального строя работы. Таким образом, задается как бы месторасположение объекта «В ГЛУБИНЕ за паспарту» Во-вторых, «растворение фонов» — в этом случае цвет и тональность паспарту выбирают исходя из фоновых элементов второго или дальнего плана. По сути, такой прием имитирует «глубину резкости» у фотографов. С его помощью мы в состоянии управлять глубиной пространства объекта и восприятием его отдельных элементов.
В-третьих, паспарту работает как выдержка у фотоаппарата. При светлых оттенках, оно выявляет световые нюансы в работе, но все тени сливаются темным пятном и наоборот, при темных оттенках — выбеливает свет и раскрывает богатство теней.
То есть, через паспарту мы можем управлял, и объемно-пространственной видинием оформляемого предмета и его компонентов. Поэтому перед выбором дизайна нужно внимательно изучить сам объект обсудить с клиентом все нюансы восприятия. и лишь затем предлагать те или иные художественные решения.
А теперь рассмотрим различные варианты оформления на примере одной вышивки «Девочка на белом медведе». Это произведение отличается достаточно сдержанной палитрой красок, небольшим объемом «пушистости» в хлопьях белого снега в фоне и наличием металлизированных элементов в одеянии. Само изображение условно иллюстративно. иначе говоря — плоскостно.
Фото 1. Паспарту подобрано достаточно темное, под цвет темных участков платья девочки, что создает эффект туннеля. Сама вышивка четко позиционируется в глубине.
Фото 2. Паспарту выбрано значительно светлее, под цвет светлых тонов платья. В результате сама девочка «выходит» на передний план и концентрирует на себе внимание.
Фото 3. Паспарту также достаточно светлое по тону (как и на фото 2), но имеет оттенок теней у медведя — второстепенного элемента изображения. Тем самым паспарту как бы раздвигает границы вышивки и становится ее фоном. При этом вышитые хлопья белого снега получаются более заметными. Однако оформителю приходится учитывать и много других факторов. Например. вариант с темным паспарту, хоть выделяет и концентрирует внимание на самой вышивке, но под простым стеклом будет сильно бликовать, что затруднит визуальное восприятие.
Нейтрализовать блики или сделать их менее заметными можно при использовании более светлого паспарту, но тогда пропадет эффект «туннельности».
Вместе с тем. концентрировать внимание зрителя на вышивке можно и другими приемами. Например, обводкой или внутренней рамочкой.
На фото 4 показан пример с использованием У-канавки. Это позволяет добиться того же эффекта, что и с более темным паспарту, но выглядит элегантнее. И все же при таком тоне, паспарту хоть и светлее, но не достаточно, чтобы устранить блики. Поэтому на фото 5 показан вариант с использованием светлого паспарту (как на фото 3). Однако здесь присутствуют две дополнительные голубые линии разной толщины, что имитирует «рамку в рамке» и концентрирует внимание на изображении. Но сама работа содержит некоторые детали, которые также хотелось бы подчеркнуть (например, серебряная нить в платье). Это можно сделать при комбинации расчерчивания линий серебряной краской рейсфедером и тонировки внутренних полос сухой пастелью или акварелью, то есть создания упрощенного варианта «французского паспарту» (Фото 6, 7) .
Должен отметить, варианты разлиновки рейсфедером или заливок акварелью — «французское паспарту» — нужно делать на качественном, хорошо проклеенном картоне. В нашей мастерской мы перепробовали разные виды и остановились на картонах Moorman и Scappi. Поскольку эта продукция отличается предсказуемостью результата. От таких картонов не приходится ждать подвоха в виде потеков краски или отслоений.
Вариации «французского паспарту» позволяют также привносить в изображение элементы декора или дополнять его. Так на фото 8, 9 декоративные полоски имитируют узор на льду, но при этом концентрируют внимание на самой работе.
Как видно на этих примерах, даже одинарное паспарту помогает очень эффектно подавать обрамляемую работу н управлять зрительским восприятием.
Кроме того, дополнительные художественные приемы увеличивают необходимые поля паспарту, что приводит к удорожанию заказа, и. соответственно, к существенному увеличению прибыли. Хотелось бы еще сказать: усложнение дизайна одинарного паспарту, которое считается бюджетным оформлением, настолько усиливает эстетическое впечатление. что клиент готов платить за это лишние деньги!
Но нужно отметить, что для данной вышивки одинарное паспарту не подходит, поскольку она содержит объемные элементы — «хлопья» снега. Одни слой паспарту не обеспечит необходимой дистанции до стекла, и эти «снежинки» будут примяты.