Багряный цвет - описание, особенности и интересные факты. Николай тюханов - афганистан текст песни с аккордами И прииди́те, и истя́жимся друг с другом
> > Афганистан
Николай Тюханов - Афганистан Текст песни с аккордами
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
По заказу Эмилии (Беларусь)
Оригинальная тональность - примерно Gm
Вступление: Am - 2 раза Am Am Am Dm7 Dm7 E E Am Fmaj7
Am
Кто посмел, кто послал? Заглянуть бы в глаза...
Gm A7
А им что, пацанам - вещмешок, да вокзал
Dm7 Fm
От опек, от тоски бестолкового дня
Cmaj7 E
Я вернусь, мужики, мать, молись за меня!
Звёзды в сотню карат, дым в вагонах столбом,
Чей-то мат-перемат, чей-то смех, чей-то стон
И на север спешат тополя босиком,
Cmaj7 E
По-октябрьски в ушах ветер плачет тайком
Am
Прими нас, Земля с голубыми глазами,
Am Dm7
Ты - грань, за которой уже не поможешь слезами
Dm7 E
Прими меня, небо с багряным подтёком,
E Am Fmaj7
А юность отставшим платком машет где-то далёко-далёко...
Молчаливый упрёк гор с печалью седой,
А урок нам не впрок, коль не наш, а чужой
Да, есть понятие Долг, но есть понятие Честь!
Что ж ты сразу умолк, где геройская спесь?
Пой теперь о любви, чтоб скорей всё забыть,
Только руки в крови за всю жизнь не отмыть!
Ложь укрылась от ран за словесный узор...
Кто ж теперь ты, Афган, наша боль и позор?
E Am E
А так ли мы сами чисты, чтоб кого-то топтать сапогами?
Время смоет кровь с гор, вновь рассеется страх...
Почему ж до сих пор они являются в снах,
Те, кого не вернуть, те кого не забыть?
И уже не уснуть - остаётся просить...
Прости меня, небо с багряным подтёком!
Ты будешь мне вечным, до последнего вздоха, упрёком
Прости нас, Земля с голубыми глазами!
А так ли мы сами чисты, чтоб кого-то топтать сапогами...
Цвет - это настоящее чудо. Каждый человек видит и познает мир в цветах. А ведь основных всего три: синий, желтый, красный. Другие оттенки получаются при их смешивании. «Язык» цветов не связан с культурой и расой, он интернационален.
Теплые и холодные цвета
Это условные обозначения, но они помогают в познании. Например, солнце на закате красное, днем - желтое или оранжевое. Эти оттенки ассоциируются с теплом, жизненной энергией, радостными эмоциями. Или другой, пример, звездное ночное небо, море кажутся нам холодными и синий цвет им наиболее подходит. также относится к но он ближе к теплым и вызывает у людей другие эмоции.
Яркость или тон
Это наличие в каком-нибудь цвете разного количества белого или черного. Первоначально красный выглядит почти как черный, а добавляя к нему белый, он начинает постепенно светлеть и становится розовым и далее полностью переходит в белый. Черный цвет также может быть разным.
Оттенок
Это понятие также означает цвет. Все спектральные цвета делятся на основные, которых насчитывается семь.
Между ними располагаются так называемые переходные цвета и тот, который наиболее близко находится к основному называют оттенком. Например, между красным и оранжевым также присутствуют тона, в которых больше или того или иного цвета. Самый ближний к красному - это его оттенок.
Происхождение названия цветов
Багряный цвет это какой? В синонимических словарях - это кровавый, красный, алый, багровый, пунцовый, вишневый, пурпурный. В церковнославянских - это чермный, червленый, рыжий.
Существует две группы обозначения краски или цвета: древние, это белые и черные; новые, пришедшие из чужих языков.
- Багряный и багровый цвет. Одним общим словом багр называли краску красную и ее оттенки. В результате получилось два названия: багряный и багровый. Первый - это яркий чистый красный, второй - красный густой цвет.
- Красный. Алый цвет в Древней Руси назывался червонный или червленый, так как краску готовили из определенного вида червяков (червецов). Старославянское наименование красного - это чермное, т. е. прелестное, красивое. Корень этого слова красный обозначает то, что несомненно, радует глаз - красный молодец, красна девица, красно солнышко.
- Бордовый. Означает темно-красный. Название было заимствовано из французского языка.
О листьях
В странах, где есть четыре времени года, существует возможность наблюдать за удивительным явлением - жизненным циклом листьев, начиная от появления почки и вплоть до изменений зеленой листвы на багряный цвет, а далее желтый. По их внешнему виду можно определить:
- достаточно ли поступает питательных веществ, в том числе микро- и макроэлементов с водой;
- баланс питания;
- состояние здоровья растения.
Например, при избытке кислот, поступающих с водой, по краям листиков образуется красноватый оттенок. В осенний листопад деревья и кустарники освобождаются от многих вредных веществ, накопившихся в пластинах листка. Покраснение и пожелтение их это явный признак перемен. В отсутствие света процесс образования хлорофилла угасает и лист теряет зеленый окрас. Именно в этот период активно проявляются желтые и оранжевые пигменты.
Некоторые деревья (дикий виноград, осина, клен) приобретают красивый багряный цвет листьев. Это превращение становится возможным благодаря содержанию, антоциана, который растворен в водянистой жидкости растения. При низкой температуре окружающей среды его количество увеличивается, и листовая пластина приобретает буроватый оттенок. Поступление питательных веществ и этот период существенного уменьшается и постепенно совсем прекращается.
Багряный цвет: психологическая характеристика
Люди, склонные к возбуждению, раздражению не выдерживают в течение длительного времени красный цвет, они его отвергают. Покой, отдых и разрядку находят в других оттенках. Красный для них воспринимается как угроза, а не как собственная мощь, сила. Отторжение багряного может быть связано с психическим и физическим истощением организма индивида, его общей слабостью.
Проведение цветовых тестов на пациентах с сердечно-сосудистыми патологиями позволило вести наблюдения за клиническим проявлением заболевания и психическими процессами. Индивид, находящийся в течение длительного времени под воздействием сильнейшего стресса и из-за него приближающийся к поражению сердечной мышцы или инфаркту, выбирает сине-зеленый вместе с багряно-красным цветом.
Этот факт свидетельствует о сильнейшем напряжении. Однако, серый и коричневый тон указывает, что у человека уже преобладает истощение нервной системы. Синий цвет, символизирующий покой, он не воспринимает. Красный цвет обладает возбуждающим действием. В кардиналов всегда присутствует этот тон.Знамя русской революции окрашено в багряный цвет. Красное - это господство, переворот.
Могущественным ощущает себя тот, кто полон энергией, жизненной силой и наделен чувством собственного достоинства. Именно эти качества и символизирует красный цвет. Однако, слабый перед сильным воспринимает его как угрозу. Поэтому предметы, которые указывают на опасность окрашены в красный цвет.
Красные пожарные машины и противопожарное оборудование воспринимаются как огромная степень тревоги. В этом случае действие багряного цвета проявляется как раздражающие и впоследствии вызывает возбуждение. На светофоре красный сигнал, предупреждая водителя об угрозе столкновения, заставляет его остановиться.
- Черный ящик или который имеется на всех самолетах, на самом деле красного цвета. Такая окраска позволяет его быстрее обнаружить в случае катастрофы.
- На корриде бык реагирует не на плащ красного цвета матадора, а на движение. Он не способен различать цвета. На красном фоне не так заметна кровь животного.
- В стиле кантри используют большое количество приглушенных цветов. Интерьеры выполняют в красках, близких к природе: зеленом, желтом, голубом, нежно-розовом и золотисто-багряном цвете.
- Красной краской раскрашивали лица древнеримские полководцы, одержав победу. А делали они это в честь Марса - бога войны.
- «Красное сердце» - так называют откровенного человека в Китае.
- В восточных странах, в красные одежды одевались все участники брачной церемонии.
Цветотерапия или лечение цветом
Эта наука ведет свое исчисление с 1877 года. Ученые Баббит и Плезантон занимались исследованием целебных свойств цвета. В опубликованных научных трудах были даны рекомендации по использованию цветов при лечении разных патологий. При бесплодии рекомендовалось использовать багряный цвет, а для лечения расстройств центральной нервной системы - голубой оттенок.
В девятнадцатом веке одним из немецких врачей было выявлено, что расширяет сосуды красный цвет, а сужает - синий. Цвет способен излучать энергию, которую надо использовать во благо своего здоровья. От психологического состояния индивида зависит выбор цвета одежды. Если в ранние утренние часы человек испытывает усталость, то выбор останавливается на нарядах оранжевого, красного или желтого цвета.
После тяжелого и напряженного рабочего дня, и неустойчивого психологического состояния, проявляющегося нервозностью, раздражительностью, в вечернее время появляется желание одеться в спокойные цвета: зеленые, голубые или синие. Наше состояние и психическое, и физическое требует таких перемен в связи с тем, что имеется связь между физиологическими показателями индивида и цветами, на которые человек смотрит.
В организме происходит следующая цепочка. Неяркие, мрачные оттенки посылают эндокринной системе мало импульсов, соответственно синтез гормональных веществ, оказывающих непосредственное влияние на жизненный тонус, уменьшается. Снижается сопротивляемость организма, хронические болезни обостряются.
Еще Авиценна рекомендовал одежду красного цвета во время болезни или хандры. Красный - убирает отрицательные эмоции, тоску, оказывает стимулирующие влияние на работу мышц и внутренних органов. Для поднятия настроения бывает достаточно положить красные салфетки или поставить красное блюдце.
Шерстяной ниточкой красного цвета обвязывали место вокруг ушиба для снятия болевого синдрома и быстрейшего выздоровления. Багряный действует как обезболивающее при болях в позвоночнике, заживляет язвенные поражения желудка, лечит воспалительные процессы наружных половых органов. Польза этого цвета проявляется во многих овощах и фруктах. Он эффективен при лечении депрессивных расстройств, подавленного состояния.
Сангвиникам и холерикам красные оттенки не рекомендуются. Носить одежды этого цвета желательно недлительное время. Энергетика красного цвета помогает отстаивать свои права, отводить неприятные переживания, достигать цели, придает уверенности.
В заключение
Как выглядит багряный цвет? Это темно-красный с лиловым или синеватым оттенком, густо-красный с синеватым оттенком именно так выглядит этот цвет глазами художников. У них несколько другие названия цветов и их восприятие. Например, модное в начале двадцатого столетия слово «геморроидальный» означало красный цвет нездорового индивида. Другими словами, багряный - это широкая гамма всех оттенков красного цвета.
Иван Павлович Багря́ный (укр. Іва́н Па́влович Багря́ний ; настоящая фамилия Лозовяга или Лозовягин , укр. Лозов"яга, Лозов"ягін ; -) - украинский прозаик , поэт , публицист , драматург , политический деятель.
Молодость
В годы Гражданской войны и в начале 1920-х годах находился на советской общественно-политической работе, однако в 1925 году вышел из рядов комсомола. С 1926 начинает заниматься литературной деятельностью (дебют в киевском журнале «Глобус»), входит в группу «МАРС », где сближается с Е. Плужником , Г. Косынкой, В. Пидмогильным . Публикуется в «Глобус», «Всесвіт », «Життя й революція», «Червоний шлях» и др.
Аресты, заключения
В 1920 - 1930 годах Иван Багряный участвовал в деятельности литературного объединения «Мастерская революционного слова ». 16 апреля 1932 года арестован в Харькове по обвинению в «проведении контрреволюционной агитации» в своих литературных произведениях, таких, как поэма «Ave Maria» (1929), исторический роман «Скелька», поэмы «Тінь», «Вандея», «Гутенберг», социальная сатира «Батіг». Провёл несколько месяцев в камере одиночного заключения во внутренней тюрьме ОГПУ. 25 октября 1932 года отправлен на 3 года в спецпоселение на Дальний Восток . Безуспешно пытался бежать, срок продлён на 3 года, но отбывать его пришлось уже в лагере БАМ.
Эмиграция
В 1945 году ещё до разгрома гитлеровских войск, Багряный эмигрировал в Германию по линии ОУН.
После войны написал брошюру «Чому я не хочу повертатися до СРСР?» («Почему я не хочу возвращаться в СССР?»), где изложил политическую декларацию от имени бывшего остарбайтера и военнопленного. В памфлете СССР был представлен как «родина-мачеха», устроившая геноцид против собственного народа. В 1948 году Багряный основал Украинскую революционно-демократическую партию (УРДП). С этого же года и до самой смерти редактировал газету «Українські вісті », где сотрудничал с Ф. П. Пигидо . Возглавлял исполком Украинского национального совета , был заместителем «президента УНР в эмиграции» С. Витвицкого .
Премии
Сочинения
Романы
- «Марево» (запрещён к печати цензурой)
- «Скелька», роман в стихах (Харьков, 1930)
- «Тигроловы» (Львов - Краков, 1944)
- «Любимая» (1944; уничтожен автором)
- «Гефсиманский сад» (Новый Ульм, 1950)
- «Маруся Богуславка», первая часть эпопеи «Буйный ветер» (Мюнхен, 1957)
- «Человек бежит над пропастью» (Новый Ульм - Нью-Йорк, 1965; посмертно)
Повести
- «Разгром», повесть-вертеп (1948)
- «Огненный круг» (Новый Ульм, 1953)
Рассказы
- «Чёрные силуэты: пять новелл» (Ахтырка, 1925; состав: "Этюд", «Мещаночка», «Мадонна», «Петро Каменяр», «„Заец“»)
- «Из рассказов старого рыбака» (1927)
- «В сумерках» (1927)
- «Пацан» (1928)
- «Рука» (1928)
- «У горы Митридат» (1929)
Пьесы
- «Сирень»
- «Генерал» (1944)
- «Моритури» (1947)
Сборники стихов
- «К запретным границам» (Киев, 1927)
- «В поте лица» (1929) (запрещён к печати цензурой)
- «Золотой бумеранг» (1946)
Поэмы
- «Монголия» (1927)
- «Собачий пир» (Киев, 1928)
- «Вандея» (1928)
- «Ave Maria» (Харьков, 1929)
- «Кнут» (1928-1930)
- «Гутенберг» (1928-1930, исчезла в начале 1930-х гг.)
- «Комета», сатирическая эпопея (1928-1930, сохранилась не полностью)
- «Гуляй-Поле» (Тернополь, 1944)
- «Антон Беда, герой труда: повесть о Ди-Пи», сатирическая поэма (Новый Ульм, 1947)
- «Сахарный завод (Поэма о четырех)»
- «Меченосцы»
Публицистика
- «Стропила над лагерем» (Харьков, 1932)
- «Почему я не хочу возвращаться в СССР?»
Напишите отзыв о статье "Багряный, Иван Павлович"
Примечания
Литература
- Загребельний П. Багряний Іван // УЛЕ - С. 108.
- Енциклопедія українознавства. Словникова частина. - Т. 1. - С. 81.
- МУ-97 - С. 33.
- Шугай О. В. Багряний Іван // Энциклопедия современной Украины . - Т. 2. - К., 2003. - С. 65-66.
- Шевченко Л. А. Багряний Іван Павлович // Энциклопедия истории Украины . - Киев: Наукова думка, 2003. - Т. 1 - С. 162.
- Шевченківські лауреати 1962-2001:Енциклопедичний довідник. - К., 2001. - С. 29-31.
- Жив у Кам’янці поет // Прапор Жовтня (Кам’янець-Подільський). - 1990. - 18 серпня. - С. 4.
- Шугай О. Через терни Гетсиманського саду // Літературна Україна. - 1990. - 6 вересня. - С. 6.
- Шугай О. Через терни Гетсиманського саду: Нове з біографії Івана Багряного // Україна. - 1991. - № 18. - С. 30-35, 3-4 вкладки.
- Гаврильченко О. , Коваленко А. Штрихи до літературного портрета Івана Багряного // Багряний І. Сад Гетсиманський. - К., 1992. - С. 3-18.
- Череватенко Л. «Ходи тільки по лінії найбільшого опору - і ти пізнаєш світ» // Багряний І. Людина біжить над прірвою. - К., 1992. - С. 293-319.
- Дзюба І. Публіцистика Івана Багряного // Сучасність. - 1992. - № 4. - С. 64-70.
- Шугай Олександр . Іван Багряний (1906-1963), письменник, громадський діяч // 100 найвідоміших українців. - К., 2005. - С. 564-571.
Ссылки
- (укр.)
- (укр.)
- // «Вітчизна » № 1-2, 2005 год
Отрывок, характеризующий Багряный, Иван Павлович
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.
Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.
Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом.
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.
Генералы Наполеона – Даву, Ней и Мюрат, находившиеся в близости этой области огня и даже иногда заезжавшие в нее, несколько раз вводили в эту область огня стройные и огромные массы войск. Но противно тому, что неизменно совершалось во всех прежних сражениях, вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля, стройные массы войск возвращались оттуда расстроенными, испуганными толпами. Они вновь устроивали их, но людей все становилось меньше. В половине дня Мюрат послал к Наполеону своего адъютанта с требованием подкрепления.
Наполеон сидел под курганом и пил пунш, когда к нему прискакал адъютант Мюрата с уверениями, что русские будут разбиты, ежели его величество даст еще дивизию.
– Подкрепления? – сказал Наполеон с строгим удивлением, как бы не понимая его слов и глядя на красивого мальчика адъютанта с длинными завитыми черными волосами (так же, как носил волоса Мюрат). «Подкрепления! – подумал Наполеон. – Какого они просят подкрепления, когда у них в руках половина армии, направленной на слабое, неукрепленное крыло русских!»
– Dites au roi de Naples, – строго сказал Наполеон, – qu"il n"est pas midi et que je ne vois pas encore clair sur mon echiquier. Allez… [Скажите неаполитанскому королю, что теперь еще не полдень и что я еще не ясно вижу на своей шахматной доске. Ступайте…]
Красивый мальчик адъютанта с длинными волосами, не отпуская руки от шляпы, тяжело вздохнув, поскакал опять туда, где убивали людей.
Наполеон встал и, подозвав Коленкура и Бертье, стал разговаривать с ними о делах, не касающихся сражения.
В середине разговора, который начинал занимать Наполеона, глаза Бертье обратились на генерала с свитой, который на потной лошади скакал к кургану. Это был Бельяр. Он, слезши с лошади, быстрыми шагами подошел к императору и смело, громким голосом стал доказывать необходимость подкреплений. Он клялся честью, что русские погибли, ежели император даст еще дивизию.
Наполеон вздернул плечами и, ничего не ответив, продолжал свою прогулку. Бельяр громко и оживленно стал говорить с генералами свиты, окружившими его.
– Вы очень пылки, Бельяр, – сказал Наполеон, опять подходя к подъехавшему генералу. – Легко ошибиться в пылу огня. Поезжайте и посмотрите, и тогда приезжайте ко мне.
Не успел еще Бельяр скрыться из вида, как с другой стороны прискакал новый посланный с поля сражения.
– Eh bien, qu"est ce qu"il y a? [Ну, что еще?] – сказал Наполеон тоном человека, раздраженного беспрестанными помехами.
– Sire, le prince… [Государь, герцог…] – начал адъютант.
– Просит подкрепления? – с гневным жестом проговорил Наполеон. Адъютант утвердительно наклонил голову и стал докладывать; но император отвернулся от него, сделав два шага, остановился, вернулся назад и подозвал Бертье. – Надо дать резервы, – сказал он, слегка разводя руками. – Кого послать туда, как вы думаете? – обратился он к Бертье, к этому oison que j"ai fait aigle [гусенку, которого я сделал орлом], как он впоследствии называл его.
– Государь, послать дивизию Клапареда? – сказал Бертье, помнивший наизусть все дивизии, полки и батальоны.
Наполеон утвердительно кивнул головой.
Адъютант поскакал к дивизии Клапареда. И чрез несколько минут молодая гвардия, стоявшая позади кургана, тронулась с своего места. Наполеон молча смотрел по этому направлению.
– Нет, – обратился он вдруг к Бертье, – я не могу послать Клапареда. Пошлите дивизию Фриана, – сказал он.
Хотя не было никакого преимущества в том, чтобы вместо Клапареда посылать дивизию Фриана, и даже было очевидное неудобство и замедление в том, чтобы остановить теперь Клапареда и посылать Фриана, но приказание было с точностью исполнено. Наполеон не видел того, что он в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, – роль, которую он так верно понимал и осуждал.
А кто крестится, тот, кажется, и в соответствии с законом, и в соответствии с Евангелием очищен. С законом - так как Моисей побрызгал кровью агнца, использовав пучок иссопа; в соответствии с Евангелием - так как одежды Христа были белыми, как снег, когда Он показал славу Своего воскресения в Евангелии. Более снега убелен тот, кому грех отпущен.
О таинствах.
Свт. Василий Великий
И приидите, и истяжимся, глаголет Господь. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю; аще же будут яко червленое, яко вóлну убелю
Во многих местах Писания находим подобные выражения, будто бы Бог нисходит на суд, поставляет Себя на одну степень с человеками. Таково, например, следующее: Сам Господь на суд приидет со старейшины людий и со князи их (Ис. 3, 14) . То же и у Михея читается так: слышите слово Господне, Господь рече: востани, судися с горами, яко суд Господень к людем Его, и с людьми Его претися имать. Людие Мои! что сотворих вам, или чим оскорбих вас, или чим стужих вам? отвещайте Ми (ср.: Мих. 6, 1-3). Да и прилично, чтобы суд Божий был не насильственный, а напротив того, имел более общего с теми судами, какие бывают у людей, и подсудимым давал место к оправданию, чтобы человек, видя дело свое приведенным в ясность, и при наказании подтвердил неопровержимые суды Божии, согласившись, что наказание положено на него по всей справедливости, а также и при помиловании усматривал, что прощение дано ему по закону и в порядке. Писание же представляет сие олицетворенно, не потому что Судья каждому из нас будет предлагать вопросы или давать ответы судимому, но чтобы внушить нам заботливость и чтобы мы не забыли подумать о своем оправдании. Вероятно же, что какой-то несказанной силой, во мгновение времени, все дела нашей жизни, как на картине, напечатлеются в памяти нашей души. И таким образом услышим сие: ныне обыдоша их совети их, противу лицу Ми быша (Ос. 7, 2) . И книги, упоминаемые у Даниила (см.: Дан. 7, 10), что иное означают, как не возбуждение Господом в памяти человеческой образов всего соделанного, чтобы каждый вспомнил свои дела и чтобы мы видели, за что подвергаемся наказанию.
Посему после того, как омыт и очищен от скверны греховной, отъял лукавство от души пред очами Божиими, престал от лукавых дел и воспринял познание дел добрых: взыскал суда, избавил обидимого, судил и оправдал вдовицу, – Израиль призывается на состязание, приемля обетование, что будет убелен или как снег, или как вóлна. Таким образом, омовение само по себе недостаточно, чтобы омываемого довести до белизны снега или вóлны, а нужны дела и немалая тщательность; так что омовение производит очищение от скверны, а суд сиру и оправдание вдовицы доставляют и белизну, равную белизне снега или вóлны. Ибо иное и багряное может быть чистым, но не удостоиться убеления. Поскольку же багряное имеет бледно-красный цвет, и червленое – более красный и совершенно красный, то замечено отношение первого к снегу, а последнего к белой вóлне. Итак, красному цвету уподобляются наши грехи, потому что они убийственны для душ. И как неоднократно и тщательно погружаемое в красильный раствор получает цвет более прочный и несмываемый, а окрашенное слегка и как ни есть имеет на себе цвет линючий и легко смываемый, так и душа, напоенная грехом и снискавшая навык ко злу, отпечатлевает в себе невыводимое и как бы выжженное греховное пятно; а душа, менее и как бы слегка пребывавшая во зле, слабее окрашена и запятнана грехом, потому что соразмерно с грехами и цвет выходит сильнее или слабее. Но почему для уподобления из белых веществ избраны снег и вóлна? Потому что вóлна, будучи по природе бела, еще белее делается от тщательной обработки. Посему и жизнь человеческая, естественные пособия усовершая подвижничеством, может гораздо много преуспеть в добродетели. Так и снег, в существе своем будучи вода, от привзошедшего воздуха делается белым, когда влага, порывами ветра сбиваемая в облаках, вследствие сильного движения надувается в пену, отвердев же от охлаждения в воздухе и получив некоторую связность и тяжесть, по естественному влечению несется вниз. Подобно и душа, естественные пособия приумножив собственным подвижничеством и содействием Духа, на праведном суде Божием удостаивается светлости по благодати Божией, данной святым.
Толкование на пророка Исаию.
Готов исцелить немощь твою великий Врач душ, этот готовый Освободитель не одной твоей души, но и всех душ, порабощенных греху. Его это слова, Его это спасительные уста прорекли.
Послания.
Свт. Иоанн Златоуст
Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю
Тогда придите - и рассудим, говорит Господь . Надобно заметить, что везде у пророков ничего Бог так не требует, как защиты обижаемых. Так и в другом месте, как у Михея, когда иудеи говорят: «разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?» , Он присовокупляет: «о, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:7-8) . Также и пророк Давид говорит: «милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь» (Пс. 100:1) .
И придите . Он наперед представил оправдания, потом призывает на суд; наперед научил, как они могли бы избавиться от обвинений, потом и требует отчета, чтобы не осудить их, не имеющих защиты. И истяжимся , говорит, будем судиться. Судясь, Он бывает и защитником и врачом.
Далее, желая показать, что мы, хотя бы сделали великие дела, имеем и тогда нужду в Его человеколюбии для избавления от грехов, говорит: если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю ; берет совершенно противоположные свойства и обещает изменить одно из них на противоположное.
Если будут красны, как пурпур, - как волну убелю . Велика сила покровительства вдовицам, если оно душу, так оскверненную, что она как бы покрыта краскою нечестия, не только освобождает от зла, но и делает столь светлою.
Толкование на пророка Исаию.
Поэтому, хотя бы и впал ты во все роды пороков, скажи самому себе: Бог человеколюбив и желает нашего спасения: Если, - говорит, - будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю, то есть изменю в противоположное состояние. Не будем же отчаиваться: не столь опасно пасть, как, упавши, лежать; не столь опасно быть раненым, как, будучи раненым, не желать исцеления… Говорю это не для того, чтобы сделать вас более беспечными, но чтобы удержать вас от отчаяния.
Беседы на 1-е послание к Коринфянам.
И зачем ты украшаешь тело, между тем как душа остается в небрежении и покрыта нечистотою? Зачем ты не столько заботишься о душе, сколько о теле? Ведь о ней следовало бы даже больше заботиться, но, по крайней мере, возлюбленные, будем иметь о ней хоть какое-то попечение. Скажи мне: если бы кто спросил у тебя, чего бы ты лучше желала - тело ли иметь чистое, здоровое и прекрасное, а одеяние носить бедное, или иметь тело уродливое и больное, но ходить в золоте и щеголять убранством? Не гораздо ли скорее ты захотела бы иметь благообразие в самой природе своего тела, чем в пышности одежд? Ужели же ты по отношению к телу пожелаешь этого, а по отношению к душе - противного? Имея душу отвратительную, безобразную и черную, ужели ты думаешь что-нибудь выиграть чрез золотые украшения? Не крайнее ли это безумие? Обрати лучше эти украшения внутрь и этими ожерельями убери свою душу. Когда они лежат на теле, они не служат ни к его здоровью, ни к красоте. Ведь они не сделают ни черного белым, ни безобразного - красивым и благовидным.
Беседы на Евангелие от Иоанна.
Бог не отказывается защищаться пред людьми, но вопиет чрез пророка: . И не только защищается и судится, но еще учит, как избежать нам осуждения. Не просто сказал: «приидите и истяжимся» , но наперед показал, что нам говорить и что делать, а потом повлек на судилище. Послушай же, что выше сказано у пророка. «Измыйтеся [и] чисти будите, отимите лукавства от душ ваших… научитеся добро творити, …судите сиру и оправдите вдовицу» (Ис. 1:16–17) . И затем говорит: «приидите и истяжимся, глаголет Господь» . Я не хочу, говорит, взять вас (на суд) совершенно беззащитными, но снабдив вас средствами к оправданию. Я призываю к ответу, и судиться с вами хочу не для того, чтобы осудить, но чтобы пощадить. Так говорит (Бог) и в другом месте: «глаголи ты прежде беззакония твоя да оправдишися» (Ис. 43:26) . Есть у тебя жестокий и нещадный обвинитель; предупреди занять его место; загради его бесстыдные уста.
Восемь слов на книгу Бытия. Слово первое.
Свт. Кирилл Александрийский
Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю
Свт. Кирилл Иерусалимский
Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю
А Отец воссядет, и одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна (Дан 7:9). Человекообразно представлено это. Почему? Потому что Он есть Царь людей, неоскверненных грехами. Ибо Он говорит: Грехи ваши … как снег убелю … и как волну . Через что означается отпущение грехов или даже безгрешное состояние.
Огласительные слова для просвещаемых.
Мч. Иустин Философ
Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю
И пророком Исаией, как прежде упоминал я, возвещено, каким образом согрешившие и кающиеся могут освобождаться от грехов.
Апология.
Прп. Ефрем Сирин
Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю
И прииди́те, и истя́жимся друг с другом
то есть если будете судить право и внимать голосу сирых и вдовиц, то приходите ко Мне и просите; Я услышу вас, говорит Господь.
И аще будут греси́ ваши яко багряное, яко снег убелю
Багряный цвет означает оскверненную и погрязшую во грехах плоть, а снег – цвет чистоты и непорочности. «Греси ваши…, яко снег убелятся» иссопом милосердия Моего.
Толкование на книгу пророка Исаии.
Если видишь множество тайных грехов своих, это не должно делать тебя беспечным о своем спасении, потому что Господь твой может очистить тебя и убелить твою черноту. Если грех и глубоко проник в тебя, как краска в волну, то, по написанному у пророка (Ис.1: 18), Господь убелит тебя, как снег. Оставь только, грешник, беззакония свои, приди в сокрушение о грехах, соделанных прежде, и Он примет тебя милостиво.
Толкование на некоторые места плача Иеремии.
Прп. Иоанн Дамаскин
Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю
При таких обещаниях со стороны Бога ты, человече, не долго думая и не медля, обратись ко Христу, человеколюбивому Богу нашему, и просветишься духом, и не помрачится лицо. Вместе с погружением в воде купели при святом крещении будут погребены навеки весь твой позор прежнего человека и вся тяжесть тяготевших над тобою грехов. Тогда ты начнешь новую жизнь свободным от всякого пятна и грязи прегрешений.
О Варлааме и Иоасафе.
Блж. Иероним Стридонский
Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю
Если будут грехи ваши как пурпур, то сделаются белы как снег, и если будут красны как багряница, то будут белы, как руно. Порядок мыслей замечательный: ибо недостаточно того, что сказал: омойтесь, если бы не присоединил будьте чисты (Ис. 1:16) , чтобы после омовения водою имели чистоту сердца, ибо блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5:8) ; когда же получат чистоту сердца, то должны удалить зло из помыслов своих, не пред очами людей, но пред очами Бога, от Котораго ничто не может укрыться. В словах же: перестаньте поступать превратно (Ис. 1:16) , слышится оное евангельское: се здрав еси: ктому не согрешай, да не горшее ти что будет (Ин. 5:14) . А так, удаляясь от пороков, пусть научается добру и заботится о правосудии, помогает притесненному, поддерживает сироту и вдову (Ис. 1:17) , и если исполнить это, то грехи, бывшие прежде кровавыми подобно пурпуру, отпустятся, и дела убийства и крови заменятся одеждою Господнею, сделанною из руна Агнца (Откр. 7:14) , за которым в Апокалипсисе следуют сияющие белизною девства.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.
Блж. Августин
Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю
Что удивительного, если белоснежные одежды обозначают Церковь?
Проповеди.
Для человека необходимо, чтобы благодать Божия не только оправдала нечестивого, то есть из нечестивого сделала его праведным, воздавая добром за его зло, но и чтобы, когда он уже оправдается верою, жил он с этой благодатью и опирался на нее, дабы не упасть. Поэтому в книге Песнь Песней о самой Церкви написано: Кто это восходит убеленной, опираясь на возлюбленного своего (Песн 8:5) ? Убелена та, которая сама по себе не может стать белой. И кем убелена, если ни Тем, Кто говорит через пророка: Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю ? Итак, никаким добром не заслужила она того, что была убелена, а сделавшись белой, уже живет в добре, если только постоянно опирается на Того, Кем убелена. Поэтому и Сам Иисус, на Которого опирается убеленная, сказал Своим ученикам: Без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5) .
О благодати и свободной воле.
Тертуллиан
Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю
Багряным цветом Исаия обозначает кровь пророков, красным (как более славную) - кровь Господа.
Против Маркиона.
Лопухин А.П.
Ст. 18-20 Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят
Только при таком деятельном и искреннем покаянии Господь может допустить к Себе иудеев-грешников и разобрать с ними их дело. Совесть их при этом, конечно, будет страшно мучить их; они будут доходить до отчаяния, вспоминая соделанные ими преступления, и Бог поэтому успокаивает их надеждою на возможность получить прощение от всякого, даже самого тяжкого, греха.
Багряница по евр. schantm от слова schani. Так называлась у евреев густая красная краска, получавшаяся из яичек моллюска, водившегося в изобилии по берегам Финикии и вообще в Средиземном море. Секрет приготовления этой краски знали одни финикияне.
Пурпур по евр. tofe тоже обозначает красную краску. Оба эти синонимические выражения служат символами крови, которою, как выше сказано, были обагрены руки иудеев, и вместе указывают на сильную их греховность, которая не поддается исцелению так же, как не смывается с ткани пурпуровая или багряная краска.
Снег и вόлна (овечья очищенная шерсть, совершенно белая} - символы чистоты, которая у всех народов символически обозначалась белым цветом одежд (ср. Пс. 50:9 ; Дан. 7:9).
Будете вкушать – меч пожрет . Здесь очевидная игра слов: или евреи будут вкушать плоды земли или их самих пожрет меч, который, как принято выражаться, въедается в тело того, на кого обрушивается (Втор. 32:42) .
Толковая Библия.