Проект «География в детском саду-путь познания окружающего мира. География для детей кругосветное путешествие География для малышей программа занятий

Сегодняшний пост и несколько следующих я хотела бы посвятить нашим занятиям по географии, точнее повторению пройденного (повторению, так как хочу с осени продолжить тему и начать новый цикл занятий в этой области). Все, о чем я писала и буду писать, мы с Дашей применяем в своей жизни, но в силу разных причин одни тему разрываются и получается, что несколько дней мы изучаем воду, а потом прерываемся и только через несколько недель приступаем к почве и т.д. Пока на улице лето и очень многое можно сделать и попробовать «прямо тут и прямо сейчас» я решила кратко повторить все, что мы проходили, но уже в упрощенном варианте и с большим творческим уклоном.


Итак, начали мы с того, что вспомнили, какой формы наша Земля. Даша показала на маленький мячик и сказала, что такая же круглая, только очень большая. Для наглядности мы взяли большое блюдце и мяч. Я предложила ей отправить нашего любимого волка в путешествие и представить себе, что блюдо – это Земля (ведь раньше все думали, что она плоская, мы даже вспомнили, как строили модель из слонов и черепахи, которые держат землю и посмотрели фото, как Даша в роли черепахи держала Землю). Волк отправился в путешествие и дошел до конца Земли (((А когда мы отправили его в прогулку по Земле –мячику, то он совершил оборот вокруг Земли и снова вернулся домой!

Потом мы посмотрели, найденную дома энциклопедию (еще моего детства) про планеты и Землю, рассмотрели рисунки, где показано и рассказано, как Земля вращается вокруг своей оси, вокруг Солнца и где все это время находится Луна. А потом отправились ставить эксперимент в ванную. Почему в ванну? Да потому, что там темно. Я дала в руки Даше фонарик, сама и велела светить на Землю (мячик). С одной стороны прижала к мячу волка, с другой кенгуру. Даша стала светить в одну точку, а я крутить нашу Землю и получалось, что если светло волку, то темно кенгуру. Так мы выяснили, как сменяется день и ночь.

Потом мы посмотрели кусочек мультфильма География для самых маленьких, а точнее кусок, который посвящен океану и материкам, откуда что взялось, как называется и как выглядит. Очень интересно был показан процесс расформирования материков на несколько из одного целого.


Посмотрев мультфильм, мы отправились собирать собственный паззл))) Я вырезала несколько кругов разного размера и схематично написала и нарисовала составные части нашего паззла: планета Земля, материк, страна, город, дом и Даша стала собирать его сначала начиная с дома (я ей подсказывала), а потом от Земли самостоятельно.

В завершении мы нарисовали собственную планету Земля (Даша рисовала сама), а потом попросила лист бумаги и стала рисовать землю, по которой мы ходим. Сначала она зарисовала лист коричневой краской, а потом стала наносить на него другие цвета. Я стала расспрашивать, что она рисует и почему именно так. Она тогда ответила, что земля на самом деле не черная и не коричневая, она цветная, так как в ней отражается солнышко, на ней растет трава и красивые цветы и все цвета сливаются и получается «вон как красиво!»

Я никогда не думала, что Даша представляет землю такой, в которой солнышко отражается! Моя малышка не перестает меня удивлять)))

В этом году мы с Софьюшкой организуем еще один грандиозный проект из серии «Занимательная география для детей » . Это будет « Весёлое кругосветное путешествие » .

Я сделала список из 196 стран мира, разбив его по частям света, добавила некоторые не всеми признанные страны, такие как Северный Кипр, и спорные территории, а также территории с особым статусом, такие как Гибралтар, Гонконг и другие.

Вначале мы с Софьей просто рассматривали карты для детей, чтобы познакомиться с различными частями света и их обитателями 🙂



Страны Африки
Страны Северной Америки
Страны Южной Америки
Страны Австралии и Океании

Путешествовать по странам мы начали с , удивительной страны с богатым культурным наследием. Веселое и интересное путешествие, на подготовку к которому маме понадобилось два дня, нам обеим очень понравилось. И тогда мы решили побывать в Индии. Индия - насколько это невероятная страна! Столько памятников, столько необычного, о чем я и не знала, о чем мне бы хотелось поведать Софье!


И вот я с энтузиазмом начала поиски и... завязла в подготовке материалов к занятию... Оказалось, что в интернете очень мало подобной информации, подобранной для детей, все нужно собирать по кусочкам. Затрачивается неимоверное количество времени на обработку, на собирание качественного материла, продумывания занятий. Не хочется делать быстро, поверхностно, хочется, чтобы большинство тем было охвачено, разработано.

И я подумала, а почему бы нам, любящим мамам любознательных малышей не объединиться и не собрать совместными усилиями большую бесплатную педагогическую копилку «Занимательная география для детей – кругосветное путешествие » ?

Так родилась идея проекта, для которого нам понадобятся, по крайней мере, двести участников-энтузиастов 🙂 Что нужно делать?

1) Выберите страну, в которой Вы побывали, или, возможно, живете, которую Вы любите, куда хотели бы отправиться, о которой Вам хотелось бы в первую очередь поведать своему ребенку, материалы по которой Вам будет интресно подбирать и изучать.

Мне, например, особенно близка такая страна, как . Мы провели в Йемене с родителями целый год, когда мне было десять лет. И это был один из самых счастливых периодов в моей жизни.

2) Чтобы поиски велись более равномерно, заранее пришлите мне название страны или стран, которую/которые Вы выбрали, чтобы я могла разместить информацию о выбранных странах на блоге. Тем не менее, не страшно, если какие-то страны с особенно богатым культурным и историческим наследием, привлекут интерес нескольких мам. Ведь « одна голова - хорошо, а две - лучше » 🙂 Возможно, что какие-то на какие-то страны «заявок» не будет. Не страшно!

3) П олучайте удовольствие от поисков, играйте с ребенком, а затем делитесь Вашими находками, фотографиями занятий и идеями с другими мамами. Для этого присылайте материалы для публикации на блоге на [email protected] либо в виде ссылок на Ваш блог либо в формате ворд , а также добавляйте ссылки на интересные находки в комментариях 🙂

Несколько идей.

Можно использовать элементы следующей схемы для подготовки материалов:

  • Флаг, символы, географическое положение, страны-соседи
  • Города, архитектурные памятники, реки, горы, фотографии пейзажей
  • Животный и растительный мир
  • Люди: изобретатели, исторические персонажи, великие личности
  • Костюмы разных регионов
  • Песни, музыка, театральное искусство
  • Изобразительное искусство
  • Герои мультфильмов, сказок, кино
  • Обычаи, кухня
  • Необычные факты

Не ограничивайте Вашу фантазию! Можно создать всемозможные презентации, например, картин под музыку великих композиторов, подобрать музыкальные отрывки, под которые так приятно заниматься творческими заданиями, подготовить раскраски флагов и символов, ...

Малышам очень интересен окружающий мир. Маленькие почемучки готовы с утра до вечера задавать вопросы. Чтобы ответить на некоторые из них, родителям приходится быть очень изобретательными.

Сведения об окружающем мире в доступной и интересной форме – это география для детей, которая еще не содержит сложных понятий и терминов. Обладая средним уровнем знаний, каждый родитель может обучить малыша ее основам.

Из этой статьи вы узнаете

Предмет изучения

География детям с малых лет в простой и доступной форме доносит знания о планете Земля. Она включает в себя элементы физической, социально-экономической, политической географии, немножко геологии, ботаники и зоологии.

Нужно исходить из потребностей конкретного ребенка, делая больше уклон в ту или другую сторону. С чем знаком малыш четырех, пяти лет, изучающий детскую географию?

  1. Он знаком с глобусом и картой, изображающим планету на которой живет.
  2. Различает на глобусе и карте материки, океаны, моря, части света.
  3. Знает различные формы рельефа и природные зоны: равнины и горы; леса, степи, пустыни, реки.
  4. Отличает смену времен года, месяцев и времени суток.
  5. Знает название сторон света – север, юг, запад, восток, положение их на карте и на местности.
  6. Знаком с шестью материками и четырьмя океанами. Знает об отличиях климата на разных материках, уникальном животном и растительном мире.
  7. Имеет понятие о существовании разных стран, в которых живут люди других национальностей со своими обычаями. Может показать на карте несколько стран, знает их столицы. Малышу рассказали кратко о самом интересном и необычном (достопримечательностях, праздниках, людях, блюдах национальной кухни, сказках).

Если вы изучаете с ребенком географию, постарайтесь придерживаться такого плана подачи знаний.

Самых маленьких детей полутора лет нужно заинтересовать обучением. Научить задавать вопросы, видеть окружающую красоту. Знать, что такое песочек, какая земля. Почему растет травка, какого она цвета и т. д.

Особенности детской географии

Наглядная подача информации

Ребенку нужно купить глобус и большую цветную географическую карту. Рассматривайте вместе эти интересные предметы. Сначала малыш познакомится с формой нашей планеты – она круглая.

Потом начнет рассматривать цвета. Расскажите ему, что синий цвет – это вода океанов, морей, рек, озер. Все остальные цвета – это суша. Если изучаете страны, нужна политическая карта.

Распечатайте на черно-белом принтере флаги государств и раскрашивайте вместе, прикрепляя потом к карте там, где находится страна флага. Помимо глобуса и карты, можно найти много детских журналов, книжек и игр с элементами обучения географии.

Сказочная история

С изучением детской географии замечательно помогают сказочные герои. В русских народных сказках главный герой все время путешествует в поисках своего счастья, изучая обычаи и культуру других стран, и рельеф местности по пути. Можно купить «сказочную» географическую карту или сделать ее самостоятельно.

В России некоторые сказочные герои имеют постоянные места прописки, например, Чебурашка живет в Москве, дом Деда Мороза стоит в городе Великий Устюг и т. д. Можно «селить» сказочных персонажей в той стране, где была написана сказка.

Повесив карту на стену, и рассматривая ее каждый день вместе с ребенком, называйте материки, океаны, страны и их столицы. Вы можете быть уверены, что ваш малыш никогда не перепутает Швецию со Швейцарией, и не будет искать Амазонку в Африке на уроке географии в школе.

Условия для занятий

Для того чтобы занятия географией проходили успешно, необходимо учитывать особенности ребенка:

  • быструю утомляемость;
  • обостренное чувство самолюбия (в определенном возрасте);
  • интерес к усвоению знаний посредством игры;
  • потребность в вашем поощрении (словесном).

Исходя из этого, можно сделать вывод об особенности проведения занятий:

  • уроки должны быть короткими (5-10 минут);
  • нужно доверять ребенку, не проверяя, как он усвоил знания;
  • занятие должно быть заранее подготовлено и интересно, проходить в игровой форме, с яркими, наглядными материалами по географии;
  • хвалить малыша за его интерес к занятиям.

Ребенку необходимо быть заинтересованным в том, что ему рассказывают. География для малышей двух лет предмет незнакомый, поэтому ожидать конкретных вопросов на разнообразные темы по предмету не приходится.

Можно зацепившись за сторонний вопрос, который заинтересовал, развить тему в нужном вам направлении. Вопросы должны возникать у ребенка после знакомства с новым явлением или предметом, неизвестным ранее, поразившим его воображение.

Просмотр по телевизору программ о природе не лучший способ познакомить малыша полутора лет с географией. В этом случае вы скорее познакомите его с телевизором.

Лучше повезите его на природу, туда, где есть разнообразный ландшафт, течет речка или расстилаются поля. Пусть он почувствует красоту, которая его окружает, увидит синее небо, далекий горизонт. Расскажите малышу, что там, далеко за горизонтом есть другие страны. Что попасть туда совсем не так просто как кажется.

Малыш познакомится со многими понятиями физической географии после такой прогулки. Для детей четырех лет и старше есть интересные серии мультфильмов: «География для малышей», «Почемучка» и т. д.

Для того чтобы у ребенка возникали вопросы можно купить на географическую тему интересные детские игры, игрушки, магнитные карточки, красивые картинки. По картинкам объяснять малышу природные явления окружающего мира, которые изучает физическая география, необходимо с полутора-двух лет.

Очень интересен способ усвоения информации у детей. Они всему безоговорочно верят. Особенно если авторитет рассказчика не вызывает у них никакого сомнения. Детей очень легко обмануть. Поэтому, если вы чего-то не знаете, не отвечайте на вопрос ерунду, попросите у малыша время на раздумья.

Малыши быстро устают. Долгие занятия им не под силу. Не нужно затягивать увлекательный рассказ, потому что вам очень интересно его закончить. Говорите кратко просто и ясно. Другое дело если география детям интересна, и они сами просят рассказывать дальше.

Обычно на одном предмете малыши сосредотачивают свое внимание не дольше пяти или десяти минут. Рассчитывайте уложить урок географии в это время. Это требует предварительной подготовки и продуманного плана. Желательно проводить ежедневные домашние занятия в одно и то же время.

Чтобы научить ребенка замечать и осмысливать окружающий мир, изучая географию, общайтесь с ним на прогулке, показывая и называя предметы и явления.

Цель изучения

Для многих взрослых география не являлась любимым предметом в школе. Это не повод думать, что ребенку она будет неинтересна. Рассказать малышу о реальности существующего мира в доступных для его сознания формах как можно раньше необходимо по нескольким причинам:

  • для формирования правильной жизненной установки, направленной на интерес к окружающему миру и усвоение знаний;
  • для своевременного развития мышления, речи, воображения и т. д.;
  • чтобы школьные знания в дальнейшем хорошо усвоились без насилия над разумом и чувствами ребенка;
  • чтобы малыш не рос эгоистом, с детства понимая как велика планета Земля, на которой он живет вместе с миллиардами людей.

Уроки географии помогут заложить в ребенке с детства уважение к людям другой национальности. Ребенок поймет, что планета Земля, на которой он живет, нуждается в охране и бережном отношении к ее ресурсам.

Ольга Гаврилова

b]Введение

В наши дни, когда мир на грани экологической катастрофы, экологическое восприятие, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы в изучении окружающего мира должны даваться нами - дошкольными работниками.

Изучаю научно-методическую литературу и ресурсы интернета пришла к мысли, что изучение окружающего мира можно ввести через предмета «география». Но так как этот предмет не введен в программу ДОУ. В связи с этим существует потребность в разработке темы, совершенствовании организации, структуры, содержания и форм ведения географии в детском саду. Мною был разработан проект: «География в детском саду - путь познания окружающего мира». Данный проект направлен на формирование целостной картинки окружающего мира. Содержание проекта раскрывает средства и формы исследовательской деятельности детей, с учетом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира.

Основная часть

Выбор темы «География в детском саду - путь познания окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости поставленной задачи в этом проекте. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказывать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой.

В своем проекте «География в детском саду - путь познания окружающего мира» я применила новый методический подход к организации поисково-исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Главное достоинство данного проекта в том, что он дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют совместные действия: изучают окружающий мир, учатся беречь и любить природу.

Цель проекта: создание условий для развития элементарных естественно-научных представлений о земле, природе; развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

1. развивать у детей представления о единстве окружающего мира и самого себя;

2. развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними, в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

3. расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

4. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;

5. воспитать любовь к природе, умение воспринимать ее красоту.

Этапы осуществления проекта:

1 этап - подготовительный

Задачи этапа:

Разработка проекта;

Анкетирование детей и родителей.

Ожидаемые результаты: разработка проекта «География в детском саду - путь познания окружающего мира».

2 этап - практический

Задачи этапа:

Внедрение проекта в группу детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности;

Экспериментальная проверка проекта.

Ожидаемые результаты:

Внедрение проекта в систему дополнительного дошкольного образования;

Развитие любознательности, самостоятельности, творческих способностей у детей;

Овладение элементарными представлениями о географии;

Устойчивый интерес к познанию новых знаний, желание заниматься в кружке.

3 этап - обобщающий

Задачи этапа:

Обработка данных, описание результатов деятельности;

Соотнесение результатов с целями;

Выявление степени удовлетворенности обучающихся, их родителей содержанием, организацией и результатами дополнительного дошкольного образования;

Подготовка аналитического отчета по результатам, методических рекомендаций.

Достижение цели и решение задач проекта обеспечивается путем реализации системы мероприятий, сгруппированных по ключевым направлениям деятельности, которые становятся основой для введения предмета «география» в систему дополнительного дошкольного образования. Активное участие в проекте «География в детском саду - путь познания окружающего мира» предполагает занятия в кружковой деятельности.

Форма занятия: кружковая работа.

Длительность проекта: 1 год.

Время проведения: 1 раз в неделю

Длительность занятия: 25 мин.

Базовые средства: беседы, опыты, эксперименты, игры, опорные карточки, календарь природы, карты «Физическая карта Мира», контурная карта мира, глобус.

Структура занятия:

Ставить проблему;

Принимать и ставить цель;

Решать проблему;

Анализировать объект и явления;

Выдвигать гипотезы;

Осуществлять эксперимент;

Делать выводы.

Заключе ние

Мною, построенные занятия по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности, формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, через экспериментирование. Одной из задач проекта была заложить основы нравственного отношения детей к природе.

По окончанию учебного года ожидаемые результаты от данного проекта оправдались:

Сформировались у детей элементарные естественно-научных представления о Земле;

Повысился интерес к природе и к бережному отношению к ней;

Дети пользуются специальной терминологией, пополнился словарный запас многими понятиями;

Повысился рост уровня любознательности, наблюдательности;

Дети самостоятельно делают выводы и выдвигают гипотезы;

Улучшился психологический климат в группе;

Произошло изменение отношения «Дети – Родители», «Родители - Воспитатели» (улучшилось взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность).

Приложение

Программа проекта

«География в детском саду - путь познания окружающего мира»

№ п/п Разделы, темы Практические работы


Подготовительный этап

Изучение научно-методической литературы;

Разработка программы проекта «География в детском саду -путь познания окружающего мира».

Проект «География в детском саду -путь познания окружающего мира».

Практический этап

1-2 неделя Сентября

Опрос родителей и беседа с детьми о необходимости введения географии в дополнительную дошкольную подготовку.

Анализ полученных результатов исследования.

Мир вокруг нас.

Плакат «Солнечная система».

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 3).

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Зачем Меркурию лен?» (о планетах Солнечной системы). (с. 4)

2. Изучение природы человеком. Естественные науки. - Знакомство с оборудованием для научных исследований (микроскоп, лупа, фонарь).

3. Планета Земля. - Плакат внутреннего строения Земли.

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «День и ночь» (с. 3)

4 Что у нас над головой? - Лепка коллективная работа моделей Солнца, Луны и звезд.

5 Что у нас под ногами? - Опыт «Камушки под лупой»

(гранит, известняк, кремень)

6 Мини досуг «Кладоискатели» - Закрепление знаний о природных ископаемых.

Работа с родителями «Изготовление поделок из природного материала».

7 Сюжетно – ролевая игра: “Научная лаборатория”. - Закрепление полученных знаний;

Приобретение навыков действий в экстремальной деятельности;

Формировать творческие способности.

Глобус. - Лепка модели Земли

9. Карта. - Работа с контурной картой,


- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 5)

10 Стороны горизонта. - Прогулка с компасом, «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 7).

11 Времена года. - Плакат «Времена года».

Работа с дидактическим материалом.

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 6)

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Подарок Земли» (про времена года). (с. 7)

Многообразие явлений природы. Извержения вулканов.

Опыт «Извержение вулкана».

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Самые высокие?» (про горы). (с. 12)

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Дружба ничего не боится» (о вулканах). (с. 13)

13. Землетрясения. Эксперимент «Землетрясение».

Чтение:«География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Гора» (склон, вершина, пик, подошва). (с. 14)

14. Гром и молния. Опыт «Как получается электричество».

15. Листопад. -Эксперимент «Листопад».

Работа с родителями «Осенний букет».


Суша планеты. Материки.

Карта полушарий.

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 7)

Тепловые пояса.

Опыт с настольной лампой.

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 10, 11)

18. Почва «Земля матушка» - Опыт «Свойства почвы».

19. Огород на подоконнике. - Эксперимент (цель: вырасти овощи на подоконнике).

20. Воды суши. Реки, озера, моря. -Карта полушарий.

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 8, 16, 18)

21. Вода. «Весёлая капелька.» Опыт «Свойства воды».

22. Вода. «Кто пьет воду?» Опыт «Живое и неживое».

Планета Земля как среда обитания живых организмов.

Дид. игра «Разнообразные животные».

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 12, 13, 20 «Живая природа»)

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Самые опасные» (про обитателей Амазонии: крокодиле, анаконде, пираньях). (с. 17)

24. Разнообразие материков.

Карта полушарий.

Контурная карта полушарий.

Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Счастливые земляне» (о расах и национальностях». (с. 22)

Я живу в России.


Презентация «Особенности России».

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 23)

Мой дом Кузбасс.

Достопримечательности Кузбасса (работа с наглядным материалом).

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 25)

27. Моя малая Родина - Топки.

Знакомство с достопримечательностями г. Топки.

Экскурсия по г. Топки.

28. Итоговая работа. Я и моя семья в жизни города. - Совместная работа с родителям

«Семейный альбом».

29. Обобщающий этап

3-4 неделя Мая

Оценка эффективности реализации проекта «География в детском саду -путь познания окружающего мира»;

Анализ удовлетворенности потребностей дошкольников в изучении географии посредством анкетирования. Отчет-анализ.

Родительское собрание по итогам реализации проекта «География в детском саду - путь познания окружающего мира

Добрый день!

Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, для чего необходимо с детьми изучать такую сложную науку, как география.

В детстве я очень не любила этот предмет в школе, я не понимала и половины того, что нам объясняли, точнее понимала, но не запоминала, так как эти знания были мне не нужны. Зачем же начинать знакомиться с географией 3-4-5 летнего малыша, спросите вы. На этот вопрос я попытаюсь сейчас вам ответить.

Что такое география? Это не только знание, где находится земное ядро или кора, где добывается уголь и нефть, и как отличается экономика слаборазвитых стран от стран с индустриальной экономикой.

Это, в первую очередь, понимание того, что находится вокруг тебя: лес, горы, поле, небо, река, море и т.д. Это тоже география, но простая и доступная дл понятия. Вот идете вы с ребенком на прогулку и говорите ему: «Смотри, какое небо». Малыш поднимает голову и смотрит. Что он видит? Голубая, бела или серая масса (в зависимости от погоды). А почему бы не пойти дальше и не поиграть в это самое небо. Пусть далеко оно, пусть он его не потрогает, но ведь и мы не трогали. С одной стороны вещь очень абстрактная, а с другой…


А если придя домой, вы нарисуете небо, а если еще и облака сделаете, например, из ваты, а попутно расскажите, что вата мягкая, как облако. И не важно, что вы его, это самое облако сами никогда не трогали, но ведь главное, что вы задействуете не только зрительную, но и тактильную функцию. Ребенок потрогает вату и в голове ассоциация с облаком останется. А если вы про него стихи и сказки почитаете, а если под музыку порисует или картины посмотрите. Да столько всего придумать можно. Весело? А это География! Можете назвать ее природоведением, но суть останется прежней.

И так шаг за шагом большой и такой неизведанный мир станет малышу чуточку ближе. И вот он уже почувствовал и понял, что если долго подниматься вверх, то можно забраться на гору, а она высокая!!! А если гора «волшебная», то она еще и пар может выпустить или и того больше, необычную штуку под названием лава!

А если идти долго никуда не опускаясь и не поднимаясь, то это равнина, а если спустимся, то можем в овраг попасть. И так шаг за шагом вы придете к тому, что ваш ребенок спросит вас о том, где вы живете. «В России», — ответите вы. А это где? И вот тут вы можете перейти на следующий этап и объяснить ему, что Россия – это страна и таких стран много, и все они на материках располагаются.

И вот вы уже рассказываете ему про Африку. Рисуете льва, лепите жирафа и читаете сказку про неугомонного слоненка, который хотел знать, что у крокодила на обед.

Постепенно вы узнаете и о материках и о странах, о том, как, и где живут люди. Уверяю, вам самим это будет интересно. Я открыла для себя столько нового, пока пыталась простым языком объяснить ребенку что-то очень далекое и возможно еще совсем не понятное, но когда я вижу живой интерес в глазах, когда слышу вопрос за вопросом о том, как и что и где, то сомнения о надобности или ненадобности таких занятий отпадает.

Занимайтесь на здоровье! Надеюсь ваши путешествия будут интересными и увлекательными!

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Костюченко Мария.