Sample Sidebar Module

This is a sample module published to the sidebar_top position, using the -sidebar module class suffix. There is also a sidebar_bottom position below the menu.

Главная

Документы

Учебная работа

Воспитательная работа

О корпусе

Sample Sidebar Module

This is a sample module published to the sidebar_bottom position, using the -sidebar module class suffix. There is also a sidebar_top position below the search.
Эмоционально-волевая сфера подростков

Дети к подростковому возрасту уже имеют овладеть своим поведением ради определенной цели, но еще не имеет цели такой значимости, ради которой следовало бы это осуществлять. Цели, которые они ставят перед собой, часто не имеют личного смысла, ситуативные, заимствованные. Это обусловливает быструю и неоправданную, с точки зрения наблюдателя, смену целей. Часто, «проиграв» в уме ситуацию выбора и создав определенное намерение, подросток мысленно, в воображении достигает желаемого. Эмоционально он уже переживает достижение этой цели.

Часто подросток ставит перед собой какую-то цель и даже начинает что- либо делать по ее достижению. Но затем, столкнувшись с трудностями или потеряв к этому делу интерес по какой-то причине, он меняет цель или вообще отказывается от постановки каких-либо целей.

Для подростка очень важна эмоциональная значительность целиИначе говоря, у подростка сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. Таким образом, формирование воли в подростковом возрасте требует, прежде всего «усиления воли» развития того, ради чего должно осуществится волевое поведение. Развивать волевое поведение подростка нужно, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения, поддерживая и укрепляя возникшие у него намерения. Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важны, а не задавались искусственно.

Подростки склонны «укреплять», «проверять» волю в каких-то особых ситуациях, совершенно отличных от их повседневной жизни. Волевое поведение, призванное обслуживать какую-то другую, но не повседневную жизнь. Подросток как бы играет в «волевого человека». Перенесение на обычную жизнь этого, как и всякого другого, игрового умения очень затруднено для подростка и даже вызывает у него протест. Поэтому, помогая школьнику добиваться определенной цели, не следует акцентировать внимание на том, что таким образом развивается воля. Гораздо более эффективно обратить внимание подростка на то, какие позитивные чувства возникают у него в связи с «победой над собой»; над своим нежеланием что-либо делать, собственным страхом.

Подростки часто смешивают проявление таких качеств как настойчивость, упрямство, следование определенным принципам и стремление во что бы то ни стало настоять на своем. Поэтому очень важны беседы с подростками, в процессе которых они научаются различать эти проявления.

Особенностью волевого поведения в 12-14 летнем возрасте является отсутствие или чрезвычайно слабая представленность в нем исполнительского звена.

Очень важно обеспечивать школьников средствами достижения желаемой цели, организации своего поведения. К таким средствам относятся: умение учитывать последствия совершенных и несовершенных поступков для себя и других, способность представлять такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально (например, представить собственные переживания при ответе не выученного урока).

Подростков следует обучать умению представлять себе, как они будут себя чувствовать в дальнейшем, через определенное время. Это для них очень трудно, поскольку «подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния».

Для подросткового возраста характерна «установка на отказ от усилия», особенно от усилия длительного, и своеобразная «экономия энергии». Здесь необходимо учить подростков ставить промежуточные цели, разбивать намерение на ряд конкретных, достаточно мелких этапов и вознаграждать себя за преодоление каждого из этих этапов.

Существенная черта подросткового возраста, оказывающая влияние на поведение, развитие школьника – сила потребностей, мотивов, интенсивность и острота эмоциональных реакций.

У подростков возникает повышенная потребность в эмоциональном насыщении, «жажду ощущений», причем новых и сильных. Подростки бурно и непосредственно выражают свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. У них легко возникают переживания, эмоциональная напряженность.

Противоречия могут приводить к частым и достаточно продолжительным аффектам. Особенностью аффекта является полная блокировка интеллекта, и разрядка происходит в виде активного выброса эмоций: ярость, гнев, страх. Аффект является свидетельством того, что человек не может найти адекватного выхода из ситуации.

Переживание аффекта оставляет в психике особый – «аффективный» след травмировавшего опыта. Такие следы могут накапливаться в ситуациях, сходных (даже лишь в некоторых чертах, деталях) с той, которая первоначально вызывала аффект. В результате аффективные реакции могут возникать и по незначительным поводам, и даже без реального повода.

В случае аффекта важно создать условия для «разрядки» аффекта без особо вредных последствий для подростка и окружения: отвести в тихую комнату, на какое- то время оставить его одного, ударять по какому-нибудь мягкому предмету, боксерской груше, дать выплакаться, выпить чистой воды. Когда подросток успокоится, нужно побеседовать с ним. После приступа аффекта школьник вместе с облегчением часто испытывает чувство вины. Попытка разобраться, что произошло, чем вызвана вспышка, препятствует возникновению аффективного следа.

Главная

Документы

Учебная работа

Воспитательная работа

О корпусе

Контактная информация

Адрес: 344032, г. Ростов-на-Дону, ул. Казахская, д. 57А

Время работы: Пн - Пт: с 08.30 до 17.00, Сб, Вс - выходные дни

Телефон/факс: (863) 254-78-77 (приёмная), электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Электронный журнал